Кодексы участников образовательного процесса в вузе как средства гармонизации межличностных отношений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного... 6 827.63kb.
«Межличностные отношения» 1 104.4kb.
Доклад подготовлен в соответствии с «Положением об Уполномоченном... 1 61.82kb.
Конкурс уполномоченных по защите прав участников образовательного... 1 93.16kb.
1 Основные подходы к проблеме межличностных отношений в психологии 1 291.71kb.
Методическое пособие по курсу "Диагностика межличностных отношений"... 2 545.86kb.
Телесно ориентированная игра, как средство гармонизации детско родительских... 1 27.23kb.
Программа развития муниципального образовательного учреждения 4 615.91kb.
Медиацентр как средство формирования информационной культуры участников... 1 59.3kb.
Время занятия 3 учебных часа Вид кейса – научно-исследовательский... 1 37.18kb.
Метод диагностики межличностных отношений (дмо) д п. н. Л. Н. 1 130.11kb.
Отечественные хиты 1 122.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Кодексы участников образовательного процесса в вузе как средства гармонизации межличностных - страница №1/1

А.Г.Трофимчук

г.Новочеркасск



КОДЕКСЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ–СТУДЕНТ»
В учебно-воспитательном процессе вуза целесообразно внедрение Кодекса профессорско-преподавательского состава вуза(см.Таблица 1) и Кодекса студентов вуза (см.Таблица 2).

Таблица 1. Кодекс профессорско-преподавательского состава вуза[5]



КОДЕКС

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА

● Любят (уважают) учреждение своего педагогического труда,- ВУЗ и гордятся статусом профессора (преподавателя) ВУЗа;

● Вежливы, выдержанны, искренни, терпимы, скромны с коллегами, сотрудниками, администрацией ВУЗа, студентами и не допускают во взаимоотношениях грубости, зазнайства, злословия, лицемерия, высокомерия, ханжества, карьеризма; честны в выполнении своих служебных обязанностей;

● Любят (уважают) студентов ВУЗа, вежливы и выдержанны в общении с ними; в меру требовательны и бескорыстны; объективны в оценке;

● Творчески подходят к подготовке учебных занятий, умело применяют новейшие педагогические технологии и научно-педагогические инновации, средства обучения;

● Знают, что смыслом жизни человека (и, в первую очередь, педагога) является совершенствование духовного мира: познание себя и стремление к идеалу; ежедневно занимаются совершенствованием духовного мира при посредстве своего Домашнего досугового центра, включающего: книги, аудиозаписи, видеозаписи высокого нравственного содержания и аппаратуру для их прослушивания и просмотра;

● Считают неотъемлемой частью педагогического труда научно-педагогическое творчество, имеют ученую степень (являются ее соискателем), участвуют в подготовке молодых ученых, проведении научно-практических конференций, являются авторами монографий (пособий), статей в научно-педагогических сборниках; выполняют научные хоздоговорные работы; принимают участие в конкурсах научно-педагогических работ; имеют (нарабатывают) свою научную школу; имеют (стремятся получить) ученое звание;

● Подают студентам личный пример нравственности, здорового образа жизни, подтянутости, опрятности и чистоты внешнего вида в соответствии со статусом преподавателя высшего учебного заведения России;

● Любят (уважают) и чтят память ветеранов профессорско-преподавательского состава ВУЗа; стремятся оказать моральную и материальную помощь и поддержку;

● Со вниманием и заботой принимают в свои ряды молодых педагогов, помогают им в становлении и овладении педагогическим мастерством;

● Стремятся овладеть основами профессиограммы, т.е. идеальной модели, в которой представлены основные качества личности, знания, умения, навыки, необходимые для выполнения функций профессора (преподавателя).


Таблица 2. Кодекс студентов вуза[4]




КОДЕКС

СТУДЕНТОВ ВУЗА

  • Уважают (любят) свою Alma Mater – вуз, коллег, профессорско-педагогический состав, сотрудников, администрацию вуза, верны студенческой дружбе;

  • Относятся к выбранное профессии сознательно, представляют содержание и характер избранной профессии, потребности в данном виде труда, видят в профессии возможности для творчества, уважают избранную профессию и чувствуют гордость за нее, понимая, что от этого во многом зависит их будущее; волю, усидчивость, настойчивость направляют на получение фундаментальных знаний в учебном процессе вуза;

  • Вежливо общаются с коллегами, преподавателями, сотрудниками, администрацией вуза, приветствуют при встрече, благодарят за внимание проявленное к ним;

  • Понимают, что смыслом жизни каждого человека является непрерывный процесс совершенствования, стремятся овладеть всем лучшим, что выработало человечество, развивают: патриотизм, дисциплинированность, чувство долга, толерантность и не имеют вредных привычек;

  • С уважением относятся к результатам своего и чужого труда, проявляют бережное отношение к материальным и культурным ценностям;

  • Берегут рабочее и свободное время других людей, не заставляют преподавателей и окружающих их ожидать;

