Конспект урока истории (11 класс) Тема: Культура и власть. Апогей сталинизма. Цель урока: Раскрыть влияние идеологии на культуру в п - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока Предмет: физическая культура 1 класс Тема урока: Гимнастика. 1 88.09kb.
Конспект урока истории (5 класс) Булдаков Владимир Александрович... 1 40.19kb.
Конспект урока истории в 6 классе Цели урока: Изучить особенности... 1 116.26kb.
2 класс Цель урока: Раскрыть Бога как Творца. Задачи урока 1 53.58kb.
План конспект урока по обществознанию xi-й класс Тема урока: Глобализация... 1 70.51kb.
Урока. Тема урока: «В чем сила музыки оперы «Снегурочка» Н. 1 96.24kb.
Урок №. Дата. Класс. Тема урока: международные отношения и внешняя... 1 62.63kb.
План-конспект типового занятия. Класс: 3 Тема урока: Обучение техники... 1 54.35kb.
Конспект урока в 11 «б» классе 11 б класс Тема: Гимнастика 1 140.32kb.
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
План-конспект урока французского языка Класс 9 «А» Учитель Василевич О. 1 76.68kb.
План проведения «исторического дня» 1 47.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока истории (11 класс) Тема: Культура и власть. Апогей сталинизма. Цель - страница №1/1

Конспект урока истории (11 класс)

Тема: Культура и власть. Апогей сталинизма.


Цель урока:

  1. Раскрыть влияние идеологии на культуру в послевоенном СССР.

  2. Повторить основные признаки тоталитарного государства в условиях послевоенной исторической обстановки.

  3. Формировать у учащихся навыки работы с различного рода источниками.

Форма урока: сюжетно-ролевая игра

Заседание Института культуры 1945-1953 гг.

Учащиеся разбиты по желанию на лаборатории:

- литературоведы

- киноведы

- искусствоведы
Основная задача всех лабораторий подготовить тезисы к докладу для конференции «Тоталитаризм и культура».
Опережающее задание: учащиеся должны найти в справочной и энциклопедической литературе различные определение тоталитаризма.
1 этап игры: учащиеся должны подобрать из пособия М. Бойцова и И. Хромовой «Послевоенное десятилетие» (гл. 7) документы и материалы, имеющие отношение к профилю своей лаборатории.

2 этап: учащиеся должны после ознакомления с материалами придумать к ним вопросы и задания. Количество и качество вопросов будет одним из критериев оценки работы лаборатории.

3 этап: учащиеся задают свои вопросы классу; в обсуждении участвуют все лаборатории.

4 этап: учащимся предлагается в качестве домашнего задания написать тезисы к докладу «Тоталитаризм и культура».


Оценка работы: оцениваются активные участники в работе лабораторий, отвечавшие на вопросы и задававшие их, в зависимости от качества проделанной работы. Каждый оценивается после проверки домашнего задания.
Примерные вопросы учащихся:


  1. Лаборатория литературоведов:

- какими по мнению авторов Постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1964 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» М.М. Зощенко изображает советских людей (документ на стр. 66);

- Что можно сказать о культурном уровне авторов Постановления…, если они называют писателя «пошляком и подонком литературы», а его произведения «омерзительными»:

- Согласны ли вы с мнением писателя В. Ардова, который в своих воспоминаниях пишет, что видит главную причину травли писателя М.М. Зощенко в употреблении им в рассказе «Обезьяна» фразы и «чистильщике сапог» (стр. 67)?

- Дайте оценку письма М.М. Зощенко И.В. Сталину. Добровольно ли написал его писатель? Что это – унижение, покаяние или раболепие? (стр. 67)

- сравните критику в Постановлении… М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. Что общего им вменяется в вину? В чем различие? (стр. 66 и 69)

- Сравните «покаянное» письмо М.М. Зощенко И.В. Сталину и оценку своей травли А.А. Ахматовой на встрече с английскими студентами (стр. 69).

- Почему, судя по отрывку из воспоминаний о М.М. Зощенко, деятели советской литературы по-разному вели себя по отношению к его травле (стр. 69)?

- Сравните Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года с Постановлением ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» от 26 августа 1946 года.

- Почему поэт Б.Л. Пастернак сравнивал Россию с галерой, «где на веслах сидят рабы, которых избивают плетьми надсмотрщики»? Согласны ли вы с подобным сравнением (стр. 78)?

- Как, по мнению писателя Ф. Абрамова, победа в войне оказала влияние на духовное состояние общества (стр. 76)?


  1. Лаборатория киноведов:

- Какие претензии предъявил И.В. Сталин ко второй серии фильма «Иван Грозный» режиссера С. Эйзенштейна? Почему фильм до 1958 года был запрещен (стр. 71)?

- Проанализируйте мнение историка М.И. Власова и определите причины критики властями фильма С. Герасимова «Молодая Гвардия». Почему на экране нельзя было показывать трагические картины паники, начавшейся у переправы во время трагической картины паники, начавшейся у переправы во время эвакуации людей из Краснодона? Почему режиссера заставляли вырезать сцену рассуждений двух коммунистов перед казнью о совершенных ими ошибках (стр. 72)?

- Как отразилась на режиссере С.А. Герасимове критика фильма? Проанализируйте с этой целью отрывок из воспоминаний актрисы И. Макаровой (стр. 72).

- Прокомментируйте текст начального титра к фильму «Тарзан», составленный самолично И. Сталиным (стр. 72).

- Проанализируйте воспоминания режиссеров М.И. Ромма и А. Я Каплера. Какие проблемы, по их мнению, вставали при реализации образа И.В. Сталина в кино перед режиссерами?




  1. Лаборатория искусствоведов.

- Проанализируйте картину Г.Н. Горелова «Богатыри и Сталин». Почему художник использует сюжет картины В.Н. Васнецова «Богатыри»? С чем связана эксплуатация былинного наследия Руси? Почему художник оставил на этой картине трех богатырей, заменив одного Сталиным? Почему Сталин закрыл именно Алешу Поповича (стр. 73)?

- Определите реальность картины К.Н. Финогенова «Сталин в блиндаже». По каким признакам можно подвергнуть сомнению этот сюжет?

- Проанализируйте тематику плакатов. К чему призывало руководство страны население? Почему плакат был самым распространенным жанром изобразительного искусства?



- Проанализируйте предсмертное письмо скульптора В. Мухиной В.М. Молотову. Чем вы объясняете отчаяние художника? Кого имеет в виду Мухина, отмечая, что «не хотела идти на поводу у полуграмотных, а иногда, и получестных администраторов… ?»
Подведение итого «наработок» лабораторий.
Домашнее задание:
- Составить тезисы доклада «Тоталитаризм и культура».

- По желанию предлагается проанализировать центральные газеты во время празднования 70-летия И.В. Сталина.




Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери
ещё >>