Контрольную работу по дисциплине «История». Контрольная работа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольную работу 1 52.93kb.
Контрольная работа по курсу «Финансы и кредит» состоит из ответа... 1 25.63kb.
Контрольная работа №1 по дисциплине «Отечественная история» Вариант... 1 185.39kb.
Контрольная работа по дисциплине «Разработка управленческого решения»... 1 83.15kb.
Контрольная работа имеет следующую структуру: титульный лист, план... 1 244.48kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 1 98.69kb.
Контрольная работа по дисциплине. Формы организации производственым... 1 194.13kb.
Контрольная работа по дисциплине «История экономических учений» 1 94.63kb.
Контрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных... 1 150.7kb.
Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история» 15 1020.28kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы Контрольная... 4 510.43kb.
1. Основные теории молодежи и современные научно-исследовательские... 8 1796.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Контрольную работу по дисциплине «История». Контрольная работа - страница №1/4

Студент заочного отделения МГУП имени Ивана Федорова в течение учебного года должен выполнить контрольную работу по дисциплине «История».

Контрольная работа - важная составная часть учебной подготовки студента-заочника. Она является основной формой самостоятельной работы студента и средством контроля выполнения им учебного плана и усвоения материала в объеме программы.

Темы и задания контрольных работ определяются кафедрой «Истории и культурологии». Вы можете выбрать любую тему из предложенных ниже. Объем контрольной работы определяется в один авторский лист (примерно 40000 знаков, 24 машинописных страницы).

Приступить к выполнению контрольной работы следует после полного усвоения соответствующих разделов курса. В этом случае контрольная работа будет способствовать закреплению изученного теоретического материала. Прежде всего необходимо подобрать учебную литературу, сборники документов, сочинения известных российских историков, относящиеся к данной проблеме, монографии, справочные издания. Значительная часть литературы определена в методических указаниях по курсу «История», предлагаемых кафедрой МГУП. Однако можно использовать и дополнительную литературу.

При чтении литературы надо выписывать цитаты, фактические данные, сопровождая их своими замечаниями. При этом нужно указывать страницы книги, откуда сделаны выписки. Большую помощь в изучении темы могут оказать схемы, диаграммы, иллюстрации и исторические карты (схемы битв, расселения племен и народов, диаграммы роста экономики, народонаселения, схематические карты и т.п.). Некоторые названные материалы можно воспроизвести и в тексте контрольной работы.

Накопив необходимый материал, уяснив его суть, выделив главные моменты в его содержании, следует приступить к составлению подробного плана контрольной работы, который можно сделать более развернутым.

Развернутый план представляет собой сжатое изложение темы, включая необходимый минимум дат, фактов, раскрывает логическую (причинно-следственную) связь событий. С помощью такого плана вырабатывается привычка к внимательному, вдумчивому чтению текста, к выделению главного и второстепенного, к умелому воспроизведению по плану основного текста.

План должен состоять из трех частей: введения, основных разделов темы и заключения.

Во введении указывается значение темы, ее место в изучаемом разделе курса, определяется задача работы, круг вопросов, подлежащих рассмотрению. В обосновании темы нужно использовать аргументацию выдающихся русских историков.

Основное содержание раскрывается с помощью выделения разделов, посвященных коренным вопросам темы, подразделов по более второстепенным вопросам и, наконец, выводов (после каждого раздела и в конце всей темы), дающих ответы на вопросы, поставленные в плане.

Студенты должны уделять особое внимание литературному стилю излагаемого материала, правильному раскрытию исторических категорий, понятий и терминов.

Все цитаты должны сопровождаться ссылками, данными в скобках вслед за цитатой. При ссылках на используемую литературу следует указать фамилию автора и его инициалы, полное название работы, место и год ее издания, страницу. В повторные ссылки нужно включать лишь фамилию и инициалы автора работы, а также указание, что работа была цитирована. Например, при написании контрольной работы был использован материал из книги М.Н. Тихомирова «Средневековая Россия на международных путях» на стр. 17 и 47. Первая ссылка должна выглядеть следующим образом: М.Н. Тихомиров. Средневековая Россия на международных путях. М., 1996, с.17; при второй ссылке: М.Н. Тихомиров. Ук. соч., с.47.

Список источников и литературы с указанием всех данных прилагать обязательно в конце контрольной работы.

