Курс лекций по истории экономической мысли с древнейших времен до конца 80-х гг. ХХ века умэд пресс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум по истории СССР. С древнейших времен до конца XVIII века. 1 319.54kb.
Рабочая программа по истории России с древнейших времён до конца... 1 262.97kb.
Приказ № от «29» августа 2011 г. Рабочая программа учебного курса 1 256.94kb.
Б. В. Личман. История России. Теории изучения. Книга первая. 69 7280.58kb.
Рабочая программа по учебному предмету "История" 6 класс (базовый... 2 318.35kb.
Рабочая программа по истории 1 165.95kb.
Билеты для 6 класса по истории России с древнейших времен до конца... 1 31.82kb.
Программа рассмотрена Методическим советом ддт петроградского района... 3 484.18kb.
Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX... 1 318.4kb.
Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX... 2 525.65kb.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен... 1 88.27kb.
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 (521500) 4 652.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курс лекций по истории экономической мысли с древнейших времен до конца 80-х гг. - страница №1/33



УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ


Юсупов Ю.Б.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Курс лекций по

истории экономической мысли

с древнейших времен

до конца 80-х гг. ХХ века


УМЭД ПРЕСС

1998

УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. (Курс лекций по истории экономической мысли с древнейших времен до конца 80-х гг. ХХ века). Ташкент-1998. 364 c.

2-е переработанное и дополненное издание
Утверждено к печати

учебно-методическим Советом

Университета мировой экономики

и дипломатии

Ведущий консультант: доктор экономических наук Г.К.Саидова

Рецензенты: доктор экономических наук А.А.Абдуганиев

доктор экономических наук Б.А.Эркаев


Ответственный редактор: доктор экономических наук Б.А.Ходжаев
Редактор и отв. за выпуск: Т.Ю.Шамшаров


В книге излагаются взгляды и концепции представителей экономической науки - от Аристотеля до ученых-экономистов наших дней. Раскрывается содержание и логика экономических доктрин прошлого и настоящего. Показаны условия возникновения и связь теоретических принципов с экономической политикой и хозяйственной практикой. Описываются их сильные и слабые стороны. Приводится обширная библиография.

Издание подготовлено для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, научных работников, а также широкого круга читателей, интересующихся экономической теорией.

 УМЭД ПРЕСС, 1998.

 Шамшаров М.Т., верстка и дизайн, 1998.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА "ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ".



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДО АДАМА СМИТА . . . . . . . . . . . . 12


  1. Основные этапы и направления развития экономической мысли.

1.1.1. Начало начал. 1.1.2. Научные революции. 1.1.3. Исторический характер экономической науки.

  1. Актуальность и задачи курса “История экономической мысли".

1.2.1. Необходимость изучения истории экономической мысли. 1.2.2. Задачи курса “История экономической мысли”. 1.2.3. О литературе.

1.3. Экономическая мысль в Древнем мире.

1.3.1. Древний Восток. 1.3.2. Античный мир. 1.3.3. Раннее христианство.

1.4. Экономическая мысль в Средние века.

1.4.1. Западная Европа. 1.4.2. Средневековые утопии. 1.4.3. Мусульманский Восток.

1.5. Меркантилизм.

1.5.1. Эпоха первоначального накопления капитала. 1.5.2. Этапы развития. 1.5.3. Персоналии. 1.5.4. Меркантилизм в свете истории науки.

  1. Первые представители классической школы политической экономии.

1.6.1. “Отец политической экономии”. 1.6.2. Буагильбер.

1.7. Физиократы. Субъективная теория стоимости.

1.7.1. Идеи доктора Кенэ. 1.7.2. Тюрго и Кондильяк.

  1. Приложение. Экономическая мысль народов Узбекистана в X-XYII вв.

1.9. Приложение. “Экономическая таблица” Кенэ.

Литература.
Тема 2. ПЕРВАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . 41
2.1. Основатель науки: Адам Смит.

2.1.1. Смит и его книга. 2.1.2. Факторы увеличения богатства: разделение труда. 2.1.3. ”Мир движется сам собой”. 2.1.4. Факторы увеличения богатства: использование денег и капитала. 2.1.5. Теории стоимости и ценообразования. 2.1.6. Рынки труда и денег. 2.1.7. Теория распределения. 2.1.8. Принцип экономической свободы. 2.1.9. Факторы увеличения богатства: подведем итоги. 2.1.10. Смит и современность.

2.2. Пессимист Мальтус.

2.2.1. Теория народонаселения. 2.2.2. Отношение к социальной политике. 2.2.3. Устарел ли Мальтус?

2.3. Оптимист Сэй.

2.4. У школы новый лидер: Давид Рикардо.

2.4.1. Теория стоимости. 2.4.2. Теории ренты и заработной платы. 2.4.3. “Вековая стагнация”. 2.4.4. Теория Рикардо: за и против.

  1. Общие принципы классической школы политической экономии.

2.5.1. Предмет исследования и “естественные законы”. 2.5.2. “Homo eoconomics”. 2.5.3. “Невидимая рука”. 2.5.4. “Laissez faire”. 2.5.5. Теории стоимости и распределения. 2.5.6. Макроэкономическое равновесие. 2.5.7. Денежная теория. 2.5.8. Внешняя торговля. 2.5.9. Экономический рост.

  1. Приложение. Современная интерпретация теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо.


Литература.

Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА XIX ВЕКА (ДО 1870-Х ГГ.) . . . 71


3.1. Сисмонди и теория кризисов.

3.1.1. Политическая экономия как нравственная наука. 3.1.2. Теории кризисов. 3.1.3. Практические выводы и заслуги.

