Лиходиевской Марины Владимировны Санкт-Петербург 2013 пояснительная записка к рабочей программе по курсу «биология» 6 класс Норматив - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа По истории 7 класс Учителя Волковицкой Галины Иосифовны... 4 524.91kb.
Рабочая программа по истории 11 класс Пояснительная записка к рабочей... 1 222.78kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10-12 классов... 12 2136.19kb.
Программа по английскому языку 9 класс Пояснительная записка к рабочей... 4 427.24kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Программа по курсу Биология. Многообразие живых организмов. 1 415.75kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому... 1 263.28kb.
К рабочей программе по физике 8 класс 1 17.05kb.
Приказ № от «29» августа 2011 г. Рабочая программа учебного курса 1 256.94kb.
Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации... 4 643.53kb.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка. Уровень рабочей... 1 303.63kb.
Памятный знак Г. Хагену 1 107.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Лиходиевской Марины Владимировны Санкт-Петербург 2013 пояснительная записка к рабочей - страница №1/1

ГБОУ СОШ № 358


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №358

__________ / Артюхина Е.А.

30 августа 2013 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол № 1 от 29 августа 2013 г.

Руководитель МО

________ /Зайцева Е.Б.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР

_________ /Шуваева Ю.В.

29 августа 2013 г.



Рабочая программа по биологии

6 б класс

учителя биологии
Лиходиевской Марины Владимировны

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«биология» 6 класс
Нормативная основа программы

Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и программы курса биологии для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Н И Сонина.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе ГБОУ СОШ № 358. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программе курса Н. И. Сонина.



Цели и задачи обучения :
Цели: Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

основные биологические и экологические понятия,

иметь представление о биологии как науке,

о клетке как единице живого,

о способах питания и дыхания животных и растений,

о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):

Общие признаки живого организма;

Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

причины и результаты эволюции;

примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):

Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов;

Обмен веществ и превращение энергии;

Особенности питания растительных организмов;

Размножение, рост и развитие растений, грибов, животных, бактерий;

Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.


Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;



Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам.


Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями.:
Учебно-методический комплект:
Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.
рабочая тетрадь: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
методическое пособие для учителя: Уроки по курсу Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2006 г.
дидактические материалы: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Н.В.Кириленкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. .
^ Ресурсное обеспечение

Для учащихся:
Учебник «Биология. Живой организм», 6 класс, Н.И.Сонин, изд. Дрофа, 2010 г.
Для учителя:
1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
3. Рабочие программы по биологии 6-11 класс (по программам Н.И.Сонина)/ – М.: Глобус, 2008.
4. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина /Авт.-сот. М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2005.
5. Дидактические карточки-задания к учебнику «Биология. Живой организм», 6 класс, Н.И.Сонин / Н.И.Сонин, В.Н.Кириленкова. – М.: изд. Дрофа, 2006 г.
7. Уроки по курсу Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2006 г


8. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.

MULTIMEDIA – поддержка курса:
КМ-школа;
Интернет – ресурсы;
CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы.
Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс.


Учебно-тематический план




Темы

Уроков

Лабораторные, практические работы

1

Строение и свойства живых организмов

10

3

2

Жизнедеятельность организмов

23

3

3

Размножение

3

1

4

Рост и развитие растений

3

1

5

Среда обитания, ее факторы. Природные сообщества

2




Содержание рабочей программы


п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы



Строение и свойства живых организмов



10

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.


Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Взаимосвязь клеток, тканей и органов





Жизнедеятельность организма



23

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.




Среда обитания, ее факторы. Природные сообщества


2

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов


Календарно-тематическое планирование по биологии

на 2013 – 2014 учебный год



Раздел, тема урока.

Тип урока

Домашнее задание


Сроки

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы дополнительного содержания.

1.

Основные свойства живых организмов
Вводный урок

Д/З: стр 6 учебника, «

1-я неделя сентября

Признаки живых организмов: Клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявления

Называть признаки живых организмов, их значение.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

2

Клетка – элементарная частица живого.

Комбинированный урок.

Д/з: с 18-19 учебника.


3-я неделя сентября

Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки.

Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра.



Называть признак живых организмов – клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблицах основный части и органоиды клетки.

Выделять особенности строения ядра.

Доказывать, что клетка элементарная частица живого.

Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор хромосом.

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Митоз, мейоз – сущность и биологическое значение.



3

Различия в строени растительной и животной клеток.
Комбинированный урок.
Д/з: стр. 18-19 учебника.

