Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» им. В. И. Вернадского - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек... 1 85.45kb.
Конкурс научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ... 1 58.33kb.
Ix всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников... 1 205.35kb.
Тематика учебно-исследовательских работ в Институте инновационного... 1 36.49kb.
Конкурс учебно-исследовательских работ учащихся по литературе «Юный... 1 62.19kb.
Исследовательская работа «Культурно-исторические предпосылки становления... 1 237.54kb.
Районный конкурс учебно-исследовательских работ юных геологов «Земля... 1 197.53kb.
Отчет о проведении внутреннего конкурса научно-исследовательских... 1 73.62kb.
Конкурс учебно-исследовательских работ «муравьишка» 1 85.63kb.
Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги... 1 79.82kb.
Конкурс юношеских учебно-исследовательских работ им. Н. В. Ломоносова 1 139.87kb.
Программа «изобразительное искусство» 1 173.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» им. В. И. Вернадского - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия № 15 г. Волгограда






Городской конкурс учебно-

исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля»

им. В.И. Вернадского

секция мировой художественной культуры



Особенности

английской и русской пейзажной живописи 19 века

глазами современника




Выполнила:

Ученица 11 «А» класса

Меркулова Валерия

Научный руководитель:

Лемисева Лидия Михайловна

Учитель английского языка



Волгоград

2013


Содержание:

Введение


Глава I

1.1 Понятие пейзажа в английской и русской живописи.

1.2 Разнообразие художественных направлений английской пейзажной живописи XVIII - XIX веков

1.3 Развитие русской пейзажной живописи XIX века.

Глава II

2.1 Анализ английской пейзажной живописи XVIII -XIX веков.

2.2 Характерные черты русской пейзажной живописи XIX века.

2.3 Сравнительный анализ русской и английской пейзажной живописи

2.4 Диагностика обучающихся старших классов

Заключение

Список используемой литературы

Приложения



Введение.

Актуальность исследования.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Наверное, потому, что в своих картинах художники передают не только всю красоту живой природы, но и глубину своих чувств к этому месту. Каждая из картин художника для него как ребенок, в неё он вкладывает часть своей души. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Популярные русские и английские исследовали пейзажной живописи, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете живописи в 19 веке. Завоевания и достижения пейзажной живописи 18-19 веков имеют мировое значение и непреходящую ценность, и как отмечает А. Федоров-Давыдов в своей работе, «образы природы, созданные русскими и английскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру».

Пейзаж является отображением человеческих чувств и переживаний. Ценители живописи, смотря на картины, погружаются внутрь души автора, испытывая все чувства, которые пережил автор, в момент написания картины.

Безусловно, развитие пейзажной живописи немыслимо в отрыве от роста научного самосознания, поэтического чувства, развития науки и искусства. На всем протяжении 19 века выдающиеся деятели в области науки и искусства, высказывали свои мнение о достижениях пейзажной живописи, вступали в полемику по тем или иным вопросам, связанным с данной областью художественного выражения. Произведения русской и английской пейзажной живописи 18-19 веков, естественно, вызывают интерес к изучению ее истории, в том числе ее истоков и этапов развития.

Актуальность данного исследования определяется возрастающим интересом к пейзажной живописи и искусства в целом Развитие пейзажной живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском обществе как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, так как в 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.

К сожалению, среди современной молодежи мало настоящих ценителей пейзажной живописи и искусства в целом. Эта проблема актуальна в современном обществе, и я решила осветить её в своей работе.



Цель исследования:

Рассмотреть признаки русской и английской пейзажной живописи 18-19 веков, показать их сходства и различия, а так же посмотреть на неё глазами современника.



Задачи исследования:

  1. Осветить русскую и английскую пейзажную живопись 18-19 веков.

  2. Провести сравнительный анализ русской и английской пейзажной живописи 18-19 веков, выявить их сходства и различия.

  3. Показать русскую и английскую пейзажную живопись глазами современника.

Объект исследования:

Русская и английская живопись 18-19 века.



Предмет исследования:

Пейзажные полотна русских и английских пейзажистов 18-19 века.



Методы исследования:

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

1.Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме; систематизация полученной информации; обобщение выводов.

2. Эмпирические: опросно-диагностические методы (интервьюирование, беседы) и др.



Место и сроки проведения исследования: МОУ гимназия №15 г.Волгограда, Россия, 2013 год

Практическая значимость работы.

Материалы данной работы могут использоваться как для успешного межкультурного общения между носителями русского и английского языков, так и в качестве пособия на уроках английского языка при обсуждении данной темы

Результаты этой работы могут использоваться на открытых уроках и классных часах для приобщения школьников к искусству, а так же могут быть использованы художественными критиками.

Глава 1.

