Конкурса «Лучший классный руководитель- 2009» Система работы классного руководителя муниципального образовательного учреждения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Решением Наблюдательного совета Муниципального автономного общеобразовательного... 1 111.74kb.
Классный час для классного руководителя. Классный час о наркотиках... 1 85.71kb.
Лист оценивания эффективности (качества) работы руководителя муниципального... 1 261.96kb.
«Я верю, что все женщины прекрасны» 1 184.95kb.
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального... 1 112.06kb.
Справочник руководителя образовательного учреждения. Нормативные... 1 15.2kb.
Публичный доклад руководителя по итогам работы учреждения за 2012-13... 2 516.47kb.
Руководство для участников конкурса 2009 года 3 651.56kb.
Положение о сайте муниципального бюджетного дошкольного образовательного... 1 142.21kb.
Доклад руководителя Муниципального учреждения «Финансово-бюджетная... 1 118.03kb.
Наименование образовательного заведения Адрес образовательного учреждения Ф. 1 83.59kb.
Бондаренко Валентин Васильевич 1 34.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурса «Лучший классный руководитель- 2009» Система работы классного руководителя - страница №1/6

Оргкомитет районного конкурса

«Лучший классный руководитель- 2009»

Система работы
классного руководителя
муниципального образовательного учреждения
Медведевской средней общеобразовательной школы
2 класса
Прокофьевой Галины Ивановны


Иловля

2009

Содержание
Система роботы классного руководства



  • Введение ..............................................................................................стр.1



  • Анализ проблем, связанных с воспитанностью и обученностью

детей данного класса ………………………………………………стр.3


  • Приоритетные задачи классного руководителя, вытекающие из

выявленных проблем класса…………………………………….стр.4


  • План работы с классом………………………………………………стр.7




  • Работа с родителями…………………………………………………стр.7




  • Самоуправление в классе…………………………………………..стр.16




  • Индивидуальная работа с «трудными», «одаренными» и другими

учащимися……………………………………………………………стр.19


  • Диагностические методики, используемые в работе с клас-

сом…………………………………………………………………....стр.21


  • Описание оригинальных приемов, находок идей, использу-

емых в работе классного руководителя

Описание внутреклассных дел и мероприятий…………………...стр.22

Введение

Мы, педагоги, воспитываем, прежде всего тем, что в нашей душе, — своими убеждениями и чувствами. Наше слово, обращенное к детям, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувствовали в нем высшую правду бытия, чтобы верили нам, как верит че­ловек сиянию солнца.



ВЛ. Сухомлинский

Главная цель воспитательной системы состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку стать высоконравствен­ной, всесторонне развитой, творчески активной, соци­ально зрелой личностью, которая сможет сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое со­вершенство. К ученику надо относиться с доверием и формировать лучшие стороны личности. Учитель должен действовать, прежде всего, на эмоции, воспитывать переживание добра и зла.

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое теп­ло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками направленного становления для каждого тво­его воспитанника.

Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности школьника.



ША. Амонашвили
В планировании воспитательной работы для меня важен возраст ребенка, особенности его психического и эмоционального развития. Результат воспитания оцениваю по выработанным привычкам и навыкам, а также по поступкам и поведению человека. Эффективность работы воспитателя подкрепляется анализом поступков, различного рода нарушений поведения и методами их своевременной педагогической коррекции.

В результате семейного и общественного воспитания формируются представление и оценка собственного “Я” и в связи с этим раскрываются возможность понимания значимости собственных поступков для окружающих и выработка линий поведения, усвоение идеалов и общепринятых ценностей, приобретение внутренней стойкости и убежденности, а в конечном итоге вырисовывается моральный облик гражданина и человека.



Что является главной целью воспитательной системы?

Педагогическая

стратегия



Учебные задачи



Пути



Формы

деятельности



Дать представ-

ление о здо-

ровье, его

значении





Раскрыть взаимозависимость здоровья и поведения

человека, научить

различать поведе-

ние, способствую-

щее сохранению

здоровья. Привить

навыки здоровье-

сберегающего

поведения


Создание образа

своего Я , позитивной «Я-концепции», выработка

умения понимать свое внутреннее состояние


Игры, инсценировки, спорт,беседы,подвижные игры на свежем воздухе



Дать представ-

ление о навыках

общения и его

значении в жиз-

ни человека



Раскрыть взаимосвязь поведения человека и отношения к нему окружающих. Обучить

равноправному

общению в среде

сверстников



Создание образов

«Я — одноклассник», «Я — друг».