4-я неделя сентября

Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории.

Называть признак живых организмов - клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

Методы изучения клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Вирусы – неклеточная форма жизни.



4

Типы тканей растений
Комбинированный урок

Д/з: стр. 29 учебника.

1-я неделя октября

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения.

Давать определение понятию «ткань»

Называть:

-типы тканей растений;

-функции тканей растений.

Различать типы тканей

Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.


Взаимосвязь между строением и функциями растений. Особенности тканей растений разных природных зон.

5

Ткани животных
Комбинированный урок

Д/з: стр. 32,33 учебника. «

2-я неделя октября

Строение организма животного: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей животного: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, их значение, особенности строения.

Называть:

-типы тканей животных;

-функции тканей животных.

Различать типы тканей

Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.

Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных.


Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных .

6

Органы цветкового растения Строение корня

Комбинированный урок



Д/з: стр. 36 учебника.

3-я неделя октября

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.

Давать определение понятиям ткань, орган.

Называть

Органы цветкового растения, их роль в жизни растений

Типы корневых систем

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы.

Изучать биологические объекты – органы цветковых растений


Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения.

7

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель и лист, их строение и функции.

Комбинированный урок


Д/з: стр. 36 - 40учебника.

4-я неделя октября

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Давать определение понятиям побег, вегетативные органы.

Называть

Органы цветкового растения, их роль в жизни растений

Типы корневых систем

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – побег т его части.

Изучать биологические объекты – органы цветковых растений


Строение листовой почки. Клеточное строение стебля. Отличие стебля двудольных и однодольных растений.клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения.

8

Цветок. Соцветия. Плоды, значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных.

Комбинированный урок.



Д/з:стр.40,46 учебника

1 неделя ноября

Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия .Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения.

Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

Характеризовать строение цветка как органа размножения.
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.

Изучать биологические объекты-органы цветковых растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

Взаимосвязь между строением и функциями органов растений.

9

Основные системы органов животного.

Комбинированный урок.


Д/зстр.50

2-я неделя ноября

Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения),их строение и функции.

Давать определение понятиям ткань ,орган, система органов.

Называть:

Органы и системы животных

Функции органов и систем органов животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Изучать биологические объекты- органы и системы органов животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.


Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов животных.

10

Обобщающий урок Растения и животные как целостные организмы.

Урок обобщения и систематизации знаний.



Д/з: стр.56 учебника.

3-я неделя ноября.

Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.

Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточных организмов.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать что организм единое целое.

Саморегуляция, открытая система.

1

Сущность понятия «питание» Особенности питания растительного организма.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.62 учебника


4-я неделя ноября.

Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное –фотосинтез, минеральное – почвенное)

Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез.

Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать роль корня в почвенном питании.

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Минеральные удобрения

2.

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.62 учебника

1-я неделя декабря

Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы.

Давать определение понятию фотосинтез

Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.

Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений - фотосинтеза.

Объяснять значение воздушного питания в жизни растений, значение фотосинтеза для жизни на Земле.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.




3

Особенности питания животных.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.668 учебника

2 –я неделя декабря.

Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты.

Давать определение понятию питание

Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках

Описывать сущность биологических процессов: питания животных.

Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты, паразиты.

Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов.

Отличие питания животных от питания растений.

4

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

Комбинированный урок.

Д/з: стр. 70

3-я неделя декабря

Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной системы животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Давать определение понятиям: питание, пищеварение.

Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.

Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Условия работы ферментов.

1

Значение дыхания. Дыхание растений.

Комбинированный урок.



Д/з: с 73

4- я наделяя декабря.

Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхание.

Характеризовать: особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними

Типы дыхания.

2

Дыхание у животных.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.73-75

2 –я неделя января

Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов дыхания

Характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними.

Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции.

1

Передвижение веществ в растении.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.78

3 –я неделя января

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растения, обеспечивающие процесс переноса веществ.

Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных и органических веществ в растениях

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних растений и ухода за ними.

Движение цитоплазмы, сосудисто-волокнистый пучок, корневое давление.

2

Особенности переноса веществ в животном организме.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.80-81

4 –я неделя января

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части.

Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в организме животного.

Характеризовать особенности транспорта веществ у животных

Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках и табл., функции органов кровеносной системы, состав крови и ее функции, типы кровеносных систем




1

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.Выделение у растений, грибов.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.84

1-я неделя февраля

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений.

Описывать сущность биологических процессов выделение у живых организмов, его значение.

