Культурно-образовательные структуры иностранных государств как инструменты «мягкой силы» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образование как инструмент «мягкой силы» китая в отношении россии 1 74.93kb.
Универсальные договоры государств, как источники международного трудового... 2 713.98kb.
Перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией... 4 582.98kb.
Условия въезда граждан иностранных государств в российскую федерацию... 1 211.02kb.
«сми как фактор мягкой силы мировой политики 5 439.59kb.
Музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые... 1 322.05kb.
Консультативный совет по защите прав потребителей государств участников СНГ 9 679.12kb.
«Московская городская детская музыкальная школа имени И. О. 4 1318.39kb.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1 378.98kb.
Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. Слушание музыки москва... 2 1038.08kb.
Класс: 6 Тема урока: Ветер. Цели урока: Образовательные 1 83.94kb.
Гранты 2012 2013 для университетов (партнерства, основанные на знаниях) 1 15.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Культурно-образовательные структуры иностранных государств как инструменты «мягкой - страница №1/1

Кухаренко Сергей Владимирович

кандидат философских наук, доцент


Кухаренко Николай Владимирович

кандидат философских наук, доцент


КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ КАК ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»

ЧАСТЬ 2
Проведение «мягкой политики» не является отличительной чертой лишь Китая. В условиях, когда крупные государства не могут позволить себе прямого противостояния друг с другом, особое значение в деле реализации геополитических и экономических интересов страны начинает играть наука и образование, которые становятся все болееважным и эффективным средством внешней политики таких стран как США, Великобритания, Франция, Германия, Китай и Россия. Собственно пять стран – постоянных членов Совбеза ООН, определяющих мировую политику.

Все эти страны занимаются распространением своего языка и культуры за рубежом, более того, все эти страны имеют специальные структуры, координирующие свои представительства — культурно-языковые центры практически по всему миру. Поддержка таких культурно-языковых центров является частью государственной политики этих стран.

В наше время при достаточно низкой вероятности вооруженного противостояния между крупными государствами, вписанными в мировую экономику и геополитическую систему, важным инструментом влияния страны становится именно популяризация языка и культуры своей страны за рубежом.

Так в Великобритании еще в 1934 году была создана специальная структура – Британский совет (British Council) [1] – неминистерский департамент правительства Великобритании, занимающийся распространением британской культуры за пределами страны. Формально Британский совет является благотворительной общественной организацией. Британский совет функционирует в самой Великобритании и в 215 городах 110 других государств. Правительство Великобритании спонсирует совет на одну треть, другая часть идёт с собственных доходов совета (мероприятия, плата за обучение и сдачу экзаменов).

В России еще несколько лет назад работало 15 центров британского совета, однако к январю 2008 после ухудшения российско-британских отношений все представительства, кроме главного, московского, были закрыты по инициативе российской стороны, формально из-за неурегулированности его правового статуса.

Активную деятельность в России ведет немецкая структура – Институт имени Гёте (Немецкий культурный центр им. Гёте (Goethe-Institut) [2] – германская неправительственная организация, задачей которой также является популяризация языка и культуры своей страны за рубежом приоритетной задачей этой организации является обучение немецкому языку как иностранному. Также, согласно официальному сайту этой организации, целью Института им. Гёте является усиление межкультурного взаимодействия с Германией, которое включает не только обмен фильмами, музыкой, литературой, но также и общественными ценностями.

Еще одной организацией в Германии, отчасти дублирующей деятельность Гёте Института, является Германская служба академических обменов (DAAD) [3] – крупнейшее всегерманское объединение на правах общественной организации по поддержке международных академических обменов. DAAD занимается обменом научных работников и студентов. DAAD предоставляет стипендии практически всем категориям так или иначе относящимся к науке и университетской деятельности, начиная от студентов 2-го курса, оканчивая профессорами и докторами наук.

