Космонавты Космонавт - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Цель: способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. 1 26.89kb.
Глюк Файнридера «Космонавты Сталина. Межпланетный прорыв Советской... 27 5631.6kb.
Классный час «Легендарная Валентина Терешкова первая женщина-космонавт» 1 44.89kb.
Космонавты мкс помогают ученым создавать новые лекарственные препараты... 1 194.58kb.
Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт 1 65.85kb.
Российские космонавты на мкс не будут отдыхать 23 февраля 1 27.5kb.
Кто такие костонавты? Космонавт (в СССР и России), астронавт (в сша) 1 86.04kb.
Российские женщины космонавты 1 139.36kb.
Космонавты Чувашской Республики Николаев Андриян Григорьевич 1 38.79kb.
Рефератов, исследовательских проектов «Космонавты Оренбуржья» «история... 1 22.14kb.
Первые космонавты: Белка и стрелка. История покорения космоса. 1 146.29kb.
Китай в зеркале мнения мировой общественности 1 232.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Космонавты Космонавт - страница №1/1

В преддверии 12 апреля праздника «Космонавтики» наш 7 «В» класс приготовил сообщения про Космонавтов, Астронавтов, Тайконавтов!

Космонавты

Космонавтчеловек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Каждый старт в космос — полет во враждебную для человека среду, где царят вакуум, невесомость, смертельные для человека излучения. И хотя в космическом корабле или на орбитальной станции космонавт защищен прочным непроницаемым корпусом, внутри для него созданы практически привычные для человека условия жизнедеятельности, непредвиденные аварийные ситуации могут возникать и на Земле при испытаниях космической техники, и в космосе, и при возвращении на Землю. Двадцатипятилетняя летопись пилотируемых космических полетов хранит не только героические, но и трагические страницы.

Юрий Гагарин

Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Королёва и его сподвижников сомнений не вызывал — это должен быть лётчик реактивной истребительной авиации.

С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, возраст — около 30 лет, рост — не более 170 сантиметров, вес — до 68 — 70 килограммов.

В первом отряде космонавтов обозначились два лидера — Юрий Гагарин и Герман Титов.

3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Хрущёв. По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССРД. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

8 апреля 1961 состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С. П. Королёвым и Н. П. Каманиным:

«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта»

После открытой части заседания, комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом.

Служба в армии

27 октября 1955 года Гагарин был призван в Советскую армию и направлен вЧкалов (ныне Оренбург), в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался Гагарин у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова[8]. Несмотря на некоторые сложности, возникавшие в процессе обучения[9], 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием[1]. В течение двух лет служил близ Мурманска в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота[1], вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов[1][10].

Решение об отборе космонавтов и их подготовке к первому полёту на корабле «Восток-1» было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года и в Постановлении Совета Министров СССР № 569—264 от 22 мая 1959 года

Военно-воздушные силы СССР занимались отбором и подготовкой будущих космонавтов. Планировалось отобрать 20 кандидатов..Отбор кандидатов в космонавты осуществлялся специальной группой специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя. В космонавты выбирали военных лётчиков-истребителей в возрасте до 35 лет, ростом до 175 см, весом до 75 кг. По физическим показателям Гагарин соответствовал требованиям, так как при росте 165 см весил 68 килограммов[11]. ПсихологижеобратиливниманиенаследующиеособенностихарактераГагарина:



Валентина Терешкова

Детство и юность

Валентина Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии. Отец — Терешков Владимир Аксёнович (1912—1940), родом из деревни Выйлово Белыничского района Могилёвской области, тракторист. Был призван в Красную армию в 1939 году, погиб на советско-финской войне. Мать — Терешкова (урожденная Круглова) Елена Федоровна (1913—1987), из деревни Еремеевщина Дубровенского района, работница текстильной фабрики. Как рассказывала сама Валентина Владимировна, в детстве она разговаривала по-белорусски.[1]

В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 году Валентина пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков). Продолжив работу на текстильном комбинате «Красный Перекоп», с 1955 по 1960 год прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности. С 11 августа 1960 года она освобождённый секретарь комитета ВЛКСМ комбината «Красный Перекоп».

