Лекция Тема. Возникновение и развитие древнерусского государства Киевская Русь 9-13 вв. План - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Восточные славяне в древности. Киевская Русь Происхождение славян... 1 51.97kb.
Восточные славяне в VI ix вв. Образование древнерусского государства. 1 59.7kb.
Название города в период Тмутараканского княжества, входившего в... 1 99.54kb.
Ответы на билеты по истории России. Учитель: Жолтикова Н. В 4 800.82kb.
Тема Русь в VI xi веках Расселение восточных славян в VI-IX веках. 1 101.66kb.
Рефераты, курсовые, дипломные работы реферат "Норманнская теория"... 1 245.99kb.
Программа восточные славяне в древности (V-VIII вв.) 1 312.96kb.
Методические указания для студентов 21 1 По подготовке к семинарским... 1 251.71kb.
Методические указания для студентов 22 1 По подготовке к семинарским... 1 252.73kb.
Древние славяне Возникновение и развитие Древнерусского государства 5 731.31kb.
Программа по истории темы и краткое 1 220.78kb.
Георгий Владимирович Вернадский Монголы и Русь 39 5789.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Лекция Тема. Возникновение и развитие древнерусского государства Киевская Русь 9-13 - страница №1/1

МОДУЛЬ 2. Особенности становления государственности в России и мире.

Лекция 1.Тема. Возникновение и развитие древнерусского государства Киевская Русь 9-13 вв.
План.

1. Проблема этногенеза и роль миграций в становлении народов. Восточные славяне в древности. .

2. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Норманнская теория.

3. Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.
1. Праславяне – предки славян, принадлежащие к древней индоевропейской семье народов, расселившиеся в IV-III тысячелетии до нашей эры на территории Европейского материка от Европы до Индии.

Праславяне жили между Вислой и Днепром, а позднее, их массив разделился на три ветви: западные – поляки, чехи, словаки; южные – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы; восточные – русские, украинцы, белорусы.



В середине 1 тысячелетия племена восточных славян занимали территорию от Онежского и Ладожского озёр на севере до Северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

VIII-IX вв. – у восточных славян складываются союзы племён: поляне, древляне, славяне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, волыняне, уличи, белые хорваты и др.

Занятия: основу хозяйственной жизни славян составляло земледелие (пашенное и подсечное). Орудия труда – соха с железным наконечником, серп, мотыга, плуг с лемехом. Выращивали – ячмень, рожь, пшеницу, лён, коноплю и др. Промыслы – охота, рыболовство, бортничество.

Социальные отношения:

  • VI в. – восточные славяне жили родовым строем. Род – являлся главной ячейкой общества. Род – группа родственников от десятков до сотен человек, совместно владеющих землёй, лесом, пастбищами и т.п., которые вместе трудились и поровну делили результаты труда. Старейшины – стояли во главе рода. Племя – составляли 3-5 близких по происхождению родов. Народное собрание продолжало оставаться важнейшим органом управления. Восточные славяне вели многочисленные войны, а в таких условиях возрастала роль военноначальника. Рост прибавочного продукта позволил содержать князя и его дружину.

  • VII-IX вв. – с совершенствованием обработки железа и изготовлением новых сельскохозяйственных орудий – появляется пашенное земледелие, благодаря чему основной хозяйственной единицей становится семья, а родовая община сменяется соседской сельской общиной. Пашня теперь делилась на наделы и обрабатывалась семьёй, которая сама распоряжалась полученным урожаем.

  • В VI-IX вв. рабами у славян были в основном захваченные на войне пленники, а рабство носило патриархальный характер (когда рабы не образуют класса, а считаются неполноправными членами семьи).

Религия: Славяне исповедовали язычествокомплекс представлений, где отразилась зависимость древних людей от сил природы. Окружающий мир наделялся добрыми и злыми духами.

К VIII-IX вв. складывается «божественная картина», где каждому божеству есть своё место: Сварог – бог неба, Даждьбог – бог солнца, Сварожич – бог огня, Стрибог – бог ветра и т.д. С развитием военных походов славян появляется Перун – бог военного дела.

Итак, славяне в VI - середине IХ в., сохраняя основы общинного строя претерпевали изменения, что создавало условия для образования государства.
2. Происхождение Киевской Руси:

Теория происхождения Киевской Руси исходит из рассказа «Повести временных лет» Нестора, где рассказывается о приглашении в 862г.

Новгородцами и Кривичами на княжение варягов- норманнов: Рюрика, Синеуса и Трувора, с целью предотвращения междоусобной борьбы между князьями.

Эта летопись послужила основанием для возникновения в ХVIII веке «норманнской теории». Её авторы немецкие ученые ХVIII века Байер, Миллер и Шлецер, утверждали, что славяне были неспособны к созданию собственной государственности и самостоятельному развитию, а призвали варягов на княжение.

В свою очередь в ХVIII веке Ломоносов подвергает критике эту теорию, доказывая, роль и место славян во всемирной истории (антинорманская теория).

Современные историки считают, что варяги были приглашены в Новгород, лишь для того, чтобы примирить борющиеся за власть местные группировки знати. Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам.

