Краткая аннотация - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рекомендации по составлению аннотации на английском языке Слово 1 79.05kb.
Краткая аннотация проекта 11 911.75kb.
Краткая аннотация основной образовательной программы 3 382.13kb.
Краткая аннотация основной образовательной программы 5 674.58kb.
Краткая аннотация курса Методы и средства защиты компьютерной информации 1 11.46kb.
Краткая аннотация курса «Цифровая обработка сигналов и сигнальные... 1 20.8kb.
Вводная лекция. Из истории полихромии. Тема 2 Понятие оптического... 1 34.67kb.
Лекции-беседы с применением икт «с любовью о и. С. Бахе» 1 367.83kb.
На международную конференцию 1 49.4kb.
Краткая аннотация курса «Статистика» для специальности «Экономика... 1 37.54kb.
Краткая аннотация проекта 3 503.46kb.
Разработка урока «Классическая литература Германии и её выдающиеся... 1 197.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Краткая аннотация - страница №1/1

«Нравственная сила русской литературы»

Кудряшова Яна

Тюменская область, Заводоуковский район,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Новозаимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.М.Важенина»

10 класс
Краткая аннотация
В работе рассматривается актуальная проблема: Почему сегодня люди стали эгоистичными? Может ли литература воспитывать нравственные качества в человеке. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы?

Русская классическая литература — это наша надежда, не­исчерпаемый источник нравственных сил наших народов. Пока русская классическая литература доступна, пока она печатает­ся, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе будут всегда силы для нравственного самоочищения.

Проведённый анализ позволил сделать выводы:

Во-первых, Литература помогает формировать нашу активность, самостоятельность, готовность и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Во-вторых, любовь Дмитрия Сергеевича Лихачёва к русской культуре, к России, к её истории от самых истоков зарождения русской государственности, заставляет переосмыслить своё личное отношение к культуре своей родной страны.

Таким образом, в результате анализа мы считаем, что человек станет добрым, милосердным, готовым к самопожертвованию ради других, потому что русская литература - это искусство слова. И следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к современному миру и тем самым дать толчок к самостоятельности.


Отзыв руководителя

на конкурсную творческую работу

«Идеи Д.С.Лихачёва и современность»

Номинация: Сочинение на тему:

«Нравственная сила русской литературы»

Автор: Кудряшова Яна
Желание понять неизведанное всегда привлекало Яну, поэтому выбор для исследования данной темы вполне обоснован. Содержание работы полностью соответствует теме.

Ученица показала хорошее знание творческого наследия Д.С.Лихачёва, интеграции его идей в современную жизнь. В работе выдержано правильное соотношение теоретического и фактического материала, выявлены особенности рассматриваемых проблем.

Яна проявила творческий подход к написанию работы, самостоятельно нашла и проработала соответствующий материал.

Оформление работы полностью соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским работам учащихся. Работа выполнена аккуратно, структура работы выдержана, каждая глава имеет завершённость и переход к последующему материалу. При написании творческой работы ученица использовала сложные синтаксические конструкции. Работа выдержана в едином стиле, написана грамотно, правильным литературным языком. Работу отличает культура и корректность изложения материала, наличие собственных размышлений, умение изложить собственную позицию. Литературные источники использованы правильно.

В работе рассматривается актуальная проблема: Почему сегодня люди стали эгоистичными? Может ли литература воспитывать нравственные качества в человеке. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы?

Русская классическая литература — это наша надежда, не­исчерпаемый источник нравственных сил наших народов. Пока русская классическая литература доступна, пока она печатает­ся, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе будут всегда силы для нравственного самоочищения.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа

«Новозаимская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.М.Важенина»




Конкурс творческих работ старшеклассников

«Идеи Д.С.Лихачёва и современность»

Сочинение на тему:

«Нравственная сила русской литературы»

Автор: Кудряшова Яна

Дата рождения: 29.05.1995 г

Школа: Россия, Тюменская область, Заводоуковский городской округ,

с. Новая Заимка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Новозаимская средняя общеобразовательная школа

имени героя Советского Союза М. В. Важенина», 10 «Б» класс

Контактный телефон: факс 8-(34542)-4-14-09,

E-mail: sine-belo-golubaya@yandex.ru



Руководитель: Ромазанова Роза Дмитриевна.

Россия, Тюменская область, Заводоуковский городской округ, с. Новая Заимка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение» Новозаимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М. В. Важенина.»

Контактный телефон: 8-(34542)-41-539, 8-9504847544,

факс 8-(34542)-41-251, E-mail mouzaimka@rambler.ru


Новая Заимка 2012 год
Введение 1

1.Тема любви в русской литературе 3

2.Тема родины в русской литературе 5

3.Историческая тема в русской литературе 8

Заключение 12

Список литературы 14



Введение
«Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью» (Лихачев Д. С.)

