«Крещается раб (а) Божий (ая) (полное имя) во имя Отца, аминь. И сына, аминь. И святаго Духа, аминь» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Статья г-на Осипова под названием «Евха­ристия и священство» 4 870.28kb.
Воскресенье, 13 января в 18: 00 «аминь» Режиссер – Ким Ки Дук Южная... 1 21.94kb.
Cвятые бессребреники Косма и Дамиан. Во имя Отца и Сына и Святаго... 1 27.43kb.
Молитвы на сон грядущим 1 117.69kb.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! 1 33.79kb.
Милорад Павич Писать во имя отца, во имя сына или во имя духа братства 1 150.53kb.
Что такое видение? 1 483.76kb.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе! 1 33.77kb.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 1 69.72kb.
Вход Господень в Иерусалим. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 1 29.66kb.
Отпевание, Панихида, Лития 1 1 314.34kb.
Как правильно поминать усопших 1 66.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Крещается раб (а) Божий (ая) (полное имя) во имя Отца, аминь. И сына, аминь. И святаго - страница №1/1

О смерти


«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать» (Еккл. 3, 1-2). Рано или поздно для каждого человека наступает пора перехода от временного земного существования к вечности. Страшно, когда человек умирает, не осознавая этого, цепляясь до последней минуты за призрачные надежды на выздоровление, особенно если ближние по малодушию скрывают от него правду. Напротив, великое благо, если человек отходит в вечность после должного приуготовления. Каждый верующий на протяжении всей жизни усердно молится о том, чтобы Господь не попустил ему внезапной смерти, не дал умереть в нераскаянных грехах. За каждым богослужением Православной Церкви звучит прошение: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим». Православному сознанию не безразлично, в каких обстоятельствах произойдет разлучение души с телом, и то, достойно ли умирающий встретит этот важнейший момент. Святая Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния и Причащения. Если умирающий не был крещен, то в первую очередь над ним совершается таинство Крещения. Крещенные приносят священнику исповедь во всех согрешениях, какие были в их жизни, и, если их раскаяние было чистосердечным, допускаются к Причащению Святых Христовых Тайн. Это – лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Считается даже, что человек, живший церковной жизнью и сподобившийся Причащения в день своей кончины, минует демонские устрашения и истязания при восхождении на небо, и беспрепятственно достигает светлых чертогов.

Если призвать священника по каким-то причинам невозможно, а умирающий желает креститься, – правом и долгом каждого православного мирянина будет совершить это таинство самому. Для этого необходимо произнести без искажений совершительную формулу Крещения: «Крещается раб (а) Божий (ая) (полное имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь», омывая голову страждущего святой водой при каждом произнесении слова «Аминь»1. Следует помнить, что ни одно из таинств не может быть совершено над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю, а тем более над уже умершим.

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса. Поэтому наши благочестивые предки всегда окружали умирающего предметами, дающими душе мир и успокоение: помещали иконы и крест так, чтобы отходящий в иную жизнь мог видеть их, а сам одр с умирающим ставили под иконы. Они поддерживали молитвой его душу, читая над ним особые церковные молитвы.2 В ситуации, когда предсмертная болезнь длилась долго, принося тяжелые страдания и самому больному, и его родным, наши благочестивые предки просили Милосердного Бога о скорой и мирной кончине страждущего.3

Приготовление тела к погребению


Согласно церковному учению, в конце времен будет второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, затем всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд. Как райское блаженство, так и адские муки будут уделом не только души, но и тела. Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках братьев и сестер по вере, чтобы, воздав им последние почести, предать земле до воскресения, ибо человеческое тело – храм души, освященный благодатью таинств.

По исходе души от тела усопшему закрывают глаза, подвязывают челюсть, выпрямляют туловище и накрывают с головой. Затем совершается омовение тела, прообразующее чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Покойника освобождают от одежд и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.



«Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). В вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как ризой, одеты Божественным светом. Об этом напоминает облачение усопшего в новые, чистые одежды. Ранее для погребения использовался саван - белый покров, знаменующий Плащаницу Христа. В наши дни этот обычай соблюдается редко.

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился - крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.

В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип с белой фигурой Спасителя на черном кресте) или икону - Христа, Богородицы или небесного покровителя. Лоб украшается венчиком - полоской бумаги с изображением Господа и святых. Это символ награды Царства Небесного за тяготы земной жизни, по слову апостола Павла: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8).

Понятно, что все вышесказанное можно исполнить только в том случае, если тело не передается в морг. В наши дни оставить усопшего в городской квартире удается редко, и родственники вынуждены соглашаться на вскрытие, чтобы получить свидетельство о смерти. Тем не менее, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие. Перед положением тела гроб окропляют святой водой и, по возможности, кадят ладаном. Перед положением во гроб над телом читают Литию о усопшем.4 В конце Литии на словах «рабу Божию, преставльшемуся...» умершего полагают во гроб. Лития также читается, если гроб с телом покойного привозят из морга. Под голову почившего кладут подушечку, которую обычно готовят заранее, наполняя небольшую наволочку освященными вербами с праздника Входа Господня в Иерусалим или листьями берез с праздника Троицы. Тело полностью покрывают простыней или особой пеленой с изображением Распятия, во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Божиим. Во время прощания родных с покойным и отпевания пелена откидывается так, чтобы открытыми остались лицо и руки, а после, перед погребением, тело снова укрывают ею с головой.

Твердо установленных правил, как располагать гроб с телом усопшего в доме на время прощания, не существует. Можно поставить лицом к иконам, которые обычно находятся в переднем углу (правом напротив входа); можно – лицом к входящим проститься. Возле гроба зажигают свечи; если есть возможность, нужно расставить их с четырех сторон крестообразно (или только у головы). Огонь свечи говорит о нашей надежде на переход усопшего в Царство Истинного Света.

Лампады и свечи также возжигают у икон. Недопустимо ставить под ними стакан с водой (а то и водкой), хлеб и прочее. Также не следует ставить рядом с иконами фотографию умершего и зажигать перед ней свечу.


Молитвы об усопшем до отпевания


Сразу после приготовления тела к погребению над усопшим нужно прочесть по молитвослову «Последование по исходе души от тела».

Древним православным обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. При этом не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.

Рекомендуется как можно раньше заказать о усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Наконец, весьма полезно служить панихиды.

Особый порядок молитв об умершем установлен Церковью на тот случай, если кончина пришлась на дни, следующие за праздником Пасхи - на Светлой седмице. В это время Церковь торжествует победу над смертью, которую совершил Господь наш Иисус Христос и обещал всякому верующему в Него после Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Суда. Воскресение Христово вносит в заупокойные молитвословия особые, радостные ноты. Вместо заупокойного канона на Светлой седмице читают Пасхальный канон, а во всех случаях, когда положено читать Литию, поют пасхальные стихиры (на положение во гроб, на вынос тела из дома и до и после захоронения на кладбище). Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают одну из книг Нового Завета - Деяния святых апостолов, ибо апостолы в своем служении несли миру свет Христова Воскресения. Начинают чтение словами: «Молитвами святого апостола и евангелиста Луки, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, аминь», после чтения: «Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Чтение Деяний святых апостолов чрезвычайно благотворно и поучительно, оно содержит в себе и молитву о усопшем, и утешение родным.


Панихида


В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших. В эти страшные времена христиане, боясь ненависти язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, и ночью же молились над их гробами. Христиане зажигали около останков мучеников свечи и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали тела их земле. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами называется панихидой.

Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом Сердцеведцем. Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.


