«Краткая история Джаза» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ю. Панасье История подлинного джаза 16 1435.14kb.
Краткая история Древней Японии. Краткая история новой Японии 7 659.6kb.
И. В. Челышева медиаобразование в россии: краткая история развития а. 30 5886.27kb.
Азимов Айзек Краткая история биологии. От алхимии до генетики 26 1585.09kb.
Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики 1 285.76kb.
"Ах, этот джаз!" 6-й класс Марченко Татьяна Михайловна, учитель музыки... 1 56.75kb.
Джеймс Линкольн Коллиер Становление джаза 35 6453.97kb.
Джеймс Линкольн Коллиер Становление джаза 31 7150.22kb.
1. История джаза 1 183.78kb.
Хрестоматия «когнитивная психология: история и современность» предисловие... 1 73.88kb.
О деятельности издательства «Наследие ммк» Краткая история 1 173.98kb.
Виа «Сузорье» можно считать первой рок-группой Беларуси в полном... 1 295.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Краткая история Джаза» - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 учебный год)
Республика Башкортостан

МР Учалинский район

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств с. Уральск

(МБОУ ДОД ДШИ с. Уральск)



Конспект

открытого урока

по музыкальной литературе

Тема урока: «Краткая история Джаза»

Автор: Шайхина Ирина Камилевна – преподаватель теоретических дисциплин первой квалификационной категории МБОУ ДОД ДШИ с. Уральск

«Не только жизнь должна быть содержанием искусства, но и искусство должно стать содержанием жизни, только тогда она станет прекрасной»

К. Малевич

Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями.

  2. Развивающие: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся.

  3. Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы: эмоциональной драматургии, забега вперёд и возвращения к пройденному, поисковый, стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки.

Новые понятия: спиричуэлс, блюз, рэгтайм, импровизации, эйсид-джаз и др.

Оборудование: фортепиано, фильм «Джаз и не только» (созданный в программе Movie Maker) буклет «Либретто оперы Порги и Бесс» (Приложение 1), краткий словарь основных направлений развития джаза (Приложение 2), доклады учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Показ фильма «Джаз и не только».



II. Актуализация «опорных» знаний учащихся.

  1. Что необычного вы услышали?

  2. Эта музыка вам знакома?

  3. А кто не знает, не слышал?

III. Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, истоками джаза, джазовыми исполнителями.



IV. Первичное усвоение нового теоретического материала.

Преподаватель:

Сегодняшнюю нашу встречу с вами мы посвятим искусству джаза. Прежде всего, нужно отметить то, что как разновидность музыки джаз является явлением уникальным. Его нельзя сравнивать ни с одним классическим жанром. Ведь становление любого из жанров музыки совершалось веками, а джаз всего за каких-нибудь сто лет проделал грандиозный путь. Он возник в замкнутой социальной среде, сначала был чисто бытовой, прикладной музыкой, а потом двинулся семимильными шагами, каждое десятилетие, рождая все новые и новые формы. Он преобразил музыкальный быт мира и стал интернациональным.

Сначала я хочу привести слова одного из гениальных джазовых музыкантов Луи Армстронга: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».

«Джаз – это музыка. Его пишут теми же нотами, какими писал Бах… Джаз - это выражение энергии Америки…. Джаз – это лицо Америки, в том смысле, что он по-своему выразил нас самих. Это чисто американское искусство, которое станет жить, необязательно в виде джаза как такового, но, несомненно, так или иначе, оставит след в музыке будущего» - Джордж Гершвин.



Джаз (англ. Jazz) – это род профессионального музыкального искусства. В джазе соединились традиции европейской и африканской музыкальных культур, элементы народного творчества, религиозных и светских песен негритянского населения и танцевально-бытовая музыка белых поселенцев Америки.

Джаз возник среди потомков чернокожих африканцев, когда-то насильно завезенных в Америку. Еще в XVII века в Америку прибыли первые невольники. Их быстро раскупали богачи американского юга, которые использовали их для работ на своих плантациях. Оторванные от родины и близких, черные невольники находили утешение в музыке. Нужно отметить, негры удивительно музыкальны. Особенно их чувство ритма. В минуты редкого отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, по всему, что попадалось под руку.

Поначалу это была чисто африканская музыка. Но проходили десятилетия, и новые поколения забывали мелодии далекой родины. Запоминалось то, что звучало вокруг – музыка белых. Чаше всего это были религиозные христианские гимны. Негры стали их петь, но по-своему. Так возникли негритянские духовные песни – спиричуэлс.

