Комплексно – ориентированные задания как средство формирования икт компетентности Суксун 2012 Наше время называют «веком информации» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ф. И. О. Трошина Ирина Вячеславовна, учитель истории и обществознания 1 138.2kb.
Анализ работы мо учителей математики и информатики за 2012-2013 учебный год 4 529.85kb.
Жанровый диалог как средство формирования коммуникативной компетентности 1 34.03kb.
Сравнительная таблица элементов образовательной икт-компетентности 1 51.59kb.
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных... 1 122.54kb.
Обучение иностранным языкам как средство формирования межкультурной... 1 232.53kb.
Проектирование современного обществоведческого образования как средство... 1 131.32kb.
«Перенос слов». Построен на основе коррекционно-развивающих принципов... 1 89.58kb.
Урок как средство формирования межкультурной компетентности 1 56.52kb.
Использование икт как средство повышения качества знаний учащихся... 1 138.95kb.
Компоненты и уровни икт-компетентности учителя-предметника, которые... 1 21.29kb.
Результаты выполнения государственного задания 3 385kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Комплексно – ориентированные задания как средство формирования икт компетентности - страница №1/1

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училищеи№69

Комплексно – ориентированные задания

как средство формирования ИКТ - компетентности

Суксун 2012



Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Учащиеся находятся в условиях неограниченного доступа к информации, ее избытка, роста, старения и обновления.

Современная педагогика уже не обосновывает необходимость применения информационных технологий в учебном процессе. Современные исследователи смещают свой интерес в сторону нахождения наиболее эффективных способов применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Это особенно важно сейчас, когда идет изменение не только в сфере средств и методов обучения, внедрения в них новых элементов, но также изменение требований к современному выпускнику. От выпускника профессионального образовательного учреждения требуется не только знания и умения в сфере производственной деятельности, но более того он должен уметь адаптироваться к изменениям окружающей жизни, самостоятельно искать необходимую информацию. Это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, компетенций и компетентностей, более соответствующих пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в практику потребовало изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. 

Для преподавателя встает проблема в создании таких оценочных средств, которые в полной мере могли оценить как профессиональные, так и общие компетенции. Вместе с тем существует противоречие, между насущной необходимостью формирования ИКТ-компетенций и использованием компетентностно - ориентированных заданий для учащихся.

Отсюда возникает проблема: Отсутствие аутентичной системы оценивания результатов обучения не позволяют определить качество результатов обучения, об эффективности образовательного процесса.

Объект исследования: Формирование ИКТ - компетентности на предмете «Информатика».

Предмет исследования: компетентностно - ориентированные задания в учебном процессе.

Гипотеза: Созданная система оценивания позволит объективно измерять результаты обучения по предмету «Информатика» в том случае если:


  1. Созданные компетентностно – ориетированые задания разработаны методически грамотно в соответствии с рекомендациями по их разработке.

  2. Компетентностно – ориентированные задания методически грамотно применяются на учебных и практических занятиях.

Цель работы: Формирование ИКТ –компетентности средствами компетентностно – ориентированных заданий.

Задачи:

  1. Определить требования к структуре и содержанию КОЗ.

  2. Разработать компетентностно – ориентированные задания по предмету.

  3. Апробация разработанных компетентностно – ориентированных заданий и их корректировка в случае необходимости.

Именно при изучении предмета «информатика» в большей степени формируется информационно - коммуникационная компетентность, позволяющая выпускникам образовательных учреждений приобретать опыт использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности необходимой в дальнейшей жизни.

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Формирование ИКТ – компетентности при организации изучения курса информатики сводится к следующему:

• Преподаватель должен быть настроен на формирование этой компетентности (должен помнить о ней всегда).

• Происходит изменение дидактических целей типовых заданий (целей как минимум две: изучение конкретного материала и формирование ИКТ – компетентности;

• На уроках выделяется время для самостоятельной работы с текстом и дальнейшим обсуждением;

• Формированию ИКТ – компетентности помогает использование активных форм обучения (групповая или коллективная работа, деловые или ролевые игры).

В результате работы по формированию данной компетентности у учащихся формируется умение работать с различными источниками информации, преобразование и сопоставление информации, заданную в разных формах; использование приобретаемых знаний для решения практических задач, что формирует у учащихся активность, создаёт предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика, формирует положительную мотивацию к предмету.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что одним из эффективных средств формирования ИКТ – компетентности являются компетентностно - ориентированные задания.



Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного занятия и предполагают организацию различного рода познавательной деятельности на уроке, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение практической задачи.