Подготовка ракеты, корабля и все операции обслуживания прошли исключительно чётко. По чёткости и слаженности работы всех служб и систем старт Терешковой напомнил мне старт Гагарина. Как и 12 апреля 1961 года, 16 июня 1963 года полёт готовился и начался отлично. Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал её доклады по радио, единодушно заявили: «Она провела старт лучше Поповича и Николаева». Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта.

Свой космический полёт (первый в мире полёт женщины-космонавта) Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Старт произошёл на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, о полёте они узнали из новостей по радио.

Генерал-лейтенант Николай Петрович Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов, так описал старт Терешков.

В отряде космонавтов

После первых успешных полётов советских космонавтов у Сергея Королёва появилась идея запустить в космос женщину-космонавта[источник не указан 275 дней]. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 см и весом до 70 кг. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.

Сразу после принятия в отряд космонавтов Валентину Терешкову вместе с остальными девушками призвали на срочную воинскую службу в звании рядовых.

Подготовка

В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда. 29 ноября 1962 года она сдала выпускные экзамены по ОКП на «отлично». С 1 декабря 1962 года Терешкова — космонавт 1-го отряда 1-го отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полёта, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.

Во время обучения она проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полёта. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в лётном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру — изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.

Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении параболической горки внутри самолёта устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3—4 за полёт. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.

Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре



Другие женщины космонавты

Светла́на Евге́ньевна Сави́цкая (род. 8 августа1948 года, Москва, СССР) — советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. С 19 по 27 августа 1982 года совершила свой первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля Союз Т-7. Работала на борту орбитальной станции Салют-7. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды.

Еле́на Влади́мировна Кондако́ва (родилась 30 марта 1957, Мытищи Московской области) — российский космонавт и политик.) С 4 октября 1994 года по 22 марта 1995 года Кондакова выполнила свой первый полет на борту корабля «Союз ТМ-17» и орбитальной станции «Мир», была инженером 17-ой основной экспедиции, вместе с А. Викторенко и У. Мербольдом.





Происхождение термина «астронавт»

Слово «астронавт» (англ. astronaut) происходит от греческого: астрон (греч. αστρον) — звезда, и наута (греч. ναυτα) — мореплаватель. В буквальном переводе - "звездоплаватель". Считается, что впервые оно употреблено в 1880 году в книге Перси Грега (англ.)русск. «Across the Zodiac» (англ. Через зодиак) в качестве названия космического корабля. Вероятно, слово образовано по аналогии со словом «аэронавт» («aeronaut») которым с 1784 года называли путешественников на воздушных шарах. В 1925 году слово «astronautique» (фр. астронавтика) появилось в книге Жозефа Рони-старшего «Les Navigateurs de l’Infini» (фр. Навигаторы бесконечности). В современном смысле слово впервые встречается в рассказе Нейла Джонса (англ.)русск. «The Death’s Head Meteor» (англ. Метеор «Голова смерти») в 1930 году. Особенную популярность это слово обрело в 1961 году после первых американских пилотируемых полётов на орбиту.



Астронавты, летающие на космических кораблях НАСА типа -шаттл» (-челнок») пользуются космическими скафандрами (1), который позволяют членам экипажа работать в космосе до семи часов подряд. Оболочка скафандра многослойная, в ней сочетаются восемь материалов. Наружный слой состоит из особо обработанного нейлона, который предупреждает повреждения от попадания крошечных метеоритов Далее следуют четыре слоя алюминиевой фольги, обеспечивающие защиту от солнечной радиации, а под ними — огнеупорный слой с повышенной прочностью на разрыв. От космического вакуума астронавта защищает нейлоновый комбинезон с полиуретановым покрытием, в который подается воздух под давлением. Дискомфорт, вызванный крайне высокими или крайне низкими температурами, устраняется системой водяного обогрева и охлаждения — сетью трубок, проложенных в нейлоновом нижнем комбинезоне. (2) Ранец ручного маневрирования (MMU) позволяет астронавту удаляться от корабля. Энергия подается от 24 толкателей, расположенных по углам ранца. Выпуская через сопла сжатый азот из двух резервуаров (3), астронавт может передвигаться в вакууме. Рычаги управления регулируют вращение (4) и скорость (5). Видеокамера (6) посылает изображения внутрь корабля и фиксирует выполняемую работу.