3.2. Социалистические экономические теории.

  1. Социалисты-утописты. 3.2.2. “Собственность - это кража”. 3.2.3. Государственный социализм.

3.3. Ф.Лист и историческая школа.

3.3.1. Первый немецкий экономист. 3.3.2. Политическая экономия или экономическая история?

3.4. Либеральная и английская классическая школы.

  1. Экономический либерализм XIX века. 3.4.2. Мир гармоний Фредерика Бастиа. 3.4.3. Либеральная школа в Америке. 3.4.4. По пути Рикардо. 3.4.5. Последний из могикан. 3.4.6. Милль и социальный вопрос.

3.5. Возмутитель спокойствия: Карл Маркс.

3.5.1. Экономический детерминизм. 3.5.2. Теория общественных формаций. 3.5.3. Предмет исследования экономической теории. 3.5.4. Экономическая наука и идеология.

3.6. "Капитал".

3.6.1. Теория стоимости. 3.6.2. Теория прибавочной стоимости. 3.6.3. Объяснение экономических циклов. 3.6.4. Схемы общественного воспроизводства. 3.6.5. Межотраслевая конкуренция и формирование “цены производства”. 3.6.6. Тенденция нормы прибыли к понижению. 3.6.7. Конец капитализма? 3.6.8. Достижения и недостатки.

3.7. Приложение. Схемы простого и расширенного воспроизвод­ства К.Маркса.

3.8 Приложение. Новое направление в науке: Курно и другие.

Литература.

Тема 4. НОВАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . 105


4.1. Маржинализм. Прорыв в теории стоимости.

4.1.1. Новая научная революция. 4.1.2. Методология. 4.1.3. Теория предель­ной полезности. 4.1.4. Распределение благ. 4.1.5. Производство благ. 4.1.6. Общественная предельная полезность. 4.1.7. Заслуги и неудачи. 4.1.8. Новые классики.

4.2. Альфред Маршалл и новая классическая ситуация.

4.2.1. Методы исследования. 4.2.2. Проблемы стоимости и ценообразования. 4.2.3. Теория потребительского выбора. 4.2.4. Деятельность предприятий и фактор времени. 4.2.5. Издержки производства и равновесие фирмы в краткосрочном периоде. 4.2.6. Издержки производства и равновесие фирмы в долгосрочном периоде. 4.2.7. Рыночное равновесие и фактор времени.

4.3. Достижения неоклассической школы конца XIX - начала XX вв.

4.3.1. Методология и предмет исследования. 4.3.2. У науки появляется новое имя. 4.3.3. Универсальные экономические законы Дж.Б.Кларка. 4.3.4. Новый взгляд на издержки производства. 4.3.5. Теории процента. 4.3.6. Дисконтирование и стоимость капитала. 4.3.7. Денежная теория. 4.3.8. Паритет покупательной способности.

4.4. Теория общего равновесия и ее развитие.

4.4.1. Частичное и общее рыночное равновесие. 4.4.2. Модель общего равновесия. 4.4.3. Теория общего равновесия и оптимум Парето. 4.4.4. Новое имя. 4.4.5. Развитие теорий потребительского выбора и фирмы.

4.5. Неоклассические концепции перед лицом грядущей критики.

  1. Приложение. Современная трактовка концепции косвенного налогообложения А.Маршалла.


Литература.

Тема 5. ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КОНЦА



XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
5.1. Бунт против ортодоксии.

5.1.1. Второе поколение: время собирать факты. 5.1.2. Третье поколение: систематизация и обобщения. 5.1.3. Дж.Гобсон и М.И.Туган-Барановский.

5.2."Американский Маркс”: Торстен Веблен.

5.2.1. Объект и методология исследования. 5.2.2. Противоречия индустриаль­ного общества. 5.2.3. Инженеры и предприниматели.

5.3. Американский институционализм до второй мировой войны.

5.3.1. Новое направление в науке. 5.3.2. Лидеры. 5.3.3. Анализ проблем перераспределения власти на предприятиях.

5.4. Развитие марксистской школы политической экономии до 1917 г.

5.4.1. Первый социал-демократ. 5.4.2. Защитники Маркса. 5.4.3. Вождь мирового пролетариата.

5.5. Экономическая наука в СССР (до второй мировой войны).

5.5.1. Расцвет и упадок советского марксизма. 5.5.2. А.В.Чаянов и Н.Д.Кондратьев. 5.5.3. Великий перелом.

Литература.

Тема 6. НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ “РЕВИЗИОНИЗМ”. ЗАРОЖДЕНИЕ КЕЙНСИАНСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163


6.1. Неоклассический "ревизионизм".

6.1.1. Макроэкономическая нестабильность и денежная политика. 6.1.2. Развитие денежной теории. 6.1.3. Теория общественного благосостояния. 6.1.4. Государство в рыночной экономике. 6.1.5. Анализ проблем экономической динамики. 6.1.6. Экономический анализ и идеология.

6.2. Теории монополистической и несовершенной конкуренции.

6.3. "Кейнсианская революция".

6.3.1. Великая депрессия и развитие экономической науки. 6.3.2. Дж.М.Кейнс: человек и ученый. 6.3.3. Макроэкономический метод.

6.4. "Общая теория занятости, процента и денег".

  1. Начало анализа. 6.4.2. Механизм выравнивания сбережений и инвестиций 6.4.3. Кейнсианский крест. 6.4.4. Мультипликатор. 6.4.5. Теория предпочтения ликвидности. 6.4.6. Денежный рынок и процентная ставка. 6.4.7. Уточнения и дополнения. 6.4.8. Макроэкономическая политика.