Структура компетентностно-ориентированного задания задаётся следующими элементами:



  • стимул (введение в проблему);

  • задачная формулировка;

  • формат/вид представления выполненного задания;

  • источник информации;

  • бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ);

  • инструмент проверки.

Для уроков информатики были разработаны компетентностно – ориентированные задания для учащихся первого курса. На изучение предмета отведено учебным планом 140 часов. Содержание программы «Информатика» представлено пятью разделами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

– телекоммуникационные технологии.

В каждом разделе используются компетентностно – ориентированные задания способствующие формирования ИКТ – компетенции, по возможности КОЗ составляется с профессиональной направленностью. Рассмотрим на примере несколько КОЗ.

Пример 1.

Раздел 1. Информационная деятельность человека. Тема «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты»

КОЗ применяется с целью изучения видов программного обеспечения. Задание предусмотрено для изучения нового материала.

Задание на формирование информационной и коммуникативной компетенции (планирование и поиск информации 2 уровень, публичное выступление 1 уровень). При выполнении данного задания учащийся должен самостоятельно планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей. Предполагаемый результат - учащийся полностью справился с заданием, успешно извлек информацию и систематизировал ее.

Задание 1.



Стимул (введение в проблему). Вы приняты на работу в фирму «СТАР» системным администратором. Фирма занимается поставкой торгового оборудования. Руководство фирмы решило провести мониторинг возможного использования ПО, для исключения нарушений предусмотренных Законом РФ № 3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».

Задачная формулировка. Вам нужно ознакомиться в течение 5 минут с кратким описанием закона РФ № 3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и схемой «Программное обеспечение компьютера». Затем провести проверку компьютеров фирмы на наличие установленного программного обеспечения, проанализировать интернет ресурсы по поставленной задаче. Формат\вид представления выполненного задания. Приготовить публичный доклад о проделанной работе.

Доклад должен содержать информацию:

Лицензионное ПО – дать определение, записать установленное ПО на компьютерах фирмы, примеры из интернета.

Бесплатно распространяемое ПО – дать определение, записать установленное ПО, записать примеры из интернета.

Условно – бесплатное ПО – дать определение, записать установленное ПО, записать примеры из интернета.
Источник информации. Для выполнения задания вам понадобится:


  1. Закон РФ № 3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».

  2. Семакин И.Г., Информатика и ИКТ. Базовый уровень [схема ПО]: учебник для 10-11 классов /5-е изд. – М.: БИНОМ. ЛЗ, 2009. – 246 с.: ил.

  3. Интернет источники.

Краткое описание Закона РФ № 3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»

Закон РФ №3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» дает юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование.
Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося частными лицами и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.
Данный вопрос стал для нашей страны особенно актуальным в процессе вступления России в международные организации и союзы – например, во Всемирную торговую организацию. Несоблюдение прав в сфере собственности на компьютерное программное обеспечение стало объектом уголовного преследования на практике.

Инструмент проверки. Аналитическая шкала

Пример 2.

Раздел 2 «Телекоммуникационные технологии». Тема «Адресация ресурсов Интернет. Интернет- технологии, провайдер»

КОЗ применяется с целью изучения интернет технологий и отработки навыков составления запросов. Задание предусмотрено для закрепления изученного материала. Задание на готовность решения проблем и на формирование информационной компетенции (планирование и поиск информации 2 уровень, обработка информации 1 уровень). При выполнении данного задания учащийся должен самостоятельно планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей. Предполагаемый результат - учащийся полностью справился с заданием.

Задание.


Вы хотите приобрести в интернет – магазине Планшет Samsung Galaxy Tab 2 10.1 P5100 с рабочими характеристиками: Процессор : Cortex A9,Частота процессора (МГц) : 1000, Операционная система : Google Android 4.0. Денежных средств, которыми вы располагаете 17 000 рублей.

Вам необходимо выбрать поисковую систему, сформулировать правильно запрос и найти необходимый вам товар. Сохранить страницу с товаром в формате html в своей рабочей папке.

Источником для выполнения задания использовать Интернет (Интернет - магазины).

Инструментом проверки послужит сохранённая страница с необходимым товаром по нужной цене.

Пример 3

Раздел 3 «Технологии создания и преобразования информационных объектов». Тема «Технология обработки текстовой информации».

КОЗ применяется с целью закрепить умения учащихся по технологии работы в текстовом процессоре. Задание предусмотрено для обобщения изученного материала. Оно направлено на формирование информационной и коммуникативной компетенции (планирование и поиск информации 2 уровень, публичное выступление 1 уровень). При выполнении данного задания учащийся должен самостоятельно применить основные приемы форматирования документа, анализировать и видоизменять структуру текста с целью повышения его наглядности. В качестве результата рассматривается творческий подход к проделанной работе, грамотность и логичность изложенного материала.

