страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» - страница №1/1
![]() «Так зажигают звезды» в рамках Международной образовательной выставки «УЧСИБ – 2012» номинация «Вдохновение. Фантазия. Мастерство» Радуга творчества Проект авторской комбинаторной программы дополнительного образования по прикладному творчеству. Автор
Никитевич Елена Александровна, педагог дополнительного образования Негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №24 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Тайшет, ул. Крупской, 97 Тайшет, 2009
Приобщение детей к истокам Русской культуры происходит по разным направлениям, но более наглядная и доступная форма - это прикладное творчество. Прикладное творчество не только развивает детей, дает определенные навыки, но и учит доброте, терпению, формирует коммуникативные компетенции, воспитывает в них нравственные качества. Предлагаемая авторская комбинаторная программа «Радуга творчества» составлена на основе программы дополнительного образования «Занятия по прикладному искусству» автора Е.А. Гурбиной. (Волгоград: «Учитель», 2009 год). Новизна программы состоит в том, что занимаясь рукоделием, дети параллельно знакомятся с обычаями, традициями и праздниками русского народа, с обычаями предков, с блюдами русской кухни, а также с современными видами рукоделия. Цель программы: Формирование творческих способностей обучающихся через создание условий для самореализации личности. Задачи:
Участники программы: обучающиеся в возрасте 10 - 14 лет. Данная программа реализуется с 2009 года и имеет положительные результаты. Обучающиеся по программе являются участниками и победителями конкурсов, выставок, фестивалей различного уровня. Пояснительная записка Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому А.С. Пушкин Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку, проявить свои личные качества, сотворить что-то прекрасное. Оно тесно связано с историей нашего народа, в основе его лежит вековой народный опыт, в том числе народная героика, народные ценности, народная культура. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Занимаясь, декоративно- прикладным искусством ребенок учится не только вышивать, делать различные швы, орнаменты, но и объяснять смысл народного рисунка, знакомится с народными ремеслами и промыслами России. Граждане России должны знать, как жили их предки, как трудились и праздновали, какие обряды и обычаи имели, и наравне с историей должны иметь представление о современных видах прикладного искусства. В условиях школы-интерната кружок декоративно-прикладного творчества занимает особое место. Здесь дети получают дополнительные знания, приобретают умения, навыки, приобщаются к русской культуре, у них развиваются такие качества как старательность, усидчивость. Занятие вышивкой, лепкой способствует совершенствованию мелкой моторики рук, что благотворно влияет на развитие памяти, мышления. Результат самостоятельной творческой работы способствует повышению самооценки ребенка, вырабатывается ощущение значимости своего «Я». Занятия по кулинарии дают возможность узнать тонкости ведения домашнего хозяйства, технологии приготовления различные блюда и правил безопасных приемов работы на кухне. Существующие программы дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству ограничиваются лишь технической стороной изготовления изделий. В условиях школы-интерната, где особое внимание уделяется развитию и воспитанию обучающихся, программа дополнительного образования должна обеспечивать воспитание любви к прекрасному, пробуждать эстетические чувства, развивать творческое мышления, иметь нравственно-патриотическую направленность. Поэтому была создана авторская адаптационная программа «Радуга творчества» на основе программы дополнительного образования «Занятия по прикладному искусству» Е.А.Гурбиной для детей 11-14 лет. Новизна программы состоит в том, что занимаясь рукоделием, дети параллельно знакомятся с обычаями, традициями и праздниками русского народа, с обычаями предков, с блюдами русской кухни, а также с современными видами рукоделия. Таким образом, программа «Радуга творчества» приобщает детей к истокам русской культуры и народным традициям, формирует ключевые образовательные компетенции. Цель программы: Формирование творческих способностей обучающихся через создание условий для самореализации личности. Задачи:
Участники программы: обучающиеся в возрасте 11-14 лет. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю. Методологические особенности программы Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
Организация процесса обучения При организации учебного процесса необходимо учитывать возрастные особенности, интересы обучающихся, материально-техническую оснащенность. Занятия целесообразно проводить в кабинете обслуживающего труда. Занятия могут быть групповые, объединенные и даже индивидуальные. Творческие работы, выполняемые, обучающимися также могут быть групповыми, индивидуальными. При организации занятий коллектив целесообразно делить на две группы учитывая возраст обучающихся, первая группа 5-6 классы (11-12 лет), вторая группа 7-8 класс (13-15лет). При создании коллекций творческих работ педагогу необходимо учитывать доступность, тематическую направленность, интерес, желание, умения и навыки обучающихся. В коллективе должна царить атмосфера творчества, доброжелательности, интереса, товарищества, ответственности, что способствует формированию личности ребенка. Формы контроля Подведение итогов является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Итоги подводятся в конце года. Занятие по подведению итогов проходит в игровой форме с чаепитием. Участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях – еще одна форма контроля Ежегодная школьная выставка прикладного детского творчества.
