Конспект урока биологии для 9 класса. Учитель биологии: Мелёхина Елена Борисовна. Тема урока: «Неполное доминирование. Анализирующее - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока Класс: 8 Учитель: Изотова Е. А. Тема урока: 1 174.14kb.
Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя 1 108.47kb.
План конспект урока по обществознанию xi-й класс Тема урока: Глобализация... 1 70.51kb.
Урок биологии в 6 классе. Кириллова Н. М. учитель биологии мбоу «Вурман-Кибекская... 1 39.91kb.
Конспект урока по биологии 7 класса Учитель Алфимова Ксения Владимировна... 1 42.86kb.
Конспект урока биологии в 10 классе. Учитель Дергачева В. В. 1 41.19kb.
Конспект урока «Тепловая кулинарная обработка овощей» Мелехина Елена... 1 150.08kb.
Разработка урока по биологии в 6 классе Тема урока: «Цветок генеративный... 1 151.99kb.
Конспект урока по биологии 1 36.74kb.
Разработка урока по биологии в 7 классе Учитель Ищенко Светлана Вячеславовна... 1 77.49kb.
Тема открытого урока: Сезонные явления в жизни птиц. 7 класс С. 1 86.4kb.
Энергосбережение в электроприводе 1 35.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока биологии для 9 класса. Учитель биологии: Мелёхина Елена Борисовна. - страница №1/1

Конспект урока биологии для 9 класса.

Учитель биологии: Мелёхина Елена Борисовна.


Тема урока:

«Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание».

Цели:


  • Образовательная:

  1. систематизировать знания уч-ся о первом и втором законах Г. Менделя;

  2. продолжить формирование навыков решения генетических задач;

  3. убедить уч-ся в том, что взаимоотношения между генами в клетке и организме не всегда складываются по принципу полного доминирования одного из них.

  • Воспитательные:

  1. продолжить формирования познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

  2. продолжить а) работу над повышением стремления к самоактулизации, б) нравственное, гигиеническое воспитание, доказывая опасность наркотиков, алкоголя и курения на наследственность;

  3. способствовать воспитанию культуры общения.

  • Развивающие:

  1. развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умения обобщать;

  2. развивать навыки коммуникативного общения;

  3. продемонстрировать уч-ся возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: эвристический, практический, наглядный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: магнитные аппликации, компьютер, раздаточный материал.
Этапы урока

I. Актуализация знаний учащихся (стадия вызова).

1. Первый ряд вместе с учителем работают с основными понятиями генетики, которые написаны на доске. (Приложение №1)

2. Второй ряд выполняет тестированную работу. (Приложение №2)

3. Третий ряд решает генетические задачи. (Приложение №3)

4. Ученик у доски работает с моделями – аппликациями, готовясь к устному ответу по первому и второму законам Г. Менделя.

Предполагаемый ответ:

Закон единообразия гибридов первого поколения,

или первый закон Менделя

Успеху работы Менделя способствовал удачный выбор объекта для проведения скрещиваний — различные сорта гороха. Особенности гороха: 1) относительно просто выращивается и имеет короткий период развития; 2) имеет многочисленное потомство; 3) имеет большое количество хорошо заметных альтернативных признаков (окраска венчика — белая или красная; окраска семядолей — зеленая или желтая; форма семени — морщинистая или гладкая; окраска боба — желтая или зеленая; форма боба — округлая или с перетяжками; расположение цветков или плодов — по всей длине стебля или у его верхушки; высота стебля — длинный или короткий); 4) является самоопылителем, в результате чего имеет большое количество чистых линий, устойчиво сохраняющих свои признаки из поколения в поколение.

Опыты по скрещиванию разных сортов гороха Мендель проводил в течение восьми лет, начиная с 1854 года. 8 февраля 1865 года Г. Мендель выступил на заседании Брюннского общества естествоиспытателей с докладом «Опыты над растительными гибридами», где были обобщены результаты его работы.

Опыты Менделя были тщательно продуманы. Если его предшественники пытались изучить закономерности наследования сразу многих признаков, то

Мендель свои исследования начал с изучения наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков.

Мендель взял сорта гороха с желтыми и зелеными семенами и произвел их искусственное перекрестное опыление: у одного сорта удалил тычинки и опылил их пыльцой другого сорта. Гибриды первого поколения имели желтые семена. Аналогичная картина наблюдалась и при скрещиваниях, в которых изучалось наследование других признаков: при скрещивании растений, имеющих гладкую и морщинистую формы семян, все семена полученных гибридов были гладкими, от скрещивания красноцветковых растений с белоцветковыми все полученные — красноцветковые. Мендель пришел к выводу, что у гибридов первого поколения из каждой пары альтернативных признаков проявляется только один, а второй как бы исчезает. Проявляющийся у гибридов первого поколения признак Мендель назвал доминантным, а подавляемый — рецессивным.

При моногибридном скрещивании гомозиготных особей, имеющих разные значения альтернативных признаков, гибриды являются единообразными по генотипу и фенотипу.

Генетическая схема закона единообразия Менделя (А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горошин):

Р ♀AA х ♂аа

желтые зеленые

Типы гамет (А) (а)

F1 Аа

желтые 100%
Закон расщепления, или второй закон Менделя

Г. Мендель дал возможность самоопылиться гибридам первого поколения. У полученных таким образом гибридов второго поколения проявился не только доминантный, но и рецессивный признак. Анализ позволил сделать следующие выводы: 1) единообразия гибридов во втором поколении не наблюдается: часть гибридов несет один (доминантный), часть — другой (рецессивный) признак из альтернативной пары; 2) количество гибридов, несущих доминантный признак, приблизительно в три раза больше, чем гибридов, несущих рецессивный признак; 3) рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а лишь подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называют расщеплением. Причем, наблюдающееся у гибридов расщепление не случайное, а подчиняется определенным количественным закономерностям. На основе этого Мендель сделал еще один вывод: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в определенном числовом соотношении.

