Похожие работы
|
«Коррупция сложное социально-политическое явление» - страница №1/3
![]() 10 класс Цели: 1. Образовательные: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее причинами; 2. Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, развивать умение рассуждать и критически мыслить, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране; 3. Воспитательные: воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности; профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация. План урока.
На классной доске записана тема урока: «Коррупция – сложное социально-политическое явление» и основной вопрос урока «В чём причины коррупции?» Вопрос для учащихся: «Какие ассоциации вызывает у вас слово «Коррупция»? Ход урока Учитель: Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина - шумерсий царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом». Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Ведущие мировые религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: Аминь!» (Второзаконие, глава 27, стих 25) «Князья твои ― законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гонятся за мздой» (Исход, глава 1, стих 23). «Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Михей, глава 7, стих 3). «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Притчи, глава 17, стих 23). То же вы можете прочитать и в Коране: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих…» (Втор. 16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т.д. Таким образом, сколько существует человечество, столько и приносит коррупция неизгладимый вред развитию общества. Сегодня на нашем уроке по теме: «Коррупция – сложное социально-политическое явление» мы раскроем сущность понятия «коррупция», причины коррупции, познакомимся с высказываниями писателей, политиков, публицистов о коррупции, подумаем над тем, как с ней бороться. Я очень надеюсь, что в ходе урока вы выскажете своё личное мнение по проблеме. Мы начинаем! Какие же ассоциации вызывает у вас слово «Коррупция»? Ассоциации на слово «коррупция» Коррупция напоминает клубок ниток, где нет ни начала, ни конца. Она похожа на этот предмет, потому что в нем сложно разобраться, также как и в коррупции. * * * Коррупция похожа на сточные трубы, которые загрязняют чистую реку. Сразу понятно, что река – это наша страна, а сточные трубы – коррупция, которая портит нашу жизнь. * * * У меня коррупция ассоциируется с пауком, потому что паук затягивает свою жертву. Так и коррупция затягивает людей. * * * Болото, которое засасывает нас все глубже и глубже. * * * Осьминог, который хватает своими щупальцами добычу. Плющ, который опутывает своими побегами все, что ему попадется на пути, и его трудно удалить. Зыбучие пески, которые засасывают в себя любой предмет. * * * Темный лабиринт, из которого трудно найти выход. * * * Коррупция – это коррозия. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. * * * Коррупция – следствие общественной слепоты и обманчивой страусиной политики в процессе социально-политического взаимодействия. * * * Коррупция - это психологический тип общественного бытия и общественного сознания, основанный на снисходительности ко всему тому, что способно ускорить процесс принятия решения, выполнить роль эффективной и неизбежной в силу своей эффективности смазки. Учитель: Термин «коррупция» раскрывают различные источники и различные подходы. Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу. Задание 1. Учащиеся поделены на три группы. Отработка понятия «коррупция» (Приложение №1) Группа №1 – объясняет смысл и значение слова «коррупция» используя объяснение из словарей. Группа №2 - объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения юристов, социологов, экономистов. Группа №3 – выясняет каково лингвистическое значение слова «коррупция» в разных европейских языках? Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся. Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания - понятие «коррупция» мы определили. Задание 2. Учащиеся поделены на три группы. Работа с высказываниями политиков, писателей, публицистов, пословицами и поговорками о коррупции. (Приложение №2) Группа №1. Прочитайте высказывания политиков, писателей, публицистов о коррупции. Ответьте на вопросы: а) Какие ключевые слова наиболее часто встречаются у авторов высказываний? б) Каковы оценки авторов к участникам коррупционных отношений? в) Согласны ли Вы с В.Г. Короленко «…что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» - это ошибка? г) С каким высказыванием Вы больше солидарны социолога В.Л. Римского или юриста М.Ю. Барщевского? Свою точку зрения прокомментируйте. Группа №2. Прочитайте высказывания писателей, публицистов о коррупции. Ответьте на вопросы: а) Какие ключевые слова наиболее часто встречаются у авторов высказываний? б) Каково, по-вашему, отношение авторов высказываний, фрагментов их сочинений к их героям и тем явлениям, которые они описывают? в) О каком новом типе человека пишет Ю.