Конкурс «Учитель года» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс «Учитель года 2008» 1 140.5kb.
Конкурса «Учитель года» 1 29.28kb.
Конкурс «Учитель года» 1 84.45kb.
Конкурс «Учитель года 2011» 4 770.24kb.
Конкурс «Женщина Года. Мужчина года: женский взгляд» 1 87.06kb.
Конкурс "Суперстар-18". И вновь таланты, и вновь «SuperStar-18» 1 60.29kb.
Конкурс «Инженер года 2013» 7 1290.71kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 134.49kb.
Баранова Татьяна Николаевна, учитель физкультуры Цель: проведение... 1 46.82kb.
Конкурса «Учитель года» в номинации «Русский язык» 1 210.94kb.
Конкурс «Новая звезда» 1 70.22kb.
Трифон Непутёвый 4 610.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурс «Учитель года» - страница №1/1

Коммунарский район

Запорожская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №84



Конкурс – «Учитель года»

Урок русского языка в 5 –м классе

«Однородные члены предложения»

Исполнитель:

Савинова Л. А.

учитель русского языка

и литератур І категории

Запорожье 2012 – 2013


Урок русского языка в 5-м классе "Однородные члены предложения"


Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков (+ презентация)

Цель урока: закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них.

Задачи урока:


  1. Формировать умение учащихся находить в предложении однородные члены предложения и правильно ставить знаки препинания при них.

2. Развивать речь и творческие способности учащихся. Соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений с однородными членами.

3. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.

Оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, буклеты для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!


-Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то из вас с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки.

(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной) (слайд 1)

Здравствуй, мир! Это я,


А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
И у ног земля лежит!
Там леса, и тут поля,
Здесь друзья, и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь.
Стал я бодрый и весёлый,
Здравствуй же, родная школа!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй, мир!
Проснулся я! 

-Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.

- Ребята, посмотрите внимательно, на доске среди букв зашифровано слово. Найдите его. - Кто расшифровал? (радость)

б а с ю т а м о р а д о с т ь л в е ц к у

- Что выражает это слово? (Чувство)

- Давайте именно с этим чувством, с радостным настроением начнем наш урок.

II. Вступительная беседа


- Итак, сегодня мы продолжим разговор об однородных членах предложения. На доске записана фраза:

Дети рисуют, играют, спорят, смеются, поют, говоря.( слайд 2)

- Ребята, найдите в этом предложении однородные члены. Как они связаны между собой? Запомните!

Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно!

Слово учителя

- Начать наш урок я хочу с загадки: (слайд 3)

Наступили холода.


Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)

-Действительно, к нам пришла зима. Ребята, а сколько месяцев будет продолжаться зима? Назовите зимние месяцы.

-А что изменилось в природе с приходом зимы?

- А за окном, какое время года? (Тоже зима)

- Ребята, какая бывает зима, подберите прилагательные. (Белоснежная, добрая, злая, холодная, теплая, морозная, суровая, сердитая, лютая, ненастная, пушистая)

Давайте поиграем в игру "Распространи предложение"

Наступила зима.

- Каким является предложение, в котором нет второстепенных членов. (Нераспространенным)

- Давайте распространим это предложение, добавляя каждый раз по одному слову. (Наступила зима. Наступила белоснежная зима. В городе наступила белоснежная зима. В нашем городе наступила белоснежная зима.)

- В полученное предложение добавьте однородные члены предложения. (В нашем городе наступила белоснежная зима и принесла много радости детям.)

- Запишем предложение на доске и выполним синтаксический разбор.

Работа со стихотворением

-А вот какой увидел зиму известный оренбургский поэт Геннадий Петрович Шиндяев (слайд 4)(читает учитель): (слайд 5)

По стволам мороз ударил,
Сбросил листья, словно снег,
Искупнул себя в Урале
И пошёл по желтизне.
Вместе с ветром по низинам,
По стволам ещё стуча,
В одеянии не зимнем,
Но по-зимнему ворча…
Гонит к югу птичьи стаи-
Мол, пока я не во зле…
И прозрачный нам оставил
След морозный на земле.

(слайд 6)

-Понравилось вам стихотворение?

-Какую картину вы увидели?

-Каково настроение автора?

-Любит ли поэт зиму?

-Автор использовал в этом стихотворении художественные средства: эпитеты и метафоры.

-Вспомните, что такое эпитет? Метафора?

-На ваших столах лежат буклеты, в которых вы можете найти подсказку.

-Найдите примеры в стихотворении.



III. Закрепление знаний, умений, навыков.

Слово учителя - Послушайте стихотворение и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке:(слайд 7)

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставит знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке
Конечно…(однородные)

Фронтальный опрос (слайд 8)

-Какие члены предложения называются однородными?

