Конспект урока по внеклассному чтению. А. В. Костюнин - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по внеклассному чтению. За последние 15 лет в противовес... 2 452.74kb.
Урока «История муми-мамы» 1 46.74kb.
Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский... 1 91.61kb.
Конспект урока по литературному чтению. Система: «Школа 2100» Класс... 1 74.46kb.
Урок по внеклассному чтению во 2 а классе по творчеству А. Л. 1 82.67kb.
Из опыта работы по внеклассному чтению 6 695.74kb.
Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе Учитель: Иванова... 1 67.04kb.
Рабочая программа по внеклассному чтению 1 260.12kb.
Исса. Хокку про гусей Японии 1 44.13kb.
Викторина по внеклассному чтению по произведениям Б. С. Житкова 1 87.06kb.
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе Б. 1 84.13kb.
«И каждый час, и каждую минуту о чьих-то судьбах вечная забота…» 1 10.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока по внеклассному чтению. А. В. Костюнин - страница №1/1

Конспект урока по внеклассному чтению.

А.В. Костюнин «Поводырь».

4 класс.

Цели проведения:

  1. Образовательная - познакомить учащихся с жизнью и творчеством современного писателя А.В Костюнина.

  2. Развивающая - развивать умение давать собственную оценку характерам героев повести, работать над развитием мыслительной деятельности учащихся.

  3. Воспитывающая - воспитывать чувство уважения к людям, а также к людям неординарным, с богатым внутренним миром, талантливым.

Оборудование: Тексты у каждого на парте, презентация, эпиграф на доске.

Литература: http://kostjunin.ru/rasskaz/rasskaz.html

Ход урока.

Здравствуйте, ребята!



Учитель: Урок мне бы хотелось начать с высказывания Д.И Менделеева. Пожалуйста, посмотрите на доску.

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».



Учитель: О роли учителя в становлении характера юношества писали много: об этом упоминалось в произведениях В.Г.Белинского, Добролюбова, Н.Некрасова. Эта тема продолжает интересовать передовую мысль и на современном этапе развития общества. И сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, недавно вошедшего в современную литературу. Это Александр Викторович Костюнин. В своих произведениях он также рассуждает о роли учителя в формировании жизненной позиции юношества.

Рассказ об авторе сопровождается видеофильмом - презентацией.

Родился Александр Викторович 25.08.1964 года в Карелии, с.Паданы Медвежьегорского района.

Окончил художественную школу в г.Медвежьегорске (преподаватель Л.Н.Бурин).

Женат. Имеет двух детей.

Образование высшее – ПетрГУ: факультеты: сельскохозяйственный и экономический.

Стратегическое предприятие России ОАО «Судостроительный завод «Авангард».

Должность:

Председатель Совета директоров, член Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации.

Персональные выставки фотографий в районах Карелии, в Москве; за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.

На Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времён» за книгу «В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А.И.Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу». г. Москва, 19-21 ноября 2007 г.

По итогам литературного конкурса 2007 года в номинации «Повести и рассказы (малая проза) «Лучшая книга года» Александр Костюнин признан лауреатом за книгу«В купели белой ночи». 18 марта в Москве Председатель жюри С.В.Михалков вручил высокую награду карельскому писателю. Народный артист СССР Вячеслав Тихонов решил снять фильм по рассказу «Рукавичка». В декабре 2007 года Александр Костюнин побывал в гостях у Великого артиста. Общественное объединение «Карельский конгресс», конкурс сочинений по его произведениям с целью о знакомления учащихся и студентов с творчеством Александра Костюнина, проводит. Положение о Конкурсе на сайте писателя.

(просмотр презентации о биографии и творчестве писателя). Прилагается.



Учитель: - Что Вам показалось интересным в его жизни?

Учитель: Итак, на уроке мы познакомимся с его творчеством. К сегодняшнему уроку вы должны были прочесть произведение «Поводырь». Приготовьте тексты, пожалуйста.

Тема урока: Роль произведения «Поводырь» в нравственном воспитании и самовоспитании современного школьника.

Прежде чем начать работу, уточним значение некоторых слов.



Словарная работа.

Как вы понимаете значение слова «Поводырь»?



-Поводырь — Тот, кто водит кого-либо; провожатый, проводник.

