Курсовая работа по дисциплине «Статистические методы контроля и управления качеством» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа по дисциплине «Статистика» на тему «Статистические... 1 207.58kb.
Курсовая работа по дисциплине «Статистика» на тему «Статистические... 7 845.22kb.
Курсовая работа по дисциплине «Методы оптимизации» 1 196.5kb.
Статистические методы управления качеством и производительностью... 1 295.47kb.
Курсовая работа по дисциплине: «Финансы и кредит» 1 58.38kb.
Тематика курсовых работ по дисциплине «Управление качеством» 1 20.83kb.
Курсовая работа по дисциплине «История государственного и муниципального... 1 328.7kb.
Курсовая работа по дисциплине "Экономика предприятия" 1 163.37kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 118.83kb.
Курсовая работа На тему: Референдум и его социальная функция По дисциплине... 1 356.09kb.
Контрольная работа По дисциплине физико-химические свойства и методы... 1 75.06kb.
Географический словарь 5 993.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курсовая работа по дисциплине «Статистические методы контроля и управления качеством» - страница №1/7

Министерство образования и науки РФ
Рязанский Государственный Радиотехнический Университет
Кафедра управление качеством и сертификации

Курсовая работа
по дисциплине

«Статистические методы контроля и управления качеством»

Выполнила:

ст. гр. 874

Молоткова А. М.

Проверил:

доцент кафедры УКС

Сырмолотнов И.Е.

Рязань 2011

Содержание
Введение................................................................................................................ 4

1) Причинно-следственная диаграмма………………………………………….. 6

2) Личный бюджет времени…………………………………………………….. 10

3) Гистограммы………………………………………………………………… 14

4) Диаграмма Парето .. 36

5) Контрольные карты .. 46

6) Корреляционный анализ … 53

7) Дисперсионный анализ … 62

Заключение ……………………………………………………………………… 67

Приложение А. Обзор периодической научно-технической литературы и статистический анализ результатов по теме «Микроэлектронные сенсоры»..69

Приложение Б. Доклад «Анализ научной периодической печати по разделу

«Микроэлектронные сенсоры»»………………………………………………. 93

Приложение В. ОСТ1 90013-81 «Сплавы титановые.Марки»………………. 101

Приложение Г. Таблица кодовых значений…………………………………. 108

Библиографический список … 109

Введение
Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основой конкурентоспособности я является качество. Опросы потребителей показывают, что среди всех показателей конкурентоспособности (цена, сроки, поставки, сервис и др.) качество на 70% определяет решение о выборе продукции.[10]

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Большую роль в решении проблемы качества играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.[5]

Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожидания потребителя, соизмеряется современным потребителем со стоимостью (ценой) этой продукции.[6]

Современные подходы к управлению качеством предполагают внедрение системы контроля показателей качества продукта на всех этапах его жизненного цикла, начиная от проектирования, и заканчивая послепродажным обслуживанием. Основная задача контроля качества — не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В том случае, если параметры продукции не соответствуют заданным показателям качества, система контроля качества поможет оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствия и устранить их.

Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением, а если качество можно контролировать, то, следовательно, им можно управлять. Собственно контроль качества например процессы производства, и состоит в том, чтобы, проверяя нужным образом подобранные выборочные данные (показатели качества), обнаружить отклонения показателей качества от запланированных их значений. В случай обнаружения такого отклонения производитель ищет причину его появления и после корректировки процесса вновь проверяет соответствие скорректированных показателей качества запланированным их значениям (стандарту или норме). Именно по такому непрерывному циклу осуществляется управление и обеспечение требуемого качества, и дальнейшее его улучшение.

Исходя из всего сказанного, можно выделить следующие основные задачи методов статистического контроля и регулирования качества:

1) обобщение и прогнозирование тенденций развития как отдельных сфер, так и всего народного хозяйства;

2) разработка и внедрение современных методов исследования экономических и социальных процессов, происходящих в обществе;

3) определение и выявление имеющихся резервов эффективности как для отдельных сфер деятельности, так и всего общественного производства;

4) постоянное обеспечение достоверной информацией, необходимой для принятия правильных решений [7].

В данной курсовой работе мы ознакомимся с основными инструментами контроля и управления качеством, проведем с их помощью статистический анализ и на основании полученных результатов сделаем выводы.

