Организация самостоятельной работы студентов
В ходе проведения занятий используются традиционные образовательные технологии такие как информационная лекция и традиционный семинар.
Также в ходе проведения занятий используются интерактивные образовательные технологии такие как проблемная лекция, интерактивная лекция, диспут, деловая игра.
Студенты должны самостоятельно подготовиться к диспутам на семинарских занятиях по темам № 1, №2, № 4, №8, №9
-
Норманнская и антинорманнская теории создания древнерусского государства: какую теорию предпочитать?
-
Реформы Столыпина: шанс для развития России или неудачная инициатива власти?
-
Петровские реформы: позитивные и негативные оценки
-
Сталинская индустриализация: позитивные и негативные оценки
-
Можно ли создать объективную картину исторической реальности?
Студенты должны самостоятельно подготовиться к дискуссии на семинарском занятии по теме № 3: обоснование западного и восточного направления развития внешней политики России, перспективы каждого, задача каждой группы убедить в приоритетности своего направления.
Студенты должны самостоятельно подготовиться к деловой игре на семинарском занятии по теме № 5: партийная система начала XX в. (левые, либеральные и правые партии). Участникам представить программы партий, стратегии и тактики борьбы, обосновать положительные стороны, противникам – выделить недостатки программ, стратегии и тактики борьбы.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины История и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Вопросы для самостоятельной подготовки студентов к собеседованию (первая контрольная точка 6 неделя)
-
Этапы развития политической системы.
-
Политическая система IX-XVI вв.: характер монархии, органы центральной и местной власти, особенности управления в раннефеодальном государстве, в княжествах периода раздробленности, в Московском государстве.
-
Политическая система Российской империи: характер монархии, органы центральной и местной власти, особенности управления, эволюция политической системы.
-
Советская политическая система: принципы советской власти, тоталитарная и авторитарная система, органы центральной и местной власти.
-
Политическая система современной России: конституция и ее поправки органы центральной и местной власти, особенности управления.
-
Социально-экономическая система IX-XVII вв.: ранний феодализм, состав общества по Русской правде, вотчины и поместья, этапы развития крепостного права.
-
Социально-экономическая система Российской империи. Модернизация Петра, развитие мануфактур. Сословная структура общества. Промышленный переворот. Классовая структура общества. Место России в мировой экономике.
-
Советская социально-экономическая система. Плановая экономика. Индустриализация. Слабости советской экономики. Структура советского общества.
-
Современная социально-экономическая ситуация. Переход от плановой к рыночной экономике. Сырьевая экономика и необходимость модернизации. Социальные проблемы российского общества.
-
Этапы военной истории.
-
Дружина и феодальное ополчение. Особенности войн в IX-XVII вв. Основные внешнеполитические противники.
-
Создание профессиональной европейской армии. Основные задачи внешней политики XVIII-XIX вв. Участие России в коалиционных европейских войнах. Крымская война.
-
Мировые войны XX в. Холодная война. Современная международная система и место в ней России.
Вопросы для самостоятельной подготовки студентов к коллоквиуму (вторая контрольная точка 12 неделя)
Модернизация. Причины и результаты. Место России в мире. Факторы, препятствующие модернизации. Мануфактура, фабрика, развитие железнодорожного строительства, советские пятилетки.
Причины социальных конфликтов. Казачьи и крестьянские выступления. Гражданские войны в истории России и их причины. Эпоха русских революций, причины и результаты, влияние русских революций на мировую историю.
Этнос и нация. Россия как полиэтничное государство. Колонизация Сибири и Дальнего Востока, Присоединение национальных окраин. Политика русификации в Российской империи. Политика и интернационализма в СССР. Национальные проблемы в современной России.
В время подготовки к коллоквиуму каждый студент готовит развернутое сообщение по одной из трех тем.