Нил О́лден А́рмстронг (англ. Neil Alden Armstrong; 5 августа 1930 — 25 августа 2012) — американский астронавт НАСА, лётчик-испытатель, космический инженер, профессор университета, военно-морской лётчик США, первый человек, ступивший на Луну (20 июля 1969 года) в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».

В октябре 1958 года был зачислен в группу пилотов, готовившихся к полётам на экспериментальном ракетоплане North American X-15. В ноябре 1960 г. совершил свой первый полёт на ракетоплане. Всего до июля 1962 совершил 7 полётов на этих аппаратах, но ни разу не достиг отметку в 50 миль, считавшуюся в ВВС США границей космоса. Одновременно занимался отработкой посадки проектируемого X-20 Dyna Soar на специально оборудованных самолетах-тренажерах F-102A и F5D. В июле 1962 разочаровался в ракетопланах и ушёл из проекта за полтора года до его полного закрытия. В сентябре 1962 года прошёл конкурс из 250 претендентов, зачислен во 2-й набор астронавтов НАСА и начал готовиться к полёту в космос.

В июле 1969 года командовал экипажем космического корабля «Аполлон-11», главной задачей которого была первая в истории посадка на Луну. 20 июля стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Ступая на поверхность Луны, Армстронг произнес историческую фразу:«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества.»

Базз Олдрин (англ. Buzz Aldrin), (при рождении Эдвин Юджин Олдрин-младший (англ. Edwin Eugene Aldrin, Jr.); 20 января 1930, Глен Ридж (англ.)русск., Нью-Джерси, США) — американский авиационный инженер, полковник ВВС США в отставке и астронавт НАСА. Участник Корейской войны. Выполнял обязанности пилоталунного модуля корабля миссии «Аполлон-11», совершившего первую в истории пилотируемую посадку на Луну. 21 июля (GMT) 1969 года он стал вторым человеком, ступившим на поверхность Луны, после командира миссии Нила Армстронга.

21 июля 1969 года по Гринвичскому времени Эдвин «Базз» Олдрин стал вторым человеком, ступившим на другое небесное тело, совершив

километровую прогулку по поверхности Луны. Это был его четвёртый выход в безвоздушное пространство, чем он побил свой же предыдущий мировой рекорд. До полёта миссии «Аполлон-14» Олдрин держал также лидерство по суммарному времени выхода в открытый космос. Лидерство по количеству выходов держалось ещё дольше, до миссии «Аполлон-15». Согласно многочисленным легендам, Олдрин всегда хотел первым ступить на Луну. Многие утверждают, что изначально ему и был обещан первый шаг, но из-за схемы расположения астронавтов в модуле пришлось всё же остановиться на Ниле Армстронге — по штатному расписанию он сидел ближе к выходу. По другим вариантам этой же истории, Армстронг получил это право из-за своей невероятной скромности. Существовует мнение, что НАСА было заинтересовано, чтобы первым человеком, который ступит на поверхность Луны будет гражданский. Так или иначе, свою долю славы Олдрин получил: официально, первыми на поверхности прозвучали слова Армстронга — «Хьюстон, говорит база в море Спокойствия. Орёл сел». Однако, сразу перед этим Базз говорил «Касание легкое … хорошо, двигатель выключен».

Олдрин ступает на поверхность Луны

Базз Олдрин — сторонник пресвитерианской церкви. После прилунения, он сообщил на Землю: «Хочу воспользоваться возможностью и попросить всех, кто меня слышит, обдумать события последних часов и вознести благодарность наиболее приемлемым для каждого способом». Тогда же Олдрин, пользуясь правами старейшины пресвитерианской церкви, провел краткую частную службу с причастием. Армстронг, будучи неверующим, причащаться не стал.

Алан Лаверн Бин (англ. Alan LaVern Bean; род. 15 марта 1932 года в Уилере, Техас) — астронавт США.

До поступления в отряд астронавтов был лётчиком-истребителем, капитан ВМС США. Проходил подготовку в школе лётчиков-испытателей, где его инструктором был его будущий командир на Аполлоне — Чарлз Конрад.

Совершил два космических полёта в рамках программ «Аполлон» и «Скайлэб».

В состав основного экипажа Аполлона-12 Бин не входил, но заменил трагически погибшего в авиакатастрофе Клифтона Уильямса ('C.C.' Williams). Сыграло роль то, что командир экипажа обратился к руководству НАСА с просьбой включить в экипаж именно Бина.