  • Ни в каких случаях не нарушают тишины своими действиями, словами, имеющимися техническими средствами;

  • Терпимы к иным мнениям и вкусам, не допускают унижения человеческого достоинства ни физически, ни морально;

  • Уважают (любят) родителей как людей, давших им жизнь, вложивших в их воспитание свой труд, мысли, любовь;

  • Благодарны представителям старшего поколения, своим трудом создавших те социальные блага, которыми они пользуются;

  • Относятся к чувству любви как в большой нравственной ценности, возвышающей человека и являющейся показателем богатства человеческой личности; разносторонне готовятся к семейной жизни и воспитанию детей;

  • Заботятся о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, не привлекают к себе внимания экстравагантностью внешнего вида и одеты в соответствии со своим статусом студента высшего учебного заведения.




Гармонизации взаимоотношений преподавателей и студентов в повседневной жизни вуза способствуют добросовестно и взаимно выполняемые

положения Кодексов:

- уважение друг - друга, вежливость и отсутствие даже намёка на грубость;

- творческий подход к подготовке учебных занятий преподавателями и воля, усидчивость, настойчивость в получении фундаментальных знаний студентами в учебном процессе вуза;

- личный пример нравственности, здорового образа жизни, подтянутости, опрятности и чистоты внешнего вида в соответствии со статусом преподавателя высшего учебного заведения России и студента вуза;

- знания, что смыслом жизни человека (и, в первую очередь, педагога) является совершенствование духовного мира: познание себя и стремление к идеалу; ежедневно занимаются совершенствованием духовного мира при посредстве своего Домашнего досугового центра, включающего: книги, аудиозаписи, видеозаписи высокого нравственного содержания и аппаратуру для их прослушивания и просмотра.

Процесс воспитания(совершенствования духовного мира), представляет обогащение индивидуальности (и личности) человека знаниями, как он должен жить и что он должен и не должен в жизни делать, а также развитыми положительными моральными качествами общечеловеческого идеала современной этики (бережливости, благородства, вежливости, великодушия, верности, выдержки, духовности, идейности, искренности, мужества, правдивости, принципиальности, самоотверженности, скромности, смелости, терпимости, трудолюбия, человечности, честности, чувства нового, чуткости) с одновременным изжитием противоположных отрицательных (зазнайства, злословия, карьеризма, корыстолю­бия, мещанства, распутства, скупости, ханжества, чванства, эгоизма, злорадства, грубости, вероломства, цинизма, лицемерия малодушия, высокомерия, трусости, тунеядства, косности) [2], применёнными в повседневной жизни[3].

Для организации совершенствования духовного мира необходимо оборудование вузовского (и домашнего) Досугового центра совершенствования духовного мира, представляющего синтез библиотеки, фонотеки и видеотеки с научно – методически отобранными – книгами (н.п. Бхагавад-Гита, Дхаммапада, Библия, Коран; Платон, диалоги: «О душе» (Федон), «Алкивиад – I»; Вейсс Ф.Р.Нравственные основы жизни; Карлейль Т. Этика жизни; Лесков Н.С. Однодум; Толстой Л.Н.Круг чтения, Путь души (Путь жизни); Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном, Раздумья; Коэльо П. Книга воина света, Мактуб и мн. др.), аудиозаписями (н.п. Робертино Лоретти, Эммы Шаплин, А. Нетребко, Е. Щербаченко; Т.В.программы, н.п. «Романсиада» и мн.др.) и видеозаписями (н.п. «Моя прекрасная леди» (1964), США, реж. Дж. Кьюкор (в гл. ролях Одри Хепберн, Рекс Харрисон); «Алёшкина любовь»(1960), Мосфильм, реж.С.Туманов и Г.Щукин(в гл.роли Л.Быков); «Доярка из Хацапетовки ч.I»(2007),Россия - Украина, реж.А.Гресь (в гл.роли Е.Осипова); «Суперневестка»(2008), Узбекистан, реж. Бахром Якубов, Тамара Моисеева(в гл.ролях Диана Ягафарова и Адиз Раджабов) и мн.др.) высокого духовно-нравственного содержания, а также аппаратурой для прослушивания и просмотра и Дневником самовоспитания.

На примере притчи «О злом человеке» из книги П.Коэльо «Мактуб» [1] поясняем методику поиска ответов на вопросы, - что должен и не должен человек в жизни делать?

«Злой человек, умерев, в воротах Ада встречает ангела. Ангел говорит ему: "Для тебя достаточно было сделать один хороший поступок в твоей жизни, и это поможет тебе". "Думай хорошо", говорит ангел. Человек вспоминает, что однажды, когда он проходил по лесу, он увидел паука на своем пути и обошел его так, чтобы не раздавить. Ангел улыбается, и с неба спускается паутина, позволяющая человеку подняться в Рай. Другие среди осужденных стоят ближе перед паутиной и начинают подниматься по ней. Но человек видит это и начинает скидывать их в страхе, что паутина оборвется. В этот момент она действительно обрывается и человек снова возвращается в Ад. "Какая

жалость", слышит человек голос ангела. «Твое беспокойство за себя превратило во зло тот единственный хороший поступок, который ты когда-либо сделал».

