Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и программы курса биологии для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Н И Сонина.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе ГБОУ СОШ № 358. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программе курса Н. И. Сонина.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов;
Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
№
|
Раздел, тема урока.
Тип урока
Домашнее задание
|
Сроки
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Элементы дополнительного содержания.
|
1.
|
Основные свойства живых организмов
Вводный урок
Д/З: стр 6 учебника, «
|
1-я неделя сентября
|
Признаки живых организмов: Клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявления
|
Называть признаки живых организмов, их значение.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.
|
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
|
2
|
Клетка – элементарная частица живого.
Комбинированный урок.
Д/з: с 18-19 учебника.
|
3-я неделя сентября
|
Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки.
Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра.
|
Называть признак живых организмов – клеточное строение.
Распознавать и описывать на таблицах основный части и органоиды клетки.
Выделять особенности строения ядра.
Доказывать, что клетка элементарная частица живого.
|
Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор хромосом.
Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Митоз, мейоз – сущность и биологическое значение.
|
3
|
Различия в строени растительной и животной клеток.
Комбинированный урок.
Д/з: стр. 18-19 учебника.
|
4-я неделя сентября
|
Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории.
|
Называть признак живых организмов - клеточное строение.
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.
Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.
|
Методы изучения клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Вирусы – неклеточная форма жизни.
|
4
|
Типы тканей растений
Комбинированный урок
Д/з: стр. 29 учебника.
|
1-я неделя октября
|
Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения.
|
Давать определение понятию «ткань»
Называть:
-типы тканей растений;
-функции тканей растений.
Различать типы тканей
Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.
|
Взаимосвязь между строением и функциями растений. Особенности тканей растений разных природных зон.
|
5
|
Ткани животных
Комбинированный урок
Д/з: стр. 32,33 учебника. «
|
2-я неделя октября
|
Строение организма животного: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей животного: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, их значение, особенности строения.
|
Называть:
-типы тканей животных;
-функции тканей животных.
Различать типы тканей
Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.
Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных.
|
Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных .
|
6
|
Органы цветкового растения Строение корня
Комбинированный урок
Д/з: стр. 36 учебника.
|
3-я неделя октября
|
Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.
|
Давать определение понятиям ткань, орган.
Называть
Органы цветкового растения, их роль в жизни растений
Типы корневых систем
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы.
Изучать биологические объекты – органы цветковых растений
|
Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения.
|
7
|
Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель и лист, их строение и функции.
Комбинированный урок
Д/з: стр. 36 - 40учебника.
|
4-я неделя октября
|
Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.
|
Давать определение понятиям побег, вегетативные органы.
Называть
Органы цветкового растения, их роль в жизни растений
Типы корневых систем
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – побег т его части.
Изучать биологические объекты – органы цветковых растений
|
Строение листовой почки. Клеточное строение стебля. Отличие стебля двудольных и однодольных растений.клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растения.
|
8
|
Цветок. Соцветия. Плоды, значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных.
Комбинированный урок.
Д/з:стр.40,46 учебника
|
1 неделя ноября
|
Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия .Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения.
|
Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.
Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.
Описывать многообразие соцветий.
Приводить примеры многообразия плодов.
Характеризовать строение цветка как органа размножения.
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.
Изучать биологические объекты-органы цветковых растений.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.
|
Взаимосвязь между строением и функциями органов растений.
|
9
|
Основные системы органов животного.
Комбинированный урок.
Д/зстр.50
|
2-я неделя ноября
|
Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения),их строение и функции.
|
Давать определение понятиям ткань ,орган, система органов.
Называть:
Органы и системы животных
Функции органов и систем органов животных.
Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.
Изучать биологические объекты- органы и системы органов животных.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.
|
Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов животных.
|
10
|
Обобщающий урок Растения и животные как целостные организмы.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Д/з: стр.56 учебника.
|
3-я неделя ноября.
|
Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.
|
Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.
Называть особенности строения и функции многоклеточных организмов.
Характеризовать причины нарушения целостности организма.
