Комплексный анализ текста публицистического стиля - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
7 Особенности публицистического стиля 1 150.18kb.
Урок русского языка «Комплексный анализ текста» 1 56.13kb.
Тема: Жанры публицистического стиля 1 10.1kb.
«Лексико-стилистический анализ иноязычного публицистического текста... 6 917.57kb.
«Комплексный анализ текста» (подготовка к гиа по русскому языку) 1 121.56kb.
Методическая разработка комплексный анализ текста как способ подготовки... 2 417.91kb.
Антонова Е. Средства реализации эстетической функции речи в текстах... 1 83.78kb.
Интегрированный урок русского языка и литературы 1 193.13kb.
Комплексный анализ художественного текста (К. Хетагуров. 1 97kb.
Урок по русскому языку в 11 классе. Анализ публицистического текста. 1 80.17kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 01. 01. 01 Вещественный... 1 67.41kb.
Переплетные руководства конца XIX – начала XX века как источник по... 1 130.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Комплексный анализ текста публицистического стиля - страница №1/1

Урок русского языка. 11 класс.

Тема: «Комплексный анализ текста публицистического стиля».



Цели урока: систематизация знаний о текстах публицистического стиля, глубокий и всесторонний анализ текста на разных уровнях: морфемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом и т.д., совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие речи учащихся.

ТСО: раздаточный материал, доска, мультимедийный проектор.
Учащиеся в начале урока получают рабочие листы с текстом и приготовленными заранее заданиями. Чтение текста вслух.

Гений


1) Гений – это не светлокрылый ангел, являющийся людям раз в столетие в сиянии своего небесного дара и парящий над грешной землей. 2) Гений – это Голгофа каждый день. 3) Самый тяжелый крест. 4) Вериги, которые носят ежечасно, ежеминутно, всю жизнь.

5) Напрасно ходят легенды о волшебстве, чуть ли не легкости творчества избранных. 6) Великих художников окружал жестокий мир их неосуществленных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. 7) И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера – творить!

8) Среди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. 9) Микеланджело. 10) Человек, создавший мир. 11) Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха. 12) Ведь стоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились.

13) Такова магия истинного искусства… 14) Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись Рембрандта и Рублева…

15) Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам, попытавшись обойтись без этих гениев, сделавших прекрасное доступным каждому смертному, принесших красоту в каждый дом!..

16) Но всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? 17) Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. 18) Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? 19) Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? 20) Трудно вообразить всю тяжесть их творческих родов, помочь которым не мог ни один, даже самый искусный, врач планеты. 21) Потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец.

22) Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты.

И. Долгополов


1. Докажите, что перед вами текст.

  • Предложения объединены одной темой: о гениях, гениальности.

( В каких предложениях эта тема звучит открыто?)

  • 1 – 3, 7,15, 17

(Какова основная мысль текста?)

  • Жизнь гениальных людей сложна: помимо мук творчества, люди, дарующие нам прекрасное испытывают трудную судьбу из-за жестокости окружающего мира.

  • Все предложения в тексте связаны еще и грамматически:

  • Повторение ключевых слов (гений, гениальность), замена на синонимичное выражение (смертный творец, великие художники, композиторы, истинное искусство).

  • Использование глаголов одной формы – преимущественно несовершенного вида (ходят, носят), прошедшего времени (отравляли, окружал, был), хотя есть и другие формы глаголов.

(Чем вызвано употребление глаголов совершенного вида, другого времени?

  • Текст оживляется, когда использованы глаголы настоящего времени,

совершенного вида, повышается внимание читателя.

2. К какому стилю вы отнесете текст? Какого типа текст? Докажите свою точку зрения. Publicus - (лат.) общественный

  • Публицистический, так как есть явные приметы стиля: призывность (пр. 22 – изучайте судьбы великих…), оценочность ( 1- 4, 14, 17), эмоциональность (15,18), общедоступность (нет непонятных выражений, слов, мыслей), образность (гений не светлокрылый ангел), логичность (сначала общие рассуждения о гениях, затем о сложностях творчества, затем конкретный пример Буанорроти, привлечение внимания читателя к мукам творчества, которые испытывают гении и открытый призыв к изучению порой трагических судеб великих людей.)

