№
|
Наименование раздела программы.
|
Тема урока.
|
Кол. Часов.
|
Тип урока.
|
Форма урока.
|
Элементы содержания.
|
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат).
|
Вид контроля. Измерители.
|
Дом. Задание.
|
Дата.
|
По плану
|
Факт.
|
|
Введение.
|
|
1час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
Русская литература и история.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Беседа.
|
Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
|
Знать понятие «художественная литература», понимать характерные черты русской литературы, интерес писателей к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества.
|
План статьи учебника ,тезисы беседы.
|
Повторить материал о жанрах устного народного творчества.
|
|
|
|
Устное народное творчество.
|
|
3 час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
Русские народные песни.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя .
|
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
|
Знать определение понятий «народная», «лирическая», «историческая» песни, особенности этого жанра, виды песен.
|
Прочитать статью учебника, песни. Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях.
|
Прочитать песни.
|
|
|
3
|
|
Лирические песни. Частушка
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Беседа.
|
Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ночка темная», «Вдоль по улице метелица метет…» Частушка как малый песенный жанр.
|
Уметь объяснить особенности лирических песен (песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы).Знать особенности частушек.
|
Выразительное чтение.
|
Выучить любую песню наизусть. Сочинить частушку на школьную тему.
|
|
|
4
|
|
Исторические песни. Предания.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Беседа
|
Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Предания как исторический жанр народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Художественное своеобразие исторических песен.
|
Уметь определять жанровые особенности исторических песен и преданий.
|
Выразительное чтение.
|
Выучить любую песню наизусть.
|
|
|
5
|
Региональный компонент.1
|
Северная лирическая песня.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа. Слушанье песен.
|
Северная лирическая песня. «Калина в саду», «Говорил я своей любушке», «Мимо моего садику» и др.
|
Знать песни своего края.
|
Запись концерта Академического Северного русского народного хора.
|
Выучить наизусть любую песню.
|
|
|
|
Из литературы древнерусской.
|
|
2 час
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
«Житие Александра Невского»
|
1
|
Урок новых знаний
|
Рассказ учителя . Беседа.
|
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.
|
Знать определение понятий «летопись». «житие». Уметь раскрывать художественное своеобразие произведения через образ главного героя.
|
Осмысление сюжета, событий, характеров, ответы на вопросы.
|
Чтение жития, подготовить письменную характеристику князя Александра Невского. Прочитать повесть «Шемякин суд».
|
|
|
7
|
|
Сатирическая повесть «Шемякин суд».
|
1
|
Урок внеклассного чтения.1.
|
Комментированное чтение.
|
Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Сатирическое произведение.
|
Знать определение сатирической повести, её содержание, жанровые особенности. Уметь находить приемы сатирического изображения.
|
Выразительное чтение. Ответить на вопросы.
|
Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».
|
|
|
|
Из литературы 18 века.
|
|
2час
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе. Создание «Недоросля». Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
|
Знать автора, его факты жизни и творчества, историю создания пьесы, действующих лиц,, сюжет.
|
Комментированное чтение.
|
Ответить на вопросы. Перечитать сцены.
|
|
|
9
|
|
Назначение человека, его роль в жизни общества.
|
1
|
Урок закрепления
|
Практикум.
|
Проблема воспитания истинного гражданина .Говорящие имена –характеристики. Гуманистический пафос комедии.
|
Уметь анализировать текст, давать характеристику героям, определяя особенности речи персонажей.
|
Словарная работа. Анализ текста.
|
Подобрать материал к темам сочинений «Смысл названия комедии», «Положительный идеал Д.И. Фонвизина», «Вот злонравия достойные плоды».
|
|
|
10
|
Рр1
|
Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
|
1
|
Урок развития речи.1
|
Практикум.
|
Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме.
|
Уметь отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой , умело цитировать.
|
Написать сочинение. Редактирование написанного.
|
Оформить афишу к комедии.