Титульный лист должен быть оформлен соответственно общим требованиям: факультет, шифр, по какому предмету выполнена работа, название темы, фамилия, инициалы, домашний адрес.

Писать работу надо грамотным языком, не допускать не принятых в литературе сокращений названий, слов и т.п.

Контрольная работа не засчитывается, если она не соответствует теме задания, обнаруживает, что основные вопросы данного раздела курса не усвоены или работа дословно списана с брошюр, статей из газет и журналов, оформлена небрежно и т.п.

8.1.



Тематика контрольных работ

8.1.1.



Тема 1. Россия в контексте мировой истории в первой половине XIX в. Начало буржуазного реформирования

Основные вопросы

1. Основные тенденции мирового развития в первой половине XIX в. Промышленный переворот, его социокультурные последствия. Территориальная экспансия. Становление мировых империй. Революционные потрясения. Модернизация Европы.

2. Поиск альтернативных путей развития России. Александр I. От реформ к стагнации. Проекты преобразований М.М. Сперанского.

3. Россия во второй четверти XIX в. Николай I. Время умеренной модернизации России.

Основная литература

1. Всеобщая история / под ред. С.В. Новикова. - М.: АСТ-Слово, 2010. Электронная версия.

2. Всеобщая история: курс лекций. М.: Наука; Вост. лит-ра, 2009.

3. Отечественная история: XIX век: Сборник документов и материалов / сост. М.В. Зотова. - М.: МГУП, 2002.

4. История Европы: в 8 т. Т. 5: От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны. - М.: Наука, 2000.

5. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века / под ред. М.В. Зотовой. - М.: АСТ-Астрель, 2004. Электронная версия.

6. Отечественная история с древнейших времен до конца XX в. / под ред. М.В. Зотовой. - М.: Логос, 2003.

7. Россия в мировой истории: учебник для вузов / под ред. В.С. Порохни. - М., 2003.



Дополнительная литература

1. Блиев М.М. Россия и горцы Большого Кавказа: На пути к цивилизации / М.М. Блиев // Вопросы истории. - 2004. - № 9.

2. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века / сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. - М., 2009.

3. Волков Е. Русские императоры XIX в. в свидетельствах современников и оценках потомков / Е. Волков. - Челябинск, 2003.

4. Гапуров Ш.А. Россия и Чечня в I четв. XIX в. / Ш.А. Гапуров. - Нальчик, 2003.

5. Гросул В.Я. Русское общество XVIII-XIX вв. / В.Я. Гросул. - М., 2003.

6. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - Любое изд.

7. Ильин П.В. Новое об истории декабристского движения / П.В. Ильин // Новая и новейшая история. - 2003. - № 6.

8. История России с начала XVIII до конца XIX века / под ред. А.Н. Сахарова. - М., 1996.

9. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. - М., 1993.

10. Невелев Г.А. Декабристы / Г.А. Невелев. - М., 2003.

11. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в XIX-XX вв. / отв. ред. С.П. Пожарская. - М.: ИВИ РАН, 2007.

12. Радригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: учебник / А.М. Радригес. - М.: Проспект, 2009.

13. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Его же. Соч.: в 18 т. Т. 3. Кн. 2 / С.М. Соловьев. - М., 1998.

14. Стогов Э.И. Записки жандармского штаб-офицера эпохи Николая I / Э.И. Стогов. - М., 2003.

15. Томсинов В. Аракчеев / В. Томсинов. - М., 2003.

16. Труайя А. Александр I / А. Труайя. - М., 2003.

Методические указания

Первый вопрос. Обратите внимание на то, что переход к стадии промышленного капитализма в Англии, а затем и в других странах Европы в XIX в. произошел в результате скачка в развитии производительных сил, который получил в науке название промышленного переворота. Часто его именуют промышленной революцией, стремясь подчеркнуть глубину и размах, стремительность и грандиозные последствия процесса.

Переворот произошел в промышленном производстве (отсюда происходит и его название). Но он не ограничился промышленностью, а затронул все сферы - сельское хозяйство, город, транспорт и т.д. Конечным результатом промышленного переворота стало возникновение современной материальной цивилизации - с фабриками и заводами, новыми средствами транспорта и связи, электричеством и авиацией.

