Кора Бессер-Зигмунд Харри Зигмунд Coach Yourself Самокоучинг - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К. бессер зигмунд магические слова 10 1643.56kb.
Зигмунд Фрейд будущее одной иллюзии 6 791.99kb.
Предварительные замечания издателей 1 78.46kb.
Зигмунд Фрейд. Леонардо да Винчи: Воспоминание детства 6 986.1kb.
Зигмунд Фрейд набросок одной психологии 8 1331.2kb.
Контрольная работа по предмету: «деловое общение» 1 88.1kb.
Зигмунд Фрейд 1 169.45kb.
Психоанализ –– Зигмунд Фрейд 3 уровня сознания: сознание 1 125.82kb.
Табу девственности 1 212.72kb.
Зигмунд Фрейд толкование сновидений 1 50.05kb.
Исследование гипноза в России Бессознательное и гипноз Зигмунд Фрейд... 21 3235.44kb.
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины, задания... 4 997.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Кора Бессер-Зигмунд Харри Зигмунд Coach Yourself Самокоучинг - страница №1/10







Cora Besser-Siegmund Harry Siegmund

Coach Yourself

Persönlichkeitskultur für Führungskräfte



Кора Бессер-Зигмунд Харри Зигмунд

Coach Yourself

Самокоучинг




Издательство Вернера Регена Санкт-Петербург


Культура личности менеджеров и руководителей

ББК 88 Б53

Ответственный редактор Елена Ходова

Перевод с немецкого Ирина Тарасова

Редактор перевода Марина Добровольская

Перевод осуществлен по изданию:

Besser-Siegmund Cora, Siegmund Harry

Coach Yourself: Persönlichkcitskultur für Fiihrungskräfte

Paderborn: Junfermann Verlag, 2003



Бессер-Зигмунд К., Зигмунд X.

Б53 Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руко-

водителей / Пер. с нем. И. Тарасовой. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2010. — 176 с. ISBN 978-5-903070-27-5



ББК 88

Все прана защищены.

Это произведение, включая все его части, защищено авторским правом.

Любое применение материалов киши, выходящее за рамки закона об авторских нравах,

без согласия издательства недопустимо и преследуется законом.

Это особенно касается фотомеханической репродукции, переводов,

записи па микрофильмы, записи па электронные носители

и обработки в электронных системах.

© Jimfcrmannschc Vcrlagsbuchhandking, Padcrborn, 2003
© Christian Tschepp, логотип серии, 2007
ISBN 978-5-903070-27-5 © Издательство Вернера Регена (русское издание), 2010

Оглавление

Предисловие 9

Введение 11

Культура личности в самокоучинге через сознательное самоуправление ... 13

«Человек как ресурс» — краткий исторический обзор 17

«Человеческое и слишком человеческое дают ключ к успеху» 20

Значение личности руководителя в корпоративной культуре 23

Значение метода самокоучинга для будущего развития предприятий 27

Шаги программы самокоучинга 29

НЛП — ландшафт мира головного мозга 30

Темы коучинга 35

Шаг 1: Достижению успеха надо учиться 36

Ментальное управление поведением и самочувствием с помощью

«угодного мозгу» мышления: «Who is driving the bus?» 37

Каналы чувственного восприятия: пять фильтров внешнего

и внутреннего мира 39

Упражнение: Указания по доступу к каналам чувственного восприятия

через движения глаз 40

Транс, расслабление и сон для активизации головного мозга 42

Упражнение: Быстрое расслабление — каналы чувственного восприятия

как источники сил 44

Цели и организм: физиология цели 46

Целевой менеджмент — учиться обгонять проблемы 47

Четкое определение цели 50

Упражнение: «Угодная мозгу» формулировка личной цели 52

Время не проходит — оно появляется! Работа с линией времени (Timeline),

ориентированная на будущее 54

Упражнение: Подходит ли моя цель к моему будущему с точки зрения

«экологичности»? 56

Сознательное включение способностей 58

Упражнение: Состояние превосходства (Moment of Excellence) 60

Успех — «дело установки» — в полном смысле этого слова! 62



Упражнение: Съемка успешного фильма, «угодного мозгу» 64

Вид с высоты полета на вертолете 66



Упражнение: Обзор 67

Метафоры — схемы церебральных путей решения 68



Шаг 2: Использовать силу бессознательного .......71

Что такое системное мышление? 73

Удача или невезение? Осознание тем вместо осознания проблем 75

Личность человека — универсум с системой 78

Конфликт частей личности — «активная блокада» 80

Упражнение: Конструктивный подход к собственным «блокадам

достижения успеха» 83

Список частей личности 84

Включенность «блокады» в систему личности 86



Упражнение: Какую позитивную функцию выполняет «часть блокады»

