Комплексный анализ стихотворения Д. Б. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Краткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие... 1 48.69kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 01. 01. 01 Вещественный... 1 67.41kb.
Разработка урока по литературе 5 класс Анализ стихотворения Н. 1 53.68kb.
Тематика курсовых работ для студентов 4 курса по специальности :... 1 74.64kb.
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » 9 класс 1 53.34kb.
Программа дисциплины Комплексный анализ  для направления 010400. 1 140.73kb.
Комедия в пяти действиях 4 870.39kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 01. 01. 01 Вещественный... 1 63.85kb.
Анализ стихотворения «Колокольчики мои…» Проанализируем стихотворения... 1 30.23kb.
Лев Николаевич Толстой Как чертенок краюшку выкупал 1 51.45kb.
Методическая разработка комплексный анализ текста как способ подготовки... 2 417.91kb.
«Граф Нулин». А. Пушкин 1 32.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Комплексный анализ стихотворения Д. Б. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…» - страница №1/1


МОУ «Краснокутская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

«Комплексный анализ стихотворения Д.Б. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…»»


Подготовила учитель русского языка и литературы: Поваляева Л.И.


С. Красный Куток, 2006



Тема: комплексный анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…».

Цель обучающая: научить анализировать текст, определять строение текста, его фонетический строй;

развивающая: способствовать развитию способности анализировать, синтезировать, делать выводы, обобщения, навыки работы в коллективе, содействовать формированию эстетического вкуса;

воспитывающая: воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Задачи: учить определять тему, основную мысль текста, остановиться на изобразительных средствах языка, строении текста, художественных приемах.

Оборудование: портрет Д.Б.Кедрина, кассета с записью музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень», «Осень», «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

На доске: дата, тема урока, текст стихотворения Д.Б.Кедрина

«Скинуло кафтан зеленый лето…».


Ход урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы проведем полный анализ стихотворения Дмитрия Борисовича Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…», запишем число, тему урока. Мы прощаемся с осенью. Сейчас на улице последний, осенний месяц – ноябрь. Уже опала листва, мы чувствуем поступь зимы: небо темное, солнышко все реже появляется на небе, по утрам на листве, траве появляется изморозь. А пока на дворе осень. Поэт Пушкин называл ее «очей очарованье». Об осени писали стихи, сочиняли музыку, создавали картины.

Известный русский композитор П.И.Чайковский любил русскую природу и написал о ней в своей музыке, музыкальное произведение называется «Двенадцать месяцев», в котором он дает характеристику каждому времени года, находя в каждом свои прелести, свое очарование. Мы говорим об осени. Сентябрь называется «Охота», октябрь – «Осенняя песнь», а ноябрь – «На тройке», часто в ноябре выпадал первый снежок, можно было в санях, запряженных в тройку лошадей отправляться в путь под звон колокольчика.



(Звучит музыка П.И.Чайковского).

Я хочу вам сегодня показать знаменитые картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и «Осень».



(Рассматриваются репродукции).

Поэты восхищение осенью выражали в своих стихах. Какие поэты писали об осени?



Ученики: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов,А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, К.Бальмонт, Дмитрий Кедрин.

Учитель: к уроку я давала каждому из вас задание. Одно из заданий: подготовить сообщение о Дмитрии Кедрине.

Ученик: Дмитрий Кедрин родился в 1907 году, погиб в1945 году, он прожил всего 38 лет, однако имя этого поэта хорошо известно читателям. Он писал об истории своей страны, особенно знаменито его стихотворение «Зодчие», о жизни знаменитых людей, а также о русской природе. Любимый поэт Кедрина –А.С.Пушкин.

(Учитель читает стихотворение Д.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…», потом его наизусть читает ученик).

Учитель: вставим пропущенные буквы в тексте, объясним написание слов.

Ученик: кафтан, зеленый (зелень), отсвистели (свист), осень (осенний), желтую (желтеть), лесам (лес), метелкою (метлы), хозяйкой, терема (терем), щеголиха (щеголь), разлетайке (лет), румяная.

Учитель: на какое правило даны слова?

Ученик: орф. №1 (безударные гласные проверяй ударением), орф.№2 (запоминай непроверяемые гласные).

Учитель: определим тему текста.

Ученик: автор описывает красоту осенней природы, приближение зимы.

Учитель: определим идею произведения. Что такое идея?

Ученик: идея – основная мысль текста. Автор восхищается осенней природой, ее красками, будто приглашает нас полюбоваться вместе с ним, его лирический герой радуется приближению зимы.

