Курсовая работа образ розы и функции ее использования в мировой художественной культуре - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая Портретная живопись Д. Веласкеса 45 1 14.63kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса 1 103.31kb.
Курсовая работа Образ женщины в русском искусстве XVII века 36 1 23.83kb.
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по... 1 229.27kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 220.87kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 145.8kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 236.25kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 128.97kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 144.1kb.
Проектная работа по Мировой Художественной Культуре 1 189.59kb.
Курсовая работа на тему: биоэтические аспекты использования животных... 2 402.57kb.
И. Стравинский "Петрушка" (потешные сцены в четырех картинах) 1 48.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курсовая работа образ розы и функции ее использования в мировой художественной культуре - страница №3/3

II. ОБРАЗ РОЗЫ И ФУНКЦИИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ.
Роза, как известно, связана с образом богини весны Флоры.



У Э.М. Фальконе Флора – это сидящая молодая девушка, у ног которой лежат розы и наполненный ими колчан. Ритмичные контуры стройного тела, мягкие почти детские черты ее юного лица, изящное движение опущенных рук придают ее облику благородную простоту.



У К.Коровина в натюрморте с портретом Перцевой великолепные розы в антикварных вазах красуются на первом плане, тогда как нежная и хрупкая модель скромно «прячется» на втором плане, как колористически необходимый, но не главный элемент композиции.




Художник же начала XIX века В.А. Тропинин сравнивает свою модель московскую купчиху Е.И.Корзинкину, изображенную в русском костюме, с этим нежным цветком. В этюде почти с одинаковым отношением написаны и фигура, и костюм, и красочный интерьер.





Художник изменяет масштабные соотношения между изображением и интерьером. В результате фигура композиционно приобретает доминирующее значение на плоскости картины, а сам образ Корзинкиной получает большую психологическую убедительность. Молодая женщина в богатой одежде лишь внешне кажется живущей благополучной жизнью – глаза ее смотрят грустно, улыбка неуверенна.

Основное в характере модели – женственность и душевное обаяние – передано художником через нежные, хрупкие розовые лепестки.



Неоднократно обращались к образу этого цветка и чувашские поэты, художники.

Картина Р.Ф. Федорова «Розы Нарспи» густо насыщена символами, но это не набор абстрактных знаков и схем, которые он призывает нас разгадать. Одна из особенностей творческой манеры художника — смешение жанров: элементы портрета, пейзажа или натюрморта объединяются в одном произведении.



Этот стилистический приём даёт наглядное представление о гармонии всего мироздания.

Творчество еще одного нашего земляка, художника А. В. Данилова основано на принципах сохранения и развития традиций реалистического направления в искусстве. Его профессиональное кредо - утверждение красоты и гармонии во взаимоотношениях природы и человека. Одна из характерных особенностей палитры художника - обращение к тёплой гамме красок, вызывающей ассоциации с солнечным светом, воздухом, наполненным сочным запахом трав, нежностью и благоуханием цветов. Это позволяет ему наиболее правдиво и искренно выразить чувства любви к природе.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Через века и страны гордо и властно шествует царица цветов. Французский поэт П.Гамарра сказал, что она распространяет дыхание будущего. Художники и поэты всех времен и народов не устают воспевать ее, потому как «нет в мире ничего нежней и краше, чем этот сверток алых лепестков, раскрывшийся благоуханной чашей…». Это – С.Я.Маршак. Они, розы, «гордятся своим телом, которое нежнее, чем грудь девушки». Это – Метерлинк. И они символ не только любви, но и беззаветной сыновней верности родной земле. Недаром говорил К.Кулиев:


Родную землю просьбой беспокою.

Я говорю ей тихо: «Не забудь,

Когда умру, ты мне своей рукою

Клинок и розу положи на грудь»


Если хотите порадовать любимого друга, открыть перед ним сердце – подарите ему розу!




БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Васина-Гроссман В. Глинка и лирическая поэзия Пушкина. В кн.: М. И. Глинка. Сборник материалов и статей. М. — Л., 1950.

  2. Веселовский А.Н. Из поэтики розы. В кн.: А. Н. Веселовский. Избранные статьи.- Л., 1939

  3. Викери У. К вопросу о замысле «Розы» Пушкина. – М. 1985.

  4. Вяземский П.А. Стихотворения. Ред. Л. Я. Гинзбург. - Л., 1958.

  5. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. – М., 1962.

  6. Державин Г.Р. Стихотворения. - Л., 1957.