1.Причинно-следственная диаграмма
Теоретические сведения о диаграмме Исикавы
Результат процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина-следствие (результат). Мы можем определить структуру или характер этих многофакторных отношений благодаря систематическим наблюдениям. Трудно решить сложные проблемы, не зная этой структуры, которая представляет собой цепь причин и результатов. Диаграмма причин и следствий – средство, позволяющее выразить эти отношения в доступной форме.

Причинно-следственная диаграмма – это инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

Они были предложены профессором Токийского университета Каору Исикава в 1953 при анализе различных мнений инженеров. Диаграмма состоит из показателя качества, характеризующего результат, и факторных показателей. Исследуемый вопрос изображается в виде прямой горизонтальной линии, а причинные факторы, влияющие на исследуемую характеристику, - наклонными прямыми линиями (стрелками). На диаграмме причинные факторы первого порядка изображаются большими наклонными линиями, а второго, третьего и т.д. – малыми наклонными линиями.

Принцип построения диаграммы Исикавы показан на рисунке 1.

диаграмма исикава. принцип построения

Рисунок 1.1 – Принцип построения диаграммы Исикавы

Этапы построения диаграммы:

1) Определите показатель качества, т.е. тот результат, который вы хотели бы достичь.

2) Напишите выбранный показатель качества в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проведите прямую линию («хребет»), а записанный показатель заключите в прямоугольник. Далее напишите главные причины, которые влияют на показатель качества, заключите их в прямоугольники и соедините с «хребтом» стрелками в виде «больших костей хребта» (главных причин).

3) Напишите (вторичные) причины, влияющие на главные причины («большие кости») и расположите их в виде «средних костей», примыкающих к «большим» Напишите причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположите их в виде «мелких костей», примыкающих к «средним».

4) Проранжируйте причины (факторы) по их значимости и выделите особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

5) Нанесите на диаграмму всю необходимую информацию: её название; наименование изделия, процесса или группы процессов; имена участников процесса; дату и т. д.

Для облегчения построения причинно-следственной диаграммы следует начинать с определения основных причин, а затем переходить к более детальному построению причинно-следственной диаграммы. В обоих случаях необходимо обеспечить наиболее возможное число причин.

Для поиска причин проведите в случае необходимости активное обсуждение. Эффективным методом, применяемым в таком случае, будет «мозговой штурм», придуманный в США А.Ф.Осборном.[6]

Установите важность каждой причины на основе объективных значений или данных. Анализ факторов с помощью собственного опыта или знаний возможен, но устанавливать их важность только на основе субъективных представлений или впечатлений опасно. Объективное установление важности факторов с помощью данных – более научный и логический подход.

Пытайтесь постоянно совершенствовать причинно-следственную диаграмму.[14]

На основе результатов анализа диаграммы вырабатываются соответствующие корректирующие (управляющие) воздействия. Причинно-следственную диаграмму можно применять в любых организациях, начиная от производства и кончая сферой обслуживания. Диаграмма в учебном процессе помогает наглядно представить причины конкретной проблемы или результата. Выявление и устранение негативного воздействия причин будет способствовать повышению качества [6].

Построим причинно-следственную диаграмму для показателей качества подготовки инженера по специальности 200503 (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Причинно-следственная диаграмма качества подготовки инженера по специальности 200503

Составляя диаграмму Исикавы, я выделила следующие факторы, оказывающие, по-моему, наибольшее влияние на качество подготовки инженера по специальности 200503: студент (его личные качества, желание учиться), преподаватель (квалификация, увлечённость профессией, здоровье), метод обучения, объём знаний, материально-техническое и информационное обеспечение.

Таким образом, если студент имеет желание учиться, трудолюбив, неленив, если в университете преподаватели высокой квалификации и подобраны хорошие учебные приёмы, а также хороший контроль знаний и контроль посещаемости, если хорошее и современное материально-техническое и информационное обеспечение, применяются компьютеры в обучении и нет нехватки в учебно-методической литературе, то это способствует повышению качества подготовки инженера по специальности 200503.

2. Научная организация учебного труда студента
Научная организация труда (НОТ) студента вуза – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное, систематическое исследование и оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности обучения при рациональном использовании времени, сил и средств в интересах всестороннего развития личности.