Назовите социальные последствия промышленного переворота. К середине XIX в. промышленный переворот в Англии (с началом механизации машиностроения) уже завершился. Великобритания становится основной промышленной державой мира, его «промышленной мастерской». Обратите внимание на связь подъема экономики Англии с расцветом науки (яркий представитель - физик и химик Майкл Фарадей).

Подчеркните, что крупное фабричное производство промышленных товаров в Англии ускорило быстрое расширение мирового рынка; в него втягивались огромные территории на различных континентах. За первую половину XIX в. объем мировой торговли удвоился (в прошлом для такого удвоения потребовалось несколько веков).

Следует уяснить и обосновать, почему промышленный переворот в отдельных странах совершался неравномерно. Он ускорился в первой половине XIX в. во Франции, Бельгии, Германии; затронул отдельные земли Австрийской империи (прежде всего Чехию), области Италии и Испании. Причины замедленности - в сохранявшихся феодальных порядках, раздробленности Германии и Италии. Промышленный переворот в США тормозился экономической зависимостью от Англии, а также тем, что проходившая колонизация Запада сопровождалась временным возвратом к ручной технике.

Таким образом, важнейшее явление всемирной истории первой половины XIX в. - развертывание промышленной революции в Европе и Северной Америке. Промышленная революция стала рубежом в истории человечества, создав условия для превращения общества из аграрного в индустриальное.

Проследите связь между промышленным переворотом и территориальной экспансией ведущих промышленных держав мира, становлением мировых империй. Несколько примеров. Наиболее показательна колониальная экспансия Англии во всех частях света. Ост-Индская кампания завоевывала полуостров Индостан. Ряд территорий Англия захватила в войнах с Непалом 1814-1816 гг. и Бирмой 1824-1826 гг. (предлог - «защита» границ Индии). Последняя независимая область самой Индии - государство сикхов в Пенджабе - была захвачена в 1849 г. В 1840 г. Англия завоевала острова Новой Зеландии (местное население маори было почти полностью истреблено). В Африке Англия захватила огромные территории на Золотом Берегу и на юге континента (после войны с зулусами 1838-1840 гг.). Продолжалась английская экспансия в Австралии. В 1830 г. правительство Англии назначило 107 консулов в подвластные земли. К середине XIX в. Англия становится крупнейшей колониальной империей.

Подчеркните, что упрочение капиталистических отношений обострило противоречия между капитализмом и феодальными порядками, между буржуазией и силами феодально-клерикальной реакции. Еще одна примечательная черта мировой истории первой половины XIX в. - многочисленные революционные потрясения. Выделите три революционные волны, прокатившиеся по Европе в 20-е, 30-е и 40-е гг. Первая волна: революция в Испании (1820-1823 гг.), Португалии (1820-1823 гг.), Неаполитанском королевстве (1820-1821 гг.), Сардинском королевстве (Пьемонте, 1821 г.); национально-освободительные движения в Греции, Валахии в 1821 г., восстание декабристов в России в 1825 г. Из всех названных движений только восстание греческого народа победило, Греция завоевала независимость (во многом благодаря поддержке России, а также Англии и Франции). Но революции в Испании и Португалии, ослабив абсолютистские режимы, облегчили завершение освободительной борьбы в Латинской Америке. В итоге в середине 20-х гг. рухнули старейшие колониальные империи в Западном полушарии - испанская и португальская, большинство народов Латинской Америки создали независимые республики.

Вторая революционная волна приходится на 30-е гг. Началом ее послужила революция 1830 г. во Франции, в результате которой к власти окончательно пришла буржуазия. Далее следуют революции в Бельгии в августе 1830 г. (страна добилась независимости) и в Швейцарии осенью 1830 г. (отменены феодальные пережитки в большинстве районов государства). На этой волне происходят восстания в Германии (монархи целого ряда немецких государств - Саксонии, Ганновера и др. - вынуждены ввести конституции), национально-освободительное восстание в Царстве Польском 1830-1831 гг., революция в 1831 г. в Италии и 1834 г. в Испании. В итоге - реакционные порядки и абсолютистские режимы были потрясены еще больше, чем в 20-е гг.