  7. Пушкин А.С. Сочинения. – СПб., 1900.

  8.  Пущин И.И. Записки о Пушкине. - М., 1937.

  9.  Соловьева О.С. Рукописи Пушкина, поступившие в Пушкинский дом после 1937 года. Краткое описание. М. — Л., 1964.

  10.  Цявловский М.А.. Хронология лицейских стихотворений. В кн.: М. А. Цявловский. Статьи о Пушкине. - М., 1962.


ПРИЛОЖЕНИЕ.
Конспект урока по развитию речи в 7 классе
«Нет ничего прекраснее цветов»

Оформление:

1. На доске эпиграф:

Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С.Красиков

2. Выставка книг, стенд с художественными фотографиями цветов.

3. Буклет “Легенды о цветах”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1.

Г.Х.Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, утешают в старости, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.

Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно – красота цветов.

Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле – цветке, постараемся рассмотреть это чудо со стороны истории, биологии, литературы, изобразительного искусства и русского языка. Всё, что вы узнаете нового на уроке, поможет вам в написании сочинения с элементами описания и рассуждения “Мой любимый цветок”.

2. Лексико-орфографическая (словарная) работа.

Слайд 2.

- Согласны ли вы с мнением поэта?

- Что для вас связано со словом цветок?

Слайд 3.


- Запишите это слово посередине своего листа. Слева запишите слова, которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом (игра в ассоциации). Справа – родственные слова.

 

Слайд 4.


- Образуйте множественное число от существительного цветок.

Цветы (в значении цветущие растения).

Цветки (в значении цветущие части растения).

- Можно ли слова цветочный, цветковые, цветной, цветастое назвать однокоренными?

Слайд 5.


- Составьте с ними словосочетания.

Вывод: цветок (др.-рус.). Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. У растений: орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пестика и тычинок. (Цветок мака, цветок яблони.) Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, часто ароматную, распускающуюся из бутона головку или соцветие. (Садовые, полевые цветы. Сажать цветы. Букет цветов.) По употреблению – активное, общеупотребительное, оно известно всему народу и активно употребляется в речи. По происхождению – исконно русское, унаследованное из древнерусского языка.

Цветок… Что может быть проще? Стебелёчек, лепесточек… Давайте вспомним строение цветка.

Слайд 6.

(Рассказ “биологов” о строение цветка. Демонстрируется модель цветка.)

На доске:

Цветоножка (спец.) – стебель, на котором расположен цветок.

Чашелистик (спец.) – зелёный листик чашечки цветка.

Лепесток – листочек из венчика цветка.

Пестик – часть цветка, из которого образуется плод.

Тычинка – орган цветка, содержащий пыльцу.


Да, всё просто. Но в каждом слове загадка. Вы только вслушайтесь: лепесток, тычинка, пестик… Давайте попытаемся проникнуть в тайну слов.

(Ученики работают над словами стебелёк (1 вариант) и лепесточек (2 вариант) по плану, записанному на доске.)

Слайд 7.

- Сколько тайны в одном слове! У А.С.Пушкина есть стихотворение “Цветы”, в котором такие строчки:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я…

-Может вызвать недоумение слово безуханный. Как понять? Тут надо вспомнить синоним к слову благоухание. Благоухание – аромат, где “ухание” - “запах”, а “благо” - указывает на то, что запах приятный. Таким образом, безуханный означает “без запаха”.

6. Обратим внимание на эпиграф к уроку. “Они пришли из глубины веков…” Действительно, о многих цветах существуют легенды и предания. Послушаем, что нам расскажут “историки”.

(Слово группе “историков”.)

Слайд 8.



    1. По древнегреческой легенде, фиванская царица Алкмена тайно родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь наказания жены Зевса, Геры, спрятала новорожденного в кустах. Однако Гера случайно обнаружила малыша и решила покормить его грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и грубо оттолкнул богиню. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а те несколько капель, что упали на землю, проросли и превратились в лилию.

Слайд 9.



    1. Любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиацинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Этот цветок высокий и стройный, древние греки и называют гиацинтом. Память о любимце Аполлон увековечил этим цветком, который вырос из крови юноши.

Слайд 10.

3. По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, родилась из раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав девушку, разбудил ее, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов.

Слайд 11.

4. Красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко - красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.

Слайд 12.

