Концепция внешних связей Республики Саха (Якутия) I. Общие положения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закона Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по защите прав... 1 172.46kb.
Концепция развития национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) 1 297.36kb.
Об экологическом мониторинге Республики Саха (Якутия) 1 184.1kb.
Итоги конкурса по формированию кадрового резерва для замещения должностей... 1 111.54kb.
Решение №419 с. Чурапча от 28 декабря 2012 года о бюджете муниципального... 1 95.19kb.
Решение о награждении Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия) 1 53.25kb.
Закона Республики Саха (Якутия) «Об утверждении отчета об исполнении... 15 2135.25kb.
Республики саха (якутия) саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин 1 14.17kb.
О реализации комплексных мер по развитию села в Республике Саха (Якутия) 8 1325.21kb.
Саха республикатын 1 213.36kb.
Закон республики саха (якутия) о мерах поддержки добровольной пожарной... 1 34.96kb.
В дополнение к указанному письму Департамент направляет рекомендации... 1 46.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Концепция внешних связей Республики Саха (Якутия) I. Общие положения - страница №1/1

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента

Республики Саха (Якутия)

от «___» ____________ 201__ г. № ____


Концепция

внешних связей Республики Саха (Якутия)
I. Общие положения
Концепция внешних связей Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) определяет принципы, цель и задачи внешнеэкономических и международных связей Республики Саха (Якутия).

Концепция направлена на реализацию Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2006 года № 411.



Концепция учитывает основные положения Федерального закона от 04 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 08 ноября 2011 года № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2008 года № 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря2009 года № 2094-р.

Со времени подготовки предыдущей концепции существенно изменились тренды развития мировой экономики, произошли ощутимые изменения в нормативной правовой базе. Мировой финансовый кризис повлиял на изменение основных тенденций развития мировой экономики.

Особое внимание будет уделяться переводу публичных полномочий с федерального уровня на региональный, влияющих на инвестиционный климат и социально-экономическое развитие территорий.

Кроме этого, в Концепции учтены переход от прямого государственного регулирования к стимулированию деятельности предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью и вхождение предприятий Республики Саха (Якутия) в общероссийские холдинги.


II. Принципы, цель и задачи развития

внешних связей Республики Саха (Якутия)
При установлении и развитии внешних связей Республики Саха (Якутия) неукоснительным является соблюдение следующих принципов:

- соблюдение международного права, действующего законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

- соблюдение координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации;

- следование приоритетным направлениям социально-экономической политики Республики Саха (Якутия).

Внешние связи Республики Саха (Якутия) должны быть направлены на достижение следующей цели:

- устойчивое социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) путем укрепления внешних связей Республики Саха (Якутия).

Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:

- повышение конкурентоспособности экспортно-ориентированных отраслей экономики в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации;

- расширение экспортной товарной номенклатуры за счет создания в республике новых промышленных производств (урановые руды, апатиты, железорудный концентрат, редкоземельные металлы) и развитие несырьевого экспорта новой наукоемкой и инновационной продукции и услуг в сфере туризма, рекреации, экологии, науки, связи и информационных технологий, транспорта, ресурсосбережения, а также логистических, гостиничных банковских и информационно-коммуникационных услуг;

- вывод на внешние рынки экологически чистой продукции агропромышленного комплекса, инновационных биопрепаратов и товаров традиционных промыслов в сфере малого и среднего бизнеса;

- улучшение инвестиционного климата, поддержание стабильных и прозрачных условий для инвестирования и ведения бизнеса;

- увеличение объемов прямых иностранных инвестиций, привлекаемых для модернизации обрабатывающей промышленности;

- выработка механизмов стимулирования инвестиционной активности для инвесторов, развитие отвечающей международным стандартам бизнес-инфраструктуры;

- создание благоприятного имиджа Республики Саха (Якутия) на международной арене, продвижение туристского потенциала Республики Саха (Якутия);

- создание необходимых условий для сохранения и развития социокультурного и природного разнообразия Республики Саха (Якутия);

- всестороння поддержка и защита интересов якутян за рубежом;

- формирование благоприятных внешних условий для реализации программных документов, направленных на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), как субъекта Российской Федерации.

