страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Кожуховская Е. И - страница №1/1
![]() Шмерлинг Д.С. Разработка современной модели государственного и корпоративного стратегического планирования Нынешнее состояние российского государственного и корпоративного стратегического планирования (СП) характеризует выпущенные Минэкономразвития России Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (далее – МУ).1 Они «определяют требования к разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга реализации государственных программ». МУ разработаны на основании Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ (ГП) Российской Федерации (далее – Порядок), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588. Поскольку формирование ГП осуществляется исходя из принципа достижения «долгосрочных целей» и «измеримых результатов их реализации» (конечных результатов), то речь идет о программно-целевом планировании и управлении. В данном случае «Задача» ГП «определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществление государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации» ГП «или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» (п.23 МУ). П.24 требует, чтобы сформулированные задачи были необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели. То же осуществляется по отношению к используемым показателям (индикаторам), подпрограммам и необходимо применять при разработке мероприятий. П.55 предусматривает «краткое обоснование необходимости2 каждого мероприятия для достижения ожидаемого результата соответствующего основного мероприятия государственной программы».3 Заметим, что здесь ничего не говорится о достаточности мероприятия. Кроме того, предусматривается анализ рисков реализации подпрограмм. Из приведенного выше описания элементов МУ трудно извлечь способы подбора и определения «объема» мероприятий, необходимых и достаточных для реализации соответствующих подпрограмм, достижения значений индикаторов и решения поставленных в ГП задач. Следовательно, в развитие МУ целесообразно предусмотреть более детальный документ «Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», где необходимо представить методы формирования мероприятий, подпрограмм, индикаторов, задач и рисков реализации подпрограмм. Традиционный путь разработки таких методов - технико-экономические расчеты (бизнес-планирование). Это возможно лишь в «простых инженерно-экономических ситуациях», а в ГП и корпоративных стратегических программах неосуществимо. Современное решение этой проблемы – применение моделей многоуровневых экспертных оценок. Эти модели позволяют определять мероприятия, подпрограммы, задачи в ситуациях, когда технико-экономические расчеты «не работают». Описание таких ситуаций и моделей приводится в книгах и статьях проф. Т.Саати и его учеников и последователей (см. decisionlens.com), см. также.4 Авторы предлагают учитывать помимо «традиционных» элементов (целей, задач и т.п.) новые элементы и критерии, для выбора которых авторами составлена табл. 1. Таблица 1. Элементы и уровни формирования политики и стратегии для государственных и корпоративных программ
1 Приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. № 670 (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 апреля 2011 г. N 20554) 2 Курсив наш (авторы). 3 Основное мероприятие – это группа мероприятий (п.55). 4 Саати Томас Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 360 с. 5 См. книгу Decision-making on mega-project: cost-benefit analysis, planning and innovation (2008). В настоящей таблице в строке 2 указаны редакторы этой книги. В остальных разделах авторы также достаточно условно упомянуты, поскольку такие предложения выдвигались неоднократно. Первоисточник найти достаточно трудно. 6 Шмерлинг Д.С., Буссель Ю.Н. Стратегическое моделирование приоритетных национальных проектов: от учета ценностей российского общества к целевому планированию // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, 2006-2007. № 4. C. 148—157. |
ещё >> |