Раздумья о России. – СПб., 1999. – С.62
Работы Дмитрия Сергеевича Лихачёва заставляют нас размышлять о проблемах, которые существуют в нашей жизни. Я открыла для себя это имя ещё в детстве. Меня он заинтересовал своими раздумьями о смысле жизни, о нравственных качествах человека. Став взрослее, я стала понимать лучше некоторые его мысли. О многом размышлял Д.С.Лихачёв в своих работах. Его любовь к русской культуре, к России, к её истории от самых истоков зарождения русской государственности, заставляет переосмыслить своё личное отношение к культуре своей родной страны.

Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва о литературе входит в состав статей о России.



Актуальность темы:

Моё поколение, к сожалению, забывает о книгах. Русская литература — одна из лучших в мире. Ее произведения глубоки по содержанию. Язык поражает богатством, гибкостью, выразительностью. Отчасти это объясняется длительной историей развития русской литературы. В произведениях которые мы читаем, мы учимся милосердию, доброте, любви к Родине. Каждому из нас, нельзя быть равнодушными к чужой беде, нам нужно обрести взаимопонимание с окружающими.



Проблема:

Почему сегодня люди стали эгоистичными? Может ли литература воспитывать нравственные качества в каждом из нас. Я часто задумываюсь о том, каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы?

Я считаю, что русская литература может научить современного человека быть добрее. Русская классическая литература — это наша надежда, не­исчерпаемый источник нравственных сил наших народов. Пока русская классическая литература доступна, пока она печатает­ся, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе будут всегда силы для нравственного самоочищения.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал, что «литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью». Я полностью согласна с его позицией.



1

Мне бы хотелось обратить внимание на летописи. Их значение очень велико. Дмитрий Сергеевич изучал летописи, узнавал из них историю родины. Большое значение имели летописи для формирования русской литературы. Сжато и выразительно написанные, они учили наблюдать историческую действительность, находить связь между современностью и прошлым, отличать важное и значительное от мелкого и случайного. За первые семь веков своего существования русская литература выросла в большую общественную силу. Она дорога нам своей связью с современной ей действительностью, патриотизмом, исключительным интересом к русской истории.

Дмитрий Сергеевич восхищался замечательным древнерусским произведением «Слово о полку Игореве». По мнению учёного, «Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством — теплым, нежным и сильным чувством любви к Родине. «Слово» буквально напоено им. Это чувство сказывается и в том душевном волнении, с которым автор «Слова» говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. 
Значение «Слова» особенно велико для нас еще и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и ее народности. Идея объединения Руси, тема патриотизма, верности и любви близка Лихачёву. Мне захотелось попытаться понять как эти же темы показаны в произведениях русской литературы. Я считаю, что книги учат каждого из нас доброте, милосердию, любви и патриотизму.

В работе я опиралась на работы Лихачёва «Раздумья о России», «О культуре» и на «Статьи о культуре России».


2

1.Тема любви в русской литературе


...Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла,

и мгновенно поразила нас сразу обоих...

М. Булгаков
Любовь — высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте...

жестокой, неразделенной...

Вспомним героев романа Тургенева “Отцы и дети” — Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

Другой пример — герои произведения Булгакова “Мастер и Маргарита”. Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

Н
3
о Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

О любви писали и очень многие поэты.

Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как “Тяжелый крест достался ей на долю...”, “Я не люблю иронии твоей...”, чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от не я?

И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты...

Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

Закончить свои размышления о теме любви в русской литературе, мне бы хотелось строчками из ещё одного замечательного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;


Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.


4



2. Тема родины в русской литературе
Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это — одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому мне удастся коснуться творчества лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова...”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова...” — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины — это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”.

Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих “российских Колумбов”, великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде “На день восшествия...” поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит за создание могучей армии и флота, за поддержку наук. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Т
5


ема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении “Деревня”, рисуя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона.

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.

Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Эта идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои “Ревизора”, “Мертвых душ” — это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и явля ются нашими соотечественниками. Не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим “мертвым душам” противопоставлен образ Руси как птицы-тройки. В этом романтическом образе выражены и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю не ясны пути дальнейшего развития Родины. Он пишет: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!” Но в одном он был убежден — в будущем величии русского народа.

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны —

Я песни Родине слагал! —

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” — с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,—

п
6
исал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

Рамки сочинения не позволяют продолжить обзор творчества русских писателей и поэтов, посвятивших свои самые сокровенные строки Родине. Хотелось бы написать и об освещении темы Родины, России в произведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина, и о творчестве Блока, Есенина, Маяковского, А. Толстого, Шолохова, Твардовского, которые много замечательных строк посвятили этой теме. Жаль, что недостаток времени не позволяет этого сделать. А закончить сочинение мне хочется памятными строчками Ф. И. Тютчева о России, в которые удивительным образом вложена суть нашей всеми любимой страны, в которой мы сейчас живем:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.