При установлении и развитии внешних связей Республики Саха (Якутия) используются следующие формы работы:

- координация внешнеэкономических и международных связей органов государственной власти Республики Саха (Якутия) Министерством по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия);

- участие в работе межправительственных комиссий по сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами и иных совещательных органов;

- взаимодействие с федеральными органами государственной власти, посольствами, торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом, торгово-промышленными палатами и иными ассоциациями хозяйствующих субъектов, органами местного самоуправления по вопросам развития международных и внешнеэкономических связей;

- взаимодействие с международными организациями, иностранными органами государственной власти и местного самоуправления, посольствами, консульскими учреждениями, торговыми представительствами иностранных государств в Российской Федерации;

- координация деятельности представительств и представителей Республики Саха (Якутия) в регионах Российской Федерации и за рубежом, развитие системы и внедрение новых форм представительств (представительства и представители разных юридических форм) Республики Саха (Якутия) в Российской Федерации и за рубежом;

- установление и развитие связей, в том числе побратимских, с субъектами, административно-территориальными образованиями, общественными и иными организациями Российской Федерации и иностранных государств;

- продвижение информации о торгово-экономическом, инвестиционном, промышленном, сельскохозяйственном, научном, культурном и образовательном потенциале Республики Саха (Якутия) за рубежом;

- постоянное информационное наполнение мультиязычного Интернет-портала об инвестиционной деятельности Республики Саха (Якутия),

- организация презентации инвестиционного потенциала Республики Саха (Якутия) за рубежом;

- проведение международных и межрегиональных форумов, конференций, семинаров, выставок и т.д., а также участие в аналогичных мероприятиях за рубежом;

- определение эффективных направлений развития внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) посредством маркетингового анализа и конъюнктуры товарных рынков;

- информационная поддержка производителей продукции, товаров и услуг в целях повышения конкурентоспособности на российском и мировом рынках;

- содействие хозяйствующим субъектам Республики Саха (Якутия) в модернизации производственных мощностей путем привлечения современных передовых технологий в производство продукции, товаров и услуг;

- взаимодействие с соотечественниками и их общественными объединениями за рубежом в целях поддержки родных языков народов Республики Саха (Якутия), информационных периодических изданий, выпускаемых общественными объединениями якутян за рубежом и содействие расширению сети информационных культурных центров Республики Саха (Якутия) за рубежом;

- содействие образовательным, научным, спортивным учреждениям, творческим коллективам, общественным организациям Республики Саха (Якутия) в установлении и развитии международных связей;

- содействие органам государственной власти и предприятиям Республики Саха (Якутия) в заключении договоров с российскими и иностранными партнерами;

- подготовка квалифицированных специалистов в области мировой экономики, международной торговой политики и международных отношений;

- подготовка экспертов узкой специализации по защите интересов Республики Саха (Якутия) в международном торгово-экономическом сотрудничестве в условиях членства РФ в ВТО (ветеринария, техническое регулирование, защита интеллектуальной собственности, субсидирование, таможенное регулирование).


III. Современное состояние и направления развития

внешних связей Республики Саха (Якутия)
1. Внешнеэкономическая деятельность

По итогам 2012 года внешнеторговый оборот Республики Саха (Якутия) составил 13,3% от общего объема по Дальневосточному федеральному округу. Республика Саха (Якутия) занимает 3 место на Дальнем Востоке по объему внешнеторгового оборота, уступая Сахалинской области и Приморскому краю.

Внешнеторговый оборот Республики Саха (Якутия) в 2012 году увеличился в 2 раза по сравнению с уровнем 2008 года и составил 4840,5 млн. долл. США. По сравнению с 2011 годом экспорт в 2012 году увеличился на 2,3% (экспорт РФ - 524,7 млрд. долл. США, прирост - 1,6%).

Крупные экспортные поставки товаров республики в 2012 году осуществлялись в Бельгию, Индию, Китай, Израиль, Украину, Японию, Республику Корея.

