Курсовая работа «Парламент Великобритании» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа Парламент Германии 1 249.35kb.
Англия Справка о стране 1 36.12kb.
Курсовая работа на тему: биоэтические аспекты использования животных... 2 402.57kb.
Курсовая работа по истории государства и права 5 737.95kb.
Программа «Управление туристическим и гостиничным бизнесом» 1 143.87kb.
Курсовая работа На тему: Референдум и его социальная функция По дисциплине... 1 356.09kb.
Курсовая работа по управлению судном вариант №25 1 128.33kb.
Курсовая работа по теме: «Бурбоны во Франции» 1 342.38kb.
Курсовая работа по дисциплине "Политическая идеология" по теме ""Утопия"... 1 51.73kb.
Курсовая работа по курсу "История международных отношений" 1 351.56kb.
Курсовая работа подготовлена нашими специалистами в 2008 году и была... 7 536.12kb.
«Роль женщины в современном мире» 2 482.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курсовая работа «Парламент Великобритании» - страница №1/2

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Юридический факультет им. М.М. Сперанского


Курсовая работа

«Парламент Великобритании»
Студент: Бондаренко Д. Д.

Научный руководитель: К.ю.н. Васильева Т. А.

Москва, 2011

План работы.

Введение.…………………………………………………………..………………3

Глава I: История британского парламента………………………………………4

Глава II: Конституционное положение монарха…………………………….....8

Глава III: Палата общин………………………………………………………....10

Глава IV: Палата лордов………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………29



Введение.

Великобритания представляет собой уникальный пример страны без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами, некоторые из которых действуют несколько веков. Несмотря на столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя переоценить и роль традиции во всех сферах отношений государства и общества Соединенного Королевства, например, нигде на записанные королевские прерогативы (Королева приглашает лидера партии победившего на выборах сформировать правительство). Сказанное выше говорит о том, насколько интересна в изучении правовая и политическая система данной страны.

Цель данной работы состоит в том, чтобы максимально широко и объективно изучить высший представительный орган власти Великобритании - его парламент.

Задачами являются рассмотреть организацию системы исполнительной власти в Великобритании и участие парламента в ее формировании, охарактеризовать британский парламент с применением исторической ретроспективы, его особенности, деволюцию в конституционной истории Великобритании и соотношение региональных парламентов с британским, разобрать внутреннюю структуру Парламента Великобритании, процесс реформирования Палаты Лордов и законодательные акты коалиционного правительства Дэвида Камерона и Ника Клегга.

Принимая во внимание сложность этого вопроса, можно с уверенностью говорить, что охватить весь материал ему посвящённый является непростой задачей, но я постараюсь охватить все основное в пределах, предусмотренных курсовой работой.

Глава I: «История британского парламента».

Парламент Великобритании (Parliament of Great Britain) был создан в 1707 году после принятия Акта об Унии 1707 года, объединившего Англию и Шотландию и создавший единый парламент: «Что Соединенное Королевство Великобритания должно представляться одним и тем же парламентом, носящим название парламента Великобритании»1.

Парламент Великобритании унаследовал структура Парламента Англии: Палату Лордов, Палату Общин и возглавлялся Королем (Sovereign).

В 1801 году был создан Парламент Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Ireland)2 через Акт об унии Великобритании и Ирландии 1800 года, который в том числе и установил флаг, являющийся флагом Великобритании до сих пор. Но в 1922 году часть Ирландии получила независимость, и орган переименовали в Парламент Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland).

Нужно отдельно коснуться такого вопроса как деволюция в британской конституционной истории. Первым опытом делегирования полномочий отдельному региону стала Северная Ирландия, которой дали автономию в соответствии с Government of Ireland Act 1920. Согласно ему у Северной Ирландии появился собственный двухпалатный парламент состоящий из Палаты Общин и Сената3. Была установлена постоянная квота для ирландских депутатов Палаты Общин в размере 46 человек, появилось право собирать свои налоги. И в 1922 году был создан пост Губернатора Северной Ирландии4, назначаемый по верительной грамоте Соверена. Но этот акт был отменен сначала Northern Ireland (Temporary Provisions) Act 1972, который временно приостановил деятельность Парламента Северной Ирландии, была создана должность Государственного Секретаря по делам Северной Ирландии, заменившая губернаторскую должность, то есть фактически было введено прямое управление. Эти все положения были закреплены Northern Ireland Constitution Act 1973, который оставил возможность для будущей деволюции, но при условии, что удастся сформировать местную администрацию, которая сможет снискать поддержки у большинства населения Северной Ирландии. Но согласно Northern Ireland Assembly Act 1973 взамен Парламента Северной Ирландии была создана Ассамблея Северной Ирландии, состоявшая из 78 членов.