Связь профессиональной подготовки будущих специалистов и научная организация образовательной деятельности студентов должна осуществляться по следующим направлениям:


1. Создание благоприятных условий умственного труда и отдыха, т.е. оптимальный для конкретных условий режим труда и отдыха студента.
2. Рационализация приемов и методов самообразования, сокращение энергозатрат в процессе обучения за счет формирования навыков и умений планирования самообразования; ориентировки в научной и учебной информации; рационального и правильного слушания и записи лекций; навыков и умений работы с книгой, библиографическими пособиями, ресурсами интернет.
3. Организация активного отдыха, физкультурно-спортивных и оздоровительных внеучебных мероприятий, что повысит уровень общей дееспособности и специфической работоспособности человека.
4. Развитие творческой инициативы и дисциплины.

Понятие «индивидуальный фонд времени» позволяет описать «производительные» и «непроизводительные» траты времени каждого человека. Ниже приводится схема, отображающая индивидуальный фонд времени:



Рисунок 2.1 – Индивидуальный фонд времени

Хороший менеджер, для того чтобы эффективно управлять своими

подчиненными, должен иметь достаточно полное представление об

индивидуальном фонде времени каждого сотрудника, в особенности —

о реальной картине его рабочего времени.

Индивидуальный фонд времени состоит из рабочего и внерабочего

времени. Рабочее время можно поделить на фактическое время работы; регламентированные (плановые, нормальные) перерывы в работе; нерегламентированные (случайные) перерывы в работе. Понятно, что любой управленец заинтересован в сокращении прежде всего нерегламентированных перерывов в работе, которые могут случаться как по вине сотрудника, так и по вине внутренних организационных обстоятельств либо из-за вмешательства каких-либо помех из внешней среды.



Внерабочее время условно может быть поделено на четыре подвида:

1) связанное с работой — дорога до места работы; подготовка к

работе (включая подготовку инструментов, оборудования, места работы и т. п.); доделывание или переделывание ранее завершенной работы;

2) домашний труд — уборка квартиры; покупки; ремонт (плановый, либо неплановый); забота, уход, воспитание о беспомощных членах семьи (дети, старики, больные), включая, например, приготовление пищи; прочие разовые виды работ, например, вскапывание огорода на дачном участке и др.;

3) самообслуживание — уход за собой (личная гигиена, оформление

внешности и т. п.); питание; пассивный отдых (в том числе сон);

4) свободное время — общение с родственниками и друзьями, все

виды активного отдыха, а также разного рода непрофессиональные занятия для души.

Чтобы отобразить примерное соотношение рабочего и внерабочего времени, в социологии труда используется так называемая структурная схема индивидуального фонда времени (см. рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Схема индивидуального фонда времени


При рассмотрении структуры индивидуального фонда времени

важно обратить внимание на то, что все время жизни можно поделить на время труда, то есть расходования умственных и физических

сил, и на время отдыха, то есть восстановления умственных и физических сил. Представленные на схеме пропорции (размеры секторов

круга) также условны, поскольку они могут очень сильно варьировать у представителей различных социальных групп.

Время труда, как правило, складывается из рабочего времени, из

внерабочего времени, связанного с работой, и частично из времени

домашнего труда. Время отдыха преимущественно складывается из

свободного времени и времени самообслуживания. Отчасти некоторые виды домашнего труда могут быть отнесены к отдыху. Следует также отметить, что в некоторых случаях бывает довольно сложно выделить время труда и время отдыха в чистом виде. Сложность заключается в том, что разные виды деятельности имеют для различных людей различную субъективную ценность. То, что для одного человека является тяжелым трудом, для другого может оказаться настоящим качественным отдыхом.[9]


В данной курсовой работе необходимо оценить личный бюджет времени с учётом рекомендаций по научной организации учебного труда студента.
Общее время (количество часов в неделе): 7*24=168 часов (10080 минут).

1. Учёба.

Учебное время (аудиторские занятия): ≈21,5 часов.

Регламентированные перерывы: ≈1,5 часа.

Самостоятельная работа: ≈16 часов.

2. Внеучебное время.

2.1 Связанное с учёбой.

Подготовка: ≈1час.

Дорога: ≈3 часа.

2.2 Домашний труд.

Покупки: ≈4,5 часа.

Уборка квартиры: ≈3 часа.

2.3 Самообслуживание.

Пассивный отдых (сон): ≈60 часов.

Питание: ≈7 часов.

Уход за собой: ≈7часов.

2.4 Свободное время.

Общение: ≈14 часов.

