Краткое содержание проекта Данный проект разработан с целью подготовки учеников 7-9-х, классов к итоговой аттестации ( гиа, ) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников... 15 2658.62kb.
Краткое содержание проекта Проект предназначен для учащихся 8 классов. 1 86.84kb.
Анализ результатов участия выпускников 9 классов в гиа в 2011-2012... 1 105.22kb.
В 2012 году в гиа участвует 60 учащихся нашей школы 1 156.75kb.
Программа для подготовки учащихся 9 классов к гиа по дисциплине 1 248.02kb.
Краткое содержание проекта Учебный проект проводится на заключительном... 1 68.56kb.
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) 10 1461.65kb.
Анализ государственной итоговой аттестации в 2009/2010 учебном год 1 198.36kb.
Краткое содержание проекта Проект «Реформации в Европе» 1 65.93kb.
Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников... 1 54.26kb.
Программа итоговой государственной аттестации студентов направление... 2 406.67kb.
Конкурс рисунков, плакатов, листовок. Подбор музыки, изготовление... 1 121.78kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Краткое содержание проекта Данный проект разработан с целью подготовки учеников 7-9-х - страница №1/1


Фамилия, имя отчество

Лысенко Наталья Валентиновна

Регион

Татарстан

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

Город Казань

Номер и/или название школы/ОУ

МОУ гимназия №140

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Определение функций лингвистических понятий в рамках подготовки к ГИА.

Краткое содержание проекта

Данный проект разработан с целью подготовки учеников 7-9-х, классов к итоговой аттестации ( ГИА, ).

Он включает в себя подборку разнообразных заданий, способствующих совершенствованию знаний и умений учащихся, связанных с написанием сочинения на лингвистическую тему и конспект урока , а также творческие задания по подбору дидактического материала, самостоятельному определению функций лингвистических определений.

В данной разработке представлен в качестве образца для самостоятельной деятельности дидактический материал по теме « Метонимия».

Необходимость такой работы обусловлена тем, что в уже имеющихся сборниках по подготовке к ГИА содержится богатый материал, но недостаточно представлены функции лингвистических определений.


Предмет(ы)

Русский язык

Класс(-ы)

7-9

Приблизительная продолжительность проекта

2 - 3 урока






Основа проекта

Образовательные стандарты

Стандарт основного общего образования по русскому языку.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения


Дидактический материал для подготовки учащихся к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

Функции метонимии.

Ф у н к ц и и

П р и м е р ы

1.Служит сокращению - сжатию текста.

Не то на серебре – на золоте едал.


2. Усиливает языковую образность.

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит.




3. Придает изображаемому предмету наглядность.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.





Задание1

Прочитайте текст. Найдите тезис, доказательство, вывод.



Текст№1

Разговор о мастерстве писателя следует начинать с языка.

Язык всегда останется основным материалом произведения, потому что художественная литература – это искусство слова. Даже столь важное начало литературной формы, как композиция, отступает перед решающим значениям языка писателя.

Мы знаем хорошие произведения литературы с несовершенной или плохой композицией. Но хорошего произведения с плохим языком быть не может.

Недаром говорят: » Из плохого леса дом не выстроишь».

Текст№2

Я однажды побывал на соревнованиях по фехтованию. Мне эти соревнования не понравились.

Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну, кому сейчас придет в голову защищать себя при помощи шпаги!

Поэтому, уж если бы я занимался спортом, я изучал бы бокс или ещё лучше – самбо.



Текст№3

Лебедь по своей величине, силе, красоте, осанке давно и справедливо назван царем всей водяной и водоплавающей птицы.

Бел как снег, с блестящими прозрачными лапками, с длинною, гибкою и красивою шеей он невыразимо прекрасен, когда плывет между зеленых камышей по темно – синей глади воды.

Нельзя, представив эту картину, не согласиться с тем, что лебедь – царь среди птиц.



