Конкурс исследовательских работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 1 320.73kb.
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное... 1 194.97kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 1 284.15kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное будущее... 3 491.39kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 4 514.5kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное будущее... 1 141.61kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное будущее... 1 184.49kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 3 661.48kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интелектуальное (инновационное) 1 93.55kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 1 338.29kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное будущее... 1 274.61kb.
Руководство / А. В. Борисенко. К.: Книга плюс. 2005. 415 с 1 224.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конкурс исследовательских работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии» - страница №1/1

Информационная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22»

Директор школы: Кучеров Геннадий Николаевич

Адрес школы: 430007 Г. Саранск ул. П. Морозова,11;35-32-22;35-34-41

Автор работы: Ивашкин Александр Александрович

Адрес автора работы: г.Саранск, ул.Р.Люксембург, д.20, кВ.45; д.т. 35-32-86



Руководитель: Назимкина Ольга Юрьевна МОУ «СОШ №22», учитель биологии

Конкурс исследовательских работ учащихся



«Интеллектуальное будущее Мордовии»

состояние заболеваемости кариесом среди учащихся моу «сош №22»: гигиенический аспект

Автор: Ивашкин Александр

11 класс

Научный руководитель: учитель биологии МОУ «СОШ №22»

Назимкина О.Ю.

Саранск


2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3

1.Теоретическая часть.

1.1 К вопросу об этимологии термина «кариес»………………………………………….5

1.2 Этиология заболевания…………………………………………………………………5

1.3 «Кариозная болезнь» как проявление общего заболевания организма с внешними признаками в виде поражения зубных тканей……………………………………………6

1.4 Классификация кариеса зубов…………………………………………………………7

1.5 Симптомы кариеса……………………………………………………………………...9

1.6 К вопросу о лечении, прогнозе и профилактике кариеса……………………………9

2.Практическая часть

2.1Статистика заболевания по детской республиканской стоматологической поликлинике за период 2011-2012гг…………………………………………………………………….11

2.2Результаты профилактического осмотра учащихся МОУ «СОШ №22»…………..11

2.3Условия проживания и соблюдение правил гигиены полости рта в профилактике заболевания………………………………………………………………………………..12

2.4Анкета: теоретические знания и навыки гигиены полости рта……………………13

Выводы и рекомендации………………………………………………………………….15

Библиографический список………………………………………………………………17

Приложение……………………………………………………………………………….18



Введение
Актуальность исследования. Проанализированные интернет-источники позволяют утверждать, что кариес зубов является самым распространенным заболеванием жителей земного шара. В настоящее время, по мнению экспертов ВОЗ, это заболевание можно отнести к пандемиям, т.к. кариес возникает во все возрастные периоды, его распространённость практически достигает 100%. Кариес зубов - одно из самых распространенных заболеваний человека, которым страдает до 98% жителей земли. По данным эпидемиологических обследований, у каждого трехлетнего российского ребенка несколько зубов уже поражено кариесом. У детей кариес встречается даже в стадии прорезывания зубов. Наиболее высокая частота его развития отмечается в возрасте 7-8 лет и в 13 лет.

К сожалению, немногие родители знают, что начинать уход за полостью рта ребенка надо едва ли не с самых первых дней его жизни. Для этого после каждого кормления грудничка слизистую оболочку десен и неба необходимо очищать от остатков пищи, прорезывающиеся зубы (4-6 месяцев) тщательно обрабатывать.

Совершенно очевидна необходимость профилактической работы, которая немыслима без пропаганды основных сведений о сущности названного стоматологического заболевания и методах его предупреждения.

Имеет смысл говорить о гигиеническое воспитание как системе привития полезных навыков и на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. В профилактике кариеса гигиеническое воспитание играет очень важную роль, так как этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привычками человека, связанными с неправильным потреблением сахара, нарушением самоочищения полости рта, недостаточным уровнем гигиены. Бесспорен и факт, что гигиеническое воспитание детей во многом зависит от культуры самих родителей. Гигиеническое воспитание включает два направления (санитарно-просветительскую работу и обучение, контроль за гигиеной полости рта). Последнее возможно только в социально благополучной семье. В связи с тем, что 62,2% семей учащихся в МОУ «СОШ №22» проживают в общежитиях, особенно остро стоит вопрос просветительско-профилактической деятельности, направленной на правильную гигиену полости рта.



