Конспект урока по теме: «Повторение грамматических категорий имени существительного» (5 класс) Тема урока: «Повторение грамматически - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени... 1 69.55kb.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий... 1 15.92kb.
Урока : Unit V: the Second Conditional. Цель урока : формирование... 1 38.76kb.
Образованных от имени существительного 1 26.95kb.
Урок №5 по теме «Повторение: игры и спорт» 1 71.28kb.
Игрушки. Развитие навыков диалогической речи. Совершенствование лексических... 1 62.71kb.
Урок №54/22 Базовый учебник : «Физика. 7 класс», Перышкин А. 1 72.41kb.
Урок русского языка с использованием умк по олимпийскому и паралимпийскому... 1 87.62kb.
Разработка урока "Феодальная раздробленность на Руси". 6-й класс... 1 101.34kb.
«Здоровый образ жизни»; закрепление лексических и орфографических... 1 42.65kb.
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка 1 68.9kb.
Пояснительная записка ( материалы по обоснованию и положения о территориальном... 33 6539.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока по теме: «Повторение грамматических категорий имени существительного» - страница №1/1

Беляева А.П.

Конспект урока по теме:

«Повторение грамматических категорий имени существительного»

(5 класс)

Тема урока: «Повторение грамматических категорий имени существительного»

Цель урока:

  1. обучающая: повторение грамматических категорий имени существительного (одуш/неодуш, собств/нариц, род, склонение, число, падеж)

  2. развивающая: развитие умения верно определять основные признаки имени существительного, как постоянные, так и непостоянные; определять роль существительного в предложении; развитие монологической речи обучающихся;

  3. воспитательная: воспитание интереса и любви к русскому языку; чувства уважения друг к другу; развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся; развитие умения находить выход из трудных ситуаций.


Оборудование: презентация, бланки с тестами, рефлексией.

Ход урока

1. Слово учителя (организационный момент, знакомство с целью урока)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Видеть вас я очень рада!

Сегодня в этот чудный день

Прогулку совершить не лень.

А на прогулку мы отправляемся в королевские владения Имени Существительного. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Подпишем в тетрадочках число, классная работа, тема урока: «Повторение грамматических категорий имени существительного». Наша прогулка пройдет под девизом: Per aspera ad astra (лат.) Через тернии к звездам… , что значит, следовать к высокой цели, не взирая на трудности. А преодолев трудности, мы получим самое главное – это наши знания. Итак, в путь!

Запишем предложение, найдем в них имена существительные и определим их синтаксическую роль (1 у доски).

Весна – это прекрасная пора, когда свет солнечных лучей проникает в самые дальние лесные уголки, будит спящие кусты и деревья.

Докажите, что весна и т.д. – это имена существительные. Определите синтаксическую роль всех существительных.

Молодцы!


Итак, вспомним биографию Имени существительного, а для этого ответим на вопросы:

- Что такое имя существительное? Что оно обозначает?

- На какие группы делятся все имена существительные?

- Какие еще постоянные признаки имеет имя существительное?

- Как изменяется имя существительное?

- Каким членом предложения может быть имя существительное?

Молодцы! Сейчас мы приготовили то необходимое, что обязательно пригодится нам в дороге.

А вот и первое препятствие! Река. Пока … выполняет индивидуальное задание у доски, мы попробуем перебраться через реку. Для этого построим мост, объединив слова в группы по какому – либо грамматическому сходству. Я это сделала за вас, но допустила некоторые ошибки. Найдем их?

Игра «Четвертый лишний» (ваша задача записать только лишнее слово)


  1. Дорога, деревня, рожь, тропа.

  2. Ночь, печь, камыш, тишь.

  3. Бинокль, рюкзак, речь, карандаш.

Молодцы. Мы справились с поставленной задачей.

- Какая известная вам орфограмма встретилась в данном задании? Ответить на этот вопрос поможет добрая сказка, которую поведал мне мудрый лесной житель:


Влюбленный Ь
Мягкий знак давно и безнадежно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

А Мягкий знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. Другим буквам нравятся эти качества…


- О какой орфограмме идет речь?

