Конспекты занятий «Экспериментальная деятельность» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Детский сад №260» 1 79.6kb.
Конспекты занятий по изобразительной деятельности нетрадиционной... 1 32.25kb.
Мастер творец 1 55.61kb.
Примерные конспекты занятий, направленные на развитие цветовосприятия... 1 33.14kb.
Экспериментальная психология 24 4118.95kb.
Моу сош №1 г. Кисловодска Внеучебная деятельность 1 23.83kb.
Сборник содержит систему уроков по «Устной речи» 6 1271.7kb.
Экспериментальная деятельность 1 37.89kb.
Методические указания по проведению практических занятий и выполнению... 1 419.39kb.
Уроки Мастерства Конспекты по театральной педагогике А. А. Гончарова 17 2799.77kb.
Методика проведения занятий 5 847.88kb.
Комедия в 3-х картинах место действия Москва время действия наши дни 1 267.37kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспекты занятий «Экспериментальная деятельность» - страница №1/1

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27» г. Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

и конспекты занятий

«Экспериментальная деятельность»

средняя группа

(4-5 лет)

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории

Николина Марина Алексеевна



Пояснительная записка.

Посредством экспериментальной и исследовательской деятельности расширяются представления детей о многообразии природных явлений, у детей формируются познавательные интересы. К сожалению, все разработки по экспериментальной деятельности предназначены для старших дошкольников. Но именно в среднем дошкольном возрасте ведущим содержания общения ребенка и взрослого становится познавательный мотив, возрастает объем памяти, увеличивается устойчивость внимания. Кроме того, невербальные, тактильные ощущения стимулируют развитие наглядно-действенного мышления. Делая выводы, совершенствуется способность к обобщениям, что является основой словесно-логического мышления. Поэтому данная работа может представлять практический интерес для воспитателей и родителей.



СЕНТЯБРЬ

«РАСТЕНИЯ»



1.

Цель: повторить названия некоторых комнатных растений. Учить детей описывать растения, отмечая сходство и различия между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Формировать интерес к растениям, умение замечать изменения в их развитии, знания об уходе за ними.

Рассмотреть с детьми фикус, бальзамин и герань. Какова их величина? Какие листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растения цветки? Что нужно растениям для жизни?



Опыт: ставим одно из растений в тень и не поливаем его 4-5 дней. Наблюдаем. Что происходит с растением? Засыхает, желтеет.

Вывод: растениям для жизни необходимы вода и свет.



Дополнительный материал и предварительная работа:

М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду», стр.42



2.

Сравнение летних и осенних листьев.

Материал: летние и осенние листья различных деревьев и кустарников.

Исследовать листья по различным признакам. Сравнить и составить пары. Определить, какому растению (дереву, кустарнику) они принадлежат.



Вывод: осенью листья меняют свой цвет.

ОКТЯБРЬ

«ВОДА»


  1. Дети дуют на засушенные листья березы, они легко слетают с ладони. Намочив листья в тазиках с водой, пробуем сдуть, не получается.

Вывод: намокшие предметы становятся тяжелее.

  1. В прозрачную емкость с водой опускаем сначала пластмассовую игрушку, потом деревянную (не тонут), затем металлическую ложку, камень(утонули).

Вывод: тяжелые предметы тонут в воде.

К этому занятию можно добавить усложнения: бросить в емкость с водой маленький камень, добиваясь небольших брызг и кругов на воде; бросить большой камень – брызг больше, круги крупнее, вода «успокаивается» дольше.

Показать, как намокают различные виды тканей (шерсть, хлопок, шелк), проведя аналогию с одеждой, произведенной из таких же материалов.



НОЯБРЬ

«Почему осенью много луж?»



Материал: небольшие емкости с землей, емкости с водой, клеенки (можно разделить детей на группы по 4 человека, можно проводить индивидуально).

Ход опыта: маленькими порциями наливать воду в емкость с землей, наблюдать.

Вывод: сначала вода впитывается, потом перестает впитываться от переизбытка, и тогда образуется лужа. Осенью много луж, потому что выпадает много дождей, земля не успевает высохнуть.

