Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа №3 Русский язык, 10 класс Вариант №1 Инструкция... 1 55.06kb.
Контрольная работа №3 Русский язык, 10 класс Вариант №2 Инструкция... 1 58.3kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 101.52kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 171.64kb.
Контрольная работа по русскому языку в 11-12-х классах. Цели проведения... 1 102.31kb.
Контрольная работа №2 по английскому языку 11 класс Инструкция по... 1 102.79kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 51.8kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 80.63kb.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы... 1 191.53kb.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы... 1 344.24kb.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы... 1 191.66kb.
Вполголоса Woody Guthrie Привет. С вами экспортный вариант программы... 1 107.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы - страница №1/1


Вариант 3

Контрольная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Инструкция по выполнению работы.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1 - А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 - В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный

звук?


  1. согнУтый 2) убрАла 3) кухОнный 4) каталОг


А2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить

ПРЕДОСТАВИТЬ?

1) С раннего детства мне ПРЕДСТАВЛЯЛИ право самостоятельно решать

свои проблемы.

2) Фильмы Никиты Михалкова часто ПРЕДСТАВЛЯЮТ нашу страну на

международных кинофестивалях.

3) Словарь В.И. Даля ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой настоящий кладезь мудрости и неисчерпаемый источник знаний.

4) Нам ПРЕДСТАВИЛИ нового гостя – известного режиссёра современности.



А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) огромных башен

2) попробовает

3) более ритмичный

4) без ста двадцати одного килограмма
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя метафоры и сравнения,

1) текст становится эмоциональнее, ярче.

2) достигается эмоциональность и образность описания.

3) нам интереснее читать текст.

4) автор делает текст живым, ярким.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).

1) Благодаря необычной архитектуры Покровский собор относят к

выдающимся памятникам русского зодчества.

2) В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.

3) Кто бы ни изучал историю русского флота, все восхищались блестящим военным искусством адмирала Фёдора Ушакова.

4) Никто из поэтов, воспевавших красоту русской природы, не делал этого

с таким лиризмом, как Тютчев.


Прочитайте текст и выполните задания А6 - А11.

(1)… (2)Это условие становится возможным при сильной электризации

облаков. (3)Облачные элементы по тем или иным причинам получают

электрические заряды разного знака, и происходит разделение этих зарядов. (4)В результате в одной части óблака накапливаются заряды одного знака, в другой – заряды другого знака. (5)В кучево-дождевых облаках этот процесс настолько интенсивен, что создаются огромные разности потенциалов. (6)… напряжённость поля, то есть разность потенциалов на единицу длины, иногда измеряется сотнями тысяч вольт на каждый метр.


А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом

тексте?


1) Как правило, гроза сопровождается ливневыми осадками, иногда градом.

2) Грозы распространены повсеместно, причём в тропиках они бывают

круглый год.

3) Необходимым условием возникновения грозы является очень большая

разность потенциала в облаках или между облаками и земной

поверхностью.

4) Разряд молнии прокладывает путь через области с наиболее сильным электрическим полем, которое возникает вблизи одиночных объектов.

А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Сначала

2) При этом

3) К счастью

4) Следовательно
А8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений

или в одной из частей сложного предложения текста?

1) это условие становится (предложение 2)

2) получают заряды (предложение 3)

3) процесс интенсивен (предложение 5)

4) напряжённость измеряется сотнями (предложение 6)


А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

3) простое с однородными членами

4) сложносочинённое
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова

ИНТЕНСИВЕН из пятого (5) предложения текста.

1) глагол

2) деепричастие

3) краткое причастие

4) краткое прилагательное


А11. Укажите значение слова ЭЛЕМЕНТЫ в предложении 3.

1) черты, особенности чего-либо

2) доли, части чего-либо

3) опорные части чего-либо

4) полезные ископаемые
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется одна буква Н?



До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) м..длительный, выст..ранный, см..ренный

2) выт..р, конт..нгент, перел..цованный

3) зам..реть, ежем..нутно, приор..тет

4) расст..латься, бл..стать, ауд..енция

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) вз..скательный, пред..стория, раз..грать

2) пре..плечье, на..кусить, о..фильтровать

3) и..головье, бе..прекословный, ра..плавленный

4) пр..образить, непр..взойдённый, пр..балтийский
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) занос..шь, украш..нный

2) обнаруж..шь, срубл..нный

3) осмотр..шься, наруша..мый



  1. встрет..шь, остав..вший


А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. фланел..вый

Б. удва..вать

В. овлад..вать

Г. хитр..нький

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г


А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется И?



