Конспект занятия 20. Ход занятия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект занятия 31. Ход занятия 1 34.75kb.
Решение задач Подведение итогов занятия Ход занятия I. Организационный... 1 77.12kb.
Решение задач Подведение итогов занятия Ход занятия Арифметика является... 1 50.07kb.
Конспект мастер класса. Тема: Достопримечательности стран Ход занятия. 1 31.79kb.
Конспект занятия с учащимися вокальной студии «Art-Side» ( руководитель... 1 71.21kb.
План-конспект занятия по предмету «декоративно прикладная композиция»... 1 68.79kb.
Конспект занятия по физичеескому воспитанию с детьми 6-7 лет Тема... 1 29.05kb.
Конспект разработки занятия Организационная информация Тема занятия... 1 165.7kb.
Занятие 1 Тема: Введение в комбинаторику Ход занятия Вводная беседа 1 112.82kb.
Конспект учебного занятия с использованием цор и эор 1 139.52kb.
План-конспект занятия Тема занятия: «Велосипед мой друг!» 1 190.29kb.
Задания муниципального этапа XXVI всероссийской олимпиады школьников... 1 47.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект занятия 20. Ход занятия - страница №1/1

Конспект занятия 20.




Ход занятия:


Ученики отвечают на часть заданных ими на прошлом занятии вопросов (на доске трое рисуют клеточный цикл, митоз, выстраивают схему летнего цикла хламидомонады, остальные по нему отвечают на вопросы).

Вопросы, на которые, в основном, должны ответить сами (если подумать).

Как перераспределяет клетка все на 2 новые клетки?

Перед делением происходит репликация (удвоение ДНК). Во время митоза хромосомы поровну распределяются между дочерними клетками. Так обеспечивается точная передача И (генетической информации). Митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть и другие органоиды распределяются примерно поровну во время деления цитоплазмы в телофазе митоза.



Как образуется так много хламидомонад? Как развиваются зооспоры в хламидомонаде?

Происходит несколько митозов (если 2, то получатся 4 зооспоры, если 3 – то 8, если 4митоза – то16 зооспор).



Как называются клетки, на которые хламидомонада разделяется?

Зооспоры. Зооспоры растут, превращаясь в большую, взрослую хламидомонаду.



Что происходит с растением, которое уже размножилось? Умирает ли исходная хламидомонада? Если нет, то куда девается?

Все содержимое исходной клетки при митозах переходит в дочерние клетки – зооспоры. От исходной клетки остается только пустая лопнувшая клеточная стенка.



Как растут, чем питаются? Как поддерживают жизнедеятельность зимой? Откуда АТФ? Что они едят? Есть ли питание, кроме фотосинтеза?

Хламидомонада - автотроф. Питается фотосинтезом. Чтобы получить больше света, переплывает с помощью жгутиков в более освещенное место. Рецептором света служит глазок. В процессе фотосинтеза образуется запас крахмала, который и позволяет получать энергию во время митоза, во время зимовки. Кроме фотосинтеза, хламидомонады могут питаться и гетеротрофно, всасывая органические вещества (как грибы) и даже поедая бактерий (как одноклеточные животные).



Зачем вообще хламидомонада? Она живет же не только, чтобы размножаться? Роль в водоеме.

Хламидомонада, как и все фотосинтетики, является продуцентом. Одноклеточными водорослями, в том числе хламидомонадами, питаются мелкие животные – амебы, инфузории, дафнии, то есть зоопланктон – консументы первого порядка. Зоопланктон служит пищей более крупным консументам. Значит, хламидомонада стоит в начале пищевой цепи.




  1. На летнем цикле хламидомонады раскрашиваем стрелки цветами клеточного цикла, подписываем, сколько в какой момент хромосом.




  1. Анализ летнего цикла хламидомонады с точки зрения клеточного цикла и митоза (число хромосом на каждом этапе).


Учитель сообщает, что в клетке взрослой (готовой образовать зооспоры) хламидомонады 17 хромосом. Ученики подписывают на схемах в тетради и на доске число хромосом возле изображения каждого этапа образования зооспор. Их везде по 17.
Достраивается на доске (из магнитных рисунков) схема зимнего цикла. Учитель уточняет схему зимнего цикла хламидомонады, показывая количество ядер в клетках. Обнаруживается, что мелкие клетки, получившиеся от разных хламидомонад, не просто объединяются на зиму, сливаясь цитоплазмами. Объединяются и их ядра!

Далее отмечаем число хромосом на всех этапах жизненного цикла хламидомонады.

Ученики обнаруживают тот факт, что в клетке, получившейся путем слияния двух клеток, 34 хромосомы, а на выходе из оболочки – 4 клетки по 17 хромосом. Таким образом, это не может произойти митозом (иначе было бы 4 клетки с 34 хромосомами в каждой). Вика: «Это какой-то волшебный митоз».

Посмотрели анимацию «Размножение хламидомонады» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Узнали новые термины и вписали их в схему:



  • бесполое размножение

  • половое размножение

  • гаметы (половые клетки)

  • зигота



  1. Новое для нас в жизни хламидомонады.

Ученики письменно отвечают на вопрос: «С чем новым мы встретились в схеме жизни хламидомонады зимой?» Были найдены 2 главные «новости».



Слияние двух половых клеток (слияние двух гамет в зиготу). В нашем курсе был случай слияния клеток – образование мышечных волокон, но там не было слияния ядер.