Вторая экспедиция на Луну стартовала 14 ноября 1969 года, Бин был пилотом лунного модуля и стал четвёртым человеком, ступившим на поверхность спутника Земли вслед за своим командиром Конрадом 19 ноября. Они провели на поверхности Луны 31 час 31 минуту и дважды выходили из лунного модуля, чтобы собрать образцы грунта, установить научную аппаратуру и произвести съёмки. Также они демонтировали некоторые фрагменты стоявшего недалеко от места посадки беспилотного аппарата «Сервейер-3», прилунившегося тремя годами ранее, и доставили их на Землю для изучения свойств материалов после длительного пребывания на Луне. На деталях были обнаружены живые земные микроорганизмы, но скептики возражали, что они были занесены после возвращения, и вопрос остался открытым. За этот полёт Бин был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» в 1970 году.

А́лан Ба́ртлет Ше́пард, младший (англ. Alan Bartlett Shepard, Jr.) — (18 ноября 1923, Дерри, шт. Нью-Гэмпшир, США — 21 июля 1998, Монтеррей, шт. Калифорния, США) — американский астронавт, контр-адмирал американских ВМС. Первый американец, совершивший суборбитальный космический полёт. Второй космический полёт Шепард выполнил в качестве командира космического корабля «Аполлон-14», посадочный модуль которого совершил посадку на поверхность Луны.

Шепард был одним из семи астронавтов, отобранных НАСА в апреле 1959 года для полётов на кораблях «Меркурий». Высочайший профессионализм и другие качества не только позволили ему стать первым американским астронавтом[1], но и единственному из астронавтов программы «Меркурий» ступить на Луну.

5 мая 1961 года ракета-носитель «Редстоун 3» вывела космический корабль-капсулу «Меркурий-Редстоун-3» («Фридом-7») на баллистическую траекторию суборбитального полёта. Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 километров и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 километрах от точки старта. Хотя полёт и был суборбитальным, Шепард, в отличие от Гагарина (чей полёт был полностью автоматическим), имел возможность управлять кораблём и совершил в невесомости успешное маневрирование. В историю вошли слова Шепарда, сказанные перед стартом «Редстоуна»: — «Боже, пожалуйста, не дай мне облажаться» (англ. Please, dear God, don't let me fuck up); [2]. По другим источникам (его собственная автобиография), он сказал сам себе лишь «Don’t fuck up, Shepard…» (не облажайся, Шепард), а «молитву Шепарда» потом придумали СМИ, но тем не менее она стала популярна среди лётчиков.

После выполнения полёта Шепард готовился в качестве дублёра Гордона Купера для полёта «Меркурий-Атлас-9». Следующим полётом Шепарда должен был стать трёхсуточный полёт «Меркурий-Атлас-10» («Фридом-7-II»), назначенный на октябрь 1963, однако 13 июня 1963 года он был отменён.

После отмены полёта «Меркурий-Атлас-10» Шепард был выбран командиром и пилотом для первого старта нового космического корабля «Джемини». Вторым пилотом должен был стать Томас Стаффорд. Алан приступил к тренировкам, но в начале 1964, врачи обнаружили у него болезнь Меньера (болезнь уха, нарушаюшая работу вестибулярного аппарата), что привело к его отстранению от полётов практически до конца 60-х годов. Место планировавшегося экипажа «Джемини-3» заняли Вирджил Гриссом и Джон Янг.

После успешной операции на ушной полости и восстановления лётного статуса Шепард вернулся к активной подготовке к новым полётам.

В возрасте 47 лет, будучи к тому времени старейшим астронавтом НАСА, Алан Шепард выполнил свой второй космический полёт в качестве командира «Аполлона-14», который стал третьей успешной американской экспедицией на Луну (31 января — 9 февраля 1971 года).

Э́дгар Дин Ми́тчелл (англ. Edgar Dean Mitchell; род. 17 сентября 1930 года в Херефорде, штат Техас) — астронавт США.

Митчелл был в составе экспедиции Аполлон-14, третьей высадке людей на Луну. Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны 33 часа 24 минуты.Является шестым человеком, побывавшим на Луне.