В последующие 25 лет был заключены некоторые соглашения (Anglo-Irish Agreement 1985) и принят ряд законов (Fair Employment (Northern Ireland) Act 1989 и т.п.), но их направленность была в основном на уничтожение дискриминации и не затрагивали вопросов управления Северной Ирландией.

Но в 1998 году было заключено Белфастское соглашение между премьер-министром Великобритании Тони Блэром и премьер-министром Ирландской республики Берти Ахерном, который снова даровал деволюцию Северной Ирландии. У Северной Ирландии появилась однопалатная Ассамблея, состоящая из 108 членов, были значительно урезаны полномочия Государственного Секретаря по делам Северной Ирландии5. Было создано правительство Северной Ирландии (Northern Ireland Executive) возглавляемое Первым Министром и его Заместителем, выбираемые Ассамблеей совместно. Но какие-то полномочия были оставлены Правительству Соединенного Королевства, такие как: оборона, международная торговля, оборот огнестрельного оружия и т.п.6 И у Северной Ирландии появилась возможность выйти из состава Соединенного Королевства и объединиться с Ирландской республикой по результатам референдума, который может организовать Государственный Секретарь по делам Северной Ирландии7.

Особняком стоит вопрос о деволюции Шотландии и Уэльса. Первые шаги в этом были сделаны правительством Гарольда Уилсона, когда в 1969 году он создал Королевскую комиссию по вопросам конституции (Royal Commission on the Constitution) из-за подъема националистических настроений в этих регионах, но в 1970 победу одержала Консервативная партия, которая была против любой деволюции и на четыре года этот вопрос был отброшен.

Но в 1974 лейбористы вернулись к власти и продолжили свое начинание, основываясь на докладе председателя вышеуказанной комиссии лорда Килбрандона, который был сделан в 1973 году. Этот доклад предложил провести деволюцию в широком понимании, т.е. провести децентрализацию функций правительства путем передачи части центрального правительства региональным образованиям, в частности право принимать законы местного значения и заниматься административными вопросами местного значения8.

A Scotland and Wales Bill был представлен в Палату Общин в 1976 году и его отвергли, он предлагал создать выборные ассамблеи для Шотландии и Уэльса. Шотландская ассамблея имела бы и законодательные, и исполнительные функции, а уэльская только исполнительные. В 1978 году была вторая попытка, когда в Парламент предоставили два раздельных билля с условием проведения референдума для каждого из регионов, где они должны были быть одобрены, но референдум провалился и через год консерваторы вернулись к власти и о деволюции забыли на 18 лет. Но в 80-90х в этих регионах начался подъем деволюционных настроений. В особенности это касалось Шотландии, из-за тяжелых для нее последствий экономических реформ Консервативного правительства (закрытие судостроения, уменьшение промышленного производства) и это можно проследить по уменьшению консервативных депутатов парламента от Шотландии: в 1950х их было около половины, в 1992 было их было 11 из 72 и в 1997 году не избрали ни одного консервативного депутата парламента от этого региона (в т.ч. в 1997 году потеряли места некоторые министры, которые были депутатами от шотландских избирательных округов: Государственный Секретарь по делам Шотландии Майкл Форсайт, Президент Торговой Палаты Ян Лэнг и т.д.).

Но в 1997 году лейбористская партия одержала убедительную победу, включив в свой манифест, в том числе и обещание деволюции для Шотландии и Уэльса9.

И в сентябре 1997 года были проведены два референдума в соответствии с Referendums (Scotland and Wales) Act 1997 и оба региона проголосовали за деволюцию. В конце того же года были представлены в Парламент The Scotland Bill и the Government of Wales Bill, которые получили королевскую санкцию в ноябре 1998 года.

Шотландия получила однопалатный парламент, состоящий из 129 членов, 73 из которых избираются на всеобщих выборах, а оставшиеся избираются по пропорциональной системе в 8 избирательных округах. Также появилось правительство Шотландии и первый министр, которого избирают из числа шотландских парламентариев и Королева одобряет его кандидатуру10, полномочия оставленные Правительству Соединенного Королевства сходятся с Северной Ирландией.

Парламент Шотландии может принимать законы, но он не может изменять акты, имеющие для Шотландии конституционное значение: Акт о соединении с Шотландией 1707, акты общенационального значения. Законотворческие полномочия парламента распространяются только на вопросы местного значения, перечень зарезервированных полномочий схож с ирландским. Но у Шотландии нет права выйти из состава Соединенного Королевства.