Доклад учащегося


  • Спиричуэл (spiritual) – традиционный вокальный афроамериканский жанр, основанный на религиозных песнопениях госпел и англо-кельтских песенных мотивов. Он сложился еще в XIX веке на юге США, когда невольников стали крестить и приобщать к культуре белого американского населения. Негры по своему интерпретировали тексты Библии и Евангелия, стараясь приспособить их к собственному пониманию и к своей тяжелой жизненной ситуации. Спиричуэл ясно показывает смешение духовного и личностного начала, в нем ощущаются темы скорби и страдания, мечты о свободе и надежды на лучшее будущее. Родители пели их своим детям, и так они передавались от поколения к поколению.

Преподаватель:

Композиции в стиле спиричуэлс нередко построены на основе вопросов и ответов, повторяющихся подпевочных интонациях с блюзовыми тонами. Существуют и полностью сольные варианты спиричуэлс, в отличие от госпел, где хоровое пение является обязательной деталью. В настоящее время спиричуэлс как самостоятельный жанр полностью отсутствует, хотя звучания этого старинного стиля используются музыкантами джаза, блюза, кантри-музыкантами.

Слушаем произведение спиричуэлс «Дорога в рай» и анализируем. (Учащиеся определяют – лад, темп, динамику, характер, высказывают своё мнение о прослушанном произведении.)

Преподаватель:

Следующее понятие, с которым мы сегодня познакомимся - Регтайм (англ. ragtime от ragged time разорванное время) в музыке синкопированный ритм. Это фортепианный стиль игры, а также близкий ему жанр танцевальной музыкальной пьесы, получивший широкую известность в США в начале XX века. Этот стиль оказал воздействие не только на зарождающийся джаз, но и на танцевальную культуру периода 1910-1920х годов (фокстрот, тустеп, уанстеп и др.).


Музыка Ск. Джоплин регтайм (исполнение на фортепиано)

Преподаватель:

Хотя жизнь регтайма была короткой, его импровизационная форма нашла воплощение в фортепианном стиле страйд, зародившимся в 1920-е годы. Крупнейшим представителем стиля был Музыкант Скотт Джоплин. И в наши дни пользуется его “Maple Leaf Rag”.

Одна из особенностей регтайма – несовпадение ритма двух основных линий – ритмической пульсации в левой руке и постоянных синкоп в мелодии правой руки. Такое сипкопирование порождает эффект «качания» - свинг. Чтобы по настоящему прочувствовать, что такое свинг, давайте попробуем сделать одно упражнение. Прежде всего, попробуйте ровно отбивать ногой два удара. Затем в это же время руками надо отбить три хлопка. Теперь усложним задание ногой продолжайте отстукивать ровный ритм, а руками постарайтесь удвоить удары. А теперь на фоне ровного ритма ноги попробуйте чередовать двойные и тройные хлопки ладошек.

А вот любой афроамериканец сделает это без особых проблем.

Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой.

Импровизация (Improvisation от лат. improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный) - Метод творчества (в музыке и некоторых других видах искусства), предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В музыкальной импровизации нет разделения функций композитора (сочинение музыки) и исполнителя (интерпретация); они образуют органическое единство и осуществляются музыкантом-импровизатором одновременно. В джазе (в отличие от академического музыкального искусства) импровизация имеет основополагающее значение, хотя использование ее в отдельных случаях не считается обязательным. Типы и средства импровизационной техники в джазе чрезвычайно многообразны, что обусловлено особенностями различных джазовых стилей, индивидуальной исполнительской манерой музыкантов, спецификой характерных для джаза музыкальных форм и жанров. Широкое применение здесь находят такие разновидности импровизации, как вокальная и инструментальная, сольная и ансамблевая, тональная и атональная, свободная и ограниченная (основывающаяся на заданных схемах, моделях, стандартах, частично или полностью распланированная, сочетающаяся с элементами композиции и аранжировки, даже целиком зафиксированная в нотной записи). Это может быть короткий брейк или развернутый мелодический хорус, импровизация на определенную тему, на гармонический квадрат или даже на законченную пьесу с развитой формой, импровизация на импровизацию, модальная или алеаторическая импровизация, коллективная игра в линеарно-контрапунктической, гетерофонной, орнаментально вариационной или респонсорной манере, имитация музыкантом импровизационного стиля других джазовых исполнителей и т. д. Возможны также сочетания различных типов импровизации.

Преподаватель:

Так, что же является основой джаза?



