Конспект урока. Организационная информация Тема урока Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу Предмет Окружающий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока. Организационная информация Тема урока Путешествие... 1 111.44kb.
2011 Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока... 1 99.15kb.
Подробный конспект урока: «Основания». Организационная информация... 1 106.79kb.
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» Тема урока. 1 89.14kb.
Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Арифметические... 1 97.38kb.
Конспект урока «Красота любимого города предмет: «Окружающий мир» 1 140.79kb.
Конспект урока Предмет: физическая культура 1 класс Тема урока: Гимнастика. 1 88.09kb.
Конспект урока окружающего мира в 3-м класс Тема урока «Размножение... 1 53.74kb.
Конспект урока «Окружающий мир» Тема: Город на Неве 1 35.63kb.
Методическая разработка Предмет: Окружающий мир Класс: 1 Урок №18... 1 69.44kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема занятия Зима Предмет... 1 74.07kb.
Биржевые торги при проведении государственных товарных интервенций... 1 232.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока. Организационная информация Тема урока Растения и животные нашего - страница №1/1

Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Автор/ы урока (ФИО, должность)


Комарова Любовь Вадимовна, должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Северо - Западный

Республика/край

Ленинградская область

Город/поселение

Луга

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок обобщения

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)



Образовательные:

  1. Познакомить обучающихся с охраняемыми растениями и животными.

  2. Формировать навык грамотного экологического поведения

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к своей стране и малой родине.

  2. Воспитание бережного отношения к родной природе.

  3. Воспитывать гуманизм.

Развивающие:

  1. Развитие навыков правильного по- хозяйски рачительного общения с окружающим миром.

  2. Развитие творческой и личной активности по отношению к окружающему миру.




Задачи урока (мероприятия, занятия)

1. Познакомить детей с охраняемыми растениями и

животными.

2. Обучать бережному отношению к родной природе.

3. Воспитывать гуманизм.

4. Развивать навыки правильного, по-хозяйски

рачительного общения с окружающим миром.



Используемые педагогические технологии, методы и приемы

компьютерные технологии

личностно-ориентированные технологии

проблемно-поисковые технологии

обучение в сотрудничестве

групповые технологии


Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 мин

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Формирование навыком правильного поведения в природе, умение оказывать посильную помощь в охране животных и растений родного края. Ознакомление с основами экологической грамотности.

Необходимое оборудование и материалы

компьютер

проектор


демонстрационный экран

презентация к уроку (работа выполнена в Microsoft Office Word 2010г.)



Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

мультимедийная презентация,

плакат с изображением беззубки обыкновенной;

выставка запрещающих знаков;

Красные книжки - самоделки

песочные часы;

картинки – грибы;

книга В. Бианки «Оранжевое горлышко».


Список учебной и дополнительной литературы

А. А. Плешаков «Окружающий мир» учебник для 2 класса

О.Лагутенко «Занимательное природоведение для младших школьников»

Энциклопедия для детей. Человек. – М. : Аванта+, 2002, 2003.


Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

I.Сегодня у нас обобщающий урок о растениях и животных нашего края, занесённых в Красную книгу. Мы долго готовились к этому уроку: писали творческие работы, рисовали, на уроках технологии изготавливали книжки-самоделки. Но прежде, чем мы подведём итог нашей кропотливой работе, проверим, как вы хорошо усвоили основные правила общения с природой.


Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).

II. Повторение и обобщение пройденного материала.

  1. У. Перед вами выставка запрещающих знаков. Давайте будем гидами по родному краю и проведём для наших гостей обзорную экскурсию.

Перед вами выставка запрещающих знаков. Давайте будем гидами по родному краю и проведём для наших гостей обзорную экскурсию. (слайд №2)

Уч.: Что же нужно делать, чтобы наша природа оставалась красивой и радовала нас? (дети перечисляют правила поведения с окружающим миром)

Уч. : Всегда ли вы пользуетесь правилами поведения в природе? Это мы сейчас проверим. Дети покажут сценки. А вы посмотрите и скажите, что они делают не так и как нужно.

(Учащиеся показывают сценки из жизни, на экране появляются слайды № 3 – 10)



  1. Работа с Красными книжками – самоделками.