Доказывать что организм единое целое.
|
Саморегуляция, открытая система.
|
1
|
Сущность понятия «питание» Особенности питания растительного организма.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.62 учебника
|
4-я неделя ноября.
|
Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное –фотосинтез, минеральное – почвенное)
|
Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез.
Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать роль корня в почвенном питании.
Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.
Объяснять значение почвенного питания в жизни растений.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
|
Минеральные удобрения
|
2.
|
Фотосинтез и его значение в жизни растений.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.62 учебника
|
1-я неделя декабря
|
Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы.
|
Давать определение понятию фотосинтез
Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.
Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений - фотосинтеза.
Объяснять значение воздушного питания в жизни растений, значение фотосинтеза для жизни на Земле.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
|
|
3
|
Особенности питания животных.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.668 учебника
|
2 –я неделя декабря.
|
Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты.
|
Давать определение понятию питание
Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках
Описывать сущность биологических процессов: питания животных.
Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты, паразиты.
Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов.
|
Отличие питания животных от питания растений.
|
4
|
Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.
Комбинированный урок.
Д/з: стр. 70
|
3-я неделя декабря
|
Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной системы животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
|
Давать определение понятиям: питание, пищеварение.
Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.
Называть особенности строения пищеварительных систем животных.
Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.
|
Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Условия работы ферментов.
|
1
|
Значение дыхания. Дыхание растений.
Комбинированный урок.
Д/з: с 73
|
4- я наделяя декабря.
|
Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.
|
Давать определение понятию дыхание.
Описывать сущность биологических процессов: дыхание.
Характеризовать: особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними
|
Типы дыхания.
|
2
|
Дыхание у животных.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.73-75
|
2 –я неделя января
|
Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.
|
Давать определение понятию дыхание.
Описывать сущность биологических процессов дыхания
Характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними.
|
Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции.
|
1
|
Передвижение веществ в растении.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.78
|
3 –я неделя января
|
Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растения, обеспечивающие процесс переноса веществ.
|
Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в растении, его значение.
Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных и органических веществ в растениях
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних растений и ухода за ними.
|
Движение цитоплазмы, сосудисто-волокнистый пучок, корневое давление.
|
2
|
Особенности переноса веществ в животном организме.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.80-81
|
4 –я неделя января
|
Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части.
|
Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в организме животного.
Характеризовать особенности транспорта веществ у животных
Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках и табл., функции органов кровеносной системы, состав крови и ее функции, типы кровеносных систем
|
|
1
|
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.Выделение у растений, грибов.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.84
|
1-я неделя февраля
|
Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений.
|
Описывать сущность биологических процессов выделение у живых организмов, его значение.
Называть: органы выделения растений, органы выделения у животных и узнавать их на рисунках и таблицах.
Характеризовать: особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных
|
Взаимодействие выделительной системы с другими системами органов.
|
2
|
Основные выделительные системы у животных
|
|
Выделение у животных. Основные выделительные системы животных
|
Описывать сущность биологических процессов выделение у живых организмов, его значение.
Называть: органы выделения растений, органы выделения у животных и узнавать их на рисунках и таблицах.
Характеризовать: особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных
|
|
1
|
Опорные системы в жизни организма. Опорные системы растений.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.97
|
3-я неделя февраля
|
Строение растительного организма и организма животного: опорные системы, их значение. Опорные системы растений
|
Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках.
Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных.
Приводить примеры животных с разными типами опорных систем.
Распознавать и описывать части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.
|
Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета.
|
2
|
Опорные системы животных
|
|
Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
|
Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках.
Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных.
Приводить примеры животных с разными типами опорных систем.
Распознавать и описывать части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.
|
|
3
|
Движение.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.103
|
4-я неделя февраля
|
Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений.
|
Называть: роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.
Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.
Приводить примеры животных с разными типами передвижения.