Практическая база исследования. МОУ СОШ №22 и республиканская детская стоматологическая поликлиника г. Саранска.

Цель исследования: выяснить уровень заболеваемости кариесом среди учащихся МОУ СОШ №22.

Задачи исследования:

1) Проанализировать статистические данные по заболеваемости кариесом среди детей от 11 месяцев до 18 лет, обратившихся в детскую республиканскую стоматологическую больницу по поводу кариеса.

2)Сравнить данные по заболеваемости кариесом за 2011-2012 гг.

3) Проанализировать данные по первичному проф. осмотру среди учащихся 1а, 1б, 5а, 5б, 8а, 8б классов МОУ СОШ №22.

4) Выяснить причину заболеваемости кариесом.

5) Провести анкетирование среди учащихся 5-8 классов.

Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования:

1.  теоретические - изучение и анализ литературы.

2.  эмпирические: социологические (проведение анкетирования, анализ амбулаторных карт больных), математические.

Исследование носило теоретический, констатирующий, аналитический характер и проводилось в несколько этапов:

1.изучение литературы по проблеме исследования, определение цели, задач исследования;

2.аналитическая обработка статистических данных по детской республиканской стоматологической больнице (2012-2013гг.);

3. проведение анкетирования учащихся МОУ «СОШ №22(2013г.)

4. систематизация полученных результатов, оформление работы (2011-2012гг.)



Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) анализ статистических данных детской республиканской стоматологической поликлиники по заболеваемости кариесом за 2011-2012 год;

1)анализ статистических данных по заболеваемости кариесом среди учащихся МОУ СОШ №22;

2) выявление причин заболеваемости;

3) проф. работа по формированию навыков гигиены полости рта.

Практическая значимость работы: в теоретической части работы представлена обобщающая таблица «Классификация кариеса», составленная на основе существующих классификаций, разработан буклет для родителей, рекомендации для учащихся по гигиене полости рта, использование материалов исследовательской работы на общешкольных родительских собраниях в 1-х – 5-х и 8-х классов.

Объект исследования учащиеся 1-х , 5-х , 8-х, классов МОУ СОШ №22

Предмет исследования заболеваемость кариесом.

Результаты работы опираются на данные анкет учащихся МОУ «СОШ №22». Всего в экспериментальной работе приняло участие 170 учащихся. Основные идеи и результаты исследования явились основой выступлений на классных часах и родительских собраниях с рекомендациями просветительского характера.



Структура работы:

1.Теоретическая часть.

2.Практическая часть

1.Теоретическая часть.

1.1 К вопросу об этимологии термина «кариес»

Толковый словарь С.И.Ожегова трактует термин следующим образом:

кариес - а, м., мед. Процесс гниения ткани кости или зуба, постепенно приводящий к ее разрушению. Кариесный, кариозный - характеризующийся кариесом.

Словарь молодёжного сленга интерпретирует термин кариес на переосмыслении значения термина и объясняет данное слово, как «какая – либо неприятность».

Энциклопедическое значение термина в разных словарях следующее:

Кариес - (лат.caries-гниение), постепенное разрушение костной ткани или зуба вследствие дистрофического или инфекционного процесса в кости или надкостнице.

Ка́риес — аутоинфекционное заболевание с ведущими местными изменениями в твёрдых тканях зуба в виде их прогрессирующей деструкции.

Обращаясь к этимологии термина «кариес», необходимо отметить, что термин «кариес» ранее употреблялся для обозначения прогрессирующего разрушения не только твёрдых тканей зуба (кариес зубов), но и костной ткани (кариес кости).


Кариес кости в отечественной медицине назывался также сухой костоедой, протекающей без нагноения, по типу лакунарного рассасывания костного вещества с последующим замещением его грануляционной тканью (рарифицирующий остит). Этот процесс возникает как при неспецифическом, так и при специфическом (туберкулёз, сифилис, актиномикоз) воспалении. Различали периферический и центральный кариес кости. Кость при этом становилась мягкая, ломкая, легко резалась ножом.