  • Публицистический, так как цель текста – убеждение читателя в своей точке зрения. (что гениальность – тяжкий крест)

  • Тип текста – рассуждение. Есть схема: тезис (1-4), рассуждение (5,7), вывод (14, 15, 17, 21). Вопросно-ответная форма изложения, типичная для рассуждения.

3. Актуальны ли проблемы, поднятые в тексте?

Каково ваше отношение к данной теме?



  • Конечно, актуальны, так как любое время рождает истинно талантливых людей, и внимание к нелегкой их судьбе необходимо. Это проблемы социальные и нравственные. Настоящий талант лишен пробивной силы, так как полностью погружен в свое творчество.

4.Чем передается отношение автора к поднятой теме, каков эмоциональный пафос текста? (тропы, приемы)

  • Развернутое сравнение ( пр. 1) по принципу отрицания.

  • Сравнение (11 – как нельзя дышать без воздуха,17 - подобны звездам)

  • Метафоры (2 - Голгофа, 3 - крест,4 - вериги), (6 - хоровод шедевров), (13 -магия искусства), развернутая метафора (18 - пламень бушует в груди творца, 16 - лучезарности света, которые потом…, 20 - творческие роды, помочь которым не в состоянии…)

  • Эпитеты (18 - дивное звучание, вещие образы, 22 - холодное злодейство, жестокая бессмыслица)

  • Антитеза ( 21 - более могущественный - более беспомощный)

  • Градация (ежечасно, ежеминутно, всю жизнь)

  • Повторы слова (16 – миллионам, 12 - полюбились)

  • Использование однородных рядов (15, 16,18, 19, 20, 22)

  • Вопросно-ответная форма изложения (16, 18, 19, 20)

  • Парцелляция (3, 4, 7, 9, 10, 11, 21)

  • Умолчание (13); умолчание, использованное на эмоциональном подъеме, в восклицательном предложении (15).

5. Произвести морфемный разбор слов: светлокрылый, являющийся (пр.1), неосуществленных (пр. 6), исторгая (пр. 18), беспомощного (пр.21), бессмыслица (пр. 22)
6. Построить словообразовательную цепочку слова ненаписанный (пр. 6)

  • Ненаписанный – написанный – написать – писать

7. Из предложений с 8 по 15 найти и выписать существительные, образованные переходом из другой части речи.

  • Прекрасное, смертный


8. Объяснить правописание Н и НН, слитного и раздельного написания НЕ в причастиях из 6 предложения.

Выполнить задания:

1. Отметить номера слов, в которых пишется НН:

  1. Скоше(н,нн)ый луг 6. изумле(н,нн)ая публика

  2. варе(н,нн)ая свекла 7. скоше(н,нн)а утром

  3. туше(н,нн)ые в сотейнике овощи 8. варе(н,нн)ый вчера

  4. закопче(н,нн)ый плафон 9. броше(н,нн)ое сгоряча

  5. рассказа(н,нн)ый сюжет 10. простуже(н,нн)ое дитя


2. Отметить номера слов, в которых слитное написание с НЕ:

1. (не)решенная задача 6. (не)узнаваемый родными

2. (не)зашитый вчера чулок 7. (не)истовавший ураган

3. (не)разобрано строителями 8. (не)складывающиеся отношения

4. (не)мытое яблоко 9. (не)выбелена утром

5. еще (не)обученный письму 10. (не)выговариваемые звуки


9. Использование какой лексики характерно для публицистического стиля?

  • Общественно-политической лексики, лексики, обозначающей понятия экономики, медицины, морали, этики, культуры, из области психологии (обозначающих внутреннее состояние человека).

  • Совмещение книжной и разговорной лексики.

10. Какая лексика, соответствующая публицистическому стилю, представлена в данном тексте? Приведите примеры из текста.