В 1971 году был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».Позже основал Институт ноэтических наук.Включён в Зал славы астронавтов.Масон, член ложи «Артезия» № 28, Нью-Мэриленд.

В 1990-х — 2000-х годах Митчелл не раз выступал с заявлениями о том, что инопланетяне существуют, много раз посещали Землю, но эту информацию скрывает правительство.

Джеймс Ирвин был одним из 19 астронавтов, отобранных НАСА в апреле 1966 года. В 1969 был дублёром пилота лунного модуля Аполлона-12.

Свой полёт в космос Ирвин совершил в качестве пилота лунного модуля «Аполлона-15». Участвовал в четвёртой высадке людей на Луну. Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны — 66 часов 55 мин.

Являлся восьмым человеком, побывавшим на Луне и первым ушедшим из жизни среди тех, кто ступал на лунную поверхность.

В 1971 году Ирвин был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги»

.После экспедиции на Луну, 27 октября 1971 года на космодроме в Хьюстоне перед 50 тысячами баптистов объявил, что на Луне «постоянно чувствовал связь с Богом, ощущал его присутствие гораздо сильнее, чем это было на Земле», стал проповедником и основал миссию «Высокий полёт» (др. вариант перевода — «Парить в воздухе»), которую возглавил вместе со своей женой Мэри.

В 1972 году Ирвин был отчислен из НАСА за попытку сделать бизнес на марках, побывавших в космосе.

Джон Янг (англ. John Watts Young, 24 сентября 1930, Сан-Франциско, Калифорния) — астронавт США.

Джон Янг пилотировал космические корабли: «Джемини», «Аполлон» и «Спэйс Шаттл» «Колумбия». Джон Янг был во второй тройке астронавтов, вышедших на орбиту вокруг Луны. Джон Янг — девятый астронавт, ступивший на поверхность Луны.

Джон Янг окончил Высшую школу в Орландо (англ. Orlando), Флорида. В 1952 году он с отличием окончил Технологический Институт Джорджии (англ. Georgia Institute of Technology) и получил степень бакалавра аэронавтики. После службы в Военно-морских силах США Янг был направлен в школу лётчиков-испытателей. С 1959 года — служил лётчиком-испытателем в ВМС.

В сентябре 1962 года, Джон Янг был отобран во вторую группу астронавтов США.

Во время третьего полёта, 18 мая — 26 мая 1969 года, Янг был пилотом Командного Модуля «Аполлона-10». Это был второй полёт по программе «Аполлон» с выходом на окололунную орбиту. В полёте отрабатывалась генеральная репетиция высадки на Луну. После выхода на орбиту вокруг Луны, Янг оставался в Командном Модуле «Аполлона-10», а Томас Стаффорд и Юджин Сернан совершали манёвры на высоте 15 километров над поверхностью Луны в Лунном Модуле.

В четвёртом полёте, 16 апреля — 27 апреля 1972 года, Джон Янг выполнял роль командира «Аполлон-16». Это была пятая экспедиция по программе «Аполлон» с высадкой на поверхность Луны. 20 апреля 1972 года, Джон Янг ступил на поверхность Луны.

Чарльз Мосс Дьюк (англ. Charles Moss Duke; род. 3 октября 1935) — астронавт США. Самый молодой из тех, кто побывал на Луне.

В апреле 1966 года он был одним из 19 выбранных для НАСА пятой группе астронавтов.Он был в составе экспедиции Аполлон-16, пятой высадке людей на Луну. Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны — 71 час 2 мин.

Юджин Эндрю Сернан (англ. Eugene Andrew Cernan; род. 14 марта 1934 года) — астронавт США. Последний, на данный момент, человек, стоявший на поверхности Луны.

Он был в космосе трижды: в качестве второго пилота «Джемини-9А» в июне 1966 года, как пилот «Аполлона-10» в мае 1969 года, и как командир «Аполлона-17» в декабре 1972 года.

В настоящее время Сернан является последним человеком, стоявшим на поверхности Луны (14 декабря 1972 года). Последние слова, сказанные человеком на Луне, принадлежат Сернану:

«Боб, говорит Джин, я на поверхности, и, делая последний шаг человека с поверхности [Луны], возвращаясь домой, чтобы когда-нибудь вернуться — но, мы верим, в не очень далёком будущем — я бы просто хотел [сказать] то, что, я думаю, останется в истории. Что сегодняшний вызов Америки определил будущие судьбы человечества. И, покидая Луну в [районе] Таурус-Литтров, мы уходим так же как и пришли и, с Божьей помощью, вернёмся — с миром и надеждой для всего человечества. Удачи экипажу „Аполлона-17“». (8:14:00 UTC, 14 декабря 1972).

