Курсовая работа по дисциплине «История государственного и муниципального управления» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа по дисциплине: «Финансы и кредит» 1 58.38kb.
Курсовая работа по дисциплине «Статистические методы контроля и управления... 7 1516.75kb.
Курсовая работа по дисциплине: «История государства и права зарубежных... 1 333.48kb.
Курсовая работа по учебной дисциплине «История и теория Социально-Культурной... 5 1031.35kb.
Курсовая работа На тему: Референдум и его социальная функция По дисциплине... 1 356.09kb.
Курсовая работа по дисциплине «История государства и права Украины»... 1 333.91kb.
Курсовая работа по курсу «Всемирная история» 5 414.12kb.
Курсовая работа По дисциплине "История государства и права зарубежных... 1 310.67kb.
Курсовая работа по курсу "История международных отношений" 1 351.56kb.
Курсовая работа по дисциплине "Политическая идеология" по теме ""Утопия"... 1 51.73kb.
Курсовая работа расчетно-пояснительная записка по дисциплине Технология... 3 354.5kb.
Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Карелия в... 13 1756.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курсовая работа по дисциплине «История государственного и муниципального управления» - страница №1/1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государственного и муниципального управления»

на тему: Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века.
Выполнила студентка

группы ДМГ-104

Ломакина Анна

Научный руководитель

Швецова Е.Д.

Москва,


2012 г.

Оглавление


Глава 1.Великие реформы Александра II. Контрреформы Александра III. 6

1.Предпосылки «Великих реформ» Александра II. 6

2.Реформа отмены крепостного права. 7

3.Земская и городская реформы. 9

4.Судебная реформа 1864 года. 11

5.Военная реформа (1861-1874 гг.) 13

6.Реформа народного образования. 15

7.Контрреформы Александра III. 16

Глава 2.Последствия «великих реформ» Александра II и контрреформ Александра III. 19

Глава 3.Значение реформ для современной России. 24

Заключение 26

Список использованной литературы 28



Введение

Данная курсовая работа посвящена теме реформ Александра II и контрреформ Александра III в области государственного управления.

К середине XIX века стало очевидным отставание Российской империи от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне упал престиж страны на международной арене, под угрозу попали влияние и авторитет государства. Конфликт между новыми, капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе глубокого кризиса российского феодализма.

Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм хозяйства. Наступил кризис политики–господствующего феодального класса, который уже не мог проводить ее прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране; требовалась модернизация всех сфер общественной жизни.

Реформаторская деятельность в России началась задолго до царствования Александра II, однако именно эпоха «великих реформ» отличается своей масштабностью и грандиозностью. Освободившись от крепостной зависимости, Россия вступила на новый путь развития, требующий постепенных и качественных преобразований во всех областях жизнедеятельности общества.

Однако, несмотря на проведенные буржуазные реформы, Россия оставалась страной с абсолютной монархией с неограниченной властью императора, сословным неравноправием, дворянским чиновничьим аппаратом. Это послужило причиной пересмотра, переосмысления преобразований прежнего царствования и временем реакции, пришедшей на смену реформистскому натиску. В исторической науке этот период получил название контрреформ императора Александра III.

Российская историческая наука в последние годы активизировала усилия по изучению опыта российских реформ. Ученые пытаются осмыслить реформаторские преобразования в России с позиций не только строгой исторической объективности, но и применительно к сегодняшним задачам. Для науки и политики важна оценка реформаторских преобразований прошлого для обретения ценного исторического опыта, весьма полезного при подготовке и проведении новых реформ. Для осмысления сегодняшних реформ, прогнозирования их возможных результатов опыт, накопленный в прошлом, имеет немаловажное значение. Это объясняет актуальность рассматриваемой темы.

Объектом данного исследования является выявление специфики реформ Александра II и контрреформ Александра III.

Цель данной работы–изучение ряда реформ и контрреформ второй половины XIX века и выявления их значения для различных сфер жизнедеятельности современного мира.

В соответствии с поставленной целью были намечены следующие задачи:

– исследовать причины и особенности ряда реформ, проведенных императором Александром II;

– изучить специфику аналогичных контрреформ Александра III;

– выявить последствия реформ и контрреформ;

–определить значение проведенных преобразований для современной жизни России.

Методы исследования: теоретический анализ, конкретизация, аналогия, сравнение, классификация, обобщение.

