Конспект урока по литературе в 5 классе Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Лиризм описаний природы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рассказ «Арктур гончий пес» 1 21.22kb.
Разработка урока по литературе Дона в 5-ом классе Тема урока: «Вербовый... 1 115.28kb.
Урок по русской литературе 20 века в 11 классе «Гуманизм Есенина. 1 168.19kb.
Конспект урока по литературе в 6 классе. Тема урока: В. П. Астафьев. 1 64.36kb.
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе 1 55.18kb.
Конспект урока-экспедиции по географии в 7 классе 1 83.74kb.
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... 1 83.92kb.
«Творение природы» 1 100.97kb.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока:... 1 159.27kb.
Конспект урока кубановедения в 3 классе Урок с использованием тркмчп. 1 87.85kb.
Конспект открытого урока музыки в 4 классе «Если в небе туча хмурится»... 1 22.06kb.
М. Ю. Лермонтов (1814-1841). История одного стихотворения. "Бородино" 1 276.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока по литературе в 5 классе Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия №7 города Хабаровска

Конспект урока по литературе
в 5 классе
Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Лиризм описаний природы.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Сердюкова Наталья Ивановна



г. Хабаровск
2010

Цели урока:

- Вызвать интерес к творчеству Казакова Ю.П.;

- Обучение учащихся работе с текстом художественного произведения;

- Углубить представление учащихся об описании в художественном стиле речи;

- Определить значение описаний в художественном стиле;

- Дать понятие лирики и лиризма;

- Углубить сведения учащихся об изобразительных средствах: сравнение, олицетворение, метафора;

- Словарная работа;

- Вовлечь учащихся в размышления о жизни и подвиге;

- Определить смысл названия рассказа.


Методические приемы: пересказ, беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа с Толковым словарем.
Оборудование: портреты

Аудиозаписи.

Пейзажные зарисовки учеников, сделанные на уроке ИЗО.
Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке вы познакомились с произведением Юрия Павловича Казакова «Тихое утро». Герои рассказа Яшка и Володя прошли тяжелое испытание. Рискуя своей жизнью, Яшка спасает тонущего Володю, потому что чувствует ответственность за него.

Темой урока сегодня будет лиризм описаний природы, данных в рассказе «Тихое утро».
П. Беседа по домашнему заданию.

- Как Казаков начинает свой рассказ? (с описания утра).

- Как показывает, какие изобразительные средства при этом использует? (эпитеты, сравнения, олицетворения)

- Какое утро? Подберите эпитеты к этому слову. Какие из них употребляет автор? (Туманное, укрыта, будто пуховым одеялом, пелена тумана …)

- Поработаем с Толковым словарем Ожегова. Что говорит он нам о прямом значении слова «туман»? (непрозрачный воздух, насыщенный паром,) переносное значение – состояние неясности, смешанности мыслей, туманный – неясный, неопределенный).

- Какое настроение возникает у читателей, у вас, после прочтения описания тихого утра?

(Чувство тревожного ожидания)

- Какие еще описания даны в тексте?

- Зачем автор вводит в текст рассказа столько описаний? ( описание утра туманного, деревни, омута, утра солнечного)? (Показать ярче чувства и переживания героев?)

- Можно ли убрать эти описания из произведения? Что мы получим?


Природа в рассказе помогает герою выйти из трудной ситуации, сделать нравственный выбор, она подсказывает ему …
- Рассказ называется «Тихое утро». Почему? О чем говорит название?
- Какие произведения выражают чувства и переживания героев, автора? (Лирические)
Ш.Запись в тетради определений лирика и лиризм.
Искусство слова помогло автору наиболее полно и ярко передать чувства, переживания и настроение героев, а какие виды искусства также способны передавать их? (изобразительное и музыка)
1У. Работа с иллюстрациями.

Рассмотрим иллюстрации известных художников Левитана, Куинджи, Васнецова.

- Каким описаниям природы в рассказе у Казакова они соответствуют?

Что вы видите на репродукции?

Какие чувства они у вас вызывают?

Как достигает художественной выразительности в передаче настроения? Какие краски использует Васнецов? Левитан? Куинджи? А о чем говорит эта репродукция? (радостное настроение)

А теперь рассмотрим иллюстрацию вашего одноклассника.

- Что он изобразил? Спросим автора.

- Как тебе это удалось сделать? О чем ты думал, когда рисовал эти пейзажи? Какое настроение хотел передать?

Переживания, чувства автора можно передать красками , в цветах. Светлые чувство- в светлых , тревогу…, горе, беду в…

У. Музыка также выразительно передает переживания и настроения в звуках.

Прослушивание музыкальных фрагментов Мусоргского и …

- Какие описания природы из рассказа они вам напоминают? (вступительное и заключительное описание природы).

Какие картины природы возникают перед вами при прослушивании?



Какие чувства передает второй фрагмент? (чувство торжества , радости, что все самое страшное позади, впереди все будет хорошо) прошло

У1. Подведем итоги урока. Сегодня мы узнали значение литературоведческих терминов КАКИХ? лирика и лиризм,. Пейзаж.

Каково значение описаний природы?

ОЦЕНКИ…….

Домашнее задание:

1. Параграф 19 Русской речи «Повествовать - значит рассказывать» повторить.

2. Подготовить рассказ о писателе Леониде Андрееве.

Индивидуальные задания: прочитать статью, посмотреть в энциклопедию и т.д.



3. Прочитать рассказ «Кусака», выразить свое отношение к нему (понравился или нет, впечатление и т.д.).




У нас все больше рублей и все меньше денег.
ещё >>