В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес традиционно занимают драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них (76,4% от общего объема экспорта в 2012 году), уголь каменный (22,1% от общего объема).

В товарной структуре импорта основное место занимали машины, оборудование и механизмы (19,3% от общего объема импорта), мясо и пищевые субпродукты (16,7%), летательные аппараты и их части (12,4%), каучук, резина и изделия из них (8,0%).

Несмотря на кризисные проявления в мировой экономике и ухудшение макроэкономической ситуации на мировых товарных рынках, Республика Саха (Якутия) в последние 10 лет продолжает увеличивать объемы внешнеторгового оборота, в том числе экспорта.

Исключением из тенденции роста стал 2009 год, когда внешнеторговый оборот республики сократился на 35,0% и составил в денежном эквиваленте 1557,3 млн. долл. США. При этом экспорт упал на 35,9 %, а импорт – на 14,1 %. В 2009 году вследствие мирового финансового кризиса снижение экспорта и импорта по Российской Федерации в целом в 2009 году составило 35,7% и 34,0%. Мировые показатели в том году сократились на 23,0% и 12,8% соответственно.

В 2012 году предприятиями и организациями Якутии от оказания международных услуг получено 15,5 млн. долларов США. В структуре экспорта услуг преобладала доля средств, полученных от оказания транспортных услуг (93,0%), услуги бюро путешествий, туристских агентов, экскурсионных бюро.

Туристская деятельность является одной из приоритетных отраслей экономики республики, инструментом в сохранении здоровья, повышении уровня и качества жизни граждан.

Сформированы на основе эксклюзивных преимуществ республики национальные бренды – Полюс Холода, национальный праздник «Ысыах», Бриллиантовая неделя Якутии, фестиваль «Зима начинается с Якутии», Международные спортивные игры «Дети Азии».

В настоящее время туристский рынок предлагает более 66 маршрутов, в т.ч. 35 для въездных туристов, 31 для внутренних туристов (в среднем 5 новых проектов ежегодно). Для консолидации якутского турпродукта и продвижения на внешний рынок, с 2009 года действует ОАО Национальная туристическая компания «Якутия».

Активная политика продвижения событийных мероприятий и туристических продуктов республики способствовала росту:

- объема платных туристических услуг, оказанных населению в 2012 году на 10% к 2011 году;

- внутреннего туризма на 2,6% к 2011 году.

По инициативе Республики Саха (Якутия) разработан турмаршрут «Восточное кольцо России (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Иркутская область, Камчатский край).

Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) за 2002-2012 гг. позволяет выявить следующие тенденции:

- значительное преобладание экспорта над импортом во внешнеторговом обороте объясняется налаженными экспортно-ориентированными производствами и малой численностью населения, что влияет на объем спроса на импортные товары;

- партнерами республики по внешнеэкономической деятельности являются в основном страны Европейского Союза. Это прежде всего связано с налаженными каналами сбыта продукции алмазного комплекса, составляющую основу экспорта Республики Саха (Якутия).

- в последние годы наблюдается увеличение внешнеэкономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в основном это связано с экспортом угля. Тенденция к увеличению доли стран АТР сохранится и в дальнейшем в связи с изменением рынков сбыта алмазодобывающей промышленности и планируемого увеличения доли топливно-энергетического экспорта.

- основным проблемам развития экспорта в Республике Саха (Якутия) относится неразвитость транспортной инфраструктуры, высокие тарифы на перевозки, сложная процедура таможенного оформления, низкая глобальная конкурентоспособность производимой продукции и услуг.

- экспортные операции участников внешнеэкономической деятельности имеют сырьевую направленность. Как показал мировой кризис, преобладание сырьевой направленности экспорта может привести к повышенной уязвимости экономики от внешних факторов;

- наиболее активными участниками внешнеэкономической деятельности на внешнем рынке продолжают оставаться представители крупного бизнеса, предприятия малого и среднего бизнеса слабо представлены среди субъектов внешнеэкономических связей. Увеличению числа предпринимателей будет способствовать развитие совместных предпринимательских проектов между малыми, средними и крупными предприятиями, согласованность действий органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления, а также сотрудничество с административно-территориальными образованиями иностранных государств.