( слайд № 11 – растения родного края, занесённые в Красную книгу)

  1. Закрепление. Работа с переводными картинками. ( нахождение растений, которые надо охранять.)

  2. Проверка. (слайд № 12 – 13)




III. Знакомство с новым материалом.

Сообщения детей о редких видах растений и животных. ( слайд № 14,15,16,17)






IV. Первичное закрепление

  1. Уч.: А сейчас возьмите на партах анкеты и дети первого варианта по памяти дают характеристику одному растению и животному из услышанных вами рассказов. А дети второго варианта открывают учебники на странице 43 и выписывают названия и отличительные особенности одного растения и животного. Вы должны указать только самое главное. На работу каждому варианту отводится всего 3 минуты. Время засекается по песочным часам.

Бланк анкеты, которую предлагается заполнить

детям воспроизводится на слайде № 18



  1. Знакомство с книгой В. Бианки «Оранжевое горлышко.( слайд № 19)







V. Обобщение пройденного.

1. Работа с деловой статьёй: «Зачем в реке ракушки?».

(слайд №20, 21)





VI. Подведение итогов урока


Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Дети устно высказываются по темам « Что нового узнали?», «Чему научились?», «Что понравилось?», а также пожелания на следующий урок.

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Нарисовать связь живой и неживой природы

Дополнительная необходимая информация

На уроке потребуются распечатки текста деловой статьи, с которой дети будут работать на этапе закрепления нового материала.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://images.yandex.ru

http://www.zooclub.ru/

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование ИКТ позволяет сделать практическое восприятие текста более плодотворным, т.к. делает опору на наглядно- образное мышление обучающихся, которое остаётся ведущим для детей данного возраста.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке изучаются заповедники и заказники родного края, поэтому обобщение знаний об охраняемых растениях и животных целесообразно обобщить.

Другое





Ознакомление с окружающим миром.

2 класс

Тема: Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу. Охрана окружающей среды.

Цели:

  1. Познакомить с растениями и животными родного края, занесёнными в Красную книгу. Формировать основы экологической грамотности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с охраняемыми растениями и животными.

  2. Обучать бережному отношению к родной природе.

  3. Воспитывать гуманизм.

  4. Развивать навыки правильного, по-хозяйски рачительного общения с окружающим миром.

Оборудование:

У детей: учебники Ф.Ф. Плешакова «Мир вокруг нас», 1-ая часть; цветные карандаши; пеналы с ручками; карточки с деловой статьёй; карточки с животными и растениями; анкеты; доклады (выборочно), конверты с карточками-заданиями для домашней работы, сценические атрибуты; книжки-самоделки «Красная книга».


У учителя (выставка детских творческих работ):

- доклады о животных и растениях, занесённых в Красную книгу;

- детские рисунки о растениях и животных, занесённых в Красную книгу;
Дополнительно:

- плакат с изображением беззубки обыкновенной;

- выставка запрещающих знаков;

- песочные часы;

- картинки – грибы;

- книга В. Бианки «Оранжевое горлышко».


Ход урока:

I.Вступление. Организационный момент.

Уч.: Сегодня у нас обобщающий урок о растениях и животных нашего края, занесённых в Красную книгу. Мы долго готовились к этому уроку: писали творческие работы, рисовали, на уроках технологии изготавливали книжки-самоделки. Но прежде, чем мы подведём итог нашей кропотливой работе, проверим, как вы хорошо усвоили основные правила общения с природой.


II.Основная часть. Повторение и обобщение пройденного материала.

Перед вами выставка запрещающих знаков. Давайте будем гидами по родному краю и проведём для наших гостей обзорную экскурсию.

Мультимедиа (5 картинок, перечёркнутых красным цветом в кружках ( типа дорожных знаков):ребёнок срывает подснежники; ловит сачком красивую необычную бабочку (траурницу);разоряет муравейник; разжигает в лесу костёр; ловит ежат и уносит их домой.


Уч.: Что же нужно делать, чтобы наша природа оставалась красивой и радовала нас?

Д: Не срывать цветы из Красной книги; не ловить бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых; нельзя разжигать в лесу костры; не ловить диких животных и не уносить их домой и т.п.


