Константин Мачавариани Описательный путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому округу. С историко-этнографическим очерком Абхазии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Константин Мачавариани Описательный путеводитель по городу Сухуму... 11 1551.04kb.
Конкурс «Что в имени твоем, Коста?!» 1 75.67kb.
Участковый уполномоченный полиции умвд россии по городу Кирову абайтов... 5 713.68kb.
Президент Абхазии Александр Анкваб дал пресс-конференцию для абхазских сми 1 264.66kb.
Путеводитель по нашему городу времен Великой Отечественной войны... 1 155.81kb.
Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом I путеводитель... 8 1325.74kb.
Е. Н. Гореликова-Голенко Великий князь Константин Николаевич и Константин... 1 179.04kb.
Тульская область: Путеводитель. – Тула: Лев Толстой, 2007. – 159 с. 1 117.31kb.
Размещение объявлений по городу краснодару 1 46.38kb.
П/п Дата получения уведомления 1 31.82kb.
Кыргызстан маданиятынын тарыхынан из истории культуры кыргызстана р. 1 98.35kb.
Рекомендована література до курсу «Географія промислових комплексів»... 1 17.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Константин Мачавариани Описательный путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому округу. - страница №11/11

Подробное описанiе этого храма съ разными надпись-ми читатели найдутъ въ книге археолога архимандрита Леонида, подъ заглавiямъ: „Абхазiя и въ ней Ново-Афонскiй монастырь", а Леонидъ заимствовалъ описание абхазскихъ древностей отъ археолога Д. Бакрадзе изъ брошюры последняго: „Кавказъ въ памятникахъ христианства".

На возстановленiе Пицундскаго храма и учреждения при немъ миссiонерскаго монастыря обратилъ внимате Императоръ Александръ I, но возрожденiе его началось съ 1844 при Императоре Николае I. когда Наместникомъ Кавказскимъ былъ князь Михаилъ Семеновичъ Воронцовъ и окончено при другомъ Наместнике Великомъ князе Михаиле Николаевиче. Государственный умъ князя М. С. Воронцова не оставлялъ безъ вниманiя не только доступныя места, но такiе заброшенные уголки, какъ Гагры, Пицунда, и др. Въ Гаграхъ Воронцовъ былъ въ 1845 году. Мы обязаны ему проведенiемъ дороги у подножья Кавказскаго Главнаго хребта, которая и до сихъ поръ называется ,,Старо-Воронцовской дорогой".

Торжественное освященiе Пицундскаго храма совершено было въ 1869 году имеретинскимъ и абхазскимъ епископомъ Гаврiиломъ Теперь этотъ великiй памятникъ христианства въ распоряженiе братьевъ Ново-Афонскаго монастыря.

ЛЫХНЫ (или Соукъ-Су). Лыхны лежитъ въ 4-хъ верстахъ отъ м. Гудаутъ и основанъ греческими колонистами Милезiйцами въ VII веке до Р. ХР. Впоследствiи былъ покоренъ Понтiйскимъ царемъ Митридатомъ, а потомъ перешелъ во владенiе Римлянъ, которые ссылали сюда своихъ преступниковъ. Соукъ-Су служилъ резиденцией владетелей Абхазiи. Дорога въ Соукъ-Су, съ какой бы стороны ее ни взять, составляетъ истинно поэтическую картину. Вотъ что говоритъ Дюбуа о такихъ картинахъ: ,,Европеецъ, наименее умереннаго пояса, не можетъ иметь понятiя о величествснныхъ пейзажахъ Абхазiи и Мингрелiи,—этихъ наиболее благословенныхъ земель. Нетъ масштаба для измеренiя здешнихъ липъ и буковъ, до самаго верха обременныхъ виноградной лозой, которой столетiяя ветви огромной толщины, въ теченiе многихъ столетiй тесни охватывайтъ ихъ колоссальные стволы".

Намъ приходилось видеть въ одной церкви двери изъ цельной виноградной лозы. Виноградныя лозы служили прочными мостами черезъ бешенныя реки.

