страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной - страница №1/1
![]() Рабочая программа составлена на основе методического пособия Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе». Методическое пособие. М.Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.120 с., в котором представлены материалы для организации внеучебной работы по духовно- нравственному воспитанию школьников начальных классов в общеобразовательных учреждениях всех типов. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» 1) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Про- гулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 2) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 3) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 4) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 6) Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 7) Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск. Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 8) Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. Под ред. Л. Л.Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011. 9) Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011. Концептуальное обоснование. Содержательный модуль «Духовно- нравственная культура» реализует задачи возрождения в системе традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребёнка наоснове ценностей отечественной культуры. В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности школьника.
в настоящее время наиболее актуальной задачей системы школьного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры». Задачи духовно-нравственного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомления с основными нормами светской и религиозной морали и понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирования первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становления внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни» определяются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Задачи нравственного воспитания Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине,доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия,стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи,ответственности и заботы. Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и эле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии,кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания(совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность). Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; прививать навыки доброделания, благотворительности. Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливогоотношения к малышам и старым людям.Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения,миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: необижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение. Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики. Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других. Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия, Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами. Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.
Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух). Побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.
Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать оцелесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира. Формировать познавательную активность в установлении причинно- следственной связи в иерархической зависимости в контексте православного мировоззрения. Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы «почему, для чего, как? откуда?» на основе христианской картины мира.
по отношению к родителям, о послушании старшим как Божественвом установлении. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношению друг к другу как проявление любви. Воспитывать уважение к традициям жизни предков.
ми традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказывать о храме как доме Божьем.
Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем. Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых какнаших друзьях меньших. Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу. Знакомить детей с многообразием родного края: с растениями, животными, птицами, обитателями рек и морей. Использовать в процессе ознакомления с миром творений произведения художественной литературы, музыки, живописи. Рассказывать о значении природы в жизни человека. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, как премудрого Божественного действия в жизни мира, природы, человека. Развитие речи Развивающая речевая среда Развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии, целесообразности и взаимосвязанности творений окружающего мира. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Формировать речевой этикет в соответствии с нормами христианского благочестия. Формирование словаря Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, благочестивый, послушание, стыд, совесть, милосердие, трудолюбие, честность, честь, святость, христиане, храм). Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро. Христиане. Помогать детям соотносить базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни детей.
Эстетическая культура в целом и творчество является источником развития эмоциональной сферы детей. Ребёнок не ищет знания прежде всего, на которое его ориентируют современные программы раннего развития, но старается выразить свою внутреннюю жизнь. Творческая деятельность для этого является наиболее присущей дошкольникам формой. Рисование, сочинение сказок, лепка, музицирование и т.п. — являются наиболее привычными детям формами творчества.
Развитие умений познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни (на прогулке в парке, лужайке, на озере-речке-море, наулице города). Ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан. Изобразительная деятельность (Конструирование. Рисование. Лепка. Аппликация). Знакомство с искусством (в том числе, религиозным) как свидетельством о красоте Божественного мироздания. Развитие эстетического восприятия, наблюдательности, внимания. Развитие способности всматриваться, вслушиваться в явления и объекты окружающего мира, замечать их изменения (например, цвета облаков, солнца, цветов). Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности. Развивать задатки, таланты детей как Божественный дар, требующий совершенствования в меру каждому определенную. Формировать умения работы с материалами творчества, как средствами отображения предметного мира творений, чувств и отношений В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества. Развивать умения соотносить красоту предметов окружающего мира с ее отражением в собственной творческой деятельности и произведениях искусства на ту же тему. Музыкальное воспитание Развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира. Развивать способность слышать и воспроизводить в элементарных музыкальных формах красоту звуковой картины мира. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, церковной, народной музыки. Игровая деятельность. (Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Театрализованные игры). Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения. Учить детей совместной творческой деятельности. Культурно-досуговая деятельность Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях как установлениях православного календаря. Приучать участвовать в их подготовке. Посещение православного храма в праздничные дни при согласовании с родителями. Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками, поделиться радостью праздника в соответствии с православными традициями жизни (милосердия, подготовки праздничного выступления для родителей, детей детского дома). Перечень основных праздников. Рождество Христово. Воскресение Христово. Новый год. День Ангела.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том »что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); способныйрешать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевшийнеобходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ 1.Вводная- Приглашение к путешествию- 1 занятие Главные слова. Мир. Дар(подарок). Спасибо. 1.Беседа-игра «Мы отправляемся в путешествие» Работа с иллюстрацией. Игровая деятельность Музыкальная деятельность Творческая работа 2. Прогулка первая «Свет. День. Ночь». 2 занятия Главные слова. Бог. Свет. Ночь. День. 1.На прогулке. Игровая деятельность. Играем .