В Дальневосточном федеральном округе по объему поступивших иностранных инвестиций Республика Саха (Якутия) в 2012 году заняла 2 место после Сахалинской области.

По состоянию на 1 января 2013 года накопленный иностранный капитал в экономике Республики Саха (Якутия) составил 3049,5 млн. долл. США, что на 5,6% больше аналогичного показателя 2012 года.

За январь-декабрь 2012 года иностранных инвестиций в республику поступило на сумму 1549,1 млн. долл. США, что на 10,4% больше, чем за 2011 год. В структуре поступления иностранных инвестиций в 2012 году наибольший удельный вес приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратный основе – 92,7%, доля прямых инвестиций составила 7,3%, в 2011 году доли прочих и прямых инвестиций составляли 98,2% и 1,6% соответственно.

Поступление прямых иностранных инвестиций в 2012 году превысило аналогичный показатель 2011 года в 4,6 раза. Рост прямых иностранных инвестиций основывается на рентабельности базовых отраслей экономики республики в условиях улучшения мировой конъюнктуры.

Проведенный анализ динамики привлечения иностранных инвестиций за 2002-2012 гг. свидетельствует об улучшении инвестиционного климата в республике, несмотря на то, что в настоящее время отраслевая структура не претерпела значительный изменений. Основная доля иностранных инвестиций приходится на добывающую промышленность, незначительная – на обрабатывающие производства.

Положительно отражается на инвестиционном климате республики ежегодный прирост ВРП Республики Саха (Якутия) и внедрение механизмов привлечения инвестиций согласно Программе по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории Республики Саха (Якутия).

Международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Fitch Ratings ежегодно повышают долгосрочные рейтинги Республики Саха (Якутия) в иностранной и национальной валюте, а также долгосрочный рейтинг по национальной шкале.

В 2012 году Агентство «Fitch Ratings» повысило долгосрочные рейтинги республики в иностранной и национальной валюте с уровня «ВВ+» до «ВВВ–». Таким образом Республика Саха (Якутия) впервые перешла на новый уровень – в инвестиционную категорию рейтингов. Среди регионов России аналогичные инвестиционные рейтинги имеют только Москва, Санкт-Петербург и Татарстан.

В Республике Саха (Якутия) утверждена Инвестиционная стратегия на период до 2016 года и основных направлений до 2030 года, являющаяся ключевым документом стратегического планирования в области инвестиционной деятельности.

В целях создания законодательной базы для формирования благоприятного инвестиционного климата и развитой инвестиционной инфраструктуры по привлечению инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия) в республике разработаны законы Республики Саха (Якутия) «Об инвестиционной деятельности в Республики Саха (Якутия)» (в новой редакции) и «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства».

Республика Саха (Якутия) входит в число первых «непилотных» субъектов РФ, самостоятельно внедряющих основные положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

В республике функционируют Совет по инвестиционной политике при Президенте Республики Саха (Якутия), Общественно-консультативный совет по работе с иностранными инвесторами при Министерстве по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия) и Координационный совет по государственно-частному партнерству.

Для развития наиболее перспективного инновационного и наукоемкого сегмента инвестиционной деятельности созданы ОАО Венчурная компания «Якутия», ГАУ «Технопарк «Якутия» и ГБУ «Агентство инвестиционного развития».

Реализация крупных инвестиционных проектов потребует иного подхода, выработки эффективной политики привлечения внешних инвесторов, создания институтов развития, точечной проработки вопросов предоставления налоговых льгот, снятия административных барьеров, реализации принципа единого окна, внесение изменений в действующее федеральное законодательство, в том числе о недрах, проработки экологических последствий, вопросов социальной ответственности крупного бизнеса.