(Лексика из области этики, морали, культуры, психологии)


  • (пр. 6) Жестокий мир, не выполненных перед самим собой обязательств, чувство, страсть, любовь, ежедневные муки, борьба с глупостью, косностью, злодейство людей, шедевры и т. д.)

(книжная и разговорная лексика)

  • Книжные в большом количестве: (пр.18) смертный творец, исторгая вечные слова вещие образы, холодные злодейства, творческие роды, миссия вечного должника (7), ибо(вместо союза так как в пр.7)

  • Разговорные представлены меньше: (12) хочешь ты или нет, полюбились или нет,

(15) вводное слово правда.

11. Дайте толкование слов Голгофа (2), вериги (4), косность(22).



  • Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, место казни Христа. Употребляется как синоним мученичества и страданий.

  • Вериги – тяжелые железные цепи, обручи, носимые на голом теле для доказательства преданности Богу.

  • Косность – тяготение е привычному, невосприимчивость к новому, отсталость.

12. Обратим внимание на синтаксис. Что характерно для синтаксиса публицистического текста?

  • Использование несогласованных определений (словосочетаний типа: сущ. + сущ. в род. п. ) например: судьбы художников, поэтов, врач планеты, злодейство людей. ( пр. 20, 22)

  • Использование вводных слов (15 – правда)

  • Однородных рядов (15, 16, 18, 19, 20, 22)

  • Причастных оборотов (6, 8, 14, 15, 22)

  • Деепричастных оборотов (18)

  • Сложных синтаксических конструкций.

13. В каких случаях причастный оборот обособляется? В предложениях с 5 по 15 найти обособленные определения, выраженные причастными оборотами и графически их обозначить.

14. Графически объяснить постановку тире в предложениях 1 и 2.

15. Найти предложение, соответствующее данной схеме и записать его номер. Охарактеризуйте предложение.


  • | ------- ===== | , ( ибо ------ =====, ==== ).

  • 7 предложение – сложноподчиненное с обстоятельственным придаточным причины.

16. Из предложений с 13 по 16 найти сложносочиненное предложение с противительным союзом между частями и записать его номер.

  • 15 предложение

17. Из предложений с 15 по 22 найти сложное бессоюзное предложение, записать его номер.

  • 17 предложение.

18. Начертить схему предложения 16, охарактеризуйте его, объясните пунктуацию.
Сегодня мы провели комплексный анализ текста, повторив морфемику, словообразование, лексику, синтаксис, провели орфографическую и пунктуационную работу, вспомнили характерные черты публицистического текста. Аналогичная работа так или иначе предстоит в заданиях ЕГЭ по русскому языку, причем во всех уровнях: А,В,С.

И пусть по-настоящему гениальные люди рождаются редко, но среди нас есть талантливые, а настоящий талант, как правило, непрактичен в жизни, а, значит, требует большего внимания со стороны людей. Судьбы великих писателей и поэтов неоднократно убеждали нас в этом.


Домашнее задание: напишите собственное сочинение-рассуждение по одной из поднятых в тексте проблеме. Какие основные мысли звучат в тексте?

Гениальность – это «тяжелый крест».

Страсть творить в гении сильнее других, что часто становится причиной трагичности его судьбы.

Не зная творений великих мастеров, мы значительно обедняем наш мир.

Микеланджело – один из великих творцов, раздираемый страстями, сделавших прекрасное доступным каждому.

«Вечные образы» рождаются в тяжких муках творчества, но живут вечно.

Следует изучать подчас трагичные судьбы великих людей, которые в обществе не нашли понимания, а чаще сталкивались с глупостью и косностью.
Подведение итогов урока.

Каждому учащемуся к уроку выдаются готовые рабочие листы:

Рабочий лист к уроку: «Комплексный анализ текста»

Гений


1) Гений – это не светлокрылый ангел, являющийся людям раз в столетие в сиянии своего небесного дара и парящий над грешной землей. 2) Гений – это Голгофа каждый день. 3) Самый тяжелый крест. 4) Вериги, которые носят ежечасно, ежеминутно, всю жизнь.