6.5. "Кейнсианская революция" и совершенствование методоло­гического аппарата экономической науки.

  1. Модель Хикса-Хансена. 6.5.2. Кривая IS. 6.5.3. Кривая LM. 6.5.4. Обеспечивает ли рынок полную занятость? 6.5.5. Эффект Пигу.

Литература.

Тема 7. ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В 40-70-Е ГОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198


7.1. Америка захватывает лидерство.

7.2. Неокейнсианство в 50-70-е гг.

7.2.1. Объект исследования и отношение к макроэкономической политике. 7.2.2. Модель Манделла-Флеминга. 7.2.3. Эффекты мультипликатора и акселератора. 7.2.4. “Великий Неоклассический Синтез”. 7.2.5. Новый объект исследования: инфляция. 7.2.6. Неокейнсианство и экономическая политика.

7.3. Возрождение экономического либерализма.

7.3.1. Антигосударственник №1. 7.3.2. Главная опасность для западной цивилизации. 7.3.3. Коллективный эгоизм. 7.3.4. Этика перераспределения.

7.4. Монетаризм в 50-70-е гг.

7.4.1. Изучение факторов спроса на деньги. 7.4.2. Роль денег в экономике. 7.4.3. Денежная эмиссия и экономические циклы. 7.4.4. Адаптивные ожидания и “естественный” уровень безработицы. 7.4.5. Проблема инфляции и макроэкономическая политика. 7.4.6. Может ли экономическая наука быть объективной? 7.4.7. Идеи Фридмена завоевывают популярность.

7.5. Альтернативные подходы в экономической науке.

7.5.1. Посткейнсианство. 7.5.2. Неравновесный анализ. 7.5.3. Шведская школа. 7.5.4. Теория социального рыночного хозяйства.

7.6. Теории экономического роста и международной торговли.

7.6.1. Слово берут кейнсианцы. 7.6.2. Что скажут оппоненты? 7.6.3. Модель Солоу. 7.6.4. Источники экономического роста. 7.6.5. Развитие теории международной торговли.

7.7. Модели экономического роста для развивающихся стран.

7.7.1. Залог успеха - в государственных инвестициях. 7.7.2. Опора на собственные ресурсы и активизация рыночных механизмов. 7.7.3. Двухсекторная модель экономического роста. 7.7.4. “Азиатская драма”.

Литература.

Тема 8. ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
8.1. Институционализм в 40-70-е гг.

8.1.1. Послевоенный французский институционализм. 8.1.2. Концепции кон­вергенции и нового международного экономического порядка. 8.1.3. “Народный капитализм”. 8.1.4. Стадии экономического роста. 8.1.5. Кому принадлежит власть в современной экономике? 8.1.6. Продолжая научные традиции. 8.1.7. “Постиндустриальное общество”.

8.2. Перспективы капитализма и компаративистика.

8.2.1. 20-30-е годы. 8.2.2. Анализ проблем плановой экономики. 8.2.3. Есть ли будущее у капитализма? 8.2.4. После войны. 8.2.5. Новые проблемы. 8.2.6. Критика потребительской психологии. 8.2.7. Дальнейшее развитие компаративис­тики. 8.2.8. Вклад Я.Корнаи.

8.3. Развитие советской экономической науки в послевоенные годы.

8.3.1. Наука под гнетом идеологии. 8.3.2. Собственность как основа произ­водственных отношений. 8.3.3. “Экономические законы социализма” и анализ проблем капиталистической экономики. 8.3.4. “Математическая школа”.

8.4. Приложение. Критика "пятичленки".

  1. Приложение. Цивилизационный подход к проблемам социально-экономического развития.

  2. Приложение. Современное "западничество" и цивилиза­ционный подход.

Литература.

Тема 9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В 80-Е ГГ. . . . . . . . . . . . . 271


9.1. Основные принципы кейнсианства.

9.1.1. Несовершенная конкуренция и характер кривой совокупного предло­жения. 9.1.2. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность. 9.1.3. Роль совокупного спроса. 9.1.4. Безработица ожидания. 9.1.5. Денежная теория. 9.1.6. Макроэкономическая политика государства.

9.2. Монетаризм.

  1. Модель конкуренции и совокупное предложение в краткосрочном периоде. 9.2.2 Деньги и денежная политика. 9.2.3 Эффективность макро­экономической политики.

9.3. Школы рациональных ожиданий и экономики предложения.

9.3.1. Рациональные ожидания и характер кривой совокупного предложения. 9.3.2. Модель несовершенной информации. 9.3.3. Отношение к макроэкономи­ческой политике. 9.3.4. Издержки борьбы с инфляцией. 9.3.5. Теория реального экономического цикла. 9.3.6. Издержки получения информации. 9.3.7. От спроса к предложению. 9.3.8. Кривая Лаффера.

9.4. Экономическая теория и экономическая политика.

9.4.1. Сравнительный анализ основных макроэкономических моделей. 9.4.2. Неоклассические концепции и экономическая политика.

9.5. Неоинституционализм

9.5.1. Теория общественного выбора: модель прямой демократии. 9.5.2. Принятие решений в условиях представительной демократии. 9.5.3. Государ­ственное вмешательство: новый взгляд на старую проблему. 9.5.4. Права собственности и трансакционные издержки. 9.5.5. Права собственности и проблема оптимизации общественного благосостояния. 9.5.6. Экономический расчет в социальной сфере.

9.6. Экономическая мысль в СССР 80-х гг.

Литература.

  1. Вместо заключения.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИ-

ЧЕСКОЙ НАУКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
10.1. Революции и эволюция.