Главными заявленными целями деятельности Института Гёте и DAAD являются поддержка молодого поколения в Германии и за рубежом в сферах науки и культуры, экономики и политики, воспитание его в духе открытости и взаимопонимания, а также повышение интернациональности и престижности немецких вузов, поддержка германистики, немецкого языка, литературы и страноведения Германии в зарубежных высших учебных заведениях.

Конечно же имеет свои центры распространения языка этой страны, американской культуры и американских культурных ценностей и США. США создана организация АЙРЕКС – Совет по международным исследованиям и обменам (IREX) [4]. Основана эта организация была в 1968 году. АЙРЕКС работает более чем в 100 государствах мира, в том числе и в России. Кроме этого, в России на сегодняшний день существует 28 американских центров и уголков [5]. Достаточно активно, хотя и не так выдает стипендии на бесплатное обучение в США и различного рода стажировки, в том числе и российским гражданам, американская организация Фулбрайт. Немалое количество российских студентов отправляется на 3 месяца в США на летние каникулы по программе «Работай и путешествуй» (Work and Travel). Россия занимает первое место в мире по количеству студентов, отправляющихся в США по данной программе. В рамках данной программы первые 2 месяца студенты работают, как правило, на низкоквалифицированных должностях, правда, зарабатывая достаточно средств, чтобы компенсировать расходы на проезд в США, проживание и еще один месяц отдыха в США. Практически у всех, студентов-участников данной программы, с которыми нам довелось беседовать, отношение к США значительно улучшалось.

Французская организация подобного рода - Альянс Франсез [6].

Альянс Франсез является некоммерческой общественной организацией. Она была образована в Париже в 1883 году с целью распространения французского языка по всему миру, увеличения числа стран, говорящих на французском языке, а также содействия диалогу культур, путем организации курсов французского языка, страноведения и т.д. В России на сегодняшний день действует 11 представительств французской организации Альянс-Францез [7].

В Испании действует Институт Сервантеса [8] – государственное учреждение Испании, созданное в 1991 году для преподавания испанского языка и распространения испанской и латиноамериканской культуры. Институт Сервантеса представлен на четырех континентах и имеет более 40 центров.

В России указом президента РФ В.В. Путина в 2007 году был создан Фонд «Русский мир» [9], основной целью которого является распространение русского языка и культуры за рубежом. Наряду с фондом «Русский мир» продвижение русского языка и ценностей русской культуры за рубежом занимается структура Россотрудничество [10], в которую вошел упраздненный в 2008 г. приказом президента РФ Д.А. Медведева Российский центр международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр) при МИД России, имевший постоянно действующей сетью курсов русского языка. Такие курсы действуют в 38 странах при 43 представительствах Росзарубежцентра – российских центрах науки и культуры (РЦНК), на которых ежегодно обучаются от 15 до 20 тыс. человек» [11].

Центры распространения своего языка и культуры за рубежом создают государства, обладающие значительным экономическим и политическим потенциалом, имеющие интересы если и не во всем мире, то в значительном числе стран, то есть, супердержава США и достаточно крупные региональные державы, стремящиеся еще в большей степени упрочить свое положение на мировой арене. Во всех рассмотренных примерах, эти структуры либо финансируются правительствами стран, чьим интересам они служат и имеют серьезную поддержку со стороны правительств этих стран.

Помимо помощи в обучении иностранному языку все культурно-образовательные структуры иностранных государств также устраивают массовые мероприятия, пытаются создать благоприятный образ своих стран, то есть являются агентами культурного влияния этих стран. Люди, посещающие подобного рода центры, как правило, имеют позитивное отношения к этим странам, и создают базу для сотрудничества с этими странами в разных сферах, зачатую становясь проводниками интересов этих стран.

Использование Китаем сферы образования как инструмент

«мягкой силы» по отношению к России

Проводит целенаправленную и масштабную политику по популяризации своего языка и культуры за рубежом и Китай. Россия занимает важное место для Китая в этом направлении.