7

3. Историческая тема в русской литературе
Все произведения, посвященные войне, несомненно, относятся к разряду исторических. Тема Великой Отечественной войны, на мой взгляд, остается одной из ведущих тем нашей литературы. Лучшие писатели по-новому пытаются переосмыслить и понять события тех грозных лет, более точно отразить психологию людей, которые своей самоотверженностью, героизмом и мужеством спасли мир от фашизма.

Ю. Друнина говорила: «Пишу об этом потому, что не могу не писать. Память сердца… И еще: разве повествование о войне не призыв к миру?»

Совсем скоро, 9 мая, наш народ отметит большой праздник - 67-летие Победы. На площадях столицы и в других городах, у Вечного огня, у мемориалов погибших мы вновь встретимся с Героями войны, послушаем их рассказы о трудных фронтовых дорогах.

Э. Г. Казакевич писал:

«Помните ли Вы нас, товарищи потомки? Знаете ли Вы о наших свершениях, догадываетесь ли о наших страданиях?»

Эти слова, конечно, обращены и к моему поколению. Хочется заверить всех участников войны, оставшихся в живых, что мы помним о них, преклоняемся перед ними и гордимся ими.

Нелегкой ценой досталась победа. Советский народ долгих 1418 дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Люди не думали о славе, они воевали и делали свою многотрудную работу. В воспоминаньях мы тужить не будем. Зачем туманить грустью ясность дней? так писал погибший в 1944 году при прорыве блокады Ленинграда двадцатипятилетний поэт Георгий Суворов.

Одна из героических страниц Великой Отечественной войны - Сталинградская битва. Ей посвящен роман Ю. Бондарева «Горячий снег». Книга повествует о грандиозном сражении за Сталинград. Армия, о которой рассказывается, должна была не допустить продвижения танковых дивизий Манштейна, которые рвались на выручку окруженным войскам Паулюса. В данном случае решало исход поведение каждого солдата, мужество, стойкость. Ю. Бондарев исследует природу героического, поведение человека на войне.

Представим батарею Дроздовского, на которую обрушились гитлеровские танки. Разбитые орудия, много убитых, раненых, но она все же живет, сражается. Лейтенант Кузнецов, свидетель многих смертей, ведет огонь из уцелевшего орудия, ему помогает санинструктор Зоя, стреляет орудие Уханова… Люди не думают о смерти, у них одна цель: остановить ревущие танки, не пустить, истребить. Таким образом, Ю. Бондарев передает, в каких трудностях рождалась победа.

Ее ковали и командующий армией генерал Бессонов, и член Военного совета Веснин, и командир дивизии Деев, и начальник контрразведки Осин, и другие вместе с солдатами, защищавшими нашу Родину.

Б
8
ессмертен подвиг солдат, защищавших Сталинград. Понимая, какое значение имеет город для нашей страны, генерал Бессонов отдает приказ: «Стоять и о смерти забыть. Сражаться до последнего патрона, до последней капли крови!» И солдаты выполнили приказ. В живых остались только четыре артиллериста и два пулеметчика. Бессонов, обходя позиции после боя, плакал, не стыдясь своих слез, плакал оттого, что советские воины выстояли, победили, не пустили фашистские танки в Сталинград, оттого, что они выполнили приказ, хотя и погибли сами.

Смертельной битвы этой ветер, Как бы расплавленный металл, Сжигал и плавил все на свете, Что даже снег горячим стал, - эти строки поэт Львов посвящает Бондареву и его произведению. Еще один русский писатель изобразил событие под Сталинградом. Это Виктор Некрасов, Остановлюсь на его повести «В окопах Сталинграда».

Этот писатель, участник войны, на мой взгляд, воссоздает наиболее правдивую и достоверную картину событий Сталинградской битвы. Он писал об этом просто, как в жизни. Эта повесть о простых солдатах, о молодом лейтенанте. В повести нет генералов и политработников. Автор просто и лаконично рассказывает о буднях войны, о том, что видел, знал и пережил сам. Он участвовал в этих событиях, был командиром саперного взвода, полковым инженером. Его героям присущи обычные человеческие свойства и чувства: страх, боль, непонимание, иногда растерянность. Связной штаба Игорь, изящный и талантливый, - один из героев повести. До войны был дипломантом художественного института. Когда надо остаться, чтобы дать возможность уйти другим, без пафоса, без позы и громких слов, «Игорь молча кивает головой». Эти люди гибли, но не были сломлены, они просто, с достоинством защищали Отечество.