Для дальнейшего улучшения инвестиционного климата, увеличения объемов прямых иностранных инвестиций, привлечения передовых иностранных технологий в обрабатывающие отрасли и в сферу услуг для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности необходимо:

- внедрять новые механизмы привлечения и поддержки инвестиций, включая создание на территории Республики Саха (Якутия) особых экономических зон промышленно-производственного типа;

- принять закон Республики Саха (Якутия) «Об инвестиционном фонде Республики Саха (Якутия)» для финансирования инфраструктурных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства;

- создать Фонд прямых инвестиций Республики Саха (Якутия), Региональный инвестиционный фонд, как ключевые институты развития инвестиционной деятельности.

Реализация экспортного потенциала отраслей, традиционно ориентированных на внутренний рынок, но имеющих шансы выхода на внешние рынки (продукция агропромышленного комплекса, туризма, сферы услуг, информационных технологий, биотехнологий и другие), потребует усиленной поддержки со стороны государства особенно в условиях вступления России в ВТО.

Необходима разработка целого комплекса мер по активному продвижению продукции и услуг, продвижению бренда экологически чистой, натуральной продукции, оценки качества продукции, повышению ее конкурентоспособности, налогового стимулирования, подготовки квалифицированных кадров.

Согласно целевым показателям, утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 г. № 1429, к 2016 году объем экспорта Республики Саха (Якутия) увеличится на 20,4% по сравнению с 2011 годом и составит ориентировочно 5,5 млрд. долл. США. Объем поступления иностранных инвестиций в 2016 году увеличится по сравнению с 2011 годом на 80,1% и составит 2,5 млрд. долл. США.

В период до 2015 г. планируется осуществить переориентацию экспорта от преимущественно алмазно-бриллиантового к топливно-энергетическому, доля которого увеличится до 70% всего экспорта.

Республика Саха (Якутия) имеет уникальные ресурсы углеводородов, роль которых в развитии топливно-энергетического комплекса и экономики будет все более возрастать. Развитие нефтегазодобычи предусматривает последовательное, планомерное наращивание объемов добычи и экспорта нефти и газа.

В период до 2020 года товарная номенклатура расширится за счет создания новых добывающих производств (уран, апатиты, железные руды и др.), доля которых в структуре экспорта составит 5-6%.

В этот же период появятся новые экспортные позиции продукции агропромышленного и лесопромышленного комплексов, традиционных промыслов, туризма, новой наукоемкой и инновационной продукции и услуг.

В период до 2030 года планируется ввести в производство глубокую переработку минерального сырья и биологических ресурсов.

Благодаря географическому расположению, Республика Саха (Якутия) может стать коммуникационным коридором между Европой и Азией, Северной Америкой и Азией. Дальнейшее строительство железной дороги на восток и на запад откроет возможности для использования транзитного потенциала во внешнеторговой деятельности. С учетом приоритетов государственной политики России в арктическом регионе, увеличение объемов транзитных перевозок и международного судоходства по Северному морскому пути послужат расширению связей регионов Дальнего Востока со странами Европы, в перспективе – Северной Америки.

Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры будет способствовать вовлечению во внешнеэкономическую деятельность практически всей огромной территории республики, а также формированию межрегиональных кластеров на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.

На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона будет приходиться около 60% товарооборота Республики Саха (Якутия). Наиболее активно будут развиваться внешнеэкономические связи с КНР, США, Республикой Корея. Доля стран Европы снизится до 37%. Доля стран СНГ возрастет до 5,7%. Это в первую очередь будет связано с активизацией экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС.

Необходимо будет закрепление и расширение торгово-экономического сотрудничества со странами - основными стратегическими партнерами участников ВЭД Республики Саха (Якутия) в форме открытия представительств в этих государствах (ЕС, Северная Америка).

Приоритетным в развитии рынка международных услуг станет активное продвижение услуг в области исследований и разработок, решение вопросов интеллектуальной безопасности при осуществлении экспорта услуг, дальнейшее развитие экспорта транспортных и логистических услуг, туризма.