10.2. После Кейнса.

10.3. Грядет ли новая революция в экономической науке?

Литература.

  1. Приложение. Специальный курс.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Я.КОРНАИ.


  1. Моментальное и краткосрочное приспособление пред­приятия.

  1. Предпосылки анализа. 11.1.2. Цели и ограничения деятельности предприятия. 11.1.3. Моментальное приспособление изготовителя. 11.1.4. Краткосрочное приспособление изготовителя. 11.1.5. Моментальное приспо­собление потребителя. 11.1.6. Краткосрочное приспособление потребителя. 11.1.7. Рынок покупателя и рынок продавца.

  1. Взаимодействие потребителя и поставщика. "Нормальный" уровень дефицита.

11.2.1. Позиция потребителя. 11.2.2. Дефицит и рыночное равновесие. 11.2.3. “Вегетативные” механизмы. 11.2.4. Показатели дефицита. 11.2.5. Основные факторы дефицита и кривые изотрения.

  1. Спрос на инвестиционные и трудовые ресурсы. Использо­вание общественно-экономического потенциала.

11.3.1. Инвестиционная напряженность. 11.3.2. Инвестиционный цикл. 11.3.3. Принятие инвестиционных решений. 11.3.4. Дефицит на рынке труда. 11.3.5. Использование общественно-экономического потенциала.

11.4. Бюджетное ограничение и формирование цен.

11.4.1. Жесткое бюджетное ограничение. 11.4.2. Почти жесткое бюджетное ограничение. 11.4.3. Мягкое бюджетное ограничение. 11.4.4. Бюджетное ограни­чение: исторический аспект. 11.4.5. Деятельность предприятий и ценовый фактор. 11.4.6. Ценообразование в социалистической экономике. 11.4.7. “Дрейф” цен. 11.4.8. Заработная плата как регулятор рынка труда. 11.4.9. Децентрализованные и централизованные факторы зарплаты.

11.5. Домашние хозяйства в сфере потребления.

11.5.1. Номинальные и эффективные цены. 11.5.2. Схемы распределения потребительских благ. 11.5.3. Модель поведения покупателя. 11.5.4. Цена и дефицит.

11.6. Анализ на макроуровне. Модель отсоса.

11.6.1. Деньги в социалистической экономике. 11.6.2. Модель отсоса. 11.6.3. Подведение итогов.

11.7. Путь к свободной экономике.

11.7.1. Реформирование отношений собственности. 11.7.2. Макроэкономи­ческая стабилизация.

11.8. Тенденции постсоциалистического развития.

11.8.1. Тенденция № 1: движение к рынку. 11.8.2. Тенденция № 2: развитие частного сектора. 11.8.3. Тенденция № 3: воспроизводство макронеравновесия. 11.8.4. Тенденция № 4: формирование конституционного государства. 11.8.5. Тенденция № 5: создание демократических институтов. 11.8.6. Тенденция № 6: переосмысление понятия национальной общности. 11.8.7. Тенденция № 7: неравномерный рост материального благосостояния населения.

Литература.



  1. Приложения.

Лауреаты нобелевской премии по экономике . . . . . . . . . . . 363
Алфавитный указатель имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед вами учебное пособие по курсу "История экономической мысли", предназначенное прежде всего для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, научных работников. В данной книге исследуются процессы формирования современной экономической науки и ее основных разделов. Причем внимание акцентируется не только и не столько на чисто исторических аспектах появления тех или иных теоретических принципов (что и когда исследовал тот или иной ученый), сколько на содержательной стороне научных концепций, их обусловленности исторической ситуацией, логической связи между собой.

Существует два подхода к изучению истории экономической мысли. Первый предполагает, что ее можно использовать в качестве вводного курса к прочим экономическим дисциплинам. Блестящим примером данного направления служит книга Е.М.Майбурда "Введение в историю экономической мысли". В соответствии со вторым подходом историю экономической науки следует изучать уже после освоения базовых дисциплин микро- и макроэкономики. Этот принцип более распространен в учебных заведениях западных стран. Оба подхода имеют право на существование и содержат в себе как слабые, так и сильные стороны. В частности, недостатками первого, на наш взгляд, являются упрощения и поверхностность изложения материала, которые неизбежны для любого вводного курса.

В данном учебном пособии реализовано второе направление. Предполага­ется, что читатели уже знакомы с исходными категориями и концепциями экономической теории. Это обстоятельство способствует более глубокому пониманию логики и механизмов развития науки, обобщению и систематизации имеющихся знаний. Читатели получат возможность понять как сформировались современные научные представления об экономике, сравнить взгляды представителей различных экономических школ на те или иные проблемы. "Мы обращаемся к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков прошлого уже потому, что хотим глубже понять и осмыслить наши сегодняшние шаги, освободиться от устаревшего и наносного, сохранить и использовать все полезное,- справедливо отмечает С.А.Бартенев.- Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы популярны они не были".

Если читатель не изучал базовые курсы микро- и макроэкономики или порядком подзабыл их содержание, то рекомендуется иметь под рукой соответствующие учебники, чтобы обращаться к ним в случае появления вопросов. Дело в том, что содержательная сторона концепций и теорий, представленных в современных учебниках, излагается нами в сжатом виде (скорее как напоминание), с учетом того, что читатели знакомы с предлагаемым им материалом.

Книга прошла апробацию при чтении лекций в Университете мировой экономики и дипломатии (г.Ташкент).

Тема 1.


ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА

"ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ".