|
|
|
|
Из литературы 19 века.
|
|
21час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
1.И.А. Крылов. Басни.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о баснописце .Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
|
Знать автора, особенности басен.
|
Выразительное чтение.
|
Выучить наизусть одну басню.
|
|
|
12
|
|
2.К.Ф. Рылеев. Думы.
|
1
|
Урок новых знаний
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о поэте. Особенности жанра думы. Дума «Смерть Ермака», её связь с русской историей. Тема расширения русских земель.
|
Знать автора, особенности думы
|
Выразительное чтение.
|
Выучить отрывок наизусть.
|
|
|
13
|
|
3.А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лирика.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Беседа. Рассказ учителя.
|
Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Любовная лирика. Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
|
Знать факты жизни поэта, понимать отношение Пушкина к лицейскому братству и любви.
|
Выразительное чтение. Анализ стихотворений «Туча», «К***»( «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября».
|
Выучить наизусть.
|
|
|
14
|
|
4.Пушкин и история.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачева».История пугачевского восстания в художественном произведении. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.
|
Уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя.
|
Ответить на вопросы. Работа со статьей учебника.
|
Прочитать роман «Капитанская дочка».
|
|
|
15
|
|
5.А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
|
4
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
История создания романа. Герои и их исторические портреты.
|
Знать творческую историю романа, сюжет, героев.
|
Анализ текста.
|
Перечитать главы романа.
|
|
|
16
|
|
6.Гринев: жизненный путь героя.
|
|
Урок закрепления.
|
Беседа.
|
Петр Гринев. Формирование характера. Нравственная оценка.
|
Понимать сюжет, выделять сцены.
|
Анализ текста.
|
Подготовить рассказ о Гриневе.
|
|
|
17
|
|
7.Семья капитана Миронова. Маша Миронова.
|
|
Урок закрепления.
|
Беседа.
|
Семья капитана Миронова. Маша. Швабрин.
|
Комментировать текст, искать ответы на вопросы.
|
Анализ текста.
|
Подготовить сообщение «История отношений Гринева и Маши».
|
|
|
18
|
|
8.Пугачев и народное восстание.
|
|
Урок закрепления.
|
Беседа.
|
Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ.
|
Уметь комментировать текст
|
Анализ текста.
|
Подготовить рассказ о Пугачеве в романе. Наизусть отрывок из романа.
|
|
|
19
|
Рр2
|
Сочинение по роману А.С. Пушкина «капитанская дочка».
|
1
|
Урок развития речи.2.
|
Сочинение.
|
Тема, идея, план. Гринев в жизненных испытаниях.
|
Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, строить развернутое высказывание.
|
Создание сочинения «Береги честь смолоду»(Гринев в жизненных испытаниях).
|
Прочитать повесть «Пиковая дама».
|
|
|
20
|
|
9.А.С. Пушкин «Пиковая дама».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
|
Понимать нравственную проблематику повести, особенности Жизненной философии героя.
|
Ответы на вопросы.
|
Прочитать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
|
|
|
21
|
|
10.М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Лирика.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова.
|
Знать факты жизни поэта. Знать наизусть стихи .
|
Выразительное чтение.
|
Составить план поэмы.
|
|
|
22
|
|
11.М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Беседа.
|
История создания поэмы. Тема и идея. Философский смысл эпиграфа. Композиция. Романтический герой.
|
Понимать духовный мир, мысли и чувства героя. Уметь давать характеристику литературному герою.
|
Выразительное чтение. Составить план характеристики героя.
|
Подготовить рассказ о Мцыри по плану. Выучить наизусть отрывок из поэмы.
|
|
|
23
|
Рр3
|
Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
|
1
|
Развитие речи.3.
|
Сочинение.
|
Анализ эпизода из поэмы.
|
Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен, его роль.
|
Написать сочинение-анализ эпизода.
|
Прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».
|
|
|
24
|
Региональный компонент.2.
|
А.С. Грин на Севере.
