Конспект урока. Организационная информация Тема урока Путешествие в Древний Египет Предмет история Класс 5 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2011 Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока... 1 99.15kb.
Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Арифметические... 1 97.38kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема урока Растения и... 1 153.61kb.
Подробный конспект урока: «Основания». Организационная информация... 1 106.79kb.
Конспект урока Предмет: физическая культура 1 класс Тема урока: Гимнастика. 1 88.09kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема занятия Зима Предмет... 1 74.07kb.
Урок. Тарасова Мария Викторовна, Учитель истории и обществознания. 1 80.68kb.
Интегрированный урок математики-истории. Тема урока : Математика... 1 71.1kb.
Методическая разработка Предмет: История Класс: 9 класс Урок №63... 1 155.07kb.
Религия Древнего Египта 1 56.45kb.
Урок в 5 классе. Тема урока: «Страна Большого Хапи» ( урок- игра) 1 71.38kb.
Хор девушек из второго акта оперы Дж. Верди 1 29.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока. Организационная информация Тема урока Путешествие в Древний Египет - страница №1/1

Подробный конспект урока.





Организационная информация

Тема урока


Путешествие в Древний Египет

Предмет

история

Класс

5

Автор урока (ФИО, должность)

Жигалова Е.В., учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение

МБОУ Лицей №81

Республика/край, город/поселение

Г. Новосибирск

Методическая информация

Тип урока


Повторительно-обобщающий

Цели урока


Образовательные: создание условий для

актуализации и расширения знаний, учащихся об истории Древнего Египта;

повторения в познавательно занимательной форме темы «Древний Египет»

Воспитательные: создание условий для

сознательного отношения к ценностям памятников культуры;

воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие: создание условий для

развития творческих способностей, логического мышления, внимания и эстетического вкуса;

развития умений анализировать, делать выводы.


Задачи урока


- систематизация и контроль качества знаний учащихся;

- формирование у учащихся представления об уникальности цивилизации Древнего Египта;

- воспитание чувства уважения, красоты,

гордости за достижения человечества и бережного

отношения к историческим памятникам,

-создание педагогических условий для включения

каждого ученика в деятельность в соответствии с

зоной его ближайшего развития.



Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знания:

- процесса образования, расцвета и увядания египетской цивилизации;

-  достижений египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре;

-         основных природно-климатических условий;

- о жизни простых людей и фараонов;

- о религии искусстве Древнего Египта.

Умения и навыки:

-         показать на карте географическое положение государства Египет.

- отработка таких  навыков и умений как сравнение, систематизация, анализ информации, оценка деятелей, явлений и событий, аргументированность и  доказательность ответа.


Необходимое оборудование и материалы

Персональный компьютер, проектор, экран, модели пирамид, карта Древнего Египта.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Хрестоматия по истории древнего мира. М.:

Электронный учебник «Всеобщая история»

Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000


Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Большой объем информации при повторении облегчает понимание материала.



Подробный конспект урока

Урок- спектакль.

Оформление спектакля. На доске размещаются картины, изображающие Древний Египет. В одном углу располагаются бумажный макет пирамиды, в другом - сфинкс.


  1. Мотивация учащихся

Слайд 1.

Здравствуйте дети, сегодня мы с вами должны вспомнить, то что мы изучили по теме Древний Египет. Тема нашего урока «Путешествие в Древний Египет». Но урок у нас сегодня особенный – это урок путешествие и урок-спектакль, где главные роли играть будете вы. Вам будут задавать вопросы и закаждый правильный ответ вы получите звезду.

Слайд 2.

Но сначала мы с вами вспомним правила общения на уроке:

·         Когда говорит один – другие слушают

·         Дай высказаться каждому

·         Умей слушать и слышать


  1. Постановка целей урока

Учащиеся формулируют цели.

  1. Систематизация и обобщение имеющихся знаний

Слайд 3. На темной сцене высвечивается фигура первой девочки. Она в школьной форме, с учебником истории в руках.

Первая девочка. Опять историю надо учить. А параграф-то какой большой! (Листает учебник). Про Древний Египет… Фараоны, жрецы, пирамиды – кому сейчас это всё нужно?!


Первая девочка. Конечно, в Египет попасть я бы не отказалась. Солнышко, песок, Красота!

Звучит тревожная музыка, из-за зеркала выходит вторая девочка в древнеегипетском наряде.

Первая девочка. Ты кто?

Вторая девочка. Я – это ты, вернее – ты в твоей прошлой жизни!

Первая девочка. Ну да! Так не бывает!

Вторая девочка. Еще как бывает. Вот ты уже жила на свете в Древнем Египте на берегах Нила. Закрой глаза и сосчитай до пяти. Мы перенесёмся сейчас в Древний Египет.

Первая девочка считает.

Слайд 4.

Первая девочка.

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен,

И такие смешные верблюды,

С телом рыб и головками змей,

Словно дивные, древние чуда

Из глубин пышноцветных морей.