Уч.: Все правила поведения с окружающим миром вы перечислили правильно. А вот всегда ли вы ими пользуетесь?

Это мы сейчас проверим. Дети покажут сценки. А вы посмотрите и скажите, что они делают не так и как нужно.

Сценка 1.

Мультимедиа (Ёлочки, дремучий лес. Заходит ребёнок с топором).

Всё, что происходит на экране, дублируется с помощью реальных декораций.

Р.: Скоро Новый год. Я что должен за какую-то ёлку платить деньги? Лучше я на эти деньги жвачек, конфет куплю, кока-колы. А ёлку и в лесу срубить можно. Лес большой от него не убудет.

Достаёт «топор» и «рубит».

Уч.: Дети правильно ли поступил этот человек? А как бы вы поступили?

Сценка 2.

Мультимедиа (Лес. Под деревьями растут разные грибы. Заходят дети с палками и корзинами.)

Всё, что происходит на экране, дублируется с помощью реальных декораций.


Р 1: Вот и лето! Сейчас грибов насобираем, поджарим. (Наклоняется и бережно срывает гриб).

Р 2: Охота тебе каждый раз нагибаться? Срезать под корешок? Чего этим грибам будет? Вырывай с корнем, дома грязь очистим. А поганки вообще ядовитые. Стоят тут, лес засоряют. (Ударяет палкой.)

Уч.: Кто из детей вёл себя правильно, а кто – нет? Почему?

Сценка 3.

Мультимедиа: всё тот же лес. Везде разбросаны фантики от конфет, обёртки от шоколадок, банки и бутылки из-под лимонада.

Всё, что происходит на экране, дублируется с помощью реальных декораций.



Р.: Хорошо гулять в лесу. Свежий воздух, говорят, что полезно для здоровья. Ой, кушать захотелось. А куда же деть мусор? Да, всё равно никто не видит. Брошу его здесь. (Разбрасывает фантики.)

Уч.: А как бы вы поступили на месте этого ребёнка?

Уч.: Да, правила поведения в лесу вы знаете. Знаете и растения, и животных нашего края, которых нужно охранять. Посмотрите на свои Красные книжки – самоделки. А почему они красные?

Д: Цвет запрета. Нельзя рвать цветы и уничтожать животных.

Уч.: Зачитайте из своих Красных книг названия некоторых растений.

Мультимедиа. (растения нашего края, занесённые в Красную книгу)



Уч.: Хорошо, а теперь посмотрим: умеете ли вы в природе находить эти растения и животных.

1 в.: Возьмите переводные картинки и обведите цветными карандашами растения, которые спрятались в траве. Постарайтесь сделать это по памяти, но, если вам трудно, то воспользуйтесь рисунками с плаката «Растения нашего края».

2 в.: Возьмите переводные картинки и обведите цветными карандашами животных, которые спрятались в лесу. Найти трёх из них вам поможет учебник (стр.35)

Проверка: (на мультимедиа)



На одном слайде две картинки (обе чёрно-белые). На первой: в траве спрятались колокольчик, ветреница, медуница, мать-и-мачеха. На второй: среди деревьев и кустарников спрятаны белка, заяц, лось и медведь. По мере обсуждения хода выполнения задания появляются эти животные и растения по наведённому щелчку в красках.
Уч. и Д (беседа): Какие растения вы нашли? Каких животных, изображённых на стр. 35 обвели? (белка, заяц, лось). Кто остался? (медведь) Как вы его обвели? (коричневым) А почему не белым? (белые медведи у нас не водятся)

III.Знакомство с новым материалом.

Уч.: Некоторым детям так понравилось изучать редких растений и животных нашего края, что они сделали интересные творческие задания: узнали побольше необычного об окружающих нас редких экземплярах природного мира. Послушайте выдержки из этих работ. Будьте внимательны, потом мы проверим, насколько хорошо вы слушали доклады своих одноклассников.

По мере зачитывания на слайдах мультимедиа бегущей строкой появляется текст.

1-ый ученик:

Ландыш.