1.1 Понятие пейзажа в английской и русской живописи.

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ииндустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.



1.2 Разнообразие художественных направлений английской пейзажной живописи XVIII - XIX веков

Английское искусство последней четверти 18 – первой трети 19 столетия вливается в мировое искусство со своим собственным отчетливо выраженным национальным лицом, со своим восприятием действительности, свои мировоззрением. На рубеже 18 и 19 веков самые интересные достижения английского изобразительного искусства лежат в жанре пейзажа, прежде всего акварельного. Именно в пейзаже живопись Англии опередила континентальную Европу.

У. Хогарт (1697-1746) первый выразил эпоху расцвета английской живописи. В творчестве Хогарта ярко проявился реализм, поскольку наблюдение жизни оказалось для него весьма важным.

Стремительный подъем английской живописи  начинается в середине


18-го столетия. Английская живопись периода расцвета является сугубо национальной не только по своему духу, но и по выбору сюжетов, где по-прежнему преобладает портретная живопись, но получает развитие пейзажная и реалистическая живопись. Благородный, изящный тон, тепло и достоверно прочувствованный домашний быт, бросающаяся в глаза декоративность,- вот что отличает произведения английских художников второй половины 18-го века.

Одним из главных мастеров английского искусства 18-го столетия был Джошуа Рейнолдс (1723-1792), самый разносторонний и последовательный художник в своём творчестве. Под влиянием итальянских живописцев Рубенса и Рембрандта создаётся своя живописная техника Рейнолдса, создается своеобразный, несколько манерный живописный стиль.В 1785 году художник получает предложение от русского двора написать две картины на исторические темы. С большим увлечением уже стареющий художник работал над этими полотнами с 1786 по 1788 годы. В 1789 году картины «Младенец Геракл, удушающий змей» и «Воздержанность Сципиона Африканского» были отправлены в Петербург

Одним из наиболее талантливых художников второй половины 18 века был Джордж Морленд (1763-1804). В творчестве этого художника доминирующее место принадлежит пейзажам и жанровым сценам. Он писал сцены из жизни цыган, мелких фермеров, небогатых помещиков. Бесхитростный и искренний реализм произведений Дж.Морленда отражает бытийную, повседневную жизнь, лишённую сложных драматических столкновений и коллизий. В пейзажах Дж.Морленда «Деревенский вид», «Приближение грозы» отражена провинциальная, сельская Англия, ещё не затронутая бурной промышленной революцией 18-го столетия.

Несомненно, самое существенное влияние на живопись 19 столетия из английских художников оказал Джон Констебл (1776— 1837).Сын мельника из Суффолка, Констебл никогда не был в других странах и изучал только ту живопись, которую мог видеть у себя на родине. Особое его восхищение вызывал Клод Лоррен. Некоторые ранние веши Констебла навеяны пейзажами французского классициста («Дедхемская долина», 1802). Из отечественных мастеров ему ближе всего был Гейнсборо.

Картины Констебла на парижских выставках 1824 и 1825 гг. явились подлинным откровением для французских романтиков. Делакруа писал в дневнике: «Констебл говорит, что превосходство зеленого цвета его полей достигается сочетанием множества зеленых красок различных оттенков... То, что он говорит здесь о зелени полей, приложимо ко всякому другому цвету». Красно-коричневатые и серебристые тона Констебла напоминают своей маэстрией венецианцев. Сочетая зеленое с белилами, он умел передать влажность зелени, на которой как будто сверкают капли росы.Констебл не получил истинного признания на родине. Первыми оценили его французские романтики, с которыми Констебла сближала искренность в выражении чувств.

Типичным романтиком скорее можно назвать другого английского пейзажиста —Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775— 1851), с его гигантскими красочными полотнами, полными световых эффектов.В отличие от Констебла к Тернеру рано пришло признание. С одиннадцатилетнего возраста он стал выставлять свои акварели в цирюльне отца, копировать и раскрашивать эстампы, с пятнадцатилетнего — участвовать в ежегодных выставках Королевской Академии искусств. В 1802 г. он уже академик, в 1809 — профессор в академических классах. «Все ему далось сразу и навсегда»,—писал В. Н. Петров. Но это не совсем так. Хотя жизнь его и вправду была полна загадок. Он был нелюдим, странен, вел жизнь отшельника, анахорета и в свои многочисленные путешествия часто уезжал тайно, внезапно.

Он является самым знаменитым из английских живописцев, Представителем романтизма. Мастер пейзажной (пейзаж) живописи. До 1796 г. работал исключительно акварелью, являясь ведущим представителем школы, признававшей лишь "фотографически" точное изображение природы. Позже стал писать и маслом. Постепенно выработал собственную манеру письма, в результате чего его работы стали более эмоциональными и драматическими.