Ключи к заданию №1

Текст №1

Тезис.


Разговор о мастерстве писателя следует начинать с языка.

Доказательство.

Язык всегда останется основным материалом произведения потому, что художественная литература – это искусство слова. Даже столь важное начало литературной формы, как композиция, отступает перед решающим значениям языка писателя.

Мы знаем хорошие произведения литературы с несовершенной или плохой композицией. Но хорошего произведения с плохим языком быть не может.

Вывод.

Недаром говорят: «Из плохого леса дом не выстроишь».



Текст№2

Тезис.


Я однажды побывал на соревнованиях по фехтованию. Мне эти соревнования не понравились.

Доказательство.

Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну, кому сейчас придет в голову защищать себя при помощи шпаги!

Вывод.


Поэтому, уж если бы я занимался спортом, я изучал бы бокс или ещё лучше – самбо.

Текст№3

Тезис.


Лебедь по своей величине, силе, красоте, осанке давно и справедливо назван царем всей водяной и водоплавающей птицы.

Доказательство.

Бел как снег, с блестящими прозрачными лапками, с длинною, гибкою и красивою шеей он невыразимо прекрасен, когда плывет между зеленых камышей по темно – синей глади воды.

Вывод.


Нельзя, представив эту картину, не согласиться с тем, что лебедь – царь среди птиц.
Задание 2
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Можно ли построить памятник собаке»?

Памятник - произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий (скульптурная группа, статуя, колонна, обелиск и т.д.). Так говорится в словаре. А можно ли поставить памятник собаке?

Рассуждая на эту тему можно вспомнить, что собака для многих – верный друг. Не случайно в Перми поставлен памятник ньюфаундленду, спасшему жизнь своему хозяину.

Сколько пользы принесли собаки в годы Великой отечественной войны. Эти умные животные спасали раненых, со связками гранат бросались под гусеницы вражеских танков.

Собака-сторож, собака-поводырь, собака-охотник, собака-космонавт. И это еще не весь список профессий, которыми они овладели , чтобы быть полезными людям.

С уверенностью можно сказать, что таким полезным животным можно ставить памятники, выражая тем самым ответную любовь и благодарность.



Задание 3
Выпишите 2-3 цитаты из произведений литературы (произведение указать) и докажите, чем она вам понравилась.

«Свобода – ведь это одиночество, не так ли?»


       М. Горький «Дети солнца»

Проблема свободы человека актуальна во все времена. Над тем: что такое свобода, когда человек чувствует себя свободным, не иллюзорная ли это мечта, размышляли и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. Чаще всего свобода трактовалась как благо. Цитата из произведения М.Горького понравилась мне потому, что открывает нам новые возможности ее осмысления. Какая свобода может привести к одиночеству? Свобода от чего?

«В наше время впервые за свою историю человечество получило реальную возможность навсегда устранить угрозу войны и жить в мире, который, как никогда, нужен сейчас, ибо не существует другой альтернативы всеобщему миру, кроме всеобщего уничтожения».

В Быков «За счастье надо бороться»

Эта цитата мне нравится тем, что в ней автор выражает глубокий, философский взгляд на проблему войны и мира. Альтернатива – мир и всеобщее уничтожение - выглядит очень убедительным аргументом в призыве к миру.

Задание 4

Прочитайте сочинение и приведите свои аргументы.

Метонимия как средство художественной выразительности.

Человек живет в мире высказываний, в мире слов. Он говорит, пишет и думает словами. И чем богаче будет его речь, тем яснее он будет излагать свои мысли. Обогатить речь без знания и использования тропов, в том числе и метонимии, нельзя.