Источниками информации для написания работы по теме «Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века» послужили: справочная литература, базовая учебная литература, статьи и заметки на заданную тему в специализированных изданиях, прочие актуальные источники информации.

Структуру данной работы составили введение, три главы и заключение, последовательно раскрывающие тему исследования.

Данная тема долгое время являлась объектом изучения авторов представленной эпохи. Для современных историков и исследователей тема остается актуальной для исследования, поскольку вызывает множество споров и противоречий в своем содержании.



Глава 1.Великие реформы Александра II. Контрреформы Александра III.

1.Предпосылки «Великих реформ» Александра II.


Вступление на российский престол Александра II послужило началом важных перемен в жизни государства. Правление императора в истории носит название «эпоха великих реформ» и является периодом, уничтожившим феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. Являясь противоположностью своего сурового отца Николая I, который всегда резко выступал против преобразований, Александр II избрал иной путь для империи–путь либеральных реформ.

Император получил хорошее образование, а его наставниками и учителями были В. Жуковский, М.Сперанский, Е.Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями и нерешительность. Однако император вступил на престол в тяжелое для страны время: войска терпели поражение на полях сражений в Крымской войне, резко увеличилось число крестьянских восстаний, возникло много протестных групп среди интеллигенции. Имея к тому времени сложившуюся систему взглядов и опыт государственной деятельности, Александр II понимал, что основной причиной отсталости страны является крепостническая система, которую необходимо ликвидировать[16].

К середине XIX века кризис феодально-крепостнической системы достиг своего предела. Происходило обезземеливание крестьян, сократился экспорт русского хлеба за границу, крестьянские повинности непомерно увеличились, и вследствие этого увеличилось и число покушений недовольных крестьян на жизнь помещиков, произошел значительный рост крестьянских волнений. Наблюдался также кризис дворянства как сословия: фактически 3,5% дворян были беспоместными, 45,8% имели менее 20 душ крепостных. Росла помещичья задолженность государству: в конце 50-х годов 65% крепостных крестьян были заложены помещиками в кредитные учреждения. Феодально-крепостнический строй исчерпал возможности своего существования. Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления, кризис которой стал очевиден для наиболее просвещенной части элиты. Кроме того, правящие группы осознали, что без реформ невозможно преодолеть отсталость страны, вернуть России утраченные после Крымской войны величие и международное влияние.[3]

Крепостное право в России существовало долгое время, по сравнению с другими Европейскими странами. В XVIII вв. в период правления Екатерины II отечественными просветителями поднимался вопрос об отмене крепостничества, и декабристы в своих программах постоянно писали об этом. Однако, только к середине XIX вв. в стране сформировались условия для предоставления свободы крестьянам, но вместе с этим возникла проблема установления отношений между помещиками и крестьянами. К данному периоду времени образовалось огромное количество предпосылок для осуществления аграрной реформы.

2.Реформа отмены крепостного права.


Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 году, когда был создан Секретный комитет по крестьянскому делу(1), который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований. В комитет вошли высшие сановники государства; в него не были допущены представители буржуазии и тем более крестьянства. Деятельность Секретного комитета оказалась малопродуктивной и безуспешной. Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты, а Секретный в 1858 г. был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. При нем же были созданы Редакционные комиссии, призванные с целью переработки проектов реформы. В состав комиссий вошли как представители либеральной бюрократии, так и либеральной общественности, что, несомненно, определило ведущую роль комиссий в деле подготовки освобождения крестьян.

Так, 19 февраля 1861 г. Александром II были подписаны правовые документы по крестьянской реформе (всего их было 17), главными из которых являлись Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости [2].

Согласно данной реформе 22,5 млн. помещичьих крестьян объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Им предоставлялся статус «сельских обывателей» и некоторые экономические и гражданские права, в числе которых: право на покупку земли на свое имя, возможность защиты своих прав в суде, право на свободную торговлю, основание фабрик, ремесленных заведений, право вступления в брак без согласия помещика и пр.

Крестьяне освобождались с землей, однако получали ее не безвозмездно, а должны были ее выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными» и были обязаны выполнять прежние повинности–барщину(2) и оброк(3). Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, оно платило помещику при заключении выкупной сделки около 75% выкупной суммы. Крестьяне должны были ежегодно вносить государству 6% от этой суммы в течение 49 лет[15].

Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа своих прежних наделов. Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными, по «Положению» сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли продолжать платить оброчную подать государству либо заключить с казной выкупную сделку.

Также «Положение» делило губернии на три части (черноземные, нечерноземные и степные земли). Внутри губерний выделялись местности, которые и делились на участки между помещиками - владельцами земель и их крестьянами. Нормы деления устанавливались так, что помещик мог выбирать самые лучшие участки в свою долю, в том числе вклинивая свои земли в середину крестьянских полей. Это привело к возникновению «чересполосицы». Реакция крестьян на реформу была разной. Так, например, в Казанской губернии начались волнения из-за распространения слухов о том, что царь даровал землю крестьянам бесплатно, а выкуп «придумали» помещики. В ходе подавления этих волнений было убито более 300 человек. В 1861 г. было зарегистрировано более 1370 выступлений, позже волна выступлений пошла на убыль[17].


3.Земская и городская реформы.


Отмена крепостного права в 1861 году потребовала неотложной реформы системы местного управления. Новым этапом развития местного самоуправления стали земства. В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временные правила для них. А 1 января 1864 г. император Александр II издал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», где было объявлено об их создании[18].

Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы–земские управы–в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год.

В компетенцию земств входило распределение государственных налогов и утверждение местных, медицина, образование, местное хозяйство. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В 1867 г. дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне–34,3%, купцы–10,2%, духовенство–6,1%, представители других сословий –2,7%. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции[11].

Губернаторам поручалась цензура земских докладов. Постановление земского собрания могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры.

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, культурной, политической жизни. Поэтому следующей после Земской была Городская реформа 1870 года.

Согласно новому положению, распорядительные функции предоставлялись городской думе, управа же сделалась исполнительным органом, действующим в рамках, отведенных ей думой. Распределение занятий и порядок действий управы и подчиненных ей органов устанавливались инструкцией, издаваемой думой. Члены управы избирались думой и не нуждались в утверждении администрацией. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не имеющие собственности, а также люди умственного труда.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об общественном благосостоянии: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране «народного здравия» (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.)[4].


4.Судебная реформа 1864 года.


Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, была провозглашена несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Все это характерные признаки буржуазного суда.

По этой реформе страна была разделена на судебные округа. Вводились два вида судов: мировой и окружной.

В уездах и городах для рассмотрения малозначительных дел применялся мировой суд. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного взыскания не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

Для рассмотрения уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей.

Присяжным заседателем мог стать любой российский подданный 25–70 лет, не менее двух лет проживший в уезде. К участию в суде присяжных не допускались лица, подвергшиеся общественному осуждению, исключенные из службы по суду, несостоятельные должники. Чтобы попасть в список кандидатов в присяжные заседатели, требовался имущественный ценз, он был не так высок (200 руб. в год), но значительная часть крестьянства не могла отвечать этому требованию. Общие списки присяжных утверждались губернатором, только после этого по жребию отбирались очередные заседатели. Приговор суда присяжных подлежал кассации(4) только в Сенате(5).

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных[12].

Сенат имел право кассации судебных решений. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции. Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же– министр юстиции.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры, которая являлась гарантом независимости суда и принципа законности уголовных и гражданских процессов.

Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но, несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции, занимавшему одновременно пост генерал-губернатора.

20 ноября 1866 г. было разрешено «во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах». Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе[14].


5.Военная реформа (1861-1874 гг.)


Внутренние (отсталость русской армии от армий стран Запада, обнаружившаяся в Крымской войне) и внешние (появление по соседству с Россией новой, милитаризованной бисмарковской Германии) обстоятельства заставили правительство Александра II провести военную реформу. Она проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д.А. Милютина(6) и включала в себя ряд важных мер, в том числе реорганизацию военного ведомства (создание военных округов и централизацию военного управления), усиление боеспособности войск (перевооружение армии, в том числе замену кремневых ружей боевым оружием), улучшение системы подготовки военных кадров, введение нового военного устава, проведение военно-судебной реформы.

В ходе этих преобразований были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в которые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Сокращался срок действительной военной службы.

Но центральным звеном военной реформы стало изменение феодально-сословной структуры армии и принципов комплектования вооруженных сил. Уставом «О воинской повинности» от 1 января 1874 г. в России вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. Закон распространил военную службу на лиц мужского пола всех сословий, достигших 21 года. Новый порядок бессословного призыва в армию позволил России при сокращении срока действительной военной службы создать крупные обученные резервы. Это значительно облегчало содержание армии и позволяло в случае войны отмобилизовать значительную обученную военную силу.

