Литература 10 класс «Русская литература 19 века (повторение)», мхк 10 класс «Культура эпохи Просвещения» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература... 11 1849.24kb.
Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное 3 176.64kb.
Методические рекомендации к учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература... 3 1354.33kb.
Класс: 12 Зачёт №2 «Русская литература 1917-1941» 1 184.54kb.
Литература Лебедев Ю. В. Русская литература. 10 класс. М.: Просвещение... 3 404.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Программа курса история отечественной литературы 7 1105.66kb.
5 класс, литература. Произведения обязательной программы: Русские... 1 242.92kb.
Литература для учащихся старшего школьного возраста Русская литература... 1 67.14kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 5А 1 295.74kb.
Н. И. Алексеева Тест по мхк культура Нового времени 11 класс На разум... 1 22.76kb.
Болдырев Ю. А., Васильев С. С. Вытеснение частного капитала из кинематографа... 1 55.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литература 10 класс «Русская литература 19 века (повторение)», мхк 10 класс «Культура - страница №1/1

Краткие рекомендации для педагогов

Автор: Алексеева Нина Ивановна

Полное название образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района Томской области

Предметная область: литература и мировая художественная культура

Название уроков, в рамках которых будет использоваться презентация:
история 8 класс – «Северная война. Основание Санкт – Петербурга»,
музыка 8 класс – «Русские композиторы 20 века. Д.Д.Шостакович»,
литература 10 класс – «Русская литература 19 века (повторение)»,
МХК 10 класс – «Культура эпохи Просвещения».

Возрастная группа: 8 – 10 классы

Название презентации: «Образ Петербурга в русском искусстве и литературе 19 века»

Количество слайдов: 15

Среда (редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft PowerPoint

Краткое содержание комментариев к слайдам:

Цель работы с презентацией - формирование общего (полного, цельного) представления о роли нашей «северной столицы» в развитии русской культуры

1 слайд – титульный «Образ Петербурга в русском искусстве и литературе XIXвека»

2 слайд - «Историческая справка»

16(27) мая 1703 года, в день св. Троицы, на острове дельты Невы заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили церковь Святых Петра и Павла. В середине 18 в. в городе шло бурное строительство. После войны 1812 г. были построены целые ансамбли, а к концу 19 в. появилось множество доходных домов, банков, особняков.

Неотъемлемая часть истории Петербурга – наводнения, которые случались регулярно, но самые разрушительные – 1777, 1824, 1924гг.

Во время Великой Отечественной войны (с 8.09.1941г. по 27.01.1944г.) Ленинград находится в Блокаде (окружении). Восстановление разрушенных зданий продолжалось до начала 60-х гг.

На протяжении истории город на Неве несколько раз менял своё название. Первое имя – Санкт-Питербурх- со временем преобразовалось в Санкт-Петербург, а затем в более краткое Петербург. Таким оно оставалось до Первой мировой войны, когда Россия вступила в войну с Германией и немецкое название было заменено русским – Петроград. В 1924г., после смерти вождя октябрьской революции В.И.Ленина, Петербург стал Ленинградом (до 1991г).

Сейчас Петербург является важнейшим промышленным, научным и культурным центром России. В Санкт-Петербурге - научный центр РАН, многочисленные НИИ, 43 вуза (университет, консерватория). 16 профессиональных театров (Мариинский театр, Театр оперы и балета имени Мусоргского, Большой драматический театр), крупные библиотеки (Российская национальная библиотека Российской академии наук). 47 музеев (Эрмитаж, Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, истории Санкт-Петербурга, антропологии и этнографии имени Петра Великого). [2]



3 слайд – «Архитектура Санкт-Петербурга»

Особенностью архитектуры Санкт – Петербурга являются следующие черты:


- продуманность и регулярность застройки,
- соразмерность городских ансамблей,
- учёт влияния неброской природной среды,
- гармоничная полифония различных архитектурных стилей,
- сочетание регионального и столичного менталитета,
- вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию.

Эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.

Самые первые постройки – Домик Петра и Петропавловский собор.[1]

4 слайд – «Архитектурные стили 18 века – барокко и классицизм»

Материалы взяты с сайта www.wikipedia.ru (свободная энциклопедия)



5 слайд – «Ампир и эклектика в архитектуре Санкт-Петербурга 19в»

Материалы взяты с сайта www.wikipedia.ru (свободная энциклопедия)



6 слайд – «Модерн, конструктивизм, функционализм в архитектуре Петербурга 20в»

Материалы взяты с сайта www.wikipedia.ru (свободная энциклопедия)



7 слайд – «Памятник Петру – символ города на Неве»

Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе и его ученицей М.-А. Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778г. Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782г.