Вынос тела


Похороны усопшего христианина совершаются на третий день после его смерти, при этом часть суток считается за полные сутки, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. При чрезвычайных обстоятельствах - войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях – допускается погребение и раньше третьего дня.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) надо, еще раз прочитать «Последование по исходе души от тела». Перед самым выносом читают Литию и с пением Ангельской песни «Святый Боже, Святыи крепкий, Снятый безсмертный помилуй нас» гроб с телом покойного переносят в храм. Это пение свидетельствует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и воспевающих Ему трисвятую песнь. На Светлой седмице провожают почившего под пение тропаря Св. Пасхи «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи. Впереди – крест или икона. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

По Уставу, при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном. Этот звон возвещает живым об отшествии из мира еще одного христианина, и служит прообразом архангельских труб, звук которых раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а рядом ставят подсвечники. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы.

Если усопший имел такое желание, последнюю ночь перед отпеванием гроб может находиться в притворе. На это следует испросить благословение настоятеля храма, который вправе отказать в просьбе, если притвор слишком мал.



Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Отпевание

Отпевание5 во многом напоминает панихиду, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.

Для более зримого удостоверения того, что усопший отошел в иную жизнь с покаянием и получил прощение от Бога, священник влагает свиток с текстом разрешительной молитвы в его правую руку. Следует отметить, что грехи, сознательно сокрытые от исповеди, этой молитвой не отпускаются. Отпевание не является таинством, так как совершается не над живым человеком, но над бездыханным телом, и не служит «пропуском в Царство Небесное», как это иногда считается по маловерию и незнанию учения Православной Церкви. Оно – лишь проводы души по тому из двух путей – блаженства или наказания – который был избран человеком, пока тот был еще жив и засвидетельствован земными его делами.

Наконец наступает время прощания. В знак любви и единения, не оканчивающегося и за гробом, ближние дают усопшему последнее целование, лобызая венчик на его челе и икону, лежащую в гробу. В этот момент нужно от всей души попросить прощения за все обиды и скорби, которые мы причинили почившему, и простить то, в чем он был виноват перед нами.

Прощание совершается при пении трогательных песней, которыми Церковь стремится сильнее запечатлеть в сердцах живущих память о неизбежности смерти и двоякой загробной участи всех.

Над гробом возглашается «Вечная память». Лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1). Сразу после этого гроб закрывается крышкой и забивается гвоздями. По Уставу, на тело также полагается возлить елей из лампады и посыпать пепел из кадильницы в ознаменование того, что жизнь христианина, как огонь или фимиам, угасает для земли, но не для неба. Однако, это требование Устава не строгое и потому соблюдается не везде.

Если родственники усопшего хотят проститься с ним на кладбище, то в храме гроб не заколачивается, а священник благословляет кого-либо из близких посыпать тело землей непосредственно перед погребением.

После отпевания усопшего следует выносить из храма ногами вперед под пение "Трисвятаго". Опуская гроб в могилу, нужно читать тропарь «Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче».



Заочное отпевание

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным, во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву - в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно - от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.

Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить – был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше.

Кто лишается отпевания

Отпевание не совершается над иноверцами, некрещеными людьми, а также самоубийцами. От последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, утопление в воде, отравление пищей или лекарством, нарушение норм техники безопасности на производстве и т. д.).

Лишаются отпевания лица, покушавшиеся на жизнь или имущество ближних и умершие от ран и увечий, полученных в результате отпора. Воины, погибшие на поле брани, к этой категории не относятся. Если самоубийца покончил жизнью, будучи постоянно или временно невменяемым (психическое заболевание, острое наркотическое или алкогольное опьянение), то вопрос о его отпевании решается епархиальным архиереем. Родственникам надо обратиться в канцелярию епархии с письменным прошением, к которому прилагается свидетельство о смерти. При положительном решении вопроса резолюция архиерея предъявляется приходскому священнику, и он совершает отпевание. Так же следует поступать и в других спорных случаях - например, когда родственники инославного христианина (католика или протестанта) желают отпеть его по православному обряду, или когда невозможно доподлинно установить - был усопший крещен или нет.

