Конкурса исследовательских работ «Моя Малая Родина» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся... 1 49.42kb.
Моя малая родина 1 109.23kb.
Итоги республиканского конкурса «Моя малая Родина» 2013г 1 73.15kb.
Работа на районный этап областного конкурса: “Моя малая родина: природа... 1 41.64kb.
«Моя малая Родина» 1 53kb.
Работа Игнатовой Дарьи. Работа посвящается истории села Пришиб и... 1 87.71kb.
Эколого-краеведческий путеводитель по территории Венгеровского района 4 327.58kb.
Конкурса «Моя малая Родина» 3 627.21kb.
Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» 4 516.2kb.
Конкурс научно- исследовательских работ и творческих проектов воспитанников... 1 86.38kb.
Отчет о проведении внутреннего конкурса научно-исследовательских... 1 73.62kb.
Конкурсной работы: «Изучение исчезнувших в начале XX века церквей... 1 208.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурса исследовательских работ «Моя Малая Родина» - страница №1/1

МОУ Зудовская СОШ

Районный этап Областного тура Всероссийского конкурса исследовательских работ

«Моя Малая Родина»
Родословие моей земли

Автор: Комлева Татьяна, ученица 9 класс;

Руководитель: Мурко Зинаида Федоровна, учитель истории;

Консультант: Кузьмина Надежда Алексеевна, методист ДДЮ.

Новосибирская область Зудово 2008.

Содержание
Введение

Выполнение молитвы

Иконы

Крест


Захоронение

Троица


Вывод

Приложение

Во время летних каникул мы с одноклассниками помогали библиотекарю сельской библиотеки из здания ДК переехать в другое помещение, переносили мебель, убирали оформление, связывали книги. Я обратила внимание на пожелтевший, старый клочок бумаги. Где были написаны непонятные слова. Перечитывала много раз, не могла понять смысл записки в таком древнем стиле: «с буквой ять, с фитой, ижицей, прямым окаменелым почерком»[9] как у Черкасова А. в романе «Хмель» о старообрядцах. Заметили взрослые.

Откуда могла взяться эта записка, из какой книги она выпала? Кто мог быть её автором, что он рассказывал? Я решила провести расследование.

Изучая литературу, беседуя с односельчанами, наблюдая за своими родственниками, я подумала; старообрядчество- это часть культуры, часть истории России. Наши корни. А нам сегодня, в условиях социальной нестабильности, навязывается чужой образ жизни. Потоки зарубежной псевдокультуры, иностранная одежда, еда, реклама, иностранные слова и термины в устной и письменной речи- все это создает для нас чуждую среду обитания, всю жизнь окрашивает в несвойственные нам тона. Подумала, как важно донести до каждого наши истинные корни? Ведь если постоянно, ежедневно не обращаться к этим культурным корням, то они могут погибнуть. И тогда погибнет все древо русской культуры, и мы как отдельный народ, как носители русских культурных традиций, утратим их, растворимся в среде других культур, которые быть может ничуть не хуже, чем наша, но это будут чуждые нам. Считаю, что вопрос о сохранении русских культурных традиций актуален и необходимо его решать.

Цель моего исследования заключалась в том, чтобы узнать, кто такие старообрядцы, почему их еще называют кержаками? Чем они отличаются от других жителей нашего села?

Задачи, которые я поставила для себя: изучить литературу по данной теме, материалы школьного музея, изучить обряды кержаков живущих в 21 в.; установить передачу и сохранение традиций отцов сыновьям.

Методы, использованные при выполнении исследования: словесный, частично-поисковый, аналитический, проблемный.

Формы, исследования: беседа, анкета, анализ, интервью, изучение документов.

Исследование продолжалось почти год. Было опрошено 15 человек, представители 4 поколений из разных семей.