Поводырь” в словаре Ожегова

ПОВОДЫ́РЬ, -я, м. Тот, кто помогает кому-н. идти, водит кого-н. П. слепого. Собака-п.

Учитель: -Какие можно подобрать синонимы к слову поводырь?

Давайте посмотрим на доску (написаны синонимы).

Вожак , водитель, водырь, поводырь, водчик, водильщик, вожатый, вожатай, проводник, провожатый, путеводитель, руководитель; кормчий, лоцман, кондуктор, чичероне, гид. Cловарь синонимов Н. Абрамова

Учитель: С чего начинается рассказ?

- С эпиграфа .



Учитель: - Кто является автором ?

-Иоганн Вольфганг Гёте



Учитель: - Каким образом эпиграф связан с содержанием текста?

- «Учатся у тех, кого любят». Агаев Магомед всей душой и всем сердцем полюбил своего учителя. А у любимого учителя хочется перенимать его знания, стараться быть похожим на него.

Учитель: - Давайте рассмотрим, где происходит действие рассказа?

-В интернате.



Учитель: - Зачитайте описание интерната.

-Не забуду первые дни в интернате…


Внизу – классы, на втором этаже – жилые комнаты. Какое-то всё незнакомое, одинокое, чужое... После уроков я болтался по пустым коридорам. Притирался к углам… Никого не знаю. Коридоры тёмные, длиннющие, потолки высоченные. Это тебе не уютные саманные сакли в нашем ауле... Каждый шаг отзывается гулким эхом: «Бух – ббу-ууух».

Учитель: -Назовите главных героев рассказа.

- Учитель- Антонин Карлович Качмарик, Агаев Магомед.



Учитель: - Что вы можете сказать об Антонине Карловиче?

Антонин Карлович Качмарик – чех по национальности... Ему лет семьдесят было. Совершенно слепой – пустые глазницы. Казалось, сам недуг этот физический – горькая плата небесам за великий талант педагога. Всегда в круглых чёрных очках, с тросточкой, и наперевес сутулой фигуры – баян… По натуре Антонин Карлович темпераментный, неугомонный в работе..



Учитель: -Скажите, что вы узнали о его жизни?

Жена Антонина Карловича умерла. Детей двое, дочь и сын; после школы разъехались кто-куда, и дела нет... (Он не любил вспоминать.) Дочка в Москве училась в каком-то институте: «геодезия-физика-астрономия». (Я такие слова впервые от него услышал.) Сын – капитан дальнего плаванья: у того своя семья.



Учитель: - Как вы думаете, какие черты характера присущи этому человеку?

-Чуткость, доброта, терпеливость, мудрость.



Учитель: - Давайте подтвердим это отрывками из текста.

- Хуже было с общеобразовательными уроками музыки. Мои сверстники на них усердия не проявляли, а я, вместо того чтобы погрузиться в любимую сферу с головой, терпел их проказы:


Начинается, к примеру, перекличка в классе:
– Надир.
– Я!
– Руханият.
– Я!
– Али.
Надир вместо него выкрикивает: «Я!»
Антонин Карлович с упрёком качает головой:
– Нет, это не Али. Ведь так, сынок?
Положит руку мне на голову. Я подтверждаю:
– Да, это не Али, ребята шутят.
Ему я не смел солгать.

Как Антонину Карловичу хватало на нас терпения?

Ума не приложу. Он никогда не взрывался...


Идёт урок. Сидим: шесть парт – так, шесть парт – так.
Солнечный зайчик, отражённый карманным зеркальцем, пробегает по глобусу, беззвучно скользит по доске, останавливается на учителе. Ярко-белое пятно высвечивает засаленный карман пиджака, грубо заползает на лицо. Антонин Карлович, чувствуя тепло, ощупывает поочерёдно нос, губы...
Раздаётся сдавленный смех.
– Ученик, который сидит на пятой парте слева… Магомед, назови имя.
– Руслан.
– …Руслан, выходите, пожалуйста, из класса.
А Руслан смеётся уже в голос и не встаёт.
Я в классе никого не боялся и всегда был за учителя горой:
– Руслан, тебе же сказали…
Тот нехотя вылезает из-за тесной парты.
Мне неудобно при ребятах… но как по-другому?..
Учитель: То есть,Антонин Карлович – человек мудрый. Добрый. Он многому научил детей интерната.