Вот таким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода.

Слайд 5.


Опишите географическое положение Египта:

(Египет находится в северо-восточной части Африки.На севере он граничит со Средиземным морем, на востоке – с Красным морем. Нил – главная река Египта – впадает в Средиземное море).

Слайд 6.

Учитель. Как называется река, которая с юга на север пересекает Египет, и является рекой кормилицей.(Нил)

Слайд 7.

Скажите мне, чьи это слова: «Египет укреплен со всех сторон самой природой». (Диодор Сицилийский). Египет занимает узкую долину реки Нила, окаймленную с запада и востока горами. Ширина долины 10-15 км.

Горы защищают Египет от пустыни. Какой? (Сахара). Это безжизненная территория с небольшими островками жизни. Что это за островки жизни ? ( Оазис).

Слайд 8.

Вторая девочка.

В 4-м тысячелетии до н. э. образуются небольшие округа, со своим правителем и войском. Как называются эти округа? (Ном). Затем к концу 4 тысячелетия до н. э. образовались два государства. Какие? (Верхний и Нижний Египет).

Слайд 8.

Учитель. В 3 тыс. произошло объединение Египта. Отчего зависят занятия древних египтян? (Разливы Нила). Чтобы отвести лишнюю воду с полей, позже ею воспользоваться, египтяне не только строили дамбы, но и рыли каналы. Сады и огороды, на которые не доходила вода во время разлива, были оборудованы специальными приспособлениями. Какими? (Шадуф)

Первая девочка. А расскажи мне про Египет.

Вторая девочка. А давайте обратимся к эксперту. Этого ученого называли первым египтологом.

Слайд 9.

Египтолог. Я родился в 1790 году во Франции. Мой старший брат был ученым-историком. Чтобы быть на него похожим, я уже в детстве стал изучать иностранные языки и увлёкся древней историей. В 17 лет я стал членом Французской академии наук. Я знаю латынь, древнегреческий, арабский, персидский и другие восточные языки. За самое выдающееся моё открытие меня действительно назвали первым египтологом. Как меня зовут?

Совершенно верно. Я, Жак Франсуа Шампольон, первым расшифровал египетскую письменность. Как назывались знаки-рисунки, обозначающие слово или часть слова? (Иероглиф).

Слайд 10.

Вторая девочка. А сейчас мы посетим древнюю столицу Египта. Как она называлась? (Мемфис).

Первая девочка.

Как царственно в разрушенном Мемфисе,

Когда луна, тысячелетий глаз,

Глядит печально из померкшей выси

На город, на развалины, на нас…

Торжествен голос царственных развалин,

Но, словно Стикс, струится черный Нил.

И диск луны, прекрасен и печален,

Свой вечный путь вершит над сном могил.

А ведь когда-то это был цветущий город…

Слайд 12.

Египтолог. Назовите мне бога мудрости и знаний, бога пресных вод, богиню кошка, богиня радости и веселья.

Слайд 13.

Первая девочка. Назовите мне богиню любви, музыки бога солнца, покровитель власти фараона.

Богом солнца считался Гор.

Жену его звали Хатор.

Слайд 14.

Учитель. Могучий обожествляемый правитель, которому подчинялось вся и все в Египте.(Фараон).Появляется фараон.

Фараон. Я самый большой борец в истории Египета. Совершил 17 военных походов и расширил границу Египта за реку Евфрат. Также я занимался строительством. Известен как автор большого количества храмов. Как меня зовут?(ТутмосIII)

Слайд 15.

Первая девочка. Смотри, пирамида. Ступенчатая пирамида какого царя, является

самой первой построенной в Древнем Египте.(пирамида Джосера)

Вам не страшны ни песок ни время.

Несете тайны своей бремя.

В проходах темных бесконечных,

Среди песков - скитальцев вечных.

И каждый год изо дня в день,

От солнца Вы отбрасываете тень.

Его лучи калят так ярко,

А Вам ни капельки не жарко.

Холод внутри у вас всегда,

И может быть, не отдадите никогда

Свои секреты и великие загадки.

Вокруг окутывают лишь одни догадки.

Слайд 16.

Вторая девочка. Ой, смотри это что за чудовище? Изображение льва с головой и грудью

человека. А ещё его называют «отцом ужаса»(Сфинкс)

Сфинкс.

Я Сфинкс, я смотрю молчаливо,



Я выгляжу изящно и красиво.

Человеческий ум и сила льва слились.

И вместе с пирамидами мы поднялись.

Корона Верхнего и Нижнего Египта на мне.

Стою при свете солнечном, как и во тьме.

Стою я смирно, и охраняю покой.

И может, кто - нибудь поговорит со мной.

Вторая девочка. Давай заглянем внутрь.

Гаснет свет. Девочки передвигаются на ощупь.

Первая девочка. Эй! Ты где? Отзовись!

Вторая девочка. Темно! Жутко! Душно!