Уэльс также получил однопалатную Национальную Ассамблею Уэльса, состоящую из 60 членов, 40 из которых избираются на всеобщих выборах, а 20 избираются по пропорциональной системе в пяти округах. Полномочия правительства и первого министра аналогичны Шотландии, но Парламент не мог принимать никаких законов, Ассамблея имела только те полномочия, которые ему предоставлял Государственный Секретарь по делам Уэльса, а следовательно ее полномочия определял непосредственно Премьер-министр. Но в 2006 году, в соответствии с Government of Wales Act 2006 им дали право издавать законы в четко определенной сфере: здравоохранение, культура, образование, окружающая среда, транспорт, жилищные вопросы11



Глава II: «Конституционное положение монарха».

Поскольку Великобритания является конституционной монархией, роль главы государства здесь принадлежит Монарху (по-другому Соверен, Его/Ее Величества). Основные властные полномочия сосредоточены в руках Монарха, а точнее в руках министров, которые являются слугами Короны12.

Но не нужно путать термины «монарх» и «корона». Если первый означает личность и пост главы государства, то второй обозначает, во-первых, то же самое и, во-вторых, всю исполнительную власть в стране, включающую помимо монарха Премьер-министра и Кабинет министров, составляющих правительство13.

Как сказал профессор Оксофордского Университета Вернон Богданор: «Функции главы государства, которые отделены от функций главы правительства, поделены на три направления. Во-первых, конституционные функции, прежде всего формальные и резидуальные, такие как назначение премьер-министра и роспуск законодательного органа. Во-вторых, глава государства исполняет множество церемониальных обязанностей и общественных обязательств. В-третьих, что является наиболее важным, монарх исполняет представительскую функцию, символизирующую, что глава государства представляет и символизирует не только государство, но и нацию»14.

К конституционным функциям (королевским прерогативам) монарха относится то, что она обладает формальным правом назначить любое лицо Премьер-Министром. Но в реальности Королева назначает премьер-министром лицо, набравшее большинство в выборах в Палату Общин. Но если премьер-министр умрет или подаст в отставку, то у Королевы есть полномочия самостоятельно назначить его преемника, но сейчас у партий отлажен механизм избрания нового лидера в таких случаях. Поэтому в нынешние дни Премьер-министр который подает в отставку сохраняет свои полномочия до избрания нового лидера партии и когда вручает Королеве свое заявление об отставке «советует» ей насчет нового лидера партии.

У Королевы также есть формальная прерогатива отправлять в отставку «ее» министров. Это происходит из древнего конституционного обычая под названием Тайный Совет (Privy Council, полное название Her Majesty's Most Honourable Privy Council). Поначалу (13-17 век) это был очень могущественный институт, состоящий из ближайших советников монарха, и через этот совет он мог проводить свое законотворчество, минуя парламент. Но с постепенным переходом от абсолютной монархии к конституционной монархии начало падать значение Тайного Совета, и с 18 века он начал контролироваться Кабинетом Министров. Членство в нем носит церемониальный характер и кроме министров в нем состоят члены королевской семьи, судьи, послы. Новых членов назначает монарх по представлению министров и после назначения они именуется «right honorable» (например 13 мая 2010 года членом Тайного Совета был сделан консервативный депутат палаты общин Лиам Фокс и с этого дня он именуется The Right Honourable Liam Fox MP) и все члены назначаются пожизненно. Но как мы видим по нынешнему Тайному Совету монарх не может самостоятельно отправлять в отставку министров. Но перед учеными стоит вопрос, что делать монарху, в случае если правительство получившее вотум недоверия откажется уйти в отставку или потребует роспуска Палаты Общин. Но большинство ученых сходится во мнении что в таком случае монарх должен использовать свои полномочия и отправить министров в отставку.

Также Королевской Прерогативой (Royal Prerogative) является роспуск Парламента (точнее Палаты Общин), но фактически дата роспуска определяется премьер-министров, до XX века это решалось Кабинетом Министров. Но также в науке стоит вопрос – может ли Монарх отказать в роспуске Парламента. Наиболее остро этот вопрос стоял после выборов февраля 1974 года, когда ни одна партия не получила абсолютного парламентского большинства и лейбористы имевшие больше всего мест сформировали правительство меньшинства и столкнулись с невозможностью проводить свою политику. И у лейбористов оставалось два пути: подать в отставку или просить роспуска парламента и через 8 месяцев они попросили о роспуске и Королева удовлетворила их. Но в этом случае стоял вопрос о поддержании престижа монархии и ее статуса арбитра в государственных отношениях.