Учитель: -Найдите в тексте то место, где впервые упоминается слово «поводырь».

- Антонин Карлович учил азам. Служил мне... поводырём в мире музыки!



Учитель: -Расскажите, чему учил Антонин Карлович Магомеда.

а) первый жизненный урок...

Сначала я не знал ничего. Он растолковывал:
– Нотный стан состоит из пяти линий. И есть семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Всего семь.

Мы разучивали с ним ноты – четвертные, восьмые, шестнадцатые… Он не мог мне показать и написать ручкой или мелом… Всё обозначал богатой мимикой, голосом. Я пишу за ним под диктовку, а сам вслух проговариваю, куда какой кружок рисую…

…Я бережно взял в руки кларнет и передал учителю. На кларнете тогда у нас играли везде: на свадьбах, сельских праздниках…


…– Возьми его, поставь мундштук и дунь. Просто дунь. Получится нота «соль». Палец на первую клавишу – это «ми».
Дую.
…– Магомед, мальчик мой, неправильный звук. Ты недостаточно воздуха дал. Прижми трость плотнее, мундштук глубже. Постановку губ измени. Чиркни язычком!.. Сделай «ту», как семечки лузгаешь…
…И начал показывать: в один день – один звук, в другой день – другой.
Кларнет – небывало-сложный инструмент. Но постепенно, постепенно... Не одним днём, месяцами продолжалась учёба. Стало получаться и... нравиться: «Я сам могу на кларнете звук издавать!»

Учитель: То есть, Антонин Карлович учил Магомеда музыке.

б) второй жизненный урок. Магомед, сынок, ты постигай русский язык. Читай больше: рассказы, стихи. Старайся. Это великий язык! Вот, послушай:

А весною я в ненастье не верю,


И капелей не боюсь моросящих.
А весной линяют разные звери.
Не линяет только солнечный зайчик.

Учитель: То есть, учил понимать красоту русского языка. Есть и еще один урок. Его мы сформилируем позже.

Учитель: -Давайте составим таблицу, характеризующую Антонина Карловича.



Внешние данные

Внутренний мир


Ему лет семьдесят было. Совершенно слепой – пустые глазницы. Всегда в круглых чёрных очках, с тросточкой, сутулая фигура.


По натуре темпераментный, неугомонный в работе..

-Чуткость, доброта, терпеливость, мудрость: благородный - талантливый.



Учитель: - Подумайте и ответьте, как относился Магомед к Учителю?

- Он любит и уважает своего учителя.



Учитель: - Зачитайте, как называл Магомед учителя?

«Мой кобзарь», – мысленно величал я его. Он не отец мне, не дедушка, не дядя… Оказалось, важнее. Привязался я к нему. Каждый день, каждый шаг был рядом: на подхвате, на страховке. Мир солнечный или лунный, туманный или звёздно-ночной – для него едино-чёрен. И уже никогда-никогда радуга не споёт для него ослепительными красками-нотами. Зима ли по-хозяйски вступает в свои права, оголяя деревья, застилая кавказское предгорье белым-пребелым снегом, весна ли, восточная красавица, будоражит светом землю, виноградники, горы, небо и море, – всё для него переводилось в язык звуков, в свист ветра, в щебет или молчанье птиц, в «тепло-холодно». Антонину Карловичу главным органом чувств, его глазами, служили память и я.



Учитель: -А как вы понимаете значение слова «кобзарь»?

“Кобзарь” в словаре Ожегова


КОБЗА́РЬ, -я, м. Украинский народный певец, играющий на кобзе.

Учитель: - Как вы думаете, почему Магомед так называл своего учителя?

- Он не отец мне, не дедушка, не дядя… Оказалось, важнее. Привязался я к нему. Каждый день, каждый шаг был рядом: на подхвате, на страховке.



Учитель: - Где продолжил учиться Магомед?

-В Дербентском музыкальном училище.



Учитель: Скажите, что случилось потом?

Антонин Карлович сильно сдал в последнее время. Немощь, старческое увядание безжалостно подступали.