Подвиги совершаются не только на поле боя и не только с помощью оружия. Есть подвиги, показывающие величие духа, стойкость, непокорность русского человека.

Мужество людей, не подчинившихся врагу, не ниже мужества, проявленного на поле сражения. Герои Быкова, белорусского писателя, часто погибают, не совершив ничего героического. Это и Игорь Ивановский из повести «Дожить до рассвета», и учитель Мороз, погибший со своими учениками, и партизан Левчук, спасший ребенка, и Сотников из одноименной повести Василя Быкова. Все они просто выполнили свой долг солдата. Сила духа этих людей оказалась сильнее страха смерти. В повести «Обелиск» интересен эпизод спора между партизаном Ткачуком и «заведующим районе» Ксендзовым о значимости поступка Алеся Ивановича Мороза.

«- Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? - спрашивает Ксендзов.

- Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно… - ответил Ткачук». Такие люди побеждали своим величием от души. Мороз воспитал для подвига учеников и собственной смертью доказал это.

В
9


своих повестях Василь Быков создал целый ряд объемных, широко типизированных человеческих характеров, через которые глубоко и масштабно постигаются многие стороны народного подвига в годы Великой Отечественной войны.

Произведения Бориса Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие…» учат любви к Родине, воспитывают чувство гордости подвигами отцов и дедов. Прочитав однажды его повести, мы никогда не забудем лейтенанта Плужникова, последнего защитника Брестской крепости, Васкова и тех девчонок, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно нет! Но они не испугались, ценою своих жизней выполнили долг перед Родиной. Чтобы дать возможность Васкову оказать помощь Рите, Женя Комелькова уводит немцев от того места, где лежит ее подруга. Она сражается с фашистами до своей гибели. Страшной смертью умирает Лиза, провалившись в трясину. Басков тяжело переживает гибель своих девушек. В каждой он видит будущую мать, у которой были бы свои дети, внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества». Старшина кричит оставшимся немцам: «Что, взяли? Взяли, да..? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!»

Произведения советских писателей о войне многогранны и неповторимы. В послевоенные годы Илья Эренбург справедливо отметил, что наиболее полные и достоверные версии событий, наиболее обширные и философские произведения будут написаны именно участниками, но через некоторое время.

Илья Эренбург говорил: «Мы много потеряли в этой борьбе, но мы сохраним для нового счастливого поколения мысль, свет, совесть человечества».

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” — это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа — Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской”. Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он “сгорбился”, положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

П
10
еред нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем “фунт лиха”, сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди — он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы... Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...”

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со “светлыми, как небушко, глазами”. И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. “И хотелось бы думать, — пишет Шолохов, — что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.

Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

11

Заключение

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых людей, нынешнее молодое поколение развращено телевидением. Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали.

Можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени.

Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”. Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих работах показал нам разные проблемы, которые ещё не решены. Мы учимся у него высоким нравственным качествам. Я считаю, что предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому волнуют наши сердца.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Читая их произведения, мы учимся быть добрее, лучше, впитываем представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

Л
12
итература помогает формировать нашу активность, самостоятельность, готовность и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе. Многие произведения современных авторов заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого?.

Литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к современному миру и тем самым дать толчок к самостоятельности.


13

Список литературы:
1. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С.Лихачёв; сост. и общ. Ред. Г.А.Дубровской. -2-е изд.-М. : Детская литература, 1988.-234с:

2. Лихачёв, Д.С. Слово о полку Игореве / Д.С. Лихачёв; -М.: Детская литература, 1970, с. 5–38

3. Лихачев, Д.С. Я вспоминаю/Д.С.Лихачёв. – М., 1991. – С. 171.

4. Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда /Д. С.Лихачёв Русская культура. – М., 2000. – С. 19.

5. Лихачев Д. С. Раздумья о России /Д.С.Лихачёв; Прошлое – будущему: статьи и очерки. – Л., 1985. – С. 75.

– СПб., 1999. – С.452.

6. Лихачев Д.С. Прошлое – будущему: статьи и очерки./Д.С.Лихачёв; – Л., 1985. – С. 75.

7. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда /Д.С.Лихачёв. – СПб., 2009. – С. 346.

8. Лихачев Д. С. Два русла русской культуры // Д. С.Лихачёв Русская культура. – М.,2000. – С.43.
Интернет-ресурсы:
1.«Площадь Лихачева» www.Lihachev.ru

2. Интернет-энциклопедия «Википедия» (Биография Д.С.Лихачёва; Искусство Древней Руси)








Только неглубокие люди знают себя до самых глубин. Оскар Уайльд
ещё >>