И в масляной живописи, и в акварели работал в необычайно свободной технике. К концу творческой жизни в картинах Тёрнера всё больше преобладала необычайная игра световоздушных и колористических эффектов. Работы Тёрнера часто подвергались критике, но он обрёл в высшей степени красноречивого защитника в лице Рескина. Тёрнер умер очень богатым человеком, оставив огромное количество работ; ныне они собраны в специально построенной для них галерее Клоур (открыта в 1987 г.).По пейзажам Клода Лоррена многие живописцы учились подчинять каждую деталь передаче единого настроения. Картина Тернера «Закат Карфагенской империи», впервые выставленная в Лондонской королевской академии в 1817г., создана по образу и подобию знаменитых портовых пейзажей Клода Лоррена.

Английские пейзажисты стали известны на континенте на заре самых яростных битв академистов с романтиками. Их смелая свободная живописная техника, выраженная у каждого по-своему, их интерес к природе имели огромное влияние на искусство XIX в.

В 1785 году художник получает предложение от русского двора написать две картины на исторические темы. С большим увлечением уже стареющий художник работал над этими полотнами с 1786 по 1788 годы. В 1789 году картины «Младенец Геракл, удушающий змей» и «Воздержанность Сципиона Африканского» были отправлены в Петербург.

В творчестве другого талантливого английского живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788) ощущается влияние французского рококо, таких его предшественников, как Ж. А. Ватто и Ф. Буше.

Творчество Дж. Ренолдса и Т. Гейнсборо оказало огромное влияние на развитие английской живописи в 19-ом столетии.

В английском искусстве во второй половине 18 века  заметно усилились романтические настроения, которые ярко проявились в творчестве Джозефа Райта из Дерби (1734-1797). Его картина «Кузница. Вид снаружи» (1773, Петербург, Эрмитаж) была куплена Екатериной  Второй.

Одним из наиболее талантливых художников второй половины 18 века был Джордж Морленд (1763-1804). В творчестве этого художника доминирующее место принадлежит пейзажам и жанровым сценам. Он писал сцены из жизни цыган, мелких фермеров, небогатых помещиков. Бесхитростный и искренний реализм произведений Дж.Морленда отражает бытийную, повседневную жизнь, лишённую сложных драматических столкновений и коллизий. В пейзажах Дж.Морленда «Деревенский вид», «Приближение грозы» отражена провинциальная, сельская Англия, ещё не затронутая бурной промышленной революцией 18-го столетия.

Развитие английской живописи в 18-ом столетии, разнообразие художественных направлений, своеобразие творческих индивидуальностей, усилившиеся в конце века сентиментализм и романтизм подготовили расцвет английского живописного искусства в 19-ом веке в лице таких художников, как Джозеф Уильям Тёрнер и Джон Констебл.

1.3 История развития русской пейзажной живописи XIX века.

Жанр пейзажа возник довольно поздно в России. Его появление связано с основанием Санкт-Петербургской Академии художеств, где в 1767 году был учрежден класс пейзажа, готовивший живописцев-пейзажистов. Утверждению этого жанра способствовали также классы перспективы и театральных декораций, откуда вышли многие пейзажисты. Узкие специальности, в том числе пейзажа, были заведены в классе гравирования.

История пейзажной живописи в России начинается с конца 18 столетия, в котором, однако, насчитывается лишь несколько пейзажистов, достойных упоминания. М. М. Иванов (1748—1828) работал в духе своего учителя, Гаккерта, которому подражал также Ф. М. Матвеев (1758—1826), проведший большую часть своей жизни в Италии. Ф. Я. Алексеев (1753—1824) слыл русским Каналетто. Семен Шедрин (1745—1804) пользовался в свое время известностью как изобразитель императорских загородных парков. Его ученик А. Е. Мартынов (1768—1826) писал виды Крыма, берегов Волги, Сибири и Китая, облагораживая природу по правилам, считавшимся обязательными в его пору.

Другой ученик С. Щедрина, M. H. Воробьев, оставил о себе память в истории русского искусства преимущественно как наставник целого ряда более или менее даровитых пейзажистов. Из художников, обязанных ему своим образованием, выдаются: Сильвестр Щедрин (1791—1830), который первый из всех русских пейзажистов отделался от подражания корифеям западноевропейского условного стиля и стал передавать природу, какова она есть; высокоталантливый М. И. Лебедев (1812—1837), не успевший вполне развиться вследствие своей преждевременной кончины, плодовитые братья Г. и H. Чернецовы, еще здравствующий Л. Ф. Лагорио, известный своими прекрасными видами суши и моря, и, наконец, барон М. К. Клодт, который первый стал изображать русскую сельскую природу во всей ее простоте. Море в разных фазах его жизни первый стал писать И. К. Айвазовский, ученик Таннёра, скоро превзошедший не только своего учителя, но и Теодора Гюдена, бывшую знаменитость французской школы.