На поверхности Луны начертал инициалы своей дочери.

Харрисон Хейган «Джек» Шмитт (англ. Harrison Hagan "Jack" Schmitt; род. 3 июля 1935 года) — астронавт США в отставке, сенатор-республиканец от штата Нью-Мексико в 1977—1983 годах. Включён в Зал славы астронавтов.

Астронавт-учёный, доктор геологии Гарвардского университета. Работал над геологией Луны, разрабатывал программы геологических исследований для экипажей Аполлонов, участвовал в геологической подготовке всех астронавтов.

Был в составе экспедиции «Аполлон-17», шестой высадке людей на Луну. Общая длительность пребывания лунного модуля на поверхности Луны — 75 часов 1 мин.

В 1973 году Шмитт был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».

До 1974 года работал в НАСА помощником директора по научно-исследовательским работам.

В программе Аполлон, единственный летавший астронавт — не лётчик по профессии. На 2011 год, он является последним человеком, высадившимся на поверхность Луны. Во время экспедиции «Аполлон-17» он вышел из лунного модуля после командира, Юджина Сернана. Но перед отправлением Юджин Сернан вернулся в лунный модуль после Шмитта, став последним на сегодня человеком, стоявшим на Луне.

Китайские космонавты – «Тайконавты»

Человек, летавший на китайском космическом корабле, — тайконавт (от кит.упр.太空, пиньинь: tàikōng, палл.: тайкун — космос и наута (греч.ναυτα) — мореплаватель).

В китайском языке для обозначения летающего в космос человека существует сразу три слова: «юйханъюань» (кит.упр.宇航员, пиньинь: yǔhángyuán, «мореплаватель во вселенной»), «хантяньюань» (кит.упр.航天员, пиньинь: hángtiānyuán, «мореплаватель в небе») и «тайкунжэнь» (кит.упр.太空人, пиньинь: tàikōng rén, «космический человек»). Общеупотребительным во всех китаеязычных странах и регионах (КНР, Тайвань, Гонконг, Макао, Сингапур) является «тайкунжэнь», в космической промышленности и науке используется «хантяньюань», а в прессе — «юйханъюань».

Первые «Тайконавты»





ПЕКИН, 24 июня - РИА Новости, Мария Чаплыгина. Китайские космонавты провели первую в истории КНР ручную стыковку орбитального модуля и космического корабля "Шэньчжоу-9", сообщает в воскресенье агентство Синьхуа.

Как и планировалось ранее, стыковку двух объектов, движущихся в космическом пространстве на скорости 7,8 километра в секунду, провел ответственный за стыковку объектов Лю Ван. Стыковка "Шэньчжоу-9" и "Тяньгун-1", начавшаяся в 12:42 по местному времени (08:42 мск), транслируется в прямом эфире. По информации Пекинского центра управления полетами, весь процесс стыковки двух аппаратов займет порядка 45 минут.

Женщина – тайконавт Лю Ян



"Шэньчжоу-9"находится на орбите с 16 июня. Спустя два дня после старта экипаж корабля, в числе которого первая китайская космонавтка Лю Ян, провели автоматическую стыковку с модулем "Тяньгун-1" и перешли в него для проведения научных экспериментов.

Главной задачей экипажа накануне старта было заявлено проведение ручной стыковки корабля и космического модуля "Тяньгун-1". В ходе наземной подготовки космонавты провели ручную стыковку двух космических объектов более полутора тысяч раз.

Успех первой в истории китайской космонавтики ручной стыковки двух объектов на орбите, как пишет агентство Синьхуа, свидетельствует о том, что "Китай способен осуществлять доставку грузов и людей на орбитальные объекты".



Орбитальный модуль "Тяньгун-1", запущенный Китаем в 2011 году, имеет один стыковочный узел, а также оборудование для жизни и работы группы космонавтов в течение 20 суток, срок жизни модуля на орбите - два года.