в системе моей личности? 86

От динамики блокады к эффекту локомотива 88

Упражнение: Новые пути вместо тупиков 89

Как создать оптимальную мотивацию? 90



Упражнение: Собственная позитивная мотивация 94

Эврика — активизация «бессознательных циклов» 96

«Экологичные успехи» с помощью собственной креативности 97

Упражнение: Использовать креативную силу бессознательного 101

Шаг 3: Самокоучинг 103

Корпоративная культура в системе личности — культура личности 104

Воздействие личности исходит изнутри 105

Пять «активистов» — пентаграмма качеств человеческой личности 107

1. Фирменный стиль (Corporate Identity), или: «Последовательный образ

проявления всех частей вовне» 108



Упражнение: Моя неповторимая идентичность 111

2. Командный дух, или: «Кооперация вместо конкуренции» 112



Упражнение: Переговоры между двумя частями личности 115

3. Экономика, или: «Вместе мы сильны!» 116



Упражнение А: «Встреча» («Get together») 120

Упражнение Б: «Интеграция способностей» 120

4. Ресурсы, или: «Конец — всему делу венец» (Шекспир) 121



Упражнение: Новое ноу-хау, новые инструменты 122

5. Гибкость, или: «Путь — это цель!» 123



Упражнение: Координатор перемен 125

Эврика в качестве метода: Целевой менеджмент с помощью инструментов


самокоучинга 126

Менеджер как «интегрированная личность» 129



Упражнение: «Тест на конгруэнтность» 130

Шаг 4: Самокоучинг в межличностном взаимодействии 132

От активной личности к активному предприятию 132

Как сознательно настроить себя и своих сотрудников на одну

положительную «длину волны» 133

Внимание! Преследование преуспевающих 138

Упражнение: Защита от зависти 140

Как перенять стратегию успеха? 140



Упражнение: Создание эталонной модели 142

Мотивация с помощью возможностей невербальной коммуникации 143



Упражнение: Мотивация через невербальную коммуникацию 145

Помощь в обращении с проблемными партнерами по коммуникации 146



Упражнение: «Разгипнотизирование» 147

Целенаправленное использование языковых средств 148

Модель делегирования, «ориентированная на действие» 150

Опыт участников семинаров 154

Результаты самокоучинга 154

Синергетический менеджер — в разрезе будущего 157

Уверенные в себе люди с нестандартным мышлением 160

Выводы для подбора персонала 160

Что дальше: Интеграция нового опыта в повседневную жизнь 161

Упражнение: Интеграция в повседневную жизнь —

строительство будущего 162

Глоссарий 163

Литература 166

Предметный указатель 168

Выражаем свою благодарность

нашей дочери Лоле, Питу, Курту Фридриху,

Академии коучинга концерна Фольксваген,

а также нашим клиентам и участникам семинаров,

которые разрешили опубликовать свои отчеты.



Введение

Сила воздействия, аура, харизма — эти магические слова сопровождают людей, индивидуальность которых уже с первого взгляда интуитивно ощущается другими людьми и делает их образцами для подражания. Эти понятия являются магическими, потому что воздействие личности может дос­тигаться, по-видимому, не только благодаря силе воли или поступкам. Эти каче­ства невозможно обрести и усвоить так же просто, как жесты, знание иностран­ного языка или манеру одеваться и причесываться. Тем не менее, в литературе, посвященной корпоративной культуре, постоянно подчеркивается значение вли­яния личности руководителей.

С помощью метода самокоучинга вы сможете научиться целенаправленно раз­вивать воздействие своей личности, потому что, как показывает наш опыт, воз­действие личности человека не является раз и навсегда данным, неизменным качеством человека, как, например, цвет его глаз. Путь к харизме проходит через сознательную активизацию составляющих вашей личности, их объединение во «внутреннюю команду».