Из пейзажистов Иван Шишкин получил известность как изобразитель русского дремучего леса, в чем он никем не превзойден. Замечателен Ф. Васильев, к сожалению, преждевременно умерший. Известны Саврасов, Дюкер, Орловский, Киселев, Ю. Клевер — талантливый пейзажист иногда с настроением, часто изображающий зимы в лесу, обыкновенно при закате солнца, Куинджи — получивший большую известность своими пейзажами. Е. Волков талантливо изображает спокойную природу лугов, речек и рощиц в разные времена года и в разные часы дня. Дубовский, Левитан, Ендогуров, Крачковский, Крыжицкий и некоторые другие работают в полном расцвете сил.

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная- выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

Деятельность русских пейзажистов привлекала большое внимание и не оставляла равнодушными никого, их картины постоянно обсуждались в русском обществе. Вот как писал в рецензии на выставку художника Айвазовского поэт А.А. Майков: «Движение неверной стихии есть стихия г. Айвазовского; он художник Нептун; его воды и бушуют, и распадаются в брызги, и взбегают на отлогий песчаный берег, и сливаются с него обратно, и стоят ровно, призрачно, подернутые полосою света и как бы плавающим по ним маслом»

Но о развитии пейзажной живописи, о картинах родной природы писали не только передовые деятели русской науки и искусства, но и непосредственно сами живописцы. Ягодовская отмечает: “О пейзаже Шишкин говорил, что это самый молодой вид живописи, так как всего только каких-нибудь сто лет прошло с тех пор, как люди начали понимать и изучать жизнь природы, а прежде самые великие мастера становились в тупик перед деревом, что человек среди природы так мелок, так ничтожен, что отдавать ему преимущества нельзя. Иван Иванович говорил также, что новое поколение еще не умеет понимать все таинства природы, но что в будущем придет художник, который сделает чудеса, потому что Россия страна пейзажа; что пейзаж имеет самую лучшую будущность, потому что другие виды живописи уже были и устарели, а этот только нарождается”.

В пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отражались идеалы и представления людей. Однако интерес к миру, окружающему человека, совсем не сразу заставил художников обратиться к изображению природы. Она сравнительно поздно стала самостоятельным объектом художественного творчества. Постепенно углубляясь и совершенствуясь, образ мира занял в искусстве подобающее место, пейзаж стал “зеркалом”, поставленным перед природой.

В первой четверти 19 столетия русская пейзажная живопись освобождается от рационалистических начал классицизма 18 века. Существенная роль в этом процессе принадлежит романтизму. Романтизму в русской пейзажной живописи был свойственен в основном светлый характер - в нем часты мотивы задумчивой мечтательности, ожидания, надежды, того, что Пушкин называл “томленьем упования”. Русский романтический пейзаж был неразрывно связан с тем великим подъемом национальной культуры, вершиной которого была поэзия Пушкина. Однако, в отличие от русской литературы, где романтизм как стиль принял более развитые формы, в живописи его стилистические черты менее отчетливы - большую роль играет здесь интерес к реальному, объективному облику мира, непосредственное наблюдение натуры. Именно стремление к непосредственному отражению действительности отчетливо ощутимо в романтической пейзажной живописи.

Одним из высших достижений русской реалистической живописи в пределах ее общей романтической направленности было искусство С.Ф. Щедрина. Именно у него особенно отчетлива реалистическая основа русского романтизма..

Среди городских видов на первое место по количеству и художественному качеству и значению необходимо поставить виды Петербурга. Образ Петербурга продолжал волновать художников и поэтов, город открывался жившим в нем людям своими новыми сторонами. Петербург изображали в больших количествах о и эти виды имели большой успех и распространение. Среди живописцев, работавших в этом жанре романтической пейзажной живописи, в литературе особенно подробно рассматривается творчество наиболее выдающихся из них. Таковыми были М. Воробьев, А.Мартынов, С.Галактионов, Гнедич, Деларю, Языков.

Другую сторону романтизма- его интерес к пейзажу как к характерному портрету местности можно усмотреть также в произведениях Сильвестра Щедрина. Этот художник занимал особое место в искусстве. Он пишет сцены на набережных, любуется морскими гротами и скалистыми бухтами. Как и других пейзажистов своего времени, Щедрина влечет изображение воды, воздуха, неба. Однако, русский художник очень далек от той свободы в живописной передаче атмосферных эффектов, которой уже владели, к примеру, английские мастера. Небо у него остается ровно голубым, как у классицистов, живопись подчиняется общей теплой коричневой тональности.