Когда я собрался из интерната уходить, он попросил:
– Магомед, отведи меня в дом престарелых. Не хочу один здесь...

– ... Дом престарелых – кладбище живых... Если б только мог, забрал бы любимого учителя к себе... Но пока я всего-навсего студент первого курса.

За день до начала занятий проводил его туда. Довёл до палаты.
Нянечка выдала комплект серого постельного белья, я застелил казённую кровать. (Что ещё я мог сделать?..) На прощанье грустно обнялись.

…За время учёбы частенько навещал.


– Магомед, у меня всё хорошо. Главное – учись прилежно.
После окончания училища нет бы первым делом к нему, с новеньким-то дипломом... Помчался домой. А осенью, когда удосужился, с пакетом фруктов... его уж нет. Опоздал...
В приёмном покое сухо известили: «Умер. Остался баян». Мне разрешили забрать. Кто хоронил учителя? где?.. – неизвестно.

Учитель: - Подумайте и скажите, о чем жалеет Магомед?

Магомед жалеет, что не смог увидеть учителя, не смог помочь ему.

«…Мы тогда были молодыми, не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз дать нам шанс… Сегодняшним-то умом организовали бы, конечно, и почести, и похороны достойные.
Нет, никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик...»

Учитель: Какой фразой заканчивается рассказ, зачитайте.

-«Благодарение и хвала Тому, кто не умирает.


Да будет так».

Учитель: -Как вы думаете, какой смысл автор вкладывает в эти строки?

- Антонин Карлович не умрет, он навсегда останется жить в душе у Магомеда. Ведь именно он заронил в его душе любовь к музыке, породил жажду проникнуть в таинственный мир звуков.

… Прочно засел этот человек в моей душе... Думаю, чувство было взаимным. Он всё больше открывался. И в слабости своей тоже.

Учитель: Теперь давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.»

Учитель: -Что вы можете сказать об этом высказывании? Смог ли Магомед стать гордостью своего учителя?

- Антонин Карлович по праву может гордиться Магомедом. Он не только отличный ученик, но и хороший человек, который чтит, уважает и помнит великий труд своего учителя.



Учитель: - Удалось ли Антонину Карловичу повлиять на судьбу Магомеда?

-Удалось. Мы не знаем, кем бы стал Магомед, если бы судьба не свела его с Антонином Карловичем. Благодаря именно этому человеку жизнь Магомеда изменилась.

«…Клянусь, счастлив, что судьба свела нас!»

Там я открыл для себя: многие именитые виртуозы обязаны начальным шагам в мире гармонии звуков первому Уставу, этому скромному слепому музыканту.

Итак, чему еще Антонин Карлович учил Магомеда? Какой же еще жизненный урок дал учитель Магомеду?

Он учил его понимаь жизнь. Он давал ему уроки доброты, понимания окружающего мира, людей, себя самого, природы, учил уважению и самоуважению, состраданию, благородству... То есть, Антонин Карлович давал самые важные уроки — уроки жизни.



-Подведение итога:

Учитель: -Какое впечатление произвел на Вас рассказ?

-Почему рассказ называется «Поводырь»?

- В чем его воспитательное значение?

Учитель: Итак, исстари говорится: чтобы стать хорошим учеником, нужен хороший учитель, то есть мастер. Мастер – это умелец и творец, вдохновленный и вдохновляющий.

Воспитательное значение этого рассказа заключается в том, что каждый уважающий себя человек должен помнить дорогих и любимых ему людей, быть благодарным им за их доброту, любовь, труд, терпение. Сделать все необходимое, чтобы им могли гордиться, уметь применять полученные в ходе обучения знания, с любовью отзываться и помнить тех людей, которые внесли огромный вклад в твою жизнь, благоприятно повлияли на твою судьбу.



Домашнее задание:

Учитель: Вы прочитали, проанализировали произведение «Поводырь», выявили его воспитательное значение, а домашнее задание будет таким: напишите эссе или сочинение-рассуждение об учителе или о роли учителя в вашей жизни.

Учитель:

Объявляются оценки за работу на уроке.

Спасибо за подготовку, прекрасную работу на уроке. Урок окончен! До Свидания!








Старые дураки — самые большие дураки. У них больше опыта.
ещё >>