Развитие коммуни-

кативной компетент-ности



Ролевые игры,

беседы.




Сформировать

отношение

к знанию как

результату

разнообразного

и прежде всего

творческою

труда




Научить находиться

в ситуации самосто-

ятельного поиска

при приобретении

знаний


Создание образа

«Я — ученик».

Обучение навыкам

самоконтроля,

умениям прогно-

зировать результат

своей деятельности.

Развитие умения

Оценивать и опи-

сывать свое внут-

реннее состояние

в ситуации успеха



Работа в парах,

группах, разгады-

вание кроссвордов,

шарад, ребусов.

Участие в исследо-

вательской и проект-

ной деятельности.

Образно-ролевые

игры.

Деятельностный



метод


Трехсферная образовательная среда.

Человекоцентричное природосообразное

образование


Ученик является центром трехсферной образователь­ной среды.

В ней через специально организованные учителем формы деятельности ученик усвоит не только знания, но и нравственные нормы поведения. В такой среде само­развитие и самоактуализация должны проявляться уже на начальных этапах школы. Взаимодействие ребенка со сверстниками, учителем, родителями, регулирующими (одобряющими или нет) его поведение, дает ему возможность выбирать и взвешивать мотивы своего поведения, т. е. управлять им. Управляя своим поведением, школь­ник обретает индивидуальность.

Принимая участие в совместной деятельности, пони­мая свое и чужое поведение, ребенок переходит к осозна­нию своего Я. Именно в этот период учитель должен по­мочь ребенку сформировать собственную положительную «Я-концепцию».

В зависимости от психологических особенностей детей каждого школьного возраста (1—4-е классы) формирова­ние положительной «Я-концепции» имеет свое направле­ние.


Анализ проблем, связанных с воспитанностью

и обученностью детей данного класса



ВТОРОКЛАССНИК.

(Специфика проблем второклассника)

Второклассник уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям. Он начинает учиться с другим настроением, нежели год назад. В течение второго года обучения дети должны получить довольно полное пред­ставление о своих индивидуальных способностях и воз­можностях, о собственных достоинствах и недостатках. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, т. е. развивает по­знавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется ос­трое желание быть успешным в учебе, быть хорошим и любимым. У некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества человека», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследования себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, ис­чезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, необходимо включать детей в СТД (совместную твор­ческую деятельность). В этом возрасте активно развива­ется воля ребенка. Он учится сдерживать свои эмоции, учитывать интересы других людей.

Начинают развиваться произвольное внимание и па­мять. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. См приложе-ние№1

Многим детям по-прежнему трудно сохранять сосре­доточенность на уроках. Устойчивость внимания снижа­ется к концу учебного дня, недели, четверти, после дли­тельного отсутствия по причине болезни. Поэтому не стоит требовать абсолютной дисциплины и послушания от второклассников на уроке. Важно, чтобы дети имели возможность как можно больше на уроке двигаться.

У детей начинает развиваться способность к сотрудни­честву. Именно на этом этапе можно вводить элементы самоуправления (выборы президента класса, учеников-консультантов в академических группах). Работая в груп­пах, дети учатся договариваться, уступать друг другу, рас­пределять задания без помощи взрослых. Но делать это им еще трудно. Может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми возникает сопер­ничество.

Учитель продолжает оставаться значимой фигурой, однако отношение к нему становится более личностным.

Ребенок этого возраста начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями и глубоко страда­ет, если они его не удовлетворяют. Особое внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому во внеклассной работе большое внимание я уделяю именно формированию взаимоотношений, основанных на люб­ви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им.
Приоритетные задачи классного руководителя,

вытекающие из выявленных проблем класса


Основными задачами начальной школы являются фор­мирование в младшем школьнике чувства коллективизма, воспитание морально-этических норм поведения, приви­тие чувства добра и сострадания.