ДЕКАБРЬ

«ВОДА»


Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды; закрепить навыки экспериментирования (аккуратность, внимательность); учить анализировать, делать выводы, соблюдать правила безопасности.

1.

Примечание: часть занятия проводится на улице в морозную погоду; помощник воспитателя помогает.

Развести краску 2-3 цветов в разных сосудах. На прогулке разлить воду по формочкам, в каждую опустить нитку. В конце прогулки проверить: что стало с водой? (Вода замерзла, превратилась в льдинки.)



Вывод: вода на холоде замерзает.

Как вынуть льдинку из формочки? В ведерке находится горячая вода. Как мы это определили? (Идет пар.) Надо формочку быстро опустить в горячую воду и вынуть ее – это делает взрослый! Льдинка сама выскочит. Украшаем веранду разноцветными льдинками.



2.

Взять чистую емкость, показать детям – пусть убедятся. В конце прогулки чистым совком насыпаем в емкость снег, обращая внимание детей на то, что снег белый. Емкость со снегом взять в группу. Перед сном проверить: что стало со снегом? Внимательно рассмотреть.



Выводы: снег в тепле тает, превращаясь в воду; эта вода не такая чистая, как белый снег.

Объяснить детям, что снежинки, летая по воздуху, «забирают» из него сор и грязь, поэтому снег не такой чистый, как кажется.



Примечание: лучше взять емкость белого цвета.

ЯНВАРЬ

«МАГНИТ»


Цель: познакомить со способностью магнита притягивать некоторые предметы; учить ставить опыты, на их основе делать выводы; расширять представления детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; учить различать широко распространенные в быту материалы на основе существенных признаков и рассказывать об этом.

Оборудование и материалы: столики с разными материалами – предметами из дерева, стекла, резины, пластмассы, железа; некоторых пищевые продукты, накрытые салфеткой; магниты на каждого ребенка; декорация озера с «магнитными рыбками», удочка с магнитом, ведерко; куклы «би-ба-бо» - лиса и медведь.

Ход занятия: см. газета «Дошкольное образование» №9(105) май 2003, стр.23

Примечание: не брать схемы «Свойства материалов».

ФЕВРАЛЬ

«ВЕТЕР»


Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами в процессе экспериментальной деятельности; побуждать активно использовать слова, характеризующие ветер.

Предварительная работа: наблюдение детей за ветром во время прогулок, изменения в календаре погоды; определение направления ветра с помощью султанчиков, флюгеров, флажков; знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Оборудование и материалы: два больших обруча, два «портрета ветра», набор карточек «польза – вред», листок тонкой бумаги на каждого ребенка, таз с водой, клеенка, кораблик с парусом.

Занятие проводится по подгруппам. Можно взять на выбор – или опыт с бумагой, или опыт с водой.

Ход занятия:

Загадка о ветре.



Беседа о ветре.

- Почему ветер называют Невидимкой?

- Какой бывает ветер?

- Как можно узнать дует ли на улице ветер?

- Что умеет делать ветер?

(Дети отвечают, рассуждают)



Воспитатель. Что такое ветер? (движение воздуха). Как мы можем создать ветер? (заставить воздух двигаться)

Дети выходят на середину группы, заставляют воздух двигаться: дуют, машут руками, кружатся и т.д.



Опыт с бумагой.

Каждый берет лист бумаги, отрывает от него кусок, дует, листок двигается. Вторую часть листа сжимаем в плотный комок, кладем на стол, дуем. Усилий требуется больше.



Вывод: чем тяжелее и объемнее предмет, тем сильнее должен быть ветер, чтобы сдвинуть его с места.

Воспитатель показывает два портрета ветра, дети рассуждают, выбирают.



Игра «Добрый и злой ветер»

В два обруча, лежащих на полу, поместить по одному из «портретов ветра». Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами доброго ветра, другому – с делами злого. Остальные дети проверяют правильность отбора картинок (игра повторяется 2-3 раза, можно на скорость).



Опыт с водой. (Дети подходят к тазу с водой – «морю»)

Восп. Какое сейчас море? (спокойное) Почему вы так решили? (нет волн, вода не движется) Как сделать, чтобы на «море» появились маленькие волны? (подуть на воду)

Дети дуют, образуются волны. Спускаем на воду кораблик, он стоит на месте. Дети дуют, кораблик плывет.