Термин кариес в точном переводе означает "гниение". Этим термином обозначалось воспалительное заболевание костномозгового вещества (остеомиелит). Позже этим термином, несмотря на отсутствие этиологического, морфологического и клинического сходства процессов и какого-либо иного обоснования, было названо заболевание твердых тканей зуба, внешнее проявление которого заключается в разрушении эмали и дентина. В настоящее время термин кариес используется только по отношению к патологическому процессу в твёрдых тканях зуба.

Исходя из выше изложенного, формулируем следующее терминологическое определение кариеса:



кариес (от латин. caries  "гниение") – это местный патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором в результате жизнедеятельности болезнетворных бактерий, которые разлагают углеводные остатки пищи в полости рта и выделяют при этом агрессивные органические кислоты, происходит деминерализация и размягчение твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости.

1.2 Этиология заболевания
Кариес известен давно, за 2,5-3 тысячи лет до нашей эры; в России в десятом веке нашей эры по данным обследования черепов процент лиц, имеющих разрушенные зубы, составлял 3,3%. Почему он возникает?

В настоящее время существует более 400 теорий возникновения кариеса зубов. Одна из последних концепций сводится к тому, что в результате несоблюдения гигиены полости рта (недостаточно регулярный и правильный уход, чистка зубов) – на эмали появляется мягкий налет, в тех местах, откуда он не снимается при жевании (боковые поверхности зубов, углубления жевательных поверхностей). Этот налет прочно связывается с поверхностью зуба и служит местом сосредоточения разнообразных бактерий и грибов. Среди входящих в состав налета бактерий половину составляют стрептококки. Включение в состав налета минеральных солей способствует его уплотнению. Такое образование называется зубной бляшкой. Установлено, что локализующиеся в бляшке бактерии продуцируют молочную кислоту, которая может вызвать деминерализацию эмали, что дает начало кариозному процессу. Заметное место в структуре налета отводится декстрану – полисахариду, продуцируемому бактериями зубного налета. Декстран образуется стрептококками из сахарозы.

Видимо, поэтому употребление большого количества сахара способствует возникновения кариеса.
Говоря об этиологии заболевания, нельзя не сказать о таких факторах риска, как  патологическая беременность, острые инфекционные и хронические системные заболевания, сенсибилизация организма, противоинфекционные прививки и другие состояния, сопровождающиеся снижением иммунитета, чрезмерное употребление углеводов, недостаточное поступление минеральных компонентов и микроэлементов, в частности фтора, генетическая устойчивость или предрасположенность к заболеванию, неадекватное соблюдение гигиены полости рта,

1.3 «Кариозная болезнь» как проявление общего заболевания организма с внешними признаками в виде поражения зубных тканей.

Причинам, порождающим кариозный процесс, были посвящены работы многих поколений стоматологов, В нашей стране над проблемой кариеса работали ведущие стоматологи И.Л. Лукомский, Д.А. Энтин, Е.Е. Платонов. В.К. Леонтьев и др.

Поскольку в возникновении и течении кариозного процесса в зубе определенное значение имеют факторы внутренней среды, большинство авторов рассматривают кариозный процесс как проявление общего заболевания организма с внешними признаками в виде поражения зубных тканей, поэтому правильней называть кариес «кариозной болезнью». Предложение Д.А. Энтина рассматривать кариес зубов как кариозную болезнь получило широкую поддержку.

У всех ли людей возникает кариес? Действие кариесогенных бактерий, содержащихся в зубной бляшке, не у каждого человека проявляется одинаково. У одних людей резистентность к кариесу слабая, у других она достаточно высока. Вряд ли следует сомневаться в том, что устойчивость зубов к кариесу связана с естественной защитой, сопротивляемостью организма. У лиц с ослабленной сопротивляемостью активнее образуется мягкий зубной налет. Однако нередко у практически здоровых людей без каких-либо нарушений в организме выявляется большое поражение зубов кариесом. В то же время у хронически больных с нарушением ряда основных функций организма, в том числе обмена веществ, кариес отсутствует или ограничен.