Ландыш майский растёт в тенистых уголках леса. Цветёт в конце весны – в начале лета. Мелкие, белые, похожие на колокольчики цветки собраны в кисть на верхушке стебля в одну сторону. Листья крупные, продолговатые, овальной формы. Плод – оранжево – красные ягоды, их поедают лесные птицы, а для человека они опасны, ядовиты. Ландыш – лекарственное растение. Цветки с резким запахом используют для приготовления духов.



Родился ландыш в майский день, и лес его хранит,

Мне кажется, его задень, он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы.

Давай послушаем… А вдруг услышим я и ты?

(Мультимедиа: покачивается ландыш и тихонько звенит).


2-ой ученик:

Медуница.


Медуница растёт в редких лиственных и смешанных лесах – среди кустарников, на опушке. Цветёт в конце апреля, в мае. Цветы мелкие, красивые, в начале – розовато- красные, ниже становятся фиолетово-синими. Нижние листья медуницы нежны и вкусны. Они могут быть использованы для приготовления весенних салатов, супов. Растение применяется в народной медицине..
Это прозвище недаром у красивого цветка –

Капля сочного нектара и душиста, и сладка!

От простуды излечиться вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте медунице поклониться!



3-ий ученик.

Лиса.


Отгадайте. Пришла из лесу птичница кур посчитать.

Ловкий, хищный зверь с рыжим мехом, герой многих народных сказок. Питается птицами и мелкими зверями. Иногда совершает набеги на птичники. Браконьеры очень часто уничтожают лис из-за ценного пушистого меха.



4-ый ученик.

Бобр.

Отгадайте.



Плотник – не плотник.

Столяр – не столяр.

Во рту держит щепочку,

А в лапах – древесиночку.

Бобры относятся к грызунам. Жилища свои строят у самой воды или роют норы, или строят хатки из веток и сучков. Живут семьями. Люди ценят не только их шкурки, но и их мясо.

Уч.: Ребята, сто лет назад бобров не стало в Европе. В России они живут в заповедниках. Самый большой заповедник находится в Воронеже. Пожалуйста, к следующему уроку узнайте места ближайших к нам заповедников и расскажите, какие исчезающие виды растений и животных населяют эти места.

Первичное закрепление

А сейчас возьмите на партах анкеты и дети первого варианта по памяти дают характеристику одному растению и животному из услышанных вами рассказов. А дети второго варианта открывают учебники на странице 43 и выписывают названия и отличительные особенности одного растения и животного. Вы должны указать только самое главное. На работу каждому варианту отводится всего 3 минуты. Время засекается по песочным часам.

Бланк анкеты, которую предлагается заполнить детям воспроизводится на слайде (мультимедиа).


Анкета.

Растение.

Название: _____________________________________________________________________________

Отличительные особенности:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Животное.

1.Название: _____________________________________________________________________________

2.Отличительные особенности:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уч.: Отложите анкеты. Я попозже проверю ваши работы. Если вы заинтересовались охраняемыми растениями и животными, то прочитайте о жизни растений и животных в художественной литературе. В этом вам помогут произведения таких писателей, как В. Бианки, Е. Чарушин, Б. Житков и т.п.

Подготовьте ответы на вопросы:

- Что вы узнали интересного?

- Что вы узнали нового?

Вот, например, в книге В. Бианки «Оранжевое горлышко»

(обложка на слайде мультимедиа) рассказывается о перепелах. А в главе: «Как в поля пришёл охотник с большим рыжим псом и чем это кончилось» вы узнаете, почему летом перепелов истреблять нельзя, а осенью – можно. Но об этом мы поговорим подробнее в следующий раз. Готовьтесь.
IV.Обобщение пройденного.

А сейчас мы с вами поработаем с деловой статьёй. Возьмите листочки с текстом «Зачем в реке ракушки?». Прочитайте этот текст про себя. Подготовленный ученик после читает вслух по слайду мультимедиа.


Зачем в реке ракушки?