Активная личность не является ни героем, ни гением. Она также не отличается суперинтеллектом в какой-то одной области. Активная личность обладает сис­темным мышлением и широтой взглядов. Системность мышления дает челове­ку способность оптимально воспринимать происходящие процессы, что имеет решающее значение для успешного руководства предприятием на протяжении длительного времени. Если технические отделы могут оптимально функцио­нировать даже под руководством тупого бюрократа, то предприятия в целом, и прежде всего их клиенты, реагируют на стиль руководства как живые организ­мы. Последние исследования в области «поведенческой экономики» показали, что осторожное поведение потребителей в отношении закупок объясняется не только такими экономическими причинами, как необходимость экономить. По­требители не раскрывают свою покупательную способность в отношении тех предприятий или отраслей, которые они субъективно считают несимпатичными

12 • Самокоучинг

или нечестными. Подобный «эффект наказания» может продолжаться годами. Чтобы дело не дошло до такой ситуации, сегодня каждому конкурентоспособ­ному предприятию необходимы активные руководители, способные принимать решения, управлять и руководить на основе системного, целостного мышления.

Активной личностью мы называем человека, обладающего очень хорошим до­ступом ко всем своим способностям и источникам внутренних сил. Даже в со­стоянии покоя, истощения или болезни он сохраняет способность поддерживать хороший контакт со всеми ресурсами своей личности. Во-первых, это источни­ки физических и интеллектуальных сил, к ним относятся также ментальные спо­собности, например воображение и позитивное мышление. Во-вторых, большое значение имеют все системные потенциалы, например творческий, интуитив­ный и социальный интеллект. Только наличие этих способностей порождает живую, активную силу воздействия человека, неизменно определяющую весь сценарий его жизни.

Поэтому мы связываем понятие активной личности не с ослепительными «фее­рическими личностями», которые после эйфорического финансового подъема исчезают во время спада с солидным пакетом акций в несколько миллионов евро. Для этого экономического феномена мы используем в нашей книге понятие «менеджер типа Дагоберта Дака».1 Этот знаменитый персонаж Уолта Диснея луч­ше любых слов передает впечатление, производимое человеком, который преус­певает в какой-то одной области, но у него отсутствует «чувство» таких систем­ных организаций, как душа, семья или сообщество людей. Предприятиям необходимы люди, не только имеющие концепцию достижения успеха, но сами, на протяжении всей жизни, являющиеся такой концепцией в силу системной структуры своей личности. Добиться успеха и сохранить успех — две разные вещи.

Активная личность умет постоянно и системно сочетать между собой многие разные цели, которые ставит перед собой на протяжении жизни. При этом цели достигаются не путем испытания внутренних сил или самопреодоления, а бла­годаря динамике гармоничной, хорошо согласованной системы личности.

Однако уже то, как мы говорим о работе над собой с целью достижения успеха, в большей степени указывает на необходимость внутренней борьбы, чем фор­мирования целостной личности. Вспомним такие выражения, как «одержать победу над собой», «преодолеть себя», «бороться с низменными инстинктами» и т. д. Буквально это означает, что человек, который так думает о себе, предполага­ет наличие в себе ряда импульсов, от которых необходимо избавиться. Но недо­верие к себе является противоположностью уверенности в своих силах. Побеж­денная, преодоленная или успешно подавленная часть личности, естественно,

1 Немецкий вариант дядюшки Скруджа Мак Дака. Здесь и далее примеч. переводчика.

Введение • 13

уже никак не может способствовать развитию активной личности. Сила воздей­ствия личности возрастает, если все составляющие личности и все источники внутренних сил человека имеют право проявлять активность. Чем больше ис­точников света могут светить без замыкания, тем ярче становится свет. На язы­ке психологов это называется убедительной конгруэнтностью личности. Кон­груэнтность личности — секрет харизмы. Конгруэнтность личности является результатом не колдовства, а последовательного развития культуры личности.

Культура личности в самокоучинге через сознательное самоуправление

Самокоучинг (Coach Yourself) представляет собой ментальный тренинг лично­сти мужчин и женщин, занятых в управлении предприятий в качестве руково­дителей. Задачи руководителей, как правило, делятся на три области:

Косвенное руководство

Существуют правила, например регулирования продолжительности рабочего времени, которые в целом подлежат согласованию с сотрудниками и меняются редко.