Полагают, что важную роль играет состав и свойства слюны. Так, у лиц, подверженных кариесу, слюна более вязкая, в ней изменяется содержание минеральных солей.



Доказано, что кариес не развивается у животных, организм которых лишен бактерий, даже в тех случаях, когда эти животные содержатся на кариесогенной диете. Причиной кариеса являются не отдельные виды бактерий, а кислоты — продукт жизнедеятельности ряда микроорганизмов (гипотеза о неспецифическом бактериальном налете).

Следует полагать, что использование современных достижений науки и техники (электронная микроскопия, гистохимия и др.) позволит, наконец, вскрыть все разнообразие причин возникновения столь распространенного заболевания, как кариес зубов. Так, за последние годы в результате применения совершенных и высокочувствительных методик удалось объективно подтвердить активную роль всех функций организма в патогенезе кариеса зубов. Кроме того, доказано нарушение минерального обмена в раннем периоде кариеса зубов. Очень важно, что развитие кариеса начинается с разрыва связи между минеральными и белковыми компонентами эмали.

Последние исследования показали, что кариес зубов возникает под влиянием комплекса как общих, так и местных воздействий. Доказано, что в возникновении кариеса, кроме зубных бляшек, определенную роль играют проницаемость эмали и присутствие углеводов в слюне. На устойчивость зуба к кариесу, безусловно, влияют перенесенные заболевания.

1.4 Классификация кариеса зубов
Код по международной классификации болезней МКБ-10. Представить в одной классификации такой сложный и многообразный в своих проявлениях процесс, как кариес невозможно, поэтому вполне оправдано множество классификаций кариеса. Сегодня не существует единой системы классификаций кариеса, которая полностью удовлетворяла бы требования клиницистов. Современная кариосология предлагает несколько классификаций, в основу которых положены различные признаки. В ходе исследования нами составлена таблица, представляющая классификацию кариеса в обобщенном виде ниже (Таблица №1.Классификация кариеса зубов).

В нашей стране наиболее широкое распространение получила топографическая классификация кариеса, которую в 1948 году предложил И.Г.Лукомский. В ней учитывается глубина поражения, что очень удобно для практической деятельности стоматолога. Согласно топографической классификации, в зависимости от глубины, различают четыре стадии кариеса: начальный (кариес в стадии пятна), поверхностный, средний и глубокий (рис. 1).



Рис.1. Топографическая классификация кариеса зубов: 1 – стадия пятна; 2 – поверхностный кариес; 3 – средний кариес; 4 – глубокий кариес.

http://www.dental-revue.ru/article/02/images/hid/18.jpg


http://www.dental-revue.ru/article/02/images/hid/18.jpghttp://www.dental-revue.ru/article/02/images/hid/18.jpghttp://www.dental-revue.ru/article/02/images/hid/18.jpg

1 2 3 4


В детской республиканской стоматологической поликлинике пользуются именно этой классификацией.


Классификация кариеса зубов

Классификация по глубине поражения

Международная (гистологическая) классификация

Классификация кариозных полостей по Блэку

Неосложненный кариес: кариес в стадии пятна, поверхностный кариес, средний кариес, глубокий кариес. Осложненный кариес: пульпит, периодонтит

Кариозное поражение эмали.

Кариозное поражение дентина.

Кариозное поражение цемента.

Приостановившийся кариес зубов.



1 класс – Кариозное поражение в области естественных фиссур и слепых ямок всех зубов;

2 класс - Кариозное поражение контактных поверхностей моляров и премоляров;

3 класс - Кариозное поражение контактных поверхностей клыков и резцов без нарушения целостности режущего края;

4 класс - Кариозное поражение контактных поверхностей клыков и резцов с нарушением целостности режущего края;

5 класс – Кариозное поражение вестибулярных поверхностей всех групп зубов;

6 класс – Кариозное поражение расположенное на режущих краях клыков и резцов, а также на буграх коренных зубов;

Топографическая классификация кариеса

Стадия кариозного пятна – наблюдается очаговая деминерализация твёрдых тканей зуба, причём она может протекать интенсивно (белое пятно) или медленно (коричневое пятно)Поверхностный кариес – на этой стадии возникает кариозная полость в пределах эмали. Средний кариес – в этой стадии, кариозный дефект расположен в пределах поверхностного слоя дентина (плащевой дентин).Глубокий кариес – в этом случае патологический процесс доходит до глубоких слоёв дентина (околопульпарный дентин).