Ответ учащихся – ритм, импровизация.

Преподаватель:

Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно.



Преподаватель (об истоках джаза):

Прошли годы, и появились другие песни негров – песни жалобы, песни протеста.



Доклад учащегося: Их стали называть блюзами. В переводе с англ. – меланхолия, хандра, с американского – быть печальным. Слово (blue) в художественном переводе звучит как: «кошки на душе скребут». Родиной блюза считается дельта реки Миссисипи. Самые ранние формы блюза – дельта, или сельский блюз, который играли такие музыканты, как Чарли Патон, Сон Хаус, Роберт Джонсон. В 1920-х годах на волне массовой миграции темнокожего населения в городах в поисках работы сформировался так называемый классический, или городской блюз.

Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Для него характерен текст, в котором звучит некая недосказанность и неоднозначность – грусть очень часто соседствует с юмором.



Преподаватель

Выделяются также следующие разновидности блюза: техасский блюз, Чикаго-блюз, джамп-блюз, кантри-блюз, соул-блюз, уэстсайд-блюз, лайт-блюз, необлюз и др. поначалу блюз исполнялся в основном в сопровождении акустических инструментов (гитара, банджо и др.) Более интенсивно, мощно и энергично зазвучала форма блюза – ритм-н-блюз – нашла распространение в послевоенное время. Представителями этого направления являются Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Бади Гай и д.р.

Эксперименты белых музыкантов, среди которых нужно упомянуть Били Хэйли и Элвиса Пресли, с «черными» блюзами привело к появления рок-н-рола, за которым в начале 1960-х годах последовала волна так называемого ритм-энд-блюза. (“Rolling Stones”, Эрик Клэптон и др.) Блюз послужил основой и хард-рока.

Вместе с тем блюзовое искусство существует в своих традиционных формах.


Слушаем произведение и анализируем. Поль Робсон Сент-Луис Блюз

А теперь давайте с вами подумаем, отличается ли спиричуэлс от блюза, и если изменения есть, то какие? (Находим различия.)



Преподаватель:

Блюз, спиричуэл и регтайм это еще не джаз, а только подступы к нему. Чтоб возник джаз, нужно было существование такого города, как Новый Орлеан – город легенда, одна из них – джаз. Орлеан был населен выходцами из Франции и Испании. Его называли «Париж на Миссисипи» - город танцующий, поющий, веселящийся. Музыка белых и негров смешивались в единое целое. В результате получилась новая музыка, получившая название джаза. Сначала этого определения не было. Историки джаза полагают, что оно родилось из выражения «джезинг ит ап» - играть с воодушевлением, энергично.



Термин джаз впервые прозвучал в середине1910-х годов. Тогда это слово служило для обозначения небольших оркестров и музыки, которую они исполняли. В печати слово джаз появилось впервые в 1916году.

Главные особенности джаза – нетрадиционные приемы звукоизвлечения и интонирования, импровизационный характер передачи мелодии, а также её разработки, постоянная ритмическая пульсация, напряженная эмоциональность.

В Европе джаз появился во второй половине 10-х годов XX в. с необычной быстротой распространился по всему континенту. Экзотическая новинка, необычность мелоса, остротой ритма, оригинальностью характера музицирования сразу покорила широкую публику.

Важной эпохой в истории джаза стала запись первой грампластинки. Она была записана 26 октября 1917 года и стала бестселлером, ее тираж превысил миллион экземпляров.

Каждое новое поколение джазменов осваивало джаз благодаря записям.

Новоорлеанский стиль лег в основу традиционного джаза. Одним из самых ярких его представителей является Луи Армстронг. Он первым сменил корнет на трубу и ошеломил своим владением этим инструментом. Он был и замечательным певцом. Песня «Hello, Dolly» стала частью жизни нескольких поколений людей.



Слушаем Луи Армстронг «Hello, Dolly»

Преподаватель:

С Армстронга началась эра джазовых солистов-виртуозов.

В джазе музыку не исполняют, а творят. Со времени своего создания джаз успел пройти огромный путь. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли замечательные белые музыканты. Сегодня всему миру известны имена Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Глена Миллера, певиц Эллы Фитцджерали, Беси Смит, Френк Синатор и др.