Иные прерогативы включают в себя санкционирование биллей, прошедших три чтения в Парламенте. Но на практике самым значительным полномочием монарха является консультирование своих министров, прежде всего Премьер-министра в ходе регулярных встреч с ним (обычно это происходит раз в неделю). На практике премьер-министры всегда прислушиваются к мнению Монарха, но история знает и исключения. Например, Маргарет Тэтчер не прислушивалась к мнению Елизаветы II, но она и не считалась с мнением своего кабинета.

Главная особенность конституционного статуса монарха в том, что большинство его полномочий являются конституционными обычаями, кодифицированных актов очень мало (Ministers of the Crown Act 1975 является одним из немногих исключений).

Глава III: «Палата общин»

Палата общин является выборным органом власти в Великобритании, состоящем из членов парламента (MP's), избираемых по одномандатным избирательным округам (constituencies). На момент выборов в Палату Общин 2010 (General Election 2010) число избирательных округов было равно 650 и число их может меняться. За изменение числа избирательных округов и определение их границ отвечает Комиссия по границам избирательных округов (Boundary Commission), созданная House of Commons (Redistribution of Seats) Act 1944, позже замененная на Parliamentary Constituencies Act 1986: « С целью постоянного обзора распределения мест на парламентских выборах, учреждаются четыре действующие на постоянной основе Комиссий по границам избирательных округов, а именно Комиссия по установлению границ избирательных округов в Англии, Комиссия по установлению границ избирательных округов в Шотландии, Комиссия по установлению границ избирательных округов в Уэльса и Комиссия по установлению границ избирательных округов в Северной Ирландии». Формальным главой (Сhairman) всех четырех комиссий является Спикер Палаты общин (Speaker of the House of Commons), но он не принимает участия в работе Комиссии, фактическим главой является Заместитель Председателя (Deputy chairman), который обязательно должен быть судьей Высокого суда правосудия (High Court) в Комиссиях по Англии, Уэльсу, Северной Ирландии, а в Шотландии судьей Высшего суда по гражданским делам (Court of Session)15. Но 16 февраля 2011 года получил королевское одобрение Parliamentary Voting System and Constituencies Bill 201116, который уменьшит число избирательных округов с 650 до 600. Уменьшение избирательных округов путем уравнения их размеров было предвыборным обещанием и Консервативной Партии17, и Либеральных Демократов18. Но главное положение этого билля – замена мажоритарной избирательной системы относительного большинства (first-past-the-post system) на преференциальную систему альтернативного голосования (alternative vote), но оно не вступит в силу до одобрения на референдуме, назначенном на 5 мая 2011 года.

По старой избирательной системе (first-past-the-post system) для победы кандидата достаточно набрать больше голосов, чем все остальные, и необязательно больше половины (например на последних парламентских выборах кандидат от Лейбористской партии Гленда Джексон была переизбрана в Палату Общин от избирательного округа Hampstead and Kilburn имея преимущество над кандидатом от Консервативной партии в 42 голоса19). Эта избирательная система создала двухпартийную систему в Великобритании, потому что она оставляет мало шансов другим партиям победить в каком-либо избирательном округе. Также она создает дисбаланс между реальными голосами и количеством мест в Палате Общин (ярким примером служат выборы 1983 года, когда альянс из Либеральной и Социал-демократической партии набрал на 250 тысяч голосов меньше, чем Лейбористы, но имел всего 23 места в парламента в сравнении с 209 у Лейбористов20). И поэтому смена этой системы было долгой целью Либеральных Демократов.

И сейчас, когда сформировалась коалиция Консервативной партии и Либеральных Демократов, они согласовали референдум по смене избирательной системы. Сущность преференциальной системы альтернативного голосования (alternative vote) в том, что избиратель ранжирует кандидатов, то есть отмечает свои предпочтения, обычно ставя в бюллетене цифровые отметки «1», «2», «3» и т. д. Победившим считается кандидат, набравший абсолютное число голосов либо по первому предпочтению, либо, если такового не оказалось, с учетом передаваемых предпочтений от других кандидатов. Распределение вторых и далее предпочтений начинается с кандидата или списка, занявшего последнее место. При этом слабейшие кандидаты последовательно выбывают21.

Теперь рассмотрим вопрос роспуска и формирования Палаты Общин.

Роспуск Палаты Общин и выборы объявляет Королева после консультации с премьер-министром. Срок полномочий парламента, согласно Parliament Act 1911, является пятилетним (до этого был семилетним согласно Septennial Act 1715). Срок полномочий не является фиксированным, определен только максимальный срок полномочий. Этот срок может быть продлен, в случае чрезвычайного положения, с согласия обеих палат Парламента, в новейшей британской истории это происходило во время двух мировых войн. Но сейчас в парламенте идет обсуждение Fixed-term Parliaments Bill 2011, представленный заместителем премьер-министра Ником Клеггом 22 июля 2010 года и на данный момент находящийся во втором чтении в Палате Лордов. Он устанавливает фиксированный пятилетний срок полномочий и оставляет всего две причины для досрочного роспуска парламента – вынесение правительству вотума недоверия или требование двух третей членов Палаты Общин об объявлении досрочных выборов22.