Игорь н(1) раз заходил к другу, но н(2) разу н(3) заставал его дома,

пока н(4) предупредил о своём визите заранее.

1) 1, 2, 4 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 3


А18. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (НЕ)СМОТРЯ на усталость, мы отправились (НА)ВСТРЕЧУ со

школьными друзьями.

2) У нас оставалось время до отхода поезда, (ПО)ЭТОМУ мы отправились осматривать окрестности (В)БЛИЗИ вокзала.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель делал всё, ЧТО(БЫ)

опубликовать роман на родине.

4) Мы были (НА)ВИДУ у неприятеля, и (ПО)ЭТОМУ каждый неверный

шаг мог стоить нам жизни.


А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в

предложении:



С юго-запада подул сильный ветер ( ) и стало довольно тепло.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая

не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна

запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?



Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3


А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?



Грамматика (1) по мнению учёных (2) является средством выражения мысли. А уметь наилучшим образом выражать свои мысли и понимать чужие нужно (3) конечно (4) каждому человеку, независимо от его специальности и профессии.

1)1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4


А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки

препинания не расставлены.)

1) В декабре мороз усилился и сковал реки и озёра.

2) Сергей легко взбежал по ступенькам магазина и потребовал целый круг

колбасы и батон белого хлеба.

3) Речным жемчугом расшивали как царские одежды так и праздничные

народные костюмы.

4) Все большие реки впадают в моря или заливы океана.


А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Значение Византийской империи в истории человечества трудно

переоценить: в тёмные века варварства и раннего Средневековья она

донесла до потомков достижения Эллады и Рима.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время

совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения

противопоставлено содержанию первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?



Анна (1) часто руководствовалась (2) принципами (3) при помощи

которых (4) она стремилась повелевать событиями.
1) 1, 4 2) 2, 3, 4 3) 3 4) 3,4


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?



Душа А. П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1)

и (2) когда к писателю пришла огромная слава и преданная любовь к

нему всего (3) что было в русском обществе умного и честного (4) он

не замкнулся в недостижимости холодного величия.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 3


26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого

предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным

причастным оборотом?

1) Главный источник загрязнения окружающей среды – возвращение в природу огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления различной продукции.

2) Значения, которые образовались в многозначном слове путём переноса

наименования, вторичны.

3) Плоха такая птица, которая загрязняет собственное гнездо.

4) Геоэкология изучает процессы и явления, которые возникают в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства.


А27. Прочитайте текст.

За последние 100 лет площадь пустынь во всём мире удвоилась. Одни

территории превратились в пустыню из-за погодных изменений, другие,

такие как пыльный котёл в Америке,– потому что сельскохозяйственные растения уничтожили дикорастущих собратьев и разрушили почву. Если человек будет продолжать обрабатывать почву или пасти скот в очень сухих районах, то ещё больше территорий превратятся в пустыню.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Площади пустынь, удвоившиеся за последние 100 лет, увеличатся, если человек не прекратит обработку почв и выпас скота в очень сухих районах Земли.

2) Пыльный котёл в Америке превратился в пустыню потому, что

сельскохозяйственные растения уничтожили дикорастущих собратьев и

разрушили почву.

3) Погодные изменения привели к удвоению площадей пустынь за последние 100 лет.

4) Обработка почвы и выпас скота в очень сухих районах может привести

к погодным изменениям в пустынях.


Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Был уже четвёртый день, как старуха Мария Джокич сидела в подвале развалин своего дома в Белграде.

(2)Утром старуха видела, как в сквер, отделённый от неё только

железной решёткой, которая была искалечена пулями, проползли пятеро русских солдат. (3)И она видела, как по ним стали стрелять немцы, как кругом разорвалось много мин. (4)А одна разорвалась около развалины, и старуха, оглушённая, свалилась вниз и потеряла сознание.

(5)Когда она очнулась, то увидела, что из всех русских в сквере остался только один. (6)Он лежал на боку. (7)Она окликнула его, но он ничего не ответил. (8)И она поняла, что он убит.

(9)Немцы стреляли, и в скверике продолжали взрываться мины.

(10)Убитый русский одиноко лежал, подложив мёртвую руку под

голову, в голом скверике, где вокруг него валялось только изуродованное

железо и мёртвое дерево.