-Зависят ли однородные члены друг от друга?

-С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

-Какие члены предложения могут быть однородными?

-Приведите свои примеры предложений с однородными членами.

-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.



Психотренинг.

- Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться, послушать прекрасную музыку Чайковского из альбома "Времена года" (зима), а я прочитаю вам стихотворение А.С.Пушкина. ( слайд 9 )

- Постарайтесь представить, что вы художники, в руках у вас кисти. Попробуйте устно нарисовать картину того, о чем услышите.

- Итак, закрыли глаза, вдохнули воздух, выдохнули, вы художники, слушайте.

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.

- Откройте глаза. Поэт написал стихотворение о зиме, композитор сочинил музыку на зимнюю тему, а вы были художниками. Что изобразили вы на своей воображаемой картине? Поделитесь своими впечатлениями.

- Что помогло вам создать такие яркие картины зимней природы? Какие члены предложения?

Задание.

* Запишите четверостишие под диктовку, объясните орфограммы, найдите грамматическую основу и однородные члены предложения (на доске)

По стволам мороз ударил,


Сбросил листья, словно снег,
Искупнул себя в Урале
И пошёл по желтизне.

* Письмо по памяти.

На дворах и домах


Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным дождем.

Вывод: в одном предложении может быть несколько групп однородных членов. (1 группа -однородные обстоятельства; 2 группа - однородные сказуемые)

* Индивидуальная работа.

На столах конверты с карточками, на которых записаны слова. Из данных слов составить предложение и выполнить синтаксически разбор.



Пушистый снег ложится на поля, на кусты, на деревья. Морозная луна освещала сад, дорожки и беседку.

Беседа


-Ребята, сегодня мы говорим о зиме. А какой зимний праздник у нас самый любимый и долгожданный? (слайд 10)

У зелёной ели ветки поседели,


Значит, на дворе зима: вьюги да метели.
Значит, скоро Новый год
Обязательно придёт.

Задание № 1. (слайд 11)

* Продолжите предложения, дополнив их однородными членами предложения.



  1. Новый год - самый (какой?)… праздник в году.

  2. Перед праздником все (что делают?)…

  3. Обязательно придёт и (какой?)… Дед Мороз.

  4. У Деда Мороза в мешке лежат (что?)…

Дополнительное задание:

Составьте своё предложение с однородными членами предложения на тему «Новый год»

Задание № 2. (слайд 12)

- С Новым годом нужно обязательно поздравить своих родных и близких.

* Составьте текст телеграммы по предложенной схеме.

1. ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ: и O, и О, и О.


2. ЖДЁМ НА ПРАЗДНИК О, О и О.

Дополнительное задание:

Составьте текст своей поздравительной телеграммы.

- Ребята, а если бы вы писали настоящую телеграмму для отправки по почте, что бы вы изменили в своих текстах? (убрали знаки препинания и предлоги).

Беседа

-А как животные и птицы переносят зиму?



Задание № 3. (слайд 13)

* Ответьте письменно на вопросы так, чтобы в каждом предложении были однородные члены предложения.



  1. Какие птицы улетают на зиму в тёплые края?

  2. Как ведут себя птицы перед отлётом?

  3. Какие птицы остаются зимовать?

  4. Как школьники должны относиться к птицам?

Слово учителя

- О том, как тяжело птицам зимой, рассказал поэт Александр Яковлевич Яшин (слайд 14) (читает заранее подготовленный ученик) (слайд 15)


Покормите птиц.

Покормите птиц зимой,


Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

(слайд 16)

-Какова тема этого стихотворения?

-Какое настроение у автора?

-На какие мысли наводит стихотворение?

- В 4 строфе найдите однородные члены предложения? (пользуйтесь буклетами)


IV. Заключительный этап

1. Подведение итогов (слайд 17)


-Какие члены предложения называются однородными?

-Расскажите о знаках препинания при однородных членах

-Для чего нужно использовать однородные члены предложения в речи?

Ребята, прочитайте предложение, соблюдая правильную интонацию.



Относитесь к родному языку бережно и любовно, думайте о нем, изучайте его, любите его.(слайд 18)

- Чем осложнено это предложение? Запишите это предложение в тетради, подчеркните однородные члены и составьте схему.

  • Подведение итогов.

  • Выводы по уроку.

  • Оценки.

2. Домашнее задание (слайд 19)

Составить рассказ их 5-6 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения.

V. Рефлексия.

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Было ли интересно?

- Были ли вы активны?



- Было ли трудно?

- Сумели ли вы показать свои знания?




Многие люди смотрят на Господа Бога как на слугу, который должен сделать за них всю грязную работу. Франсуа Мориак
ещё >>