Соукъ-Суйская или Лыхненская церковь расположена внутрь ограды, въ 200 шагахъ отъ бывшаго дома владетеля Абхазiи и построена по плану Пицундскаго храма, въ чисто Византiйскомъ стиле. Внутренность ея покрыта хорошо сохранившимися фресками. Время ея построенiя не позже XI века, что видно изъ одной фресковой надписи, которая относится въ 1066 г., въ эпоху царствованiя абхазско-имеретинскаго царя Баграта IV (1027 1072). Церковь сохранила память до появленiя кометы въ 1066 году, которая, какъ гласитъ надпись, показывалась съ Вербной Недели" до полнолунiя". Действительность этого событiя удостоверена учеными и астрономами. На гробнице владетеля Абхазiи князя Сафаръ-бея Шервашидзе, похороненнаго въ этой церкви въ 1821 году, имеется греческая надпись.

Анакопiя (Никопсiя) нынешнiй Ново-Афонский монастырь, основана до Р. ХР. Памятникомъ римскага владычества надъ этимъ краемъ остались въ ней по cie время, развалины нагорной крепости, основанной, по преданiю, еще при Императоре Траяне во II веке после Р. ХР. Въ IV веке она упоминается подъ именемъ „Апсары" или ,,Апсары" по реке того же имени, ныне называемой „Псырцха". Памятникомъ греческаго влiянiя остался въ Анакопiи храмъ во имя св. Симона Канонита, реставрированный въ XII стол.; памятниками генуэзскаго влiянiя (XIII ст.) остается приморская башня генуэзской постройки съ фанкирующими ее стенами. Съ VI века Анакопiя была резиденцiей абхазскихъ царей, затемъ переходила во власть Грузiи, а съ XVII век. турки овладели городомъ и поставили свой гарнизонъ. Съ 1876 года на развалинахъ Анакопiи возникъ Ново-Афонскiй монастырь. Подробное описанiе древняго храма св. Симона Канонита даетъ А. Н. Муравьевъ въ своей книге: "Грузiя и Абхазiя" (издан. 1848 г.) При последнемъ возобновленiи, говоритъ Муравьевъ, была найдена на престоле монета Алексея Комнена, изъ чего и следуетъ заключить, что последняя реставрация храма была въ царствованiи абхазско-имеретинскаго даря Давида Возобновителя (1089—1130) Изъ древней живописи остались въ храме: подновленное изображение св. Георгiя.

Въ этомъ же храме похороненъ царевичъ Дмитрiй, братъ абхазско-имеретинскаго царя Георгiя (1014—1027). На одной надгробной каменной плите изображенъ кругъ, въ коемъ надпись на греческомъ языке: „Матерь Божiя Спаси Георгiя Пречестнаго (митрополита) Цхумскаго" (Сухумскаго). Такъ назывались епископы, имевшiе свою кафедру при церкви св. апостола Симона Канонита.

Для ознакомленiя съ другими достопримечательными памятниками христiанства мы рекомендуемъ прочесть брошюры техъ же археологовъ Леонида Бакрадзе и книгу А. Н. Муравьева; можно пользоваться для этога и книгой Дюбуа де Монперьэ".

Городъ Команы—это развалины, кои стоятъ въ 12 вер-стахъ отъ Сухума, на одномъ изъ притоковъ реки Гумысты —речки Гума (Кума) близь селенiя Гумы-ныне греческое Михайловское селенiе. Для знакомства съ этими развалинами тоже посылаемъ къ брошюре археолога Леонида и къ книге председательницы Московскаго археологическаго общества графини Уваровой, подъ заглавiемъ: ,,Абхазiя, Шавшетiя и Аджярiя" теперь въ Команахъ устроенъ великолепный женскiй монастырь во имя Василиско-Iоанна Златоускаго.

Дранды—въ 17 верстахъ отъ Сухума. Драндскiq храмъ построенъ весь изъ кирпича. Снабженъ куноломъ съ 18 окнами. Внутри его въ 1860 г. еще было видно фресковое изображенiе Спасителя, въ своде Преображенiе Господня и несколько святыхъ во весь ростъ. Дранды должна быть произведенiемъ глубокой древности, но, къ сожаленiю, на ней нътъ никакой надписи. Вахуштi въ своей географiи о Грузiи говоритъ, что Драндара (Дранда) была резиденцiей митрополитовъ. Изъ Дранделей известны только епископы Филипъ Сабу (Савва), указанные въ надписи на образе ,,Iоанна Благословеннаго" въ Лашхвери (въ Сванетiи). Этотъ образъ, надо полагать принадлежитъ Дранде и въ смутныя времена вывезенъ изъ Абхазiи въ Сванетiи.

Примечанiе: Отчего не возвратить те святыни Пицундскому, Драндскому и Бедийскому монастырямъ, кои были вывезены оттуда и хранятся въ Гелатяхъ, Лашхетахъ и Цаленджихскомъ монастыре (въ Мингрелiи).