Это был первый конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе прежде всего как законодатель: в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, а богатое седло заменил звериной шкурой. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина, Вольтер и Дидро. Памятник был должен изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой.

Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с одной стороны, и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.

Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века — одной из самых популярных тем в русской поэзии. [4]



8 слайд – «Город Петра в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

В поэме Пушкина «Медный всадник» (1833) Пётр, олицетворяющий державную мощь российской государственности, является главным героем, хотя действие относится к 1824г, ко времени большого петербургского наводнения. Во Вступлении автор славит историческое дело Петра, олицетворённое в красоте и величии созданной им новой столицы. Но мажорное Вступление, достигнув торжества. Внезапно обрывается на драматической ноте «Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье». За внешним благообразием и стройностью начинает шевелиться обузданный, но готовый вырваться из плена хаос. Как продолжение печального воя ветра над омрачённым Петроградом (именно так назвал Пушкин этот город задолго до официального его переименования во время Первой мировой войны) , из его тревожных, волнующих стихий появляется Евгений, мелкий чиновник, мечтающий о служебной карьере и о семейной идиллии. И все они: и основатель города, и «маленький» человек – подвергаются страшному испытанию. Медный всадник выдерживает напор стихии, а Евгений сходит с ума от горя, и виновник безумия в сознании безумца – Пётр, построивший город «над морем». Возникает один из вечных в истории конфликтов – власть и личность, исторический прогресс и судьба «частного» человека в нём. Пушкин в этом конфликте не отдаёт предпочтения ни одному, ни другому. По мнению автора, высший смысл исторического прогресса должен заключаться в их гармонии. Вопрос о цене исторического прогресса, поставленный в поэме, будет волновать и героев Достоевского. И в своей знаменитой речи на открытии памятника Пушкину в Москве писатель будет адресовать этот вопрос «русскому гению». [3]



9 слайд – «Петербургские повести» Н.В.Гоголя»

В первой половине 1835г Гоголь выпустил сборник «Арабески», в который входят помимо других «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Позже эти «Петербургские повести» будут дополнены повестями «Нос» и «Шинель». Сквозная тема этого цикла – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которой скрывается низменная и пошлая проза. Повесть «Невский проспект» начинается со слов «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё». Далее следует описание того, как Невский проспект меняется с раннего утра до поздней ночи. Вместо людей движутся бакенбарды, шляпки, щегольские сюртуки, галстук. Торжествует гоголевское «овеществление» человека. Бездуховный мир омертвел и рассыпался на детали. Человека замещает предмет. А заканчивается описание словами: «О, не верьте этому Невскому проспекту! … Всё обман, всё мечта, в сё не то, чем кажется!» Эти слова можно поставить эпиграфом ко всем «Петербургским повестям». [3]



10 слайд – «Н.А. Некрасов в Петербурге»

Сорок лет жизни Н.А.Некрасова связаны с Петербургом. Здесь он познакомился с поэтами и писателями того времени, стал издателем и редактором журналов «Современник» и «Отечественные записки». В 1856 году вышел в свет поэтический сборник Некрасова, принесший поэту славу и литературный успех. Некрасов проделал большую работу, собирая стихотворения «в один фокус» (И.С. Тургенев), в единое, напоминающее мозаику художественное полотно. Таков, например, цикл «на улице». Одна уличная драма сталкивается с другой, другая сменяется следующей, вплоть до итоговой формулы: «Мерещится мне всюду драма». Перекличка между сценками придаёт стихам обобщённый смысл: речь идёт уже не о частных, отрывочных эпизодах городской жизни, а о «преступном состоянии мира», в котором существование возможно лишь в унизительных условиях. В этих уличных сценках предчувствуется Достоевский, предвосхищаются образы будущего романа «Преступление и наказание». [3]



11 слайд – «Петербург в произведениях Ф.М.Достоевского»

Ф.М.Достоевский  провел в Петербурге многие годы своей жизни. Здесь он вошел в политический кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, познакомился с Н.А. Некрасовым, В.Г. Белинским. Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М. Достоевского. С этим городом связаны многие воспоминания и ощущения писателя. Петербург показался ему подчеркнуто угрюмым и холодным. Из этой среды выведены Достоевским герои повестей «Бедные люди», «Белые ночи» и романа «Преступление и наказание».

В «Преступлении и наказании» Петербург является своеобразным героем, действующим лицом, городом, который душит, уничтожает все лучшее в человеке, внушает безумные идеи. Город писателя- это город, толкающий на смерть, на убийство других и самих себя. Обитатели убогих квартир и углов в трущобах Петербурга с опаской проходили мимо роскошных домов, сторонились Невского проспекта, они не видели красоты пушкинского города.