Стремясь приблизиться к натуре, Щедрин преодолевал условность чередования теплых и холодных тонов пейзажа 18 века, делая впервые в русской живописи шаг к пленэру. Он добивается высветления палитры; в его пейзажах всюду есть холодные и серебристые отсветы неба или зеленоватые отражения пронизанной солнцем морской воды. Щедрин стремился находить простые и естественные живописные мотивы. В своих картинах художник умело использовал и сочетал традиции классической и романтической живописи, постоянно совершенствовал свою живописную манеру, экспериментируя со светом и тенью, использовал типично романтическую тему вечернего освещения.

Романтическую линию итальянских видов в русском пейзаже продолжал проживший очень короткую жизнь Михаил Лебедев, ученик Воробьева. Лебедев писал в особой манере зеленые массы деревьев, умело делал акцент на определенные цвета. Лебедев сумел ощутить внутреннюю напряженность жизни природы. Художник часто писал виды дорог и аллей, не уводящие далеко взгляд зрителя, а сворачивающие, романтические, затененные кустами. Таким образом, художники этого направления романтической пейзажной живописи основывались на непосредственном восприятии и воспроизведении природы с натуры.

Художник Алексей Гаврилович Венецианов создал свою, независимую от Академии, школу, где живописи учились крестьяне, разночинцы. Этот круг художников внес свой вклад в развитие пейзажа в России. То, что было им сказано о "простой и задушевной природе" искусства художника, умевшего вносить сердечное чувство в изображение "родных мест, родной обстановки, родных типов", навсегда останется в сокровищнице искусствоведения России.

Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. Пейзажи для своих картин Венецианов находил в окрестностях принадлежавшей ему деревни Сафонково. Парень с косой, баба с коромыслом и ведрами, охотники, губернские чины и торговцы на городской площади- вот мир людей, которых они изображали и чьими глазами смотрели на окружающую жизнь

Ученику Венецианова А. Крылову принадлежит едва ли не самый первый зимний пейзаж в русской живописи. В этой картине изображен покрытый снегом пологий берег под серо-голубоватым снегом, с темной полосой леса вдали и голыми черными деревьями на первом плане. Ту же реку с крутыми глиняными откосами писал в летнее время другой ученик Венецианова- А. Тыранов.

Городской романтический пейзаж, родившись в русском искусстве как образ двух столиц- старой и новой, стал затем достоянием многих провинциальных, неизвестных художников. Авторы этих работ в большинстве своем оставались анонимными, художественные результаты их отражали отсутствие профессиональной выучки или ее недостаточность, но в целом их творчество обладает обаянием искреннего самовыражения, непосредственного взгляда на мир. Сами условия жизни в тогдашней России не позволяли талантливым людям из народа раскрыться во всей полноте; даже художники, получившие образование, с трудом завоевывали право творить без диктата заказчиков.

Искусство 19 века вступило на путь реалистического развития. В связи с этим и в пейзаже мастера искали правдивого изображения действительности. Смелый шаг в этом направлении сделал один из величайших художников первой половины 19 века Александр Иванов.Для передачи света, воздуха, пространства ему понадобилась вся сложность красочных сочетаний. Не удовлетворившись старой академической системой живописи, он создал новый способ цветового решения, обогативший палитру и давший широкие возможности более жизненного и правдивого изображения окружающего мира.Искусству Иванова свойственна удивительная полнота и емкость многогранного и глубокого содержания. Главным же качеством, определившим значение работ этого выдающегося живописца, является новое знание жизни природы, которое сделало искусство Иванова по-новому правдивым.

Основоположником русского романтического пейзажа- маринизма в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. Собственная живописная манера Айвазовского складывается уже к 40-м годам 19 века. Он отходит от строгих классических правил построения картины, умело использует опыт Максима Воробьева, Клода Лоррена и создает красочные картины, в которых умело переданы различные эффекты воды и пены, теплые золотистые тона побережья.В нескольких крупных картинах- “Девятый вал”, “Черное море”, “Среди волн”, - созданы величественные образы моря с использованием типичной для романтической картины темы кораблекрушения.

Таким образом, в первой четверти 19 столетия активно развивалось романтическое направление пейзажной живописи, освобождаясь от черт умозрительного “героического пейзажа” классицизма, написанного в мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и исторических ассоциаций.

Творчество Поленова - крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. Свет и воздух становятся “героями” его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью.Небольшие картины Саврасова адресованы лирически настроенному зрителю, в них нет исполинского величия лесных пейзажей Шишкина, но она обладают доходчивостью, надолго западающей в душу эмоциональностью. Наиболее известным пейзажем Саврасова является его картина “Грачи прилетели”, появившаяся впервые на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году. “Весной русского пейзажа” называли ее современники.