При монастыре не мало печатныхъ брошюръ, изъ которыхъ читатели могутъ иметь более подробныя сведенiя объ монастыре.

Илори—въ 4-хъ верстахъ отъ м. Очемчиры. Во времена господства греческихь колонiи на Черномъ море Илори былъ городомъ. Остатки его указываютъ въ 6-и верстахъ отъ Илорской церкви. Ограда Илорской церкви, выведенная изъ булыжнаго камня, была возобновлена последнимъ владетелемъ Абхазiи княземъ Михаиломъ Шервашидзе. Церковь св. Георгiя пользовалось известностью не только въ Абхазiи, но и во всей Грузiи. Храмовой праздникъ совершается 10 ноября. Въ этотъ день по народному поверiю, периодически совершалось одно и тоже чудо, привлекавшее къ себе богомольцевъ со всехъ концовъ Абхазiи, Самурзакани, Мингрелiи, Имеретiи, Гурiи, Сванетiи и Грузiи.

Невидимой силой св. Георгiя, въ запертую и охраняемую церковную ограду вводился среди ночи откормленный волъ, котораго на другой день резали и куски его мяса, которыя, говорили, сохранялись целые года свежими, какъ спасательныя средства въ болезняхъ, раздавались всемъ и всюду разсыпались. Объ этомъ говорятъ также Ламберти, Шарденъ, царевичъ Вахушти и Дюбуа. Илорская церковь очень богата образами, крестами и, вообще, церковными принадлежностями. Какъ археологическая редкость, заслуживаютъ вниманiя одна золотая чаша. Въ надписи ея указаны строитель Бедiйской церкви царь Баграть III (908—1008) съ матерью Герендухтой и Бедiискiй митрополитъ Германъ. Въ позднейшихъ надписяхъ перечислены разныя историческiя событiя и имена Митрополитовъ, архiепископовъ, царей и царицы и разныхъ покровителей.

Мокви—въ 20--25 верстахъ отъ м. Очемчиры. Его видели академикъ Брассе, Берже, а также виделъ и описалъ археологъ Бакрадзе. „Этотъ упавшiй и адичавшiй край, смотря на Моквинскiй храмъ, говоритъ Бакрадзе, когда-то процветалъ и благоденствовалъ. Bсе, видевшiе его, были поражены величiемъ этого памятника христiанства. Обширные размеры церкви, окутанные сетью ползучихъ растенiи, его крыша превращена въ воздушный садъ, его прекрасные куполы, удлиненные высокими стволами деревьевъ, все это приводитъ зрителя въ удивленiе.

Будемъ продолжать слова Бакрадзе: „Внутри стрелой уходящiе столбы изъ превосходнаго вытесаннаго камня, 5 кораблей, помостъ, весь устланный белымъ мраморомъ, безъ пятенъ; осколки цветнаго стекла; остатки карнизовъ съ зачательной резбой свидетельствуютъ о большомъ великолепiи и объ исскустве, достигшемъ высшей степени совершенства. Прекрасная галлерея окружаетъ главный корабль до столбовъ купола. Вне храма большая колокольня. Патрiархъ Iерусалимскiй Досифей нашелъ здесь (1659 г.) надпись: „росписана при императореАлексее Koмненеi и при великомъ абхазскомъ царе Давиде". Храмъ былъ возобновленъ владетелемъ Абхазiи Михаиломъ Шервашидзе, но онъ утратилъ свою прежнюю краску, свое прежнее величiе. Здесь погребены названный владетель и его супруга. Грузинские летописы приписывають постройку этого храма абхазскому царю Леону III (957 г.). Одна Моквинская икона хранится въ Зугдидской церкви (Мингрелiи) и изъ надписи на ней видно, что Моквинскiй храмъ былъ посвяденъ имени Божiей Матери. Здесь сиделъ епископъ. 8 февраля 1640 г. въ бытность въ Moкве русскихъ пословъ Тольмача Ельчина и священника Павла, абхазскiй патрiархъ Максимь показывалъ имъ каменное веретено пресвятой Богородицы и часть мощей архидiакона Степана".

Разве не следуетъ Зугдидской церкви вернуть упомянутую выше икону Моквинскому храму?