Городской пейзаж у Достоевского несет большую художественную нагрузку - это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности, испытываемое героями произведений.

Впервые Петербург Достоевского как феномен рассмотрен в одноимённой книге Н.П.Анциферова. Основой для создания образа города послужили как петербургские адреса Достоевского, так и другие улицы, площади и дома, ставшие героями его книг (особенно романа «Преступление и наказание»). К последним можно отнести, например: «Дом старухи-процентщицы» (Канал Грибоедова, 104), «Дом Раскольникова» (Гражданская улица, 19), «Дом Сони Мармеладовой» (Канал Грибоедова, 73) — дом с тупым углом.

Ю.М.Лотман писал: «В творчестве молодого Достоевского Петербург как бы охватывает собой все художественное пространство и, соответственно, получает право представлять собой Россию. В итоговом произведении — «Братьях Карамазовых» — Петербург воплощает в себе скорее болезнь России, ее «страхи и ужасы» (выражение Гоголя), — соответственно «выздоровление» мыслится как преодоление Россией в себе петербургского начала. Творчество Достоевского начинается как естественное развитие петербургского мифа и не менее связано с «петербургским пространством», чем «Медный всадник» Пушкина». [3]



12 слайд – «Литературные места Петербурга»

С Петербургом была связана жизнь многих писателей 19 века (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Крылов, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Тютчев и другие). В 20 веке в Петербурге жили и творили А.Блок, В.Маяковский, Н.Гумилёв, О.Мандельштам, В.Набоков и многие другие. Почти вся жизнь А.А.Ахматовой (более 60лет) связана с Петербургом. На ее долю выпало немало испытаний. Вместе с городом она мужественно пережила все беды и воспела его в своих произведениях. Здесь вышли сборники её первых стихов, здесь к ней пришла всемирная слава. В Петербурге много мест, напоминающих о жизни и литературной деятельности С.А. Есенина, здесь он сделал свои первые творческие шаги, здесь им созданы многие произведения и здесь трагически оборвалась его жизнь. [5].

Материалы взяты с сайта www.travelmuseum.ru (экскурсионные маршруты Петербурга)
13 слайд – «Кино в городе на Неве»

В 1918г в Петрограде был создан кинокомитет Союза Северных Коммун. На протяжении десятилетий эта организация меняла свои названия: Фабрика «Севзапкино», ателье «Кино-Север», Ленинградская фабрика «Госкино», Фабрика «Ленинградкино», Ленинградская фабрика «Совкино», затем «Союзкино», «Росфильм», «Союзфильм» и, наконец, с 1934—1935гг - Ленинградская фабрика «Ленфильм». Сейчас «Ленфильм» — одна из крупнейших кинокомпаний России.

Самые известные режиссёры, работавшие на «Ленфильме»: И.Авербах, С.Аранович, В.Бортко, братья Васильевы, В.Венгеров, А.Герман, Г.Козинцев, Н.Кошеверока, К.Лопушанский, Ю.Мамин,И.Масленников, В.Мельников, Л.Менакер, С.Овчаров, М.Разбежкина, А.Рогожкин, С.Снежкин, В.Соколов, А.Сокуров, Е.Татарский, В.Трегубович, Я.Фрид, И.Хейфец, М.Шапиро, Ф.Эрмлер, Э.Ясан.

Самые известные фильмы, снятые на ленинградской киностудии: «Чапаев», «Семеро смелых», «Пётр Первый», «Маскарад», «Золушка», «Двенадцатая ночь», «Мистер Икс», «Дама с собачкой», «Человек-амфибия», «Полосатый рейс», «Дикая собака Динго», «Гамлет», «Начальник Чукотки», «Свадьба в Малиновке», «Мёртвый сезон», «Белое солнце пустыни», «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Двадцать дней без войны», «Синяя птица», «Собака на сене», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Пиковая дама», «Завещание профессора Доуэля», «Собачье сердце», «Особенности национальной охоты».

Фильмы об истории города: «Ленинград», «Прорыв», «Бандитский Петербург».

Матариалы взяты с официального сайта киностудии «Ленфильм» -lenfilm.ru



14 слайд – «Музыкальные образы Петербурга»

В 1941-44гг в городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Летом 1942 г. были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек  — в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии Наук. Не прерывало своей работы Ленинградское радио. В августе 1942 г. была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады.