КНР планирует до 2020 года построить на орбите собственную космическую станцию и создать космическую лабораторию.

Программа Китая по освоению космоса стартовала 8 октября 1956 года, когда в КНР была создана пятая академия Минобороны, занимавшаяся ракетными разработками. В 1964 году Китай отправил в космос ракету с двумя мышами на борту. В апреле 1970 года КНР вывела на орбиту первый искусственный спутник земли "Дунфанхун-1" ("Алеет восток-1").

Первый тайконавт Ян Ливэй



Пятнадцатого октября 2003 года первый китайский космонавт Ян Ливэй совершил полет на пилотируемом космическом аппарате "Шэньчжоу-5".

Тайконавты Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн



В 2005 году Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн осуществили рекордный для Китая пятидневный полет на околоземной орбите на корабле "Шэньчжоу-6". Запуск третьего пилотируемого корабля, а также первый выход китайского космонавта в открытый космос состоялись в конце сентября 2008 года.

Немного истории

Первая баллистическая ракета малой дальности DF-1



Первые ракеты, способные выходить в околоземное пространство, появились в Китае в 50-х годах прошлого века благодаря СССР. В рамках программы помощи дружественной стране Советский Союз передал молодой китайской республике не только технологии производства ядерного оружия, но также и технологии создания средств доставки этого оружия по назначению. В 1960 году Китай испытал первую баллистическую ракету малой дальности DF-1, которая была копией советской Р-2.

В 1968 году высшее руководство Китая объявило о начале собственной программы по исследованию и освоению космоса. Первого апреля этого же года был образован Исследовательский институт космической медицины и инженерии, который позже превратился в Центр научно-исследовательской подготовки китайских космонавтов. Людей в космос планировалось запустить как можно скорее, поэтому в этом же году министерством обороны Китая был начат отбор кандидатов. Тайконавтам, которые отправятся в космос 25 сентября, в это время было всего два года.

Китайский спутник "Донг фан хун – 1"



В 1970 состоялся первый триумф китайской космонавтики – на орбиту был выведен китайский спутник "Донг фан хун – 1" (Dong Fang Hong 1 - Красный Восток), он же "Мао-1". На его борту находился радиопередатчик, который в течение 26 дней транслировал одноименную песню, посвященную председателю Мао.

В течение последующих двадцати лет Китай занимался в основном запуском спутников. Идея пилотируемого космического полета возникала несколько раз. Например, в 1986 году был утвержден так называемый аэрокосмический проект 863-2. В его рамках планировалось создать космический аппарат для доставки человека в космос, а также космическую орбитальную станцию. Эта программа не достигла своих целей, но в 1992 году эволюционировала в космическую программу 921 - 1, ту самую, которая в 2003 году увенчалась успехом.

Настоящий прорыв в китайской пилотируемой космонавтике состоялся в 1994 году, когда Китай приобрел у Роскосмоса ряд технологий, используемых в космических кораблях "Союз" (дизайн которых был разработан еще в 60-х годах прошлого века). Эти аппараты выдержали более 1000 запусков и считаются самыми надежными космическими аппаратами из существующих.

Получив необходимые технологии, Поднебесная решила выдвинуться в космос как можно быстрее: первый пилотируемый полет планировалось приурочить к 50-летию существования Китайской народной республики. В 1996 году два предполагаемых тайконавта даже прошли подготовку в российском Центре подготовки космонавтов. Однако по техническим причинам полет не состоялся.

Настоящие дни

В 2003 году космическая программа Китая официально получила право называться успешной. Именно тогда Поднебесная присоединилась к очень узкому клубу государств (туда сейчас входит Россия и США), которые способны самостоятельно запустить человека в космос. Первым тайконавтом стал Ян Ливей (Yang Liwei). Следующий успешный запуск состоялся в 2005 году: летчики Фэй Цзюньлун (Fei Junlong) и Не Хайшэн (Nie Haisheng), побывав на орбите, успешно вернулись на Землю.

Что представляет собой китайская космическая программа сейчас? Китай является одной из немногих стран мира, которые обладают собственными техническими средствами доставки полезного груза на орбиту. Так, на ноябрь запланирован запуск первого Венесуэльского спутника китайского производства. Спутник, названный Simon Bolivar, на орбиту выведет китайская ракета-носитель.