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДО АДАМА СМИТА
"На деле экономические идеи всегда являются продуктом своего времени и места возникновения, с которыми они тесно связаны, их нельзя рассматривать независимо от того мира, который они объясняют, а этот мир постоянно меняется, соответственно и экономические теории, если они призваны отвечать своим целям, должны меняться". (Дж.К.Гэлбрейт.)
1.1. Основные этапы и направления развития

экономической мысли.
1.1.1. Начало начал.

Уже древний человек обладал определенными экономическими знаниями, которые он получал из своей повседневной жизни. По мере развития и усложнения хозяйственной действительности экономические знания людей расширялись. Все больший и больший интерес вызывали проблемы наилучшей организации производства, торговли, государственных финансов и т.д. Люди пытались понять причины некоторых явлений, процессов, перенять чужой опыт хозяйствования, усовершенствовать собственные методы работы. Однако такого рода представления не шли дальше эмпирических наблюдений и систематизации накопленного опыта. Лишь постепенно появляются первые ростки научного знания.

Элементы экономической науки можно встретить у древнегреческих филосо­фов: Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Аристотель в частности использовал научные категории, пытался дать объяснения тем или иным явлениям при рассмотрении проблем экономической жизни. Известный исследователь в области истории экономической мысли А.В.Аникин считал Аристотеля первым экономистом-исследователем.

После Аристотеля экономическими вопросами интересовались многие мыслители. Возникали даже целые школы, объединяющие группы единомышлен­ников: меркантилисты, физиократы. Однако существующим в те годы концепциям не хватало целостности, системности. Скорее всего, это были отрывочные, плохо связанные между собой представления о некоторых хозяйственных явлениях и процессах.



1.1.2. Научные революции.

Настоящий переворот в развитии экономической мысли произвела книга великого шотландского экономиста Адама Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”, увидевшая свет в 1776 г. Смит сумел обобщить и систематизировать экономические знания и концепции того времени. Он создал целостную теорию, описывающую основные области хозяйственной жизни. Многие специалисты считают А.Смита основоположником современной экономической науки.

Научная деятельность Смита и его последователей ознаменовалась так называемой “первой классической ситуацией”. Система экономических воззрений классиков длительное время была господствующей. Однако она требовала значительного усовершенствования. В 70-е гг. XIX столетия появилась школа маржинализма. Благодаря методологии маржиналистов экономическая наука сумела продвинуться далеко вперед. В 1890 г. известный английский ученый Альфред Маршалл издал свой труд “Принципы экономикс”. С этой и некоторыми другими работами экономистов того времени связывают возникновение “второй (или новой) классической ситуации”. Неоклассики (т.е. “новые классики” - представители второй классической “волны”) разработали основы современного микроэкономического анализа.

Однако неоклассическая школа не смогла справиться с теоретическими проблемами, возникшими в связи с серьезными изменениями хозяйственной жизни в первой трети XX века. Кризис экономической науки стал очевиден с началом Великой депрессии 1929-33 гг. Ответы же на волнующие всех вопросы (“почему возникают экономические кризисы и массовая безработица и как с ними бороться?”) можно было найти в книге другого английского экономиста - Джона Мейнарда Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, которая вышла в 1936 г. В этой великой работе заложены основные методологические принципы современного макроэкономического анализа. Данными принципами пользуются даже теоретические противники Кейнса.

В послевоенные годы концепции классиков, неоклассиков и кейнсианцев (сторонников идей Кейнса) были доработаны и обобщены. Появилось ряд других теорий и школ. В результате мы имеем то, что можно назвать “современной экономической наукой”.

Таким образом, развитие экономической науки проходило двумя взаимодо­полняющими путями: эволюционным (постепенное поступательное движение) и революционным (появление концепций, радикально меняющих представления об экономике). Мы выделили три самых крупных революционных переворота в экономической теории, оказавших значительное влияние на ее ход: первая классическая ситуация (А.Смит и его последователи), вторая классическая ситуация (А.Маршалл и прочие неоклассики) и “кейнсианская революция”. Эти перевороты ассоциируются с тремя датами: 1776 г. - издание “Исследования о природе и причинах богатства народов”, 1890 г. - выход “Принципов экономикс” и 1936 г. - появление “Общей теории занятости, процента и денег”.



1.1.3. Исторический характер экономической науки.

История экономической мысли наглядно демонстрирует тесную зависимость экономической науки от объективной хозяйственной практики. Ошибка очень многих ученых-экономистов заключалась (и до сих пор, к сожалению, заключается) в том, что они часто абсолютизируют свои концепции, построенные на объяснении конкретной, исторически сложившейся экономической действи­тельности, и приписывают им универсальный характер. Конечно существуют и “вечные” закономерности, которые можно наблюдать в любой экономической системе. Но их очень не много и они носят общий характер. Действенность остальных концепций и моделей ограниченна существованием экономической реальности, которую они описывают. Однако ученый не всегда способен уловить исторический характер сегодняшней действительности. В результате он считает свою теорию универсальной или более общей по сравнению с предшествующими теориями.

Так классики относили законы свободного рынка ко всеобщим и универ­сальным, действующим всегда и везде. А все “беды”, по их мнению, происходили и происходят из-за того, что люди нарушают эти “естественные” законы. Дж.М.Кейнс объявил свою теорию более общей, а классическую модель - описывающей частный случай. Современные экономисты, высоко оценивая вклад Кейнса в науку, все же отводят его схеме более скромное место. Центральной предпосылкой теоретических концепций школы рациональных ожиданий является предположение о наличии у субъектов хозяйствования макроэкономического мышления, позволяющего им довольно точно прогнозировать будущую ситуацию. Данное предположение с очень большой натяжкой можно использовать для анализа экономик современных развитых капиталистических стран (а скорее всего, эта модель больше применима для описания экономики XXI века). Но некоторые представители школы пытаются применить свои теоретические схемы для объяснения событий прошлого, что вызывает справедливую критику со стороны других ученых. Вот несколько примеров того, как экономисты-исследователи порой игнорируют исторический характер как реальной действительности, так и своих теоретических построений.