Критериями оценки эффективности программы могут быть: уровень творческой активности, который определяется участием обучающихся в выставках, фестивалях, конкурсах; степенью заинтересованности в выполнении работ; количеством детей, посещающих занятия кружка. Содержание программы Первый год обучения Вводное занятие. Знакомство с предметом. Анкетирование. Традиции ремесла рукоделия. Рассказ о творческом объединении. Необходимые инструменты, материалы. Инструктаж по технике безопасности. Русская самодельная игрушка. Сведения из истории: «Что такое народная игрушка». Народные промыслы России. Инструменты, материалы. Сведения о тряпичной кукле. Изготовление кукол неразлучников. Изготовление кукол «Красота». История кукол-оберегов. Виды кукол оберегов. Приемы изготовления. Использование вышивки, плетения, росписи по ткани. Изготовление куклы оберега. Русский народный праздник Покров. История праздника, народный календарь, обычаи, традиции, поверья. Традиционные русские блюда для праздника Покров. Правила санитарии, гигиены и безопасные приемы работы. Технология приготовления. Практическая работа: «Приготовление пирогов с капустой». Вышивка. Исторические сведения о вышивке. Виды художественных промыслов России. Инструменты, материалы, приспособления. Рабочее место вышивальщицы. Виды швов. Традиционные русские швы. Приемы выполнения вышивальных швов. Подбор ниток. Подбор канвы. Правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Узоры для вышивания. Виды орнаментов. Линейный, розеточный, сетчатый орнамент. Симметричность в композиции. Равновесие в композиции. Цветовая гамма в вышивке. Изготовление вышитых изделий. Оформление края изделия. Уход за вышитыми изделиями. Подготовка работ к выставке. Выставка работ. Рождество. Святки. История праздника, народный календарь, обычаи, традиции, поверья. Традиционные русские блюда для праздника Рождества, «Святочное угощение». Правила санитарии, гигиены и безопасные приемы работы. Технология приготовления. Практическая работа: «Составление традиционного меню из 12 рождественских блюд по числу апостолов», «Приготовление колядок, валованов». Изделия из муки и соли. Легенда о хлебосольках. Введение в практическую часть. Инструменты, материалы для приготовления соленого теста. Замес теста. Способы окрашивания теста. Красители для теста. Приемы работы. Изготовление изделий из соленого теста. Сушка, температурный режим сушки. Шлифовка сухих изделий. Оформление изделий: раскрашивание изделий, украшение, подбор рамок, способы прикрепления изделий на двп, стекло и др. материалы. Выставка работ. Масленица. История праздника, изготовление комнатной масленицы, народный календарь, обычаи, традиции, поверья. Праздник блинов. Правила санитарии, гигиены и безопасные приемы работы. Технология приготовления. Практическая работа: «Блинчатый пирог «Курник», блинчики, блины с припеком». Экскурсии. Краеведческий музей и выставки детского творчества. Итоговое занятие. Тестирование, подведение итогов, награждение участников выставок, фестивалей, конкурсов. Планирование работы, домашнее задание на лето.