Между тем, в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок. Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую, глубоко народный образ родной природы. “С Саврасова, -скажет в последствии его ученик И.Левитан,- появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Иван Шишкин придал лесному пейзажу небывалый размах, вдохнул в него чисто русскую эпическую широту. Прекрасный знаток русского леса, Шишкин превыше всего ставил максимально точное воспроизведение натуры во всех ее мельчайших, даже второстепенных и не всегда обязательных деталях. Шишкин был и остается одной из самых характерных и примечательных фигур реалистического искусства второй половины 19 века, изобразителем и певцом русского леса, крупным мастером эпического пейзажа, произведения которого и до наших дней не утратили своего значения и притягательности.

Важной ступенью в русском пейзаже второй половины 19 столетия было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций. Васильев и Куинджи каждый по-своему обращались к природе как идеалу романтической живописи в возможности излить свои чувства. Федор Алексеевич Васильев в своем творчестве умело использовал приемы своих предшественников и добился поразительных результатов. Его картина “Оттепель” по настроению перекликается с работами жанристов, в ней умело передана атмосфера той суровой зимы, которой противопоставлял своих оптимистичных и веселых “Грачей” Саврасов. Художник Н.Н. Ге сказал о Васильеве, что “он открыл живое небо”. Это было большим завоеванием русского пейзажа.

Пейзажистом иного плана был А. Куинджи, художник яркий и талантливый, занимающий особое место. Его картины “Украинская ночь”, “После дождя”, “Березовая роща”, “Лунная ночь на Днепре” и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Традиции Куинджи, и прежде всего декоративная трактовка пейзажного мотива, были продолжены в творчестве его учеников и последователей талантливых живописцев конца 19 - начала 20 века.

Чувство любви к родной стране, печаль и гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой ее природы у величайших художников-пейзажистов последних десятилетий19 века воплощались в произведениях, полных глубокого значения. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины, философского смысла.

Вглядываясь в картину “Владимирка” И.Левитана невольно перед глазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь. Недаром этот пейзаж был назван “историческим”. Как знамение века, он несет потомкам живую боль современника, поднявшего голос в защиту угнетенных, в защиту справедливости.С жизненной правдивостью подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда, и пространство, и свет. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого становится удивительно насыщенным и звучным.

Таким образом, в сферу художественных возможностей пейзажной живописи вошла еще одна область бытия людей. Политические устремления и идеалы, общественно-революционная борьба нашли отражение в образной системе нового искусства, смело использовавшего краски, линии, внутренние ритмы природы.Природа становится как бы ареной общественно-политической деятельности людей, и все важнейшие сдвиги, происходящие в судьбах страны, находят отражение в картинах действительности. Изменяясь, мир как бы вбирает в себя надежды, замыслы и дерзания человека.

Таким образом, пейзажная живопись, вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись. В условиях русской общественной жизни этого периода лучшие художники-демократы не могли ограничиваться показом только темных сторон действительности и обращались к изображению положительных, прогрессивных явлений. И это в большой мере способствовало расцвету русской пейзажной живописи конца 19-начала 20 века.

Глава 2.

2.1. Анализ английской пейзажной живописи.

Провести анализ пейзажной живописи Англии необходимо на примере нескольких картин:

Джозеф Тернер.Голландские лодки в бурю.

Лодки на канале Сен-Мартин в Париже Альфред Сислей

Джон Лайнс

Эти картины одинаковые по жанру (импрессионизм), но разные по почерку. Итак, если посмотреть на первую работу Джозефа Тернера, то мы увидим, что она выполнена акварелью, техникой написания «аля прима» - что в переводе означает, пишу сразу. Так как это морской пейзаж, то акварель здесь подошла как никогда хорошо. Вся эта картина построена на полутонах, центр композиции – два паруса. Ощущение что эти парусники вышли только-только после шторма. Небрежность в работе придает некую воздушность работе.

Если посмотреть на вторую работу А. Сислея, то мы увидим, что работа написана маслом с примесью акварели. Обычный осенний день, унылые охристые тона.

И, наконец, третья работа Джона Лайнса, написана исключительно маслом. В этой работе нет никакой воздушности, она наоборот поражает своей монументальностью. Как будто вечность застыла здесь. На первом плане дети, сидящие на траве, и старинные коряги, чуть дальше дом, а ещё дальше лес. Художник этим подчеркивает грандиозность всего пейзажа.

Объединяет все эти работы то, что в них нет чистых цветов, наоборот, все цвета приглушены, будто меланхоличны. И если мы возьмем другие пейзажи, других художников, то мы увидим, что суть одна и та же.

2.2. Характерные черты русской пейзажной живописи.

Рассмотрим несколько работ и на примере этих работ попытаемся проанализировать русскую пейзажную живопись:



«Рожь», И.И Шишкин, 1878г.

«Март», Исаак Левитан, 1895г.