Развитие и укрепление в последнее время двусторонних отношений между Россией и Китаем в политике, экономике, науке, культуре и образовании очевидно.

Россия и Китай поддерживают тесные связи на самом высоком уровне: ежегодно совершаются государственные визиты первых лиц государства, проводятся заседания межправительственных комиссий, экономические форумы, культурные мероприятия. Китай и Россия, являясь членами Большой пятерки Совета безопасности ООН, в большинстве случаев занимают одинаковую позицию при разногласиях одной из сторон с США, Францией и Великобританией.

За последнее время декларации о дружбе нашли подкрепление в ряде серьезных международных договоров – Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерации и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г., совместные заявления по актуальным проблемам современной международной обстановки, соглашения в экономической и гуманитарных сферах. Особо стоит отметить создание Шанхайской организации сотрудничества.

Значительно способствовало улучшению сотрудничества между Россией и Китаем проведение в 2007-2008 годах года России в Китае и года Китая в России, а также проведение в 2009-2010 годах года русского языка в Китае и года китайского языка в России.

Характеризуя российско-китайские отношения, бывший посол России в Китае И.А. Рогачев отмечает, что «для России и Китая характерны принципы добрососедства и дружбы, равноправия и доверия, взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития» [12].

«В политических и общественных кругах Китая Россия не рассматривается как государство, которое в обозримом будущем смогло бы угрожать национальным интересам КНР; аналогичных оценок в отношении КНР придерживаются в соответствующих российских структурах» – пишет И.А. Рогачев [13].

Вообще в российском информационном пространстве, регулируемом государством, подобного рода положительная характеристика российско-китайских отношений практически повсеместна.

Поэтому применение «мягкой силы» Китаем в отношении одного из своих самых приоритетных партнеров закономерно. Китай спокойно и планомерно проводит политику по распространению своего языка и культуры, не встречая заметного сопротивления.

Белорусский экономист, Кирилл Рудый в своей работе «Инструменты усиления влияния КНР в Мире» [14] придает особое значение использованию Китаем культурно образовательных инструментов для усиления своего влияния.

Кирилл Рудый отмечает, что «Несмотря на сложность китайского языка, в последние годы его популярность в мире растет, что, прежде всего, связано с ростом и необходимостью экономического сотрудничества с Китаем» [15]. Кирилл Рудный приводит данные, согласно которым «В 2008 г. в КНР обучалось 223 тыс. иностранных студентов из 189 стран (в 2007 г. – 195 тыс.)» [16]. Правительство КНР и Институт Конфуция ежегодно предоставляют стипендии для иностранных студентов, изучающих китайский язык. Кроме того, многие российские студенты приезжают в Китай учить язык за собственные деньги.

Реализуется Китаем и ряд независимых проектов. Так, в 2010 году, в Год китайского языка в России была осуществлена программа канцелярии по распространению китайского языка во всем мире по бесплатному посещению 300 директоров российских школ Пекина и других известных китайских городов. Несколько сотен российских школьников также были бесплатно направлены в экскурсионные программы по Китаю [17].

Главенствующую роль в распространении китайского языка как в России, так и в других странах играют центры распространения китайского языка и культуры - Институты Конфуция, во многом схожие с аналогичными структурами США, Франции, Великобритании, России и Германии.

Институт Конфуция – культурно-образовательные центры, которые создаются и финансируются Государственной канцелярией по распространению китайского языка (Ханьбань) [18].