Порядок избрания членов Палаты Общин регламентируется Electoral Administration Act 2006, вступивший в силу 11 июля 2006 года и заменивший собой Political Parties, Elections and Referendums Act 2000. Согласно ему членом парламента (MP) может стать лицо, достигшее 18 лет (ранее возраст был 21), гражданин Великобритании, Северной Ирландии или гражданином некоторых стран Содружества Наций (Commonwealth of Nations), который не должны покинуть территорию Великобритании в связи с Immigration Act 197123. Также не могут стать членами парламента полицейские, военные, государственные служащие, судьи, лица которые находятся под действием постановления о банкротстве в Англии или Уэльсе и чья собственность арестована в Шотландии24.

Регистрация кандидата должна произойти не позднее, чем за 11 дней до голосования25 и он считается зарегистрированным кандидатом с момента внесения избирательного депозита в размере ₤50026 действующему уполномоченному по выборам (acting returning officer), который чаще всего является чиновников в органе местного самоуправления и на котором лежит обязанность организационной работы перед выборами в одном или нескольких избирательных округах27. Но не путать с уполномоченным по выборам (returning officer) пост которого является церемониальным и его занимает чаще всего Высокий Шериф (High Sheriff) или мэр.

После всех этих процедур проходят выборы и отдельно нужно коснуться такого вопроса как смерть кандидата. Если умерший кандидат не шел по избирательным спискам какой-либо партии, то по общему правилу выборы в данном избирательном округе продолжаются. Если же этот умерший кандидат набрал большинство голосов в своем избирательном округе, то проводятся дополнительные выборы в этом избирательном округе (by-election) с прежними кандидатами. Если же умерший кандидат шел по избирательным спискам какой-либо партии, то выборы в этом избирательном округе переносятся (by-election) с новым кандидатом от этой партии. Конкретный пример это смерть кандидата на последних парламентских выборах от Партии независимости Соединённого Королевства в избирательном округе Thirsk and Malton, из-за чего выборы в нем были перенесены на три недели28.

Также кандидат на выборах должен набрать более 5% голосов (до 1985 года был 12,5%) чтобы вернуть свой избирательный депозит, иначе он его теряет29. В качестве примера кандидата потерявшего свой депозит можно привести молодого Тони Блэра во время дополнительных выборов в избирательном округе Beaconsfield в 1982 году, когда он набрал 10% голосов.30

Нужно коснуться отдельно такого вопроса, как если в результате выборов никакая партия не получит абсолютного большинства над всеми остальными (overall majority). Такая ситуация получила название «подвешенный парламент» (hung parliament). В таком случае есть три выхода из ситуации: одной из партий сформировать правительство меньшинства (minority government), создание коалиции с одной из партий, располагающих небольшим количеством мест в парламенте, роспуск парламента и объявление новых выборов. Во время выборов февраля 1974 года когда получился «подвешенный парламент» (Консервативная партия – 297 мест, Лейбористская партия – 301 место, Либеральная партия – 14 мест) консервативный премьер-министр Эдвард Хит попытался создать коалицию с Либералами, но получил отказ и подал в отставку, Гарольд Уилсон сформировал лейбористское правительство меньшинства, но он не мог проводить законы из-за того что консервативная партия, объединяясь с небольшими партиями могла отменить их большинством голосов. И в Октябре 1974 года Королева распустила парламент и на этих выборах лейбористы уже получили абсолютное преимущество. А в Мае 2010 года также получился «подвешенный парламент» (Консервативная партия – 306 мест, Лейбористская партия – 258 мест, Либеральные Демократы – 57 мест), но в этом случае после провала создания коалиции Лейбористы -Либеральные Демократы, 12 мая была создана коалиция Консерваторы -Либеральные Демократы, которая имеет абсолютное большинство в 77 мест.