Именно в начальных классах учитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заве­дении, на улице и в общественных местах. Здесь ребенок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым для него понятием — одноклассники. Как воспитать в ребенке верность дружбе и товариществу, уме­ние жить среди ровесников, ценить дружбу и понимать чув­ство локтя своих друзей?

Через игровые формы вне­классной и учебной деятельности, систему проблемных и игровых практикумов, бесед-размышлений, семейных, спортивных и традиционных для начальной школы празд­ников из года в год формирую сплоченный классный коллектив, учу ребят сообща творить добро окружаю­щим их людям, ценить дружбу своих одноклассников.

На 2008-2009 уч.год я поставила следующие воспитательные задачи:



1. Укреплять коллектив класса, опираясь на активное участие всех детей в организации дел.

2. Воспитывать сознательное отношение к учению путем дифференцированного обучения и индивидуального подхода, организации взаимопомощи в учебной работе.

3. Развивать навыки организованности, самостоятельности,

ответственности.



4. Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся.
Всю воспитательную работу во 2 классе я условно разделила на несколько направлений. Их содержание представлено ниже.

1. Знакомство с культурой семейных отношений

Беседы: «Мой дом», «Тепло отчего дома», «Мои семейные обязанности», «Что значит любить маму и папу?».

Домашние задания-практикумы: «Ласковые слова маме», «Приятное для братишки (сестренки)», «Игры с младшим братом (младшей сестрой)».

Ролевые игры: «Праздник в семье», «Мамины помощники», «Корни есть не только у дерева».

Проигрывание сюжетов: «Как утешить плачущего малыша?», «Как поднять настроение маме?».

Праздники в школе и дома: «У нас гости», «Праздник вежливости».



2. Формирование бережного отношения к природе

- Усвоение понятий:

• «прекрасное», «красивое», «уродливое», «безобразное»;

• «экология», «природа», «гигиена», «атмосфера».

- Наблюдение за явлениями природы и их описание средствами художественного слова (стихи), музыки (песни), живописи (пейзажи).

3. Приобщение к русской национальной культуре

• Проведение традиционных славянских праздников.

• Конкурсы сказок, услышанных от бабушки.

• Исполнение русских частушек, народных песен.

• Русские национальные игры.

4. Формирование качеств культуры поведения

Усвоение понятий: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «инициатива».

Беседы: «Кого мы называем добрым?», «Кого мы называем честным?», «Я и мы», «Мы все умеем сами».

Проигрывание сюжетов, посвященных выбору различных вариантов поведения.



5. Пропаганда здорового образа жизни

Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим дня».

Беседы: «Твой режим дня», «Правильно ли мы едим», «Вредные привычки».

Практические занятия: «Дорога к победе над собой».

Игры «Как стать нехворайкой?», «В гостях у Мойдодыра»

Рассказы детей о любимых занятиях.



6. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей

Беседы и наблюдения: «Лицо человека», «Фигура человека», «Душа человека», «Дела человека», «Как стать красивым и обаятельным?».

Занятия-практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду?», «Что такое красивый поступок?», «Как опрятно и красиво одеваться?».

7. Формирование культуры поведения в отношениях между мальчиками и девочками

Усвоение понятий «эстетичность», «сдержанность», «управление собой», «настойчивость», «долг», «порядочность», «этикет».

Беседы: «Культура поведения», «Права ребенка» (по книге Ю. Яковлева «Ваши права, дети»), «Можно» и «нельзя» в жизни». «Настойчивость и упрямство», «Особенности поведения девочек и мальчиков».

Игра-упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты».

Занятия-практикумы: «Говори с мальчиком (девочкой) уважительно», «Как поблагодарить мальчика (девочку) за помощь?».

8. Формирование культуры труда

Беседы: «Умственный и физический труд», «Необходимость труда», «Соотношение «хочу - могу - надо», «Правила учебного труда», цикл бесед «Тысяча профессий».

Праздники в школе: «Книжкин праздник», «Веселый разговор о разных профессиях» и др.

Домашние задания-практикумы: уход за садово-огородными растениями, животными, культура работы с ручным инструментом и др.



9. Формирование основ экономической культуры

Знакомство с экономическими понятиями «стоимость», «деньги - товар», «покупка - продажа», «расход - доход», «экономия», «бережливость - расточительность».