Сравнивать движение растений и передвижение животных и делать выводы на основе сравнения.
|
Приспособления к передвижению животных в различных условиях
|
1
|
Жизнедеятельность организма и его связь с окр. средой. Ростовые вещества. Раздражимость.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.114
|
1-я неделя марта
|
Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности..
|
Давать определение понятию раздражимость
Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных. Значение нервной системы
Приводить примеры животных с разными типами нервной системы
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.
|
Ростовые вещества. Раздражимость
|
2
|
Нервная система, особенности строения. Рефлексы. Инстинкты
|
март
|
Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения
|
Давать определение понятию раздражимость, рефлекс Описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.
Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных. Значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных.
Приводить примеры животных с разными типами нервной системы
|
Безусловные и условные рефлексы, инстинкт
|
3
|
Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.120учебника
|
2-я неделя марта
|
Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.
|
Называть: органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности, роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности
Наблюдать за поведением животных
|
Гормоны.
|
4
|
Обобщающий урок «Организм – единое целое.Взаимосвязь и взаимозависимость работы всех систем органов»
|
|
|
|
|
1
|
Биологическое значение размножения и его виды. Бесполое размножение.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.127
|
1-я неделя апреля.
|
Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры) бесполое размножение растений. Споры.
|
Давать определение понятию размножение, вегетативные органы.
Описывать сущность бесполого размножения растений.
Называть: значение размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения у растений.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними
|
|
2
|
Половое размножение животных
Комбинированный урок.
Д/з: стр.133
|
2-я неделя апреля.
|
Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.
|
Давать определение понятию размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения.
Называть: значение полового размножения, органы полового размножения животных( и узнавать их на рисунках и таблицах). Женские и мужские половые гаметы.
Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.
|
Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез.
|
3
|
Особенности полового размножения растений.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.139
|
3-я неделя апреля.
|
Жизнедеятельность растений : размножение. Половое размножение. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
|
Давать определение понятию размножение, опыление, оплодотворение, самоопыление.
Описывать строение цветка как органа полового размножения, сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворении).
Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений( и узнавать их на рисунках и таблицах). Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними
|
Отличия полового размножения растений от полового размножения животных.
|
1
|
Рост и развитие растений.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.145
|
4-я неделя апреля.
|
Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.
|
Давать определение понятию индивидуальное развитие Описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.
Называть: роль семян и плодов в жизни растения, условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы распространения семян.
Наблюдать за ростом и развитием растений.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними
|
Типы прорастания семян. Моделирование опытов, доказывающих необходимость тепла, воздуха и воды для прорастания семян.
|
2
|
Особенности развития животных.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.150
|
1-я неделя мая.
|
Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов.
|
Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.
|
Стадии развития зародыша ( дробление, бластула, гаструла, нейрула)
|
3
|
Постэмбриональное развитие животных
Комбинированный урок.
Д/з: стр.154
|
|
. Развитие зародыша на примере ланцетника. Постэмбриональное развитие животных
|
Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.
Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных
Наблюдать за ростом и развитием животных.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними
|
Типы развития
|
1
|
Среда обитания организмов. Факторы среды.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.158
|
2-я неделя мая.
|
Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы( температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов.
|
Давать определение понятию среда обитания, экология, экологические факторы.
Называть: виды экологических факторов, типы взаимоотношения организмов.
Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов, приспособления организмов к действию экологических факторов.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними
|
Экологические проблемы нашего региона.
|
2
|
Природные сообщества, их многообразие. Структура и связи в экосистеме. Цепи питания.
Комбинированный урок.
Д/з: стр.168
|
3-я неделя мая.
|
Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.
|
Давать определение понятию природное сообщество, экосистема, цепи питания.
Называть: 3 группы организмов в экосистеме.
Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов.
Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды
Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, других источниках) о состоянии природных сообществ. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
|
Природное сообщество-открытая саморегулирующаяся система.
|
|
Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
4-я неделя мая.
|
Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных
|
Называть: Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных.
Сравнивать строение и жизнедеятельности организма растения и животного и делать выводы на основе сравнения.
|
|