Необходимо разработать комплексный план мероприятий по адаптации экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) к условиям членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, включающий вопросы создания Центра компетенций по ВТО; нотификации принимаемых мер; мониторинг импортной продукции; курсы повышения квалификации по вопросам торговой политики и ВТО.
2. Международное сотрудничество

Современное состояние международных отношений характеризуется расширением и углублением международного экономического и гуманитарного сотрудничества, интенсификацией процессов глобализации.

В Республике Саха (Якутия) накоплен значительный опыт международного сотрудничества, анализ которого позволяет определить наиболее эффективные направления и формы дальнейшего развития международного сотрудничества в области культуры, науки, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, спорта, туризма и других сфер гуманитарного сотрудничества.

Наиболее плодотворной формой развития международного сотрудничества Республики Саха (Якутия) в перечисленных сферах является участие в проектной деятельности и календарных мероприятиях международных организаций, которые постепенно становятся центрами координации усилий по решению глобальных проблем. На сегодня международные организации являются вторыми по роли и значению после государств факторами международных отношений.

Республика заинтересована в продолжении сотрудничества с Организацией Объединенных Наций и ее структурными подразделениями: Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Программа развития ООН (ПРООН), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Постоянным форумом коренных народов.

С учетом географического положения Республики Саха (Якутия) особый международный интерес представляют Арктический Совет, международная неправительственная организация губернаторов северных регионов Северный Форум.

Международный Олимпийский Комитет и Олимпийский Совет Азии всемерно поддерживают проведение Международных спортивных игр "Дети Азии", проводимых в Республике Саха (Якутия) с 1996 года.

Благодаря этому с каждым разом Игры привлекают все большее число участников и становятся авторитетной международной спортивной площадкой.

Благодаря участию в проектах международных организаций специалисты Республики Саха (Якутия) получают доступ к глобальным информационным ресурсам, аккумулируемым в рамках реализации профильных международных проектов, техническую и организационную помощь.

Республика Саха (Якутия) заинтересована в развитии сотрудничества с международными организациями по следующим основным направлениям:

- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

- сохранение и возрождение материальной и традиционной культуры и традиций народов Республики Саха (Якутия);

- мониторинг, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

- улучшение качества и доступности образования;

- научные связи в области изучения глобальных процессов, связанных с изменением климата, и применения новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- внедрение телемедицинских технологий, борьба с инфекционными заболеваниями;

- обмен опытом в сфере здравоохранения, стажировки медицинских работников, сотрудничество по оказанию консультативной и диагностической помощи пациентам;

- внедрение и развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий;

- международные проекты в области молодежной политики, здорового образа жизни;

- продвижение туристского продукта и потенциала Республики Саха (Якутия) на мировом туристском рынке.

Республика Саха (Якутия) будет наращивать сотрудничество с ЮНЕСКО в сфере образования, науки и культуры, прилагая максимальные усилия для реализации Совместного коммюнике по итогам визита Генерального директора ЮНЕСКО в Республику Саха (Якутия), разработки и заключения нового долгосрочного совместного документа с учетом анализа реализации Совместного коммюнике от 2006 года.

Наряду с ЮНЕСКО Республика Саха (Якутия) будет совершенствовать механизмы и направления сотрудничества, а также прилагать усилия для расширения взаимодействия с ПРООН, ВОЗ, ЮНИДО, ЭКОСОС, Постоянный форум коренных народов и другими специализированными структурными подразделениями ООН.

Одним из приоритетных направлений внешних связей Республики Саха (Якутия) является развитие и укрепление сотрудничества с международными региональными организациями Севера и Арктического региона планеты, в первую очередь, с Арктическим Советом и Северным Форумом.

Республика Саха (Якутия) придает большое значение эффективной организации председательства в Северном Форуме. В этих целях Республика Саха (Якутия), приверженная принципам и миссии Северного Форума, видит свои задачи в том, чтобы:

- сохранять постоянное членство в международной организации «Северный Форум» и принимать активное участие в реализации программ Северного Форума;

- привлекать новые регионы Севера и Арктики к участию в деятельности организации;

- продвигать инициативы по разработке крупных межрегиональных проектов, которые могут быть поддержаны на уровне национальных правительств;

- содействовать установлению эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с такими международными организациями как Организация Объединенных Наций и ее структурные подразделения, Арктический Совет, Европейский Союз и с другими межрегиональными и международными организациями и объединениями, занимающимися вопросами развития Севера и Арктики, включая организации коренных малочисленных народов мира.

