Конспект лекции: Личность и группа. Общая характеристика понятия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к зачету по дисциплине 1 22.05kb.
1 Понятия «термин» и«терминология». Общая характеристика 3 873.73kb.
Общая характеристика преступления в его генезисе История развития... 5 909.74kb.
Лекция №25. S, O 2 va группа неметаллов 1 100.55kb.
Лекция №9 Промышленная пыль Вопросы Общая характеристика и классификация... 1 264.67kb.
Лекции общая характеристика платежного баланса и его структура 4 587.23kb.
Билет №1 1История развития зоологии. Тип Хордовые Общая характеристика... 1 35.51kb.
Анализ социокультурной ситуации мр «Горный улус» рс (Я) Общая характеристика... 3 571.81kb.
Урок №11 Литература в 11 классе Тема: Серебряный век русской литературы... 1 23.18kb.
Раскол церкви. Реформа Никона. Народные восстания. (примерный план... 1 10.25kb.
2. оценка конкурентоспособности предприятия ООО «сансара» 1 Общая... 1 187.78kb.
1 Основные подходы к проблеме межличностных отношений в психологии 1 291.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект лекции: Личность и группа. Общая характеристика понятия - страница №1/1

конспект лекции: Личность и группа.
Общая характеристика понятия «отношение».

В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу. Понятие «отношение» может иметь два значения — широкое и узкое. В первом случае оно относится к общественным отношениям, о которых уже говорилось.

Понятие же «отношение» в узком смысле как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением.



Психологические отношениярезультат непосредственных контактов между конкретными людьми, они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или их группами своего отношения к взаимодействию с другим человеком. Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер.

Психологические отношения обнаруживаются как в рамках субъект—объектных, так и субъект—субъектных отношений.



Субъект-объектные (однонаправленные) отношения — это все отношения личности к действительности и к другим людям, исключая отношения между ними и самоотношение. Субъект—субъектные (взаимонаправленные) отношения включают в себя не только отношения человека к другому человеку, но и отношение к самому себе под влиянием социального окружения, т.е. самоотношение.

Особую характеристику отношений между людьми составляют межличностные отношения. Они характеризуют только субъект—субъектные отношения.



Особенности межличностных отношений. 

Межличностные отношения (синоним — взаимоотношения) людей — это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями их участников.

Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. Оценочный компонент межличностных отношений предполагает определение человеком того, что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими людьми. Эмоциональные переживания порождают определенный настрой психики партнеров по взаимоотношениям. А их поведение отражает или определяет перспективы продолжения или прекращения сотрудничества.

К главным параметрам, задающим содержание межличностных отношений, как правило, относят:

•  психологическую дистанцию между партнерами или степень их психологической близости (степень знакомства);

•  оценку отношений (позитивную, негативную, противоречивую, безразличную);

•  позицию партнеров (доминирование, зависимость, равенство);


Многое в проявлении взаимоотношений зависит от ролей, которые человек играет. Выделяют следующие роли:

  • Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д.

  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.). Многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.

  • Активные (профессиональные) роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (например, учитель на уроке).

  • Предписанные роли определяются возрастом, полом, национальностью.

В регулировании межличностных отношений принимают участие три таких мотивационных компонента - «я хочу», «я могу» и «надо».

Личного желания («я хочу») недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей («я могу» удовлетворить потребность другой личности). Наконец, третий момент —«надо» —есть важнейшая детерминанта образования и развития или распада отношений. «Надо—не надо», представляя собой не субъективную сторону отношений, а объективную, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений.



Виды взаимоотношений

Можно говорить о следующих видах межличностных отношений:



  • отношениях знакомства,

  • приятельских,

  • дружеских,

  • любовных,

  • супружеских,

  • родственных,

  • деструктивных.

Главный критерий — мера, глубина вовлечения личности в отношения. 

Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Для понимания существа дружбы-товарищества необходимо знать их антипод — вражду. Для некоторых видов межличностных отношений в реальной жизни можно обнаружить  такие противоположности: дружба-вражда, товарищество-соперничество, родные-чужие. Однако некоторые виды взаимоотношений не имеют антиподов, и их негативные формы неспецифичны. Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства, супружества. Разрыв таких отношений выражается в полном исчезновении отношения, переходе в другой вид (знакомство в приятельство) или превращении в негативную форму другого вида отношений (вражда, соперничество).



Отношения между людьми в структуре группы.

Группа в социальной психологии - особое понятие и особая структура, которая играет очень значимую роль в системе человеческих отношений.

Различают малые и большие группы людей.

Малая группа — это немногочисленная и хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью и находятся в непосредственном личном контакте.

