Конспект урока в 8 классе «Индикаторы» Тема урока Индикаторы Тип урока Изучение нового материала Вид урока - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по истории в 10 классе Тип урока: изучение нового... 1 107.26kb.
Тип урока по содержанию изучаемого материала интегрированный Вид... 1 78.96kb.
Урок истории в 5 классе Тема урока «Законы царя Хаммурапи» 1 84.39kb.
Конспект урока истории в 7 классе по теме: Учитель истории: Рыховский Д. 1 81.56kb.
Тема урока: «Ветер» Форма урока: Комбинированный. Фио учителя: Кабыш... 1 68.83kb.
Разработка урока по предмету: физика Класс: 10 Продолжительность... 1 210.62kb.
Конспект урока «Художественная реформа Джотто» 1 68.94kb.
Урок по учебному плану. Тема урока по учебному плану: «Успехи селекции»... 1 50.46kb.
Урок: №15. Тема урока: Закон сохранения импульса. Тип урока: изучение... 1 82.5kb.
Урока географии, проведенного в 8 классе школы №698 Тема: «Рельеф... 1 52.05kb.
Урок географии в 7 классе тихий океан цель урока: Изучение особенностей... 1 69.56kb.
Виды теплопередачи в коровнике, или о том, как теплопроводность,... 1 42.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока в 8 классе «Индикаторы» Тема урока Индикаторы Тип урока Изучение нового - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Быстрогорская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока «ИНДИКАТОРЫ»

Автор разработки

Самарченко Наталья Васильевна

Учитель химии

П. Быстрогорский, Тацинский район, 2009г

Конспект урока в 8 классе «Индикаторы»

Тема урока

Индикаторы

Тип урока

Изучение нового материала

Вид урока

Лабораторная работа

Цели

Обучающая

Развивающая

Воспитывающая



Познакомить учащихся с веществами индикаторами, с историей открытия индикаторов, исследовать поведение индикаторов в различных средах.

Развивать исследовательские умения, умения работать в парах, умения сравнивать и обобщать, проводить наблюдения, делать выводы.



Воспитывать интерес к знаниям, учению, воспитывать аккуратность, интерес к самостоятельному приобретению знаний, культуру работы в лаборатории.

Методы и методические приемы

Лабораторная работа (работа в парах), самостоятельная практическая работа учащихся, фронтальный опрос.

Оборудование и реактивы

Мультимедийная установка, растворы индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж), щелочи, хлорида натрия, кислоты, вода, индикаторная бумага (лакмусовая, фенолфталеиновая, метилоранжевая), штатив с пробирками, 2 стакана, цветок фиалки фиолетового или темно-сиреневого цвета.

Ход урока

1.Организационный момент

Организация учащихся на усвоение новых знаний.

2. Актуализация знаний

Урок я хочу начать с одной истории…

СЛАЙД 2 (щелчок) В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати вошел садовник. Он принес корзину с фиалками.
(щелчок) Роберт Бойль очень любил цветы, но предстояло начинать опыт. Он взял несколько цветков, понюхал и положил их на стол.
Опыт начался. Открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Пар быстро расползался по столу. Глаза Роберта Бойля оживились, ученый принялся за работу…
Когда же опыт кончился, Бойль случайно взглянул на цветы - они дымились.
Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой.

СЛАЙД 3 (щелчок) И – что за чудеса! – фиалки, их темно-фиолетовые лепестки, стали красными.

(щелчок) Но это было не сказочное чудо, а чудо химии!
Случайный опыт? Случайная находка? Ну, нет! Роберт Бойль не был бы настоящим ученым, если бы прошел мимо такого счастливого случая.
Ученый велел помощнику смешивать различные вещества с водой – готовить растворы.
Потом растворы перелили в стаканы и в каждый опустили по цветку.
В некоторых стаканах цветы медленно начали краснеть. Они будто бы подсказывали что-то неизвестное.
Здесь скрывалась тайна…
Наконец ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества в этом растворе содержатся.

СЛАЙД 4 (щелчок) Затем Бойль заинтересовался, что покажут не фиалки, а другие растения. Он использовал множество трав, корни и кору деревьев, мхи, лишайники и смотрел, как они поведут себя в различных растворах.
Эксперименты следовали один за другим. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником, Он мгновенно менял цвет.
Тогда Роберт Бойль решил опустить в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их.
(щелчок) Получилось простейшее приспособление, которое позволяло распознать, что имеется в растворе. Живые фиалки ведь не всегда есть под рукой у химика, а лакмусовые бумажки – всегда.
Эти «хитрые» бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель».

Итак, тема урока «Индикаторы» (щелчок)

- Что в переводе с латинского означает «индикатор»? (Указатель)

- Как действуют индикаторы? (Меняют свою окраску в различных растворах).

Попробуйте воспроизвести опыт Роберта Бойля. Возьмите два стакана. В один налейте раствор кислоты, в другой – раствор щелочи. Опустите в каждый по цветку. Что наблюдаете?
(в растворе кислоты фиолетовый цветок стал красным СЛАЙД 5, в растворе щелочи – желто-зеленым СЛАЙД 6)

Работая с различными растворами, мы сталкиваемся с необходимостью определить, что содержится в растворе, какова среда раствора. На помощь приходят вещества, которые меняют свой цвет в зависимости от среды – индикаторы. Индикаторы – это, прежде всего, красители, которые дают цвет растениям.