Материалы взяты с сайта www.wikipedia.ru(свободная энциклопедия)

Когда город готовился к своему 300-летнему юбилею, был подготовлен комплект дисков с песнями, посвящёнными Петербургу. В сборник вошли песни следующих авторов:



  • 01 Ансамбль _Remake_ - Белая ночь.mp3 (4.63 Мб)

  • 02 Группа _Король и шут_ - Песня из трилогии _Максим_.mp3 (1.70 Мб)

  • 03 А. Городницкий - Атланты.mp3 (2.46 Мб)

  • 04 Группа _Аквариум_ - Сталь.mp3 (5.21 Мб)

  • 05 О.Митяев и К.Тарасов - Санкт-Петербург.mp3 (4.53 Мб)

  • 06 Группа _ДДТ_ - Белая ночь.mp3 (7.46 Мб)

  • 07 Е.Клячкин - На Театральной площади.mp3 (2.68 Мб)

  • 08 Группа _Зоопарк_ - Лето.mp3 (4.15 Мб)

  • 09 А.Дольский - Ленинградский вальс.mp3 (3.66 Мб)

  • 10 Группа _Ноль_ - Улица Ленина.mp3 (7.76 Мб)

  • 11 С.Никитин - Честь тебе, Петербург чародейный.mp3 (3.41 Мб)

  • 12 В.Высоцкий - Зарисовка о Ленинграде.mp3 (1.31 Мб)

  • 13 М.Архипенко - WWW.mp3 (3.66 Мб)

  • 14 В.Фёдоров и П.Пашкевич - Признание.mp3 (5.47 Мб)

  • 15 Ю.Наумов - Петербургскому ангелу.mp3 (7.27 Мб)

  • 16 Группа _Зоопарк_ - Белая ночь.mp3 (4.22 Мб)

  • 17 Группа _Секрет_ - Ленинградское время.mp3 (7.01 Мб)

  • 18 Группа _ДДТ_ - Ленинград.mp3 (5.18 Мб)

  • 19Песня города.mp3 (7.90 Мб)
    «Прослушав эти песни, Вы ощутите то главное, что составляет смысл Петербурга - вдохновение. Смысл города на Неве - быть источником вдохновения для всех, чья жизнь соприкоснулась с Петербургом: для политиков, ученых, писателей, мастеров. Послушайте эти песни, и Вы согласитесь, что Петербург - это поэма, а песни разных лет - ее рождение и развитие вместе со всеми событиями в жизни города на Неве. События были разные: и радостные, и трагические, а песни о Петербурге всегда оптимистические и светлые. Без песен о Петербурге понять город невозможно, как не понять его, не прочитав великих строк о нем А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Песни о Петербурге помогают ощутить город так, словно вы реально находитесь в его музеях, в грохоте его цехов, в тишине его аудиторий. Песни о Петербурге - доступное музыкальное отражение того неисчерпаемого запаса впечатлений, фантазий, чувств, мыслей, которые таит в себе город белых ночей. Поэтому Санкт-Петербургский общественный Фонд "Наш город", учредителями которого являются видные представители его бизнеса, культуры, образования, науки, посчитал необходимым организовать выпуск краткой песенной антологии Ленинграда-Петербурга в честь его 300-летнего юбилея. На диске представлены записи наиболее популярных песен о городе на Неве, сохранившиеся в Государственной Публичной библиотеке и в библиотеке Союза Композиторов Санкт-Петербурга».
    (Из аннотации к альбому, посвящённому 300-летию Петербурга).
    Материалы взяты с сайта www.wikipedia.ru (свободная энциклопедия)

15 слайд – «Источники»

1) Интернет-ресурсы:


1. lenfilm.ru (официальный сайт киностудии «Ленфильм»)
2. www.wikipedia.ru(свободная энциклопедия)
3. www.travelmuseum.ru (экскурсионные маршруты Петербурга)
2) Учебники, энциклопедии, монографии:
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей.- М.: Изобразительное искусство, 1983.
2. Кочетова М. Санкт-Петербург. – М.: Вече, 2010.
3. Лебедев Ю.В. Литература.10кл.\ Базовый и профильный уровни.- М.: Просвещение,2009.
4. Пушкин А.С. «Медный всадник». \ Книга для чтения с иллюстр.комментарием, с приложением иллюстр.А.Бенуа и подборкой стихотворений. -М.:«Русский язык», 1980.
5. Справочник школьника нового типа. 5-11кл. Универсальное учебное пособие. Т.1. – СПб.: ИД «Весь», 2003. Стр. 376-391.
6. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. – М.: Аванта+, 2004. Стр. 516-522.




Политика есть благородное искусство получать голоса бедных и деньги на избирательную кампанию у богатых, обещая защитить одних от других. Оскар Америнджер
ещё >>