страница 1 |
|||||||||
Похожие работы
|
Лекция №1. 26. 09. 07 Предмет, методы и функции социологии как науки - страница №1/1
![]() Доц. Быков Михаил Юрьевич Лекция №1. 26.09.07Предмет, методы и функции социологии как наукиПредмет социологии. В буквальном смысле слова, социология - наука об обществе. Впервые это слово использовал Огюст Конт. Дискуссия о предмете (подходы): 1. Социология - это метанаука, т.е. наука наук. 2. Социология изучает отдельную сферу общественной жизни. 3. Предметом социологии является изучение гражданского общества. (Этот подход наиболее популярен) Гражданское общество (ГО) - это совокупность мыслящих и действующих людей (личностей), котооые одновременно активны и ответственны. ГО - это высокий этап общественного развития. Возникло в середине 19в в связи с победой буржуазных отношений. Буржуазные отношения требуют рыночных отношений (большое число независимых товаропроизводителей), политических свобод и личной активности отдельного человека. В рамках гражданского общества изучаются: общественная среда, особенности социальных связей, мотивация деятельности и другие вопросы.
1. Познавательная - получение новых знаний. 2. Воспитательная - привитие личности положительных свойств и качеств. 3. Прикладная (инструментальная) - использование приёмов социологии для решения жизненных проблем. 4. Прогностическая - позволяет моделировать будущее посредством опережения событий с целью получения оптимальных результата. 5. Коммуникативная - функция общения, посредством которой человек может существовать как личность. Методы: 1. Наблюдение - пассивное созерцание социальной действительности. Этот метод доступен, но требует огромных временных затрат. 2. Социальный эксперимент - искусственное создание условий для ускоренного результата. Плюс - выигрываем время. Минус - непредсказуемость, т.к. в эксперименте участвуют люди. 3. Опрос - получение достоверной социологической информации. Виды опроса: А) интервьюирование - устный опрос; Б) анкетирование - письменный опрос. 4. Анализ документов.
Лекция №2. 03.10.075. Общенаучные методы - анализ (деление целого на части) и синтез (соединение частей в единое целое) 6. Дедукция (выведение частного из данного общего) и индукция (выведение общего из данных частных посылок) 7. Метод аналогии - перенос свойств и характеристик известного социального явления на неизвестное. Общество как социальная системаСистемность - это философская категория, обозначающая взаимосвязь и взаимозависимость элементов. Социальная система - это совокупность мыслящих и действующих людей, взаимообуславливающих своё существование.
1. Наличие социальных связей (контроля, эмоций, деятельности), которые определяют поведение и деятельности людей и имеют объективный характер. 2. Социальные отношения - это прочные устойчивые социальные связи, которые имеют доминирующий характер. 3. Системное качество - это свойство, которое порождается силой и прочностью социальных связей. 4. Системное взаимодействие - это взаимовлияние людей на духовном уровне. (Чем больше отдаёшь, тем становишься богаче) 5. Социальный элемент - это единица социальной системы (личность или группа личностей). Социальные элементы могут выстаиваться в виде : а. инерархии (соподчинённости). Такое положение подчёркивает неравенство социальных элементов. б. Кооперации (горизонталь), тем самым показывая, что все люди тождественны, взаимозависимы. И первое, и второе положение является одномоментным для социального элемента, т.е. Он находится одновременно в обоих положениях.
Понятие детерминизма и функциональностиДетерменизм - это причинно-следственная связь сущностного характера. Сущностной характер - это выделение главной черты общественной жизни. Виды детерминизма: 1. Экономический детерминизм (К. Маркс). Определяющая сфера общественной жизни: экономика, производство, собственность на средства производства. 2. Политический детерминизм (Шилз). Ведущей сферой общественной жизни является сфера политики, власти. 3. Духовный (культурный) детерминизм (Вебор). Ведущая сфера общественной жизни - духовная, религия, а именно католическая.