После проведения успешных выборов приблизительно через две недели новый парламент собирается на Церемонию открытия легислатуры парламента (State Opening of Parliament) во время которой Соверен произносит подготовленную Кабинетом речь, которая называется Тронная речь Королевы (Her Majesty's Most Gracious Speech, более общеизвестное название Queen's Speech), содержащую политику Правительства на текущий год. Это мероприятие проводится в помещении Палаты Лордов и заслушивается обеими палатами. Эта церемония также проводится в Ноябре или Декабре каждого года, символизируя начало нового парламентского года. После того как Соверен покидает Вестминстерский дворец обе палаты проводят дебаты (Address in Reply to Her Majesty's Gracious Speech), но поначалу каждая палата принимает pro forma (т.е. для вида, исполнения законности) билль, у Палаты Общин он называется Outlawries Bill или более полное название A Bill for the more effectual preventing clandestine Outlawries (эта практика идет с 1558 года, но нынешнее название этот билль получил с 1727 года31). Этот билль никогда не печатается, не представляется никаким членом Палаты Общин, проходит только первое чтение. И его значение в том, что этим биллем Палата Общин демонстрирует то, что она может выбирать любую область деятельности для дебатов. Также дебаты демонстрируют показывают взгляды Палаты Общин на политику правительства.

Каждый вновь избранный парламент выбирает из членов Палаты Общин Спикера (Speaker of the House of Commons) . Его избирают по системе многих туров (Exhaustive ballot system), пока один из кандидатов не наберет больше 50% голосов и в каждом новом туре выбывают те кандидаты, которые набирают меньше 5% голосов. Спикер отвечает за дисциплину во время заседаний Палаты Общин: может отстранять MP’s от заседаний, просить членов парламента вести себя тихо во время выступления одного из них, вызывает членов Палаты Общин для выступлений. Также Спикер должен быть политически нейтрален, фактически он отстраняет себя от политической партии, к которой он принадлежит. И во время выборов в избирательном округе Спикера нет конкурентов от других политический партий и он сам идет в избирательных списках не как член политической партии, а как «the Speaker seeking re-election». С 22 июня 2009 года Спикером Палаты Общин является Джон Беркоу от Консервативной партии, избранный после трех туров голосования.

Теперь рассмотрим такой вопрос, как формирование исполнительной власти.

Исполнительная власть правительства проводится Министрами Короны (Ministers of the Crown) и согласно Ministers of the Crown Act 1975 этот термин относится ко всем министрам. Но в своей работе Ministers of the Crown профессор конституционного права Манчестерского Университета Родни Брейзер считает, что этот термин относится только к тем министрам, которые возглавляют государственные департаменты32. Министры выбираются из членов партии победившей на парламентских выборах и назначаются Совереном.

Высшим в иерархии министров является Государственный Секретарь (Secretary of state), согласно закону он «один из основных государственных секретарей Ее Величества»33, на данный момент в Кабинете их 18. В данный момент в эти 18 Государственных Секретарей включено почетное и непостоянно использующееся звание First Secretary of State (его носителем является Государственный Секретарь по Иностранным делам и делам Содружества наций Уильям Хейг).

У каждого Государственного Секретаря есть свой правительственный департамент, который соответствует его портфелю. В качестве примера можно привести одну из Великих Должностей (Great Office of State) -Канцлера Казначейства (Chancellor of the Exchequer), который заведует правительственным департаментом под названием Казначейство Ее Величества (Her Majesty's Treasury) и в котором работает 5 министров (Secretary to the Treasury). Также еще бывают департаменты, которые возглавляются министрами, не имеющими постоянного права заседать в Кабинете - Attorney General’s Office.

Полномочия каждого департамента определяются Премьер-министром34 и история знает несколько примеров значительной перемены департаментов. Один из ярких примеров слияния нескольких департаментов в один, это создание нынешнего Министерство Обороны (Ministry of Defence) в 1964 году путем слияния Адмиралтейства, Воздушного Министерства и Министерства по делам войны.

Следующими в иерархии министров является Государственный Министр (Minister of state), которые возглавляют отдельные секции государственных департаментов. В Департаменте иностранных дел и по делам Содружества четыре государственных министра и их количество зависит от конкретного государственного департамента, но их количество, включая младших министров, по закону не должно превышать девяносто пяти человек35. У них нет никаких нормативных полномочий, они действуют от лица, возглавляющего государственный департамент. Но есть также некоторые члены Кабинета, имеющие статус государственного министра: Лорд-хранитель Малой печати, Лорд-канцлер, Лорд-председатель Совета, Парламентский секретарь Казначейства, Генеральный казначей, генеральный прокурор, министр без портфеля. Большинство из них являются церемониальными и даются членам парламента, если их хотят включить в кабинет. Например, министром без портфеля часто становится партийный председатель (Party Chairman).

Также есть младшая министреская должность – Парламентский Заместитель Государственного Секретаря (Parliamentary Under-Secretarie of State) или в обычной практике называемые младшими министрами. И министры, с одобрения Премьер-министра, могут нанимать себе помощников (parliamentary private secretaries) для их парламентарной деятельности и эта должность не оплачивается.