Называть: органы выделения растений, органы выделения у животных и узнавать их на рисунках и таблицах.

Характеризовать: особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных

Взаимодействие выделительной системы с другими системами органов.

2

Основные выделительные системы у животных




Выделение у животных. Основные выделительные системы животных

Описывать сущность биологических процессов выделение у живых организмов, его значение.

Называть: органы выделения растений, органы выделения у животных и узнавать их на рисунках и таблицах.

Характеризовать: особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных




1

Опорные системы в жизни организма. Опорные системы растений.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.97

3-я неделя февраля

Строение растительного организма и организма животного: опорные системы, их значение. Опорные системы растений

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках.

Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с разными типами опорных систем.

Распознавать и описывать части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета.

2

Опорные системы животных




Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках.

Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с разными типами опорных систем.

Распознавать и описывать части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.




3

Движение.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.103

4-я неделя февраля

Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений.

Называть: роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными типами передвижения.

Сравнивать движение растений и передвижение животных и делать выводы на основе сравнения.

Приспособления к передвижению животных в различных условиях

1

Жизнедеятельность организма и его связь с окр. средой. Ростовые вещества. Раздражимость.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.114

1-я неделя марта

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности..

Давать определение понятию раздражимость
Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных. Значение нервной системы

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.


Ростовые вещества. Раздражимость

2

Нервная система, особенности строения. Рефлексы. Инстинкты

март

Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения

Давать определение понятию раздражимость, рефлекс Описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.

Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных. Значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных.

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы


Безусловные и условные рефлексы, инстинкт

3

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.120учебника


2-я неделя марта

Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Называть: органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности, роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности

Наблюдать за поведением животных


Гормоны.

4

Обобщающий урок «Организм – единое целое.Взаимосвязь и взаимозависимость работы всех систем органов»













1

Биологическое значение размножения и его виды. Бесполое размножение.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.127


1-я неделя апреля.

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры) бесполое размножение растений. Споры.

Давать определение понятию размножение, вегетативные органы.

Описывать сущность бесполого размножения растений.

Называть: значение размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения у растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними




2

Половое размножение животных

Комбинированный урок.



Д/з: стр.133


2-я неделя апреля.

Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Давать определение понятию размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения.

Называть: значение полового размножения, органы полового размножения животных( и узнавать их на рисунках и таблицах). Женские и мужские половые гаметы.

Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез.

3

Особенности полового размножения растений.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.139


3-я неделя апреля.

Жизнедеятельность растений : размножение. Половое размножение. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Давать определение понятию размножение, опыление, оплодотворение, самоопыление.

Описывать строение цветка как органа полового размножения, сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворении).

Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений( и узнавать их на рисунках и таблицах). Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Отличия полового размножения растений от полового размножения животных.

1

Рост и развитие растений.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.145


4-я неделя апреля.

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

Давать определение понятию индивидуальное развитие Описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.

Называть: роль семян и плодов в жизни растения, условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы распространения семян.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Типы прорастания семян. Моделирование опытов, доказывающих необходимость тепла, воздуха и воды для прорастания семян.

2

Особенности развития животных.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.150


1-я неделя мая.

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов.

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.


Стадии развития зародыша ( дробление, бластула, гаструла, нейрула)

3

Постэмбриональное развитие животных

Комбинированный урок.



Д/з: стр.154





. Развитие зародыша на примере ланцетника. Постэмбриональное развитие животных

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними

Типы развития

1

Среда обитания организмов. Факторы среды.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.158



2-я неделя мая.

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы( температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов.

Давать определение понятию среда обитания, экология, экологические факторы.

Называть: виды экологических факторов, типы взаимоотношения организмов.

Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов, приспособления организмов к действию экологических факторов.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними

Экологические проблемы нашего региона.

2

Природные сообщества, их многообразие. Структура и связи в экосистеме. Цепи питания.

Комбинированный урок.



Д/з: стр.168


3-я неделя мая.

Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

Давать определение понятию природное сообщество, экосистема, цепи питания.

Называть: 3 группы организмов в экосистеме.

Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды

Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, других источниках) о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


Природное сообщество-открытая саморегулирующаяся система.




Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Урок обобщения и систематизации знаний.



4-я неделя мая.

Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных

Называть: Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных.

Сравнивать строение и жизнедеятельности организма растения и животного и делать выводы на основе сравнения.








Русское правительство, как обратное провидение, устроивает к лучшему не будущее, а прошлое. Александр Герцен
ещё >>