страница 1 |
|
Похожие работы
|
Конспект урока истории (11 класс) Тема: Культура и власть. Апогей сталинизма. Цель - страница №1/1
![]() Тема: Культура и власть. Апогей сталинизма. Цель урока:
Форма урока: сюжетно-ролевая игра Заседание Института культуры 1945-1953 гг. Учащиеся разбиты по желанию на лаборатории: - литературоведы - киноведы - искусствоведы
2 этап: учащиеся должны после ознакомления с материалами придумать к ним вопросы и задания. Количество и качество вопросов будет одним из критериев оценки работы лаборатории. 3 этап: учащиеся задают свои вопросы классу; в обсуждении участвуют все лаборатории. 4 этап: учащимся предлагается в качестве домашнего задания написать тезисы к докладу «Тоталитаризм и культура». Оценка работы: оцениваются активные участники в работе лабораторий, отвечавшие на вопросы и задававшие их, в зависимости от качества проделанной работы. Каждый оценивается после проверки домашнего задания. Примерные вопросы учащихся:
- какими по мнению авторов Постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1964 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» М.М. Зощенко изображает советских людей (документ на стр. 66); - Что можно сказать о культурном уровне авторов Постановления…, если они называют писателя «пошляком и подонком литературы», а его произведения «омерзительными»: - Согласны ли вы с мнением писателя В. Ардова, который в своих воспоминаниях пишет, что видит главную причину травли писателя М.М. Зощенко в употреблении им в рассказе «Обезьяна» фразы и «чистильщике сапог» (стр. 67)? - Дайте оценку письма М.М. Зощенко И.В. Сталину. Добровольно ли написал его писатель? Что это – унижение, покаяние или раболепие? (стр. 67) - сравните критику в Постановлении… М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. Что общего им вменяется в вину? В чем различие? (стр. 66 и 69) - Сравните «покаянное» письмо М.М. Зощенко И.В. Сталину и оценку своей травли А.А. Ахматовой на встрече с английскими студентами (стр. 69). - Почему, судя по отрывку из воспоминаний о М.М. Зощенко, деятели советской литературы по-разному вели себя по отношению к его травле (стр. 69)? - Сравните Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года с Постановлением ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» от 26 августа 1946 года. - Почему поэт Б.Л. Пастернак сравнивал Россию с галерой, «где на веслах сидят рабы, которых избивают плетьми надсмотрщики»? Согласны ли вы с подобным сравнением (стр. 78)? - Как, по мнению писателя Ф. Абрамова, победа в войне оказала влияние на духовное состояние общества (стр. 76)?
- Какие претензии предъявил И.В. Сталин ко второй серии фильма «Иван Грозный» режиссера С. Эйзенштейна? Почему фильм до 1958 года был запрещен (стр. 71)? - Проанализируйте мнение историка М.И. Власова и определите причины критики властями фильма С. Герасимова «Молодая Гвардия». Почему на экране нельзя было показывать трагические картины паники, начавшейся у переправы во время трагической картины паники, начавшейся у переправы во время эвакуации людей из Краснодона? Почему режиссера заставляли вырезать сцену рассуждений двух коммунистов перед казнью о совершенных ими ошибках (стр. 72)? - Как отразилась на режиссере С.А. Герасимове критика фильма? Проанализируйте с этой целью отрывок из воспоминаний актрисы И. Макаровой (стр. 72). - Прокомментируйте текст начального титра к фильму «Тарзан», составленный самолично И. Сталиным (стр. 72). - Проанализируйте воспоминания режиссеров М.И. Ромма и А. Я Каплера. Какие проблемы, по их мнению, вставали при реализации образа И.В. Сталина в кино перед режиссерами?
- Проанализируйте картину Г.Н. Горелова «Богатыри и Сталин». Почему художник использует сюжет картины В.Н. Васнецова «Богатыри»? С чем связана эксплуатация былинного наследия Руси? Почему художник оставил на этой картине трех богатырей, заменив одного Сталиным? Почему Сталин закрыл именно Алешу Поповича (стр. 73)? - Определите реальность картины К.Н. Финогенова «Сталин в блиндаже». По каким признакам можно подвергнуть сомнению этот сюжет? - Проанализируйте тематику плакатов. К чему призывало руководство страны население? Почему плакат был самым распространенным жанром изобразительного искусства? - Проанализируйте предсмертное письмо скульптора В. Мухиной В.М. Молотову. Чем вы объясняете отчаяние художника? Кого имеет в виду Мухина, отмечая, что «не хотела идти на поводу у полуграмотных, а иногда, и получестных администраторов… ?» Подведение итого «наработок» лабораторий. Домашнее задание: - Составить тезисы доклада «Тоталитаризм и культура». - По желанию предлагается проанализировать центральные газеты во время празднования 70-летия И.В. Сталина. |
ещё >> |