2.Работа с иллюстративным материалом. Работа с иллюстрациями. Чтение стихотворения «Ночь» Творческая деятельность. 3. Прогулка вторая «Небо».2 занятия Главные слова .Небо. 1.Наблюдение на прогулке. Занятия в группе. Чтение и обсуждение по вопросам. Работа с иллюстративным материалом Наблюдение, чтение и рисование. 2.Наблюдение на прогулке. Слушаем рассказ Музыкальная деятельность Слушаем, разучиваем песенку Работа с иллюстративным материалом 4.Прогулка третья «Земля(суша).Вода. Растения». 2 занятия. Главные слова. Земля. Вода. Растения. 1.Занятия в группе.Работа с иллюстрацией. Наблюдение на прогулке. Игровая деятельность. Слушаем стихотворение 2.Работа с иллюстрацией. Слушаем стихотворение. Обсуждаем Творческая деятельность. Музыкальная деятельность
1.Работа с иллюстрацией. Слушаем стихотворение. Игровая деятельность. Наблюдение на прогулке.
Музыкальная деятельность Работа с иллюстративным материалом Творческая деятельность. 6. Прогулка пятая «Птицы. Рыбы. Насекомые». 2 занятия Главные слова.Птицы. Рыбы. Насекомые. 1.Занятия в группе. Беседа. Работа с иллюстративным материалом Игровая деятельность. Наблюдение на прогулке. Слушаем стихотворение. Творческая деятельность. Слушаем музыку. 2.Чтение стихотворений. Работа с иллюстративным материалом Музыкальная деятельность Творческая деятельность.
1.Рассказ. Работа с иллюстративным материалом Чтение стихотворений. Наблюдение на прогулке. Творческая деятельность. Обсуждаем-размышляем. Творческая деятельность. 2.Работа с иллюстрацией. Рассказ по тексту. Чтение стихотворения. Творческая деятельность. Обсуждаем-размышляем. Музыкальная деятельность Общая тема «Устроение отношений в мире. Хорошо-плохо 8. «Что такое хорошо и что такое плохо?» . Как Бог научил человека отличать добро от зла .3 занятия Главные слова. Совесть. Грех. Послушание. Трудолюбие. Любовь. 1.Рассказ. Работа с иллюстративным материалом Чтение стихотворений. Наблюдение на прогулке. Творческая деятельность. Обсуждаем-размышляем. Творческая деятельность. 2.Работа с иллюстрацией. Рассказ по тексту. Чтение стихотворения. Творческая деятельность. Обсуждаем-размышляем. Музыкальная деятельность 3.Чтение и обсуждение. Творческая деятельность. Работа с иллюстрацией. Игровая деятельность. Общая тема: Как устроены отношения в нашей жизни (книга3) 2 занятия Главные слова. Род. Родители. Предки. Любовь. Послушание . 1.Чтение и обсуждение. Творческая деятельность. Музыкальная деятельность Работа с иллюстрацией. 2. Чтение и обсуждение. Игровая деятельность. Творческая деятельность. Общая тема: Православный храм.(книга3) 2 занятия Главные слова. Христиане. Крещение. Храм. Крест. Икона. Молитва. 1.На прогулке Музыкальная деятельность Чтение и обсуждение. Работа с иллюстрацией. 2.Музыкальная деятельность Чтение и обсуждение. Игровая деятельность. Общая тема: Наши меньшие друзья.(книга3) 3 занятия Главные слова. Не убивай! Друг. Святые люди. 1.Чтение и обсуждение. Наблюдение Чтение и обсуждение. Творческая деятельность. 2.Чтение и обсуждение. Работа с иллюстрацией. Чтение и обсуждение. Творческая деятельность. 3.Чтение и обсуждение. Работа с иллюстрацией. Чтение и обсуждение Общая тема: Православные праздники.(книга4) 6 занятий Главные слова. Рождество Христово. Пасха. День ангела. 1.Беседа
Работа с иллюстрацией. Музыкальная деятельность 2.Разучивание стихотворений песен Творческая деятельность. Спектакль Игровая деятельность. Творческая деятельность. 3.Беседа по тексту Чтение и обсуждение. Работа с иллюстрацией. Творческая деятельность. 4.Спектакль Игровая деятельность. Творческая деятельность. Музыкальная деятельность 5.Чтение и обсуждение. Работа с иллюстрацией. Музыкальная деятельность 6.Разучивание стихотворений, песен Творческая деятельность. Музыкальная деятельность
1.Беседа
Чтение и обсуждение Музыкальная деятельность Обсуждаем-повторяем. Творческая деятельность. 2.Концерт. Выставка рисунков «Добрый мир Божий» Учебно-методические средства обучения 1) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Про- гулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 2) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 3) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 4) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 6) Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 7) Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск. Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 8) Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. Под ред. Л. Л.Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011. 9) Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011. 9)Мультимедийный проектор 10)Презентации 11) Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск. 12)Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 13) Вспомогательные средства учебного процесса (доска, бумага, учебные принадлежности). |
ещё >> |