«Грачи прилетели», Алексей Саврасов, 1871г.

Известные работы, известные художники. На первый взгляд можно сказать, что эти работы ничего не объединяет, но это не так. Все эти картины поражают своей прозрачностью и гиперреализмом. Русские пейзажи XVIII-XIX века отличаются именно гиперреализмом. Такое ощущение как будто мы видим не картину перед собой, а фотографию. Но, это было бы грубейшим невежеством сравнивать картины с фотографиями. Все же эти пейзажисты вложили в эти картины часть души. Каждая веточка, каждая травинка так прописаны, что поражаешься усидчивости и мастерству художников.

Образ природы был для разных художников вместилищем различного содержания. Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление. Своеобразный характер творчества обуславливался личными особенностями, внутренними склонностями каждого отдельного живописца; время и художественные традиции определяли типические для искусства в целом черты.



2.3. Сравнительный анализ русской и английской пейзажной живописи.

Проводя сравнительный анализ английской и русской пейзажной живописи мы выяснили, что и в картинах английских и русских художников общими характерными чертами были : импрессионизм , романтизм, искренний реализм, самобытность, разнообразная игра световоздушных, теневых и колористических эффектов и бесспорно талантливость живописцев и принадлежность к одной эпохе.

Отличительными особенностями русской и пейзажной живописи является то , что решающий фактор в канонах написания картин в жанре пейзажной живописи сыграли погодные и климатические условия. Так как в Англии уже в середине 19 века начинает преобладать реалистический импрессионизм, в картинах появляется больше серых тонов. Не зря острова Великобритании называют «туманный Альбион», поэтому большая часть картин написана уныло, но эта унылость именно в английской пейзажной живописи имеет много оттенков; здесь есть и оттенки радости, и оттенки печали.

В русской же пейзажной живописи больше солнечных, ясных мотивов, будь то ясный зимний день или пасмурный осенний, но все же светлый, яркий из-за жёлтых, красных и оранжевых листьев, которые ещё не сорвались с веток. Но и в работах английских мастеров есть солнце, однако, как правило, оно не озаряет центр картины, оно как будто насыщает природу, «изголодавшуюся» по солнцу и «изнуренную» дождями. Но, как правило, таких работ мало.

Русская и английская пейзажная живопись по своей натуре самобытна, во всех странах это направление развивалось сепаративно, именно поэтому во всех картинах чувствуется не только индивидуальность художника, но и индивидуальность оттенков, красок, цветовой гаммы. За что мне нравится этот жанр, так за то, что художники никогда не старались подражать какой-либо технике, а они для себя сами выявляли свою.

2.4 Диагностика обучающихся старших классов

Для выяснения осведомленности моих сверстников о русской и английской живописи, мною был проведен социологический опрос. в которых приняли обучающиеся 10-11 классов.

Материалом для опроса послужили произведения английских и русских пейзажистов, которые встречаются в учебниках литературы, по МХК и в художественной литературе.

Результаты социологического опроса выявили, что о русской пейзажной живописи хорошо знают 17%, имеют общее представление 48%, что-то слышали 30% и ничего не знают 5%. А об английской пейзажной живописи хорошо знают всего лишь 2%, имеют общее представление 38%, что-то слышали 10% и ничего не знают целых 50%!

Исходя из этих данных складывается картина, что ученики не интересуются искусством, а если и интересуются, то посредственно.

И поэтому необходимо на уроках мировой художественной культуры , на классных часах следует уделить внимание данной теме.



Заключение.

Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей природе - искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обозначенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли - в этом его сила и действенность.

В 18-19 веке русскими и английскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы мировая художественная культура, не было бы  опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.

С ранних лет я увлекаюсь живописью. Посещала различные галереи и выставки. Меня поражали работы английских художников, но всё же всегда отдавала особое предпочтение русской живописи. Я считаю, что в пейзажах русских художников есть что-то живое, что-то родное, тёплое, то, чего нет в картинах английских живописцев. С шести лет я начала рисовать. Закончить работу я бы хотела анализом одной из своих картин. Пейзаж написан маслом, в 2012 году, писала я его 6 часов. В нём я хотела передать красоту русской природы, глубину и простоту русской души. Я думаю, что выполнила поставленную перед собой задачу. Пейзаж выполнен в нежно-розовых светлых тонах, так же преобладает зеленый цвет. На пейзаже небольшая речка, окруженная густым лесом. На берегу виднеется маленький костерок. Берег порос камышом и травой. Возле берега стоит небольшая лодочка. В воде отражаются деревья. С правой стороны- птица.



Список используемой литературы.

  1. История искусства. Библиотека школьника. Минск: Литература, 2007г.

  2. История русского искусства том 1./Под редакцией М.М.Роковой и И.В.Рязанцевой. – М.,2001 г.