5) Напрасно ходят легенды о волшебстве, чуть ли не легкости творчества избранных. 6) Великих художников окружал жестокий мир их неосуществленных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. 7) И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера – творить!

8) Среди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. 9) Микеланджело. 10) Человек, создавший мир. 11) Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха. 12) Ведь стоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились.

13) Такова магия истинного искусства… 14) Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись Рембрандта и Рублева…

15) Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам, попытавшись обойтись без этих гениев, сделавших прекрасное доступным каждому смертному, принесших красоту в каждый дом!..

16) Но всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? 17) Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. 18) Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? 19) Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? 20) Трудно вообразить всю тяжесть их творческих родов, помочь которым не мог ни один, даже самый искусный, врач планеты. 21) Потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец.

22) Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты.

И. Долгополов






Ответьте на вопросы и выполните задания по тексту:

1. Докажите, что перед вами текст.

(Какова основная мысль текста?)

2. К какому стилю вы отнесете текст? Какого типа текст?

Докажите свою точку зрения.

3. Актуальны ли проблемы, поднятые в тексте?

(Каково ваше отношение к данной теме?)

4.Чем передается отношение автора к поднятой теме, каков эмоциональный пафос текста? (тропы, приемы)

_______________________________________________________________________

5. Произвести морфемный разбор слов:



светлокрылый, являющийся (пр.1), неосуществленных (пр. 6), исторгая (пр. 18), беспомощного (пр.21), бессмыслица (пр. 22)

6. Построить словообразовательную цепочку слова ненаписанный (пр. 6)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

7. Из предложений с 8 по 15 найти и выписать существительные, образованные переходом из другой части речи.

________________________________________________________________________

8. Объяснить правописание Н и НН, слитного и раздельного написания НЕ в причастиях из 6 предложения.

Выполнить задания:

1. Отметить номера слов, в которых пишется НН:


  1. Скоше(н,нн)ый луг 6. изумле(н,нн)ая публика

  2. варе(н,нн)ая свекла 7. скоше(н,нн)а утром

  3. туше(н,нн)ые в сотейнике овощи 8. варе(н,нн)ый вчера

  4. закопче(н,нн)ый плафон 9. броше(н,нн)ое сгоряча

  5. рассказа(н,нн)ый сюжет 10. простуже(н,нн)ое дитя


2. Отметить номера слов, в которых слитное написание с НЕ:

1. (не)решенная задача 6. (не)узнаваемый родными

2. (не)зашитый вчера чулок 7. (не)истовавший ураган

3. (не)разобрано строителями 8. (не)складывающиеся отношения

4. (не)мытое яблоко 9. (не)выбелена утром

5. еще (не)обученный письму 10. (не)выговариваемые звуки


9. Использование какой лексики характерно для публицистического стиля?

_________________________________________________________________________

10. Какая лексика, соответствующая публицистическому стилю, представлена в данном тексте? Приведите примеры из текста.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

11. Дайте толкование слов Голгофа (2), вериги (4), косность(22).

12. Обратим внимание на синтаксис. Что характерно для синтаксиса публицистического текста?

___________________________________________________________________________

13. В каких случаях причастный оборот обособляется? В предложениях с 5 по 15 найти обособленные определения, выраженные причастными оборотами и графически их обозначить.

14. Графически объяснить постановку тире в предложениях 1 и 2.

15. Найти предложение, соответствующее данной схеме и записать его номер. Охарактеризуйте предложение.
| ___ === | , ( ибо ____ ===, === ).

16. Из предложений с 13 по 19 найти сложносочиненное предложение с противительным союзом между частями и записать его номер.__________________________________

17. Из предложений с 15 по 22 найти сложное бессоюзное предложение, записать его номер. ___________________________________________________________________

18. Начертить схему предложения 16, охарактеризуйте его, объясните пунктуацию.



Домашнее задание: напишите собственное сочинение-рассуждение по одной из поднятых в тексте проблеме.






Подруга отбила у нее мужа и портниху. Последнего она не могла простить. Эмиль Кроткий
ещё >>