Бедiя—лежитъ въ 15 верстахъ отъ бывшаго местечка въ Самурзакани Окума и въ 12 верстахъ отъ м. Очемчиры. Она возвышается на нагорной площади и имеетъ поразительно величественный видъ на плоскости, растилающейся впереди до самого Чернаго моря. Она известна съ самыхъ древнейшихъ временъ; по исторiи Грузiи Бедiйскiй храмъ построенъ въ X веке абхазско-грузинскимъ царемъ Багратомъ III, который обогатилъ его пожертвованiемъ многихъ деревень и могилу котораго тамъ показываютъ. Храмъ весь одетъ въ тесанный камень и украшенъ резьбой. Размеры не очень велики, но изящны. На наружныхъ и внутреннихъ стенахъ ее уцелели грузинскiя надписи, въ которыхъ поименованы епископы Бедiели,—Дaдiaни Георгiй, царь Константинъ—оба жившiе въ XIV в. Въ 1640 г. въ бытность въ Бедiи русскаго посланника Тольмача Ельчина, Бедiей заведывалъ Ёпископъ же Бедiели. Тамъ показывали русскому посланнику святительски посохъ съ головой, покрытой чернымъ бархатомъ, на которомъ вышиты были изображенiя крестовъ царя Константина и матери его Елены, а подъ бархатомъ, по словамъ епископа, хранились терновый венецъ и гвозди Спасителя, которыхъ безъ особаго разрешенiя царя никому не показывали Въ 1810 году было возобновлено богослуженiе, но продолжалось не долго. Но престольная чаша изъ моссивнаго золота, пожертвованная царемъ Багратомъ и его матерью, сохранилась, но ее перенесли въ Илорскую церковь.

Следовало давно возвратить эту чашу Бедiйскому храму, точно также и посохъ Бедiйскаго епископа, который хранится въ названномъ выше Цаленджихскомъ монастыре, въ 25 вер. отъ м. Зугдиды.

Въ книге, составленной председательницей Ииператорскаго Московскаго архелогоческаго общества графиней Уваровой, найдете обширное описате многочисленныхъ древнихъ памятниковъ христiанства, разбросанныхъ по всей Абхазiи. Самые интересные памятники найдены графиней въ Цебельде и, вообще, въ Гумистинскомъ участке, входящемъ въ составъ Сухумскаго округа. Жаль, что найденные греками Ольгинскаго села (въ Цебельце) три разныя известковыя плиты съ изображенiемъ св. Георгiя на коне и 2-хъ святителей неизвестно куда делись. Неизвестно также, куда делись те две известковыя плиты, вывезенныя изъ Драндскаго монастыря съ изображенiями Христа Спасителя, Богородицы и ангеловъ. Много и много старинныхъ и ценныхъ предметовъ, принадлежавшихъ даже къ языческому перiоду находили и находятъ въ Абхазiи, а потому уверены, что вновь возрожденная Сухумскимъ епископомъ Андреемъ церковно-археологическая комисiя обратить на это вниманiе. Этотъ же епископъ обратить вниманiе на памятники Кодорскаго участка и въ особенности Самурзаканскаго. Почтенная графиня Уварова очень мало коснулась перваго участка, а о второмъ она не говорить ни слова.

Отрадно, что епископъ Андрей знакомится съ самыми заброшенными уголками своей eпapxiи. Его посещенiе Бедiйскаго храма останется на всегда памятнымъ въ жизнь населенiя. Его проповеди, его задушевную речь слушала 10 тысячная толпа.

А недавнее его посещенiе Псхувскаго перевала, где прiютилось до 50 домовъ христiанъ, разве не вызываетъ общее удивленiе? Преосвященный проникъ туда съ однимъ провожатымъ, сделавъ по самымъ труднымъ тропамъ, въ теченiе двухъ сутокъ 80 верстъ. Принималъ ли меры почтенный епархiальный наблюдатель Алферовъ посетить этотъ изолированный уголокъ и дать тамошнему населенiю, оторванному всего отъ Mipa, хотя бы школу грамоты.

Имейте чаще общенiе съ населенiемъ, имейте любовь къ ихъ нуждамъ и интересамъ и будьте уверены, что ваши труды увенчатся полнымъ успехомъ. Крестъ и образъ не помогут, если вы будете говорить объ нихъ въ своемъ тепломъ кабинете, а къ населенiю не подойдете со своей христiанской любовью.