|
1
|
Урок новых знаний
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о А.С.Грине. Грин на Севере. «Охотник и петушок», «Жизнь Гнора».
|
Знать о писателе, прочитать его произведения.
|
Выразительное чтение.
|
Прочитать произведения писателя.
|
|
|
25
|
Региональный компонент.3.
|
А.С. Грин «Алые паруса».
|
1
|
Урок закрепления.
|
Работа с текстом. Беседа.
|
«Алые паруса»
|
Анализ текста.
|
Ответы на вопросы.
|
Прочитать книгу «Два капитана» В.А. Каверина.
|
|
|
26
|
|
12.Н.В. Гоголь. Слово о писателе
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». Отношение писателя к истории.
|
Знать факты жизни и творчества Гоголя. Понимать идейный замысел комедии.
|
Ответить на вопросы.
|
Перечитать 1 действие комедии.
|
|
|
27
|
|
13. «Ревизор» как социальная комедия
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Беседа. Работа с текстом.
|
Н.В.Гоголь «Ревизор»-социальная комедия «со злостью и солью». История создания. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России.
|
Знать содержание комедии, понимать её сюжет, приемы сатирического изображения чиновников.
|
Анализ текста.
|
Перечитать комедию. Подготовить характеристику Хлестакова.
|
|
|
28
|
|
14.Хлестаков и хлестаковщина.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Работа с текстом.
|
Хлестаковщина как нравственное явление. Понятие о «миражной интриге». Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.
|
Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуациях. Понимать ,что такое хлестаковщина.
|
Ответить на вопросы.
|
Подготовить характеристику героя.
|
|
|
29
|
Рр4
|
Сочинение по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»
|
1
|
Урок развития речи.4.
|
Сочинение.
|
Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развитие действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.
|
Уметь создавать текст по теме.
|
Написать сочинение по теме «роль эпизода в драматическом произведении».
|
Прочитать повесть Гоголя «Шинель».
|
|
|
30
|
|
15.Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа..
|
Н.В.Гоголь и Петербург. Жизненные источники повествования. Изображение чиновничества и «маленького человека». Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
|
Знать сюжет повести. Анализировать текст.
|
Ответить на вопросы.
|
Прочитать «Историю одного города» М.Е.Салтыкова -Щедрина.
|
|
|
31
|
|
16.М.Е. Салтыков -Щедрин «История одного города».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слова о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников.
|
Знать литературные термины: ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык.
|
Анализ эпизода из романа.
|
Прочитать рассказ Н.С.Лескова « Старый гений».
|
|
|
32
|
|
17.Н.С. Лесков «Старый гений».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.
|
Знать автора, содержание рассказа. Уметь выявлять нравственные проблемы, определять роль художественной детали в создании образа.
|
Составить вопросы по каждой главе.
|
Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала».
|
|
|
33
|
|
18.Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа.
|
Знать факты жизни писателя, историю создания рассказа, его содержание, уметь давать характеристику главному герою.
|
Составить композиционный план рассказа, подготовить подробный пересказ двух центральных частей.
|
Подготовить характеристику Ивана Васильевича.
|
|
|
34
|
|
19.Мастерство Толстого в рассказе «После бала».
|
1
|
Урок закрепления.
|
Работа с текстом.
|
Особенности композиции, Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа.
|
Знать тему и идею рассказа. Уметь определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики героев в разных ситуациях ,роль антитезы.
|
Ответы на вопросы. Дать определения понятий: антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм рассказа.
|
Подготовить пересказ по темам: «Полковник на балу и после бала», «Утро, изменившее жизнь»
|
|
|
35
|
Рр5
|
Изложение по рассказу. Л.Н.Толстой « После бала».
|
1
|
Урок развития речи.5.
|
Изложение.
|
Содержание рассказа «После бала».
|
Уметь пересказывать текст, эпизод из текста.
|
Изложение.
|
Выучить наизусть стихотворение.