Изучая, литературу я заметила, что вопросом о старообрядцах интересовались ученые еще в хх веке (Липинская В.А. Бережнова М.Л.,Фурсова Е.Ф,Новоселова А,Л,. Краеведы из п.Сарана Красноуфимского района узнали откуда пошло название «кержаки».В. Галиякбарова в статье «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» рассмотрела костюм старообрядцев. Екатерина Конева изучала быт кержаков, в работе «Мир моего детства» пишет: «А с соседями ладили, только вот в гости не ходили и сами не приглашали»[6]. Тема старообрядчества прослеживается и в художественной литературе у Мельникова-Печерского и у А. Черкасова в романе «Хмель» повествующем о судьбах людей тайги старообрядцах, герои которого так похожи на моих односельчан.

Я же занялась изучением церковных обрядов.

В энциклопедии нашла: «старообрядчество, староверие, движение в защиту «древлего благочестия» - общее название русского духовенства и мирян, отказавшихся принять церковную реформу 1653-1667 г.г., сохранивших церковные традиции древнерусской православной церкви. Свою правоту старообрядцы обосновывали решениями Стоглавого собора 1551г., которые закрепили самобытные правила Русской церкви, например, двуперстное сложение при крестном знамении было запрещено менять под страхом анафемы. Формой выражения борьбы с церковными нововведениями стала борьба за сохранение древней обрядности.

По мнению старообрядцев, церковная реформа и отказ от древних традиций стали изменой истинной православной вере. Следовательно, наступил «конец мира» - Божия Благодать оставила этот мир, а богоизбранное русское государство превращается в царство Антихриста. Признание прихода Антихриста, ожидание скорого «конца миру» стали главными причинами «убегания» старообрядцев в далекие края. Они «убегали» не из Московского царства, а из царства Антихриста»[3] Они отказывались от какого бы то ни было общения с «антихристовым» миром и с «мирскими», т.е. с людьми, принявшими новые «антихристовы» порядки. С ними старообрядцам нельзя было вместе молиться, есть, пить и т.д.

Провела много бесед со старожилами, перечитывала литературу, находила и сопоставляла факты, ставила проблемы, изучала обряды. Но этого оказалось недостаточно. Взяла интервью у односельчан (см. прил.) В результате проделанной работы мною было установлено: да, действительно

на территории села проживали старообрядцы-кержаки, В Киряково поповцы в Козловке беспоповцы, сегодня в селе проживают их потомки, с гордостью называющие себя кержаками.

Во время исследования было установлено, действительно, существует разница между «кержаками» и «мирскими» в выполнении религиозных обрядов.

Вольно народный поток колонизаций, существовавший с начала присоединения Сибири, продолжался долгое время. Сложилось даже своеобразное распределение потоков беглых: из южных губерний России уходили в степи Украины, из северных - в Сибирь.

Когда в 1720г. десятки тысяч старообрядцев бежали из своего разгромленного властями центра на реке Керженец в Поволжье, многие из них оказались в Сибири, и с тех пор старообрядцев здесь стали называть кержаками. Во главе общины стояли выборные уставщики - авторитетные мужики, лучше других знающие тонкости «истинного» вероучения и богослужения. Община староверов отличалась обособленностью, большой сплочённостью, относительной зажиточностью, уважением к религиозной книге и яростной приверженностью старинным обычаям.

«Старообрядство - есть преследование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т.е. всего того, что относиться до церковного чина и благоукрашения, а ровно и до церковных обычаев. Кержаки видят в старообрядстве верность русской старине и протест против увлечения новшествами; утверждают, что старые обряды суть обряда народные, что народ является их исконным охранителем и что они должны быть неприкосновенны, как народная святыня; вытекающая отсюда неприкосновенность обрядов».[8] Самым ярким представителем старообрядцев был протопоп Аввакум, которого Д. С. Лихачев «называет пророком, борцом, мучеником страдальцем»[4] обращаясь к своим сторонникам, произносит «Святых иконы изменили и все церковные уставы и действия, да еще бы горько не было милым христианам.

Он бедный мой, мается шесть дней в трудах, а в день воскресный прибежит в церковь помолиться Богу и труды свои освятить: ано и послушать нечего, по-латыне поют…»[4]

Однако неоднозначно был воспринят образ Аввакума русскими писателями; высоко его ценили Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, М.Горький. А вот В. Гаршин увидел с другой стороны. Он писал, «…дайте Аввакуму власть, – повсюду зажглись бы костры, воздвигались бы виселицы и плахи,…»[4].