Данная структура создает Институты Конфуция на базе высших учебных заведений других стран и классы Конфуция на базе средних школ. Необходимое условие создание Института Конфуция — наличие у зарубежного университета китайского вуза-партнера, с которым имеется опыт длительного и плодотворного сотрудничества. При создании Институтов Конфуция на счет зарубежного университета перечисляются финансовые средства. В России 100 - 150 тысяч долларов США. В дальнейшем денежные средства выделяются в соответствии со сметой, утверждаемой на заседании Координационного совета Института Конфуция. В Совет входят представители двух вузов-партнеров, открывших Институт Конфуция. Смета подается в Штаб-квартиру Института Конфуция в Пекин на рассмотрение. При положительном заключении на счет зарубежного университета приходит запрашиваемая сумма. Кроме того, Штаб-квартира в Пекине высылает достаточно большое (несколько тысяч томов) количество литературы и учебных пособий по китайскому языку и культуре, видеоматериалы и мультимедийные программы для формирования библиотеки Института Конфуция. В Координационный совет Институтов Конфуция, как правило, входят ректоры высших учебных заведений. Директором избирается представитель зарубежного вуза, заместителем директора (директором с китайской стороны) представитель китайского вуза-партнера. Таким образом, создание Института Конфуция в российском университете – это еще и дополнительный источник внебюджетных поступлений.

Наибольшее количество Институтов Конфуция создано в США – 72 института и 32 класса Конфуция. В Канаде – 9 институтов и 14 классов, в Мексике 5 Институтов Конфуция. Если рассматривать Европу, то здесь наибольшее количество институтов и классов Конфуция также создано в наиболее значимых с политической и экономической точки зрения странах. 11 Институтов Конфуция и 1 класс в Германии, 16 институтов во Франции, 14 институтов и 25 классов в Великобритании, 9 институтов и 1 класс в Италии, в остальных европейских странах от 1 до 4 Институтов Конфуция [19].

Существуют Институты Конфуция, естественно, и в Азии – 17 Институтов Конфуция и 3 класса Конфуция в Южной Корее, 13 институтов и 3 класса в Японии, 14 институтов и 4 класса в Таиланде [20].

В России на сегодняшний день создано 17 Институтов Конфуция и 3 класса [21].

В России Институты Конфуция открыты на базе следующих университетов: Российский государственный Гуманитарный университет, Московский государственный лингвистический университет, Московский государственный Университет имени М. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Дальневосточный государственный университет, Благовещенский государственный педагогический университет, Иркутский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Казанский государственный университет, Калмыкский государственный университет, Томский государственный университет, Бурятский государственный университет, Уральский государственный университет, Рязанский государственный университет, Нижегородский государственный лингвистический университет, Волгоградский педагогический университет, Амурский гуманитарно-педагогический университет [22]. Как правило, это либо ведущие российские вузы, либо вузы, имеющие наиболее тесные партнерские связи с китайскими университетами, вузы, в которых большое количество студентов изучают китайский язык.

Создание Институтов Конфуция практически во всех уголках земного шара показывает, что Китай стремится оказывать культурное влияние в глобальном масштабе. Относительно большое количество Институтов Конфуция в России демонстрирует, что Россия является важным с точки зрения Китая объектом культурного влияния.

В российском информационном пространстве критики деятельности Институтов Конфуция не присутствует вовсе, их деятельность всячески пропагандируется. В то время как в западном информационном пространстве критика имеется. Так с точки зрения Юй Инши, профессора Принстонского университета, настоящая цель Институтов Конфуция – внедрение политической доктрины китайских властей в других странах [23].

При учреждении Института Конфуция в Сиднее некоторые профессора университета настаивали на том, чтобы эта структура была отделена от отделения китаистики. В частности профессор Джоселин Чей высказала мысль о том, что Институты Конфуция являются механизмом пропаганды коммунистической партии Китая, и что Институт Конфуция нельзя ставит в один ряд с Гёте-Институтами и Альянс-Франсез [24]. Канадское издательство ―Globe and Mail характеризуя Институты Конфуция отмечает, что, не смотря на их внешнее сходство с академическим миром, цели они преследуют политические [25]. Подобные характеристики Институтов Конфуция на Западе далеко не единичны.

Помимо образования, важным инструмент использования Китаем «мягкой силы» является проведение общественных мероприятий [26].

Такие как, например, Всемирная выставка ЭКСПО в Шанхае (2010 г.), Универсиада в Харбине (2009 г.), Олимпиада в Пекине (2008 г.).