-Правильно! Проверим задание на доске и еще раз сформулируем правило…

Мне кажется, что пора сделать привал и немного отдохнуть. Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, ведь мы попали на волшебную полянку, полянку, на которой растут существительные. Посмотрите на них внимательно и ответьте на вопрос:

-Чем отличаются написанные на табличках слова? (город, Шексна, река, газета, «Речь», журнал, кинотеатр, «Победа», поэт, О.Фокина, Ледовый дворец, Череповец, «Телесемь», дворец)

- Как пишутся все имена собственные? Какие имена собственные заключаются в кавычки?

Составьте, пожалуйста, с любыми названиями 2 сложных предложения.

Отдых – это всегда приятно, а нам пора снова отправляться в путь, вот и гора склонений. Чтобы зайти на гору склонений, нужно выполнить следующее задание. Подпишем «Распределительный диктант», 3 столбика, 3 склонения (2 человека у доски: один - 2 скл., второй: 1 и 3 скл.):

конфета, полночь, рюкзак, Отчизна, глушь, гитара, кабинет, спортсмен, ателье, салют, пианино, модель, футбол, здание, корзина, Родина, молодежь, речь, рассвет, вокзал.

Дополнительно определите род всех существительных.

Проверяем…

Вот и снова река. Справиться с этим препятствием нам поможет игра «По щучьему веленью, по моему хотенью…»

Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, назовите словообразовательные суффиксы.

Сила, труба, цирк, барабан, Кавказ, камень, гардероб, разведка, аптека, библиотека, Москва, баян, журнал.

(значение суффиксов: обозначает лиц по профессии или по роду занятий, или по месту проживания)

-Так «По щучьему веленью, по моему хотенью…» появился перед нами и новый мост, с помощью которого мы попадаем в домик падежей.

-Сколько же падежей в русском языке?

-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)

-Вспомним, как же склоняются наши существительные.

Подпишем название текста «Скоро весна» (вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, над существительными подпишите падеж)

Скоро весна

Над полями и лесами все ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрепанные гнезда. Скоро лес оденется листвою.

-Проверяем. Найдите


  • слова с безударной гласной в корне, объясните вставленную букву;

  • объясните правописание глаголов на –тся;

  • найдите слова с орфограммой в приставке, объясните правописание;

  • объясните постановку знаков препинания.

-Вот и подошла к концу наша прогулка по королевским владениям Имени Существительного. Какие грамматические категории мы повторили?

Хорошо! Проверим, насколько вы были внимательны сегодня на уроке. Кто же из вас самый внимательный путешественник. Тест!!! Подпишите фамилию, имя и обведите ручкой верный вариант ответа.



  1. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным

    1. На поляне растет старая ель.

    2. Медведь, заяц, лиса – животные.

    3. Гнездо дятла висит в дупле.

  1. Найдите предложение, в котором существительное стоит в винительном падеже

    1. Я люблю свой родной край

    2. Небо высоко и прозрачно

    3. Гранит – прочный камень

  2. Где нужен ь?

    1. трикотаж…

    2. роскош...

    3. туч…

  3. Найдите существительное одушевленное, собственное

    1. Саша

    2. Москва

    3. ученик

  4. Каким членом предложения является выделенное слово: Поля разрушают овраги

    1. подлежащим;

    2. дополнением;

    3. определением.

  5. Найдите верную характеристику выделенного существительного: У сирени тонкий аромат:

    1. нариц., неодуш., ж.р., 3скл., в род.п., в ед.ч.

    2. нариц., одуш., м.р., 2 скл., в род.п., в ед.ч.

    3. собств., неодуш., ж.р., 3скл., в вин.п., в ед.ч.

-Проверяем…



Итог урока:

- Итак, ребята, мы сегодня совершили интересную прогулку, побывали в гостях у волшебника – имени существительного. Впереди у вас – новые путешествия и новые препятствия (пока только в виде домашнего задания...)


Домашнее задание:

упр.499 (откроем, вставьте пропущенные буквы и подчеркните одушевленные существительные)



Или сочинить небольшой рассказ «Прогулка по королевским владениям Имени Существительного».
Рефлексия
-Урок подошёл к концу. На обратной стороне теста, пожалуйста, ответьте на два вопроса (понравился ли вам урок и все ли задания оказались вам понятны). А я всем желаю успехов и оцениваю нашу совместную работу на 5 (отлично). Спасибо за урок! До свидания!

(тесты сдать)










Трубка дает умному человеку возможность подумать, а дураку — подержать что-то во рту. «Парадокс Тришмена»
ещё >>