Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5-6 классах проводится после изучения темы «Устное народное творчество» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Устное народное творчество. Раскройте понятие «Устное народное творчество»? 1 103.03kb.
Конспект лекций по курсу «Устное народное поэтическое творчество» 1 129.21kb.
Урок по кубановедению Учитель моу сош №3 Локоть Т. В. Тема «Устное... 1 50.02kb.
«Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была... 1 33.22kb.
Русское устное народное творчество 3 516.25kb.
«Устное народное творчество» 1 82.97kb.
Конспект внеклассного мероприятия «Собираем урожай» 1 80.44kb.
Методические указания по изучению курса. Нальчик, 2008. 29 с. 2 452.82kb.
«Устное народное творчество» 1 228.77kb.
Содержание внеклассного мероприятия 1 100.49kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальных классах... 1 138.16kb.
Кодекс алиментариус р 1 54.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5-6 классах проводится после изучения - страница №1/1

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5-6 классах

(проводится после изучения темы «Устное народное творчество»)

ГУЛЯЙ, МАСЛЕНИЦ А!

Цели мероприятия:

Образовательная. Познакомить учеников с русским народным праздником – Масленицей, с его историей, традициями, обрядами.

Развивающая. Продолжить знакомство с русскими народными праздниками. Развивать навыки использования в речи пословиц, поговорок.

Воспитательная. Воспитывать интерес и уважение к народным обычаям, родному языку и его богатствам.

Используемые технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные записи.

Предварительная работа:

Разучивание с детьми «призывов» Масленицы, репетиция песен - хороводов, запись музыкального сопровождения, выпечка блинов, индивидуальная работа с ведущей и Масленицей, а также с детьми, изображающими птиц и зверей, свиту Масленицы.



Атрибуты:

Символы солнца – украшенные лентами круги на палках.



Сценарий праздника

Действующие лица:

Ведущая, Дед Мазай, Масленица, Сорока, Воробей, Петух, Лиса, Заяц,

Медведь.


В зале тусклый свет. Дети в зимней одежде читают стихи о зиме. Затем звучит песня «Ах ты, зимушка-зима» (в записи).

Ведущая. Не пора ли передать власть от зимы весне-красне, новой гостье. Поможем весне, поможем солнцу. Встанем в кружок, заведём хоровод. (Исполняется хоровод «Как на тоненький ледок») А поможет нам зиму проводить да весну встретить весёлая Масленица. Кто готов позвать Масленицу?

1-я ученица. Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь.

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться.

2-я ученица. Уж ты, моя Масленица,

Красная коса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трёх матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

3-я ученица. Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!



Ведущая. Нет, не идёт Масленица! Как же будем без неё весну встречать? Видно, придётся всем вместе её звать. Давайте сделаем так: я начну звать Масленицу, а вы повторяйте за мной каждую фразу. И в конце все вместе дружно скажем: «Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!» Я буду Масленицу звать, буду её хвалить, а вы подхватывайте, вместе со мной её похваливайте.

Дорогая гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Длинная, трёхаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, латки красные,

Лапти частые, головастые.

Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!

В зале включается яркий свет. Входит Масленица – нарядно одетая девочка с соломенной куклой в руках. С неё свита: лесные звери, несущие символы солнца - украшенные лентами круги на палках.

Ведущая. Здравствуй, Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной! Ты на долго ль к нам пришла?

Масленица. Всего на семь дней. Мой первый день – встреча, седьмой день – проводы.

1-я ученица. Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали – на семь недель,

Оказалось – на семь дней.

А с чем пришла ты, Масленица?

Масленица. Встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет.



Ведущая. Мы встречаем тебя хороводом – поможем солнцу! Ребята, а теперь попросим у Масленицы угощенья.

1-я ученица. Тинка, тинка, подай блинка,

Оладышка – подзабавышка.

2-я ученица. Масленица, не скупися,

Масленым блинком поделися.

Масленица. Блины печь – дело сложное. Растворю я квашенку на донышке, поставлю квашонушку на столбушке. Будет моя квашенка полным – полна, полным – полна, с краями ровна!

Для блинов надо много секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да приговаривать. (Произносит вместе со зверями и птицами).

Месяц ты, месяц,

Золотые рожки,

Выгляни в окошко,

Подуй на опару.

Звери выносят бадейку (миску), покрытую вышитым полотенцем. Ещё раз повторяют заклинание Масленицы, надевают фартуки, берут сковородки, хвалят тесто.

Звери. Хороша опара уродилась, пора и блины печь.

Лиса. А ну, угадайте, что это я делаю. (Показывает сковородку и демонстрирует всё, о чём говорит).

На плешивого маслом капну,

По плешивому тестом хлопну,

Плешь обдеру да опять наведу.

Дети из зала. Печёшь блины!

Заяц. А кто таков – Иван Громоков? Сел на конь и поехал в огонь!

Исполняется русская народная песня «Блины».

Масленица. А вы хорошо ль меня встречали-дожидали?

Ведущая. Ждали тебя, Масленица, готовились.

3-я ученица. Масленица – кривошейка,

Встретим тебя хорошенько:

С блинцами, с каравайцами,

С вареничками,

С сыром, с маслом, калачом

И с печёным яйцом.

Ведущая. Мы даже песню знаем о твоей щедрости. (Звучит народная закличка «А мы Масленицу дожидали»). А кто с тобой пришёл?

Масленица. Мои друзья – птицы, звери. Сейчас они о себе загадают загадки. Первыми о приходе весны возвещают птицы.

Птицы по очереди загадывают загадки.

Сорока. Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была.

Воробей. Видали вы меня не раз, скачу я в двух шагах от вас. Чирик, чирик, чирик, чирик. Кто к этой песне не привык?

Петух. Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.

Масленица. А теперь просыпайтесь, звери большие и малые. Звери загадывают загадки.

Лиса. За деревьями – кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло – пробежало, но ни дыма, ни пожара.

Заяц. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.

Медведь. Кто в лесу глухом живёт? Неуклюжий, косолапый, летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу.



Ведущая. Масленицу провожаем –

Весну встречаем.

Гостья погостилася,

С зимушкой простилася.

С крыши капели,

Грачи прилетели.

Воробьи чирикают,

весну кликают.

Девочка. Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

(А.Фет)

Ведущая. Весна – начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывают землю для посадки зерна. Сначала её вскапывают лопатами – покажите, как. (Дети имитируют). А как семена разбрасывают? Как из лейки поливают? Как сорняки вырывают?

Проведём игру с дедушкой Мазаем.

Входит дед Мазай.

Дети. Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

Мазай. Здрасьте, детки! Где вы были, что вы видели?

Дети. Где мы были, мы покажем, а что делали - покажем!

Дети вместе с ведущей пантомимически изображают один из весенних трудовых процессов. Мазай отгадывает. Игра проводится несколько раз.

Масленица. А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы – конец.

Ученье – свет…(а неученье – тьма).

Готовь сани летом…(а телегу – зимой).

Не красна изба углами…(а красна пирогами).

Маленькое дело лучше…(большого безделья).

Не сиди, сложа руки…(не будет в доме скуки).

Труд человека кормит…(а лень портит).

Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,

Пела и плясала, больно я устала.

Кончилось веселице – беритесь за делице,

Направляйте сошенку выехать на пашенку,

А со мной проститеся, блинами угоститеся.



Масленица и её свита уходят. Ведущая приглашает всех угоститься душистыми горячими блинами с чаем.




Понять Бога легко, если только не пытаться его объяснить. Жозеф Жубер
ещё >>