В школьном музеи есть такая информация о нашем селе: « в 1879г. возник поселок Киряково. Его основали переселенцы из Пермской губернии Петр и Иван Киряковы, которые кроме домов построили на реке мельницу и молельный дом. Сюда и съезжались поздней старообрядцы, староверы-поповцы.»[5]

«Деревня Козловка образовалась в 1917г. на вековой целине основали коренные сибиряки Максим Козлов (в его честь деревню назвали) и Александр Никонов, староверы-беспоповцы они были наиболее фанатичные старообрядцы. Затем сюда приселились старообрядцы из Белоруссии. Части деревни имели разные названия: та, что располагалась на горе – Саматоха. были также и Колдобинка (ныне Колбинка), и Полторуевка.»[5]

И сегодня д. Козловка считается кержацкой, вот там я и нашла ответ на свой вопрос.

Ефимия героиня романа «Хмель» говорит: «Молитву начинает мужчина. Молитва и крест на каждом шагу». «Без бога ни до порога» вторят ей жители д. Козловка. Будзенок Евгения Сидоровна, отметившая свое 105-летие, вспоминает: «Господьня заповедь-не работать в праздники, в селе говорили «Шесть дней для себя, седьмой для бога». В настоящее время бабушки не разрешают работать в воскресенье: мыться в бане, шить, стирать, белить, городить и т.д. Балуевой Ирине Михайловне (29 лет) ее бабушка говорила: «Бог создавал мир за шесть дней, а седьмой день отдыхал». Поэтому молились всегда много, особенно по воскресеньям. С раннего детства их приучили молиться. Никонова Валентина Максимовна (70 лет) рассказывает про своего младшего брата, которого заставляли, молиться, а он отлынивает, - «Аникий, ты, что не молишься? Это грех большой!» заметила мать. Испугавшись мальчонка, быстро стал забрасывать руку на лоб, не соблюдая правил. Мама возмущена: «Что ты делаешь?» - «Вас догоняю», - ответил ребенок. Своих детей кержаки воспитывали строго, мальчик Аникий знал что, за непослушание будет наказан. Боялся совершить грех.

Во время молитвы применяли деревянные четки (см.фото на каждую новую молитву передвигали бусинку, на божнице зажигали свечи. Моя мама,Ермолаева Вера Ермолаевна (57лет) вспоминает, что ее родители Попков Ермолай Молофеевич и Капиталина Васильевна стоя на коленях поднимая вверх руку с двумя перстами они наклонялись до самой земли.

Обычай накладывать крест двумя перстами пришел из 17в. Во время нововведений Никона (1653г.) внедрялось трехперстное крещение и поясные поклоны (а не до полу). Староверы сохранили традицию, за которую погибло много людей в их числе боярыня Морозова.

В. Суриков изобразил живую не покорившуюся боярыню Морозову, высоко поднявшую руку с пальцами, сложенными в двуперстие. Фанатичная сторонница старообрядцев, одна из знатных боярынь своего времени, готова «поступиться своим маленьким сыном ради Христа. Она радовалась, когда ее пытали и поднимали на дыбу»[4](см. прил.3)

Сохранился обычай совершать поклон до земли. Бахова Наталья Анисимовна (77лет) вспоминает: «С раннего возраста ребятишек приучали молиться, до земли кланяться. Старенькие бабушки, которым трудно было наклоняться, кланялись до табуретки, на которой находился подручник» или стоя на коленях.

В книге «Хмель», читаем «Двое бородами касаясь земли, разом подхватили:

-Спаси нас! Спаси нас!»[9]

Кирякова Марина Леонидовна(35лет) вспоминает: бабушка, когда молилась то уединялась. Но Марина Леонидовна заметила, что поклоны она совершала до земли, как научили родители.

По-другому выглядит кержацкий крест, (см. прил.) У Черкасова А. читаем «Старец Филарет поднял золотой осьмиконечный крест».