Говорят: « Краткость – сестра таланта». Она нужна там, где объемное объяснение или описание может отвлечь от сути высказываемого, и оно потеряет остроту, значимость. Вот тут то и вспомни о способности метонимии сжимать текст, не умаляя его образности. Эта удивительная способность метонимии выделяет ее в ряду основных тропов. » Не то на серебре – на золоте едал».(А.С.Грибоедов)

Используя метонимию, автор усиливает наглядность изображаемого. Например: метонимия, образованная наложением двух значений (ветер, дующий весной – весна),

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Обобщая сказанное, можно с уверенностью сказать, что использование метонимии в речи необходимо, потому что она делает ее богаче.

Ключ к заданию 4

Метонимия усиливает языковую образность текста. Например:

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит. ( А.С.Пушкин)


Задание 5
Прочитайте предложения и отметьте, какую функцию выполняет в предложении метонимия.
1)Молчали ЖЕЛТЫЕ И СИНИЕ,

В ЗЕЛЕНЫХ плакали и пели. ( А. Блок.)

2) Читал охотно АПУЛЕЯ (вместо: книгу Апулея «Золотой осел»)

А Цицерона не читал.

(А. Пушкин)

3)Скоро сам узнаешь в школе,

Как АРХАНГЕЛЬСКИЙ МУЖИК (т.е. Ломоносов)

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

(Н. Некрасов)

4)С них отражал герой безумный,

Один в толпе домашних слуг,

Турецкой рати приступ шумный,

И бросил ШПАГУ ПОД БУНЧУК (т.е. сдался туркам)

(А. Пушкин)

Ключи к заданию№5
1)Молчали ЖЕЛТЫЕ И СИНИЕ,

В ЗЕЛЕНЫХ плакали и пели. ( А. Блок.)

Придание лаконичности.

2) Читал охотно АПУЛЕЯ (вместо: книгу Апулея «Золотой осел»)

А Цицерона не читал.

(А. Пушкин)

Придание лаконичности.

3)Скоро сам узнаешь в школе,

Как АРХАНГЕЛЬСКИЙ МУЖИК (т.е. Ломоносов)

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

(Н. Некрасов)

Придание языковой образности.

4)С них отражал герой безумный,

Один в толпе домашних слуг,

Турецкой рати приступ шумный,

И бросил ШПАГУ ПОД БУНЧУК (т.е. сдался туркам)

(А. Пушкин)

Придание языковой образности

5)Куда листву голов своей косой

метёт со света белого

старуха? (вместо «смерть»)

(Михаил Гофайзен «Эмигрантский романс»)

Придание предметной наглядности


Задание 6
Напишите тезис и вывод к сочинению « Метонимия – это удивительный троп».

Во-первых, удивительна ,прежде всего, способность этого средства выразительности сжимать текст, не утрачивая , а усиливая, его образность. Например: « Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом - люди согреваются». Описание множества труб на крышах домов , в которых топятся печки, согревающие людей , заменено метонимией.

Во-вторых, метонимия может связывать следующие понятия: часть – целое, вещ – материал, содержимое - содержащее , носитель свойства – материал. придавая предметам особую наглядность. « Я три тарелки съел».

Задание 7

Прочитайте сочинение. Согласны ли вы с приведенными аргументами?

Метонимия обогащает значение слова.

Понятие «троп» возникло в недрах эллинистической римской риторической системы (Филодем, Цицерон, Гермоген и др.), где ему и было дано одно из удачных для своего времени определений: «Троп есть такое изменение собственного значения слова или словесного оборота в другое, при котором получается обогащение значения» Этой способностью обладает метонимия.

Важная функция метонимии – способность сжатия текста. Она позволяет сделать высказывание предельно лаконичным и емким. Например:

Молчали ЖЕЛТЫЕ И СИНИЕ,

В ЗЕЛЕНЫХ плакали и пели. ( А. Блок.)

Способность усиления языковой образности – это еще одна значимая функция метонимии. В приведенном ниже примере наложение ( носитель свойства – свойство) приводит к обогащению значения. Например:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как АРХАНГЕЛЬСКИЙ МУЖИК

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

(Н. Некрасов)

Приведенные аргументы убедительно доказывают, что метонимия может обогащать значения слова.