Классификация ВОЗ

К02.0 Кариес эмали стадия мелового пятна (начальный кариес).

К02.1 Кариес дентина.

К02.2 Кариес цемента.

К02.3 Приостановившейся кариес зубов.

К.02.3 Одонтоклазия.
Детская меланодентия.
Меланодонтоклазия.

К02.8 Другой кариес зубов.

К02.9 Кариес зубов неуточнённый.


Клиническая классификация кариеса

Острый кариес. Для него характерно быстрое развитие деструктивных изменений в твёрдых тканях зуба, быстрый переход неосложнённого кариеса в осложнённый. Поражённые ткани мягкие, слабо пигментированные (светло-жёлтого, серовато-белого оттенка), влажные, легко удаляются экскаватором.

Хронический кариес характеризуется как медленно текущий процесс (несколько лет). Распространение кариозного процесса (полости) в основном в плоскостном направлении. Изменённые ткани твёрдые, пигментированные, коричневого или тёмно-коричневого цвета. Существуют «острейший», «цветущий кариес».

По последовательности возникновения процесса 

первичный кариес,  вторичный кариес,  рецидивный кариес

 Рентгенологическая классификация


Таблица №1.Классификация кариеса зубов.

1.5 Симптомы кариеса

Клинические проявления. Клиническая картина весьма разнообразна и определяется характером течения процесса и глубиной поражения твёрдых тканей зуба.

Острые формы (острый и острейший) кариеса характеризуются быстрым развитием процесса, когда в течение короткого времени (1–1,5 года) поражается большая часть зубов; нередко в них обнаруживают по два или несколько очагов. Для кариозного дефекта характерны небольшое разрушение эмали и обширное разрушение подлежащего дентина. Стенки и дно полости образованы размягчённым малопигментированным дентином. При попадании в полость холодной, кислой или сладкой пищи возникает выраженный болевой синдром. Быстро образуется зубной налёт. Могут обнаруживаться нарушения функционального состояния вегетативной нервной системы.

Хронический кариес зубов развивается незаметно, когда спорадически поражается один, реже 2–3 зуба, и такое поражение длительное время может оставаться незамеченным. Кариозный очаг локализуется на типичных поверхностях, поражая моляры, премоляры и редко верхние резцы. Начальный кариес — очаг деминерализации эмали в виде пятна на губной и щёчной поверхностях зубов, ближе к шейке, небольшого размера матового, белесоватого или грязно - серого цвета. Контуры его неровные, но хорошо видны после прокрашивания раствором метиленового синего. Зонд легко скользит по поверхности, не обнаруживая дефекта. Неприятные или болевые ощущения отсутствуют. Зубы обычно обильно покрыты мягким налётом.

Поверхностный кариес — дефект эмали, не вызывающий неприятных субъективных ощущений, легко обнаруживаемый. Имеет чёткие сферические очертания; в эмали, окружающей дефект, изменений обычно не отмечают.

Средний кариес — полостной дефект, поражающий эмалево-дентинное соединение и слои дентина. Имеет чёткие края, дно и стенки плотные и в различной степени пигментированы. Жалоб не бывает или отмечается застревание пищи.

Глубокий кариес — полостной дефект, распространяющийся на зону глубокого (надпульпарного) дентина: больших размеров, обычно заполнен распадающимся содержимым грязно - серого цвета. Могут быть жалобы на быстро проходящие болевые ощущения при попадании в полость холодной или кислой пищи. Холодовой раздражитель вызывает боль. Зондирование дна полости чувствительно. Электровозбудимость пульпы понижена до 20 мкА.



1.6 К вопросу о лечении, прогнозе и профилактике кариеса

Прогноз заболевания: без лечения кариес, за исключением приостановившегося, обязательно переходит в осложнённые формы (пульпит, периодонтит).



При острых формах кариеса назначают лекарственное и хирургическое лечение, диету, богатую белками и минеральными солями ( витамины А, С, D, B1, В6).