Мы крупными мазками описали “стратегический путь” развития экономичес­кой мысли. В то же время, всегда существовало множество теорий и направлений экономической науки, которые не вписывались в общую “колею”: марксизм, институционализм и т.д. Разумеется, в рамках нашего учебного пособия эти теории и школы по возможности будут изучены, ибо они также являются элементом истории экономической мысли, причем очень важным.

“Стратегическое” развитие науки ассоциируется прежде всего с европейской (а затем и американской) экономической мыслью. А как же быть с неевропей­скими авторами? Неужели ученые других регионов не внесли в экономическую теорию ничего нового? Конечно, это не так. Достаточно интересны и во многом оригинальны для своего времени концепции и воззрения многих исследователей, информация о которых не попала на страницы данной книги. Однако, их влияние на то, что мы называем современной экономической наукой слишком уж косвенно и незначительно. Это обстоятельство объясняется не бесталантностью неевро­пейцев в области экономического анализа, а объективными историческими условиями, в которых они жили. Развитие современной экономической науки связано прежде всего с развитием главного объекта ее исследования - рыночной, или капиталистической, экономики. А капитализм, как известно, зародился и развивался первоначально в Западной Европе. Сегодня “форпостом” капитализма являются США. В результате эта страна оказалась в “авангарде” современной экономической науки.

Немецкий ученый Ф.Энгельс в свое время указывал на тесную зависимость развития экономической науки от развития рыночных отношений. Он писал: “Немцы давно уже доказали, что во всех областях науки они равны остальным цивилизованным нациям, а в большей части этих областей даже превосходят их. Только среди корифеев одной науки - политической экономии - не было ни одного немецкого имени. Причина этого понятна. Политическая экономия есть теоретический анализ современного буржуазного общества и предполагает поэтому развитые буржуазные отношения, отношения, которые в Германии в течении столетий... не могли возникнуть.”

***

Для того, чтобы лучше понять взаимосвязь между различными направлениями и школами экономической науки, рассматриваемыми нами в рамках курса, используем схему 1. Более ранние школы расположены на схеме выше. Имеет значение и горизонтальное размещение прямоугольников с названием школ: справа находятся школы, представители которых выступали за активное государственное вмешательство, вплоть до национализации средств производства и планирования экономики, слева - сторонники свободных рыночных механизмов. Есть и центр. Там представлены экономисты, выступающие за государственное регулирование хозяйственных процессов.



Наш курс позволит выявить исторические корни современных экономических теорий. Из схемы видно, что эти корни можно обнаружить в очень глубоких “пластах” истории экономической науки.

1.2. Актуальность и задачи курса

История экономической мысли".



1.2.1. Необходимость изучения истории экономической мысли.

Приступая к изучению курса, нельзя не задаться вопросом: “Для чего нам это нужно, ведь большинство концепций уже устарело?”. Представляется, что необходимость изучения истории экономической науки обусловлена следующими обстоятельствами:



экономические воззрения

античных философов

экономические

воззрения сред-

невековых евро-

пейских ученых

меркантилизм

физиократы




первая класси- экономические

ческая ситуация теории



социалистов




либе- английская старая

ральная классическая историчес-



школа школа кая школа марксистская

политэкономия




маржинализм новая

историчес-

кая школа

новая

классическая

ситуация социал-

институ- демокр. большев.

ционализм направ. направл.

неоклас- неоклас- марксиз. марксиз-

сические сический ма

теории “ревизио-

20-30 гг. низм”




кейнсиан- советская

ство политическая

экономия

современная современ- современный

неоклассическая ное кейн- институцио-

школа сианство нализм



Схема 1.

1. Сегодняшнее состояние экономической науки есть результат ее исто­рического развития. Нельзя понять очень многие современные теории и концепции без понимания того, как они появились на свет божий. Так кейнсианская макроэкономическая модель построена на критике воззрений представителей классической и неоклассической школ; монетаристы осно­вывались на критике кейнсианства (причем часто упрекая кейнсианцев в их неправильном толковании идей Кейнса). Современная микроэкономическая теория возникла как результат “столкновения” принципов классической школы и маржинализма. И так далее. Таких примеров можно привести огромное множество.

Авторы популярного в начале века учебника по истории экономической мысли Ш.Жид и Ш.Рист писали: “...Постольку познаешь, охватишь и полюбишь доктрину, поскольку узнаешь ее историю и поскольку сам пойдешь по пути тех самых заблуждений, по которому проходили открывшие и передавшие ее нам люди. Истина, которую получаешь готовой как упавшую с неба, не зная, ценой каких усилий они завоевана, подобна золотой монете, приобретенной без труда, - от нее нет никакой пользы”.

Знание истории экономической науки позволит лучше усвоить накопленный мировой цивилизацией опыт экономического мышления. Для нас, не имеющих достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики, это очень важно. Необходимо также помнить, что отечественная экономическая наука, отягощенная отрицательным опытом советской политической экономии, серьезно отстала от современной экономической науки.

2. Современная экономическая наука представляет собой форму приспособ­ления к реальным историческим условиям. Но условия могут измениться. В этом случае нам может пригодиться теоретический “арсенал”, накопленный нашими предшественниками. Есть ли смысл заново “открывать Америку”, если она уже кем то открыта?