5. На востоке живет легенда о желтой розе. В 612 году Магомет, уходя на войну с израильтянами, взял у своей жены Айши клятву, что она останется ему верна. Но Айша увлеклась молодым персом. Возвратясь из похода, Магомет приказал жене опустить красную розу в дворцовый источник: если она не изменит цвета, Айша невинна. Айша подчинилась, но каков был ее ужас, когда вынутая из источника красная роза оказалась желтой. С тех пор желтая роза предупреждает о фальши и измене.

 7. Физминутка.

- Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. (На фоне мелодии проводится игра-этюд “Из семени в цветок”.)

Вы маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек, спрятать голову в колени и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимают кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам–соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт!

8. Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова. А вы, ребята, во время выступления своих товарищей запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, характеризующие цветок.

Выступление группы “литераторов” с чтением строчек поэтов о цветах.

Слайд 13.



1. На лужайке росы стылые,

Не шелохнется вода.

Белый цвет бросает лилия

На задумчивость пруда.

Проплывает светлым месяцем

В темной заводи одна.

И вода под нею светится

От поверхности до дна.

Пруд от краешка до краешка

В озаренье дивно чист.

Каждый листик, каждый камешек

Светит, словно аметист.

И не знает ночь унылая,

В затуманенном чаду,

То ли месяц, то ли лилия

Тихо плещется в пруду.
Слайд 14.

2. Как пламя, заря угасает,

Бросая лиловые тени.

Лиловый закат обнимает

Лиловые гроздья сирени.

В них столько мечтательной грусти

И столько покорности скромной,

Что каждый задумчивый кустик

Мне кажется тучей огромной.

А сколько надежды и солнца

Таится в букете лиловом,

Чуть-чуть лишь под ветром качнется

И льется дождем лепестковым.

Слайд 15.



3. Васильки, васильки средь рядов пожелтевшего хлеба,

Васильки, васильки, как безоблачный полдень ясны,

Видно, это на землю упали осколочки неба,

Заставляя нас вспомнить забытые песни весны.

Слайд 16.



4. Темной ночью белых лилий

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Обвевает их.

Ночь их чашечки закрыла,

Ночь хранит цветы

В одеянии невинном

Чистой красоты…

И.Бунин.


Слайд 17.

5. Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красоты.

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы…

И. Мятлев

Слайд 18.

Читает учитель

Примерные вопросы-задания для анализа поэтического текста о цветах.

Итак, вы прослушали данный стихотворный текст. Какое настроение (весёлое, грустное, спокойное…) у вас возникает после прочтения? Почему? Поясните свой ответ?

Отыщите наиболее “ценные” слова поэтического текста, которые точно передают настроение цветка, описывают его характер, особенность поведения. К какой части речи относится каждое из этих слов? Что они обозначают?

Найдите в тексте место (-а), в котором (-ых) автор выражает основную мысль.

Какие основные изобразительные и выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры…) использует автор при изображении характера данного цветка?



9. Попробуем теперь сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов.

(Учитель обращается к стенду, подготовленному группой “оформителей”. Рассматриваем иллюстрации, фотографии. Учащиеся подбирают эпитеты, сравнения. Предлагается поработать в парах.)

Слайд 19.

Запись в тетради:

Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи и песни, пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника. Хорошо… Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи. Хорошо…

Игра аромата и цвета,


Но ты на расчёты взгляни.
Что было бы с нашей планетой,
Когда бы исчезли они?

(Выступление группы “театралов”. Инсценировка по рассказу Платонова “Неизвестный цветок”)

Слайд 20-22.

Хорошо, что нас ещё радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек по угорам. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры. Посмотри на цветы… Помечтай. Музыка: звук прибоя.

Слайд 23.

Есть у моря прекрасный сад. В нём – ароматы и туманы. Море шумит. Его шуму вторит жужжание пчёл и шмелей. Живыми лепестками вспархивают бабочки. И среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой, самый любимый. Расскажи о нём. В работе вы должны использовать элементы описания и рассуждения.

- Что значит описание предмета? (Рассказать о его признаках. КАКОЙ?)

Слайд 24.



- Вспомните полную схему рассуждения. (ПОЧЕМУ?)



12. Итоги урока. Домашнее задание – написать сочинение “Мой любимый цветок”

Слайд 25.



Список используемой литературы




  1. Биологический энциклопедический словарь (гл. ред. М.С.Гиляров).

  2. Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва: Детская литература, 1968.

  3. Энциклопедия «В мире растений».

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.florets.ru

2. www.1September.ru







<< предыдущая страница  



Оскорбление легче проглотить, чем переварить. Веслав Тшаскальский
ещё >>