В государствах, где революции были подавлены или не завершены, буржуазные преобразования не закончены - противоречия достигли такой остроты, что они вылились в самую мощную, третью революционную волну - общеевропейскую революцию 1848-1849 гг. Расскажите о ней. Подчеркните, что именно это время нарекли «веком революций».

Проследите, как шла модернизация Европы в 1-й половине XIX в. Следует выделить роль, укрепление городского либерализма (не случайно почти все революции конца XVIII - XIX вв. были революциями городскими, а XIX в. многие историки называют веком либерализма). Можно ли рассматривать либерализм как продолжателя и «модификатора» идей Просвещения, как альтернативу сословно-абсолютистской модели государства и общества? Подчеркните, что в широком смысле политический либерализм подразумевает ограничение всевластия государства, конституционализм и парламентаризм, соблюдение индивидуальных прав и демократических свобод, свободу научных исследований, создание новой судебной системы (включающей в себя гласность, состязательность судебного процесса, суд присяжных и др.). Отметьте поэтапное расширение круга избирателей в странах Европы (что в XX столетии завершится победой всеобщего избирательного права).

Обратите внимание на то, что в Англии значительно раньше, чем в других странах континента, парламент стал играть роль институированного диалога власти и общества, барометра общественного мнения, а с XIX в. эволюция представительной системы идет в Европе повсеместно. Какие европейские монархии сумели приспособиться к новым реалиям, а потому устояли перед «бурей и натиском» XIX в.? Докажите, что конституционные монархии были порождением процесса модернизации европейского общества, развивавшегося под знаком парламентаризма.

Из всех институтов старого порядка наименьшие потери понесла церковь (несмотря на частичную имущественную секуляризацию - например, в Испании; повсеместное распространение светского образования, введение института гражданского брака во многих странах Европы и др.). Подчеркните проявленную церковью большую гибкость - и сохранение позиции духовного пастыря, арбитра социальных конфликтов, особенно в деревне и др.

Какие социальные изменения происходят в странах Европы в первой половине XIX в.? Обратите внимание и на то, что с начала XIX в. почти во всех странах Европы начали проводиться переписи населения, степень достоверности которых была довольно высока. Чем был обусловлен рост населения в большинстве стран Европы в это время?

Подчеркните, что эти годы отмечены феноменом появления дешевой и массовой прессы, что стало возможным благодаря широкому распространению грамотности в результате реформ в области начального образования, особенно в странах Западной Европы. Этот феномен предвосхитил ту роль, которую будут играть СМИ в XX столетии. Отныне общественное мнение постепенно становится политической реалией, а пресса - основным фактором его формирования.

Уясните, что многие присущие этой эпохе процессы определились иным внешнеполитическим фоном. С утверждением Венской системы (1815 г.) вплоть до Крымской войны (1853-1856 гг.) Европа не знала глобальных вооруженных конфликтов. И здесь также огромна роль и важен характер внешней политики и дипломатии России - равноправной великой европейской державы и неотъемлемой участницы всех крупных внешнеполитических процессов.

При рассмотрении второго и третьего вопросов темы необходимо выделить следующее. XIX столетие в целом занимает особое место в истории России. Специалисты называют его началом гражданского раскрепощения России. Другая отличительная его черта - продолжающаяся модернизация государства (начатая в эпоху Петра I). Причем направления и ключевые моменты всемирной истории и истории России этого периода совпадают или близки. Подчеркните, что в XIX в. процесс модернизации дал наибольшие результаты с наименьшими потрясениями, максимальным выравниванием страны. XIX в. - это и высшая точка могущества императорской России, высшая точка ее международного влияния (особенно первая половина XIX в.).

Модернизация предполагала обновление всех структур и институтов страны с ориентиром на лучшие достижения передовых государств, с учетом собственной специфики, национальных особенностей. Первую половину XIX в. ученые рассматривают как время своеобразного общественного консенсуса - согласия - на почве единой для государства и общества задачи - преодоления отсталости России. Выделите, что в России модернизация была начата по инициативе власти (здесь отчетливо видна колоссальная роль государства, всегда имевшая место в русской истории). Одновременно наблюдалось и встречное движение - поддержка новых элементов, буржуазии - пока слабое, неоформленное.