Иконы были деревянными и изготовлены из меди. Передавались по наследству. Никонова Наталья Олимповна (87лет) предполагает, что ее иконе 600 лет, семейная реликвия передается из поколения в поколение. Показать ее нам она не решилась. Изучая икону своей мамы, которая досталась ей от моей бабушки. Другие иконы, я делаю вывод: все они имеют сюжет, (см. прил.4; 5; 6) большое количество изображений, надписей. На мой взгляд, насыщены информацией и имеют художественное оформление. Хранят иконы в укромном месте. Во многих семьях из поколения в поколение передается кержацкий крест (см. фото № 7),он отличается от мирского формой имеет восемь концов и также сюжетное изображение. У Черкасова читаем «Старец Филарет поднял золотой осьмиконечный крест»[9].

Михайлов Михаил Фадеевич (52года): «Помню как в 1966 г. крестили моего младшего брата. Стояла деревянная бочка, в ней много воды, поп берет за голову ребенка и окунает в воду, после отдает его крестным. У попа была толстая книга с деревянными, корочками закрывалась на крючок. Попа звали

Иванов Гурьян Захарович ребятишки называли его дед Гурьян, который держал пасеку.

Обычай захоронения умершего у кержаков тоже сохранился и отличается от обычаев «мирских». Мною было установлено, что, в отличие от «мирских» «кержаки» умершего кладут в гроб ногами по направлению к иконе, при выносе разворачивают ногами к выходу. По истечению девяти дней и полгода усопшего не поминают. Радуницу или Родительский день тоже не отмечают. Троицу в отличие от других жителей проводят в субботу. В этот день в Козловку съезжается много народу. Кажется, не договариваясь, встречаются люди разных поколений проживающие на территории всей области. Вавилова Ульяна Илларионовна(87 лет) рассказывает: «Всегда отпевали усопшего мужчины, сейчас, таких стариков нет поэтому, просят меня». Использует кадило

Кладбища кержацкие размещены обособленно. Мои наблюдения потвердели рассказы бабушек, о том, что умерших кержаков в Зудово, в Болотном, иногда в Новосибирске или Кемерово придают земле на кладбище в д. Козловка.

Вывод: выполняя работу, мне удалось достичь поставленной цели; я познакомилась с научной, публицистической, художественной литературой, изучила архивные данные школьного музея, проследила выполнение обрядов, которые свято хранятся вот уже 355 лет старообрядцами. Узнала, почему их называют «кержаками». Сами кержаки считают свою веру – суровой но, правильной. Считаю, что именно поэтому традиции кержаков внешней церковной жизни сохранились в нашем селе и спустя три века. Старообрядцы поддерживают связи на семейном и общинном уровне.

Нужно сказать, что материалов подобного исследования я не встречала.

Хочется поблагодарить моих учителей Мурко З.Ф. и Балуеву И.М. благодаря которым появилась идея данного исследования.

Выражаю слова благодарности моей мамочке за поддержку, всем односельчанам кто принял участие в исследовании и поделился со мной информацией. В дальнейшем планирую углубить свои знания, о кержаках изучая их диалект.

Список литературы.



  1. История Сибири и НСО: Методическое пособие для школ различного типа, - Новосибирск, 1998.-119 с.

  2. История России.9-17 вв.; В 2 кн.Кн.2.М-Я.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.-320с., ил. - (Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика»).

  3. Кузнецова Ф. История Сибири, Новосибирск, - 2003.

  4. Литература: 8 Кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждении

  5. Новиков А.В, Майничева А Ю.,Кравцов В. М.,Грес М.В. прошлое Болотнинской земли.-Новосибирск:Иииизд-во АртИнфоДата,2003.-136

  6. Отчий мир: литературно-краеведческое творчество школьников НСО –Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница»-2003.-432.

  7. Сахаров А. Н., Боханов А. Н. история России 17-19 века: Учебник для 10 класса.-2-е изд-М.: «русское слово-РС», 2004.-480 с.:ил.

  8. Статья «Старообрядство» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890-1907). Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.

  9. Черкасов А. Т. Хмель: Сказание о людях тайги. М. «ЭКСМО».1994.-624 с.





За шесть дней трудно сделать что-либо путное. Взять хотя бы наш мир. «Пшекруй»
ещё >>