Слушаем Элла Фицтджеральд «Lover Man»

Преподаватель:

Интересно и то, что к джазовым интонациям и ритмам обращались многие известные композиторы. Среди них М. Равель, К. Дебюсси, П. Хендемит, Д. Мийо, Дж. Гершвин, И.Ф. Стравинский и др. Черты джаза использовались композиторами в разных жанрах: операх и балетах, хоровых, симфонических и камерных сочинениях

«Я считаю джаз народной музыкой, обладающей большими возможностями. Больше, чем любой другой стиль музыкального фольклора, джаз вошел в плоть и кровь американского народа. Я убежден, что он может стать основой для серьёзных симфонических сочинений непроходящей ценности (Джордж Гершвин)»

Доклад учащегося - Дж. Гершвин опера «Порги и Бесс»

Показ фрагмента Колыбельная из фильма-оперы "Порги и Бесс" (1959г.) режиссёр Отто Премингер, Сэмюил Голвин.

Преподаватель:

В 1950-е годы появился стиль кул джаз (cool jazz) «прохладный, холодный джаз». Его рождение связывают с именем саксофониста Лестерга Янга. Основные черты стиля кул – эмоциональная сдержанность, преобладание интеллектуального начала. Его представители умело сочетали виртуозную импровизаторскую технику с традиционными композиционными приемами, плавным звукоизвлечением, спокойной манерой исполнения.


Слушаем П. Дезмонд «Пробуем на пять» саксофонист Лестер Янг Dave Brubeck 1966г.
Преподаватель:

Особую страницу в истории джаза занимает искусство российских музыкантов. В нашей стране увлечение джазом началось в 1920-х годах.

В 1922году в Москве появился «Эксцентричный джаз-бенд» Л.В. Варпаховского, А.Н. Цфасмана, В.Я. Парнаха, В Ленинграде – оркестры под управлением Л.Я. Теплицкого, Г.В. Ландсберга.

Но наибольший интерес представлял «Теа-джаз» Л.О. Утесова, организованный в 1922году в Ленинграде и осуществивший несколько удачных эстрадных постановок («Джаз на повороте», «Музыкальный магазин» и др.). Хорошо известный современному слушателю по кинофильму «Веселые ребята» (1943г.). Появление массовой советской песни многим обязано оркестру Утесова, с который был связан с И.О. Дунаевским, М.И. Блантером, Н.В. Богословским и др.


Слушаем композицию «Утро и вечер» блюз в исполнении Эдит и Леонида Утесовых.

Преподаватель:

Конечно, искусство джаза сложно и разнообразно. Для того чтобы вам легче было путешествовать в этом удивительном и увлекательном мире джаза продемонстрируем наш небольшой джазовый словарик, включивший основные джазовые понятия. (Сообщение учащихся, подготовленные дома)

Существует так же направление, известное как эйсид-джаз (от англ. acid jazz, буквально – кислотный джаз). Сам термин впервые прозвучал в 1988г. Это легкая около джазовая музыка танцевального характера (хотя и в этом течении существует авангардное ответвление). эйсид-джаз основывается на широком использование сэмплов, секвенсорных деталей, скрэтчей (скрип виниловой пластинки), электронных звуков и т.д. Исполнители подобной музыки добавляют элементы фанка, хип-хопа, а также другие самые разнообразные составляющие.
Слушаем композициюгруппы Филиппа Мещярекова

Преподаватель:

В последнее время джаз пережил процесс, параллельный процессам в классической музыке, и превратился в культовый жанр. С другой стороны, джаз стал предвестником направлений популярной музыки, которые могут порождать новые звучания, заимствуя частично из предыдущих стилей.

Джаз не когда не был замкнутым явлением, он взаимодействовал с различными течениями и школами. Благодаря соединению джазовых элементов с ритмами фольклора и модных танцев появились рок-н-ролл, соул, босса-нова (джаз-самба).

«Если верно утверждение, что каждое столетие оставляет в истории искусства нечто своё, то только ему одному свойственное – то, безусловно, справедливым будет допущение, что джаз – есть создание XX века и в полном смысле является его детищем » (Д.Роголь-Левицкий)


V. Обобщение и закрепление.

На каждом уроке мы должны узнавать, что – то новое. А вы узнали новое? Давайте проверим?



(предлагается учащимся Кроссворд, по пройденному материалу).

VI. Заключительное слово учителя.

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.

Надеюсь, что вы полюбите джаз.

VII. Рефлексия.

А сейчас аплодисментами покажите своё отношение к уроку.



По вашим аплодисментам мы поймём, понравился ли вам урок.

В заключении давайте посмотрим клип ведущего джазового исполнителя Игоря Бутмана «Ностальгия».




Вот что будет с тобой, если ты не перестанешь грызть ногти! Уилл Роджерс о Венере Милосс
ещё >>