Активный отдых (спорт): ≈5 часов.

Пассивный отдых (телевизор, чтение, компьютер): ≈14 часов.

Прогулка: 4 часа.

Прочее (например поход в гости, кино, театр, выезд на природу и т. д.): 6,5часов.

По полученным данным построим диаграмму Парето.

Рисунок 2.3 – Диаграмма Парето по личному бюджету времени


Данная диаграмма показывает, что больше всего времени затрачивается на самообслуживание (74 часа или 44%). Это естественно, т.к. на один только сон уходит 60 часов. Затем идёт учебное время (39 часов или 23,2%). Немного меньше времени затрачивается на свободное время (37 часов или 22%). Меньше всего приходится на домашний труд (7,5 часов или 4,5%), прочее (6,5 часов или 3,8%) и связанное с учёбой время (4 часа или 2,4%).

Таким образом, не выполняется рекомендуемая недельная учебная нагрузка – 46 часов. Моя недельная нагрузка составляет всего 39 часов.

Теперь перечислю помехи («воры времени»), которые вызывают у меня непродуктивные потери времени:

- плохое планирование дня;

- недостаток мотивации, лень;

- случайные телефонные звонки;

- незапланированные посетители;

- запоздалая информация;

- не всегда хорошая самодисциплина;

- отвлечение;

- привычка откладывать дела на потом;

- спешка и чрезмерная суетливость;

- неусидчивость.



3. Гистограммы
Для наглядного представления тенденции изменения наблюдаемых значений применяют графическое изображение статистического материала. Наиболее распространенными графиками, к которым прибегают при анализе распределения случайной величины, являются полигон, гистограмма и кумулятивная кривая. Однако когда говорят о втором инструменте контроля качества, то упоминают только гистограмму, как наиболее часто применяемое на практике графическое изображение распределения.

Гистограмма - это инструмент, позволяющий зрительно оценить закон распределения величины разброса данных, а также принять решение о том, на чем следует сфокусировать внимание для целей улучшения процесса.

Гистограмма отображается серией столбиков одинаковой ширины, но разной высоты. Ширина столбика представляет интервал в диапазоне наблюдений, высота — количество наблюдений (измерений), попавших в данный интервал. При нормальном законе распределения данных существует тенденция расположения большинства результатов наблюдений ближе к центру распределения (к центральному значению) с постепенным уменьшением при удалении от центра.[6]

Гистограмма применяется главным образом для анализа значений измеренных параметров, но может использоваться и для расчетных значений. Благодаря простоте и наглядности гистограммы нашли применение в различных областях:

- для анализа сроков получения заказа (за контрольный норматив принимается срок поставки согласно договору);

- для анализа времени реагирования группы обслуживания от момента получения заявки от клиента, времени обработки рекламации от момента ее получения и т.д.;

- для анализа значений показателей качества, таких как размеры, масса, механические характеристики, химический состав, выход продукции и т.д. при контроле готовой продукции, при приемочном контроле, при контроле процесса в самых разных сферах деятельности;

- для анализа чистого времени операций, времени износа режущей поверхности и т.д.;

- для анализа числа бракованных изделий, числа дефектов, числа поломок и т.д.[17]

Распределение единиц совокупности на группы по количественному признаку, по степени возрастания или убывания числового значения признака называется вариационным рядом. Составными элементами каждого вариационного ряда являются два ряда чисел: ряд вариантов и ряд частот или частостей.

Варианты – отдельные числовые значения варьирующего признака.

Частоты – абсолютные числа, показывающие, сколько раз встречается та или иная варианта в данной совокупности. Частоты, выраженные в долях единицы или в процентах к итогу, называются частостями.

Вариационный ряд графически обычно изображается при помощи гистограммы распределения или полигона распределения.[7]



Полигоном частот называется ломаная, состоящая из отрезков прямых, соединяющих последовательно точки (хi, ni) или (хi, wi), i = 1, 2,…, m.

Для иллюстрации рядов распределения используются также кумуляты и огивы. Для построения кумуляты на оси абсцисс отмечаются значения признака (концы интервалов), а на оси ординат – отрезки, длины которых пропорциональны накопленным частотам или частостям. А для построения огивы на оси абсцисс отмечаются частоты или частости, а на оси ординат - значения признака.