Вывод: Я должен (на) делать больше добрых дел.

Свои поиски ответов на вопросы, - что я должен и не должен в жизни делать? - вписываем в Таблицу 3, которую регулярно (ежедневно) пополняем.

Таблица 3. Что я должен (на) и не должен (на) в жизни делать



Должен (на)

не должен (на)

делать больше добрых дел

быть злым

Для развития положительных моральных качеств и изжития противоположных – отрицательных, предлагаем специальный алгоритм[3]:

а) Анализ характеристики положительного качества.

б) Анализ характеристики отрицательного качества.

в) Общечеловеческие ценности о положительном качестве.

г)Анализ необходимости развития положительных качеств: Почему положительное моральное качество необходимо развивать? Что происходит с человеком при отсутствии его в сознании? Сможет ли помочь его развитие Вашей повседневной жизнедеятельности? Чему, по Вашему мнению, поможет его развитие Вашим знакомым, друзьям, родным, близким и всем людям?

д) Анализ необходимости изжития отрицательных качеств: Как проявляется отрицательное моральное качество в Вашей повседневной деятельности? Что способствует его проявлению? Почему это качество необходимо изживать?

е)Определение составляющих положительного морального качества, необходимых для повседневной жизнедеятельности.

ж) Ежедневный контроль проявления обоих качеств с записью в Дневник самовоспитания:

-Проявлялось ли изживаемое отрицательное моральное качество
в течение дня, что этому способствовало, и можно ли было избежать его проявления.

-Проявляется ли развиваемое положительное моральное качество


или что мешает его проявлению.

-Регулярная (по результатам наблюдения за развитием или в конце цикла

развития конкретного положительного морального качества)

самооценка количественного уровня развития и определение присутствия его антонима - отрицательного морального качества ( см. Таблица 4).

Таблица 4. Количественный контроль развития положительного качества –

( н.п.) вежливость и изжития противоположного - грубость



Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

…..

30




вежливость

(примерно)



50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


…...


51

%


и.т.д.

грубость

(примерно)



5 50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


50

%


…..


49

%


и.т.д.

Ежедневное совершенствования духовного мира студентов и профессорско-преподавательского состава вуза, представляет комплексный процесс: каждый вечер я (мы всей семьёй) примерно в 20 часов, занимаюсь(емся) самосовершенствованием (взаимосовершенствованием). Слушаю (ем) любимые музыкальные произведения; пою(ём) под караоке свои любимые песни и романсы, читаю(читаем вслух и обсуждаем) любимые произведения классики мировой литературы и выделяю(совместно выделяем) ответы на вопросы, что должен и не должен человек в жизни делать и делаем записи в свой Дневник самовоспитания, в соответственную, не прекращающуюся Таблицу 3; рассматриваю и повторяю (совместно обсуждаем предыдущие записи в Таблице 3); смотрю(смотрим и обсуждаем) видеофильмы и видеопрограммы высокого духовно-нравственного содержания; занимаюсь(совместно занимаемся) развитием очередного положительного морального качества и изжитием противоположного отрицательного с записью в Дневник самовоспитания; рассматриваю, анализирую(совместно рассматриваем и анализируем) сайты в интернете и альбомы высокого изобразительного искусства, делаю(делаем) записи в Дневник самовоспитания; анализирую (совместно обсуждаем и анализируем) текущие духовно-нравственные события общественной жизни: ЗОЖ, ТВ и радиопрограммы, фильмы, премьеры, концерты, вернисажи; планирую (планируем совместные) творческие дела, приносящие пользу окружающим людям; в заключении,

посылаю (совместно посылаем) красивые, добрые и высоконравственные

мысли – чтобы всем людям было хорошо! [3]

Список литературы

1.Коэльо П. Мактуб. М.: Сфера, 2001

2.Словарь по этике. М.: Политиздат , 1989

3.Трофимчук А.Г.Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.

Монография/ Новочерк. гос. мелиор. акад. Новочеркасск, 2009.



4.Трофимчук А.Г. Воспитание обучаемых в образовательном пространстве ДОУ-СОШ-ВУЗ на основе общечеловеческих ценностей // Инновационные технологии в обучении и воспитании: Матери­алы Межународной научно-практической конференции/ Еле́цкий госуд. ун-т им. И. А. Бунина. Елец: ЕГУ им.И.А.Бунина, 2008.С.98-103.

5.Трофимчук А.Г. Общечеловеческие ценности кодекса педагога образовательного учреждения // Учитель ххi века: стратегии профессионального взаимодействия и саморазвития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 – 24 марта 2010г.ЧастьI. /Удмуртский госуд.ун-т. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010.С.77-82.




Я не знаю, как должно быть, но вы делаете неправильно! Армейский фольклор
ещё >>