Другой способ деления (способ деления клетки, при котором из одной клетки с диплоидным набором хромосом 2n получается 4 клетки с гаплоидным набором

хромосом n).




Полина: Странный «зимний митоз».

Вера: Двойной митоз при одном удвоении.

Вика: Иной митоз.

У: Что общего с митозом?

Д: То, что клетка делится и ДНК удваивается.

У: Отличие?

Д: Уменьшается число хромосом. Из одной клетки получается четыре. Клетки получаются идентичные самой начальной, а не той, которая делится. Клетка, в которой 2n хромосом превращается в 4клетки с n хромосом в каждой (см. схему). Т.е. это не митоз, а другой способ деления.




Гаплоидный набор хромосом – число хромосом в гаметах [17]

Диплоидный набор хромосом двойной набор хромосом [34]


5. Чтение текста про солнечника (в тексте надо найти названия для слияния двух половых клеток и другого способа деления).

Наблюдая за жизнью солнечников (родственников амебы) в аквариуме, ученым удалось проследить преемственность в потомстве одного-единственного солнечника на протяжении 1244 поколений. Размножаются солнечники, делясь митозом на 2 клетки. Уже в десятом поколении число солнечников, берущих начало от своего прародителя-одиночки, должно теоретически составлять ____ (сколько особей?), а к моменту появления тысячного поколения его численность выражается поистине астрономической цифрой.

Казалось бы, благополучие в царстве солнечников должно быть полностью гарантировано этой их способностью к бесполому размножению. Однако более пристальное изучение образа жизни этих созданий показало, что дело обстоит не совсем так. Если мы будем день за днем наблюдать за солнечниками, пользуясь сильным микроскопом, то однажды сможем заметить нечто странное, происходящее с одним из этих созданий. Начинается все с того, что солнечник втягивает внутрь цитоплазматического тельца свои лучи-ложноножки, теряя сходство с великим светилом, по имени которого он получил свое название. Затем вокруг ставшего шарообразным комочка цитоплазмы образуется плотная оболочка, после чего тело солнечника делится пополам, как и при обычном бесполом размножении.

Но этим дело не ограничивается, и ядро каждой из двух образовавшихся клеток делится снова, а затем еще раз. После каждого из этих делений одна “половинка” ядра отмирает. В результате всех этих преобразований, именуемых мейозом, под наружной оболочкой мы снова обнаруживаем две клетки — столько же, сколько их было здесь после первого деления солнечника надвое. Вскоре после этого одна из двух клеток выпячивает короткие ложноножки, направленные в сторону второй клетки. Ложноножки внедряются в тело другой клетки, цитоплазма обоих соседей постепенно сливается воедино, а их ядра движутся по направлению друг к другу и тоже соединяются. После этого оболочка распадается, заключенная в ней единственная клетка выпускает из себя длинные лучи-псевдоподии и превращается в полное подобие того солнечника, с которым произошли все эти странные метаморфозы. Наше возродившееся создание отправляется в свободное плавание и вскоре делится пополам, давая начало новым поколениям солнечников.

Все те события, которые только что прошли перед нашими глазами, есть не что иное, как половой процесс, вклинившийся в череду бесполых поколений солнечников. Это утверждение может звучать несколько странно, если принять во внимание, что у солнечников пол, по сути дела, отсутствует. У этих созданий нет подразделения на женских и мужских индивидов, на самцов и самок. И если ученые убеждены, что наблюдавшиеся нами метаморфозы тесно связаны с явлением пола, то в данном случае имеет место нечто вроде самооплодотворения. И в самом деле, те две клетки, которые слились друг с другом на конечной стадии процесса, мы вынуждены считать половыми клетками, или гаметами, начало которым дал один и тот же бесполый (или двуполый) организм.

Итак, на вопрос, возможна ли жизнь в отсутствие пола, приходится ответить положительно. Если пример солнечника не вполне убеждает нас в этом, поскольку в бесконечной череде бесполого размножения он все же изредка прибегает к половому процессу, то амеба, скажем, не знает ничего иного, кроме бесполого деления пополам. С другой стороны, половой процесс в той или иной своей форме присущ подавляющему большинству органических видов — от бактерии до человека. А это значит, что он может давать какие-то преимущества перед монотонностью бесполого существования. И, наконец, на вопрос о том, имеется ли простая и однозначная связь между полом и размножением, следует с определенностью ответить: нет. И в самом деле, мы видели, что у солнечника размножение (то есть увеличение числа особей) происходит путем деления их надвое (с сохранением после каждого деления двойного набора хромосом), а в результате полового процесса место приступившего к нему солнечника занимает всего лишь один-единственный индивид.

Я хотел было написать “тот же самый солнечник”, но вовремя остановился.

(По Е.Н.Панову)


Названия для новых явлений найдены и вписаны в тетради и на доску.

Слияние двух половых клеток – половой процесс (оплодотворение) – слияние двух гамет в зиготу. У хламидомонад 19 полов!
Другой способ деления – мейоз (способ деления клетки, при котором из одной клетки с диплоидным набором хромосом 2n получается 4 клетки с гаплоидным набором

хромосом n).




Д.З.
1) Выучить записи в тетради. Знать все новые слова.



2) На отдельных листах описать (рукописно) по любым источникам 3 примера полового размножения и 3 примера бесполого. Объем для каждого из этих примеров не меньше, чем полстраницы. Сдать эту работу в понедельник ответственным в каждом классе для подведения итогов.




Наши вчерашние противники стали милыми сегодняшними воспоминаниями. Кароль Ижиковский
ещё >>