Восп. Что случится с корабликом, если подует сильный ветер? (начнется шторм, корабль может перевернуться и утонуть)

Вывод: чем сильнее ветер, тем быстрее движется вода, выше поднимаются волны.

МАРТ

«РАДУГА»


(или занимательная оптика для малышей)

Цель: показать детям, что солнечный свет состоит из множества цветов (спектра); закрепить представление о семи цветах радуги.

Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25 градусов; источник света (солнце или настольная лампа).

  1. Опыт. В солнечный день поставить около окна таз с водой, опустить в него зеркало. Если зеркало «поймает» луч света, то на стене или потолке возникнет радуга. Рассмотреть с детьми.

Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.

  1. Опыт. Поставить бокал на белый лист бумаги, поймать бокалом солнечный свет. На листе появятся цветные полосы радуги.

Оборудование: трехгранная прозрачная призма.

  1. Опыт. Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они будут выглядеть цветными. С помощью призмы можно получить изображение радуги на стене.

Примечание: опыты проводятся по подгруппам.

АПРЕЛЬ

«ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ?»



Цель: показать детям наглядно, из чего получают муку, как изготавливают хлеб; определить опытным путем различие хлеба по внешним признакам; закрепить и обогатить знания детей о росте растений.

Материалы: колоски, ступка с пестиком, мука, вода , сахар, соль, кусочки ржаного и пшеничного хлеба на подносах (по числу детей).

Показать детям зерна и спросить, знают ли они, где «домики зернышек». Разобрать колосок, отыскать в нем зерна.



Вывод: колосок состоит из зернышек, они «живут» в колосе.

В ступку положить зерна, растереть их пестиком. Сравнить получившуюся массу с готовой мукой.



Вывод: если растереть (смолоть) зерна, получается мука.

Рассмотреть и назвать все ингредиенты будущего теста, замесить его, сформовать хлеб (батон или буханку), показать готовый (что получается после выпечки).



Вывод: тесто изготавливают из муки.

Предложить детям определить внешние признаки, запах и вкус ржаного и пшеничного хлеба, сравнить их.



Вывод: хлеб может различаться по внешнему виду, запаху, вкусу и цвету.

Примечание: выводы дети должны стараться делать сами, педагог только подводит к правильным и логическим умозаключениям.

На занятии можно использовать следующий материал.

Дождик песенку поет: кап-кап.

Только кто ее поймет: кап-кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава…

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно.

Физкультминутка.

Уж ты, семечко – зерно,

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли!

(Дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час

Семена взошли у нас.

(Дети медленно встают – «вырастают», потягиваются).

Вышли к солнышку из тьмы:

«Здравствуй, солнце, это мы!»

(Поднимают руки над головой, машут кистями рук).

МАЙ
«ЗЕМЛЯ»

Цель: продолжать изучать мир природы, познакомить с понятием «почва»; дать представление о многослойности земли, о произрастании растений. Опытным путем показать различие в скорости произрастания растений в разных видах почвы.

Материал: три емкости (можно пластиковые бутылки) с 2-3 отверстиями в донышках, подставки – блюдца, семена (горох, овес, «зелень для кошки»); камушки, песок, земля; макет в стеклянной банке.

Показать детям макет, объяснить, что это и есть почва. Рассказать, что вместе с водой и воздухом она обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Наполнить емкости песком, камушками, землей. В каждую посадить равное количество семян, осторожно полить, поставить все емкости на подоконник. Объяснить детям, что нужно набраться терпения и наблюдать, где раньше появятся всходы. Надо завести тетрадь и зарисовывать результаты. Чтобы поддержать интерес детей, необходимо обратить их внимание на то, что в прозрачных емкостях можно увидеть не только то, что происходит над землей, но и то, что твориться в глубине, в «подземной кладовой».



Примечание. Макет (снизу вверх):

первый слой – мелкие камни;

второй слой – глина;

третий слой – песок;

четвертый слой – земля.

Литература.

Газета «Дошкольное образование» №9, май 2003



М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду»

Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно»




Их молчание — громкий крик. Цицерон
ещё >>