Все министры подчиняются правилам, описанным в Ministerial Code, который назвали «ближайшим аналогом писаной конституции для Кабинета Министров Великобритании», 36 несмотря на то что он не имеет законной силы. Он издается премьер-министром и последнее его издание датируется маем 2010 года, с приходом коалиционного правительства к власти.

Аналогом правительства в Великобритании является Кабинет министров. Он является конституционным обычаем, который только относительно недавно получил упоминание в законе37. Формально в нем нет никаких властных полномочий. Как написано в Ministerial Code Кабинет занимается вопросами, которые затрагивают коллективную ответственность Правительства, потому что они относятся к важным вопросам политики или из-за их важности для населения38.

Членство в Кабинете находится под контролем Премьер-Министра и портфели министров, заседающих в кабинете. С 1945 года размер Кабинета варьировался между 16 и 24 членами, в 2010 Кабинет состоял из 23 членов, из них 5 членов партии Либеральных Демократов и 18 членов Консервативной Партии.

Как писал про Кабинет классик английского конституционного права Уолтер Бэджет в своей классической работе The English Constitution, что он является органом управления нации и является самым влиятельным органом в стране39.

Но недавние исследования опровергли тезисы Уолтера Бэджета. Как писал Мартин Смит: «коллективная ответственность Кабинета является конституционным мифом и кабинет не является центральным решающим органом в правительстве. Все важные решения принимаются вне кабинета»40.

И этому есть исторические примеры, в частности все премьерство Тони Блэра, который не считался с мнением Кабинета во время принятий ключевых решений. Это наглядно иллюстрирует принятие решения об участии Великобритании в военной операции в Ираке, когда Премьер-Министр консультировался только со своим неформальным «военным кабинетом», состоящим из него, трех Государственных Секретарей и некоторых советников. И о решениях по иракскому вопросу даже не ставили в известность Комитеты по Обороне и Внешней Политике.

В Кабинете существует принцип «коллективной ответственности», то есть все решения, принимаемые отдельными министрами, поддерживаются всем Кабинетом41. И если существуют расхождения в Кабинете, то есть два пути: отставка конкретного министра или уход премьер-министра в отставку. Например, в 1989 году ушел в отставку Канцлер Казначейства Найджел Лоусон из-за расхождения по поводу вступления фунта стерлинга в европейскую валютную систему, в 2003 году ушел в отставку Государственный Секретарь по Иностранным делам и делам Содружества наций Робин Кук из-за своего неприятия участия Великобритании в военной операции в Ираке.

Теперь рассмотрим вопрос ответственности правительства.

Конституционная система Великобритании предусматривает «ответственное правительство»42. В общих чертах это означает то, что исполнительная власть подотчетна Парламенту, и в частности Палате Общин. Как один специалист писал: «Необходимый элемент парламентарной демократии заключается в том, что Парламент обладает возможностью распустить Правительство»43. Но вынесение вотума недоверия правительству очень редко происходило в истории Великобритании, это происходило всего три раза: в 1924 году (два раза) и в 1979 году. И эти три вотума являлись результатом потери парламентского большинства тогдашней партии власти (Лейбористкой оба раза) и расколом внутри самой фракции.

Но партия, имеющая парламентское большинство может проводить свою политику и поражения в Палате Общин, даже по серьезным вопросам не ведут к отставке правительства. Но Премьер-министр может объявить голосование по некоторым вопросам как вотум доверия себе, так сделал Джон Мейджор в 1992 году во время рассмотрения European Communities (Amendment) Bill. Но если парламентское большинство у партии небольшое, то правительство больше зависит от голосований по важным вопросам, например Консервативные правительства 1979-1992 года имели большой перевес и поражения у них случались редко, но правительство Мейджора (1992-1997) имело парламентское большинство в 21 место и оно уже поддавалось давлению оппозиции и расхождению со своими заднескамеечниками.