В прудах, озёрах и реках живёт беззубка обыкновенная. У неё двустворчатая раковина. Створки у неё широкие и тонкие, раковина – зеленовато – бурая, а в длину достигает почти 15 см. Само тело у беззубки мягкое, а головы вообще нет. Зато есть большая нога. Но двигается на ней беззубка очень медленно, проходит за час всего один метр. Слегка приоткрываются створки раковины и покажется беловатая нога, закрепится она на новом месте и подтянет к себе раковину. Затем всё повторится. Так медлительная ракушка путешествует по дну. А когда похолодает, осенью, беззубка зароется в речное дно, плотно закроет створки и как бы уснёт до весны, до тепла. Чтобы добыть съедобные для себя частички пищи, беззубка пропускает через себя много-много мутной воды. И при этом она очищает её. Чем больше на дне беззубок, тем чище речная вода!

Купаться нужно осторожно, не наступать на ракушки. В реке нужно вести себя так, чтобы не вредить ни себе, ни другим существам в обитающим. Ведь здесь их дом!

На слайде мультимедиа (беззубка обыкновенная, можно несколько фотографий ).




Уч.: Как вы понимаете термины: ракушка, створка, мутная? (опрос, работа с толковым словарём).

Д: Ракушка – твёрдый защитный покрв, состоящий из двух створок.

Створка – подвижно прикреплённая закрывающаяся или открывающаяся часть чего-либо.

Мутная – непрозрачная, нечистая от засорения, с примесями жидкость.

Уч.: Какая тема этого текста? О чём здесь говорится? Как сказать по-другому?

Д: О ракушке-беззубке, о беззубке обыкновенной.

Уч.: Что вам понравилось из этого текста? Что вам запомнилось? Что вы узнали нового о беззубке обыкновенной, того, что раньше не знали?

Обсуждение.

Уч.: К какому типу речи вы бы отнесли этот текст? Почему?

Д: Рассуждение с элементами описания, потому что в заголовок вынесен вопрос, который доказывается; делаются выводы, при этом даётся характеристика внешнего вида беззубки. Она описывается.

Уч.: Какая главная мысль или идея содержится в этом тексте? Скажите своими словами и причитайте те строки, которые являются главными.

Д: Беречь ракушки, так как они очищают мутную воду.

Уч.: Давайте попробуем кратко пересказать этот текст.
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Уч.: Сегодня мы обобщили с вами наши знания о правилах поведения в природе, об охраняемых видах растений и животных. Но работу по теме: «Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу» мы ещё не заканчиваем. За доклады дети получают «пятерки» и дружные аплодисменты. (мультимедиа)

Ваши анкеты и переводные картинки я ещё посмотрю и проверю. К следующему занятию вы готовите материал о заповедниках. Остальное домашнее задание у вас находится в конвертах на партах. Давайте посмотрим его.

Нарисовать связь живой и неживой природы вам поможет раздел «Природа» с.7. Из оглавления на с.6 выберите те подразделы, которые помогут вам при поиске ответа. Внимательно прочитайте и зарисуйте.



На слайде мультимедиа показан бланк первого задания из конвертов: картинка человека в середине, вокруг него шесть пронумерованных кружков, соединённых линиями с картинкой человека. Под ними внизу задание: нарисуй связь человека с: 1,2,3 – живой природой; 4,5,6 – неживой природой.

Раскрасить невидимые нити вам тоже поможет учебник (с.47) Найдите свой рисунок. Он у вас у каждого разный. Закрасите дома и объясните невидимую нить. Если вы забыли, что это такое, то прочитайте учебник на с.46-47. Задание на этом листке под цифрой 2 выполняйте по желанию. Здесь предлагается составить самому невидимую нить природы и рассказать об этом классу.

На слайде мультимедиа показан примерные бланки второго задания.



1-ый слайд:

1.Картинка в круге с изображением синички с гусеницей в клюве.

Под рисунком написано:

- Раскрась, см. с. 47, объясни невидимую нить природы.

2. Пустая картинка в круге. *

Под ней написано: Изобрази свою невидимую нить природы.


2-ой слайд:

1.Картинка в круге с изображением кусочка дерева с листком, покрытым тлёй. На дереве ползёт божья коровка.

Под рисунком написано:

- Раскрась, см. с. 47, объясни невидимую нить природы.



2. Пустая картинка в круге. *

Под ней написано: Изобрази свою невидимую нить природы.




О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты. Жарко Петан
ещё >>