Концепт как смысловая основа духовно-нравственного воспитания студентов при изучении иностранного языка - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Духовные основы нравственного воспитания 4 796.37kb.
Ф. Л. Ратнер генезис духовно-нравственного воспитания в индии как... 1 189.63kb.
Портфолио Тренера-преподавателя Томторской дюсш оймяконского улуса... 1 356.71kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников... 4 612.49kb.
Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического... 1 67.51kb.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников 1 368.16kb.
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся... 3 596.19kb.
Манаенкова Марина Александровна – учитель английского языка «Страноведение... 1 36.88kb.
Социально-педагогическое партнёрство на уроках немецкого языка для... 1 134.92kb.
Лучше всего осознать важность знания иностранного языка помогает... 1 22.88kb.
Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития... 3 721.8kb.
Концепт как основное понятие лингвокультурологии 1 110.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Концепт как смысловая основа духовно-нравственного воспитания студентов при изучении - страница №1/1

Концепт как смысловая основа духовно-нравственного воспитания студентов при изучении иностранного языка
Мелконян А.А.

Южный федеральный университет, Россия
Категория воспитания – родовое понятие, соотносимое с феноменом становления человеческой личности в социуме. Личность и феномен воспитания даны человечеству изначально и навсегда. Воспитание как всеобщая абстрактная ка­тегория, идея отражает объективный конкретно-исторический процесс движе­ния общества, изменения отношений деятельности в обществе, – благодаря че­му осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил. Однако субъективные идеи, творческая деятельность отдельных людей, групп, организаций, способ­ствует утрате чистой объективности. Воспитательный процесс становится объ­ективно-субъективным. Это естественное и необходимое явление взаимодейст­вия в воспитании объективного и субъективного факторов порождает опреде­ленное множество корректировок воспитательного процесса, а также отражающих их видовых, субъективированных специфических, особенных и еди­ничных категорий, соподчиненных феномену воспитания.

Воспитание как общественное явление имеет своим назначением исполнение объективной функции взаимодействия между поколениями. Оно обеспечивает вхождение молодых людей в жизнь общества, становление их как личностей, как активных субъектов конкретно-исторического процесса.

Воспитание -–это объективное конкретно-историческое явление, которое имеет своим содержанием эмпирический опыт познания мира человечеством, постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опыт передает­ся младшим поколениям, особенно в таких видах общественной деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура. Одновременно содержанием воспитания является и опыт мировой общественной воспитательной практики, обеспечивающий возможность трансляции подрастающим поколени­ям культуры общества во всех областях общественной жизни и познания.

В качестве объективных механизмов воспитательного взаимодействия взрослых с молодежью всегда выступали непосредственное общение, деятель­ность и порождаемые ими взаимоотношения.

В качестве объективных форм воспитательного взаимодействия можно назвать: 1) индивидуально-парное взаимодействие воспитанника с воспитате­лем; 2) коллективные взаимообязывающие отношения правового и нравствен­ного долженствования. Первая форма эффективна в процессе становления ин­дивидуально-личностной сущности; вторая являет собой необходимость вхож­дения личности в общество, в систему человеческого взаимодействия с други­ми людьми.

В основе таких взаимо обязывающих и воспитывающих форм воспитательного взаимодействия лежит объективно-взаимодействующий коллектив, социальная общность, различные социальные объединения, порождающие коллективность, общность, соборность, коллективизм. Среди них наиболее сильно объективно-субъективно воспитательно воздействующих, необходимо отметить:



  • прежде всего, семью;

  • далее - государство, стремящееся политически конформизировать ин­дивида;

  • церковь, монополизирующую право духовно конформизировать личность;

  • образование как систему обеспечения подготовленных к участию в экономических отношениях специалистов, организации бизнеса и производства, для которых объективно индивид есть годная или негодная составляющая производительных сил;

  • средства массовой информации, психологически влияющие на индивида.

В отличие от родового понятия воспитания как общественного явления, важнейшее видовое понятие – объективно-субъективный процесс саморазвития и самостановления личности в системе организованных и стихийных взаимодействий.

Воспитание как саморазвитие и субъектное самостановление индивида представляет собой обязательное, детерминированное законами природного и социального бытия включение в процессы жизнедеятельности и жизнеобеспе­чения естественных индивидуальных сущностных сил и обеспечения за счет этого воспитательного саморазвития личности.