Необходимо уяснить и тормозящие факторы, сдерживавшие модернизацию России: природные - колоссальные размеры Российской империи, многоукладность, цивилизационная неоднородность - попытки проведения реформ сверху, по единому образцу, были заведомо невыполнимы; социальный эгоизм правящих верхов, прежде всего - дворянства, его косность, неповоротливость; исключение - блестящая, образованная элита двух столиц; забитость, темнота, нищета народа; сложная международная обстановка, воинственность и агрессивность соседей в первой половине XIX в. и др.

Два основных требования, под знаком которых развивалась Россия в XIX в., - ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Эпоху Александра I историки характеризуют как время борьбы либеральных и консервативных идей, тенденций. Рассмотрите основные направления модернизации России в начале правления Александра I.

Расскажите о М.М.Сперанском (1772-1839) - статс-секретаре при особе императора, авторе всеобъемлющей системы обновления России. Почему В.О.Ключевский назвал Сперанского «Вольтером в православно богословской оболочке»? Как объяснить такое утверждение Ключевского: «Со времен Ордин-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум: после Сперанского, не знаю, появится ли третий»?

Подчеркните, что основные идеи проектов Сперанского (разделение властей, создание ответственного министерства, разработка подходов к Конституции, введение представительных выборных учреждений - Государственной и местных дум и т.д.) были направлены на создание в России конституционной монархии, монархии буржуазного типа. Какие из идей Сперанского были воплощены в жизнь? Чем была вызвана его опала и ссылка?

Как оценить правление Александра I после Отечественной войны 1812 г.? Неоднозначность оценки диктуется и дарованием конституции Царству Польскому в 1815 г., подготовкой проекта Конституции для всей Российской империи («Уставная грамота Российской империи» Ник. Новосильцева), освобождением крестьян Прибалтики в 1816 - 1819 гг. (без предоставления земли), разработкой проектов ликвидации крепостной зависимости в России (проекты Аракчеева, министра финансов графа Гурьева). С другой стороны - реакция во внешней и внутренней политике, насаждение военных поселений, ужесточение цензуры и т.д. Что означала «аракчеевщина»? Почему в целом благие намерения Александра I реализовались в незначительной степени?

Рассмотрите проблемы модернизации России во второй четверти XIX в. (время правления Николая I (1825-1855 гг.). Почему в современной историографии предлагается отказаться от традиционной оценки этого периода в истории России как времени исключительно стагнации, застоя?

Вторая четверть XIX в. стала для экономического развития России временем поступательного движения вперед (хотя и замедленного по сравнению с передовыми мировыми державами). Именно этот период считается началом промышленного переворота в России (с 30-х гг. - по одной точке зрения, утвердившейся в литературе; с 50-х - по другой). За четверть века число промышленных предприятий возросло в 2 раза (с 5 до 11 тыс.); вольнонаемные рабочие составляли здесь около 80%; возникают новые отрасли промышленности - химическая, писчебумажная, свеклосахарная и т.д. Поднимается отечественное машиностроение (центр - Петербург, только здесь открыто 1,5 десятка машинных заводов). Проследите становление транспортной системы Российской империи.

Отметьте рост городского населения (в 2 раза; к 1856 г. население Российской империи насчитывало около 72 млн. человек, городское - 8%); увеличение внешней торговли (только экспорт хлеба вырос в 7 раз); рост мелкотоварного производства, втягивание в товарно-денежные отношения крестьян, горожан.

Подчеркните, что, несмотря на ощутимые успехи, темпы развития России были намного медленнее, чем у передовых держав мира (в Англии за эти годы объем промышленного производства вырос более чем в 30 раз; в России же все качественные показатели роста колебались в пределах 2-3 раз). Крепостное право и неограниченное самодержавие становятся тормозом для раскрытия потенциальных возможностей государства.

Рассмотрите основные направления внутренней политики Николая I, в частности - создание особого органа власти - Собственной Его Императорского Величества канцелярии (основана в 1812 г.), структуру и функции его отделений.

Как решался аграрный вопрос? После русско-турецкой войны 1828-1829 гг. крепостное право было отменено в Молдавии и Валахии. Изучите деятельность П.Д. Киселева, разработку и проведение им реформы государственной деревни в 1837-1841 гг.

Приведите факты гонений против просвещения, печати, науки.

Чем объяснить стремление Николая I «навести порядок в дворянстве»? (Закон о майоратах 1845 г. запрещал дробление наиболее крупных поместий титулованной знати; в 1845 г. был ограничен приток в дворянство «по выслуге» и др.).