Учитель: из этого следует, что автор рисует две картины: осень – главная героиня – и зима. Значит, в композиционном плане стихотворение представляет собой две части: осень, приближающаяся зима.

Учитель: кто герои этого произведения?

Ученик: лирический герой, осень, осенняя природа, упоминается зима.

Учитель: какой тон этого стихотворения? (Грустный, веселый, трагический, юмористический, жизнеутверждающий).

Ученик: веселый, жизнеутверждающий, потому что природа умирает, чтобы показаться в новом качестве: в зимнюю пору, а потом придут весна, лето.

Учитель: рассмотрим средства художественной изобразительности. Осень показана, как живая. Какой прием для этого использует автор? Приведите примеры.

Ученик: олицетворение: лето скинуло кафтан, осень одета в шубу, она прошлась с метелкой, чтоб зима вошла хозяйкой.

Учитель: автор использует слова, которые могут быть нам непонятными: кафтан, рачительная, щеголиха, терема, объясните значение этих слов.

Ученик: кафтан – это слово устаревшее. Русская старинная мужская верхняя одежда с длинными полами.

Ученик: «щеголиха» от слова «щеголять», имеет два значения: 1. Нарядно одеваться. 2. Выставлять что – либо напоказ, хвастаться. Нам подходит первое значение: щеголиха, модница.

Ученик: рачительный – слово устаревшее, означает «трудолюбивый».

Учитель: чтобы показать красоту осени, зимы, автор использует эпитеты. Что такое эпитеты? Найдем их в тексте.

Ученик: это художественные определения предмета или явления, мы называем: красочные слова, они отвечают на вопрос какой?

Например, кафтан зеленый, шуба желтая, зима румяная, снежные лесные терема, рачительной хозяйкой.



Учитель: что такое метафоры? Найдите в тексте.

Ученик: метафоры – это слова, которые заменяют другие слова по схожести между собой, они обычно употребляются в переносном смысле.

Метафоры в этом тексте: зеленый кафтан (лета) – это зеленые трава и листва; желтая шуба (осени) – это желтые листва и трава; лесные терема – это деревья; зима – щеголиха, хозяйка; метелка – кисточка художника.



Учитель: а почему зима названа «щеголихой»?

Ученик: потому что зимний наряд красив, разнообразен, часто меняется, как у модницы.

Учитель: я давала вам задание: нарисовать осень и зиму, какими вы их себе представляете.

(Ребята показывают рисунки).

Учитель: что такое рифма? Определите ее в тексте.

Ученик: рифма – это созвучия в конце предложения. Здесь рифмуются 1 – 3 строчки, 2 – 4: лето – одета, всласть – прошлась, хозяйка – разлетайка, терема – зима. Такая рифма называется «перекрестная».

Учитель: вы сказали, что у лирического героя хорошее настроение. Как вы думаете, каких звуков будет больше: гласных или согласных? Посмотрим в первых четырех строчках. Какой здесь основной звук? Какой во втором четверостишии?

Ученик: в первый четырех строчках звук (л), (л), а во втором – (р), (р). Звук (л) более мягкий, так как еще нет морозов, нет треска , который приходит вместе с первыми морозами.

Учитель: какие части речи использует автор в первом четверостишии?

(Учащиеся определяют части речи).

Учитель: сколько строчек в этом стихотворении? Как называется строфа, состоящая из восьми строчек?

Ученик: восьмистишие или октава.

Учитель: сколько здесь предложений? Простые они или сложные?

Ученик: здесь 2 сложных предложения.

Учитель: начертим схему первого предложения. Назовите тип сложного предложения.

Ученик: это бессоюзное сложное предложение с обратным порядком слов.

(Учащиеся чертят схему сложного предложения).

Учитель: главная героиня стихотворения – осень. Покажите транскрипцию этого слова, как мы его произносим? Как произносим слово «зима»?

Ученик:[ос´ин´], [з´има].

Учитель: автор называет зиму щеголихой, произведем морфемный и словообразовательный разбор этого слова.

Ученик: щегол – корень, - их – суффикс, - а – окончание. Слово «щеголиха» произошло от слова щеголь при помощи суффикса – их -, суффиксальным способом.

Учитель: найдем в тексте глаголы, они обычно показывают динамику движения, в нашем случае движение природы, смену времен года. Подберем к ним антонимы. Что такое антонимы?