Вне всякого сомнения, колоссальной возможностью для проведения своей политики «мягкой силы» в России стали годы Китая в России и Россия в Китае в 2007-2008 годах и годы русского языка в Китае и китайского языка в России в 2009-2010 годах.

В 2012 году Китай проводит «Год туризма России», а в 2013 году Россия проведет «Год туризма Китая». Запланированные годы туризма не планируется ограничивать развитием сугубо туристических связей.

Как отмечает посол РФ в КНР Сергея Разов, – «туризм – это не только инфраструктура, не только пропаганда тех мест, куда рекомендуется ехать туристам, это и большой комплекс проблем, связанных с языком, культурой, традициями той страны и того места в этой стране, куда направляются иностранные туристы. Комплекс мероприятий может выйти далеко за рамки туристической сферы» [27].

Только в соседствующей с Амурской областью провинции Хэйлунцзян в рамках «Годов туризма Китая и России 2012-2013» планируется провести более 70-ти мероприятий, «нацеленных на содействие активизации сотрудничества между Китаем и Россией в сфере туризма» [28]. В список этих мероприятий включены ярмарка китайско-российской продукции культурного назначения, кинофестиваль, зимнее авторалли и др. [29].

Еще одним инструментом проведения «мягкой политики» Китаем на наш взгляд можно считать создание в России сообщества лиц, заинтересованных в продвижении китайского языка и культуры. Мы имеем ввиду людей, у которых создается очень высокая мотивация к продвижению китайского языка и культуры. В сфере образования это — директора и сотрудники Институтов Конфуция, ректора и руководство российских вузов, которым китайские делегации обеспечивают поездки в Китай, культурные программы, а также традиционный для Китая теплый прием. Хорошим аргументом в пользу реальности существования такого инструмента является крайне низкое количество статей, критически настроенных к политике Китая среди экспертов, непосредственно работающих с Китаем и имеющих дружеские отношения с китайскими коллегами. И в общем то здесь ситуация выглядит весьма логично и естественно, что критиковать научным сотрудникам, экспертам и политикам представителей государства, которые часто делают акцент на личных отношениях, проявлении личного внимания и личной симпатии как минимум не корректно.

В добавок к уже упомянутому нами пуску телеканала «Сctv» на русском языке штаб-квартирой Института Конфуция учрежден журнал «Институт Конфуция» учрежден. Этот журнал издается на английском, русском, арабском, французском, испанском, японском, корейском и тайском языках. Английская версия выходит с марта 2009 г., русская – с июля 2010 г. Журнал выходит раз в два месяца. Русская версия журнала ориентирована на изучающих и преподающих китайский язык, а также всех интересующихся китайской культурой в странах бывшего СССР. Выпуски журнала содержат материалы по китайскому языку, по культуре, истории, литературе Китая, написанные как китайскими авторами, так и российскими специалистами. Журнал распространяется бесплатно по учебным заведениям, в которых преподается китайский язык [30].

Вполне очевидно, что изучение китайского языка может является средством более глобальной цели Китая – создание положительного образа Китая в России, создания группы лиц, заинтересованных в сотрудничестве с Китаем, группы лиц очарованной китайской культурой, то есть становящихся, в том числе, и проводниками интересов Китая в России.

Учитывая количество и масштаб мероприятий, частоту встреч между лидерами России и Китая, регулярность Годов России в Китае и Китая в России, Россия является одним из приоритетных объектов, на которую направлено использование «мягкой силы» Китая. Если в западных странах использование образовательной сферы Китаем как инструмента внешней политики может в некоторых случаях встречать протест, то в России такого протеста в высказываниях официальных лиц, сотрудников университетов и экспертов, не наблюдается, что говорит о курсе российского государства на сближение с Китаем и его согласии с представлением Китая в более выгодном свете для российского общества.
Источники и литература