Воспитание как самостановление субъекта имеет природно-социальное значение, поскольку процесс самопознания жизненного опыта и саморазвития направлен на естественное самосохранение, а также самообеспечение и самоутверждение в собственном теле и духе, в коллективе, в природе и обществе.

В качестве механизмов осуществления самостановления индивида выступают как внутренние, естественно-природные, так и внешние социальные стимулы. Среди внутренних стимулов – потребности, инстинкты, влечения, же­лания, чувства любви, самоуважения, честолюбия, самолюбия, а также совесть, вера, надежда. В качестве внешних в разных ситуациях выступают такие сти­мулы, как стремление к богатству, власти, свободе, счастью, постижению истины и бога и т.д. Основным критерием самостановления человека является ус­пешность его самопроявления и самоутверждения в обществе.

При этом наличие множества субъективных миров актуализирует проблему взаимопонимания, коммуникации людей, живущих в условиях полиязыкового, поликультурного пространства.

Коммуникация – латинское «общее», «совместное», «объединяющее». Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты, востребуя организацию коммуникативной среды, основой моделирования которой выступает процесс обмена информацией, представленной кодом информативно-организованного текста, как на родном, так и на иностранном языках.

Следует иметь в виду, что слово символично, социо- и культурно информативно; соотнесено с личностным опытом человека. Потенции, открываемые в словарном запасе человека на родном и иностранном языках соотносимы с категорией «концептосферы» (Д.С. Лихачев). Концепты неповторимы, как и личности, творящие их. Понимание становится возможным при сходстве концептосфер, при единстве культурного пространства культурных смыслов этноса, мировоззренческих установок, значимых для личности структурных ценностей, коннотаций. Слово иностранного языка может быть понято как знак, но его концептуальная сущность, смысл останутся закрытыми до тех пор, пока иностранное слово не станет для изучающего концептом, не «обретет» культурным и коннотативным фоном.

Концепт является продуктом мыслительной деятельности человека и представляет собой одну из познавательных форм, мироидею, мысль, отражающую в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними. Концепт фиксирует максимальное число признаков объекта как существенных, так и несущественных. Именно концепт выступает содержательным наполнением моделируемого в процессе обучения личностного коммуникативного языкового пространства.

Концепты в силу их отражательной природы (совмещения чувственного и рационального познания) могут существовать как общие, являющиеся обобщенным абстрактным отражением какого-либо объекта или явления действительности, свойственным данному народу в данную историческую эпоху, так и индивидуальные, возникающие в психике индивидуума под воздействием общих концептов и собственно познавательного опыта, в том числе ощущений и восприятий, возможных лишь при непосредственном контакте.

Интеграция педагогического знания в сферу лингвистики позволяет нам ввести понятия – «личностный концепт», «личностная концептосфера». Личностная концептосфера представляет вариативную систему взаимосвязей и взаимозависимостей. Личностный концепт обусловлен наличием коммуникативных ресурсов обучаемых, в соотношении с родным и иностранными языками. Личностная концептосфера представляет вариативную систему взаимосвязей и взаимозависимостей личностных концептов.

Обучение студентов должно быть основано на концептуальной идее постоянного обогащения и расширения коммуникативных ресурсов как на родном, так и на иностранных языках. Только комплекс коммуникативных ресурсов ориентирован на моделирование концептов, концептосфер личности, способствуя открытию смысловой сущности слов в процессе коммуникации.

Следовательно, тезаурус студентов может выступить смысловой основой, обеспечивающей как обучения студентов иностранному языку, так и их активность в плане интерпретации основных категорий, определяющих феномен воспитания в целом и его духовно-нравственный аспект в частности. При этом личностный аспект духовно-нравственного воспитания соотносим с уровнями усвоения значений и смыслов (А.Н. Леонтьев).

Модель личностного концепта интегрирует названные выше понятия в условиях действия, а именно, коммуникации, общения, как на родном, так на иностранных языках. Языковой контекст определяет процесс культурной коммуникации, способствующей созданию культурного единства народов как единства разнообразия.

Диалог культур, реализуемый на личностном уровне, позволяет актуализировать духовно-нравственный аспект интеркультурной коммуникации как концепта, интегрирующего общее и индивидуальное, объектное и субъектное, обеспечивая возможность развития целостной личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.


Литература:

  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

  2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия «Литература и язык». – т. 52. – № 1. – 1993. – С. 4.

  3. Мильруд Р.П., Максимова И.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 5. – С. 17.





Всякая власть есть непрерывный заговор. Оноре Бальзак
ещё >>