Современные технологии лечения зубов настолько ушли вперед, что сейчас стоматологи с успехом излечивают даже самые запущенные формы глубокого кариеса с осложнениями. Современная стоматология предлагает самые разнообразные немедикаментозная методы лечения кариеса без использования бормашины. Например, самыми распространенными и эффективными современными методами лечения кариеса являются лечение кариеса при помощи лазера, озона, удаление пораженных кариесом тканей при помощи инфильтрации и воздушно-абразивной обработки. Исследовательская команда Амалии Аггели из Школы химии под руководством профессора Дженнифер Киркхема из университета Лидса (University of Leeds) разработала естественный нехирургический безболезненный процесс лечения- восстановления зуба на ранних стадиях заболевания при использовании раствора, основным компонентом является пептид Р 11-4. Пептидная жидкость, проникая в микропоры зубной ткани, превращается в гель, «привлекающий» кальций. В результате образуется вещество, близкое по структуре к настоящей эмали. Результаты этого метода впечатляющие, но новая методика в повседневной практике масштабно не применяется и находится на стадии клинического испытания.

Также важным отличием названных выше методов лечения кариеса от традиционной бормашины является то, что вылечить таким способом можно только начальные стадии кариеса. Общеизвестно, что любую болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому следует систематически посещать стоматолога, чтоб не пропустить начальную стадию развития заболевания.

Поэтому сегодня так важна профилактика кариеса, направленная на повышение устойчивости зубов к кариесу и борьбу с бляшкообразованием, что возможно благодаря системной просетительско-профилактической работе, направленную на грамотную гигиену полости рта.

2.Результаты исследования.

2.1 На первом этапе исследования был выяснен уровень заболеваемости по кариесу в г.Саранске. На базе республиканской детской стоматологической поликлиники была проведена аналитическая обработка статистических данных за 2011-2012 гг. Результаты занесены в таблицу № 2.

Таблица №2.Результаты статистических данных.

Год

Принято больных

Запломбировано зубов







Кариес

Осложнения







Пост.зубы

Молоч.зубы

Пост.зубы

Молоч.зубы

2011

118 231

38560

16614

4003

11552

2012

119 084

38160

17026

4107

10945

На основании данных таблицы построена диаграмма №1.Сравниетльный анализ статистических данных.

Диаграмма №1.Сравниетльный анализ статистических данных.



Вывод:


1.в период с 2011 по 2012 год наблюдается рост обращения за медицинской помощью по причине кариеса на 853 человека;

2.увеличивается поражение кариесом молочных зубов на 412 единицы по сравнению с 2012 годом;

3.увеличивается число осложнения кариеса постоянных зубов на 104 единицы.

          

 2.2 На втором этапе исследования был проведён анализ данных по первичному плановому профилактическому осмотру, проведённому в мае 2012 года врачами детской стоматологической поликлиники учащихся 1А, Б; 5А, Б; 8А, Б классов МОУ «СОШ №22».

Данные занесены в таблицу №3. Результаты профилактического осмотра.



Таблица №3. Результаты профилактического осмотра.


Класс













Итого

Количество учащихся

29

27

30

29

26

29

170

Нуждаются в лечении

14

13

14

14

16

15

86

 

На основании данных таблицы построена диаграмма №2.Сравниетльный анализ результатов профилактического осмотра.



Диаграмма №2. Сравнительный анализ результатов профилактического осмотра.


Вывод:

Из 170 осмотренных в ходе профилактического осмотра учащихся МОУ «СОШ №22» 86 человек нуждаются в лечении кариеса, что составляет 51% от осмотренных.



2.3 На третьем этапе исследования были проанализированы социальные паспорта указанных классов с целью выяснить условия проживания учащихся в исследуемых классах. Результаты занесены в таблицу №4. Жилищно-бытовые условия учащихся.

Таблица №4. Жилищно-бытовые условия учащихся.