Домашняя молитва о упокоении иноверцев, некрещеных и самоубийц допускается Церковью, но совершать ее можно только по благословению духовника. Пример такой молитвы мы находим в жизнеописании преподобного старца Леонида (в схиме Льва) Оптинского. У его ученика отец покончил с собой. Ученик сказал старцу: «Я мучаюсь представлением тяжких мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?» Преподобный ответил: «По духу преподобных и мудрых молись так: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!" Молись же просто, без испытания, передавая сердце твое в десницу Вышняго... Предоставь участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»



Отпевание младенцев

Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над безгрешными, непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14). Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни.

Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.

Некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных, (в результате выкидышей, умерших во время родов или убитых искусственным абортом), не отпевают. О загробной участи таковых свт. Григорий Богослов говорил: «они не прославятся и не накажутся праведным Судией... ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».



Могила православного христианина

Обычай отмечать место погребения устройством над ним холма идет из глубокой дохристианской древности. Христианская Церковь, переняв этот обычай, украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над могилой. Крест подобает ставить у ног погребенного так, чтобы Распятие было обращено к его лицу.

Крест над могилой православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится в земле, а душа - на небе, что под Крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием.

Для могилы православного христианина больше подходит простой крест, нежели дорогие монументы из гранита и мрамора. Допустимо поместить на надгробие фотографию или портрет покойного. Если родственники хотят написать эпитафию, то лучше всего по традиции использовать слова из Священного Писания, либо из известных молитв, а не придуманные самими фразы.



Кремация

Когда после грехопадения прародителей в мир вошла смерть, был определен и способ погребения мертвых тел. «Прах ты, и в прах возвратишься», – сказал Бог Адаму (Быт., 3, 19). На основании этих слов умерших хоронят в землю.

Обычай сжигать тела, столь популярный сейчас в России из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме - нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.

Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет ее только при обстоятельствах непреодолимой силы - отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или Распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить. Если урна с прахом подхоранивается впоследствии в могилу, при этом действии нужно читать Трисвятое.

Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся... никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». Кремация не одобряется Церковью в первую очередь потому, что для тех, кто сжигает своих близких, это действие не назидательно; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Состояние души после смерти и поминовение усопших

Церковное предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия, сподобившихся получить божественное откровение, о состоянии души после ее разлучения с телом.

Первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе.

Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь – назначается место, которого она удостоилась по своим делам.

Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл.

Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви, как время, необходимое для приготовления, для принятия особого божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Сам Господь Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Своем Воскресении. Принимая это за основание, Церковь установила поминовение усопшего в сороковой день по смерти, чтобы его душа взошла на Святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Кроме того, полагается поминать усопших в годовщины их смерти. Основания для этого очевидны. Известно, что по прошествии года в Церкви повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается сердечным поминовением его родными и друзьями. Другие памятные дни – день рождения усопшего, его именины, день свадьбы (для супругов) – тоже являются поводами для усиленной заупокойной молитвы. Наконец, не следует пренебрегать поминовением усопшего в любой другой день, ведь молитва - это главная, неоценимая помощь живых отшедшим в мир иной.

Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и вселенном в райские обители, то и она не остается бесплодной, а обращается на благо молящемуся. Как говорил свт. Иоанн Златоуст: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются на проскомидию, на обедню, на ектению и на панихиду.



Проскомидия – первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых. Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих». Проскомидийное поминовение считается самым действенным.

Обедня - простонародное название Божественной Литургии. Записки, поданные «на обедню», поминаются священниками, диаконами и псаломщиками в определенный момент службы перед Святым Престолом.

Ектения - поминовение во всеуслышание, его совершает диакон или священник. Записки, поданные на заупокойную ектению, впоследствии поминаются на панихиде.

Записку нужно озаглавить «О упокоении», имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня – новопреставленными; в годовщину смерти - приснопамятными. Отдельно указываются воины. Слова «убиенный», «погибший», «утопший», «сгоревший» и тому подобные писать не нужно.