║При моногибридном скрещивании гетерозиготных особей у гибридов имеет

║ место расщепление по фенотипу в отношении 3:1, по генотипу 1:2:1.

Генетическая схема закона расщепления Менделя (А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горошин):

Р Аа х Аа

желтые желтые

Типы гамет (А) (а) (А) (а)

F2 AA Аа Аа аа

желтые желтые желтые зеленые

75% 25%
II. Изучение нового материала. Стадия осмысления.



1. Проблемная беседа об анализирующем скрещивании.

Знание законов наследования, открытых Менделем, имеет большое значение для развития сельского хозяйства и медицины. Ученые, создающие новые породы домашних животных и сорта культурных растений, подбирают родительские пары с учетом доминирования признаков, их расщепления в F2,независимого распределения. Им необходимо знать, гомо- или гетерозиготные организмы отобраны для селекционной работы. Можно ли быть уверенным, что исходные формы гомозиготны, если мы знаем лишь их фенотипы? Например, для посева вы взяли желтые семена гороха, - а какой они имеют генотип? Ответ: Аа и АА

Как узнать его? Для этой цели используют метод анализирующего скрещивания - скрещивание исследуемой особи с рецессивной исходной формой. Так, растение гороха, выросшее из желтых семян с неизвестным генотипом, скрещивают с растением, полученным из зеленых семян с известным генотипом. Так, как все половые клетки гомозиготного рецессива несут рецессивный ген (а), то характер расщепления в потомстве по фенотипу будет соответствовать качеству гамет исследуемого родителя. Если в потомстве анализирующего скрещивания отношение желтых и зеленых горошин будет 1:1, значит, генотип исследуемого родителя гетерозиготный (Аа). Если в потомстве все семена гороха имеют только желтую окраску, то исследуемый родитель гомозиготен (АА).

http://festival.1september.ru/articles/585652/img1.gif

Из этих примеров видно, что особи, гомозиготные по доминантному гену, расщепления в F1 не дают, а гетерозиготные особи при скрещивании с гомозиготной особью дают расщеплении уже в F1.



2. Рассказ учителя о неполном доминировании.

Если гетерозиготные гибриды первого поколения имеют одинаковый фенотип и похожи на одну из родительских особей, то в этом случае имеет место полное доминирование. Расщепление во втором поколении по фенотипу 3:1.

Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.

Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.

У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака - волнистые волосы.

Иногда расщепление признаков во втором поколении может отклоняться от ожидаемых (3:1 - при полном доминировании, 1:2:1 - при неполном доминировании) результатов. Это связано с тем, что в некоторых случаях гомозиготы по одному из признаков оказываются нежизнеспособными. В этом случае говорят о летальных генах. Один ген может оказывать влияние на другие признаки, в результате чего снижается работоспособность. Например, серые каракульские овцы, гомозиготные по доминантному признаку серой окраски, погибают после рождения из-за недоразвития желудка. Другим примером доминантного летального гена является брахидактилия у человека ( укороченные пальцы). Гомозиготы по данному гену погибают на ранних стадиях развития зародыша, а признак проявляется только у гетерозигот.

Примером рецессивного летального гена является ген серповидно - клеточной анемии у человека. В норме эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска. При серповидно - клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все же имеют измененную форму. Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из - за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны.

III. Стадия рефлексии.

Подведение итогов урока с обсуждением вопросов и заданий для учащихся, решение задач.



2. Решение задач на анализирующее скрещивание и промежуточное наследование.

Задача 1. У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная?

Задача 2. Цистинурия - наследственное заболевание, связанное с образованием цистиновых камней в почках. Этот признак рецессивен. Но у гетерозигот наблюдается повышенное содержание цистина в моче. Определите возможные формы проявления заболевания у детей в семье, если один из супругов имел повышенное содержание цистина в моче, а другой - страдал почечно - каменной болезнью. Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей и возможные генотипы у детей.

3. Заключительная беседа.

1. В чем заключается практическое значение анализирующего скрещивания?

2. Почему при анализирующем скрещивании одна из родительских особей обязательно должна быть гомозиготной по рецессивной аллели данного гена?

3. Является ли достаточным для формулирования каких- либо выводов при анализирующем скрещивании получение всего лишь одного потомка-гибрида первого поколения? Если достаточно, то в какой ситуации?

4. Почему при промежуточном наследовании расщепление по фенотипу и генотипу совпадает?

4. Выводы урока.

1.Знание законов моногибридного скрещивании позволяет решать не только теоретические, но и практические задачи (например, в области сельского хозяйства)

2. Анализирующее скрещивание позволяет определить генотип одного из родителей по фенотипам потомков и с учетом генотипа второго родителя.

3. При промежуточном наследовании не наблюдается полного доминирования одного гена.



IV. Домашнее задание: изучить параграф 3.6, решить любых 3 задачи на моногибридное скрещивание, анализирующее и неполное доминирование используя сайт: www.licey.net/bio/genetics «Сборник задач с решениями и ответами».




Гнев и ревность так же плохо выносят отсутствие своего предмета, как и любовь. Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс
ещё >>