№п/п

Класс

Количество

учащихся


Имеют свой дом

или квартиру



Проживают

в общежитии



Имеют в общежитии отдельный санузел

1



29

9

20

1

2



27

4

23

0

3



30

13

17

0

4



29

13

16

2

5



26

5

21

1

6



29

10

19

1

Итого

170

54

116

5

%




31,8%

62,2%

2,9%

Вывод: 62,2% учащихся проживает в общежитии. 2,9% имеют отдельный санузел, оборудованный в комнате. Одной из причин кариеса могут быть условия проживания и соблюдения правил личной гигиены.

2.4 Для того, чтобы правильно проводить уход за полостью рта необходимо иметь теоретические знания и практические навыки по вопросам профилактики кариеса. Нами была разработана и проведена анкета, позволяющая выявить уровень знаний учащихся 5-8 классов МОУ «СОШ №22» по вопросам гигиены полости рта. Для реализации обозначенной цели анкета предполагала 8 вопросов.

Анкета.


1.Сколько раз в день вы чистите зубы?

а) 1раз


б) 2раза

в) другой ответ



2. Имеете ли свою зубную щётку?

а) да


б) нет

2.Каков срок службы зубной щётки и с какой периодичностью её нужно менять?

а) месяц


б) 3месяца

в) год


г) другой ответ

3.Сколько времени вы чистите зубы?

а)10-20 секунд

б)30 секунд

в)3-5 минут



4.Какие средства для чистки зубов применяете, кроме зубной пасты и зубной щётки?

а) зубной порошок

б) зубочистки

в) зубная нить

г) ополаскиватель

5.Используете ли жевательную резинку для соблюдения гигиены полости рта?

а) да


б) нет

6 Что является для вас самым важным требованием при покупке жевательной резинки? 

а) вкус

б) цена

в) отсутствие сахара.

7. Сколько времени и когда нужно жевать жевательную резинку?

а) 5 минут

б) 20 минут

в) 15 минут

г) другой ответ

д) до еды

е) после еды

8. Как часто посещаете врача-стоматолога?

а)1 раз в год

б) каждые полгода

в) только при острой необходимости

Результаты анкетирования: в опросе участвовало 114 человек. На основании правильных ответов анкет была составлена таблица №5.Результаты анкетирования.

Таблица № 5. Результаты анкетирования.

2 раза в день чистят зубы

43,7%


Имеют свою

зубную щетку

68,5 %


Знают срок службы зубных щёток и периодичность её замены

25,4%



Применяют дополнительные средства для чистки зубов

6 %


Используют жевательную резинку в гигиенических целях 70 %

Верная «политика» при покупке жевательной резинки

12,2 %


Применяют

жевательную

резинку правильно 10 %


Посещают врача-стоматолога каждые полгода

0,4%




Вывод: уровень гигиены полости рта исследуемых, а также гигиеническое воспитание учащихся на низком уровне. Необходимо проводить просветительскую работу, а именно мотивационные беседы по вопросам гигиены полости рта и механизмам возникновения кариеса, беседы о строении здорового зуба и изменениях, возникающих при поражении зубов кариесом. Просмотреть мотивационный фильм «Путешествие за здоровыми улыбками» компании Colgate, разработать буклет «Что нужно знать родителям о кариесе» и памятку-рекомендацию для учащихся, принявших участие в анкетировании, Т.к. одна из причин, способствующая развитию кариеса, плохая гигиена полости рта, то необходимо следовать рекомендациям, составленным на основе анализа анкетных данных
Памятка-рекомендация.

1.Каждому в семье лучше иметь свою зубную щетку, иначе можно заразиться друг от друга всевозможными болезнями, в том числе и кариесом.

2.Зубные щётки рекомендуется менять каждые три месяца.

3.Чистить зубы нужно два раза в день по 3-5 минут. После каждого приема пищи либо почистить зубы, либо прополоскать рот, либо 15 минут пожевать жевательную резинку. Когда чистите зубы утром после завтрака и на ночь удаляйте налет со всех поверхностей: передней, задней и жевательной. Первые две нужно чистить вертикальными движениями, последнюю - горизонтальными. Кроме того, нужно обязательно пользоваться зубными нитями - флосом. Только ими можно убрать налет между зубами. Зубочистки годятся только для редких зубов. Пользоваться можно только фабричными с гигиеническим сертификатом. Хорошо пользоваться ополаскивателем для полости рта. Чистить зубы спичками нельзя, т.к. спички содержат крезол - канцерогенное вещество.