Введение всеобщей воинской обязанности не означало, однако, что все лица мужского пола, достигшие 21 года, подлежали призыву в армию. В войска на действительную службу призывалась лишь часть военнообязанных. Существовали многочисленные льготы, связанные с семейным положением, освобождавшие от службы (не призывались единственные сыновья, кормильцы престарелых родителей и др.) Судьбу остальных определяла жеребьевка. От военной службы освобождались также отдельные народности Крайнего Севера (по физиологическим причинам), народы Средней Азии, Казахстана и частично Кавказа (в силу образа жизни и других причин, в том числе нежелания вручать последним оружие). От военной повинности освобождались служители культа, хотя значительная их часть находилась в войсках, некоторые сектанты, по законам своей веры не могущие носить оружие. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась альтернативная служба в лесных командах (в мирное время) и санитарных частях (во время военное)[5].

Срок службы определялся в 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет в сухопутных войсках и в 7 и 3 года во флоте. Продолжительность службы, однако, напрямую зависела от уровня образования. Окончившие высшее учебное заведение должны были служить всего 6 месяцев, гимназию – 1,5 года, городское училище – 3 года, а начальную школу – 4 года. В этом заключался серьезный стимул для юношества к получению образования[18].

6.Реформа народного образования.


В начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы императора Николая I. Народное образование направило на себя внимание царя. В особенности принципиальное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава русских институтов 18 июля 1863 г. В разработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная в большей степени из профессоров Петербургского института. Вузам предоставлялась достаточно широкая автономия: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, институтский Совет получил право без помощи других решать все научные, учебные и административно-денежные вопросы. А в связи с развитием институтов, соответственно стремительными темпами начала развиваться наука.

В 1864 году императором было принято «Положение о начальных народных училищах», по которому земствам, общественным организациям и частным лицам разрешалось открывать учебные заведения. В этом же году до 4 лет сократился срок обучения в прогимназиях («Устав гимназий и прогимназий»).

Что касается гимназий, то они были поделены на классические, которые готовили к поступлению в университет, и реальные, готовившие к поступлению в высшие технические учебные заведения.

В 60–70-е гг. были учреждены гимназии для девушек всех сословий и высшие женские курсы, положившие начало высшему образованию для женщин. В 70-е гг. была разветвлена сеть школ: частные, земские, церковно-приходские, воскресные – все они составили основу народного образования[7].



В отношении низшего, начального или народного образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты. Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ — церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства.

Для подготовки учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали «учительские семинарии»(7). Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.


7.Контрреформы Александра III.


После убийства царя Александра II на престол вступил его сын Александр III (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, император отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, поддержке сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.



В ходе правовой контрреформы были свернуты все работы по подготовке Конституции и иных фундаментальных законов. Впоследствии правительство отказалось от самой идеи Конституции и введения парламента.

В 1881г. уходит в отставку М.Лорис-Меликов(8), это становится символом окончания реформ. В августе того же года император издает «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Согласно ему, любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц.

С 1883 г. стали действовать охранные отделения (охранки) — жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности.

В судах была ограничена гласность(1887), ликвидировались мировые суды, из юрисдикции суда присяжных изымались все дела о насильственных действиях против должностных лиц и передавались на рассмотрение в военный суд. Ограничивалась публичность судебных заседаний, нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной мере, создавало возможность давления на суды.

В 1884 г. был издан новый Университетский устав, уничтоживший университетскую автономию: ректоры университетов назначались правительством, которое могло также назначать и увольнять профессоров, не считаясь с мнением и рекомендацией советов; программы университетского преподавания должны были утверждаться министерством; особая инспекция была введена для контроля занятий студентов и для надзора за их поведением.

В области народного образования было признано желательным увеличение числа церковноприходских школ и усилен правительственный контроль над земскими школами.

Следующим этапом становится введение института земских начальников в 1889 г. Земский начальник осуществлял контроль над деятельностью крестьянского самоуправления и являлся первой судебной инстанцией для податных сословий. И судебные, и административные полномочия земских начальников были широки, а их решение–окончательно. В отличие от выборного мирового судьи земский начальник назначался министром внутренних дел из потомственных дворян.