Первая девочка. А ты знаешь что-нибудь про проклятие фараонов?

Вторая девочка. Может быть, об этом нам расскажет господин Шампольон?

Слайд 17.

Египтолог. Нет ничего лучше, чем свидетельство очевидца. Исследователя, который открыл гробницу Тутанхамона. Кто это?(Говард Картер, лорд Корнавон)

Картер. Осенью 1922года я обнаружил в Долине царей гробницу фараона Тутанхамона.

17 февраля 1923 года финансировавший экспедицию лорд Карнавон и я в присутствии нескольких приглашенных вскрыли усыпальницу.

Слайд 18.

Кроме саркофага там находилось множество драгоценностей.

В погребальной камере я наткнулся на глиняную табличку. На ней было написано: «Смерть сразит своими крыльями каждого, кто нарушит покой фараона».

Слайд 19.

Шесть недель спустя 57-летний лорд Карнавон скончался; в момент его смерти во всем Каире на несколько часов погас свет, а в английском родовом имении лорда его любимый пес взвыл и рухнул замертво. На протяжении года совершенно внезапно умерли ещё пять человек, побывавших в гробнице. То же произошло и с двумя врачами-патологоанатомами, проводившими вскрытие мумии. Так родилась легенда о проклятии фараонов.

Вторая девочка. Все! Я больше шагу не сделаю. Возвращаемся!

Первая девочка. Ну уж нет! Раз мы здесь, я без сувенира не уйду. Проклятье фараонов? А про драгоценности ты слышала? А вот кажется…

Слайд 20.

Как же он называется, ящик с мумией?(Саркофаг) Ну да точно!

Слайд 21.

А как называется маленький жук – один из самых почитаемых символов Древнего Египта.

Ой кто это?

Открывается саркофаг и появляется забинтованная мумия.

Слайд 22.

МУМИЯ.


Я – мумия, мертвая мумия покровами плотными сдавленный,

Столетья я сплю бестревожно, не мучим ни злом, ни усладой,

Под маской на тайне лица,

И, в сладком томленье раздумия, в покой мой, другими оставленный,

Порой, словно тень, осторожно приходит с прозрачной лампадой,

Любимая внучка жреца.

В сверкании лала и золота, целует недвижную маску

И шепчет заклятья любви…


Первая девочка. Фу, еле выбрались. Ну и страху в этой пирамиде натерпелись.

Учитель. Ребята, а вот и новые вопросы. Что такое мумия? Зачем и как их делали? (Следуют ответы)

Слайд 23.

Первая девочка. Смотри, там кто-то идет по дороге. Как назывались помощники богов, совершающие жертвоприношения и другие обряды(жрецы).


Появляется одетый в белое жрец.

Жрец.


Я жрец Исиды светлокудрой,

Я был воспитана в храме Фта,

И дал народ мне имя – Мудрый,

За то, что жизнь моя чиста.

Первая девочка. А кто такая Исида?

Жрец. Как вы не знаете историю об Исиде, Осирисе и злом Сете? Ребята расскажите нам эту историю.

Слайд 24,25,26.(Следует рассказ ученика).

Слайд 27.

Вторая девочка. А как называется материал для письма?(Папирус)

Жрец.


Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни.

Посети же Египет и ты.

Первая девочка. Интересно, а что стало потом с этим могущественным государством?( Завоевала Ассирия)

Слайд 28.

Вторая девочка. Правильно его завоевали еще более могущественные соседи. Одним из них было государство Ассирия.

Рабы выносят кресло с ассирийским царем.

Царь Ассаргадон.

Я – вождь земных царей и царь Ассаргадон,

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, на нас восстал в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моем едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон,

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?

Деянья всех людей – как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах – как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь – Ассаргадон.

Слайд 29.

Египтолог. Древнеегипетское государство погибло, но его культурное наследие не исчезло. Достижения египетских ремесленников и жрецов- ученых были усвоены соседними народами. И сейчас мы пользуемся многими из них.

Назовите мне их.(Например, мы делим год на 365 дней, как это делали египтяне. Мы знаем, что кроме звезд в зависимости от времени года, - это обнаружили египтяне. Они умели предсказывать затмения Солнца и Луны. Они изобрели арифметику дробей и геометрию многоугольников.) Большая часть египетского наследия дошла до нас благодаря другим древним народам – грекам и евреями.


  1. Подведение итогов урока и рефлексия.

Слайд 30.

Заполните карту:



    • Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …

    • Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить,) …, теперь я …

    • Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным) сегодня было (стало) …

    • Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …

А сейчас я попрошу посчитать у кого сколько звездочек. И конечно, я всех вас угощу плодами, которые были очень любимы древними египтянами. Что это? Конечно, это сладкие финики.

  1. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки, составить кроссворды, написать сочинения по теме «Древний Египет».




Переведенное стихотворение должно показывать то же самое время, что и оригинал. Юлиан Тувим
ещё >>