Непосредственное руководство

Непосредственное руководство представляет собой постоянное общение с со­трудниками путем делегирования задач, при этом большую роль играет взаим­ная мотивация труда, обусловленная стремлением к успеху. Руководитель со­здает мотивацию и получает мотивацию от сотрудников, если он является для них признанной моделью позитивной работы и конструктивных систем ценнос­тей. Это имеет большое значение для руководства через модельное поведение.



Руководство через модельное поведение

Руководитель своим поведением демонстрирует сотрудникам то, что он ожида­ет от них.

Две последние из названных форм руководства требуют четко очерченного по­ведения в коммуникации с сотрудниками, но, в первую очередь, с самим собой. Это должен уметь каждый руководитель, если он хочет наряду с исполнением руководящей роли справляться и с профессиональной областью работы.

14 • Самокоучинг



Три формы руководства







непосредственное


через модельное поведение


косвенное

самокоучинг

Большинство тренингов руководителей в значительной степени упускают из вида аспект оптимальной коммуникации с самим собой. Здесь начинается само­коучинг.

Слово коучинг (coaching) первоначально пришло из профессионального спорта. В спорте коучем называют личных тренеров профессиональных спортсменов. Коуч несет ответственность не только за эффективность тренировок, но и за об­щее настроение своего подопечного, его психологическое состояние. Болельщи­ки прекрасно понимают: для того чтобы победить в гонке или, соответственно, отразить пенальти — Михаэль Шумахер и Оливер Канн должны обладать не толь­ко хорошей физической формой и техникой, но и иметь соответствующий внут­ренний настрой. Для менеджеров и руководителей термин коучинг означает це­ленаправленный, профессионально ориентированный тренинг личности и менталитета.

Хороший коучинг в области высших достижений означает не просто тренинг, а тренинг талантов: профессиональный коуч точно распознает сильные стороны


Введение • 15

своего подопечного и, несмотря на его возможные слабости, неуклонно придер­живается своей оценки, потому что верит в его талант, ведь он знает, что «зало­жено» в его подопечном.

Не так давно руководитель одной риэлтерской фирмы прислал к нам своего мо­лодого сотрудника со словами: «Я знаю, этот парень чертовски хорош. На таких у меня прекрасный нюх. Но я предполагаю, не будучи специалистом, что в нем надо "развязать какой-то узел". Попытайтесь, пожалуйста, как-нибудь расшеве­лить его». В этой сфере предпринимательства многообещающих молодых сотруд­ников называют «золотыми рыбками». В случае этой золотой рыбки — только что окончившего университет экономиста — затраты на коучинг полностью оправда­лись. Узел оказался классическим явлением «двух душ в одном теле». Дилемма объяснялась противоречием между его любовью к своей профессии и неприятием костюмов и галстуков. Потребовалось всего два сеанса тренинга, чтобы объеди­нить обе души в одну команду и снять блокаду, мешающую успешной работе.

Хороший коучинг должен удовлетворять двум требованиям успешности прове­дения тренинга:



  1. Изучение и тренировка стратегий успеха, развитие и совершенствование име­ющихся способностей.

  2. Помимо тренировки стратегий и способностей, профессиональный коучинг позволяет выявить скрытые способности ведущих специалистов. Иметь спо­собности и уметь применять способности — разные вещи. Здесь начинается целенаправленное развитие активной личности.

Мы часто сравниваем эту вторую задачу с луной. Если мы видим на небе месяц, то это не означает, что луна ущербна. Мы просто не можем увидеть ее целиком, потому что большая ее часть в это время не освещается солнцем. Многие руко­водители получили качественную подготовку на курсах стратегии предприни­мательства. На интеллектуальном уровне они усвоили содержание и теорети­чески расширили спектр возможностей действия, но реализовать эти знания в профессиональной практике им удается далеко не всегда. И даже если удается, то это совсем не означает, что затренированный способ поведения сочетается со структурой их личности. «Вы можете мне объяснить, почему мой коллега через каждые три предложения обращается ко мне но имени? — жаловалась одна из участниц наших курсов. — Он думает, что это производит хорошее впечатление на собеседника? Меня это ужасно раздражает!»

