Клеточный уровень. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Цель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анатомия растений. Отличие эукариот от прокариот 1 132.02kb.
«Клеточный уровень организации живой природы» 1 15.26kb.
Урок Общая характеристика Прокариот. Задачи урока : раскрыть особенности... 1 84.26kb.
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена... 1 125.9kb.
Манжос Елена Юрьевна 262-521-901 1 15.24kb.
Конспект урока по теме «Поглощение воды корнем и ее транспорт у цветковых... 1 53.87kb.
Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру... 1 132.63kb.
Стандартные клеточные системы 1 145.3kb.
Моделирование взаимодействия двух биологических видов видов с одной... 1 18kb.
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении... 1 170.77kb.
Название проекта. «Призвание варяг» 1 34.78kb.
Стремительные успехи в секвенировании геномов эукариот выдвинули... 1 151.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Клеточный уровень. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Цель - страница №1/1

Клеточный уровень.

Различия в строении клеток прокариот и эукариот.
Цель: 1. выявить различие в строении прокариот и эукариот;

2. дать определение аэробам и анаэробам;

3. рассмотреть спорообразование у бактерий;

4. совершенствовать умения и навыки работы с микроскопом и приготовление микропрепаратов.

5. формировать умение логически мыслить и формулировать свои выводы.

Оборудование: таблицы животной и растительной, бактериальной клеток, таблица «уровни организации живой природы»,таблица «Царства живых организмов», компьютер, телевизор и видеомагнитофон, микроскопы, готовые микропрепараты растительной, животной клеток, культура сенной палочки.

Ход урока.

Мы продолжаем изучение Клеточного уровня. Наша задача сегодня – сравнить клетки прокариот и эукариот, выявить их различия.

Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Она обладает всеми признаками живого организма. Перечислите, какими?

Ответ ученика: Клетка растет, размножается, обменивается с окружающей средой веществами и энергией, реагирует на внешние раздражители.

Каково строение клетки?

Ответ ученика: Клетка состоит из мембраны, цитоплазмы, ядра, эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, митохондрий, лизосом, рибосом, клеточного центра. (рассказ сопровождается показом на таблице)

Каковы функции ядра клетки?

Ответ ученика: Клеточное ядро содержит ДНК – вещество наследственности, в котором зашифрованы все свойства клетки. Поэтому ядро необходимо для осуществления двух важнейших функций. Во-первых, это деление, при котором образуются новые клетки, во всем подобные материнской. Во-вторых, ядро регулирует все процессы белкового синтеза, обмена веществ и энергии, идущие в клетке.

Назовите функции эндоплазматической сети.

Ответ ученика: Основная функция шероховатой или гранулярной эндоплазматической сети – синтез белков в рибосомах. Гладкая эндоплазматическая сеть выполняет транспортную функцию.

Какую функцию выполняют рибосомы и лизосомы?

Ответ ученика: Рибосомы - синтезируют белки, а лизосомы расщепляют белки до более простых молекул.

Почему аппарат Гольджи чаще расположен вблизи от ядра клетки?

Ответ ученика: Потому что в комплексе Гольджи накапливаются и хранятся вещества, которые клетка синтезирует для нужд всего организма и которые выводятся из клетки наружу. В комплексе Гольджи формируются лизосомы.

Для чего необходимы митохондрии клетке?

Ответ ученика: Митохондрии синтезируют АТФ (аденозинтрифосфат),который является универсальным источником энергии.

В чем сходство митохондрий и пластид?

Ответ ученика: Как и митохондрии, пластиды содержат собственные молекулы ДНК. Поэтому они также способны самостоятельно размножаться, независимо от деления клетки.

Органоидами каких клеток являются пластиды и какие виды пластид вы знаете?

Ответ ученика: Пластиды – органоиды растительных клеток. Пластиды делят на лейкопласты (бесцветные), хлоропласты (зеленые) и хромопласты (красные, оранжевые, фиолетовые или желтые).

Каковы функции клеточного центра?

Ответ ученика: Клеточный центр формирует внутренний скелет клетки, учавствует в делении клетки, образуя веретено деления.

Перечислите органоиды движения клеток.

Ответ ученика: Реснички и жгутики.

Какие клетки имеют органоиды движения?

Ответ ученика: Клетки эпителиальной ткани, сперматозоиды, одноклеточные организмы – инфузории, эвглена зеленая.

Приведите примеры клеточных включений.

Ответ ученика: Клеточные включения находятся в цитоплазме и представляют собой питательные вещества например, капли жира, гранулы крахмала, белка, гликогена, кристаллы солей.

Ребята, мы сейчас подробно повторили строение клеток. Скажите, пожалуйста, к какой общей группе организмов относят организмы, клетки которых имеют подобное строение?

Ответ ученика: Эукариоты – организмы, клетки которых имеют ядро.

Правильно, а какие безъядерные организмы вам известны?

Ответ ученика: Вирусы. Бактерии.