3. Экономические теории и концепции, как мы выяснили, не возникают на пустом месте. Они непосредственно связаны с условиями хозяйственной жизни. Развитие науки есть во многом следствие развития самой экономики. Так в условиях раннего капитализма в странах Западной Европы появляется школа меркантилизма, требующая защиты нарождающейся национальной промышлен­ности от международной конкуренции посредством политики протекционизма. “Вставшая на ноги” капиталистическая экономика уже не нуждается в подобного рода защите. Наоборот предпринимательский сектор больше страдает не от зарубежной конкуренции, а от излишней опеки со стороны государства. Возник­шая в эти годы классическая школа политической экономии проповедует принцип экономической свободы, критикует всяческие меры по государственному регули­рованию экономики.

История XX века дает нам аналогичные примеры. Господство последовате­лей классической школы - неоклассиков в экономической науке сменилось после Великой депрессии лидерством их противников - кейнсианцев - сторонников государственного регулирования. Но и кейнсианцы не сумели сохранить ведущие позиции: в 70-80 гг. они подверглись резкой критике со стороны монетаристов и других защитников свободного рынка. Как раз в это время наблюдается умень­шение государственного влияния в хозяйственной жизни развитых капиталисти­ческих стран.

То, что мы называем современной экономической наукой, - это теория, описывающая современную экономику таких развитых индустриальных стран как США, Англия, Япония, Германия и т.д. Применять ее к реальной действительности Узбекистана бессмысленно. Может быть ответы на многие мучающие нас вопросы мы сможем найти не в ультрамодных на сегодняшний день теориях, а в учениях прошлого, которые существовали в условиях более близких к нашему современному состоянию?

4. Изучении базовых экономических дисциплин (“Основы экономической теории”, “Микроэкономика”, “Макроэкономика”) позволяет получить много разных и полезных знаний. Но зачастую эти знания не систематизированы и не обобщены (в соответствии с пословицей “за деревьями не виден лес”). Данная ситуация напоминает комнату заполненную полезными, но хаотически разбросанными вещами, когда существует опасность не найти нужную вещь в нужный момент. Курс истории экономической мысли поможет обобщить, систематизировать уже сложившиеся представления об экономике, разложить их “по полочкам”. Дело в том, что мы вспомним многие широко известные теории в обобщенном виде, избегая частностей и несущественных факторов, которые порой мешают понять основное содержание научных идей.

5. Уже известные вам теоретические модели будут рассмотрены под другим “углом зрения”. Мы сопоставим их с альтернативными концепциями, проанали­зируем исторический контекст, теоретические и методологические предпосылки появления. Венгерский экономист Я.Корнаи, “оправдывая” небольшое количество работ невенгерских авторов в библиографии к своей книге, писал: “... место определенной статьи или книги можно по-настоящему оценить лишь в том случае, когда вы в качестве “принятого в круг человека” знакомы с дискуссиями, в ходе которых эти работы рождались, и - что еще более важно, - если “изнутри” знакомы с реальной хозяйственной практикой, которая отражается в дискуссиях”. Иными словами: очень часто действительное понимание тех или иных экономических идей требует знания исторического контекста.

6. Изучение истории науки способно дать творческий импульс, подтолкнуть к новым идеям. Перед изумленным взором человека, вошедшего в мир истории экономической мысли, проходит “когорта” классиков экономической теории, свято верящих в незыблемую силу рынка и частного предпринимательства: А.Смит, Д.Рикардо, Л.Вальрас, А.Маршалл, Дж.Б.Кларк, К.Викселль. Им противостоят великие “бунтари”, резко критикующие современное общество,- К.Маркс и Т.Веблен. XX век оказался не менее щедрым на таланты, он дал ученых, идеи которых значительно обогатили наши представления о хозяйственной жизни: А.Пигу, Й.Шумпетер, Э.Чемберлин, Дж.М.Кейнс, Дж.Хикс, Ф.Хайек, П.Самуэльсон, М.Фридмен, Дж.К.Гэлбрейт, Я.Корнаи и др. Теория Кейнса, благодаря работе его последователей, прежде всего Дж.Хикса и П.Самуэльсона, также становится экономической классикой. Но появляется новый “революционер” - М.Фридмен и организует “восстание” уже против ортодоксов от кейнсианства.

Взгляд на экономику глазами великих позволит увидеть многие ее аспекты ранее незамеченные, ощутить “дух” экономической науки, ее творческое начало. “Лишь поистине ленивые умы,- утверждает по этому поводу крупнейший знаток истории экономической мысли Й.Шумпетер,- не способны расширить свой горизонт, оторвавшись от работы на злобу дня и созерцая величественные горные цепи, созданные мыслью наших предшественников”.

7. Изучение истории экономической мысли помогает осознать относитель­ность, условность наших сегодняшних представлений об экономической действительности. "История науки отвращает нас от догматизма, односторонних взглядов и поверхностных оценок,- пишет С.А.Бартенев.- Она не рекомендует совершать "колебания" от принятия одной доктрины к восторженному поклоне­нию другой, прямо противоположной".

8. Изучение истории науки дает понимание логики человеческой мысли. Обобщив опыт прошлого, мы получим возможность ответить на следующие вопросы: “Как происходит процесс познания?”, “Как делаются научные откры­тия?”, “Какова общая тенденция развития науки?”, “Какие методы используются при научном анализе?” и т.д. Ответы помогут в самостоятельных научных поисках.