Весьма полезно подавать нищим посильную милостыню с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо еду, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Не принято вносить в храм мясную снедь, а в период поста не следует оставлять на панихидных столиках яйца, молочные продукты и скоромные сладости. Само собой, вся принесенная пища и продукты должны быть пригодными для употребления.

Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун – особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

Но не только в храме можно молиться об усопших. Помимо церковного поминовения, в третий, девятый, сороковой дни и годовщины память усопшего следует почтить чтением дома чина Литии. Домашняя молитва может быть и более усердной. Хорошо все сорок дней после кончины ежедневно прочитывать Канон о усопшем.

Впоследствии молитва об упокоении души близкого человека должна стать ежедневной. Для этого в молитвенное правило православных христиан включено особое прошение: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Домашняя заупокойная молитва может также включать чтение Псалтири по умершему или канона о упокоении его души.

В наше время многие люди, даже будучи крещеными, не ходят в храм, не исповедуются, не причащаются Святых Христовых Тайн или делают это крайне редко. За них, а также за всех скончавшихся скоропостижно и не успевших должным образом подготовиться к своей кончине, читают Канон преподобному Паисию Великому. Этот святой, всю жизнь трудившийся в иноческих подвигах, не желал иметь никакого воздаяния за них, ради того только, чтобы была избавлена от наказания душа одного молодого грешника. И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба и даровал ему особую благодать ходатайствовать о умерших без покаяния.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае, хотя бы прочитать 90-й псалом или «Отче наш».

Первое блюдо поминальной трапезы - кутья (коливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом (изюмом, курагой). Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Существует особый чин освящения кутьи, если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого Поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.

Спиртным усопших не поминают! «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки - не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.

Как вести себя на кладбище

Из любви к усопшему родственники соблюдают в чистоте и порядке его могилу. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу, помолиться об умершем, прочитать акафист или канон о упокоении его души. Можно совершить литию, почитать Евангелие или Псалтирь. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека. Есть или пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает. Не нужно оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищим. Чрезмерно долгое пребывание на кладбище в состоянии сильной скорби может повредить душе, поселить в ней уныние и отчаяние. Здесь также необходима мера.



Суеверия, связанные с погребением

Русский народ, приняв Православие, все же до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения. Существует множество неписаных, и подчас довольно странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

- завешивать зеркала в доме, где есть покойник;

- класть в гроб деньги, вещи и продукты;

- класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

- считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;

- верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

- считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;

- на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

- сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

- лить водку в могильный холм;

- произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

- рассыпать по могиле хлебные крошки;

- подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;

- верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

- верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

- верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;


  • верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

  • верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.

Дни Вселенского поминовения усопших

В определенные Уставом дни года Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом:



1. Мясопустная родительская суббота - за 8 дней до Великого Поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»;

2. Родительские субботы 2, 3 и 4-й недель Великого Поста;

3. Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы.

Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы - заупокойные всенощные бдения, а после Литургии бывают вселенские панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.

Русская Православная Церковь, кроме того, установила еще несколько дней сугубой молитвы за усопших:

4. Радоница (Радуница) - вторник, 8-й день после Пасхи;

5. Димитриевская родительская суббота – суббота, ближайшая к 8-му ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Изначально в

этот день Церковь творила молитву о воинах, павших на Куликовом поле, впоследствии он приобрел статус вселенского поминального дня.

Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года День Победы в Великой Отечественной войне (9-е мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

Когда не бывает поминовения усопших

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи.



В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.


1 Если после такого крещения умирающий, по неведомому нам Промыслу Божию, остался жив, таинство считается действительным и более не повторяется. Однако, его следует дополнить таинством Миропомазания, совершить которое может только священник. Для этого нужно прийти в храм или пригласить батюшку на дом.



2 Канон молебный на исход души

3 Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет

4 Лития

5 «Последование мертвенное мирских тел».





Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок. Томас Гексли
ещё >>