Ключ к заданию 7

Первый аргумент подобран неправильно, так как не участвует в доказательстве текста.

Метонимия делает речь более наглядной. Например:

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит.

(А.С.Пушкин)



Задание 8

Прочитайте вступление и заключение к сочинению. Приведите свои аргументы.

Замена как способ образования метонимии.

Метонимия столь же древний троп, что и метафора. Ее возникновение, ви­димо, связано с религиозным запретом, табу. В обход табу священные предметы можно было обозначать через другие предметы, имеющие непосредственное касательство к первым. Замена по смежности и является сутью метонимии.

.

.

. Подводя итог сказанному, можно еще раз отметить, что метонимия, благодаря замене по смежности, помогает сделать речь лаконичной , образной, яркой.



Ключ к заданию 8
Во- первых, способность образовывать пару: творенье- творец, позволяет сделать высказывание лаконичным. Например:

Читал охотно АПУЛЕЯ ,

А Цицерона не читал.

(А. Пушкин).

Во-вторых, замена действия на символ, что делает речь образной и яркой. Например:

С них отражал герой безумный,

Один в толпе домашних слуг,

Турецкой рати приступ шумный,

И бросил ШПАГУ ПОД БУНЧУК (т.е. сдался туркам)

(А.С.Пушкин).



Задание 9
Прочитайте аргументы к тексту. Напишите к нему вступление и заключение.

……………


Метонимия один из основных видов тропов , основанный на переносе одного значения на другое по смежности. Например, наложение: город шумел – шумели люди, делает высказывание ярче, грандиознее.

Перенос такого типа как: три тарелки супа съел, где связывается пара: содержимое и содержащее, приводит к усилению наглядности.

……………….

Ключи к заданию 9

На реализацию той или иной функции метонимии оказывает влияние способ ее образования. Это замена одного слова другим на основании смежности двух предметов.

Таким образом, на конкретных примерах было показано, как вариант образования влияет на возможности реализации функций метонимии.

Задание10 Поразмышляйте, о чем пойдет речь в статье, рассказе с таким названием: « О чем рассказала фотография».

Фотография многое может рассказать о том, что на ней изображено. Мы можем узнать , как выглядели люди в разные периоды жизни, какая одежда была в моде, какими были прически. На фотографии может быть запечатлен памятный день из жизни семьи, дома, в которых они жили. Фотография может рассказать о мирном труде и фронтовых событиях, отразить культурное мероприятие, запечатлеть спортсменов в момент триумфа и многое другое.

Задание10
Подбери по 2-3 аргумента к следующим тезисам:
1) «Книга – лучший учитель»

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась».


А.И. Герцен
«Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник».
Павленко П.А.

«Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг».

Виктор Мари Гюго

Задание11

Какие аргументы не раскрывают содержание предложенной цитаты?


Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"


Сердце можно назвать зорким, потому что оно воспринимает мир через призму любви.

Часто, встречая своих друзей, мы видим их улыбающимися, нарядно одетыми, здоровыми, и мы радуемся этой встрече всем сердцем.

«У детины заболит пальчик, а у матери сердце,» - так говорит пословица о способности материнского сердца видеть боль .

Ключ к заданию 11
Часто, встречая своих друзей, мы видим их улыбающимися, нарядно одетыми, здоровыми, и мы радуемся этой встрече всем сердцем.
Задание12

Какие аргументы раскрывают содержание предложенной цитаты.


«Знание – огромная сила».

«Историю цивилизации можно выразить в двух словах: чем больше знаешь, тем больше можешь».

Э.Абу.

« Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую полился дождь».



Абу-ль-Фараж.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.

Абу-ль-Фарадж

Ключ к заданию. «Историю цивилизации можно выразить в двух словах: чем больше знаешь, тем больше можешь».



Э.Абу.

« Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую полился дождь».



Абу-ль-Фараж.





ещё >>