Въ одно время, еще до войны, въ минiатюрномъ музее Сухумской горской школы, которой заведывалъ незабвенный смотритель этой школы г. Пасхаловъ, хранился крестъ, найденый въ сел. Хопи, въ 15 вер. отъ м. Гудауты, въ именiи дворянина Мурзакана Лакербай, протоiереемъ Мачаварiани. Крестъ имелъ форму древняго маленькаго золотаго тельника, почти равнобедреннаго съ закругленными концами, обделанными въ золото, съ драгоценными камнями—сапфирами, изумрудами и рубинами.

Дайте Сухуму такого влiятельнаго лица, а также любящаго Абхазiи человека, какъ Его Высочество принцъ А. П. Ольденбургскiй и тогда увидели бы, что Сухумскiй округъ, въ особенности г. Сухумъ, засiялъ бы полнымъ своимъ блескомъ, но личные интересы, личное благосостоянiе да еще прирожденна ленья— отвлекаютъ всехъ отъ добрыхъ начинанiй и ихъ продолженiи.

Люди добрые, люди верующие, люди любящiе свою родину, свое отечество! Неужели дадите погибнуть всемъ древнимъ памятникамъ Абхазiи и дадите волю новымъ колонистамъ на местахъ, облитыхъ потомъ и кровью великихъ древнихъ христiанскихъ пастырей, уничтожить такiе памятники. Оградите эти святыя места, дайте этимъ христнскимъ развалинамъ прежнее благоленiе, прежнiй блескъ и тогда увидите, что православiе снова займетъ свое почетное место. Разее эстонцы, немцы, латыши, армяне, турки, персы позволили бы на собственной своей родине оставить такiе памятники на произволъ судьбы? Не даромъ скорбитъ преосвященный Андрей объ этихъ памятникахъ, видя свое безсилiе на ихъ возрожденiе.

Неужели думаете, что эстонецъ или немсцъ на своей родине позволить абхазцу дать названiе отведенному ему участокъ въ роде: „Цебельды", "Гудауты". „Очемчиры"? А мы уничтожили прежнiя географическiя имена и скоро Абхазiя не узнаваема будетъ немецкими, эстонскими и латинскими именами,

Поэтому нельзя не принести самую глубокую благодарность штабсъ капитану Эриванскаго полка князю Михаилу Левановичу Шервашидзе составленiемъ своей неоцененной карты, где приведены все старыя существующiя имена городовъ, местечекъ, селъ, деревень, горъ, рекъ и озеръ. О возвращенiи Абхазiи святынь, находящихся въ разныхъ церквахъ и монастыряхъ, вотъ что говоритъ тотъ же А. Н. Муравьевъ: „ясно, что возвращенiе иконы изъ Гелатскаго въ Пицундскiй монастырь составляетъ залогъ его процветанiя. Возвратить же ее подобаетъ не просто, а съ торжественной церемонiей, дабы вся Абхйзiя знала, что днесь ,, царица" возвратится въ домъ свой и темъ самымъ призываетъ своихъ рабовъ возвратиться отъ тьмы лжебожiя къ свету благоразумiя, въ веру своихъ предковъ. Привлеките къ широкой деятельности богатейший Ново-Афонскiй монастырь и пусть онъ не делаетъ свою обитель ,.домомъ торговли", а делаетъ его источникомъ милости и помощи для возрожденiя разбросанныхъ древнихъ христiанскихъ памятниковъ.

Хороши ихъ лебеди, ихъ пруды, ихъ водопады, сады и огороды, но будетъ лучше, если при ихъ помощи возродится хоть одинъ древнiй памятникъ, который могъ бы привлечь населенiе подъ свой покровъ.

Привлеките священниковъ и народныхъ просветителей къ собиранiю древностей, чтобы создать археологическiй музей и этимъ дать возможность людямъ науки познакомиться съ этимъ краемъ.

Ведь, мы отняли христiанскую веру у абхазцевъ, а теперь наша святая обязанность возвратить имъ эту Bеpy, соорудить нами разрушенное и оградить ихъ отъ новаго разоренiя ихъ святыни.

Если Броссе, Дюбуа, Шарденъ, Ламберти и др. могли принять такое далекое путешествiе и осмотреть наши святыни, то почему же мы, прозябающее десятки летъ въ этомъ чудномъ уголке, не можемъ обратить вниманiе на замечательные памятники седой старины?

===========================================



(Благодарим за предоставленный текст сайт http://www.gagrakomfort.ru.) 
<< предыдущая страница  



Я вскарабкался на верхушку намыленного столба. Бенджамин Дизраэли после вст
ещё >>