4. Помнить о правилах употребления      жевательной резинки: жевать после еды не более 15 минут. Как только жевательная резинка начнет терять вкус – выплюнуть.

Лучше не жевать, если есть несколько дырок или поставлены плохие пломбы. Жвачка может способствовать разрушению больных зубов и выпадению некачественной пломбы.

Покупать жвачку «без сахара».

5. Посещать врача-стоматолога каждые полгода с целью профилактического осмотра полости рта, не дожидаясь острой боли.


Выводы и рекомендации
Кариес зубов, несомненно, можно отнести к так называемым патологиям цивилизации. Проблема кариеса настолько актуальна в наше время, что люди интересуются ей с раннего возраста. Поэтому вопрос гигиены полости рта является ведущим звеном в профилактике кариеса зубов. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов, а биологически активные компоненты зубных паст обогащают ткани зуба микро- и макроэлементами. Следовательно, основным компонентом профилактики кариеса зубов является поддержание хорошего уровня гигиены полости рта. Просветительская работа, направленная на профилактику заболевания должна охватить всех учащихся школы.

Результаты исследования, охватившие 170 человек учащихся МОУ «СОШ№22», опирающиеся на анкетные данные, показали, что обследуемые недостаточно хорошо владеют информацией о грамотной гигиене полости рта, что послужило мотивационной основой выступлений на классных часах, классных и общешкольных родительских собраниях с рекомендациями просветительского характера.


Исходя из определения, что гигиеническое воспитание - это система привития полезных навыков на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения, предложить педагогическому совету включить в здоровьесберегающий компонент работы школы просветительскую профилактическую работу, которая бы способствовала воспитанию правильных убеждений, направленных профилактику кариеса.

С этой целью следует рекомендовать совету старшеклассников включить в еженедельную школьную газету раздела профилактика-залог здоровья, а педагогическому коллективу рекомендовать провести следующие мероприятия для учащихся школы.


Таблица №6.Перечень примерных мероприятий профилактического характера.


№п/п

Класс

Название мероприятия

Форма проведения

1

1класс

«Подружись с зубной щёткой!»

Ролевая игра

2

1 класс

«Нужно ли малышам отказываться от сладостей?»

Беседа

3

5 класс

Рациональное питание и "культура потребления углеводов"- залог успеха в профилактике кариеса

Урок здоровья

4

8 класс

Передается ли кариес при поцелуе?

Диспут

5

8класс

Компьютерный кариес: миф или реальность?

Лекция

6

8класс

Здоровые зубы - красивая улыбка как путь к успеху.

Конкурс рекламных видеоклипов

Учитывая социально-культурный уровень и жилищно-бытовые условия большинства семей учащихся МОУ «СОШ №22», стала совершенно очевидной:



  1. необходимость ежегодной санации с целью выявления первичного кариеса;

  2. необходимость создания в МОУ «СОШ №22» зубоврачебного кабинета;

  3. необходимость организации комплексной систематической санитарно-просветительской работа в условиях школы  с родителями как через классные, так и общешкольные родительские собрания,

  4. необходимость проведения профилактических мероприятий непосредственно с самими учащимися;


Библиографический список
1.Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. М.:Медицина,2003.525с.

2.Оверудский Г.Д., Леонтьев В.К, кариес зубов. М.: Седицина,2001.140с.

3.Пахомов Г.Н., Дедиян Ф.А. Как сохранить зубы здоровыми и красивыми. М.: Медицина, 1987.77с.

4.Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта. М. :Медицина, 2007. 67с.

5.Яковлева В.И., Трофимова Е.К. Диагностика лечения и профилактика стоматологических заболеваний. Минск:Высшая школа, 2004.490с.

6.Боровский Е.В., Леонтьев В.K. Биология полости рта. M.: Медицина, 1991.56с

7.http://fleicher.ucoz.com/Detstvo3-4-2005.pdf



8.http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30185586

c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\буклет_1 (1)_1.jpgc:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\буклет_1 (1)_2.jpg




В военное время правда столь драгоценна, что ее должны охранять караулы лжи. Уинстон Черчилль
ещё >>