Знакомство с предметом. Анкетирование. Традиции ремесла рукоделия. Рассказ о творческом объединении. Необходимые инструменты, материалы. Инструктаж по технике безопасности. Русская самодельная игрушка. Сведения из истории. Инструменты, материалы. Сведения о тряпичной кукле. Изготовление куклы «Мокредина». Изготовление куклы «Ангел» Приемы изготовления. Использование вышивки, плетения, росписи по ткани. Русский народный праздник Спасовки. История праздника, народный календарь, обычаи, традиции, поверья. Традиционные русские блюда для праздника Яблочный, медовый, ореховый, хлебный спас. Правила санитарии, гигиены и безопасные приемы работы. Технология приготовления. Практическая работа: «Яблоки запеченные, фаршированные орехами и медом». Вышивка. Исторические сведения о вышивке. Инструменты, материалы, приспособления. Рабочее место вышивальщицы. Сказочные образы в народной вышивке. Композиция, орнамент, мотив. Символика вышивки (образы коня, птицы, солярные знаки солнца). Пословицы, поговорки, связанные с образом птицы («лебедь белая», «утушка») и коня. Использование символа птицы в устном народном творчестве. Виды швов. Традиционные русские швы. Приемы выполнения вышивальных швов. Шов «перевит». Виды глади. Владимирская гладь. Шов «Крест». «Гобеленовый шов». Подбор ниток. Подбор канвы. Правила безопасной работы. Изготовление вышитых панно, вышитых подушек. Правила оформления панно, подбор рамок. Оформление выставки. Русский народный праздник Крещение. История праздника, народный календарь, обычаи, традиции, поверья. Традиционные русские блюда для праздника « Крещение». Правила приготовления. Правила санитарии, гигиены и безопасные приемы работы. Технология приготовления. Практическая работа: «Приготовление печенья « Кресты», приготовление блюда из крупы: «Сочиво». Изделия из муки и соли. Введение в практическую часть. Инструменты, материалы для приготовления соленого теста. Замес теста. Красители для теста. Приемы работы. Подарки из соленого теста к Русским народным праздникам. Традиции дарить подарки. Подарки символы праздников. Сушка, температурный режим сушки. Шлифовка сухих изделий. Оформление изделий: разукрашивание изделий, украшение, подбор рамок, способы прикрепления изделий на двп, стекло и другие материалы. Выставка работ. Пасха. Светлое Христово воскресенье. История праздника, народный календарь, обычаи, традиции, поверья. Традиционные блюда Русской кухни. Правила приготовления. Правила санитарии, гигиены и безопасные приемы работы. Технология приготовления. Практическая работа: « Приготовление кулича, пасхи творожной», «Способы окрашивания яиц». Экскурсии. Краеведческий музей и выставки детского творчества. Заключительное занятие Тестирование, подведение итогов, награждение участников выставок, фестивалей, конкурсов. Планирование работы, домашнее задание на лето.
Традиционные ежегодные выставки детского творчества для родителей и обучающихся школы в конце учебного года. Ожидаемые результаты освоения программы Знания, умения, навыки в конце первого года обучения Должны знать:
Должны уметь:
Знания, умения, навыки в конце второго года обучения Должны знать:
Должны уметь:
Результаты реализации проекта Данная программа реализуется с 2009 года и имеет положительные результаты. Обучающиеся являются участниками и победителями конкурсов, выставок, фестивалей различного уровня. 2009 год - Диплом I степени за вышитое панно на фестивале «Студенческая весна»; Диплом участника Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ обучающихся«Портфолио» за работу «Куклы-обереги» 2010 год - Дипломы I и II степени за вышитые панно на фестивале «Студенческая весна». 2011год - II – место в региональной выставке « Сибирь моя - душа моя»; сертификаты участников, поощрительные грамоты в областном фестивале прикладного творчества «Мой народ - моя гордость».
1. Соколова, В.А. Программа по трудовому обучению для девочек 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2007 2. .Гурбина, Е.А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. – Волгоград.: Учитель, 2007 3.Будур, Н., Панкеев, И. Большая книга рождества. М.: Олма-Пресс, 2000 4.Гильман, Р.А Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легкпромбытиздат,1993 5.Дайн, Г. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994 6.Литвинец, Э.Н. Учитесь, вышивать // Сделай сам. – М.: Знание, 1991 7.Хананова, И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007 8. Баева,Т.И., Бойкова, О. А., Гирич, В. П. На досуге. – М.: Легкпромбытиздат,1992 9. Авраменкова, О.И., Душацкая, Г.Я и др. Хобби. – М.: Легкпромбытиздат,1992 Приложение 1 Календарно-тематическое планирование первый год обучения (68часов).
Календарно-тематическое планирование второй год обучения (68часов)
|
ещё >> |