Ученики: антонимы – это слова с противоположным значением. Здесь такие антонимы: скинуло – надело, отсвистели – засвистели, одета – раздета, прошлась – остановилась, вошла – ушла.

Учитель: на дом было задание: составить стихи об осени и зиме по заданной рифме: парной и перекрестной.

( Ученики читают свои стихи на рисунках в виде осеннего листочка и снежинки).

Учитель подводит итог, выставляет оценки, предлагает ученикам оценить урок в виде рисунка, отражающего отношение ученика к уроку: ☺.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима!

1 октября 1942 года

Д.Кедрин


Скинуло к..фтан з..леный лето,

Отсв..стели жаворонки всласть,

Ос..нь в шубу ж..лтую одета,

По л..сам с м..телкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной х..зяйкой


В снежные л..сные т..рема

Щ..голиха в белой разл..тайке –

Русская румя(н,нн)ая зима!
1 октября 1942 года


Д.Кедрин

Скинуло к..фтан з..леный лето,

Отсв..стели жаворонки всласть,

Ос..нь в шубу ж..лтую одета,

По л..сам с м..телкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной х..зяйкой


В снежные л..сные т..рема

Щ..голиха в белой разл..тайке –

Русская румя(н,нн)ая зима!
1 октября 1942 года


Д.Кедрин

Скинуло к..фтан з..леный лето,

Отсв..стели жаворонки всласть,

Ос..нь в шубу ж..лтую одета,

По л..сам с м..телкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной х..зяйкой


В снежные л..сные т..рема

Щ..голиха в белой разл..тайке –

Русская румя(н,нн)ая зима!
1 октября 1942 года

Д.Кедрин




Административная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) 7 класс

Юннаты блокадного Ленинграда

В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непрекращающиеся налеты, была организована работа кружка юннатов.

Трудно поверить, что вечно голодные дети ухаживали за рыбками, рыжим лисенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникало мысли, что их можно съесть.

Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы. Ребята заботливо замазывали развороченные осколками снарядов стволы деревьев.

Если вы увидите в этих садах деревья с заплатками, похожими на кору, знайте: это сохранившиеся во времени следы рук детей несломленного Ленинграда.

Грамматические задания:

1)определить части речи в первом абзаце;

2)составить схему 2 предложения, обозначив однородные члены предложения;

3)разобрать морфологически союз что;

4)выписать 3 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Проверочная работа №2 по литературе в 9 классе


  1. Игорь, Яр Тур Всеволод, Святослав, Ярославна…Героями какого произведения они являются? Почему в названии произведения упоминается лишь один герой?

  2. Назовите автора и произведение, отрывок из которого приведен ниже. К кому обращены эти строки?

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих, -

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


  1. Кто автор повести «Бедная Лиза»?

  2. Назовите автора и произведения , из которого приведен ниже отрывок. Каков его жанр (баллада, роман, элегия)?

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Снег пололи;……….


  1. Назовите 2 – 3 героев комедии «Недоросль».

  2. Какими сценами завершается комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»? Назовите героев, участвующих в них.

  3. Назовите автора и произведение, строфы из которого приведены ниже. Какова тема стихотворения?

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратилсяся ядом.



  1. Назовите героев поэмы «Медный всадник».

  2. Назовите автора и произведение, отрывок из которого приведен ниже. Какому герою принадлежат эти слова?

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил, и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.


  1. Назовите главного героя произведения Н.В.Гоголя «Шинель».

  2. Назовите 1 – 2 стихотворения Ф.И.Тютчева о природе. Приведите строки одного из них.

  3. «»Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь». Назовите автора этих произведений.

  4. «Танька», «Лапти», «Сверчок», Цифры», «Косцы». Назовите писателя, который написал эти рассказы. Героями произведения какого являются крестьяне?

  5. Назовите писателя и произведение, из которого взят отрывок.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

15)Ниже названы зарубежные писатели и литературные произведения, написанные ими. Покажите с помощью цифр, кто написал каждое из произведений.

1.Гомер «Приключения Тома Сойера»

2.У.Шекспир «Одиссея»

3.Мольер «Белый клык»

4.М.Сервантес «Мещанин во дворянстве»

5.Андерсен «Снежная королева»

6.Дж .Лондон «Дон Кихот»

7. М. Твен «Ромео и Джульетта»









Если в нотах написано «con amore», только итальянские оркестры действительно играют с любовью. Остальные играют так, словно все музыканты женаты. Артуро Тосканини
ещё >>