После каждой из 9 тем проводится контрольное тестирование. Каждый вариант тестов состоит из 10 вопросов, за каждый правильный ответ – 10 баллов (максимальная сумма баллов, которую может набрать студент – 100).
Задания для СРС Социально-экономическое развитие России
-
Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси.
-
Каковы основные черты сословного строя и направления его революции?
-
Какие новые социально-экономические явления возникли в XVII веке?
-
Заполните таблицу. Социальные группы в начале XIX в.
Название социальных групп
|
Черты быта, ценности, менталитет
|
-
Дворяне
-
Буржуазия
-
Крестьяне
-
Пролетариат
-
Другие слои населения
|
|
-
Заполните таблицу. Мероприятия советской власти в области экономики в 1917-1918 гг.
Мероприятия Советской власти в области экономики
|
Значение
|
|
|
-
Заполните таблицу. Индустриализация в СССР.
Причины
|
|
Цели
|
|
Источники
|
|
Крупнейшие стройки первых пятилеток
|
|
-
Каковы причины, методы, итоги коллективизации в СССР?
-
Заполните таблицу. Социальные группы советского общества в 1930-е годы.
Социальные группы советского общества
|
Характеристика положения в обществе
|
-
Рабочий класс
-
Колхозное крестьянство
-
Интеллигенция
-
Номенклатура
|
|
-
Заполните таблицу. Экономические социальные реформы в 1953-1964 гг.
Реформы
|
Основное содержание реформ
|
Позитивные черты
|
Причины неудачного развития
|
|
|
|
|
Задания для СРС по теме Войны в истории России
Таблица 1. Провести сравнение различных форм организации русской армии: дружины, дворянского ополчения, стрелецкого войска, профессиональной армии европейского образца
|
Система
комплектования
|
Вооружение
|
Кто служит
|
За счет каких ресурсов содержится
|
Оценка
эффективности
|
Дружина
|
|
|
|
|
|
Ополчение
|
|
|
|
|
|
Стрелецкое войско
|
|
|
|
|
|
Европейская профессиональ-ная армия
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 Территориальный рост российского государства в XVI-XX вв. (в обстоятельствах присоединения указываются военные конфликты, мирные договоры и др. события в результате которых произошло присоединение этой территории).
Территория
|
Время присоединения
|
Обстоятельства
присоединения
|
|
|
|
Таблица 3 Провести сравнение Первой и Второй мировой войн
|
Система
комплектования
|
Вооружение
|
Кто служит
|
За счет каких ресурсов содержится
|
Оценка
эффективности
|
Первая мировая война
|
|
|
|
|
|
Вторая мировая война
|
|
|
|
|
|
Задания для СРС по теме Основные этапы модернизации России
Таблица 1. Провести сравнение трех этапов модернизации
|
Причины
|
Цели
|
Основные достижения
|
Оценка результатив-ности
|
Реформы Петра
|
|
|
|
|
Реформы Александра
|
|
|
|
|
Сталинская индустриализа-ция
|
|
|
|
|
Таблица 2. Провести анализ различных аспектов российских модернизаций (выявить основные мероприятия и отнести к различным сферам жизни общества)
|
Политичес-кая сфера
|
Военная сфера
|
Социльно-экономическая сфера
|
Культурная сфера
|
Реформы Петра
|
|
|
|
|
Реформы Александра
|
|
|
|
|
Сталинская индустриализа-ция
|
|
|
|
|
Задания для СРС по теме Роль личности в истории России
Заполните таблицы. Участники исторического процесса
Глава государства
|
Годы правления
|
Форма правления
|
Основные направления деятельности
|
Основные исторические события
|
Итоги правления
|
|
|
|
|
|
|
Ученые
|
Годы жизни
|
Научные открытия
|
Значение открытий/изобретений для государства
|
|
|
|
|
Реформаторы
|
Годы реформ
|
Название реформ
|
Основные положения реформ
|
Результаты
|
Значение
|
|
|
|
|
|
|