страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Конкурс «Учитель года» - страница №1/1
![]() Запорожская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №84 Конкурс – «Учитель года» Урок русского языка в 5 –м классе «Однородные члены предложения» Исполнитель: Савинова Л. А. учитель русского языка и литератур І категории Запорожье 2012 – 2013 Урок русского языка в 5-м классе "Однородные члены предложения"Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков (+ презентация) Цель урока: закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них. Задачи урока:
2. Развивать речь и творческие способности учащихся. Соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений с однородными членами. 3. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе. Оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, буклеты для учащихся.
Ход урокаI. Организационный момент- Здравствуйте, ребята!-Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то из вас с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. (встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной) (слайд 1) Здравствуй, мир! Это я, А вокруг страна моя! Солнце в небесах горит, И у ног земля лежит! Там леса, и тут поля, Здесь друзья, и здесь друзья! Я легко к земле нагнусь, К каждой травке прикоснусь, Влево, вправо повернусь, По округе пробегусь. Стал я бодрый и весёлый, Здравствуй же, родная школа! Здравствуй же, страна моя! Здравствуй, мир! Проснулся я! -Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места. - Ребята, посмотрите внимательно, на доске среди букв зашифровано слово. Найдите его. - Кто расшифровал? (радость)
- Что выражает это слово? (Чувство) - Давайте именно с этим чувством, с радостным настроением начнем наш урок.
II. Вступительная беседа- Итак, сегодня мы продолжим разговор об однородных членах предложения. На доске записана фраза: Дети рисуют, играют, спорят, смеются, поют, говоря.( слайд 2) - Ребята, найдите в этом предложении однородные члены. Как они связаны между собой? Запомните! Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно! Слово учителя - Начать наш урок я хочу с загадки: (слайд 3) Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (зимой) -Действительно, к нам пришла зима. Ребята, а сколько месяцев будет продолжаться зима? Назовите зимние месяцы. -А что изменилось в природе с приходом зимы? - А за окном, какое время года? (Тоже зима) - Ребята, какая бывает зима, подберите прилагательные. (Белоснежная, добрая, злая, холодная, теплая, морозная, суровая, сердитая, лютая, ненастная, пушистая)
Наступила зима. - Каким является предложение, в котором нет второстепенных членов. (Нераспространенным) - Давайте распространим это предложение, добавляя каждый раз по одному слову. (Наступила зима. Наступила белоснежная зима. В городе наступила белоснежная зима. В нашем городе наступила белоснежная зима.) - В полученное предложение добавьте однородные члены предложения. (В нашем городе наступила белоснежная зима и принесла много радости детям.) - Запишем предложение на доске и выполним синтаксический разбор. Работа со стихотворением -А вот какой увидел зиму известный оренбургский поэт Геннадий Петрович Шиндяев (слайд 4)(читает учитель): (слайд 5) По стволам мороз ударил,
(слайд 6) -Понравилось вам стихотворение? -Какую картину вы увидели? -Каково настроение автора? -Любит ли поэт зиму? -Автор использовал в этом стихотворении художественные средства: эпитеты и метафоры. -Вспомните, что такое эпитет? Метафора? -На ваших столах лежат буклеты, в которых вы можете найти подсказку. -Найдите примеры в стихотворении. III. Закрепление знаний, умений, навыков. Слово учителя - Послушайте стихотворение и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке:(слайд 7) Слова есть в русской речи,
Фронтальный опрос (слайд 8) -Какие члены предложения называются однородными? -Зависят ли однородные члены друг от друга? -С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? -Какие члены предложения могут быть однородными? -Приведите свои примеры предложений с однородными членами. -Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Психотренинг. - Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться, послушать прекрасную музыку Чайковского из альбома "Времена года" (зима), а я прочитаю вам стихотворение А.С.Пушкина. ( слайд 9 ) - Постарайтесь представить, что вы художники, в руках у вас кисти. Попробуйте устно нарисовать картину того, о чем услышите. - Итак, закрыли глаза, вдохнули воздух, выдохнули, вы художники, слушайте. Вот ветер, тучи нагоняя,
- Что помогло вам создать такие яркие картины зимней природы? Какие члены предложения? Задание.
По стволам мороз ударил, Сбросил листья, словно снег, Искупнул себя в Урале И пошёл по желтизне. * Письмо по памяти. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным дождем. Вывод: в одном предложении может быть несколько групп однородных членов. (1 группа -однородные обстоятельства; 2 группа - однородные сказуемые) * Индивидуальная работа. На столах конверты с карточками, на которых записаны слова. Из данных слов составить предложение и выполнить синтаксически разбор. Пушистый снег ложится на поля, на кусты, на деревья. Морозная луна освещала сад, дорожки и беседку. Беседа
-Ребята, сегодня мы говорим о зиме. А какой зимний праздник у нас самый любимый и долгожданный? (слайд 10) У зелёной ели ветки поседели, Значит, на дворе зима: вьюги да метели. Значит, скоро Новый год Обязательно придёт. Задание № 1. (слайд 11) * Продолжите предложения, дополнив их однородными членами предложения.
Дополнительное задание: Составьте своё предложение с однородными членами предложения на тему «Новый год» Задание № 2. (слайд 12) - С Новым годом нужно обязательно поздравить своих родных и близких. * Составьте текст телеграммы по предложенной схеме. 1. ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ: и O, и О, и О. 2. ЖДЁМ НА ПРАЗДНИК О, О и О. Дополнительное задание: Составьте текст своей поздравительной телеграммы. - Ребята, а если бы вы писали настоящую телеграмму для отправки по почте, что бы вы изменили в своих текстах? (убрали знаки препинания и предлоги). Беседа -А как животные и птицы переносят зиму? Задание № 3. (слайд 13) * Ответьте письменно на вопросы так, чтобы в каждом предложении были однородные члены предложения.
Слово учителя - О том, как тяжело птицам зимой, рассказал поэт Александр Яковлевич Яшин (слайд 14) (читает заранее подготовленный ученик) (слайд 15) Покормите птиц. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их- не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. (слайд 16) -Какова тема этого стихотворения? -Какое настроение у автора? -На какие мысли наводит стихотворение? - В 4 строфе найдите однородные члены предложения? (пользуйтесь буклетами) IV. Заключительный этап1. Подведение итогов (слайд 17)-Какие члены предложения называются однородными? -Расскажите о знаках препинания при однородных членах -Для чего нужно использовать однородные члены предложения в речи? Ребята, прочитайте предложение, соблюдая правильную интонацию. Относитесь к родному языку бережно и любовно, думайте о нем, изучайте его, любите его.(слайд 18) - Чем осложнено это предложение? Запишите это предложение в тетради, подчеркните однородные члены и составьте схему.
2. Домашнее задание (слайд 19) Составить рассказ их 5-6 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения. V. Рефлексия. - Довольны ли вы тем, как прошел урок? - Было ли интересно? - Были ли вы активны? - Было ли трудно? - Сумели ли вы показать свои знания? |
ещё >> |