|
|
|
36
|
|
20.Поэзия родной природы.
|
1
|
Урок внеклассного чтения.2.
|
Работа с текстом.
|
Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов. А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле Зыблется цветами…»
|
Уметь выразительно читать стихотворения, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.
|
Выразительное чтение стихотворений.
|
Прочитать рассказ Чехова «О любви».
|
|
|
37
|
|
21.А.П.Чехов. Рассказ «О любви».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе. Рассказ «О любви» ( из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
|
Знать автора, содержание рассказа. Понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью.
|
Анализ текста.
|
Ответить на вопросы.
|
|
|
38
|
Региональный компонент.4.
|
В.А.Каверин «Два капитана».
|
2
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе. История написания романа.
|
Знать содержание книги.
|
Ответить на вопросы.
|
Подготовить пересказ.
|
|
|
39
|
Региональный компонент.5.
|
В.А.Каверин «Два капитана».
|
|
Урок закрепления.
|
Работа с текстом.
|
Содержание романа «Два капитана».
|
Понимать тему, основную мысль, конфликт романа.
|
Анализ текста.
|
Прочитать рассказ Бунина.
|
|
|
|
Из русской литературы 20 века.
|
|
14 + 2 час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40
|
|
1.И.А.Бунин «Кавказ».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
А.И.Бунин «Кавказ»: проблемы счастья . Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы.
|
Знать автора, содержание рассказа. Уметь определять тему, оценивать особенности прозы.
|
Комментирование текста.
|
Написать минисочинение на тему: «Над чем заставляет задуматься рассказ Бунина «Кавказ»?
|
|
|
41
|
|
2.А.И.Куприн «Куст сирени».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете фабуле.
|
Знать автора, содержание рассказа, выявлять нравственные проблемы. Уметь давать сравнительную характеристику героев.
|
Составить план рассказа, характеристики героев.
|
Ответить на вопросы.
|
|
|
42
|
|
3.А.А.Блок. Стихотворение «Россия».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. «Россия».Образ России и ее истории..
|
Знать план анализа стихотворения.
|
Обучение выразительному чтению. Анализ текста.
|
Выучить наизусть стихотворение
|
|
|
43
|
|
4.С.А.Есенин. Поэма «Пугачев».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
|
Знать автора, историю создания поэмы, содержание. Уметь объяснить роль выразительных средств.
|
Анализ текста, выразительное чтение.
|
Выучить отрывок наизусть.
|
|
|
44
|
|
5.И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя . Беседа.
|
Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
|
Знать автора, понимать сложный путь творчества писателя.
|
Ответы на вопросы, комментированное чтение.
|
Написать отзыв на рассказ.
|
|
|
45
|
|
6.Журнал «Сатирикон»
|
1
|
Урок Новых знаний.
|
Рассказ учителя . Практикум.
|
«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.
|
Знать авторов журнала «Сатирикон», содержание отрывков из раздела «Древняя история», «Средние века», «Новая история».
|
Комментированное чтение, ответить на вопросы.
|
Подготовить сообщения о Н.Тэффи, М.Зощенко.
|
|
|
46
|
|
7.М.Зощенко, Тэффи, М.Осоргин Рассказы.
|
1
|
Урок внеклассного чтения 3
|
Работа с текстом .Практикум.
|
Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни». Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне» М.Осоргина.
|
Знать факты жизни и творчества писателей, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях
|
Выразительное чтение, анализ текста., пересказ.
|
Чтение других рассказов писателей.
|
|
|
47
|
|
8.А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин».
|
2
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.
|
Знать факты жизни и творчества поэта, историю создания поэмы, композицию, понимать ее сюжет, соотношение жизненной правды и художественного вымысла.
|
Составить цитатный план поэмы. Выразительное чтение. Ответы на вопросы.
|
Выучить наизусть отрывок из поэмы. Подготовить рассказ о герое.
|
|
|
48
|
|
9.Образ Василия Теркина.