Как во внутренней политике прослеживается учет новых экономических тенденций?

Почему современные историки называют Николая I «умеренным западником»? Согласны ли вы с оценкой В.О.Ключевского, что основная мысль царствования Николая I: «ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое»?

Целесообразно поручить одному студенту в группе подготовить, краткое сообщение (5-7 мин.) на тему «Общественные движения в России в первой половине XIX в.».

Обратите внимание на следующие термины: гражданское общество, консерватизм, либерализм, модернизация, национально-освободительное движение, промышленный переворот, утопизм.

8.1.2.



Тема 2. Россия и мир во второй половине XIX века

Основные вопросы

1. Основные тенденции социально-экономического и политического развития капиталистических государств во второй половине XIX в.

2. Эпоха великих реформ в России. Отмена крепостного права. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг.

3. Общественные движения во второй половине XIX в. Контрреформы Александра III.

4. Пореформенное развитие России. Характерные черты раннего российского капитализма.

Основная литература

1. Всемирная история / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2009.

2. Всеобщая история: курс лекций. - М.: Наука; Вост. лит-ра, 2009.

3. Всеобщая история / под ред. С.В. Новикова. - М.: АСТ-Слово, 2010. Электронная версия.

4. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века / под ред. М.В. Зотовой. - М.: АСТ-Астрель, 2004. Электронная версия.

5. Отечественная история: С древнейших времен до конца XX в. / под ред. М.В. Зотовой. - М.: Логос, 2003.

6. Отечественная история: XIX век: Сборник документов и материалов / сост. М.В. Зотова. - М.: МГУП, 2002.

7. Основы курса истории России / под ред. А.С. Орлова. - М.: Простор, 2011.

8. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время / М.В. Пономарев. - М., Проспект, 2009.

Дополнительная литература

1. Волков Е. Русские императоры XIX в. в свидетельствах современников и оценках потомков / Е. Волков. - М., 2003.

2. Грегори П. Экономический рост Российской империи (кон. XIX - нач. XX вв.) / П. Грегори. - М., 2003.

3. Исаков В.А. Радикальные социалисты России о будущей власти / В.А. Исаков. - М., 2003.

4. Керсновский А.А. История русской армии: в 5 т. / А.А. Керсновский. - М., 1992.

5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. - М., 1999.

6. Русское купечество в XIX в. - СПб., 2003.

7. Демидов А.В. Власть и общество: Проблемы теории и практики политической модернизации России XIX-XX вв. / А.В. Демидов, Г.И. Ускова, М.Ц. Шерстюк. - М., МГУП, 2004.

8. Христофоров Н. «Аристократическая» оппозиция Великим реформам / Н. Христофоров. - М., 2002.

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса в первую очередь целесообразно отметить, что общемировой исторический процесс во второй половине XIX века характеризовался двумя направлениями: во-первых - быстрым развитием капитализма, бурным экономическим и научно-техническим подъемом в западноевропейских странах; во-вторых - постепенным распространением капиталистических отношений на страны других цивилизаций и континентов. При этом утверждение и развитие капитализма в разных странах происходило в разное время, в разных формах, имея в каждом случае свои национальные и цивилизационные особенности.

Расскажите в связи с этим об ускоренном развитии капитализма в Западной Европе и США, о завершении там буржуазных революций, гражданской войне в США, об объединении на основе интенсивного развития капитализма Германии и Италии в крупные буржуазные государства и выходе их в ряд передовых мировых держав. Очень важно отметить, что в связи с развитием капитализма экономические связи и вся экономическая жизнь приобрели международный, мировой характер. Прежние империи стали преобразовываться в буржуазные колониальные державы.

На основе сказанного в заключение можно сделать вывод, что, заняв ведущее место в мировом экономическом развитии, Западная Европа стала генератором развития капитализма в мире, а само развитие капитализма стало общемировым процессом.