9. История экономической мысли, как одна из общегуманитарных дисциплин, выполняет еще одну важную функцию - формирование определенного способа мышления, позволяющего приспосабливаться к самым разным ситуациям. В последние десятилетия во многих западных высших учебных заведениях наблюдается гуманитаризация образования - уменьшается доля специальных, узкопрактических и увеличивается доля общеобразовательных, гуманитарных дисциплин (в том числе и экономической теории). Почему это происходит? Разве не правильней готовить узких специалистов, досконально разбирающихся в своих профессиональных проблемах? Оказывается в условиях постоянных изменений в науке, технике, экономике и других областях жизни, узкий специалист быстро теряет свою профессиональную пригодность: его знания устаревают, а более широко мыслить, уметь перестраиваться в соответствии с требованиями времени его не научили. Поэтому современному специалисту необходимо дать широкое образование, научить, главным образом, мышлению, для того чтобы он сам мог приспособиться к изменяющейся ситуации, а не слепо применять конкретные, может быть и истинные на сегодняшний день знания.

Видимо изучение истории экономической науки не такое уж праздное дело. Накопленный многими поколениями экономистов потенциал может пригодиться. “И все-таки полезно иногда заглядывать в чулан, если, разумеется, там долго не задерживаться,”- заметил Й.Шумпетер.

Правда иногда встречаются противоположные подходы к данному вопросу. Так на просьбу отрецензировать работу по истории экономической науки известный английский экономист А.Пигу отреагировал следующим образом: "Эти исследования антиквариата - невелика приманка для того, кому и современные исследования трудно читать, тем более тратить время на изучение решений, предложенных столетия назад и, как всем известно, неадекватных". Впрочем, подавляющее большинство ведущих экономистов прошлого и настоящего придер­живалось и придерживается прямо противоположной точки зрения.

1.2.2. Задачи курса “История экономической мысли”.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что перед курсом стоят две взаимо­связанные задачи:

1. Проследить “магистральный” путь становления современной экономи­ческой теории, показать логику и основные этапы ее появления и развития. Причем сам процесс научного поиска может оказаться не менее важным и интересным, чем результат.

2. Разобрать в общих чертах нетрадиционные экономические теории, которые не попали в курсы микро- и макроэкономики или же освещены в них недостаточным образом. Эти теории - элемент нашей культуры, составная часть опыта, накопленного экономической наукой, который должен вобрать в себя каждый профессиональный экономист. Кроме того, известно множество случаев, когда “нетрадиционная” наука со временем становилась “классикой”. В рамках курса особое внимание мы уделим экономическим концепциям марксизма, институционализма и идеям Я.Корнаи, внесшего огромный вклад в исследование плановой и переходной экономик.

После второй мировой войны работы в области истории экономической мысли разделились на два направления: “логическое” и “историческое”. Предста­вители “исторического” направления акцентируют внимание на исторической ситуации, социальных, политических и идеологических условиях в которой возникают экономические теории, особенностях личности ученых. Много места уделяется специфике отдельных авторов и научных школ. Представители “логического” направления предпочитают исследование внутренних закономер­ностей развития экономической науки; прослеживается прежде всего логика научного поиска. За исходный пункт анализа они берут концепции современной экономической теории и пытаются выявить их корни в прошлом. Наш курс представляет собой попытку сочетать “логический” и “исторический” подходы. Однако преобладающим является все-таки логический “уклон”.

1.2.3. О литературе.

Несколько слов о литературе по нашему курсу. Как направление экономи­ческой науки история экономической мысли имеет почти столь же давнюю историю, что и экономическая теория. Исследованиями в этой области занима­лись многие ведущие ученые: А.Смит, К.Маркс, Е.Бем-Баверк, А.Маршалл, У.Митчелл, Дж.М.Кейнс, Й.Шумпетер, Е.Домар, В.Леонтьев, Дж.К.Гэлбрейт, Р.Хейлбронер и др., на которых мы будем не раз ссылаться при оценке работ их коллег. Из вышедших в послевоенные годы учебников по истории экономической науки наиболее известными считаются три книги: Й.Шумпетера “История эконо­мического анализа”, Б.Селигмена “Основные течения современной экономической мысли” и М.Блауга “Экономическая мысль в ретроспективе”.

К сожалению большинство учебников, монографий и статей по истории экономической мысли, изданные в годы советской власти, мало пригодны для их использования. Догматизм, уверенность в обладании “истиной в последней инстанции”, односторонность подходов к “немарксистским” теориям (все теории рассматриваются через призму исследуемых советской политической экономией проблем), беспардонное ярлыковешание - все это отличительные черты недавнего прошлого отечественной обществоведческой науки, в том числе и истории экономической мысли. Немарксистские (причем в специфическом понимании этого термина) теории клеймились как буржуазные, вульгарные и антинаучные. "Справедливо заслужившая в студенческой среде славу скучнейшего из занятий, обреталась история экономической мысли на задворках экономических наук, замызганная и косноязычная, бдительно охраняемая от свежих подходов псевдоучеными," - отмечает Е.М.Майбурд.

Из материалов учебного характера на русском языке, наряду с вышеука­занными работами Шумпетера, Селигмена и Блауга, можно порекомендовать следующие книги: Аникин А.В. "Юность науки", Бартенев С.А. "Экономические теории и школы (история и современность)", Брагинский С.В., Певзнер Я.А. "Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления", Браунинг П. "Современные экономические теории - буржуазные концепции", Жамс Э. "История экономической мысли XX века", Жид Ш., Рист Ш. "История экономи­ческих учений", Майбурд Е.М. "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров", Негиши Т. "История экономической теории", Ядгаров Я.С. “История экономических учений”.



следующая страница >>



Наша страна богатая, но временно бедная. Леонид Крайнов-Рытов
ещё >>