- прилагать усилия для совершенствования организационной структуры Северного Форума.

Республика Саха (Якутия) должна принимать активное участие в проектах и мероприятиях Арктического Совета, направленных на решение проблем экологической безопасности, устойчивого развития коренных народов Арктики, социально-экономического развития Арктического региона, сохранению биологического разнообразия, предотвращением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в Арктике.

Республика Саха (Якутия) выступает за расширение международного сотрудничества с межрегиональными объединениями в Азии, такими как Ассоциация региональных администраций Северо-Восточной Азии (АРАССВА). Среди приоритетов в данной сфере – активизация участия представителей республики в проектах области экономики и торговли, культурных обменов, защиты окружающей среды, предотвращения стихийных бедствий, научных технологий.

Республика Саха (Якутия) открыта для дальнейшего расширения прагматичного сотрудничества с другими международными организациями в целях устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и роста благосостояния ее населения.

Международные связи Республики Саха (Якутия) продолжат свое поступательное развитие путем установления и укрепления побратимских связей, международных связей учреждений науки, культуры, образования, медицины, спорта, туризма, охраны окружающей среды и сельского хозяйства.

Республика Саха (Якутия) продолжит последовательно развивать инициативы, связанные с проведением Международных спортивных игр «Дети Азии», такие как:

- консолидация усилий с международным спортивным сообществом, в том числе, международными организациями Международный Олимпийский Комитет, Олимпийский Совет Азии;

- совершенствование правовой формы руководящих и исполнительных органов Международных спортивных игр "Дети Азии";

- повышение международного авторитета Игр путем признания Международных спортивных игр "Дети Азии" в качестве подготовительного этапа к участию во Всемирных Юношеских Олимпийских Играх.

Важным направлением международных связей будет оставаться проведение конгрессных мероприятий по актуальным вопросам развития гуманитарных областей и использование положительного опыта проведения международных фестивалей и конкурсов, конгрессов варганной музыки, международных семинаров в области охраны окружающей среды, развития туризма и др.


3. Взаимодействие с МИД России

Взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации и его территориальным представительством в г. Якутске остается приоритетным направлением в области внешних связей Республики Саха (Якутия).

Несмотря на налаженный механизм взаимодействия и координации деятельности, Правительство Республики Саха (Якутия) будет изыскивать новые формы сотрудничества с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Признавая успешный опыт подписания и реализации протоколов о взаимодействии между Правительством Республики Саха (Якутия) и Министерством иностранных дел Российской Федерации, будет продолжена работа по заключению и реализации новых совместных документов, определяющих формы и содержание совместной работы.

Важное значение для современного этапа развития внешних связей Республики Саха (Якутия) приобретают вопросы подготовки квалифицированных кадров по специальностям «Международные отношения», «Мировая экономика» и «Международное право» для последующей работы в органах государственной власти, местного самоуправления Республики Саха (Якутия), общественных организациях коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), а также в хозяйствующих субъектах республики.

В этой связи необходимо усиление взаимодействия с учебными заведениями Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Создание в г. Якутске Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова открывает новые возможности для подготовки специалистов в области международной деятельности и внешнеэкономических связей для нужд республики.
4. Работа с соотечественниками, проживающими за рубежом

Одним из результатов демократических преобразований в Российской Федерации и активизации международного сотрудничества стало увеличение числа якутян, проживающих в иностранных государствах.

За прошедшие годы сообщества выходцев из Республики Саха (Якутия) создали свои общественные организации, в ряде государств открыты центры якутской культуры.

Большая роль в проведении данной работы принадлежит представителям Республики Саха (Якутия) в иностранных государствах, а также активистам общественного движения якутян за рубежом, которые принимают активное участие в съездах Конгресса народов Республики Саха (Якутия) и общественной жизни республики.