Познакомимся с ними.


3.Изучение нового материала

- Какое растение в опытах Роберта Бойля давало лучший результат? (Лакмусовый лишайник)

СЛАЙД 7 Лакмусовыми индикаторами пользуются и поныне. И в виде раствора, и в виде бумажных полосок. Они удобны и действительно очень просты в употреблении – в этом вам предстоит убедиться.

Найдите на столах индикатор лакмус, лакмусовые полоски.



СЛАЙД 8 Два других индикатора, используемых в химических лабораториях – метиловый оранжевый, или метилоранж, и фенолфталеин СЛАЙД 9. Используются они также в виде растворов, и в виде бумажных полосок.

Найдите их среди реактивов.

В своей практике мы встречаем растворы с нейтральной, кислотной и щелочной средой. Как вы думаете, растворы каких веществ будут иметь кислотную среду? (Кислоты), щелочную? (щелочи), нейтральную? (вода, возможно растворы солей).

Правильно. СЛАЙД 10

Сегодня вам предстоит познакомиться с тем, как «работают» индикаторы.

Инструкция по выполнению лабораторной работы находится на столах. Не забывайте о ТБ при работе с растворами кислот и щелочей. Будьте внимательны и аккуратны. Результаты опытов заносите в таблицу. СЛАЙД 11



Лабораторная работа «Индикаторы»

  1. Возьмите четыре чистые пробирки, в первую налейте 1-2 мл воды, во вторую – 1-2 мл хлорида натрия, в третью – 1-2 мл кислоты, в четвертую – 1-2 мл щелочи. В каждую добавьте несколько капель индикатора лакмуса. Отметьте цвет раствора.

В каждую пробирку поместите лакмусовую полоску, отметьте цвет полоски.


  1. Возьмите четыре чистые пробирки, в первую налейте 1-2 мл воды, во вторую – 1-2 мл хлорида натрия, в третью – 1-2 мл кислоты, в четвертую – 1-2 мл щелочи. В каждую добавьте несколько капель индикатора метилоранжа. Отметьте цвет раствора.

В каждую пробирку поместите метилоранжевую полоску, отметьте цвет полоски.


  1. Возьмите четыре чистые пробирки, в первую налейте 1-2 мл воды, во вторую – 1-2 мл хлорида натрия, в третью – 1-2 мл кислоты, в четвертую – 1-2 мл щелочи. В каждую добавьте несколько капель индикатора фенолфталеина. Отметьте цвет раствора.

В каждую пробирку поместите фенолфталеновую полоску, отметьте цвет полоски.
Проверим ваши результаты СЛАЙД 12

4.Закрепление материала

В пробирках под №№ 1, 2, 3 находятся вода, кислота и щелочь. Определите, в какой пробирке что находится, с помощью любого индикатора. Запишите полученные результаты.
Поделитесь своими результатами, как вы работали, какие выбрали индикаторы, что получили.

СЛАЙД 13


5.Заключительная часть

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Познакомились с веществами индикаторами; узнали об английском ученом Роберте Бойле; увидели, как фиалки меняют свой цвет в кислотах и щелочах; узнали об индикаторных полосках, которыми очень быстро можно определить среду раствора)

  • Что это за вещества? (Вещества, которые меняют свою окраску в зависимости от среды раствора).

  • С каким индикатором удобнее всего работать? (С лакмусом)

  • С помощью какого индикатора можно определить только щелочную среду? (С помощью фенолфталеина, в щелочах он становится малиновым.)

  • Где индикаторы могут быть необходимы в повседневной жизни?

(Можно с их помощью определить кислотной, щелочной или нейтральной является среда растворов, которыми пользуемся дома

Которые употребляем в пищу или для ее приготовления.

Можно узнать среду растворов лекарства или шампуня.)

Этим вы и займетесь дома, выполняя домашнюю лабораторную работу:

1.Выберите в качестве индикатора лепесток цветка, кусочек моркови, кусочек свеклы, кожуру красного яблока.


2. Поместите свой индикатор в раствор уксусной кислоты и запишите результаты наблюдения.
3. Затем поместите индикатор в раствор нашатырного спирта и запишите наблюдения.
4. С помощью выбранного вами индикатора определите среду растворов, имеющихся в доме (мыльный раствор, отбеливатель, шампунь, бальзам для волос, лимонад, средства бытовой химии и другие). Наблюдения занесите в таблицу:



Название раствора

Цвет индикатора

Какая среда раствора













СЛАЙД 14

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с вопросами, на которые пытаемся найти ответ:
- Почему соль соленая?
- Почему трава зеленая?
- Почему мыло мылится?


Химия на все найдет ответ. Раскроет тайны не только привычных нам вещей, но и далеких звезд.

Используемая литература: Курячая М. Химия в картинках. – М.: Детская литература, 1992.

Приложение. Презентация «Индикаторы» (Химия, 8 класс)




Эта пьеса — не для премьеры. Абрам Пытель
ещё >>