Ей присущи такие признаки, как:

•  наличие двух и более людей;

•  осуществление непрерывных контактов и общение между ними;

•  наличие общей цели и совместной деятельности;

•  возникновение взаимных эмоциональных и других связей;

•  общие и приемлемые для всех членов группы нормы и ценности;

•  структуры и системы руководства (власти);

•  наличие достаточного времени взаимного существования людей.

Классификация видов групп


  1. по численности и характеру внутригрупповых отношений: большие и малые

  2. по возможности контакта: условные и реальные

  3. по форме организации: формальные и неформальные

  4. по способы объединения: первичные и вторичные

  5. по значимости для личности: референтные - нереферентные


Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. 

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.

Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.  Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. 

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов. 

Служебные взаимоотношения — складываются в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Внеслужебные взаимоотношения — складываются между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.

Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть очень многосторонним, а порой и противоречивым. В них проявляется множество разнообразных ситуаций, отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать.

Одним из структурных элементов психологии малой группы является групповое мнение  — совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.

Сложившееся общее мнение группы — реальная и действенная нравственная сила. Через него она влияет на каждого своего члена прежде всего посредством: информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей; предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям; постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность.

Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может и не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не способствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы.

Единое мнение по каждому вопросу жизни и деятельности не всегда формируется сразу. Степень его объективности зависит от таких факторов, как частное или временное несовпадение интересов отдельных личностей и группы; конфликтные отношения между отдельными ее членами и самой группой; инертность или, наоборот, активность конкретных людей, стремящихся отстоять свои суждения.

Важнейшей составной частью психологии малой группы являются групповые настроения — общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.

Значимым элементом психологии малой группы являются традиции — сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности и укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий. Действенность и живучесть традиций определяется степенью их эмоциональной притягательности, желанием принять их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, и значимыми для них ценностями.



В группе выделяют следующие статусы ее членов:

1)  «звезды» («лидеры») - наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

2)  «предпочитаемые», т.е. пользующиеся определенным авторитетом членов группы, с которыми многие хотят общаться и взаимодействовать;

3)  «среднестатусные», т.е. имеющие незначительное число желающих с ними общаться и взаимодействовать, но как правило, это устойчивый круг общения;

4) « пренебрегаемые» - имеющие только 1-2 контакта в группе, т.е. тех кто их выбирает очень мало, а тех кто не хочет с ними общаться, пренебрегает ими – много;

5) «изолированные» - те, у которых отсутствуют любые выборы (как положительные, так и отрицательные), т.е. с ними не общаются, но негатива к ним члены группы могут не испытывать;

 6) «отверженные» члены группы, обладающие по результатам социометрии только отрицательными выборами, т.е. к ним члены группы испытывают выраженные негативные эмоции.

Образование и развитие малой группы. 

Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий. На первой стадии (диффузная группа) осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.



Вторая стадия (ассоциация) обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появиться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развитии группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.

На третьей стадии (кооперация) отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы» (коллектив), определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов.

В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.

Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — характеристика межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности.

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:

1)  доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

2)  доброжелательная и деловая критика;

3)  свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;

4)  отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

5)  информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;

6)  удовлетворенность принадлежностью к группе;

7)  высокая сплоченность всех членов группы



Стили руководства в малой группе.  Различают три стиля руководства: демократический, авторитарный и либеральный.

Демократический стиль характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений; взаимным распределением прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативы людей; расширением взаимного контроля и другой деятельности.

Авторитарный стиль связан с чрезмерным повышением роли руководителя. Последний обычно сам решает все вопросы, при этом он может учитывать, а может и не учитывать мнения других. Налицо постоянная повышенная требовательность ко всем членам группы, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Авторитарность часто сопровождается грубостью, запугиванием. Такое руководство исключает разъяснение и убеждение и сводится лишь к требованиям.

Либеральный стиль характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов малой группы, предоставляя последним самим решать свои проблемы. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач членами малой группы, пускают развитие событий в ней на самотек.

Групповое давление. В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. На тех, кто им не подчиняется или игнорирует их, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.

Давление — важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Значение его в том, что оно служит поддержанию общего постоянства и сплоченности в изменяющихся условиях совместной деятельности. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов — поощрительные и запретительные.

Возможны четыре варианта поведения человека в группе:


  • сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

  • вынужденное подчинение группе под угрозой санкций;

  • демонстрация антагонизма по отношению к группе

  • свободное, осознанное отвержение групповых норм.

Наиболее распространенным является второй вариант поведения человека по отношению к группе.

Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери членства или устойчивого положения в ней получил название конформизма и его можно считать одним из важнейших факторов поддержания целостности группы, укрепления единства в ее рядах.








Дом — это машина для жилья. Шарль Ле Корбюзье
ещё >>