  3. Бенуа Ал., История живописи всех времен и народов, т. I — Пейзажная живопись, СПБ, 2002

  4. Дж. Уэйд Техника пейзажной фотографии. Москва «Мир» 2006.

  5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890

  6. Времена года. Русская пейзажная живопись, Мария Ситнина, 2006г.

  7. В.Калмыкова «Английская живопись 17 -19 веков Том 16 2009г.

  8. Сергей Даниэль «Национальные школы живописи» Санкт Петербург 2006г.

  9. М.И.Свидерская Великие музеи мира издательство «Слово» 2004г.


Приложение.

Как хорошо вы знаете русскую пейзажную живопись 18-19 веков?

А) Что-то слышал (а);

Б) Имею общее представление;

В) Ничего не знаю;

Г) Хорошо знаю (назовите несколько художников-пейзажистов).

______________________________________________________



Как хорошо вы знаете английскую пейзажную живопись 18-19 веков?

А) Что-то слышал (а);

Б) Имею общее представление;

В) Ничего не знаю;

Г) Хорошо знаю (назовите несколько художников-пейзажистов).

______________________________________________________



1.Социологический опрос среди обучающихся «Как хорошо вы знаете русскую пейзажную живопись 18-19 веков?»



2.Социологический опрос среди обучающихся «Как хорошо вы знаете английскую пейзажную живопись 18-19 веков?»



Тезисы

В.Меркулова

МОУ гимназия № 15 11 «А» кл.

Руководители : Лемисева Л.М.
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Наверное, потому, что в своих картинах художники передают не только всю красоту живой природы, но и глубину своих чувств к этому месту. Каждая из картин художника для него как ребенок, в неё он вкладывает часть своей души. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Популярные русские и английские исследователи пейзажной живописи, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете живописи в 19 веке. Завоевания и достижения пейзажной живописи 18-19 веков имеют мировое значение и непреходящую ценность, и как отмечает А. Федоров-Давыдов в своей работе, «образы природы, созданные русскими и английскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру».

Пейзаж является отображением человеческих чувств и переживаний. Ценители живописи, смотря на картины, погружаются внутрь души автора, испытывая все чувства, которые пережил автор, в момент написания картины.

Безусловно, развитие пейзажной живописи немыслимо в отрыве от роста научного самосознания, поэтического чувства, развития науки и искусства. На всем протяжении 19 века выдающиеся деятели в области науки и искусства, высказывали свои мнение о достижениях пейзажной живописи, вступали в полемику по тем или иным вопросам, связанным с данной областью художественного выражения. Произведения русской и английской пейзажной живописи 18-19 веков, естественно, вызывают интерес к изучению ее истории, в том числе ее истоков и этапов развития.

К сожалению, среди современной молодежи мало настоящих ценителей пейзажной живописи и искусства в целом. Эта проблема актуальна в современном обществе, и я решила осветить её в своей работе.

Цель исследования:

Рассмотреть признаки русской и английской пейзажной живописи 18-19 веков, показать их сходства и различия, а так же посмотреть на неё глазами современника.



Задачи исследования:

1Осветить русскую и английскую пейзажную живопись 18-19 веков.

2Провести сравнительный анализ русской и английской пейзажной живописи 18-19 веков, выявить их сходства и различия.

3Показать русскую и английскую пейзажную живопись глазами современника.



Объект исследования:

Русская и английская живопись 18-19 века.



Предмет исследования:

Пейзажные полотна русских и английских пейзажистов 18-19 века.



Методы исследования:

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:



  • теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме; систематизация полученной информации; обобщение выводов.

  • эмпирические: опросно-диагностические методы (интервьюирование, беседы) и др.;

  • статистические: анализ статистических данных.

Научная новизна:

  1. Исследована русская и английская пейзажная живопись 18-19 веков

2 Проведен сравнительный анализ русской и английской пейзажной живописи 18-19 веков, выявлены их сходства и различия.

3 Показана русская и английская пейзажная живопись глазами современника.

Русская и английская пейзажная живопись по своей натуре самобытна, во всех странах это направление развивалось сепаративно, именно поэтому во всех картинах чувствуется не только индивидуальность художника, но и индивидуальность оттенков, красок, цветовой гаммы.

В 18-19 веке русскими и английскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы мировая художественная культура, не было бы  опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.



Практическая значимость работы.

Результаты этой работы могут использоваться на открытых уроках и классных часах для приобщения школьников к искусству, а так же могут быть использованы художественными критиками.



Церковь и долина в Дедхэме - Джон Констебл.

Флэтфордская мельница




Мы, журналисты, говорим публике, куда прыгнула кошка. Дальше публика уже сама занимается кошкой. Артур Сульцбергер, издатель
ещё >>