При грантовой поддержке Министерства внешних связей Республики Саха (Якутия) открыт интернет-сайт www.sakhaopenworld.ru, благодаря которому поддерживается постоянная связь с наиболее активными представителями якутской диаспоры.

Таким образом, соотечественники за рубежом в настоящее время могут стать важным элементом продвижения интересов Республики Саха (Якутия) в иностранных государствах и активными участниками реализации стратегии внешних связей Якутии.

С другой стороны, привлечение якутян за рубежом к общественной жизни республики, подготовке и проведению международных мероприятий обеспечит необходимую для соотечественников связь с исторической Родиной и будет способствовать сохранению их этнокультурной самобытности и традиций.

Республика Саха (Якутия) содействует соотечественникам, проживающим за рубежом, и их общественным объединениям в информационном обеспечении, создании условий для разработки и реализации совместных проектов, проведении ими скоординированных международных акций, форумов, фестивалей, оказывает консультационное содействие соотечественникам, попавшим в затруднительное положение за рубежом.

Республика Саха (Якутия) активно использует консолидацию соотечественников, проживающих за рубежом, и общественные организации соотечественников, проживающих за рубежом, для решения задач социально-экономического развития республики.

Республика Саха (Якутия) содействует проведению в республике и за рубежом мероприятий, направленных на привлечение интеллектуального и профессионального потенциала соотечественников к процессу модернизации России.

Одной из форм работы с соотечественниками, проживающими за рубежом должна стать грантовая поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, для реализации проектов, направленных на формирование и продвижение положительного имиджа Республики Саха (Якутия).
IV. Формирование и механизм реализации Концепции
Республика Саха (Якутия) в пределах своих полномочий устанавливает международные и внешнеэкономические связи с органами государственной власти, субъектами и административно - территориальными образованиями государств, участвует в деятельности международных организаций в координации с Российской Федерацией.

Президент Республики Саха (Якутия) в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство стратегией внешних связей республики и представляет Республику Саха (Якутия) при осуществлении внешнеэкономических связей; вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Саха (Якутия).

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в рамках своих конституционных полномочий ведет законодательную работу по обеспечению внешних связей Республики Саха (Якутия) и выполнению международных обязательств Республики Саха (Якутия).

Министерство по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим в пределах своей компетенции межотраслевую координацию и регулирование в области развития международной и внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) и ведет работу по непосредственной реализации утвержденной Президентом Республики Саха (Якутия) Концепции внешних связей Республики Саха (Якутия).

Взаимодействие органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по установлению и развитию международных и межрегиональных связей в рамках реализации Концепции осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2007 года № 364 «О координации внешних связей в системе органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия)».

Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) развивают международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Министерство по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия) оказывает содействие органам местного самоуправления в осуществлении полномочий в сфере международных и внешнеэкономических связей.

Реализация Концепции осуществляется также во взаимодействии с неправительственными организациями, представителями деловых кругов Республики Саха (Якутия), способствует их участию в международном и внешнеэкономическом сотрудничестве.


V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результатами реализации данной Концепции будут:

- устойчивое социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия);

- реализация экспортного потенциала Республики Саха (Якутия);

- увеличение объемов экспорта, его диверсификация;

- повышение инвестиционной привлекательности республики;

- формирование имиджа Республики Саха (Якутия) как региона с благоприятными условиями для ведения бизнеса, туризма и осуществления капиталовложений;

- сохранение и возрождение культурного и природного разнообразия Республики Саха (Якутия);

- обеспечение доступа специалистов Республики Саха (Якутия) к информационным ресурсам международных организаций;

- рост объемов привлекаемых иностранных инвестиций;

- изменение структуры иностранных инвестиций;

- вовлечение организаций и предприятий республики в международные процессы;

- повышение уровня и качества жизни населения области.



В дальнейшем Концепция может послужить в качестве основы документа, определяющего направления развития внешних связей на последующие годы.


____________






Если бы на Марсе была жизнь, они бы уже обратились к нам с просьбой о предоставлении займа. Неизвестный американец
ещё >>