Как написал Лорд Моррисон насчет ответственности министров: «Одно из фундаментальных положения нашей системы правительства в том каждый министр Короны ответственен перед Парламентом и через него избирателям за любую деятельность исполнительной власти»44. И это положения получило отражения в Ministerial Code, где сказано, что министр должен делиться информацией о своей деятельности с Парламентом, отказываясь это делать только в случае если имеет дело с секретной информацией45. И в индивидуальной ответственности министров есть и политический элемент, это делается и в том числе, чтобы перевести вину на отдельного министра, а не правительство за провалы в конкретном департаменте или политическом курсе. И в таком случае, по общему правилу, министр должен незамедлительно подать в отставку. Ярким примером такой отставки является уход с должности в 1982 году из-за неожиданного вторжения Аргентины на Фолклендские острова Государственного Секретаря по Иностранным Делам Лорда Каррингтона. И конечно часты отставки министров из-за скандалов связанных с принятием денежных сумм, сомнительных речей которые сказываются на правительстве, нарушений Ministerial Code и другие подобные случаи, но в этом случае отставки происходят из-за давления общественности, обеспокоенности правительства и бунта заднескамеечников. Примером такой отставки является вторая отставка Государственного Секретаря по Внутренним Делам Дэвида Бланкетта в 2005 году из-за неинформирования Парламентской Комиссии о его внепарламентской деятельности.

Теперь рассмотрим вопрос делегированного законотворчества.

Делегированное законодательство в Великобритании получило широкое распространение. С формальной точки зрения Парламент является верховным законотворческим органом, делегирующим определенное количество полномочий министру или иному органу. Но в реальности министр или иной орган составляя законопроект для принятия парламентом самостоятельно решает какие вопросы он включит в билль и какие полномочия оставлять в своих руках.

Делегированное законодательство распространено очень широко в британской парламентарной практике. Оно может использовать во многих случаях, как например установление вступления в силу акта парламента. Статистика показывает, что за парламентский год происходит несколько тысяч актов делегированного законодательства, в сравнении с несколькими десятками актов парламента.

Законотворческие полномочия делегируются министрам в форме актов делегированного законодательства (Statutory instruments), которые могут применяться в случаях если полномочия возложенные на Королеву исполняются Тайным Советом (Privy Council), либо в случаях если полномочия возложены на министра исполняются актом делегированного законодательства46. Но использование акта делегированного законодательства не предусматривается, если в основном акте этого не указано.

Акт делегированного законодательства подлежит опубликованию немедленно после его создания офисом публичной информации Великобритании, который является ответственным за работу Канцелярии Её Величества (Her Majesty's Stationery Office)47. А количество копий доступных для продажи, это уже зависит от специфики конкретного акта.

Также существуют формы парламентского контроля над актами делегированного законодательства, их две формы:

А) Акт представляется парламенту в процессе его написания и он будет отменен, если одна из палат проголосует за это в течение 40 дней.

Б) Акт предоставляется парламенту после его написания, но до его вступления в силу и условия такие же как и в первом пункте48.

Но на практике акты делегированного законодательства редко отменяются Парламентом.

Также есть другой вид парламентского контроля, намного более редкий, осуществляется в случае прямого указания в основном законе, требующем одобрение акта обеими палатами парламента (или если речь идет о финансовом законе, только Палатой Общин), их три формы:

А) Акт в процессе написания.

Б) Акт написан, но не вступил в силу.

В) Акт вступил в силу, но не прошло определенное количество времени (обычно 28 дней).

И главным отличием является то, что в этом случае необходимы решения обеих палат, одобряющее этот акт делегированного законодательства.

И относительно недавно появилось несколько новых форм делегированного законодательства, которые также требуют особых форм парламентского контроля.

Согласно Human Rights Act 1998 если суд обнаружит, что акт парламента противоречит Европейской Конвенции по правам человека, то министры и иные органы исполнительной власти могут в процессуальном порядке исправить этот закон. Но перед этим правительство должно заявить об этом намерении парламенту и в течение 60 дней этот вопрос будет рассматриваться совместным комитетом обеих палат по правам человека (Joint Committee of both Houses on Human Rights). По истечении этого срока правительство может предоставить готовый проект перед парламентом и тот же комитет в течение 60 дней сделает рекомендацию для обеих палат насчет одобрять его или нет49.

Также Legislative and Regulatory Reform Act 2006 позволяет министрам или иным органам исполнительной власти вносить изменения в законы чтобы убирать бремя на бизнес или иную деятельность. И парламентская процедура такова: сначала необходимо написать проект после консультации со специалистами, после этого необходимо предоставить парламенту проект вместе с заключением специалиста. Комитеты обеих палат анализируют этот проект с точки зрения финансовых затрат, какое бремя снимается, сравнивают с евро-правом и после этого комитеты представляют свой анализ палатам парламента. Исполнительная власть должна принять во внимание этот анализ и решают, будут ли выставлять проект на одобрение парламенту. Если решают положительно, то проект с внесенными поправками вносится в парламент, где он снова изучается комитетами обеих палат перед тем как выставить проект на одобрение обеими палатами50.




следующая страница >>



Самое лучшее в книге то, что она не обрывается на самом интересном месте для рекламной вставки.
ещё >>