(11)Старуха Джокич долго думала. (12)Потом что-то спрятала под

чёрный вдовий платок и неторопливо вылезла из подвала.

(13)Она не умела ни ползать, ни перебегать, она просто пошла

медленно своим старушечьим шагом к скверу.

(14)Немцы продолжали стрелять, но ни одна мина не упала близко

от старухи.

(15)Она прошла через сквер и дошла до того места, где лежал убитый. (16)Она с трудом перевернула его и увидела, что лицо у него молодое и очень бледное. (17)Она пригладила его волосы, с трудом сложила на груди его руки и села рядом с ним на землю.

(18)Немцы продолжали стрелять, а она сидела рядом с ним, может

быть, час, а может быть, два и молчала.

(19)Наконец старуха поднялась и, отойдя от мёртвого, нашла большую воронку от снаряда. (20)Опустившись на колени, стала горстями выплёскивать со дна накопившуюся там воду. (21)Когда в воронке не осталось больше воды, старуха вернулась к русскому. (22)Она взяла его под мышки и потащила.

(23)Тащить нужно было всего десять шагов, но она была стара и три раза за это время садилась и отдыхала. (24)Наконец она дотащила его до воронки и стянула вниз.

(25)А немцы всё стреляли.

(26)Отдохнув, она поцеловала его и стала потихоньку заваливать землёй, которой было очень много по краям воронки.

(27)Через несколько часов, насыпав горстями холмик, она развернула свой чёрный вдовий платок и достала большую восковую свечу, хранившуюся у неё со дня свадьбы.

(28)Она воткнула свечу в изголовье могилы и зажгла её. (29)Ночь была тихая, и пламя поднималось прямо вверх. (30)Когда мины рвались далеко, пламя только колыхалось, но несколько раз, когда они разрывались ближе, свеча гасла. (31)Старуха Джокич каждый раз молча опять зажигала свечу.

(32)Близилось утро. (33)Старуха поднялась, неторопливой походкой снова пересекла скверик и вернулась в подвал.

(34)А на могильном холме, среди чёрной от пороха земли, изуродованного железа и мёртвого дерева, осталось гореть последнее вдовье достояние – венчальная свеча, поставленная югославской матерью на могиле русского сына.

(По К. Симонову)
А28. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) События, описанные в тексте, происходили в России во время Второй

мировой войны.

2) Старуха Джокич была вдовой и жила в подвале разрушенного дома

совсем одна.

3) Погибший русский солдат был ещё совсем молодым человеком.

4) Белград во время войны подвергался миномётным и артиллерийским

обстрелам.


А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 – 4?

1) рассуждение

2) рассуждение и описание

3) описание

4) повествование
А30. В каком значении употреблено в тексте слово «оглушённая»

(предложение 4)?

1) испуганная

2) лишённая слуха

3) подавленная увиденным

4) ставшая тихой



Часть 2.
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 — В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям B4–B8 запишите словами
В1. Укажите способ образования слова РАЗВАЛИНЫ (предложение 4).
В2. Из предложений 3 – 4 выпишите все предлоги.
В3. Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью

СОГЛАСОВАНИЕ.


Ответы к заданиям B4–B8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 14 – 22 найдите сложное, в состав которого входит

односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного

предложения.

В5. Среди предложений 26 – 30 найдите предложение с обособленным

распространённым согласованным определением. Напишите номер этого

предложения.

В6. Среди предложений 1 – 10 найдите сложноподчинённое предложение с

параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого

предложения.

В7. Среди предложений 1 – 4 найдите такое, которое связано с предыдущим

при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. «Физическая немощь героини подчёркивается с помощью такого

лексического средства, как _____ («неторопливо», «медленно» в предложениях 12 – 13). Драматизм повествования усиливается благодаря такому тропу, как _____ («решётка, которая была искалечена пулями»). А при помощи таких приёмов, как _____ (предложения 15 – 17), _____ (предложение 18), повествование приобретает подлинно эпический характер».
Список терминов:

1) риторическое восклицание

2) олицетворение

3) диалектизм

4) анафора

5) противопоставление

6) гипербола

7) синонимы

8) слова разговорного стиля

9) литота


Часть 3.
Для ответа к заданию этой части используйте чистый лист. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.








Скука — болезнь счастливых. Абель Дюфрен
ещё >>