Оба пилотируемых космических полета проходили на аппаратах "Шэньчжоу" (Shenzhou), что означает "Священная ладья" или "Небесная лодка". Совершенно не удивительно, что корабли напоминают своим внешним видом увеличенные "Союзы". Отличительной особенностью этих аппаратов является специальная система управления солнечными батареями: моторы приводят их в такое положение, что они перпендикулярны падающему солнечному свету. При таком расположении батареи поглощают наибольшее количество энергии. Кроме этого, головная часть "Небесной лодки" представляет собой отдельную капсулу, в которой тайконавты могут вернуться в случае необходимости на Землю.

"Шэньчжоу VII"



Третья космическая экспедиция отправится в космос на "Шэньчжоу VII", который стартует с космодрома в провинции Ганьсу 25 сентября 2008 года в 21:10 (17:10 по московскому времени). Планируется, что полет продлится 68 часов. Спускаемая капсула с тайконавтами должна приземлиться 28 сентября в районе Внутренней Монголии. В состав экипажа входят трое летчиков: Чжай Чжиган (Zhai Zhigang), Лю Бомин (Liu Boming) и Цзин Хайпэн (Jing Haipeng). Немного истории

Чжай Чжигана



Широко разрекламированным событием, которое должно состоятся во время полета, является первый выход китайского гражданина в открытый космос. Эта честь выпала Чжай Чжигану. Во время выхода, который будет длиться примерно 40 минут, тайконавт запустит на орбиту небольшой искусственный спутник Земли.

Важной деталью этого события является то, что выход состоится в скафандре китайского производства (предыдущие экспедиции использовали российские скафандры). Однако даже сами китайцы признают, что дизайн этих костюмов во многом копирует российские. Более того, китайцы признались, что в качестве запасных скафандров берут скафандры российского производства.

Другой важной деталью является то, что миллионы человек будут следить за работой тайконавтов в прямом эфире. Небольшой спутник, который Чжиган запустит на орбиту, будет транслировать на Землю изображение действий космонавта в реальном времени.

Решение передавать столь сложное и непредсказуемое событие как выход в открытый космос в прямом эфире может обернуться катастрофой. Действительно, если что-то пойдет не так, это увидят миллионы зрителей. Однако опыт успешной работы на публику у тайконавтов уже есть. На ракете, которая выводила вторую экспедицию на орбиту, была установлена специальная камера, которая снимала удаляющуюся Землю.

Китай выбрал тайконавта, который выйдет в открытый космос во время полета корабля "Шеньчжоу VII" (Shenzhou - "Небесная ладья" или "Священная лодка"), сообщается на портале China.org.cn. Первым гражданином КНР, побывавшим в космическом пространстве вне корабля, станет 42-летний летчик-истребитель Чжай Чжиган (Zhai Zhigang). Всего в "шорт-листе" было трое тайконавтов.

Во время 40-минутного выхода в открытый космос полковник Народно-освободительной армии Чжиган запустит на орбиту небольшой спутник, который будет транслировать на Землю видеозапись действий Чжигана вне корабля. Вход тайконавта в открытый космос состоится 26 или 27 сентября.

Дизайн скафандра Чжигана во многом скопирован с российских скафандров, сообщает AFP со ссылкой на сообщение китайского правительства. Стоимость скафандра составила 100 миллионов юаней (около 55,7 миллиона рублей).

"Шеньчжоу VII" - третий китайский пилотируемый космический корабль. Всего полет "Небесной ладьи", которая стартует с космодрома в провинции Ганьсу 25 сентября 2008 года в 21:10 (17:10 по московскому времени), продлится 68 часов. Спускаемая капсула должна приземлиться 28 сентября в районе Внутренней Монголии. Кроме Чжигана в состав экипажа войдут летчики-истребители Народно-освободительной армии Лю Бомин (Liu Boming) и Цзин Хайпэн (Jing Haipeng).

Все три тайконавта находились в составе запасного экипажа для полета предыдущего космического корабля "Шеньчжоу VI" в 2005 году. Первый пилотируемый корабль Китай запустил в 2003 году. КНДР стала третьей страной, самостоятельно запустившей собственный космический корабль.




Храбрость: сильнейшее желание жить, принявшее форму готовности умереть. Гилберт Честертон
ещё >>