Условно датой образования Киевской Руси считается 882г., когда Князь Олег захватил после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев и объединил Северные и Южные земли в единое государство - Киевскую Русь.



Политический строй Киевской Руси.

Монархический элемент – Великий князь Киевский, который стоял во главе государства и был первым среди равных.

Аристократический элемент- Совет (Боярская дума), куда входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство.

Демократический элемент- Вече (народное собрание), т.е. собрание всех взрослых мужчин для принятия решений.

Народное ополчение - всеобщее вооружение народа, которое подчинялось Вече.


  • Сложившийся политический строй представлял собой раннефеодальную монархию

Социально- экономические отношения.

Для Киевской Руси характерны феодальные отношения: крупная земельная собственность (феодалов), которая обрабатывалась трудом зависимых крестьян.

Феодальная земля называлась вотчина и принадлежала боярам, князьям духовенству.

Общинная земля называлась вервь и принадлежала свободным крестьянам общинникам- смердам (людям).

Зависимое население (крестьяне) Руси: закупы, рядовичи холопы челядь.

Основные занятия населения Киевской Руси - земледелие, ремесла, торговля и т.д.

В период становления Киевского государства IХ - Х вв. во главе находились великие князья:

Олег Игорь Ольга Святослав Ярополк Владимир I.

Основные направления деятельности первых киевских князей были:



  • объединение восточных славян под властью великого князя Киевского;

  • защита торговых путей и приобретение новых рынков для русской торговли;

  • борьба со степными кочевниками (половцами и печенегами).

Итак, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что позволило ему появиться на общинной основе. С самого начала Древнерусское государство было многоэтническим по составу.


3. Владимир I (980 –1015 гг.) – великий князь Киевский с 980 г., младший сын Святослава. Способствовал расцвету Древнерусского государства и укреплению его авторитета в мире. В народе прозван «Красным солнышком». Основная заслуга – введение христианства на Руси в 988 –989 гг.

Причины принятия христианства:

1.Изоляция языческой Руси от христианского мира Европы, что тормозило развитие международных связей и торговли.

2.Потребность в новой идеологии, которая объяснила бы утверждение новых отношений в стране - господства и подчинения.

3.Монотеистическое (единобожие) христианство укрепляло авторитет княжеской власти и способствовало единению Руси.

4.Тесная связь Руси с Византией.

Значение принятия христианства.

1.Воздействие церкви на политическую жизнь Руси, которая поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси.

2.Изменилось международное положение Руси, которая теперь стояла наравне с остальными Европейскими государствами.

3.Принятие христианства способствовало широкому проникновению Византийской культуры и искусства распространению письменности на Руси.

4.Сближение славянских и финских племен.

5.Нанесен удар по родовым обычаям (кровная месть), введена новая мораль.


Ярослав Мудрый (1019-1054)- великий государственный деятель, человек умный и образованный, законодатель, градостроитель, дипломат. Его правление стало временем расцвета Руси

Внешняя политика:

  • заключен выгодный договор с Польшей;

  • налажены отношения со Швецией;

  • 1036г. печенеги потерпели окончательное поражение под Киевом;

  • 1046г. Русь заключила мирный договор с Византией;

  • заключены династические браки с Францией, Венгрией, Норвегией;


Вывод: Русь стала державой, с которой считались Германия, Византия, Швеция, Польша и другие государства.

Внутренняя политика включала следующие факты:

1. Кодификация русских законов. Сложившееся устройство древне русского общества нашло свое отражение в своде законов - «Русская правда», 1016 г. свод законов состоит: 1-ая часть-«Правда Ярослава», 2-ая часть «Правда Ярославичей». В этих законах уже прослеживаются черты социального неравенства, что отражало начавшийся процесс сословного деления общества. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин. Социально дифференцированы были штрафы за убийство и кражи. Власть великого князя переходила по старшинству.



Значение: «Русская правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

2. Ярослав Мудрый способствовал развитию культуры и просвещения-



1039г.- священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, избран митрополитом Руси, что впредь освободило русскую от влияния Византии. В Киеве Воздвигнут собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси.

Вывод: правление Ярослава Мудрого стало временем расцвета Руси благодаря той политике, которую он проводил. Стабилизировалась экономика и внешнеполитические отношения.

Владимир Мономах (1113-1125г.г.) - внук византийского императора Константина Мономаха. Пользовался авторитетом благодаря широкой образованности, дипломатии и другим талантам.

Внешняя политика:

  • сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги;

  • поддерживал тесные отношения с Византией;

Внутренняя политика:

  • снял социальную напряженность в обществе дав Руси новую «Русскую Правду»- «Устав Владимира Всеволодовича», по которому было облегчено положение закупов, холопов, запрещено долговое рабство.

  • за годы его правления были сделаны попытки объединения Руси. Он заставил подчиниться многих князей.

  • создан новый летописный свод.

  • Владимиром Мономахом написано «Поучение», обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения - единство Руси и борьба с княжескими усобицами. Здесь рисуется образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли русской.

После смерти Владимира Мономаха его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на отдельные княжества.




Нельзя сомневаться: чем могущественнее мужчина, тем он сексапильнее. Анджи Дикинсон
ещё >>