[+] Выделение главного, определяющего посредством отбрасывания второстепенного [-] Вероятность ошибки Функциональность: [+] Ничего не отбрасывается, стремление учесть всё, комплексный подход [-] Расплывчатость, аморфность, неконкретность Вывод: основным элементом социального поведения зрелого человека должен быть социальный детерминизм. Лекция 3.Отсутствовала Лекция 4. 17.10.07Личность как основное понятие социологииЧеловек - термин, обозначающий существо, обладающее разумным началом (Homo Sapiens). Индивид - одна особь человеческого рода. Индивидуальность - обозначение внешней и, как правило, не существенной черты индивида. Понятие личности: в философии личность - это носитель сознания, субъект; В психологии личность - это носитель психологических явлений и черт. Например, характер, темперамент, способности и т.д. В социологии личность - носитель социально типичного. Понятие микро- и макросреды. Микро- и макросреда - это разные уровни внешнего окружения человека. Микросреда - это ближайший, первичный уровень окружения человека, небольшое количество людей и непосредственные связи с ними. Макросреда - это вторичная социальная группа, где связи опосредованы, группа большая и непосредственных контактов пространственного плана нет. Микро- и макросреда характеризуют личность как объект, т.е. личность здесь рассматривается как пассивный, впитывающий влияние среды. Теория, обуславливающая развитие личности как объекта, создана Марксом. Маркс утверждал, что определяющее значение для формирования личности имеет именно среда и ничто иное. Вторым, противоположным, подходом является понимание личности как субъекта. Этот подход ведущее доминирующие место отдаёт самой личности, способности её к саморазвитию и саморегуляции. Сторонником этого подхода является Фрейд. По Фрейду, личность состоит из 3-х основных компонентов: 1. Оно - подсознание - природная компонента, инстинкты. У Фрейда основные инстинкты агрессия и либидо. Они направлены на получение человеком удовольствия. 2. Я - сознание - предметное поведение человека. 3. СверхЯ - сверхсознание - скрытые, усвоенные личностью нормы общественного поведения (мораль, этика, эстетика и т.п.)
Социальный статус - совокупность прав и обязанностей личности, определяющая её место в обществе. Черты социального статуса: 1. Статус потенциален. 2. Статус может быть предписанным и достигнутым. Предписанный статус - это то, что получает личность без усилий, самим фактом своего бытия. Например, национальность, место рождения и т.п. Достигнутый статус - это статус, которого личность посредством личных усилий. 3. Статус может быть индивидуальный и групповой. Индивидуальный связан с микросредой, а групповой - с макросредой. 4. Относительность социального статуса. (Для того, что бы определить статус, надо сравнивать себя с другими людьми)
Лекция 7. 24.10.07Социальная рольСоциальная роль – это реализация социального статуса на предметном, поведенческом уровне Черты социальной роли:
СоциализацияСоциализация – это процесс становления личности через освоение культурных ценностей Культурные ценности – ценности поведения и отношения между людьми Этапы социализации:
Периоды социализации: - становления; - трудовой. Характерные черты, особенности социализации: социализация детей и взрослых. Дети ориентированы на материальные ценности, взрослые – на ценности отношений, поведения. Механизмы социализации:
Девиантность – отклонение от норм поведения. Причина – слабость личности (преступность, наркомания). Примеры положительные: человек опережает время. Девиантность в правовой сфере – депинкветность Лекция 6. 31.10.07Социальное развитиеРазвитие - это понятие философского плана. Означает одностороннее движение. Понятие движение - это изменение вообще, а развитие - это движение от нисшего к высшему, от простому к сложному, от хаоса к порядку и т.п. Социальное развитие - это положительное изменение в оьществе, которое называется в целом "прогресс". Развитие в живой природе - это эволюция Виды прогресса: революция и реформа. Революция: "+": быстрые качественные скачки, заметные перемены к лучшему в рамках жизни одного поколения "-": недостатки, порождённые высокой скоростью преобразований Реформа: "+": Плавное постепенное преобразование в рамках жизни нескольких поколений, ненасильственность, практический пример, убеждение. "-": большие временные затраты
- естественная: на основе собственных, внутренних предпосылок; - догоняющего типа: преобразования, которые в полном смысле революцией не являются, совершаются с помощью политических насильственных методов без наличия экономических предпосылок.
Простое общество: незначительное количество людей; незначительное разделение труда; кровно-родственные связи как основы социальных отношений; невысокий уровень развития техники; относительное социальное равенство. Сложное общество: миллиарды людей; высочайшая степень специализации профессии; внеличностные связи, а акцент на связи статусные, профессиональные; научно-технический прогресс, рынок, товарно-денежные отношения; реское расслоение, классы, касты, государства.
Лекция 7. 7.11.072. Формы хозяйственной деятельности А) древние общества - охота и собирательство (получение необходимого продукта) - скотоводство и огородничество (избыточный продукт) Б) Аграрное общество, получение прибавочного продукта (сверхпотребности), земледелие. За счёт прибавочного продукта формируются классы и государства. В) Индустриальное общество, буржуазное: - массовое машинное производство; - разделение труда, специализирование профессий. - урбанизация, господство городской культуры Г) Постиндустриальное общество (после II мировой войны) - глобализация; - автоматизация; - доминирование сферы обслуживания над сферой производства
Основные принципе социального развития
Оба подхода имеют плюсы и минусы. Локальность подчёркивает ценность любой культуры, но не показывает направление развития. Стадиальный подход показывает направлении развития, обозначает тенденцию прогресса в целом, но («-») провоцирует перерастание уважительного соревнования между обществами в непримиримую борьбу и подавление вышестоящими обществами нижестоящих Лекция 8. 21.11.07Социальная структура и социальная стратификацияСоциальная стратификация – это совокупность наиболее устойчивых социальных связей (отношений), определяющих иерархию социальных элементов. Примером стратификации является марксистское учение о классах. Классы по Марксу – это исторически сложившиеся большие группы людей, антоногистически разделённые друг с другом. Классы возникают на основе: - места в системе общественного производства; - отношений к средствам производства; - роли в общественной организации труда; - способов получения и размеров общественного богатства.