Беседы: «Что значит быть бережливым?», «Сколько стоит твое здоровье?», «Береги минуту».

Ролевые игры: «Магазин», «Рынок», «Ярмарка».

Конкурсы и общественные дела: «Береги хлеб», операции «Капля» (экономия воды), «Экономь электроэнергию» и др.

Практические занятия: «Цена вещей», «Расходы семьи».



10. Формирование чувства патриотизма

Знакомство с понятиями: «малая и большая Родина», «государство», «генеалогическое древо», «гражданин», «героизм», «мужество».

Воспитание у учащихся любви к Родине, чувства гордости за свою страну, стремление стать ее достойным защитником.

• Познавательные игры «Полет к звездам», «Школа разведчиков».

•Конкурсы «Родину готовлюсь защищать», «Честь имею».

•Утренники «По морям, по волнам».

•Устный журнал «Это праздник со слезами на глазах».

План работы с классом.



См приложение № 2

Работа с родителями

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Л. И. Толстой

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания и встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги не могут вызвать у отцов и матерей.

Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у ребенка начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей уча­щихся. Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в созда­нии условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа—семья». Это взаимодействие я осуществляю по следующим направлениям.



1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой спра­вься не в состоянии. К психолого-педагогическом у просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического про­свещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомен­дациями и консультациями по интересующим их вопросам. Нельм оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педа­гогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родите­лям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, срав­нить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения ро­дителей младших школьников:

- Физиологические особенности младших школьников.

- Психология младших школьников.

- Основы построения общения с младшим школьником,

- Особенности адаптации ребенка к школе.

- Значение режима дня в жизни школьника и т.д.

2.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству

Я в первую очередь знакомлю родителей класса с традициями школы, ее исто­рией, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Знакомлю с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.

Создание ситуации эффективного взаимодействий школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащих­ся с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уста­вом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д.

Большое внимание уделяю тра­дициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий и школе. Знакомлю родителей учащихся класса с содержанием и ме­тодикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции шко­лы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

Познакомила родителей с приемами развития чи­тательских умений учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся малыши, и их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее слож­ными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребенком дома, как работать с малышом по трудным темам учебника, если это необходи­мо, как объяснить ребенку непонятный материал, если ребенок встре­тился с какими-то трудностями.

3. Диагностика

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть - предварительной, оперативной, итоговой.

Она может использоваться в зависимости от тех ситуаций, кото­рые требуют ее применения.

Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.

Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководите­лю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.



Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

- родительских собраний;

- тематических и индивидуальных консультаций;

- внеклассных мероприятий;

- организации поездок и экскурсий;

- при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;

- при анализе работы с классом.
Предварительная диагностика

Так, например работу по проблеме формирования культуры безопасного поведения эффективнее всего начинать с младше­го школьного возраста, поскольку именно этот возраст - наиболее сензитивный период для выработки устой­чивой мотивации бережного отноше­ния к жизни и здоровью.

Роль семьи в воспитании личности безопасного типа становится определя­ющей. Каждый ребенок невольно и не­осознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Образ жизни, стереотипы поведения родных становятся для ре­бенка факторами формирования его начальных представлений об окружа­ющем мире, первого жизненного опы­та. Семья создает для ребенка ту мо­дель жизни, которую он будет реализо­вывать в дальнейшем.

Каковы заботы и волнения современ­ных родителей? Как они оценивают жизнь своего ребенка с точки зрения ее безопасности (на улице, в школе, дома)? В каком направлении необходи­мо планировать работу школы в облас­ти безопасности жизнедеятельности? Для получения ответов, на эти вопросы мною было проведено анкетирование, в котором приняли участие родители учеников 2 класса. См. приложение № 3.

Анализ анкет родителей учеников 2 класса показал, что проблема безопас­ности жизни и здоровья детей - одна из актуальных в семейном воспита­нии; что вектор родительских опасе­ний и тревог направлен в сторону социальных взаимоотношений ребенка (на улице, в школе и дома).

Не теряет своей значимости озабо­ченность взрослых поведением детей на проезжей части улицы, в быту (пользование газом, электроприбо­рами).