Определение числа интервалов на гистограмме часто осуществляют по формуле Старджесса:

, (3.1)

где n – число наблюдений, а величина интервала:



, (3.2)

где (xmax – xmin) – разность между наибольшим и наименьшим значениями признака.

Следующий после группировки этап обработки данных наблюдений представляет собой расчет статистических характеристик:

1) средняя арифметическая: , (3.3)

где xi – варианты дискретного ряда или середины интервалов;

2) медианой () называется серединная варианта упорядоченного вариационного ряда, расположенного в возрастающем или убывающем порядке. Она является центральным членом и делит вариационный ряд пополам в тех случаях, если этот ряд нечетный;

3) мода () – вариант, которому соответствует наибольшая частота, т.е. значение во множестве наблюдений, встречающееся наиболее часто;[15]

4) вариационный размах – разность между наибольшей и наименьшей вариантой:



(3.4)

5) дисперсия: ; (3.5)

6) среднее квадратическое отклонение: ; (3.6)

7) коэффициент вариации: ; (3.7)

8) начальный момент k-го порядка: ; (3.8)

9) центральный момент k-го порядка: ; (3.9)

10) асимметрия: ; (3.10)

11) эксцесс: . (3.11)


В данном задании необходимо представить ряд данных в виде гистограммы, рассчитать статистические показатели распределения случайной величины и проанализировать результаты ТС-2010, русский, нечётные. Сравнить: специальность 210106.

Таблица 3.1 – Исходные данные













Расчётная часть.


1) Рассмотрим ТС-2010, русский, нечётные.

Количество наблюдений n=541, максимальное и минимальное значения:

xmax =94; xmin =36. Количество интервалов:

Длина интервалов: .
Таблица 3.2 – Описательные статистики результатов измерений

В этой таблице:

1 MEAN - выборочное среднее;

2 MEDIAN - медиана выборки. Значение, которое разбивает выборку на две равные части. Половина наблюдений лежит ниже медианы, и половина наблюдений лежит выше медианы (если наблюдения отсортированы по возрастанию);

3 SD - среднеквадратическое отклонение;

4 VALID_N - количество наблюдений (оббьем выборки);

5 SUM - сумма всех результатов наблюдений;

6 MIN - минимальное наблюдение в выборке;

7 MAX - максимальное наблюдение в выборке;

8 _25th% - значение, ниже которого располагается 25% выборочных данных (если наблюдения отсортированы по возрастанию);

9 _75th% - значение, ниже которого располагается 75% выборочных данных (если наблюдения отсортированы по возрастанию).

Таблица 3.3− Результаты вычисления описательных статистик



Variable

Descriptive Statistics (Spreadsheet1.sta)

Valid N

Mean

Median

Mode

Frequency

of mode



Sum

Minimum

Maximum

Std.Dev.

Балл по русскому

541

64,78743


65,00000

67,00000

29

35050,00

36,00000

94,00000

8,972856

Таблица 3.4− Результаты группировки


Category


Frequency table: Балл по русскому (Spreadsheet2.sta)

K-S d=,04359, p> .20; Lilliefors p<,05




Co

unt


Cu

mulati


ve

Co

unt



Percent

of Valid


Cumul %

of Valid


% of

all


Cases

Cumul

ative %


of All

Expe

cted


Count

Cumul

ative


Expected

Perc

ent


Expected

Cumul

ative %


Expe

cted


30,0000040,00000


5

5

0,92421

0,9242

0,92421

0,9242

1,5516

1,5516

0,28681

0,28681

40,0000050,00000


25

30

4,62107

5,5453

4,62107

5,5453

25,3222

26,8739

4,68063

4,96745

50,0000060,00000


131

161

24,21442

29,7597

24,21442

29,7597

133,7100

160,5839

24,71534

29,68279

60,0000070,00000


246

407

45,47135

75,2311

45,47135

75,2311

228,5872

389,1711

42,25271

71,93550

70,0000080,00000


111

518

20,51756

95,7486

20,51756

95,7486

127,4840

516,6551

23,56451

95,50001

80,0000090,00000


21

539

3,88170

99,6303

3,88170

99,6303

23,0043

539,6594

4,25218

99,75219

90,00000100,0000


2

541

0,36969

100,0000

0,36969

100,0000

1,3171

540,9765

0,24346

99,99565

Missing

0

541

0,00000




0,00000

100,0000













следующая страница >>



Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок. Томас Гексли
ещё >>