|
|
Урок закрепления.
|
Работа с текстом.
|
Человек на войне. Василий Теркин – защитник родной страны . Новаторский характер образа воина. Правда о войне. Композиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.
|
Знать содержание глав, уметь анализировать текст, Понимать выразительные средства поэмы.
|
Выразительное чтение, чтение по ролям глав.
|
Подготовить рассказ – характеристику Василия Теркина.
|
|
|
49
|
|
10.А.П.Платонов «Возвращение».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе А.Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
|
Знать автора, содержание рассказа, его сюжет, определять смысл названия рассказа, уметь анализировать текст.
|
Пересказ, комментированное чтение.
|
Выучить наизусть стихи.
|
|
|
50
|
|
11.Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
|
1
|
Урок внеклассного чтения.4
|
Урок – концерт.
|
Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского ( «Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова ( «Соловьи»), Л. Ошанина ( « Дороги»)
|
Знать автора стихотворения, уметь объяснить тематику , музыкальность, простоту сюжета, жанр.
|
Выразительное чтение стихотворений. Прослушивание песен.
|
Прочитать рассказ В. Астафьева.
|
|
|
51
|
|
12.В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя Беседа.
|
Слово о писателе. Проблема рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе Развитие представлений о герое – повествователе.
|
Знать автора, сюжет рассказа, его героев, уметь определять основную мысль, понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми.
|
Пересказ по плану, анализ текста.
|
Подготовиться к сочинению.
|
|
|
52
|
Рр6
|
Сочинение « Великая Отечественная война в литературе».
|
1
|
Урок развития речи.6.
|
Сочинение.
|
Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому.
|
Уметь написать отзыв на прочитанную книгу, обосновать свой выбор, определить тему, идею, особенности сюжета характеров, художественные достоинства произведения.
|
Сочинение – отзыв.
|
Выразительное чтение стихов.
|
|
|
53
|
|
13.Русские поэты о Родине и родной природе.
|
2
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. И. Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов, Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон – Аминадо, И. Бунин и др.
|
Знать поэтов, уметь анализировать произведение.
|
Выразительное чтение стихов, анализ стихотворений.
|
Подготовить сообщения о поэтах, выучить наизусть стихотворение.
|
|
|
54
|
|
14.Русские поэты 20 века.
|
|
Урок внеклассного чтения. 5
|
Урок – концерт.
|
Слово о поэтах. Стихи о прошлом и настоящем России, о любви к родине.
|
Уметь выразительно читать стихи.
|
Чтение и прослушивание стихов.
|
Выучить наизусть стихотворение.
|
|
|
55
|
Региональный компонент.6.
|
О.А.Фокина. Стихи.
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Беседа. Работа с текстом.
|
Слово о поэте. Стихотворения «Родник», «Северная Двина», «Речка Солонга» и др.
|
Знать автора, факты его жизни и творчества, видеть творческий почерк поэта, уметь анализировать стихи.
|
Выразительное чтение стихов и прослушивание песен на стихи О. Фокиной.
|
Подготовиться к сочинению по поэзии.
|
|
|
56
|
Рр7
|
Сочинение по поэзии.
|
1
|
Урок развития речи.7
|
Сочинение.
|
Анализ лирического текста. Разные виды сочинений по поэзии . Восприятие, истолкование, оценка.
|
Уметь анализировать лирическое произведение, создавать свой текст.
|
Сочинение –анализ стихотворения.
|
Прочитать произведение Ф. Абрамова «Жила – была семужка».
|
|
|
57
|
Региональный компонент.7.
|
Ф.А.Абрамов «Жила – была семужка».
|
1
|
Урок новых знаний .
|
Беседа. Работа с текстом.
|
Слово о писателе. Сказка – быль о природе, о родной земле.
|
Знать автора, содержание произведения, особенности прозы Ф.Абрамова.
|
Пересказ, комментированное чтение.
|
Чтение книг зарубежной литературы.
|
|
|
|
Из зарубежной литературы.
|
|
8 час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58
|
|
1.У.Шекспир «Ромео и Джульетта».