Верно. Бактерии объединяют в царство Дробянки. Организмы этого царства не имеют ядра и называются прокариотами. Современная классификация выделяет два надцарства: Надцарство Прокариоты (Царство Вирусы и Царство Дробянки – подцарства Бактерии и Цианеи) и Надцарство Эукариоты (Царство Грибы, Царство Растения, Царство Животные). (Показать на таблице)

В чем же сходство и различие прокариотической и эукариотической клеток?

Ответ ученика: Эукариоты имеют ядро, а прокариоты – нет.

Верно, но только ли этим отличаются эти клетки. Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшую лабораторную работу. (Инструктаж по ТБ)

Лабораторная работа №3.

Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Цель: выявить черты сходства и различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Ход работы:

1. Рассмотрите под микроскопом приготовленный (готовый) микропрепараты эукариотической клетки.

2. Приготовьте микропрепарат прокариотической клетки и рассмолтрите его под микроскопом.

3. Подпишите основные части клетки, видимые в микроскоп.

4. Сравните полученный результат с рисунками покариотической и эукариотической клеток.

5. Заполните таблицу, поставив знаки «+» и «-» в соответствующие графы.


Сравнение строения клеток прокариот и эукариот.

Органоиды

Содержится в клетках


Эукариот

Прокариот

Ядро


+

-

Клеточная мембрана


+

+

Цитоплазма


+

+

Рибосомы


+

+

Митохондрии


+

-

Эндоплазматическая сеть


+

-

Комплекс Гольджи


+

-

Пластиды


+,-

-

Вывод: Внутри прокариотической клетки отсутствуют органоиды, окруженные мембранами, т.е. в ней нет эндоплазматической сети, нет митохондрий, нет пластид, комплекса Гольджи, нет ядра.

Прокариоты часто имеют органоиды движения – жгутики и реснички.

Большая часть бактерий может использовать в качестве источника энергии почти любые органические соединения, даже вещества, применяемые для их уничтожения (например, пенициллин, убивающий многие бактерии). Это связано с тем, что бактерии могут жить в среде как в присутствии кислорода, так и при его отсутствии.

Различия в строении прокариот и эукариот.

Организмы, которые могут жить в присутствии кислорода воздуха называются аэробами. (aer –воздух, bios –жизнь, греч.)

Организмы, которые могут жить при отсутствии кислорода воздуха называются анаэробами.(an – отрицание, aer –воздух, bios –жизнь, греч)

Бактерии, растущие при полном отсутствии кислорода называютс облигатными анаэробами, а развивающиеся одинаково хорошо как в присутствии, так и при отсутствии кислорода – факультативными анаэробами.

Прокариоты, как любые живые организмы размножаются. Чаще всего они размножаются бесполым путем, а именно делением клетки надвое. При благоприятных условиях клетки некоторых бактерий могут делиться каждые 20 минут. Этим объясняется быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека. Однако быстрому размножению бактерий препятствует рад факторов: недостаток пищи, выедание другими организмами, накопление продуктов распада. Немногие бактерии могут размножаться путем почкования. Типичный половой процесс у прокариот отсутствует, хотя у некоторых из них он известен, но в очень примитивной форме (например, у кишечной палочки).

При неблагоприятных условиях, например, при недостатке воды, многие бактерии переходят в состояние покоя. Клетка теряет воду, сморщивается и остается в состоянии покоя до тех пор, пока снова не появится вода. Этот процесс называется спорообразованием. Спорообразование у бактерий показано на рисунке 31, стр.59 учебника. Рассмотрите рисунок. (Прочитать отрывок о спорообразовании) Какой вывод можно сделать из рисунка и прочитанного материала? Что такое процесс спорообразования бактерий?

Вывод :Образование спор у бактерий это не способ размножения (как у растений), так как каждая клетка дает всего одну спору и общее количество особей при этом не возрастает.(запишите в тетрадь)

Споры очень стойки, выдерживают кипячение в течение нескольких часов, засуху, нагревание до 140 ºС, охлаждение до -250ºС. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами. При попадании в благоприятную среду из спор быстро образуются бактерии.

Игра «Поле чудес». Три тура по два человека.


  1. Анаэробы.

Организмы, которые существуют за счет энергии, выделяемой при реакциях брожения, и обитают в бескислородных условиях.

  1. Прокариоты.

Организмы, генетический аппарат (нуклеотид), которых представлен кольцевой молекулой ДНК, не связанной с белками, находящейся в цитоплазме.

  1. Споры.

Одноклеточное образование, служащее для бесполого размножения и способного развиваться во взрослую особь или для выживания в неблагоприятных условиях.

Суперигра.

Палочковидная форма бактерий.


  1. Бациллы.

Подведение итогов игры и выставление коментированных оценок.

Итак, что сегодня вы узнали на уроке?


1. выявили различие в строении прокариот и эукариот;

2. дали определение аэробам и анаэробам;



  1. рассмотрели спорообразование у бактерий;

Домашнее задание: п. 2.7 прочитать, ответить на вопросы после параграфа, выучить определения новых понятий. Повторить п. 1.8




Леди — это женщина, которая делает мужчину похожим на джентльмена. Рассел Лайнз
ещё >>