страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Лирика как род литературы - страница №1/1
![]() В Древней Греции поэты исполняли свои произведения под аккомпанемент музыкального инструмента - лиры. Дополняя друг друга, стихи и музыка помогали поэтам передавать свои чувства, их оттенки и изменения более полно, вызывали ответный отклик в душе слушателей. Слово “лирика” происходит от греческого lyrikas - произносимый под звуки лиры. Лирика - один из родов литературы (эпос, лирика, драма). Это особый способ художественного осмысления мира и человека. Предмет изображения в лирике - впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. Надо быть очень чутким читателем, чтобы уметь ощутить гамму чувств, чтобы услышать звуки сердца автора. Поэт в стихах выражает то, что его “занимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит”1 , то, на что откликнулось его сердце. В отличие от эпического произведения, при чтении которого возможно сопоставить разные точки зрения на происходящее, в лирике мы верим автору, принимая его ощущения, чувства как единственно возможные в описываемой им ситуации. Выражая глубоко личные, индивидуальные, чувства и мысли, настоящий поэт создает в то же время произведение общечеловеческого содержания: переданное им посредством художественных образов переживание созвучно эмоциональному опыту многих людей. Сила художественного обобщения такова, что изображенное чувство кажется тебе знакомым, как будто это написано о тебе, о тайных движениях твоей души, о волнениях твоего сердца. Сюжета, как он понимается в эпосе (развитие событий) в лирике по сути нет. Иногда говорят о лирическом сюжете, имея ввиду развитие чувств героя стихотворения. Очень часто внешние явления, побудившие поэта взяться за перо, бывают незначительными, но они вызывают в нем множество чувств, мыслей, ассоциаций, которые и становятся предметом изображения. Так в стихотворении И.А.Бунина “Отчего ты печально, вечернее небо...” герой находится на берегу моря и наблюдает, как “закат угасает”. Вечернее небо и море - безмолвные собеседники героя. Он думает о мире как едином целом, о быстротечности времени, хрупкости человеческой жизни:
Оттого ли, что жаль мне земли, Что туманно синеет безбрежное море, И скрывается солнце вдали? Отчего ты прекрасно, вечернее небо? Оттого ль, что далеко земля, Что с прощальною грустью закат угасает На косых парусах корабля И шумят тихим шумом вечерние волны И баюкают песней своей Одинокое сердце и грустные думы В беспредельном просторе морей? Запомни: в лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя. Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Ты слышишь его голос, понимаешь его состояние, даже можешь догадываться о чертах его характера. Но ты никогда не знаешь, как он выглядит, что было до события-переживания, что будет после... Лирический герой и автор не одно и то же лицо. Автор как бы выбирает посредника для передачи свих чувств читателю. Об авторе всегда можно сказать больше, чем о лирическом герое: автор живет в определенное историческое время, у него своя судьба (биография), свой круг знакомых, разнообразные интересы, он - творец, художник слова, его мир всегда богаче, шире, емче изображенного им в одном стихотворении мира лирического героя. Лирический герой - лишь “часть” автора, грань его сознания, средство выражения авторского “я”. Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей. Так стихотворение И.А.Бунина построено как перечень вопросов, остающихся без ответа: небо и море не умеют говорить на языке людей, да и не им задает вопросы лирический герой, а себе самому. Тревожное состояние героя, грусть и ощущение одиночества выражены в безответности. Мотив одиночества отражен и в эпитетах: “печально” “безбрежное” море, “одинокое сердце”, “грустные” думы; и в метафорах: “прощальною грустью закат угасает На косых парусах корабля”. Олицетворение явлений природы: солнца, моря, неба, волн - делает картину живой, подвижной. Последняя строка каждого четверостишия чуть короче других. Ты подчиняешься плавному ритму волн, набегаюших на берег. Прилив - отлив... Прилив - отлив... Если ты чуткий читатель, то обязательно услышишь мягкий шорох волн: “И шумят тихим шумом вечерние волны И баюкают песней своей...” Какие звуки повторяются в этих строках? Иногда в лирике встречается герой, у которого есть имя или звание, а то и два-три героя. Может описываться какое-то событие из жизни этого героя. Главными все равно остаются размышления автора о судьбе героя и чувства, которые этот герой вызывает. Автор отводит выдуманному герою определенную роль в событии (автор-охотник, Влас, крестьянские дети в стихотворении Н.А.Некрасова “Крестьянские дети”) . Поэтому такой герой называется ролевым. 1 Слова принадлежат русскому литературному критику XIX века В.Г.Белинскому. |
ещё >> |