С введением института земских начальников завершается судебная контрреформа и начинается земская контрреформа(1890).По новому закону в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян, усиливался контроль над земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой курии имущественный ценз понижался, что позволило пополнить ряды гласных представителями мелкопоместного дворянства. Во второй курии имущественный ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Гласные от крестьянской курии теперь должны были утверждаться властями[17].

Согласно городской контрреформе(1892) был повышен имущественный ценз для участия в выборах. Это привело к значительному сокращению числа избирателей и обеспечению преобладания предпринимателей и дворян-землевладельцев, имевших крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, а также утверждать весь руководящий состав городского управления, еще активнее вмешиваться в дела Думы, что усилило административный контроль за деятельностью городского самоуправления[3].

Также решительный удар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на высшие женские курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX века. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе и высшего).



Глава 2.Последствия «великих реформ» Александра II и контрреформ Александра III.


Во второй половине XIX века положение народных масс ухудшалось в результате увеличения разного рода повинностей; рост социальной напряженности и значительный общественно-политический подъем достигли своего предела. Поражение в Крымской войне, подписание Парижского трактата на унизительных для России условиях–все это факты, с которыми либерально настроенный Александр II не мог смириться.

Назрел глубокий социально-экономический кризис, единственным выходом из которого являлась революция или проведение реформ. Император пришел к выводу о том, что существующий порядок зависимости крестьян не может оставаться неизменным; необходимо уничтожать крепостное право «сверху», не дожидаясь момента, когда оно само начнет уничтожать себя «снизу». Первой и одной из самых значимых «великих реформ», проведенных Александром II, является реформа отмены крепостного права в 1861 году. Освобождение крестьян было прогрессивным шагом, уничтожившим феодальный пережиток, замедлявший развитие страны во всех областях.

Реформа наделила гражданскими правами миллионы ранее полностью зависимых и подчиняемых воле помещика крестьян. Теперь, являясь лично свободными, крестьяне имели право владеть имуществом, заниматься торговлей, переходить в другие сословия. Несмотря на это, они так и не получили земли, которая была им обещана.

Если до реформы у крестьян было больше земли, чем предусматривалось актом 19 февраля, то излишек (”отрезки”) отдавался помещикам. Крестьянам отдавали землю худшего качества, неудобного расположения. Чтобы стать собственником земли, они должны были заплатить выкуп, значительно превышающий рыночную стоимость земли. Но и выкупная сумма оказалась для большинства крестьян не под силу. Они все еще считались временнообязанными, и за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности – барщину или оброк[1].

В ходе реформы интересы помещиков и государства учитывались все же больше, чем интересы ранее зависимых крестьян. Все недостатки реформы, постепенно нарастая, привели к революционным потрясениям начала XX века.

Однако именно эта реформа положило начало ускоренной модернизации страны, создала условия для следующих либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования, военной области[15].

Подготовка этих реформ началась на рубеже 50-60-х годов XIX в., в обстановке общественно-политического подъема в стране, но проведение их растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята, самодержавие вышло из политического кризиса и даже наметился (с 1866 г.) поворот к реакции. Отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1863–1874 гг.

Между тем, возбужденное рядом глубоких перемен русское общество оставалось недовольным. Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическом бессословном начале. Общественные идеалы шли дальше намерений правительства. Далеко не всё, что намечалось ранее, получило впоследствии свое воплощение в законах, да и действие принятых законов ограничивалось последующими правительственными актами.

Дарование местного земского самоуправления возбуждало надежды на то, что земство будет призвано и к участию в управлении государством; высказывалась мысль о представительном правлении, однако реформа распространялась далеко не на всю территорию империи, полномочия земств постоянно ограничивались, финансовая самостоятельность ущемлялась, губернским земствам запрещались контакты между собой.

Принятая в 1870 года городская реформа послужила заметным толчком к торгово-промышленному развитию городов, закрепила систему органов городского управления. Несмотря на это, компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств.

Незавершенной осталась и судебная реформа. Так, например, для разбора конфликтов в крестьянской среде был создан сословный крестьянский волостной суд, который руководствовался не законодательством, а обычным правом и традициями. Возникновение самостоятельной судебной ветви власти и ее правовое обособление от правительственных инстанций способствовали либерализации общественной жизни, создавали правовые основы для модернизации страны, приближали Россию к стандартам западной юстиции. Вместе с тем новая судебная реформа вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизнь заняло многие годы, а главное, она вступала в противоречие с существующим политическим строем.