При планировании учеб­но-воспитательной работы я постаралась учесть мнение родителей. Фор­мирование таких качеств, как само­стоятельность, уверенность, осторож­ность, внимательность в сочетании с духовно-нравственными ценностями (благоговение перед жизнью, любовь к природе, уважение к людям и т.д.) в процессе обучения основам безопас­ности жизнедеятельности, позволит детям избежать необоснованного рис­ка по отношению к собственной жиз­ни и здоровью, а также не допустить его по отношению к жизни другого человека.

Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех последующих годах обучения в школе.


Анкета. Экспресс-прогноз состава родительского коллектива

1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.

2. Профессии обоих родителей.

3. Образование родителей.

4. Возраст обоих родителей.

5. Возраст существования семьи.

6. Полная или неполная семья.

7. Как складываются взаимоотношения, если семьи неполная.

8. Количественный состав членов семьи.

9. Жилищные условия семьи.

10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей.

11. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи).

12. Интересы, увлечения, хобби семьи.

Предварительная диагностика может заключаться не только в ан­кетировании родителей. Достаточно информативной является мето­дика неоконченных предложений, которая поможет определить от­ношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ре­бенка в учебное заведение.



Анкета. Школьные годы родителей

1. Мои школьные воспоминания:_______________________________

2. В классе я всегда чувствовал себя____________________________

3. Мой классный руководитель относился ко мне

4. Мои школьные результаты были_____________________________

5. Мне нравилось, когда учитель_______________________________

6. Мне не нравилось, когда учитель____________________________

7. Я обижался, если__________________________________________

8. Я радовался, если_________________________________________

9. Самое яркое событие школьной жизни — это__________________

10. Из школьной жизни мне больно вспоминать о_________________

11. Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в классе___________________________________________________

12. Я не хочу, чтобы мой ребенок пережил в свои школьные годы то,что__________________________________________________

Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные моменты из школьной жиз­ни, можно с уверенностью сказать, что невольно они будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной...» Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сфор­мированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их собственным школьным опытом. Полученные ре­зультаты помогут классному руководителю снять напряженность ро­дительских ожиданий («я знал, что так и будет» и т. д.), уйти от сте­реотипов, предупредить возможность конфликтных ситуаций уже и самом начале работы с классным коллективом. Подобная предварительная диагностика поможет классному руководителю с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым будет труд­но переживать период своей собственной адаптации и адаптации сво­его ребенка к школе. А таких семей во 2 классе оказалось три. Общение с такими семьями требует особого такта и терпения. Стараюсь дать возможность проявить инициативу, поддерживать их во всех делах в классе и в школе

Вот тут и приходят на помощь нетрадиционные формы работы с родителями: родительские чтения, родительские вечера, тематичес­кие, групповые и индивидуальные консультации.

Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководите­ля с семьей — индивидуальная консультация. Готовясь к консультации, определяю ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом в целом. Индивидуаль­ная консультация должна носить изучающий характер и способство­вать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель предоставляет родителям возможность рас­сказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить его в неформальной обстановке.

В ходе первоначальной консультации желательно получить ответы на следующие вопросы:


  • особенности здоровья ребенка;

  • увлечения, интересы;

  • предпочтения в семейном общении;

  • поведенческие реакции;

  • особенности характера;

  • мотивация учения;

  • учебные предпочтения;

  • интересы вне учебной деятельности;

  • моральные ценности семьи.

Важно также обсудить вопросы:

1. Как оценивают родители положение ребенка в его собственной семье?

2. Что ребенку в семье можно делать и чего нельзя?

3. Какая помощь нужна родителям от школы и общественных орга­низаций?

4. Какой они понимают воспитательную систему класса?

5. Какие поручения в классе мог бы выполнять их ребенок?

В ходе индивидуальной консультации я делаю по­метки, которые будут хорошим подспорьем при составлении пла­на воспитательной работы, характеристики класса. Каждая индиви­дуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями ро­дителям по воспитанию ребенка.

Надеюсь, такое сотрудничество принесет свои плоды.



следующая страница >>



Должность шута при скупом короле исполняет сам король. Славомир Врублевский
ещё >>