Характеризуя политическое развитие капиталистических государств, нужно рассмотреть такие вопросы, как развитие парламентаризма и буржуазной демократии, образование политических партий. Отдельно следует выделить и рассмотреть вопрос о рабочем и социалистическом движении в европейских странах, о возникновении и распространении в них марксизма,

Второй вопрос. «Великая реформа» - отмена крепостного права и личное освобождение крестьян - являлась, по мнению большинства историков, важнейшим событием российской истории XIX в. При этом одни видят в ней аналогию буржуазным революциям в странах Западной Европы, осуществленную в отличие от последних реформаторскими усилиями верхов, а другие - не оцененный должным образом шаг в гражданском раскрепощении России и начало создания гражданского общества.

Рассказывая о крестьянской реформе, следует прежде всего рассмотреть вопрос о ее предпосылках. Что сделало эту реформу неотложно необходимой? Далее нужно рассказать о подготовке крестьянской реформы, о том, как это было организовано.

Нужно также хорошо усвоить основное содержание «Положений о крестьянах», определявших порядок решения трех важнейших вопросов:

О личном освобождении крестьян.

О наделении их землей.

О процедуре выкупа наделов.

О крестьянском самоуправлении

Подчеркнув позитивное значение того, что крестьяне, получив личные и гражданские права, освобождались от крепостной зависимости, нужно отметить безусловную противоречивость многих положений реформы. Особое внимание следует обратить на условия наделения крестьян землей, учитывавшие в первую очередь интересы дворянства. В чем проявилась противоречивость реформы?

Вследствие противоречивости крестьянской реформы в русской жизни сохранилось немало остатков, «пережитков» крепостничества. Нужно конкретно указать, в чем они состояли. Покажите значение реформы.

Реформа 1861 г. касалась лишь владельческих крестьян, которые составляли примерно половину от общего количества крестьянского населения. Значительные по численности категории составляли удельные и государственные крестьяне. Вопрос об их поземельном устройстве был решен позже. Когда и как это было осуществлено?

Специально следует остановиться также на других реформах 60-70-х гг., направленных на модернизацию политической системы страны. Нужно знать содержание и значение земской, городской, судебной и военной реформ. Эти реформы имели большое позитивное значение. В то же время они также содержали в себе элементы непоследовательности, ограниченности и противоречивости. В чем конкретно они выражались?

Третий вопрос. Характеризуя общественное движение в период подготовки и осуществления реформ 60-70-х гг., а также в пореформенный период, следует прежде всего указать причины его активации.

В России в это время начали складываться и оформляться три главных политических лагеря: дворянско-консервативный, буржуазно-либеральный и революционно-демократический. Каковы были их идеологические и программные установки? Каковы были способы их практической деятельности?

Период с середины 70-х по начало 80-х гг. был отмечен деятельностью революционных народников, имевшей огромное влияние на российское общество. Следует подробно рассказать об этапах развития народнических организаций (от «Хождения в народ» 1874 г. к «Земле и воле» 1876-1879 гг. и к «Народной воле» 1879-1881 гг.), об основных направлениях в идеологии народничества («бунтарско-анархистское» М. Бакунина, «пропагандистское» П. Лаврова, «заговорщическое» П. Ткачева), а также остановиться на важнейшей для народников проблеме соотношения целей и средств борьбы.

Рассматривая период правления Александра III, необходимо уяснить, что политика Александра III, вступившего на престол после убийства его отца Александра II народовольцами стала политикой отказа от либеральных реформ 60-70-х гг. В истории эта эпоха получила название эпоха контрреформ. Изучите контрреформы в области просвещения и печати, земскую, городскую, судебную контрреформы, сословную и национальную политику правительства.



Четвертый вопрос. Рассматривая вопрос о социально-экономическом развитии России в пореформенный период, необходимо прежде всего остановиться на характеристике изменившихся после реформы 1861 г. общих условий экономического развития страны. На создании рынка свободной рабочей силы, существенном расширении рынка сбыта и возможностей накопления капиталов в промышленности и торговле, заметно ускорившими буржуазную модернизацию страны. Развитие капитализма в России имело свои особенности. Необходимо вполне конкретно показать, в чем они состояли.

Обратите внимание на следующие термины: анархизм, анархия, временнообязанные крестьяне, выкупная операция, выкупные платежи, отрезки, консерватизм, контрреформа, отработки, разночинцы, пропаганда, раздворянивание, раскрестьянивание, революция, реформа.

8.1.3.


следующая страница >>



Добрые христиане воображают себе, будто Господь Бог имеет самую внушительную картотеку. Кароль Ижиковский
ещё >>