Безусловно, обращение к собеседнику по имени свидетельствует об уважении, но каждый недавно освоенный способ поведения следует адаптировать к соб­ственной личности и к ситуации.

В случаях нераскрытых или неправильно используемых потенциальных возмож­ностей личности можно говорить о блокадах успеха в самом широком смысле

16 • Самокоучинг

этого слова. Позитивное мышление в таких случаях принесет мало пользы, так как этот метод лишь пытается настроить мышление против блокады успеха. Помочь может конструктивно-системное мышление. Блокада успеха также под­держивается динамикой внутренней энергии. Эту энергию нельзя подавлять, необходимо включить ее динамику и направить на пользу процесса достижения успеха. С помощью метода самокоучинга все части личности проявляются в нуж­ном свете и интегрируются в процесс достижения успеха. В результате отпадает необходимость в борьбе против самого себя, которая требует огромных нервных затрат, зачастую наносит вред здоровью и ведет к профессиональному спаду.

В этой книге мы описываем и тренируем целый ряд коммуникативных возмож­ностей при работе над собой. С помощью этого ментального тренинга вы стане­те своим собственным коучем: тренируйте себя сами. Только так вы сможете уверенно раскрывать свои способности и убедительно реализовывать их в тех ситуациях, когда вы должны действовать совершенно самостоятельно и не мо­жете рассчитывать на поддержку со стороны. В повседневной жизни, в «контек­сте проблемы live», каждый человек вынужден уметь сознательно управлять собой. Активная личность повсюду сопровождает себя в качестве коуча и само­стоятельно управляет своими источниками сил и энергии.

Методом самокоучинга рекомендуется овладеть также в целях предупреждения появления проблем ментально-личностного характера. «Только теперь я понял, что на самом деле означает уверенность в себе», — сказал на первый взгляд очень уверенный в себе пожилой экономист, который в течение десяти лет занимал совершенно не удовлетворяющую его должность члена правления. За эти годы он ни разу даже не попытался изменить свое профессиональное положение. «Оглядываясь назад, я только сейчас с полным убеждением могу сказать, что у меня были все необходимые способности для достижения успеха на другом пред­приятии — но моя неуверенность свела меня с ума». Он неоднократно повторял, что методы самоуправления должны преподаваться уже в школе. Кроме того, с тех пор как окрепла его ментальная уверенность в себе, значительно повысился и его авторитет у сотрудников предприятия и членов правления, при этом нельзя сказать, что в его поведении произошли явственные конкретные изменения.

В повседневном общении с сотрудниками возникает эффект микрокосмос = макрокосмосу: наше внутриличностное состояние оказывает бессознательное, но решающее влияние на наши межличностные отношения на предприятии. На­пример, если вы можете хорошо мотивировать себя, то вы сможете перенести силу мотивации и на ваших сотрудников. Если вы владеете системным само­управлением, то это развивает личную ответственность вашего собеседника. То же самое справедливо и в отношении деловых партнеров и клиентов.

Следовательно, метод самокоучинга повышает эффективность непосредствен­ного руководства и руководства через модельное поведение.

Введение • 17

«Человек как ресурс» — краткий исторический обзор

В методе самокоучинга в центре внимания находится руководитель как чело­век. Уже в начале тридцатых годов прошлого века в США в экономических на­уках появилась первая школа человеческих отношений. Развитие этой школы можно рассматривать как реакцию на научный подход Тейлора с его оптимиза­цией труда, основанной на строгих аналитических исследованиях. Тейлор еще с конца XIX века искал «единственный наилучший путь» выполнения работы. Результатами его усилий стали концепции оптимального использования рабо­чего времени, технического совершенствования, регулирования оплаты труда и рациональной организации всех производственных процессов.

Мэйо (Мауо), ключевая фигура школы человеческих отношений, вместе со сво­ими соратниками установил, что социальные отношения сотрудников на пред­приятии оказывают решающее влияние на производственный процесс. В рам­ках так называемых Хоторнских экспериментов он описал значение таких человеческих факторов, как личный авторитет, внутренняя заинтересованность в труде, а также роль мотивации. Но в конце пятидесятых — начале шестидеся­тых годов этот ориентированный на человека подход, рассматривающий каче­ство кооперации работников на предприятии, отошел на второй план. В то вре­мя в центре внимания оказались вопросы финансирования, бухгалтерского учета, структурной организации производства и маркетинга.