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе –драматурге. Трагедия : основные признаки жанра. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. «Ромео и Джульетта» - поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии.
|
Знать автора, сюжет трагедии, понимать и объяснять основной конфликт, роль монологов – исповеданий, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви.
|
Пересказ, выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы.
|
Прочитать сонеты, выучить наизусть один.
|
|
|
59
|
|
2.Сонеты У.Шекспира.
|
1
|
Урок внеклассного чтения. 6
|
Беседа. Работа с текстом.
|
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
|
Уметь определять темы прочитанных сонетов, роль метафор сравнений в тексте, понимать иносказательность языка сонета.
|
Чтение сонетов, анализ текста.
|
Прочитать пьесу Мольера «Мещанин во дворянстве».
|
|
|
60
|
|
3.Ж. –Б.Мольер «Мещанин во дворянстве».
|
2
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе. Черты классицизма в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии. Идейно – эстетические проблемы.
|
Знать автора, понимать особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт.
|
Чтение сцен комедии, ответы на вопросы, анализ текста.
|
Подготовить пересказ, рассказ о Журдене.
|
|
|
61
|
|
4.Сатира на дворянство невежественных буржуа.
|
|
Урок закрепления.
|
Работа с текстом.
|
Сатира на дворянство и буржуа. Мастерство писателя. Сатирический образ господина Журдена.
|
Понимать смысл сюжетной линии Журдена и Клеон – Люсиль в композиции комедии.
|
Чтение в лицах, комментирование текста.
|
Ответить на вопросы : что такое мещанство, почему Журден назван Мольером «мещанином во дворянстве»?
|
|
|
62
|
|
5.Мольер и театр.
|
1
|
Урок внеклассного чтения.7
|
Просмотр спектакля.
|
Театр. Драматургия. Пьесы.
|
Понимать особенности драматургических произведений.
|
Просмотр спектакля «Мещанин во дворянстве».
|
Прочитать книгу Дж. Свифта.
|
|
|
63
|
|
6.Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера»
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения.
|
Знать автора, содержание произведения, уметь пересказывать.
|
Ответы на вопросы, пересказы трех частей книги
|
Прочитать В.Скотт «Айвенго».
|
|
|
64
|
|
7.В.Скотт. «Айвенго».
|
2
|
Урок новых знаний.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Средневековая Англия в романе «Айвенго». Главные герои и события.
|
Знать автора, содержание произведения, понимать историческое время, изображенное в романе.
|
Пересказы, комментированное чтение.
|
Доказать, что роман «Айвенго» - исторический роман.
|
|
|
65
|
|
Сочинение по самостоятельно прочитанной книге.
|
1
|
Урок развития речи.8
|
Сочинение.
|
Текст. Тема. Идея. Конфликт.
|
Уметь написать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, обосновать свой выбор, определить тему, идею, особенности произведения.
|
Сочинение – отзыв.
|
Прочитать книгу.
|
|
|
66
|
|
8.Любимая книга из зарубежной литературы.
|
1
|
Урок внеклассного чтения.8.
|
Работа с текстом.
|
Слово о писателе, о самостоятельно прочитанной книге.
|
Уметь сделать сообщение о книге.
|
Выступление – доклад.
|
Повторить пройденный материал по литературе.
|
|
|
67
|
|
15..Русские писатели 19 – 20 века.
|
1
|
Урок контроля.
|
Тест.
|
Писатели и произведения, изученные по литературе в 8 классе
|
Знать изученный материал по литературе.
|
Тест.
|
Творческое задание.
|
|
|
68
|
|
16.Что читать летом?
|
1
|
Урок новых знаний.
|
Обзор литературы.
|
Список литературы : «Что читать летом».
|
|
Список литературы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|