Задание.

Стимул: Вы являетесь редактором газеты в училище «Луч света».

Задачная формулировка: Вам необходимо выпустить праздничный выпуск газеты посвященный «Дню работников сельского хозяйства».

Формат\вид представления выполненного задания: Газету представить в печатном варианте. Основными критериями для оформления газеты является:

Текст - шрифт не менее 10 пт, разделение на две колонки.

Содержание материала представленного в газете соответствует заданной теме

Графические объекты – четкие, качественные без лишних надписей.

Колонтитулы – отразить дату, номер газеты, указать страницы.

Соблюдение единого стиля оформления.



Источник информации: Для выполнения задания воспользуйтесь программой Microsoft Word, функция «Шаблоны», Интернет.

Инструмент проверки:



Критерии оценивания

Баллы

Текст - шрифт не менее 10 пт, разделение на две колонки.

1

Содержание материала представленного в газете соответствует заданной теме

1

Графические объекты – четкие, качественные без лишних надписей.

1

Колонтитулы – отразить дату, номер газеты, указать страницы.

1

Соблюдение единого стиля оформления.

1

Печать газеты

1




6 баллов

Критерии оценивания:

6 баллов оценка «5»

5 баллов оценка «4»

4 баллов оценка «3»

3 балла и ниже оценка «2»



Пример 4

КОЗ применяется с целью закрепить умения учащихся по технологии работы в табличном процессоре. Задание предусмотрено для обобщения изученного материала. При выполнении данного задания учащийся должен самостоятельно применить основные приемы ввода данных и работы с объектами электронной таблицы. Результат работы будет качественно выполненное задание в соответствии с поставленной целью.

Задание

В рацион отдыхающих ЛОК «Ключи» решено было ввести новое блюдо. Заведующий столовой дал вам задание составить калькуляционную карточку (КК) блюда «Борщ московский».



Составьте калькуляционную карточку в соответствии с предоставленным бланком КК блюда. Произведите расчеты с помощью Мастера функций. Выход готового блюда составит 500 гр. Наценка 7%. Сохраните заполненную таблицу в своей рабочей папке. Представить КК на проверку в электронном варианте.

Для выполнения данного задания вам необходимо воспользоваться программой Microsoft Excel, бланком калькуляционной карточки блюда (бумажный вариант - приложение), сборником рецептур



Модельный ответ: Заполненная калькуляционная карточка

В результате работы по формированию ИКТ - компетентности у учащихся формируется умение работать с различными источниками информации, преобразование и сопоставление информации, заданную в разных формах; использование приобретаемых знаний для решения практических задач, что формирует у учащихся активность, создаёт предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку учащегося, формирует положительную мотивацию к предмету.

В процессе выполнения исследовательской работы была достигнута поставленная цель: найден способ эффективного формирования ИКТ – компетенции учащихся. Анализируя проделанную работу, с учетом поставленных задач были определены требования к структуре и содержанию КОЗ. Разработаны КОЗ по предмету Информатика. На данный момент идет апробация КОЗ и в дальнейшем предполагается корректировка в случае необходимости.

Проделанная работа позволяет сделать выводы:

- из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования: компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны преподавателя должно уделяться практической направленности учебных материалов, а компетентностно – ориентированные задания наиболее подходящий инструмент для этого;

- формирование ИКТ — компетентности необходимо рассматривать не только как формирование технологических навыков, но как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, её опознание — определение, организации, обработки, оценки, а так - же её создание — продуцирования и передачи — распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Данная работа актуальна не только для преподавателей информатики, но и для других преподавателей и мастеров производственного обучения, так как формирование ИКТ- компетентности учащихся происходит не только на уроках информатики, но и заложено в ФГОС. В разделе Требования к результатам освоения ОПОП, прописаны общие компетенции в частности ОК 5 Использование ИКТ в профессиональной деятельности.

Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Информационная грамотность - основа для развития и деятельности современной личности. Все это в совокупности является неотъемлемой частью эффективного формирования информационно – коммуникативной компетенций у учащихся.


Литература:

  1. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н., Как подготовиться к тестированию по проверке ИКТ – компетентности школьников.- Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2007, - 60с.

  2. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6

  3. Владимирова Л.П. Современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии в образовании http://www.relarn.ru/ conf/conf2007/section4/4_07.html

  4. Зимняя И.А., Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. №5.2003.

  5. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2004.- N 3. - с.95-100

  6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста// Высшее образование сегодня. №3. 2004.






Правила для всех одинаковы, только исключения разные. Данил Рудый
ещё >>