Наиболее завершенной оказалась военная реформа, проводившаяся под руководством Д.А.Милютина. Перевооружение армии и флота, введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора, отмена телесных наказаний, сокращение сроков службы послужило возрастанию численности армии, ее омоложению, престижности, а также значительному повышению боеспособности.

Падение крепостной зависимости, уравнение всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к небывалой ранее свободе личности. Чувство этой свободы вело к желанию развить ее до самых крайних пределов. Это стало одной из причин образования антиправительственных группировок, члены одной из которых подготовили и успешно исполнили в 1881г. террористический акт против царя-освободителя.

В целом преобразования Александра II, положившие начал комплексной модернизации страны, из-за непоследовательности внутриполитического курса и периодических отступлений власти от линии реформ осложняли крайне болезненный для народа процесс перестройки социально-экономических, политических и духовных структур.



Продолжающийся в стране процесс капиталистической модернизации объективно требовал продолжения преобразований. Однако следующим императором стал Александр III, который видел в реформах своего предшественника источник бед, считал, что излишняя свобода привела к обострению ситуации в стране, и потому предпринял попытки вернуться к «дореформенному» самодержавию. Будучи консерватором и патриотом, император верил, что постепенное возвращение к патриархальному самодержавию отвечает интересам России того времени, поэтому уже в апреле 1881г. подписал Манифест «О незыблемости самодержавия».

Под контролем правительства оказывается земское самоуправление. Однако земская контрреформа не только не ослабила либеральную оппозиционность земств, но даже усилила ее, поскольку в местном самоуправлении увеличилось представительство мелкопоместных дворян, носителей либеральных взглядов. В итоге обострялись отношения между центральной и местными властями.

Укрепление общины, консервация патриархальности русского крестьянства сковывали его хозяйственную инициативу, затрудняли вхождение в рынок, что в итоге накаляло атмосферу в деревне, подготавливая аграрный кризис.

Попытка укрепить дворянство не принесла желаемых результатов, потому что противоречила общему ходу социально-экономического развития страны. Более того, защита дворянства сохраняло традиционалистические черты и препятствовало его развитию с требованием времени.

Меры в области образования и печати, направленные на изоляцию интеллигенции, ограничение сфер ее деятельности, не достигли поставленных задач, но вызывали скрытое нарастающее недовольство этой части общества.

Создание охранительных отделений, введение политического сыска подтверждают тот факт, что император пытается ограничить любое проявление либерализма со стороны общественности. Охранительная полицейская политика подрывала престиж самодержавия в различных слоях общества, вызывала раздражение, вылившееся в острый общественно-политический кризис XX века.

Проводившиеся контрреформы, также как и реформы не были доведены до конца, а некоторые из планировавшихся так и не осуществились, так как реакционные меры объективно противоречили потребностям общественного развития страны. Правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление–они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса: были понижены выкупные платежи, прекращено временнообязанное состояние крестьян.

Контрреформы Александра III, направленные на сохранение самодержавия, крупного помещичьего землевладения, сельской общины, а также факторы обнищания крестьянства, искусственного развития капитализма, жажды свободы, веры интеллигенции в особое историческое предназначение, обостряли противоречие процесса модернизации, давали основание для поиска новых путей развития России.

Итогом контрреформ становится еще более обостренная обстановка в среде интеллигенции, которая не желала оставаться под контролем правительства и имела свои варианты развития страны.

Глава 3.Значение реформ для современной России.


Отставание от передовых европейских стран практически во всех сферах жизнедеятельности, нерешенность модернизационных задач ставило под угрозу независимость страны, ставило под сомнение авторитет, статус власти и всего государства. Все эти факторы послужили импульсом к «великим реформам», значение которых очень велико для современной России.

Реформа отмены крепостного права освободила многомиллионный народ, живший в рабстве и подчинении в течение многих веков, наделила его гражданскими правами. По-новому встал вопрос о Конституции. Благодаря этой реформе началось развитие капитализма в России, который в свою очередь послужил интенсивному росту рынка рабочей силы. Возникшая рабочая сила стала впоследствии основой для пролетариата, возводящего фабрики и заводы.