М. Нагибин? Что должно произойти, по мнению автора, чтобы ситуация изменилась? г) На что с точки зрения Д. Гранина тратят деньги российские миллиардеры и почему у него это не вызывает симпатии? А Вы согласны с Д. Граниным? Группа №3. Прочитайте пословицы и поговорки. Ответьте на вопросы: а) Как вы думаете: почему в народной мудрости отсутствует однозначное осуждение взяточничества? б) Каким сословиям, социальным группам, упомянутым в пословицах и поговорках, чаще всего дается отрицательная характеристика? А какие чаще всего являются потерпевшей стороной? в) В каких пословицах и поговорках взяткодатель и его поступок осуждается, а где оправдывается. г) Какие пословицы и поговорки, по-вашему, «родились» в XX веке? д) Какие старые по времени пословицы и поговорки не потеряли своей актуальности и сегодня? е) Какие пословицы и поговорки, соответствующие теме, Вы знаете? Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся. Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания – писатели, публицисты и сегодня занимают активную жизненную позицию. В коррупции, взятках, круговой поруке, вседозволенности они видят социальное зло, которое угрожает нашему будущему. Пословицы и поговорки – народная мудрость, выкристаллизованная веками. Их необходимо знать, осознавать и делать соответствующие выводы для себя. Задание 3. Учитель: Древние замечали: найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учёные понимают и факторы коррупции. Перед вами два варианта (то есть два подхода в определение причин, факторов коррупции). Группа №1. Работает с заданием №3 приложение 3 с классификацией коррупции. Группа №2. Работает с заданием №3 приложение 3 с классификацией коррупции. Группа №3. Должна будет на основе имеющей информации, которую представят первая и вторая группы предложить составить схему – таблицу «Причины коррупции». (Приложение 3) Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся. Вывод третьей группы: На самом деле, изучение причин коррупции сопряжено с рядом серьезных трудностей. Насколько сложное явление представляет сама коррупция, настолько же неоднозначны и сложны причины, влекущие ее. Зачастую просто невозможно определить, причиной или следствием коррупции является тот или иной факт. Например, низкий уровень экономического развития в определенной степени способствует увеличению коррупции, которая, в свою очередь, является серьезным барьером для нормального экономического роста; политическая нестабильность, как правило, провоцирует коррупцию, однако коррупция сама может стать причиной нарушения подобной стабильности. Попытка систематизации причин коррупции приводит к следующей их классификации: социально-экономические, политические, организационные, правовые, а также факторы культурно-этического характера.
Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Задание 4. Учащиеся поделены на три группы. Работа с тезисами по теме «Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией». (Приложение №4) Группа №1. Социальные последствия, порождаемые коррупцией. Группа №2. Экономические последствия, порождаемые коррупцией. Группа №3. Политические последствия, порождаемые коррупцией. Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся. Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания – Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном? - Хочется вам напомнить, что по Индексу восприятия коррупции «в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. Хотите, чтобы с нашей Россией имели дело приличные партнеры, - будьте честными. Быть честным выгодно». Творческое задание: нарисовать плакат на тему: «Коррупция – социальное зло!» Приложение № 1 Задание № 1 Группа №1. Значение слова «коррупция» в словарях. Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка" относит его к "книжной" лексике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. В дальнейшем в юридической науке понятие "коррупция" определялось как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption). Corrupt в переводе с английского – развращенный продажный. Corruption – порча, разложение, растление. В русском языке оно обозначает «продажность», «лихоимство», «мздоимство», «поборы». В латинском языке дословный перевод означает ухудшение, порчу, разложение. Более позднее толкование данного термина в русском языке носит многозначный характер: подкуп, порча, разложение и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей". В толковом словаре В.И.Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества. Мздоимствовать- брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник. В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция — это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще». В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей". В Оксфордском политическом словаре про коррупцию сказано следующее: "Коррупция может процветать как в демократическом обществе, так и в тоталитарном. В первых, она ярко проявляется во время выборов, а в Советском Союзе коррупция сосредотачивалась вокруг черного рынка и правящей партии, в которой посты и привилегии покупались. Коррупция - это злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. И у нее есть шесть характеристик: Первая. Сознательное подчинение общих интересов государственного деятеля личным интересам. Вторая. Секретность исполнения решений. Третья. Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения и теми, кому это выгодно. Четвертая. Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения и теми, кто может на принятие такого решения повлиять. Пятая. Попытка скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием. Шестая. Выполнение двойственных функций - государственных и частных теми, кто совершает эти акты Приложение № 1 Задание № 1 Группа №2. Значение слова «коррупция» в понимании юристов, социологов, экономистов и т.д. Определение corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность. Понятие «коррупция» по разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы: А) Социологи: коррупция – это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны власти ради незаконной личной выгоды». Это утверждение является и слишком узким (ибо коррупция встречается и в частных корпорациях) и слишком широким. Так, российский социолог С.Ю. Барсукова пишет: “…поведение политика, чиновника, бизнесмена не имеет сущностных отличий: все они пытаются использовать имеющиеся ресурсные ограничения с наибольшей выгодой для себя… Одни оперируют капиталом политическим, другие - административным, третьи - экономическим. При этом цели участников коррупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности». (Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность. - Общественные науки и современность, 2008, № 5 c.39). Б) Специалисты по государственному управлению считают, что коррупция – это «не санкционированное осуждаемое действие в целях получения какой-нибудь личной выгоды…». Под это определение подходит большинство преступлений, перечисленных в Уголовном Кодексе. В) Экономист Н. Епифанова в статье “Исследование коррупции на основе методов экономической теории” пишет: “Говоря о коррупции с позиций экономической теории, мы можем определить ее как проявление такого поведения индивидов, целью которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им”. (Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории. - Вопросы экономики, 2007, №1, с.36). Г) Юристы: «Коррупция – это социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» (Криминология: учебник для юридических вузов / Под редакцией А.И. Долговой. М., 1997. С. 501). «…в широком смысле слово коррупция – это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах». (Уголовное право). В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как “злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением”. В Российском Национальном плане противодействия коррупции (2008 г.) также определен ряд понятий: «коррупция» – как социально-юридическое явление, «коррупционное правонарушение» – как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» – как «скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции…». В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица». Согласно этим определениям, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации. Приложение № 1 Задание № 1 Группа №3. Каково лингвистическое значение слова «коррупция» в разных европейских языках? 1. На основании лингвистических материалов о значении слова «коррупция» в разных европейских языках выделите широкий и узкий смысл использования данного понятия. 2. Какое толкование слова «коррупция» в большей степени характерно для русского языка? 3. Согласны ли вы с утверждением, что «коррупция – это разложение всего общества»? Современное значение термина «коррупция» Итальянский язык: corruzione – порча, разложение, гниение; развращённость, испорченность; - подкуп (corruzione di pubblico ufficiale – подкуп должностного лица); - развращение, совращение (corruzione di minorenni – совращение малолетних).
- порочность, развращенность (моральное разложение); - изменение, искажение (информации, текста); - развращение; разлагающий фактор. глагол to corrupt: – развращать, разлагать; разлагаться (о человеке, обществе, государстве и т. п.); - подкупать, давать взятку; - гноить, портить (мясо, фрукты, другие органические вещества); - гнить, разлагаться (об органических веществах); - искажать (язык, текст и т. п.). Русский язык: (слово «коррупция» вошло в употребление лишь в конце 1980-х годов, до этого использовались слова «взяточничество», «злоупотребление служебным положением») следующая страница >> |
ещё >> |