Социальная мобильность – это основанная на стратификации совокупность социальных перемещений людей (личностей) Лекция 9. 28.11.07Черты социальной мобильности: Объём и дистанция социальной мобильности. Объём – это количество людей, которые перемещаются вверх и вниз, а дистанция – это те ступеньки. Мобильность бывает индивидуальная и групповая. Групповая мобильность – это когда перемещаются одновременно группы людей. Социальная мобильность так же бывает межпоколенной и внутрипоколенной. Вннутрипоколенная мобильность – это перемещение в рамках одного поколения, т.е. среди возрастного среза людей есть перемещения. Кроме того, мобильность бывает вертикальной и горизонтальной, когда перемещение происходит в рамках своего слоя. Завершающая группа называется «клаузола» - люди, которые переместились, но ещё не привыкли, не приспособились под влияние внешних факторов – маргиналы. Проявление маргинализма – агрессия и ненависть. Второй вариант маргинализма связан со слабостью личности: апатия, депрессия и т.д. Маргиналы бывают как перемещаемые вниз, так и перемещаемые вверх. Стабильное общество имеет низкую мобильность, а нестабильное – высокую. Исходя из критерия материального дохода населения двух крупных государств (США и РФ) на классы делятся: США:
РФ:
17% - средний класс 80% - бедный слой. Критерий бедность – когда человеку не хватает средств для обеспечения себя и своей семьи первичными базовыми ценностями – питание, одежда, отдых, жильё, обучение. Социальные институтыСоциальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая значимая форма отношений и деятельности людей. Примеры СИ – институт власти (государство), культуры (образование), религии и др. Причиной возникновения социальных институтов является общественная потребность и способность данного института эту потребность удовлетворять. Основные черты социальных институтов:
Каждый социальный институт проходит стадию формирования, которая называется институционализация. Её основные этапы:
Лекция 10. 5.12.07Функции бывают: - явные - основные - латентные (скрытые) Семья как важнейший социальный институтСемья – объединение людей, основанное на браке и кровном родстве, а также на общности быта и взаимной ответственности. Основа семьи – брак. Семья шире брака. Брак – исторически сложившееся изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, которое упорядочивает и санкционирует половую жизнь, а также устанавливает супружеские и родственные права и обязанности. Этапы семьи: - вступление в брак; - рождение ребенка; - вступление в брак последнего выросшего ребенка, «пустое гнездо»; - уход из жизни одного из супругов. Виды семьи по критерию родственных связей: 1). Простая (муж и жена); 2). Нуклеадная (родители и дети, не состоящие в браке); 3). Расширенная (несколько поколений). Семья как социальный институт возникла одновременно с обществом. Базовый факторы (ценностный регуляторы) семьи: 1). Порядок ухаживания; 2). Критерии подбора спутника жизни; 3). Сексуальные стандарты; 4). Нормы поведения родителей, детей, родственников и санкции за их выполнение. Исторические периоды семьи: 1). Родовые и племенные традиции; 2). Юридическое оформление брака – форма государственного контроля за семьей и государственная поддержка матери и ребёнка. Основные функции семьи: - репродуктивная; - воспитательная; - хозяйственно-бытовая; - первичный социальный контроль; - духовное общение - досуговая и эмоциональная. Лекция 11. 12.12.07.Брак и семья – удел молодых, но достаточно зрелых людей, готовых к браку и семейным отношениям, как в физическом, так и в интеллектуальном, социальном и моральном планах. Запретные рекомендации: 1). Не рекомендуется подвергать критике: силу и мужественность; 2). Мастеровитость ; Женщинам: - внешость; - умение вести хозяйство: аккуратность, умение готовить. Производственные трудовые организации.Специфика ПО: - являются вторичными социальными группами; - носят формальный характер; - имеют цель, которая не всегда соответствует целям работников
Ценности ПО: - социальный запас; - стабильность; - эффективность; - социальная политика; - внутренний порядок; - атмосфера. |
ещё >> |