Освобождение от крепостной зависимости совершенно изменяло уклад жизни на местах, поэтому было сформировано земское и городское самоуправление, которое не удалось искоренить контрреформами. Земства и городское самоуправление являются своеобразными прототипами современных муниципалитетов.

Именно в годы реформ с созданием Крестьянского и Дворянских банков начинает активно развиваться банковское дело и система государственного контроля за бюджетом страны.

Во второй половине XIX века возникает потребность в усовершенствовании системы образования и просвещения. Большое внимание уделяется качеству школьного, вузовского, а также женского образования. В результате реформ университеты получили возможность развиваться самостоятельно. Это возможность, которую до этого времени они не имели и которая присуща современным тенденциям.

Введение суда присяжных и адвокатуры стало шагом, который сблизил Россию с передовыми странами и с современным временем. Правосудие, осуществляемое по сословному признаку, устарело и уже не могло справляться со своими задачами. Теперь, с введением института присяжных заседателей суд поднялся на новый уровень: гласность, состязательность суда, независимость от административных органов власти, равенство всех перед судом. Институт адвокатуры наделил обвиняемых правом на защиту.

Что касается военной реформы, то та также оставила свой след в будущем: отменилось телесные наказания, значительно сокращался срок службы, уделялось повышенное внимание физическому воспитанию солдат. Служить в армии стало престижно.

Важен и тот факт, что в период реформ и контрреформ начала активно развиваться общественные движения интеллигенции, что позволяет утверждать о том, что народ может, а теперь в современное время имеет право вступать в переговоры и даже споры с правительством.

Реформы Александра II провозгласили свободу личности, наделили правами ранее бесправных людей, дали автономию ранее зависимым и подконтрольным учреждениям, способствовали развитию общества и общественной мысли в либеральном и демократическом направлениях. И контрреформы Александра III уже не смогли повернуть в обратном направлении или вовсе свернуть установленный его отцом механизм развития страны.

Заключение


Александр II неслучайно имел прозвище «царь–освободитель». Великий реформатор оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы – он освободил от вековой зависимости миллионы крепостных крестьян, наделив их гражданскими правами и возможностями, которые до этого момента они не имели. Император не побоялся разрушить феодально–крепостническую систему, которая препятствовала росту капиталистических отношений в России и развитию сфер жизни в целом.

Реформа отмены крепостного права незамедлительно повлекла за собой следующие, не менее значимые: земскую и городскую, военную и судебную реформы.

Однако практически все преобразования царя–реформатора оказались незавершенными и незаконченными, действие некоторых ограничивалось территорией, другие вовсе не оправдали ожиданий народа. Согласно этому факту, возрастало число недовольных среди наиболее просвещенной части общества–интеллигенции, которая в результате террористического акта свергнет императора, показав тем самым, что власть так и не дала возможности для реализации пропаганды истинных взглядов и идей мирным путем, возможности критиковать правительство, указывая на его недостатки.

Существует мнение, что в 1879-1881 годах в России сложилась революционная ситуация: напряжение охватило не только «низы», но и «верхи». Приход к власти консервативного Александра III обозначил новый поворот от либерального реформизма к реакции. В 1887 г. введен циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший прием в гимназии детей прачек, лакеев и т. д. В 1882 г. была усилена цензура в области печати, в 1884 г. университеты получили новый Устав, ликвидировавший их автономию. Политика Александра III поддерживала значительно ослабшее за последние десятилетия дворянское сословие, являвшееся социальной опорой государя. Новый император направил свою деятельность на переоценку предыдущих нововведений, сохранение самодержавия, возврат к дореформенным порядкам. Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой.



Отечественный и мировой опыт показывает, что реформы всегда встречают сопротивление определенных слоев общества. И потенциал противодействия (контрреформы) проявляется тем сильнее, чем неудачнее проходят реформы.

Интерес к истории реформаторства в России лежит в двух основных плоскостях: условия, необходимые для проведения преобразований, и результаты, достигнутые в ходе их проведения.

Таким образом, современное правительство должно понимать, что Россия всегда имела и будет иметь свой собственный, уникальный путь развития, несмотря на идеалы и вечное стремление к передовым западным странам. Благодаря опыту предыдущих преобразований, у современного правительства есть реальная возможность создавать необходимые условия для успешного проведения современных реформ, возможность учитывать и анализировать последствия, масштабы действия проводимых нововведений, а также ресурсы для прогнозирования результатов.