Во второй половине шестидесятых годов начался настоящий бум в области «че­ловек как ресурс». Нa этот раз значение ощущений человека и его социального поведения для производительности предприятия было поставлено психологами в центр внимания. Вскоре уже тысячи руководителей стали посещать семинары по вопросам руководства сотрудниками и динамики рабочих групп. В конечном счете, самое большое внимание стало уделяться атмосфере на предприятии, со­циальным отношениям и мотивации, направленной на достижение наивысших результатов.

Внимание руководителей целенаправленно обращалось на факторы, определя­ющие поведение сотрудников. Управленцы стали вникать в проблемы иерархи­ческих отношений, например отношений начальника к подчиненным, а также в проблемы структуры социального поведения персонала. В течение последую­щих десятилетий человек все больше становился центром внимания руководи­телей. Наряду с собственно задачами руководства в те годы менеджеры задава­ли себе вопрос «как»: «Как я должен организовать контакты между людьми, чтобы добиться хороших производственных результатов?»

В конце девяностых годов идея «человеческой ценности» («Human-Value») ушла из фокуса восприятия менеджеров. Звезда идеи корпоративной культуры

18 • Самокоучинг

закатилась, на некоторых предприятиях инвестиции в «человека как ресурс» в форме семинаров и коучинга упали до нуля. По данным статистического ве­домства ФРГ, количество участников различных мероприятий по повышению квалификации на предприятиях сократилось с 3,8 миллионов в 1991 году до 2,2 миллионов в 2002 году. В это время во всем мире экономика наблюдала но­вый яркий метеорит: мы находимся «в высшей точке движения акционерной сто­имости» (Shareholder-Value-Bewegung), — писал в 2001 году Детлеф Гюнтер

(Detlef Günter)

в своей книге «Die humane Revolution». «Наиболее успешными считаются те предприятия, которые обеспечивают своим инвесторам наиболь­ший рост акционерной стоимости». Всем известным средством повышения оз­наченной стоимости в последние годы было постоянное сокращение рабочих мест. Все чаще сообщалось о том, что оплата труда нескольких топ-менеджеров была и остается намного более высокой, чем у сотрудников предприятия, на ко­торое они работают.

При этом к сотрудникам предприятия относятся и «простые» менеджеры, полу­чившие настоящие социальные травмы в результате разрушения системы цен­ностей их предпринимательской культуры. По этой причине в последнее время в рамках коучинга мы вынуждены были часто предлагать таким людям тренинг по «преодолению полученных травм», прежде чем могли приступать к тренингу по программе самокоучинга. Для этой цели мы разработали специальную кон­цепцию экспресс-коучинга, направленного на повышение устойчивости лично­сти в конфликтных ситуациях и на сохранение работоспособности в «условиях турбулентности». В приложении вы можете найти дополнительную инфор­мацию по этой программе «Wingwave-коучинг». Наша книга, в которой описы­вается этот метод, называется:

«EMDR im Coaching — Wingwave — wie der

Flügelschlag des Schmetterlings»

(«EMDR в коучинге — Wingwave — как взмах крыльев бабочки».)2

Но не все предприятия в последнее время отказались от инвестиций в развитие личности своих руководящих кадров и сотрудников. Интересно, что те немно­гие предприятия, которые до сих пор успешно функционируют в условиях со­временного экономического кризиса, не последовали общей тенденции, а разви­вали «человека как ресурс» в другом направлении. Так, например, концерн Фольксваген параллельно с движением акционерной стоимости создал собствен­ную Академию коучинга, спектр предлагаемых услуг и сфера деятельности ко­торой сегодня даже значительно расширяются. Штат коучей этой ассоциации вырос с 12 человек в 1995 году до 200 в настоящее время.

Однако Фольксваген проводил инвестиции не только в коучинг руководящих кадров. Концерн стремился выстоять в критический период экономики не столько за счет увольнения сотрудников, сколько путем взаимодействия с работниками



2 На русском языке книга вышла в «Издательстве Вернера Регена» (СПб., 2007).

следующая страница >>



Вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное. Реклама фотоаппаратов фирмы
ещё >>