1. Британский совет. – Режим доступа: http://www.britishcouncil.org

2. Гете-институт. – Режим доступа: http://www.goethe.de 

3. Германская служба академических обменов. – Режим доступа: http://www.daad.de

4. Совет по международным исследованиям и обменам. – Режим доступа: http://www.irex.org

5. Amcorners. The Assiciation of American Centers and Corners in Russia. – Режим доступа: http://amcorners.ru 

6. Alliance Francaise. – Режим доступа: http://www.alliancefr.org

7. Ibid.


8. Instituto Cervantes. – Режим доступа: http://www.cervantes.es

9. Фонд «Русский мир». – Режим доступа: http://www.russkiymir.ru

10. Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. – Режим доступа: http://www. rs.gov.ru

11. Мухаметов Р.С. Инструменты внешней политики России. Инструменты внешней политики России. Журнал Политэкс // – Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/643/30/ 

12. Рогачев И.А. Российско-китайские отношения в конце XX – начале XXI века. М., Издательство «Известия», 2005. - С.48.

13. Там же. - С 49.

14. Рудый К., Инструменты усиления влияния КНР в мире. Банкаўскi веснiк, КАСТРЫЧНIК 2010. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/narch/501/6.pdf

15. Там же.

16. Там же.

17. Hanban. Confucius Institute Headquarters. Offical Website. – Режим доступа: http://www.hanban.org

18. Ibid.

19. Hanban. Confucius Institute Headquarters. Offical Website. – Режим доступа: http://www.hanban.org 

20. Ibid.

21. Ibid.

22. Hanban. Confucius Institute Headquarters. Offical Website. – Режим доступа: http://www.hanban.org 

23 Смирнов С.В. Глобальный проект Китая: аксиологический аспект./Актуальные проблемы развития шанхайской организации сотрудничества //Известия Уральского государственного университета. № 3(80), 2010. – Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/mag/0080%2804_$03-2010%29/a14.pdf 

24. Confucius deal  close despite concerns. The Australian. August 22, 2007. – Режим доступа: http://www.theaustralian.com.au/higher-education/confucius-deal-close-despiteconcerns/story-e6frgcjx-1111114235740; Jocelin Chey. Chinese ―Soft Power‖ - Diplomacy and the Confucius Institute. The Sydney Institute, -2007 // http://www.thesydneyinstitutepodcast.com/ 

25. Geoffrey York (2005), «Beijing uses Confucius to lead charm offensive‖ The Globe and Mail, 2005-8-9. Quoted by Sheng Ding and Robert A. Saunders (2006), «Talking up China: An analysis of China‘s rising cultural power and global promotion of the Chinese language,» East Asia, 232 p.

26. Рудый К., Инструменты усиления влияния КНР в мире. Банкаўскi веснiк, КАСТРЫЧНIК 2010. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/narch/501/6.pdf - С. 43-44.

27. Приглашают соседи: 2012-2013 гг. – годы туризма Китая, России и КНДР. Золотой Рог// № 1, 2012 (деловое интернет-издание Дальнего Востока). – Режим доступа: //http://www.zrpress.ru/zr/2012/1/50351/ 

28. Россиянам в приграничном Китае скучать не придется. PrimaMedia.ru. 8.01.2012. – Режим доступа: //http://primamedia.ru/news/asia/08.01.2012/186156/ rossiyanam-v-prigranichnom-kitae-skuchat-ne-pridetsya.html 

29. Россиянам в приграничном Китае скучать не придется. PrimaMedia.ru. 8.01.2012. – Режим доступа: http://primamedia.ru/news/asia/08.01.2012/186156/ rossiyanam-v-prigranichnom-kitae-skuchat-ne-pridetsya.html



30. Институт Конфуция в СпбГУ – Режим доступа: http://www.ci.spbu.ru/journal/ 
Источник: Современный Китай в системе международных отношений/ Отв ред. Д.В. Буяров. - М.: КРАСНОД, 2012. – 280 с.




В жизни можно полагаться только на себя самого. Да и то не советую. Тристан Бернар
ещё >>