Список использованной литературы


1. Зильбертова,Т.Н.,История экономики/Т.Н.Зильбертова- М.: «Экзамен», 2010.

2.Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века/Под ред. В.В.Керова. - Москва: Изд-во «Астрель», 2011.

3..Кириллов В.В.,Отечественная история. - Москва: Изд-во «ЭСКМО»,2010.

4.Самыгин С.И.,История России 5-е издание, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,2011.

5. Личман Б.В.,История России. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г.; Кн.1 – 368с.; Кн.2 – 304с.

6. Зайончковский П.А.,Отмена крепостного права в России, М., 1968 г.

7. Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России.  – М.: Союз, 1998 г.- 388 стр.

8. Федоров В.А.,История России 1861-1917.Значение отмены крепостного права. М.: Высш. шк., 2000. — 384 с.

9.Сахаров А.Н.,Исторические портреты.Александр 3,Москва: Издательство «Армада»,1994.

10. Россия в 19в: Контрреформы Александра 3, охранительное самодержавие http://www.io6.ru/page,2,263-rossiya-v-19v-kontrreformy-aleksandra-3.html

11. Реформы Александра II и их влияние на развитие России

http://www.histmania.ru/istorias-1051-1.html

12. Евгений Ясин. Судебная реформа в ряду великих реформ Александра II. http://www.echo.msk.ru/blog/yasin/742339-echo/

13. Контрреформы Александра III. http://history-x.ru/02/10/098_01.htm

14.Эпоха великих реформ Александра II. http://russia.iratta.com/06.php

15. Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Книга 1.Изд-во:«Тончу»-968стр.

16. Великая Реформа. 19 февраля 1861 года. Том II /Изд-во: Издание Товарищества И. Д. Сытина/Серия: Великая реформа. 19 февраля 1861 года. В шести томах

17.Томсинов В.А. Крестьянская реформа 1861 года в России. Изд-во:«Зерцало»-480 стр.

18.   Джанишиев Г.А.,Эпоха великих реформ. Том 2. Москва, Издательский дом «Территория будущего», 2008 год.-496 стр.





1() Секретные комитеты — временные высшие совещательные органы в России в первой половине XIX в. Образовывались императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20—30-х гг.

2()Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.

3()Оброк - одна из основных форм эксплуатации крестьян помещиками, при которой помещик взимал с крестьян натуральный или денежный сбор.

4() Кассация (от лат. quasso - разрушаю, разбиваю) - 1) обжалование и опротестование в вышестоящий суд судебных решений, приговоров, не вступивших в законную силу; 2) проверка вышестоящим судом законности и обоснованности решений и приговоров суда, не вступивших в законную силу, по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам.

5()Прави́тельствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 22 февраля (2 марта1711 как высший орган государственной власти и законодательства.

6() Д.А. Милютин  (28.06.1816—25.01.1912), государственный и военный деятель, граф, генерал-фельдмаршал, член Государственного Совета, почетный президент академий: Николаевской Генерального штаба и Александровской Военно-юридической, почетный член Академии наук и Академий: Артиллерийской, Инженерной и Военно-медицинской, Московского и Харьковского университетов, Географического общества, доктор истории и шеф 121-го пехотного Пензенского полка, военный министр эпохи «великих реформ». Наиболее значительным среди них было введение всесословной воинской повинности, заменившей рекрутчину.

7() Учительские семинарии–педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальной школы. Первые учебные заведения типа учительских семинариев появились в Германии в XVIIв., в России – в 1779 при Московском университете и в 1786 в Петербурге. Большое развитие получили с 60-х гг. XIX в. земские учительские семинарии (открываемые земствами), которые строили свою деятельность на основе «Проекта учительской семинарии», разработанного К. Д. Ушинским.


8() Михаил Тариэлович Лорис-Меликов(1825—1888) — российский военачальник и государственный деятельгенерал от кавалерии (17 апреля 1875), генерал-адъютант, граф (16 апреля 1878). Член Государственного совета (11 февраля 1880 года). Почётный член Санкт-Петербургской академии наук (05.12.1880). Является автором проекта первой Российской Конституции. Российская печать дала его политике апеллирования к общественному мнению после взрыва в Зимнем дворце (5 февраля 1880 года) ироническое наименование «диктатуры сердца»; а его самого называли иногда «диктатором сердца».






Эхо — неизменный ответ природы на вопросы, которые мы ей задаем.
ещё >>